Устрашенная всем этим, братия много оплакивала умершего злой смертью Евагрия, и похоронили его с открытыми глазами и устами, и расставленными руками. А сами стали внимательно оберегаться от вражды, прощая друг другу, если кто на кого имел жалобу ( Кол.3:13 ), и вспоминая, после наказания Евагрия, слова Господа, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ( Мф.5:22 ), и слова, сюда относящиеся, святого Ефрема: «если кому случится умереть, он встретит неумолимый суд», и можно было сказать тогда о тех вразумленных братьях: «велик мир у любящих закон Твой» ( Пс.118:165 ). Но особенно сам блаженный этот пресвитер Тит, видя, что за то, что он искал мира с братом, он нашел мир с Самим Богом, и Им сохранен был от смерти душевной и телесной, с тех пор никогда не предавался вражде, но всячески ее искоренял в себе, и приобрел никогда не ослабевающую любовь в Боге ко всей братии любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ), как корень мира, любовь чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, любовь долготерпящую, милосердствующую, не завидующую и содержащую все прочие добродетели, в особенности же целомудрие, пост и постоянную молитву ( 1Кор.13:4 ). Ибо воспринял этот блаженный слова Писания: «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, больше всего же имейте усердную любовь друг к другу» ( 1Пет.4:78 ). Итак, при своих пресвитерских жертвах, совершал он память соответственного евангельского слова, что любить Бога и ближнего больше всех всесожжений и жертв ( Мф.12:33 ). Приобрел он и мир совершенный, и так он, покрытый совершенством любви, не мог поскорбеть и сказать: «Нет мира в костях моих от грехов моих» ( Пс.37:4 ). Но совершенный мир этого преподобного подвижника был таков, что над ним исполнились неложные слова апостола: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир» ( Рим.14:17 ). Потому ради мира и на небе преп. Тит удостоился того упокоения, в жажде которого он уснул в Господе после великих богоугодных трудов. И почивает он нетленным телом в пещере, где там много святых, как в дальнем небе, а равноангельным духом вознесен в горнее небо на вечный покой руками явившихся к нему прежде ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный же Арефа, наставляемый Богом, с тех пор изменился к лучшему умом и нравом, так что все дивились и говорили о нем с Апостолом: « Идеже умножися грех , преизбыточествова благодать» ( Рим. 5:20 ). Тот, кого прежде никто не мог удержать от хулы, никогда потом не прекращал хвалу, постоянно славя и благодаря Бога гласом Иова: « Господь дал, Господь и взял, как Господу угодно, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно» ( Иов. 1:21 ). Также и в прочих своих прегрешениях он каялся усердно, прилежа нелицемерной нищете, послушанию, заботясь не только о чистоте внешней, но и внутренней, подвизаясь в молении, непрестанном безмерном посте, и был богат многими иными телесными и душевными добродетелями (к которым привела его добродетель благодарения). Более, чем серебром или золотом – добродетелями же достигай Самого Бога. К Нему после многих трудов преставился он на вечный покой и положен с честью в пещере, где чудотворным нетлением мощей своих свидетельствует и о помиловании своем, и о блаженстве своем, равном блаженству милостивых. Его святыми молитвами да будем и мы, пожив с благодарением, помилованы, да с ним вместе в Царствии небесном будем благодарить Бога в Троице в бесконечные веки, аминь. Житие преподобного отца нашего Тита пресвитера 11 марта (27 февраля) Он был в ссоре с диаконом Евагрием и видел, как тот, не простив его, был поражен от ангела огненным копьем; сам же он, так как просил прощения, был рукой ангельской восставлен от болезни. Как открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, так и мир Божий, который превыше всякого ума ( Рим. 1:18 ; Флп. 4:7 ), соблюдает разум и сердце, тело и душу человека, ищущего мира. Об этом нам свидетельствует бывшим ему откровением блаженный Тит. Иночествуя в Печерском монастыре, он почтен был саном пресвитерства и наставлен был на подвиги, достойные блаженства святых. С ним случилась такая вещь. Был у этого блаженного пресвитера Тита брат по духу, черноризец того же монастыря, именем Евагрий, саном диакон; блаженный пресвитер Тит имел с ним большую и нелицемерную дружбу, так что все дивились их единодушию и искреннему взаимному расположению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Братия хотели примирить их; они и слышать о том не хотели. Пресвитер Тит сделался сильно болен, так что потерял и надежду выздороветь. Тогда он начал горько плакать о своем грехе и послал к Евагрию, чтобы он пришел проститься с ним. Тот не только не пошел к нему, но еще обругал его жестокими словами. Братия, видя Тита умирающим, насильно привели Евагрия, чтоб он простился с братом. Больной, увидев его, встал с постели, упал к ногам его и со слезами говорил, «прости меня, брате, и благослови». Евагрий отворотился от брата и произнес такие слова: «не хочу проститься ни в этом, ни в будущем веке». Сказав это, он вырвался из рук братии и тут же упал. Братия хотели поднять его, но нашли его бездыханным. Больной же пресвитер встал в то время и сделался здоровым. Что было с тобою? спросили Тита. «Я видел, говорил он, Ангелов, отступивших от меня и сетующих о душе мой; а темные духи были в восторге, что во гневе не прощаю брата. И начал я просить брата о прощении. Когда привели его ко мне: увидел я Ангела с пламенным копием; когда тот не захотел простить меня грешного, Ангел ударил его, и он пал мертвым, а мне сей Ангел подал руку и исцелил меня». Тяжкий и опасный грех есть ложь Два вора пришли к преподобному Григорию Печерскому и говорили ему жалобно: «отче! товарищ наш приговорен к смерти, дай что-нибудь для его выкупа. Блаженный со слезами сказал: «бедный он, пришла смерть его». Если ты дашь что-нибудь, говорили воры, то не умрет он. «Если и дам, то умрет, отвечал старец; и спросил их: скажите мне: на какую смерть осужден он? Повесят его на дереве, сказали воры. Святый сказал: «завтра же исполнится это». Затем пошел в свою пещеру, вынес несколько книг и, отдавая оные, сказал: «возьмите, а если не понадобятся, возвратите мне». Они пошли и смеясь говорили: продадим книги и деньги разделим. Уходя от него, они увидели в саду его много яблок и решились оборвать их. Наступила ночь; они пришли все трое, завалили снаружи двери его пещеры и пошли в сад. Один полез рвать яблоки. Сук, на котором стоял он, с треском обломился; товарищи его испугались и убегли, а он повис на ветвях и удавился.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Казанский, приводя полную редакцию Сказания, замечает: «Сличая приведенное нами сказание с сказанием летописи, не видим ли мы, что летописное служило для него основой? Самый язык сказания там, где оно отступает от летописного, есть уже позднейший. Мог ли Нестор называть Владимира самодержцем русския земли?» 261 . Вполне соглашаясь, что летописная редакция Сказания, да ещё Несторово Житие Феодосия Печерск. – дали литературную Форму распространенной редакции, мы, к сожалению, не можем воспользоваться последним доводом: « «самодрьжьцемъ вьсеи роусьски земли» называет князя Владимира Святославича ещё составитель Сказания о св. Борисе и Глебе 262 . Кассиан. II ред. Печерск. Патер. легла в основу: польского печатного издания 1635 г., рукописной редакции Иосифа Тризны, рукописной же редакции Каллистрата Холошевского и, наконец, печатных славянских изданий, начиная с 1661 года. 6. Польский Paterikon Сильвестра Коссова «Paterikon» 263 , составленный, по повелению и благословению митр. Петра Могилы , епископом Сильвестром Коссовым, – преследует двоякую цель: а) явить свету, отряхнувши пыль от хартий, веками сокрытый и погребенный в сокровищницах монастырских Патерик, т. е. жития святых отцов Печерских, и b) опровергнуть неосновательные возражения против святости и православия сих отцев, заградив таким образом уста тем, кто ведет непотребную борьбу с русскою церковью 264 . Собственно Печерский Патерик начинается Житием пр. Антония (стр. 17 и д.) 265 : это – распространенная редакция Сказания что ради прозвася Печерск. монаст. На стр. 24–54 Житие пр. Феодосия 266 : сюда входит Слово о перенесении мощей (стр. 50–52) и О поковании раки (52–4), но за то выделены в особые жития биографические сведения о Стефане (57–8), Дамиане (68–9), Варлааме (71–5) и Никоне (76–8). За Житием пр. Феодосия следует Слово о создании цер. Печерск. (стр. 58 и д.: «О zbudowaniu Cerkwie Nawietszey Panny Pieczarskiey»), но без Чуда о Иоанне и Сергии, помещенного особо. Далее – Слово о первых черноризцах Печерск.: Дамиане (68–9), Матфее (70 –1) 267 268 ) и Иеремии (71).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Источниками для изучения предполагаемой Несторовой Летописи служат – Повесть врем. лет и Печерский Патерик. В повести вр. л. Сказание читается под 1051 годом 79 , Слово о первых черноризцах Печерских – под 1074, а о перенесении мощей – под 1091-м. Что касается Печерск. Патерика, то в (первоначальной) основной его редакции, как увидим после, читается одна только летописная статья – Слово о первых черноризцах Печерских, в том виде, в каком она сохранилась и в Повести вр. л. Сказания о начале Печерск. монастыре нет и в некоторых списках Арсениевской редакции Патерика, напр. Берсеньевском 80 и Казанск. дух. Академии 81 ; за то в других 82 оно читается с тою особенностью, что в тексте, как мы уже упоминали, нет слов «к нему же и аз придох».., после: « же живущу в монастыри... и всякого приходящааго к немоу»... Не целиком вошло в эту редакцию Патерика и Слово о первых черноризцах Печерск.: в одних рукописях 83 находим рассказ о Дамиане и Иеремии, а в других – только о Дамиане 84 . Наибольший интерес при изучении Несторовой Летописи представляют Кассиановския редакции Печерск. Патерика: первая и вторая. Последняя имеет целый ряд характерных особенностей и по сравнению с первой. Она же легла в основу всех позднейших изводов Печерск. Патерика: Иосифа Тризны 85 , Каллистрата Холошевского 86 , Сильвестра Коссова и славянских печатных изданий. Не много исторически–достоверных сведений имеется и о св. Симоне 87 . Постриженник Киево–Печерской обители, он был сначала игуменом Владимирского Рождество–Богородицкого монастыря 88 и духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича 89 , а потом – епископом Владимирским и Суздальским. Заняв великокняжеский престол, Юрий Всеволодович не пожелал быть в церковной зависимости от Ростова 90 – и в 1214 г. «посла Симона игумена от Рожества пречистыя Богородицы в Киев к Матфею Митрополиту Киевскому и всеа Русси ставитися в епископы в Суздаль и в Володимерь, и поставлен бысть в Суздаль и в Володимерь в епископы» 91 . Через год начались княжеские междоусобия, кончившиеся тем, что Юрий вынужден был удалиться в «Радилов градец», уступив «великое княжение Володимерское и Ростовское» старшему брату Константину Всеволодовичу: помолившись в церкви Пресв. Богородицы и поклонившись праху отца, князь «вниде в суды с епископом Симоном, и со княгинею, и с детми своими, и с людми, и с малою дружиною своею, и пришел вниде в Радилов градец» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Но наконец Отец некогда приметах, что Его проводят и коварно обманывают, что между тем как Он дал лучшую часть человека, Он лишается большей части людей. Посему сжалившись о душе, которую вдунул, Он отрыгнул из сердца Своего, в пять тысяч пятисотом году, Слово, Которое есть Михаил архангел, ибо сказано: наречется велика совета Ангел, и Которое называется Иисусом, поскольку врачует всякую болезнь и всякую язву, и Христом, поскольку помазано было плотью. Слово сошло с небес и воплотилось не действительною плотию, а только привидением, вошед чрез правое ухо Девы и вышед тем же путем; устроив из Своей жизни призрачное зрелище, Оно обмануло Сатанаила, связало его толстою и тяжелою цепью, заключило в тартаре и отняв от его имени ил оставило ему только сатана. Исполнивши Свое служение, Слово возвратилось к Отцу и снова разрешилось во чреве Его, в котором было заключено прежде (Зигаб. § VIII). 7) О крестных страданиях Христовых богомилы учили, что Он распят был не по Своей воле и не за спасение человеческое, но по нужде (Козьма пресвит.); что демоны измыслили крест, чтобы погубить Его (Зигаб. § XV). Посему они называли крест враждой Богу и говорили: «аще кто убиет царева сына древом, может ли то древо любо быти царю, такоже и крест Богу (см. рукопп. Троицкой лавры 205, л. 427 об., Кормчая гл. 90). На этом основании они не только не почитали изображений креста, но и ругались над ними (и посекали кресты, поставленные на возвышениях, где прежде стояли кумиры, Козьма пресвит. Как примирять этот пункт с предыдущим, не совсем ясно). ЧЧто касается до собственной церкви богомилов и их богослужения, то они не имели особых мест для общественного богослужения или храмов. Они говорили, что Вышний живет не в рукотворенных храмах, но небо Его жилище (Зигаб. § XVIII), и называя храмами распутия (Козьма пресвит.), совершали молитву каждый у себя дома 146 . Называя литургию все общественное богослужение христиан многоглаголанием, они принимали одну молитву «Отче наш» и совершали свои моления – одни по четырежды днем и четырежды ночью (Козьма пресвит.), иные по семи раз днем и до пяти риз ночью, иные по десяти раз – по пятнадцати (Зигаб.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Во втором отделении как разъясняет Апостол: а) Чему учить верных, сообразно их возрасту и состоянию ( Тит. 2:1–10 )? б) Как учить ( Тит. 2:11–15 )? в) Чему учит пасомых касательно внешних отношений к гражданским властям и языческому обществу ( Тит. 3:1–8 )? г) Как держать себя предстоятелю церкви по отношению к еретикам ( Тит. 3:9–11 )? Вопросы к отделу «о качествах пресвитеров» Одноженство пресвитера ставит ли его выше всякого двоеженца? Справедливо ли достойных самих по себе мужей не допускать до священства ради недостоинства их детей? Какие выводятся отрицательные качества доброго пастыря из понятия о верном экономе, или домоправителе в церкви Божией ( Тит. 1:7 )? Каковы суть положительные качества доброго пастыря, и как в частности понимать его благолюбие, целомудренность, праведность, преподобие и воздержательность ( Тит. 1:8 )? Почему Апостол не просто сказал о достойном пресвитере, что он должен держаться верного слова, но еще прибавил по учению ( Тит. 1:9 )? Как рассуждает св. Златоуст насчет того, что Апостол все качества достойного священства завершает учительством? Вопросы к отделу: «о назначении христианской жизни к святости и добрым делам» Как словами апостольскими о явившейся благодати Божией обличается лжеучение об оправдании одной верой без добрых дел ( Тит. 2:11, 12 )? В каких словах Апостола слышится особенно сильное указание на божество Иисуса Христа ( Тит. 2:13 )? Откуда видна необходимость добрых дел для совершения нашего спасения чрез веру в Господа Иисуса Христа ( Тит. 2:14 )? От какого пренебрежения предохраняет св. Апостол пастыря церкви и за что собственно ( Тит. 2:15 )? Какого характера добродетели заповедует Апостол в 1-м и 2-м стихах III главы? Какие приводит Апостол причины или основания к тому, чтобы христиане, превосходя по жизни своей людей века сего вообще, в тоже время были кротки и снисходительны к сим людям ( Тит. 3:3, 4 )? На какие таинства указует Апостол словами о бане пакибытия и обильном излиянии Духа Святого ( Тит. 3:5, 6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Окончательное спасение оправданных откроется с явлением «славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:13 ), т. е. во второе и славное пришествие на землю Сына Божия для суда и воздаяния. Стих 2, 13 содержит догматическое указание Апостола на Божество Иисуса Христа. Указав Титу на необходимость проповеди учения о спасающей благодати во Христе ( Тит.2:15 ) и о новых началах жизни по благодати ( Тит.3:1–3 ), Апостол вновь возвращается к теме о спасении по благодати Божией ( Тит.3:3–7 ). Все мы были некогда настолько погружены во грехи и осуждены гневом Божиим, что никогда не смогли бы сами очиститься. Только Сам Бог Отец явлением Своего человеколюбия спас нас, обновив нас «Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа Спасителя нашего» ( Тит.3:5–6 ). Здесь в 3, 3–6 оказано о действии всей Святой Троицы в деле спасения грешника, почему этот текст ( Тит.2:11–3, 7 ) читается на праздник Богоявления. Во Христе мы «по упованию», т. е. в надежде, «соделались наследниками вечной жизни» ( Тит.3:7 ). Даром, по благодати, мы призваны к наследию, даром снабжены к этому благодатными силами, но дается оно не механически, а по мере активного усвоения благодати, почему Апостол так настойчиво и увещает уверовавших «быть прилежными к добрым делам» ( Тит.3:8 ). в) Об отношении к лжеучителям (Тит.3:8–14) Бесполезных словопрений с противниками этого учения, т. е. с лжеучителями, следует удаляться ( Тит.3:9 ). Однако, если лжеучители разрушают веру в других людях, их следует строго обличать и вразумлять. Если же они после нескольких вразумлений не исправятся, то Апостол советует прекращать общение с ними, как не подающими надежды на обращение ( Тит.3:10 ). Такой еретик «развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:11 ), т. е. совесть его осуждает, он знает, что противится истине; тем самым он хулит Духа Святого, что не простится ему никогда. В послесловии Апостол дает Титу ряд распоряжений относительно обеспечения его сотрудников, с тем, чтобы дать возможность верующим «упражняться в добрых делах... дабы не были бесплодны» ( Тит.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Несколько раньше иеромонах Иоасаф 107 время епископства того же Симона отнес к 1160–1172 гг. На XII век падает время жизни св. Симона и по «Описанию иконописи Киево–Печерск. Лавры», начала XVIII в.: здесь об адресате Симонова Послания, Поликарпе, замечено: «в старости глубоцей 1182, июля в 20 д., преставился» 108 . Разбор и опровержение всех этих свидетельств и соображений о жизни Симона в XII в. – у пр. Филарета 109 , В. Яковлева 110 и прот. М. Хераскова 111 . Позднейшие исследователи Владимирских святынь – прот. Виноградов 112 , А. Титов 113 , архиеп. Димитрий 114 и архиеп. Сергий 115 – доказывают, что было два Симона: один жил в XII в., а другой, списатель Печерск. Патерика, управлял Владимирской епископией с 1214 по 1226 г.; мощи первого почивают в Киевских пещерах, а второго – во Владимирском кафедральном Соборе, как можно видеть из древней надписи над гробницей: «мощи преосвященного Симона, епископа Владимирского, преставися в лето 6735 в 22 день мая». Против такого различения говорит жизнеописание Симона в Печерск. Патерике Тризны 116 и в печатных славянских изданиях 117 , откуда оно заимствовано в Четьи–Минеи св. Димитрия Ростовского , – и церковная Служба. В Службе он прославляется как « преподобныхъ оцъ Печерскихъ списатель извстный»: « добр написавъ на скрижалхъ срца твоег добродтели оцъ Печерскихъ, не скрылъ си тхъ под спудомъ молвы, оче, но движимь, весь оумъ свой братилъ еси оныхъ на ползу, инемъ написати»; или: « Аки размна пчела мысленны цвты, прп бныхъ собравъ, подалъ еси та, аки сотъ по теб живущымъ»... 118 С именем св. Симона в Печерск. Патерик вошло Слово о создании церкви Печерской и Послание к Поликарпу, черноризцу Печерского монастыря. Первое произведение было составлено не раньше 1222 г. 119 : в конце рассказа « писцевъ црквны къ игоуменоу Никону прграда» Симон говорит о построении кн. Владимиром Мономахом церкви в Ростове, а сыном его Юрием – в Суздале, « по бразу тоа цркви бгознаменныа», и при этом добавляет: « же по лте вс та распадошас же бца въ вкы пребывает»... 120 По свидетельству Лаврент. летоп. 121 , « в лето 6730 великый князь Георги заложи церковъ каменьну святыя Богородица в Суждали, на первмь мсте, раздрушивъ старое зданье, понеже учала б рушитися старостью, и верхъ ея впалъ б»... Правда, построение этой разрушившейся церкви приписывается здесь прадеду князя, а не отцу, но сообщение Симона заслуживает большего вероятия, чем летописное: кому и знать отчётливо историю местных святынь, как не местному епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Когда Павел задержался в Никополе, то снова призывал к себе Тита, говоря в своем послании к нему: «когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму» (Тит.3:12). И пришел к нему святой Тит в Никополь; побыв вместе с ним непродолжительное время, Тит снова был послан им в Крит. После этого святой Павел был взят в Иерусалиме, заключен в оковы и послан в Рим. Тит, услыхав обо всём этом, прошел в Рим, дабы видеть страдальческий подвиг своего учителя. Тит пробыл в Риме до кончины святого Апостола Павла; по усечении честной главы Апостола (что было сделано по приказанию Нерона [ 4 ], Тит предал погребению честное тело Апостола и снова возвратился к своей пастве, в Крит; престол святительства своего Тит имел в одном из лучших критских городов, называвшемся Гортиной; Тит трудился непрестанно, обращая ко Христу еллинов от заблуждения их, поучая их и утверждая веру их чудесами. Следует заметить, что на острове том был идол почитаемой язычниками богини Дианы [ 5 ]; на поклонение сему идолу приходило много еллинов, которые приносили также и жертвы. Однажды святой Тит пришел на то место собрания нечестивых и начал говорить им слово Божие, увещевая их обратиться к истинному Богу, познав обольщение идольское. Но так как народ не слушал слов его, то святой Тит помолился Богу, и тотчас идол тот упал и рассыпался в прах. Тогда все, бывшие там, пришли в ужас, и уверовало во Христа в день тот пятьсот человек. Точно так же, когда, по приказанию императора римского, на острове Крите строился большой храм идольский в честь мерзкого бога Зевса [ 6 ], — и уже заканчивался постройкой, — Апостол Христов Тит, проходя мимо того места, помолился Богу истинному, и внезапно храм тот упал и разрушился до основания. Видя такое чудо, многие еллины обратились ко Христу и построили прекрасную церковь во имя господа Иисуса Христа, Бога истинного. Просветив остров Крит и окрестные страны светом веры святой, Апостол Тит достиг глубокой старости; он преставился ко Господу, имея от роду девяносто четыре года. При кончине его пришли с неба ангелы, дабы взять душу его; и просветилось лицо его, как солнце. Ибо чья жизнь была светом миру, того и смерть была почтена осиянием света от господа нашего Иисуса Христа [ 7 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010