Мы взошли в преддверие третьей подземной церкви, которая подле Варлаамской, ибо здесь оканчивается пещерный круг. Она древнее двух первых и восходит к началу ближних пещер; там поклонились мы мощам четырёх преподобных: Исаакию, столько испытанному в затворе страшными искушениями демонскими; Никону Сухому, чудно избежавшему половецкого плена, во спасение тому, кто его пленил; черноризцу Илии, прозванному Муромцем, по месту своего рождения, и младенцу Иоанну, сыну варяга, убиенного идольскими жрецами, ещё до времён христианства Руси. – Внутри же самой церкви, празднующей Введение во храм Божией Матери, покоятся два угодника, из числа иноков Печерских: Ефрем епископ Переяславский, и Тит пресвитер, дивно восставленный с одра предсмертного, после того, как со слезами просил прощения у брата, который был с ним во вражде. Преподобный Тит, в ту самую минуту, как просил прощения у диакона Евагрия, воздвигнут Ангелом Господним от одра болезни; а отвергший примирение, поражённый тем же Ангелом, пал мёртв и поднят братией как бы давно уже умерший. Сим страшным и назидательным примером заключается ряд преподобных в ближних пещерах великого отца их Антония. Когда мы взошли в церковь , там служили молебен всем преподобным Печерским, и особенно младенцу Иоанну; к его ходатайству прибегли скорбные родители, лишившиеся чад своих, умоляя о благословенном чадорождении; ибо такое предание искони сохранилось в пещерах. Утешительно было слышать красноречивые стихиры и канон преподобным на самом месте их гробового покоя, с призыванием каждого по имени, и при напоминовении их подвигов, то в частной, то в общей к ним молитве. «Постницы богомудрии, вас не потаила есть земля: Бог бо изъяви вас, во всех концах вселенной чудеса изливающих и миро исцелений источающих: – Тому помолитеся даровати душам нашим мир и велию милость.» «Радуйся тучнейшая Божия горо Печерская, усыренная Духом! радуйся раю насаждений безсмертных! в тебе бо благоволи водворятися всегда Бог наш, обогащающий тя чудес излиянии, яже источаеши преподобными его.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Преподобный Титпресвитер. Будучи иноком, он сильно враждовал с прежним другом своим, диаконом Евагрием. Лёжа на смертном одре, он со слезами каялся и просил прощения у обидевшего его брата, просил прощения в том, что гневался на него. За это смирение Тит был чудесно исцелён, и поражён внезапной смертью брат, не хотевший помириться с умиравшим... За церковью Введения заканчивается круг пещерный. За алтарём этой церкви, в углублении стены, под стеклянными колпаками хранятся мироточивые главы (числом тридцать), а на стене возле алтаря, поклонники видят изображение двадцати мытарств, которые проходит душа по смерти, восходя на небо. Выход из пещеры – против алтаря той же Воздвиженской церкви, из которой сходили в Антониевы, или Ближние пещеры. VI Прежде, чем войти в дальние пещеры, или Феодосиевы, отдельные от ближних, или Антониевых, глубоким оврагом, через который в виде моста перекинута деревянная галерея, богомольцы видят другие святыни и достопримечательности. Так к востоку под горой небольшой домик; в нём церковь во имя Сретения Господня. Здесь живёт начальник Ближних пещер. Церковь Сретенская замечательна тем, что устроена она графиней Орловой для иеросхимонаха Парфения, который был её духовником и духовником митрополита киевского Филарета. Тут же невдалеке – гробницы (под часовней и склепом) некоторых знаменитых людей, тёплая церковь во имя всех преподобных Печерских, дом для монашествующей братии Ближних пещер. Деревянная галерея, о которой только что мы упомянули, приводит на небольшую площадку, возле которой на пригорке стоит семиглавая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Эта церковь существует около 200 лет. Она находится на том самом месте, на котором была построена преподобным Феодосием Успенская церковь ; при этой церкви и был сперва Печерский монастырь. Так каждый шаг в обители Киевской напоминает нам её историю; каждый предмет и каждая пядь земли заставляют вспомнить какое-нибудь событие старины, когда трудились великие основатели монастыря – преподобные Феодосий и Антоний!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устрашенная всем этим, братия много оплакивала умершего злой смертью Евагрия, и похоронили его с открытыми глазами и устами, и расставленными руками. А сами стали внимательно оберегаться от вражды, прощая друг другу, если кто на кого имел жалобу ( Кол. 3:13 ), и, вспоминая после наказания Евагрия слова Господа, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ( Мф. 6:22 ), и слова, сюда относящиеся, святого Ефрема: «Если кому случится умереть во вражде, он встретит неумолимый суд», – и можно было сказать тогда о тех вразумленных братьях: « Велик мир у любящих закон Твой» ( Пс. 118:165 ). Но особенно сам блаженный этот пресвитер Тит, видя, что за то, что он искал мира с братом, он нашел мир с Самим Богом, и Им сохранен был от смерти душевной и телесной, с тех пор никогда не предавался вражде, но всячески ее искоренял в себе, и приобрел никогда не ослабевающую любовь в Боге ко всей братии – любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол. 3:14 ), как корень мира, любовь чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, любовь долготерпящую, милосердствующую, не завидующую и содержащую все прочие добродетели, в особенности же целомудрие, пост и постоянную молитву ( 1Кор. 13:4 ). Ибо воспринял этот блаженный слова Писания: « Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, больше же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет. 4:7–8 ). И так, при своих пресвитерских жертвах совершал он память соответственного евангельского слова, что любить Бога и ближнего – больше всех всесожжений и жертв ( Мк. 12:33 ). Приобрел он и мир совершенный, и так, покрытый совершенством любви, не мог поскорбеть и сказать: « Нет мира в костях моих от грехов моих» ( Пс. 37:4 ). Но совершенный мир этого преподобного подвижника был таков, что над ним исполнились неложные слова апостола: « Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир...» ( Рим. 14:17 ). Потому ради мира и на небе преподобный Тит удостоился того упокоения, в жажде которого он уснул в Господе после великих богоугодных трудов. И почивает он нетленным телом в пещере, где там много святых, как в дальнем небе, а равноангельным духом вознесен в горнее небо на вечный покой руками явившихся к нему прежде ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Устрашенная всем этим, братия много оплакивала умершего злой смертью Евагрия, и похоронили его с открытыми глазами и устами, и расставленными руками. А сами стали внимательно оберегаться от вражды, прощая друг другу, если кто на кого имел жалобу (Кол. 3:13), и, вспоминая после наказания Евагрия слова Господа, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 6:22), и слова, сюда относящиеся, святого Ефрема: " Если кому случится умереть во вражде, он встретит неумолимый суд " , - и можно было сказать тогда о тех вразумленных братьях: " Велик мир у любящих закон Твой " (Пс. 118:165). Но особенно сам блаженный этот пресвитер Тит, видя, что за то, что он искал мира с братом, он нашел мир с Самим Богом, и Им сохранен был от смерти душевной и телесной, с тех пор никогда не предавался вражде, но всячески ее искоренял в себе, и приобрел никогда не ослабевающую любовь в Боге ко всей братии - любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14), как корень мира, любовь чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, любовь долготерпящую, милосердствующую, не завидующую и содержащую все прочие добродетели, в особенности же целомудрие, пост и постоянную молитву (1 Кор. 13:4). Ибо воспринял этот блаженный слова Писания: " Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, больше же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов " (1 Пет. 4:7-8). Итак, при своих пресвитерских жертвах совершал он память соответственного евангельского слова, что любить Бога и ближнего больше всех всесожжений и жертв. (Мк. 12:33). Приобрел он и мир совершенный, и так, покрытый совершенством любви, не мог поскорбеть и сказать: " Нет мира в костях моих от грехов моих " (Пс. 37:4). Но совершенный мир этого преподобного подвижника был таков, что над ним исполнились неложные слова апостола: " Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир... " (Рим. 14:17). Потому ради мира и на небе преподобный Тит удостоился того упокоения, в жажде которого он уснул в Господе после великих богоугодных трудов. И почивает он нетленным телом в пещере, где там много святых, как в дальнем небе, а равноангельным духом вознесен в горнее небо на вечный покой руками явившихся к нему прежде ангелов.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Сохранилось предание о том, что святитель Илия связал молитвой беса и заставил его отвезти себя в Иерусалим. Чтобы отомстить святителю, говорит далее предание, бес оклеветал его, и новгородцы изгнали его, посадили на плот и пустили по Волхову. Но плот поплыл против течения и причалил к берегу недалеко от Юрьева монастыря, где святитель вышел на берег. Народ, видя чудо, с плачем бежал за ним и припал к ногам его, прося прощения. Кроткий же святитель простил всех.  Предсказав свою близкую кончину, святитель Илия принял схиму с мирским именем Иоанн и скончался 7 сентября 1186 г. Погребли его в храме Софии Премудрости Божией.  В 1439 г. на надгробную плиту его упал камень и разбил ее, причем обнаружены были его нетленные мощи, после чего святитель Иоанн явился архиепископу Новгородскому Евфимию и назвал себя. К лику святых он был причислен в 1547 г. Святителю Иоанну принадлежит 30 канонических ответов некоему Кирику. •  Первоначально была возведена деревянная церковь во имя Пречистой Богоматери.  •  Свт. Иоанн, до принятия схимы Илия, поставлен во епископы в 1162 г.— согласно рукописным источникам. В 1165 г. возведен в архиепископы, с тех пор Новгородская кафедра стала архиепископской.  •  В 1170 г. во время битвы новгородцев с суздальцами город был спасен заступничеством Пресвятой Богородицы и молитвами святителя. В память об этом событии святителем был установлен торжественный праздник для Новгорода — Знамение Пресвятой Богородицы (празднование 27 нояб.). Преподобный Илия Муромец, Печерский (+ 1188) Память его празднуется 19 дек, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Илия Муромец почивал нетленно в Ближней Антониевой пещере. Путешественники XVI, XVII и XVIII вв. видели его нетленные мощи. Левая его рука была пробита копьем, а правая изображала трехперстное крестное знамение. Путешественники утверждали, что он был былинный богатырь. Жил он не при св. равноапостольном князе Владимире, а гораздо позже, и думают, что он скончался в 1188 г. Одна из народных былин говорит о нем как о святом: «Прилетала невидима сила ангельска и взимала-то его с добра коня и заносила в пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленныя». Преподобный Тит, пресвитер Печерский (+ 1190)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Далее за братскою трапезою почивают угодники: Преп. Анатолий затворник (3 июля) Преп. Спиридон просфорник (31 октября) Преп. Арефа в затворе (24 окт.) Преп. Феофил в затворе (24 окт.) Преп. Сисой в затворе (24 окт.) Преп. Алипий иконописец(17 авг.) Преп. Онисифор исповедник (9 ноября) Св. Симон, епископ Суздальский (10 мая) Преп. Никон, четвертый игумен печерский (23 марта) Преп. Феофан постник (11 окт.) Преподобномученик Анастасий (22 января) – 66) 12 братьев – греков, строителей Великой Лаврской церкви (14 февр.) Преп. Аврамий в затворе (29 окт.) Преп. Исаакий затворник (14 февраля) Преп. Илия из города Мурома (19 декабря) Св. мучен. Иоанн младен., сын варяга Феодора, убиенный киевскими язычниками в 983 г. (12 июля) Преп. Никон сухий (11 дек.) Далее следует церковь Введенская и в ней почивают: Св. Ефрем, епископ Переяславский (28 января) 78) Преп. Тит пресвитер, потом иеромонах печерский (27 февраля) При выходе из Введенской церкви и из Ближних пещер, богомольцам дают пить воду из медного креста, принадлежавшего одному из древних печерских подвижников – Марку гробокопателю. Сведения о жизни и подвигах всех сих Печерских чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах, можно читать в Патерике печерском, а также в книге Рассказы о житиях угодников печерских, или в Четиих Минеях св. Димитрия Ростовского под днями их памяти. На дворе Ближних пещер находятся памятники над могилами, в которых погребены знатные мирские люди и некоторые из числа братии Лаврской, чем либо особенным ознаменовавшие свою жизнь. Дальние пещеры Прямо против Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами находится начало перехода из Ближних в Дальние пещеры. Этот переход представляет длинную, крытую галерею со множеством ступеней. Галерея ведет на двор пред Дальними пещерами. Здесь находятся две церкви. Первая церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы, каменная, построена в 1696 г. иждивением полковника Константина Мокиевского на месте древней деревянной, первоначально созданной еще в до–монголский период времени и потом неоднократно возобновлявшейся. Нынешняя церковь Рождество–Богородичная также возобновлялась разновременно. При ней устроена в 1761 г. каменная двухъярусная колокольня.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Мы взошли в преддверие третьей подземной церкви, которая подле Варлаамовой, ибо здесь оканчивается пещерный круг. Она древнее двух первых и восходит к началу Ближних пещер. Там поклонились мы мощам четырех Преподобных: Исаакия, столько испытанного в затворе страшными искушениями демонскими; Никона Сухого, чудно избежавшего половецкого плена во спасение тому, кто его пленил; черноризца Илии, прозванного Муромцем, по месту его рождения, и младенца Иоанна, сына варяга, убиенного идольскими жрецами еще до времен христианства Руси.–Внутри же самой церкви, празднующей Введению во храм Божией Матери, покоятся два угодника из числа иноков Печерских: Ефрем, епископ Переяславский, и Тит пресвитер, дивно исцеленный ради милосердия своего к оскорбившему его брату. Сим назидательным образцом заключается ряд Преподобных в Ближних пещерах великого отца их Антония. Когда мы взошли в церковь , там служили молебен всем Преподобным Печерским, и особенно младенцу Иоанну. К его ходатайству прибегали скорбные родители, лишившиеся чад своих, умоляя о благословенном чадорождении, ибо такое предание искони сохранилось в пещерах. Утешительно было слышать красноречивые стихиры и каноны Преподобным на самом месте их гробового покоя с призыванием каждого по имени и при воспоминании их подвигов то в частной, то в общей к ним молитве. «Постницы богомудрые, вас не потаила есть земля, Бог бо изъяви вас во всех концех вселенныя, чудеса изливающих, Тому помолитеся даровати душам нашим мир и велию милость». «Радуйся, тучнейшая Божия Горо Печерская, усыренная Духом! Радуйся, Раю насаждений бессмертных! В Тебе бо благоволи водворятися всегда Бог наш, обогащающий Тя чудес излиянии, яже источаеши преподобными Его». «Христолюбивый граде Киев, в Бозе ликуяй веселяся, содержаяй яко многоценное сокровище гражданы твоя в недрех твоих, святыя постники же и мученики». «Пещеру разбойников святилище сотвори Израиль, постницы же разбойников обитания храмы Божия соделаша». «Криле голубине от Бога приимше, возлегосте в Божия упокоения, Преподобнии, духом».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мы взошли в преддверие третьей подземной церкви, которая подле Варлаамовой, ибо здесь оканчивается пещерный круг. Она древнее двух первых и восходит к началу ближних пещер; там поклонились мы мощам четырех преподобных: Псаакию, столько испытанному в затворе страшными искушениями демонскими; Никону сухому, чудно избежавшему Половецкого плена во спасение тому, кто его пленил; черноризцу Илии, прозванному Муромцем по месту своего рождения, и младенцу Иоанну, сыну Варяга, убиенного идольскими жрецами еще до времен Христианства Руси. – Внутри же самой церкви, празднующей Введению во храм Божией Матери, покоятся два угодника из числа иноков Печерских: Ефрем, епископ Переяславский, и Тит пресвитер, дивно исцеленный, ради милосердия своего к оскорбившему его брату. Сим назидательным образцом заключается ряд преподобных в ближних пещерах великого отца их Антония. Когда мы взошли в церковь , там служили молебен всем преподобным Печерским, и особенно младенцу Иоанну; к его ходатайству прибегали скорбные родители, лишившиеся чад своих, умоляя о благословенном чадорождении: ибо такое предание искони сохранилось в пещерах. Утешительно было слышать красноречивые стихиры и канон преподобным на самом месте их гробового покоя, с призыванием каждого по имени и при напоминовении их подвигов, то в частной, то в общей к ним молитве. «Постницы богомудрии, вас не потаила есть земля: Бог бо изъяви вас во всех концех вселенные, чудеса изливающих: – Тому помолитеся даровати душам нашим мир и велию милость.» «Радуйся тучнейшая Божия горо Печерская, усыренная Духом! радуйся раю насаждений безсмертных! в тебе бо благоволи водворятися всегда Бог наш, обогащающий тя чудес излиянии, яже источавши преподобными Его.» «Христолюбивый граде Киев, в Бозе ликуй веселяйся, содержащ яко многоценное сокровище, Гражданы твоя в недрех твоих, святые постники же и мученики.» «Пещеру разбойников святилище сотвори Израиль: постницы же разбойников обитания храмы Божия соделаша.» «Криле голубине от Бога приимше, возлетесте в Божия упокоения, преподобнии духом.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

патриарх иерусалимский († 641 г. или 644 г.) известен главным образом своею борьбою с ересью монофизитов. (греч. — луг, пажить) — весьма распространенное сочинение греческого инока Иоанна Мосха († 622 г.). В монастырях Палестины, Сирии, Египта, Кипра, Константинополя и Рима Мосх собрал массу повествований о жизни христианских подвижников, а также их изречения и нравоучения, и всё это изложил в своем Лимонаре, послужившем одним из первоисточников для агиографических сочинений позднейших времен. Лимонарь окончен Мосхом был в Риме, куда его сопровождал ученик его инок Софроний, впоследствии патриарх иерусалимский. Окончив Лимонарь, Мосх передал его в распоряжение Софрония. Житие преподобного Тита, пресвитера Печерского Киево-Печерский монастырь, основанный преподобными Антонием († в 1073 г.) и Феодосием († в 1074 г.) Тит жил в XII в. Житие и страдание святого священномученика Протерия, патриарха Александрийского Кирилл Александрийский жил в V в.; он ревностно подвизался на третьем вселенском соборе против еретика Нестория, хулившего Пресвятую Деву Богородицу. Скончался в 444 г. 9 июня, после тридцатидвухлетнего управления Церковью. знаменитый город, основанный Александром Великим около 333 г. до Р. Х. на мысе, выдающемся в южный берег Средиземного моря (несколько южнее нынешнего города того же наименования); был некогда центром науки и первым торговым городом на земле; в начале IV века стал центром христианства и местопребыванием патриарха. был главный сторонник ереси константинопольского архимандрита Евтихия; последний утверждал, что Христос, хотя рожден из двух естеств, но пребывает не в двух, так как при воплощении Бога-Слова воспринятая Им человеческая природа утратила всякую собственную действительность, была поглощена Божеством. В истории Церкви ересь Евтихия известна под именем монофизитства (монофизиты — единоестественники). собор (451 г.) как выражение православной истины по вопросу о соединении во Христе двух естеств составил определение, по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный Человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах неслиянно и нераздельно, так что сохраняется особенность каждой природы при соединении их в едином лице Христовом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мы должны знать, если поссорились с кем-либо, то не успокоимся и не ляжем спать, пока не примиримся с этим человеком. В житиях святых есть пример того, как опасно не прощать своих ближних. «Когда-то в Киево-Печерской обители в числе монашествующих жили два больших друга: иеромонах Тит и иеродиакон Евагрий. Долгая дружба связывала этих двух иноков, но случилось вражье искушение, и дружба превратилась во вражду. Долго враждовали они... Но вот один из них, иеромонах Тит, тяжко заболел. И чувствуя, что он умрет, стал упрашивать братию, чтобы они привели к нему Евагрия, так как ему необходимо с ним примириться. Братия пошли. Евагрий сопротивлялся и не хотел приходить. Его привели насильно. Когда Тит увидел своего прежнего друга, он, несмотря на то, что ослабел от смертельного недуга, собрал свои последние силы и сказал: «Брат, прости меня Христа ради», - поднялся с постели и поклонился Евагрию. Евагрий в ответ воскликнул; «Не примирюсь с ним ни в этом веке, ни в будущем». Сказавши это, он отчаянно рванулся из рук братии, вырвался и упал на землю мертвым. А пресвитер Тит встал здоровым, как будто совсем и не болел. Потом он поведал братии, что когда Евагрий в ответ па его призыв к примирению ответил злобным отказом, то, говорил преподобный Тит, «я увидел Ангела, который огненным копьем ударил Евагрия, и он упал мертвым, а мне этот Ангел подал руку, поднял меня, и я сразу почувствовал себя здоровым». Там рождается ссора и раздор, где нет любви и терпения. Полное прощение - это не просто зачёркивание вины обидчика, это акт любви. Если виновный становится человеком, которого ты любишь, то и прощение становится полным. Будем же стараться терпеть, прощать и любить. Вопрос: Моя родственница торгует самогонкой, это, конечно, грех, но как прожить на маленькую зарплату? - На чужом горе счастья не построишь. Слезы детей, скандалы в семье, измену и блуд, насилие и убийства рождает пьянка. Продавец этого зелья становится соучастником беззакония и несет частично ответственность за тех людей, кого спаивал, за их поступки. Морально опустившись, изо дня в день пребывая в пьяном угаре, эти несчастные люди, не имея уже денег на пропой, несут вещи из дома, продукты питания, только бы выпить. Порой самогонщик не гнушается ничем и берет всё, что принесут. Мало того, что самогонщик берег ворованное имущество, он ещё делает своё спиртное просто отравой... Сколько уже отравленных лежат в больнице, а скольких уже не успели спасти врачи, Один Господь знает.

http://moral.ru/propoved/Prop_Semenov-2....

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010