Он говорить не о внешней организации Церкви, а о духе, который проникает её. « Церковь » для него не отвлечённое понятие, не отдельный пункт Христианского учения, а жизненный факт, который требует благоговейной и всецелой преданности и постоянного не только сообразования с ним жизни, но и полного воплощения в ней. Он глубоко и всей душой верит, что этот идеал может быть осуществлен и отдаёт на служение ему всё, что имеет, свои силы и особенно полное любви сердце и могущественный дар красноречия. Слава Церкви всегда восхищала его; слава же Церкви и ее созидание руководили им и воодушевляли его на многотрудном поприще пастырской деятельности в обеих восточных столицах; а глубочайшее по своему содержанию понятие о церкви и ее задачах служило неисчерпаемым источником и для начертанного им возвышеннейшего идеала пастыря, и для постоянной проникновенной проповеди о взаимной любви и милосердии к маловажным и уничиженным членам церковного тела, о которых всегда болело его сердце, и для решения издавна мучительного вопроса об отношении богатства и бедности. С верою в этот идеал он отправляется в ссылку и среди страданий изгнания проявляет апостольскую ревность о распространении пределов ее: весть о спасении душ язычников в состоянии заставить его от удовольствия забыть даже, что он живёт в пустыне (К пресвит. Геронт. 3:672); а из Кукуза мы слышим убеждённое слово низложенного Святителя: «все эти смуты и козни, направляемые против Церкви, похожи на волны, которые, ударяясь в скалу, разбиваются сами, обращаясь в пену» (К пресвит. и монах. проповед. в Финикии, 3:723). Святой Иоанн Златоустый в беседе о святом священномученике Фоке говорить: «Как взирающий на Солнце не делает этого светила более светлым, но освещает собственные глаза свои, – так точно и почитающий мученика не его делает более славным, но сам от него обретает просвещающее благословение» (1:2:747). Эти глубоко поучительные слова Святителя вполне применимы к нему самому в торжественный день, посвящённый благоговейному почитанию и прославлению его имени: для святого Иоанна Златоустог о «не будет никакой славы от присутствия многих» , а нам «благословение будет прибылью» от усердия, которое собрало сюда и «сделало блестящим день праздника».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Муч.) 10. Мч. Кодрата и дружины его: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискеита, Хариессы, и проч. – Мч. Кодрата Никомидийск., и с ним: Саторина и Руфина, и проч. Преп. Анастасии, переименовавшейся Анастасием. 11. Св. Софрония, патр. Иерусал. С.мч. Пиония, пресв. Смирнск. – Св. Евфимия, архиеп. Новгор., чуд. Сл. Святит. 12. Пр. Феофана испов., Сигрианского Св. Григория двоеслова , папы Римского. Пр. Финееса, игум. 13. Св. Никифора, патр. Царегр. Муч. Александра, Савина, Африкана, Терентия. Мчц. Христины. 14. Преп. Венедикта. Прест. Феогноста, митр. Киевск. 15. Муч. Агапия, Тимолая, Ромила и др. С.мч. Александра героя. Мч. Никандра и др. 16. Муч. Савина и Папы. Муч. Трофима и Фала. – Ап. Аристовула. Св. Серапиона, еп. Новгор. 17. Пр. Алексия, человека Божия. – Пр. Макария, игум., Колязинского чуд. (Сл. Препод.) Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Преп.) 18. Св. Кирилла, архиеп. Иерусал. Преп. Анина монаха, чудотв. 19. Муч. Хрисанфа и Дарии, и с ними: Клавдия, Иларии, Иасона и Мавра. 20. Преп. Отец, в обители гв. Саввы избиенных: Иоанна, Сергия, Патрикия и проч. Мчц. Фотины Самарянки. 21. Преп., испов., Иакова еписк. Св. Кирилла, еп. Катанск. Св. Фомы, патр. Константиноп. 22. С.мч. Василия, пресвит. Анкирск. Преп. Исаакия. Мчц. Дросиды. 23. С.мч. Никона и 200 учеников его, с ним мучившихся. Преп. Никона Печерского. Муч. Филита и Лидии. 24 Предпр. Благовещ. пресв. Богор. Преп. Захарии. Св. Артемия, еп. Фессалонитск. Св. Артемона, еп. Селевкии. Св. Иакова исповедника. 25 21 Благовещение пресв. Богородицы. Апостол. Евангелие. (Парем. особ.) 26 Собор архистратига Гавриила. С.мч. Иринея, еп. Сирмийск. Преп. Малха. Пр. Василия нового. – Муч: Вафусия пресвит., Агна, Лариссы и др. 27. Преп. Матроны Селунской. Пр. Иоанна прозорливого Муч. Мануила и Феодосия. 28. Преп. Илариона нового, испов. Пр. Стефана. Мч. Ионы, и др. Пр. муч. Евстратия Печерского. 29. Пр. Марка, еп. Арефусийск. Мч. Кирилла диакона и иных. 30. Пр. Иоанна, списат. Лествицы. Апост. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и др. – Св. Еввулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

книгу о должност. пресвит. напр. 109. Если же епитимиец знает грамоту, то священник может давать ему книги для чтения, избирая и назначая преимущественно такие, которые способствовали бы к возбуждению чувства и сокрушения вообще о грехах и, в особенности, о том, за который состоящий под епитимией предан церковному покаянию, и требовать от него отчета в прочтенном; 4) наблюдать, чтобы преданный епитимии приходил ко всем службам церковным и во все четыре поста, а если можно, то и чаще исповедовался (но не причащался); и при этом назначать ему определенное число поклонов как в церкви, так и дома, и другие дела благочестия, смотря по внутреннему и внешнему состоянию кающегося. 5) На все время публичной епитимии не допускать к приобщению св. Таин, кроме случая опасной болезни и об этих случаях тогда же доносить епархиальному преосвященному; 6) хотя публичная церковная епитимия, по распоряжению епархиального начальства, обыкновенно назначается на определенное число лет, но по правилам св. отцев и по указу св. Синода, от 21 марта 1870 г., как и в обыкновенных случаях, она может быть сокращаема или продолжаема, смотря по чувствам и состоянию каждого кающегося, поэтому священник, если в порученном его надзору и попечению состоящему под епитимией усмотрит искреннее и живое раскаяние и исправление, то должен об этом представить епархиальному преосвященному, прося о сокращении времени назначенной епитимии (смотр. реглам. духов. правл. о правилах причта церковного ст. 14 и книг. о должн. пресвит. 106 и 108). Равным образом священник должен доносить преосвященному и о том, если состоящий под епитимией будет оказываться нераскаянным, неисправимым и не готовым выполнять назначенное ему хождение в церковь , исповедь во время постов, поклоны в церкви и другие дела благочестия. Вообще же о всех, находящихся при той или другой церкви по распоряжению епархиального начальства, лицах состоящих под епитимией духовники должны по полугодно рапортовать консистории с показанием: кто за что, на сколько времени и с какого времени находится на епитимии, а также по окончании каждой определенной епитимии тогда же доносить консистории (Смотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Артемий, праведный Веркольский, ум. 1532. 23 июня и 20 окт. Артемия царевпа, дочь Диоклетиана, муч. Римская ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Артемон, еписк. Селевкии Писидийской, ученик ап. Павла. 21 марта. Артемон, пресвит. Лаодикийский, муч. Кесарийский ок. 303 года. 13 апр. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномученицы Салернские при Диоклетиане. 6 июня. Архилий иерей, муч. с Иеремием. 6 апр. Архипп, ап. из 70, с Филимоном н Апфией. 19 февр. и 22 нояб. Архипп преп., живший в Хонах, при храме архистр. Михаила. 6 сент. Асинкрит, ап. из 70. 8 апр. Асир, сын праотца Иакова. В нед. праотец. Аскалон, муч. Антинойский при Диоклетиане от Арриана. 20 мая. Асклипиад, муч. Смирнский при Декии, с Пионием пресвитером и др. 11 марта. Аскипиодота муч., с Максимом и др. 19 февр. Асклипиодот муч., с Диомидом и др. 3 июля. Асклиада, муч. Фракийская при Максимиане, с Феодотом. 15 сент. Астерий синклитик, муч. Кесарийский в Палест. при Галлиене (ок. 260), с Марином. 7 авг. Астерий, муч. Римский при Клавдии (ок. 270), ст. Марином и др. 6 июля. Астерий, муч. Киликийский при Нумериане, с Фалалеем. 20 мая. Астерий, муч. Момисвестийский (? – Киликийский – пРим.ред.) при Диоклетиане (303), с Клавдием и др. 21 окт. Астий, еписк. Диррахийский, муч. при Траяне. 4 июня. Астион монах, муч. Алмпридский на Дунае, около времен Диоклетиана, с Епиктетом пресвит. 7 июля. Аттик, Агапий, Евдоксий, Катерий, Пактовий, Истукарий, Никтополион и др. воины, мучч. Севастийские при Декии. 3 ноября. Аттик, патриарх Цареградский, ум. ок. 425. В субб. с. Аттий, из 9 мучч. постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Африкан, муч. Африканский при Декии, с Терентием и др. 10 апр. Афродисий, преп. Палестинский 6 века. В субб. с. Аффоний, муч. Персидский ок. 343 г., с Акиндином и др. 2 нояб. Ахаз праведный 1 апр. Ахаик, ап. из 70. 4 янв. Ахилла, преп. Скитский, 5 века. В субб. с. Ахиллий, еписк. лариссийский, ум. ок. 330. 15 мая. Ахия пророк. 12 ноября. Афанасий, еписк. Тарса Кил., муч. при Валериане, с Анфусой и др. 22 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Титу, читаемый в неделю Отцев седьмого Собора (Тит.3:8–15) Преблаженный Апостол Тит, происходящий от Еллинского рода, ученик был Богопроповедника Павла. Он столь верно и ревностно проходил Апостольское служение, что Божественный Павел братом его своим и чадом присным именовал ( 2Кор.2:13 ; Тит.1:4 ): велика сия похвала, которая доказывает горячайшую веру и великую добродетель Тита. Когда же Павел пришедши в Крит проповедал Евангельское слово, тогда оставил его там, дабы он по усмотрению своему довершил то, чего сам не окончил, поелику поспешал и другие народы научить познанию истины. « Сего ради », писал к нему, « оставих тя в Крите, да не докончанная исправиши, и устроиши по всем градом Пресвитеры, якоже тебе аз повелех » ( Тит.1:5 ). Вот другая похвала, которая доказывает, что Тит от самого сосуда избранного признан достойным великого и высокого сана Архиерейства, чтобы назирать и исправлять души. Писал он послание к нему, как некоторые говорят, из Никополя Македонского (Феодорит. Икум.). Все же послание научает тому, что настоятелей Церкви есть дело избирать священнослужащих, наставлять и духовно управлять каждого из пасомых. А часть из послания сего, где пишется о обращении с еретиками, читана ныне потому, что Церковь православная торжественно творит ныне воспоминание Соборного собрания трехсот шестидесяти пяти святых Отцев, кои неоднократно их вразумляя, и в заблуждении обличив, предали не исправившихся проклятию, как развращенных и самоосужденных. Кои со вниманием послушают толкования сих Апостольских слов, те видя, что Богоносные Отцы и об еретиках постановление сделали по правилу Апостольскому, еще более утвердятся в том, что все, что ни узаконила Церковь Православная, есть Апостольское и свыше установленное. Тит.3:8 . Чадо Тите, верно слово, и о сих хощу тя извещати, да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу: сия суть полезна человеком и добра. Какое есть верное слово? « Явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце » ( Тит.2:11–12 ). Сие есть слово верное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Спустя год святой Едесий был отведен из Палестины в египетский город Александрию. Увидя здесь однажды языческого князя Иероклея, восседавшим на судилище и чрезмерно ярившимся на христиан (он отдавал целомудренных дев и жен христианских на поругание язычникам), святой Едесий исполнился мужества и дерзновения; устремившись к тому князю, святой Едесий в присутствии всех ударил его по лицу, затем поверг на землю, продолжая бить, укоряя его в тоже время во всеуслышание за его неправедный суд. Тотчас же святой Едесий был схвачен воинами, бывшими здесь и предан на мучение подобно своему брату святому Амфиану. После продолжительных мук, святой Едесий был предан одинаковой с братом смерти, быв утоплен в море. Таким образом и святой Едесий принял святой венец мученический вместе с Амфианом, быв награжден им от Христа, Спаса нашего, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом, во веки. Аминь. Память преподобного отца нашего Тита чудотворца Блаженный отец наш Тит, с юных лет возлюбивший Христа и возненавидевший мир, подвизался в киновии [ 1 ]. Приняв на себя образ иноческий, он с великим терпением проходил здесь скорбный и тернистый путь жития иноческого. За свою великую добродетель смирения и послушания, в которой преподобный Тит превосходил всех братий той киновии, он был возведен в сан пресвитера, — пастыря словесных овец. Преподобный Тит был преисполнен великой любви к своим ближним. Сохраняя себя чистым и душевно, и телесно с самого юного возраста, святой Тит являлся как бы Ангелом Божиим на земле. За свою добродетельную жизнь преподобный Тит был удостоен от Бога дара чудотворения. Сияя добродетелями иноческого жития, святой Тит был в то же время непоколебимым столпом православия, так как ревностно защищал святую Церковь от нападков на нее еретиков-иконоборцев [ 2 ]. Пожив достаточно и указав своим последователям достойный подражания образец жития постнического, преподобный Тит с миром отошел ко Господу [ 3 ].   В тот же день совершается память святого мученика Поликарпа, пострадавшего в Александрии [ 4 ] при императоре Максимиане. Святой Поликарп обличил игемона Александрии за несправедливое пролитие им неповинной крови христианской, за что и был предан многоразличным мукам. Но так как святой Поликарп оставался твердым и мужественным исповедником имени Христова и посреди мучений, то, по приказанию игемона, он был усечен мечем [ 5 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

4. Найти в Посланиях требования к священнослужителям. План семинара Введение. Общие сведения о Пастырских посланиях ап. Павла 1. Какие послания называются Пастырскими и почему? 2. Место Пастырских посланий в Каноне Нового Завета 3. Вопрос об авторстве Посланий: версии критической точки зрения о Пастырских посланиях, их аргументы; традиционная церковная версия, ее основные аргументы. 4. Судьба ап. Павла после освобождения из первых уз. Сведения свящ. Предания: топография, хронология, историография. Вторые узы: правление Нерона, нарастание политической напряженности, начало гонений на христиан 5. Оформление организационной структуры Церкви. Смена поколений в руководстве Церковью, наследники апостолов П. Авторство, адресаты послания, обстоятельства его написания 1. Ап. Павел как автор 1 Тим. и Тит. Освобождение из уз, дальнейшие события 2. Возможные место и время написания Посланий 3. Цели и задачи Посланий 4. Сведения об адресатах Посланий. Тимофей и Тит., их знакомство с ап. Павлом, все места в НЗ, упоминающие о Тимофее и Тите. Эфесская община, ее связь с ап. Павлом; Критская община Учение посланий III. Изложение учения о церковной иерархии, о пастырстве 1. Применение ап. Павлом названий иерархических степеней и их соответствие нынешней терминологии 2. Наставления о епископах (пресвитерах): качества, необходимые для священства. ( 1Тим. 3:1 – 7 , Тит. 1:5 – 9 ). Задачи пастыря: чтение, наставление, учение ( 1Тим. 4:13 ), ( Тит. 1:13 – 14, 2:1 – 10, 2:15 – 3:2 ) 3. Условия диаконского служения ( 1Тим. 3:8 – 15 ), их общие черты с требованиями для епископов (пресвитеров) 4. Об обвинениях на священнослужителей ( 1Тим. 5:19 ) и проверке кандидатов: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ) 5. Соответствие требований к церковным пастырям в сравнении с современными требованиями к рукоположению IV. Полемика с гностическим богословствованием 1. Искажения учения: басни и бесконечные родословия» ( 1Тим. 1:3 – 7 ), «Пустые споры и словопрения» ( 1Тим. 6:3 – 5 ), «негодное пустословие и прекословие лжеименного знания» ( 1Тим. 6:20 ). Ложная христология. Возможные предположения о богохульстве Именея и Александра ( 1Тим. 1:20 ). «Пустословы и обманщики из обрезанных» ( Тит. 1:10 ), «Иудейские басни и постановления людей, отвращающихся от истины» ( Тит. 1:14 ), «Глупые состязания и родословия, споры и распри о законе» ( Тит. 3:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В то время, когда Павел писал второе послание к Тимофею, Тит находился в Далмации 35 , где он или вновь насаждал христианство , или утверждал христиан в вере Христовой. Без сомнения, как епископ Крита, из Далмации Тит возвратился на остров Крит и посвятил остальную свою жизнь и деятельность окончательному устройству критской церкви и распространению Евангелия между жителями острова Крита и близ лежащих островов. В жизнеописании Тита, по преданию составленным Зиною (Zenas legisperitus do vita et actis Titi), рассказывается, что Тит, во время своего пребывания на Крите, обратил ко Христу Плиния Секунда. Вот самое сказание об этом обстоятельстве. „Однажды, когда Тит проходил мимо храма Юпитера, построенного Секундом по повелению императора, изрек на него проклятие, и здание тотчас же разрушилось. Тогда Секунд пришел к Титу и со слезами просил пощадить его самого от угрожающей опасности. Тит дал ему советь построить здание во имя Бога христианского, и когда храм был построен, Секунд крестился со своим сыном“. – О епископском звании и проповеднических трудах Тита на Крите и близ лежащих островах свидетельствует церковная древность. Так Евсевий в своей церковной истории говорит: „повествуют ( στορειται), что первый получивший жребий епископства над церковью ефесской, был Тимофей, а над церквами критскими Тит“ 36 . Бл. Иероним свидетельствует: „Тит, епископ Крита, проповедовал Евангелие Христово на том же острове и в окружных странах“ 37 . Бл. Феодорит пишет, что Тит был апостолом и епископом Крита 38 . В Амвросиасте говорится: „Апостол посвятил Тита во епископа, и поэтому увещевал его, чтобы он заботился о церковном управлении“ 39 . В Постановлениях апостольских читаем: „из епископов, нами рукоположенных при жизни нашей, нам известны следующие: – рукоположенный Павлом Тит критский“ 40 . Епископская кафедра Тита была, по свидетельству Зины 41 , в главном городе острова Крита Гортине; что и естественно, так как главный город Крита был самым лучшим местопребыванием для предстоятеля церкви; отсюда Титу удобнее было надзирать за церковными обществами, утверждать христиан в вере Христовой и приобретать новых последователей Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

«Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поскольку в греческом тексте стоит один определенный артикль к обоим словам, эта фраза утверждает Божество Иисуса». (Новая Женевская учебная Библия, 2Пет. 1:1 ); «Фраза Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа относится только к Иисусу и тем самым является важным свидетельством веры ранних христиан в Божественную природу Христа». (Новый библейский комментарий, Новый Завет, 2Пет 1:1 ). В этом отношении также можно сравнить данный стих 2Пет 1:1 с посланием апостола Павла: «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:13 ). 2Пет. 1:1 – του θεου ημων και σωτηρος ιησου χριστoυ арт. Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа Тит. 2:13 – του μεγαλου θεου και σωτηρος ημων ιησου χριστου арт. великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Гал. 1:4 – του θεου και πατροσ ημων арт. Бога и Отца нашего 2Пет. 1:1 по своей структуре отличается от послания к Титу ( Тит.2:13 ) лишь расположением слова ημων – нашего, что не является существенным отличием. Конструкция текста Тит. 2:13 идентична посланию Гал. 1:4 , где речь идет только об одной личности – Боге Отце. Следовательно, в Послании к Титу Тит.2:13 имеется в виду также только одна личность, и выражение «Бога и Спасителя» относится только к Иисусу. Павел в послании к Титу Тит. 2:13 подчеркивая божественное величие Христа, таким же образом, как и Петр, использует только один определенный артикль, опуская его перед словом «Спасителя». Безусловно, Иисус Христос считался Богом, причем это подтверждается и тем, что выражение «явления славы» в послании Титу Тит.2:13 , стоящее перед словом «Бог», однозначно не может относиться еще и к Богу Отцу, так как во всех других местах посланий Апостолов это относится только ко Христу: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете». (1-е Петра 4:13); «соблюсти заповедь беспорочно и безупречно до явления Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Тим.6:14 , ПЕК).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Комментарии Женевской Библии на послание к Титу Введение Автор Послание к Титу было написано Павлом (см. Послание к Тимофею. Введение: Автор). Время и обстоятельства написания Это послание, как и Первое послание к Тимофею, было составлено Павлом во время его четвертого миссионерского путешествия и может датироваться 62-м-64 г. по Р.Х. (см. 1 Тим.: Время и обстоятельства написания). Тит христианин из язычников (эллин), вероятно, обращенный Павлом ( Тит. 1,4 ). Новый Завет мало что сообщает о нем, в книге Деяния он не упоминается. Известно, что на заре своей миссионерской деятельности Павел взял Тита с собой в Иерусалим, где отказался подвергнуть его обрезанию ( Гал. 2,1–3 ); по всей видимости, Тит был спутником Павла в его втором и третьем миссионерских путешествиях и какое-то время в четвертом. Он был надежным и верным сотрудником, на которого Павел мог положиться в сложных ситуациях, вроде той, что возникла в Коринфе ( 2Кор. 8,6.16.23; 12,18 ). Позднее Тит нес служение как представитель апостола Павла на Крите ( Тит. 1,5 ) и в Далматии ( 2Тим. 4,10 ). Павел писал Титу из Македонии (3,12). Во время одного из своих путешествий он и Тит занимались миссионерской деятельностью на Крите (1,12). Отбывая с Крита, Павел оставил там Тита для продолжения своего дела (1,5). Это послание Павел написал Титу, чтобы воодушевить его довести свое служение на острове до конца. В частности, Павел хотел, чтобы Тит завершил организацию церковных общин (1,5–9), боролся против ереси, которую внесли бывшие там лжеучители (1,10–14; 3,9–11), и наставил общины, как надлежит себя вести (2,1 3,8). Характерные особенности и темы Как и Первое послание к Тимофею, Послание к Титу заслуживает внимания за сведения об организации церкви. Оно содержит подробное описание качеств, которыми должен обладать избираемый на служение пресвитера или епископа (1,6–9), а также важные свидетельства о том, что звания «пресвитер» и «епископ» относятся к одной иерархической ступени, а не к различным (1,7). Подобно 1 Тим., в Послании к Титу выражена серьезная озабоченность о здравом учении (1,9.13; 2,1.2). Оно содержит два важных богословских размышления о благодати, явленной Богом через Иисуса Христа (2,11–14; 3,4–7), утверждение о втором пришествии Христа (2,13), о совершенном за нас искупительном деле Христа (2,14), о возрождении Святым Духом (3,5) и оправдании благодатью (3,5.7). В этом послании также содержится догмат о Божестве Христа звание Спаситель применяется свободно и в одном контексте и к Богу (1,3; 2,10; 3,4), и ко Христу (1,4; 2,13; 3,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010