Прп. Паисий Величковский. Автобиография. Житие. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 19 февраля 2007 г. 20:57 От издательства Замечательный памятник духовной литературы — автобиография преподобного старца Паисия Величковского, озаглавленная им «Повесть о святем соборе превозлюбленных о Господе отец и братии и чад моих ду­ховных, собравшихся во имя Христово ко мне недостойному...» — была в течение почти 200 лет неизвестна читателю. В начале XX века русский ученый А.И. Яцимирский обнаружил ее в Библиотеке Императорской Академии наук. Вскоре после этого он сообщил о ней в своем труде «Славянские и русские рукописи румын­ских библиотек» и поместил небольшие отрывки из нее в своей статье «Возрождение византийско-болгарского религиозного мистицизма и славянской аскетической литературы в XVIII веке». Однако полностью опубли­кована она была только в 1986 году профессором Фессалоникского университета А.-Е. Тахиаосом в сбор­нике под названием «Возрождение византийского мис­тицизма среди славян и румын в XVIII веке. Тексты, относящиеся к жизни и деятельности Паисия Величковского (1722-1794)» ( Tachiaos Anthony-Emil N. The Revival of Byzantine Mysticism among Slavs and Romanians in the XVIIIth Century. Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722-1794)). Помимо автобиографии, соста­витель поместил в своем издании пространное житие старца Паисия, составленное его учеником, схимонахом Митрофаном, которое до этого также ни разу не пуб­ликовалось. Этот агиографический памятник представляет большой интерес в силу своей полноты, подробности в изложении событий жиз­ни старца и большого количества сведений, не упоми­наемых в более поздних печатных изданиях его жития. Основой для публикации автобиографии послужила рукопись 13.3.26 Библиотеки Академии наук Рос­сийской Федерации (БАН), а жития, составленного схимона­хом Митрофаном, — рукопись 153 (207) Нямецкого монастыря. Кроме того, А.-Е. Тахиаос включил в свой сборник факсимиле жития старца Паисия, изданного Нямецким монастырем в 1836 году, и найденные им в библиотеке Афонского Свято-Пантелеимонова мона­стыря письма старца, адресованные иеромонаху Дорофею (Вулизмасу), с ответами последнего. Эта переписка велась на греческом языке. Публикации составитель предпослал обширное введение на английском языке, посвященное вышеупомянутым сочинениям.

http://patriarchia.ru/db/text/199484.htm...

Святейший Патриарх Кирилл посетил Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь 9 сентября 2013 г. 19:40 9 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь в селе Кицканы близ Тирасполя. Его Святейшество сопровождали митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , митрополит Одесский и Измаильский Агафангел ,  архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва , члены официальной делегации Московского Патриархата, прибывшие с Предстоятелем в Молдавскую Православную Церковь . Предстоятель Русской Церкви проследовал в Вознесенский храм, где Святейшего Владыку приветствовал наместник монастыря архимандрит Паисий (Чекан). Приветствуя священноархимандрита обители митрополита Кишиневского Владимира, отца наместника и братию, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я бы хотел сердечно всех вас приветствовать и выразить радость в связи с посещением прославленной Ново-Нямецкой обители. Эта обитель связана с подвигами старца Паисия Величковского, который в конце XVIII века возглавлял Нямецкую лавру. Монахи этой лавры, уходя от преследований, основали здесь, на берегах Днестра, Ново-Нямеций монастырь, который был призван продолжать аскетическую традицию старца Паисия. Эта традиция имела огромное значение не только для молдавского, но и для русского монашества — достаточно напомнить, что именно преподобный Паисий перевел с греческого языка на церковнославянский " Добротолюбие " — книгу, которая лежала в основе духовного воспитания всего нашего православного народа. Это была настольная книга святого преподобного Серафима Саровского. Преподобный Паисий заложил основу того духовного делания, которое получило название старчества. Он был основоположником традиции старчества — то есть традиции высокого духовного наставничества, особого духовного попечения как о монахах, так и о мирянах. Мы знаем, как традиция святого Паисия распространилась по вей Церкви Русской. Я приведу только два примера: Оптина пустынь, известная своими старцами и аскетическим деланием, особенно в XIX и в начале XX века, и Серафимо-Дивеевский монастырь — тот самый, который был создан на месте подвигов преподобного Серафима Саровского. Эти обители впитали в себя аскетическую традицию, восходящую к старцу Паисию Величковскому.

http://patriarchia.ru/db/text/3220557.ht...

Подпишитесь на наш Телеграм «Душеполезные поучения преподобного аввы Дорофея: учимся у Святых Отцов» Дарья Смирнова: труды Святых Отцов — это сокровищница духовной мудрости. Одной из самых известных святоотеческих книг являются «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея. Подготовили для вас краткое изложение этого классического труда. «Преподобный Паисий Величковский: святой среди чужих» Тимур Щукин: в том социуме, который строит прп. Паисий, нет места ни имперскому шовинизму, ни местечковому национализму, ни языковой дискриминации, ни «кэнселингу» по этническому принципу. «Почему Послания так и остаются непрочитанными?» Андрей Десницкий, доктор филологических наук, писатель, библеист, переводчик новозаветных Посланий, на примере Послания к Евреям рассказывает, в чем ценность этих книг для христиан. «Где же радость о Христе? Православные неврозы и психологические подмены» Марина Филоник: в церковной жизни нередко встречаются так называемые психологические подмены, искажения религиозного опыта. Разбираемся в том, как их избежать. «Россия — Запад — Христианство» Владимир Шалларь: русская христианская мысль о России и Западе. Тема, с одной стороны, — огромна; с другой — всем надоела, наскучила, приелась, превратилась (или изначально была?) в многажды пережеванную идеологему, лишь препятствующую ясному мышлению; с третьей — вновь и вновь актуальна. Мы не «решим», конечно, вопрос о Западе/России; мы не опишем даже основные контуры проблемы; мы только скажем пару очевидных слов и приведем несколько классических текстов — в надежде, что смогут они дать шанс ясному мышлению в момент, как кажется, максимально ему (ясному мышлению) препятствующий. «Тысяча лекций о литературе и христианстве» Владимир Шалларь: Дмитрий Ольга Седакова, Наталья Трауберг, Петр Рябов, Марина Михайлова, Андрей Аствацатуров, Татьяна Касаткина, Владимир Сорокин и другие в мегаподборке «Предания». «Христианская музыка: от ангелов до рокеров» Владимир Шалларь: подборка книг, лекций, теле- и радиопрограмм о христианстве и музыке. Свт. Григорий Нисский учил: « музыка есть не что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного ». Лекции, книги, музыка

http://blog.predanie.ru/article/apokalip...

Нет во Христе ни эллина, ни интеллигента Возможно, неожиданно высокий градус обсуждению придает даже не столько сам вопрос интеллигенции, сколько рожденный в процессе дискуссии повод наконец спокойно, обстоятельно и ответственно взглянуть на нашу собственную роль в жизни современной Церкви. 27 сентября, 2011 Возможно, неожиданно высокий градус обсуждению придает даже не столько сам вопрос интеллигенции, сколько рожденный в процессе дискуссии повод наконец спокойно, обстоятельно и ответственно взглянуть на нашу собственную роль в жизни современной Церкви. Что мешает интеллигенту войти в Церковь? Есть ли место интеллигенту в Церкви? Серия статей о современной интеллигенции не оставила и меня равнодушной. Я напишу несколько строчек безо всякой претензии на уникальный ракурс. Фото: BorisVE, photosight.ru Итак, я думаю, ничто не мешает интеллигенту войти в лоно Матери Церкви, а если и мешает нечто, то только те же страсти и темные силы, которые мешают и человеку, не причисляющему себя к интеллигенции. Казалось бы, вопрос исчерпан, но блогосфера взорвана, обсуждение не оставляет равнодушных. Авторы размышлений об уникальном явлении предреволюционной России представляют современную воцерковленную интеллигенцию то неспособными к духовной жизни ренегатами, то, напротив, в поиске решения проблем нашей внутрицерковной жизни, призывают ориентироваться на ее вековую интуицию, ловко подсказывающую тонкие места любых социальных процессов, особенно касающихся личностной свободы. Возможно, неожиданно высокий градус обсуждению придает даже не столько сам вопрос интеллигенции, сколько рожденный в процессе дискуссии повод наконец спокойно, обстоятельно и ответственно взглянуть на нашу собственную роль в жизни современной Церкви. Интеллигенцию всегда отличало образование. Святые отцы пишут, что умному проще спасаться. Не зря монах Паисий в середине XVIII века истово искал на Святой Горе книги святых подвижников, не найдя духоносного старца. Через чтение Святых отцов Господь привел его к высшему дару — к святости, несмотря на то, что он был лишен живого наставничества, столь необходимого на пути спасения. Там, где многие бы растерялись и испугались, а некоторые бы и погибли, преподобный Паисий Величковский обрел не только святых собеседников и учителей, но смог пройти их стопами и повел за собой своих учеников.

http://pravmir.ru/net-vo-xriste-ni-ellin...

Преподобный Паисий Величковский (1722 - 1794), выдающийся отечественный афонский подвижник, возродивший традиции исихазма и старчества, соединенных с православным просвещением и служением ближнему. «От ближнего – жизнь и смерть», наше состояние в вечности. Как учил прп. Паисий, правильное отношение к другим людям – одно из главных условий достижения человеком цели своего существования – соединения с Богом. Редакция портала «Русский Афон» подобрала несколько наставлений преподобного Паисия об отношении к ближниму.      1. Жить в мире со всеми столь необходимо, что Господь счел нужным не раз повторить Своим святым ученикам и Апостолам: «мир вам; мир оставляю вам; мир Мой даю вам». И где мир Христов, там и Сам Христос; а если в душе нет мира, то нет там и Христа. 2. Навыкни говорить о каждом человеке добро, а себя уничижай. В этом – великое смирение, возводящее душу из ада, отсечение страстей и великая победа и оружие против диавола. 3. Если ... огорчаешься, возносишься и гневаешься на оскорбителей, то не можешь придти в совершенство и спастись, ибо это дело новоначальных, страстных, малодушных и слабоумных; совершенным же свойственно принимать все это с радостью и претерпевать с благодарением. 4. Смирение и любовь, чтобы терпеть скорби от брата. Этим одним многие спаслись ...Так, душа моя, в нынешнее время лучше этого нет пути ко спасению. 5. Если хочешь не гневаться на оскорбителя твоего, то прилежно от всего сердца молись о нем Богу и дай ему какой-либо подарок, или малое утешение; иногда сам приди к нему, когда увидишь, что он опомнился от гнева, и поговори о прощении греха, узнай причину и показывай ему еще большую любовь; при встрече предупреждай его низким поклоном, и каждому говори о нем, что он добр. 6. Желающий быть мудрым и разумным в этом мире, неразумным пред Богом, пусть будет всем слуга. 7. К братнему же недостатку, видя и слыша, относись как слепой, глухой и немой, – не видя, не слыша и не говоря, как грубый умом, не понимая, не показывая себя мудрым; но к себе будь внимателен, рассудителен и прозорлив.

http://pravoslavie.ru/108371.html

С.В. Шумило 5. «Якоже пришедшии з Святия Афонския Гори» В письмах к П. Калнышевскому прп. Паисий частично описывает быт Драгомирнской обители, сообщая некоторые подробности о ней: Я, аще и при слабомъ, обаче при здравии обретаюсь, и управляю Богу вразумляющу мя по Преданию святыхъ отецъ монастиръ общежителный нашъ, елико сила моя есть, которий монастиръ, зовемый Драгомирну, пришедшимъ намъ съ пяти десятми братиями отъ Святия Афонския Гори виделенъ отъ Благочестиваго Господаря Молдовлахийскаго и Преосвященнаго митрополита, яко в пристойномъ месте къ обществу сущий въ совершенное владение с принадлежащими к тому монастиру добрами, братия же наши якоже пришедшии зъ Святия Афонския Гори, такожде и зде къ намъ приобщившиеся, коихъ всехъ нине являетъ число сто и пять десять быти, живутъ мирно, безмятежно, повинующеся заповедемъ Христовымъ 73 . Всемъ общежителнимъ нашимъ уставомъ и обрядомъ, яковии ми отъ Святия Афонския Гори принесши въ виделенномъ намъ монастире по Преданию святихъ отецъ уставили 74 . Все же сии братия наши сто и пятьдесятъ живут мирно, немятежно, безъ всякой крамоли и смущения, другъ другу смиряющися 75 . Се недавно начали созидати намъ некотории Христолюбивии Господии Молдовлахейскии каменную болницу съ Церквою теплою вне огради монастирской ради пространнейшаго строения и лутшаго спокойства болныхъ братий случающихся 76 . И другъ друга почитающе связанни любовию Христовою, я такожде, едино вразумляетъ мя Богъ по силе Своей, имею тщание правити всемъ обществомъ нашимъ и откривати Путь спасения братиямъ по Преданию святихъ отецъ, и я який благочестивий чинъ отъ святихъ отецъ преданий принесши от Святия Горы вь общежителной обытели нашей уставили, то и доднесь цело сохраняется, якоже и се еже бы. Не входити женамъ въ монастиръ нашъ ни подъ какимъ образомъ, ниже темъ самимъ благороднеишимъ, тое непреступно и крепко блюдется, аки знамение или печать Святия Афонския Горы, идеже общее житие наше началося; всемъ же общежителнимъ нашемъ уставамъ и обрядом 77 . Ил. 13. Подпись прп. Паисия Величковского на письме к П. Калнышевскому

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Вышел в свет 54-й том «Православной энциклопедии» Москва, 20 августа 2019 г.      Вышел в свет 54-й том «Православной энциклопедии», сообщает Патриархия.ru . Новый алфавитный том продолжает серию статей на букву «П». Издание начинается статьей о епископе Коломенском и Каширском Павле — единственном архиерее, открыто выступившем против богослужебной реформы Патриарха Никона, и завершается статьей, посвященной Пасхальной хронике, — византийской всемирной хронике, написанной в Константинополе при императоре Ираклии в 30-х годах VII века. Настоящий том можно назвать биографическим, в него вошли статьи о епископах с именем Павел, в том числе о четырех Патриархах Константинопольских, двух Патриархах Антиохийских, шести Папах Римских. Для любителей истории России важной вехой станет статья об императоре Российской империи Павле Петровиче. Следует также упомянуть статьи о церковном писателе Павле Алеппском, древнерусском книжнике Павле Высоком, авторе «Истории лангобардов» Павле Диаконе, просветителе Галлии Павле Нарбоннском, праведном Павле Таганрогском, преподобном пустыннике Павле Фивейском. В 54-м томе содержатся статьи о священномученике Павлине (Крошечкине), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю, и священномученике Павлине (Старополеве), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Горьковской области, а также о многих святых Древней Церкви с этим именем. Среди биографических и агиографических статей тома можно отметить тексты о святых с именем Паисий, в частности о преподобном Паисии Галичском, известном писателе и переводчике преподобном Паисии (Величковском), преподобном Паисии Угличском, юродивом преподобном Паисии (Яроцком), Патриархах Александрийских, Иерусалимских и Константинопольских с этим именем, египетском подвижнике преподобном Паисии Великом, церковном писателе Паисии Лигариде, выдающемся болгарском просветителе преподобном Паисии Хилендарском. Статьи о деятелях Церкви с именем Палладий включают тексты о священномучениках, ирландском епископе-миссионере, Патриархе Антиохийском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии (Писареве-Раеве) и многих других. Одна из статей тома посвящена памяти великомученика Никомидийского Пантелеимона.

http://pravoslavie.ru/123187.html

В Киево-Печерской лавре пройдет конференция, посвященная 295-летию со дня рождения преподобного Паисия Величковского 5 сентября 2017 г. 14:36 27-28 ноября 2017 года в Киево-Печерской лавре по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоится Международная научная конференция «Паисиевские чтения», посвященная 295-летию со дня рождения прп. Паисия (Величковского) и его духовно-культурному наследию. Научный форум призван стать площадкой для обмена опытом, системного и разностороннего обсуждения, изучения и популяризации наследия прп. Паисия (Величковского), а также истории и влияния исихазма и Афона в развитии духовности, культуры, философии, искусства и литературы народов Центрально-Восточной Европы. Форум приурочен к 295-летию со дня рождения прп. Паисия и проводится в день его памяти. Организаторами конференции выступают: Киево-Печерская лавра, Международный институт афонского наследия, кафедра славистики Ясского университета им. Александра Иоанна Кузы (Яссы, Румыния). По словам директора Международного института афонского наследия Сергея Шумило: «Подобно прп. Антонию Печерскому, старец Паисий (Величковский) как истинный подвижник трудился на ниве утверждения монашеских добродетелей и духовного просвещения. Он по праву считается одним из главных вдохновителей " филокалического возрождения " конца XVIII — начала XIX веков в Греции, Болгарии, Сербии, Молдове, Румынии, Украине и России. Его стараниями древние святоотеческие труды стали доступны в переводах на славянские языки, а богатейшее афонское исихастское наследие, которое в XVIII веке уже приходило в забвение даже на Святой Горе, пережило период своего нового расцвета. Основанная прп. Паисием монашеско-аскетическая школа, ее литературная деятельность и возрождение утраченных традиций православного старчества и исихазма дали мощнейший импульс не только к возрождению подлинного монашества и духовности, но и к возрождению православной восточнославянской культуры, ее возвращению к традиционным христианским устоям и ценностям. Поэтому справедливо в год 295-летия со дня рождения столь выдающегося подвижника посвятить ему отдельную конференцию и тем самым почтить его память и его труды». Предполагаемые секции (темы) конференции:

http://patriarchia.ru/db/text/5004102.ht...

В Пантелеимоновом монастыре на Афоне готовятся к приезду Патриарха Московского и Президента России Афон, 25 мая 2016 г. Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне      Прибытие Предстоятеля РПЦ на Святую Гору ожидается 27 мая. Предполагается, что в этот день Святейший Патриарх посетит административный центр Афона Карею, где примет приветствия членов Священного Кинота, после чего направится в обитель своих соотечественников – Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отмечающий в этом году свое 1000-летие, сообщает корреспондент портала «Русский Афон» . Здесь Святейший Патриарх встретится со 100-летним старцем-игуменом обители схиархимандритом Иеремией (Алехиным), пообщается с братией и поклонится святыням обители русских святогорцев. Патриарх Кирилл и игумен Иеремия, 2013 г.      Русский скит Ксилургу на Афоне      Старый Русик на Афоне      Во время визита Предстоятель РПЦ посетит важнейшие духовные центры русского монашества на Афоне, посредством которых на протяжении тысячелетия осуществлялась духовная связь Святой Руси со Святой Горой: древнюю Русскую Лавру Богородицы (скит Ксилургу), где зажглась первая русская лампада на Афоне и принял постриг первоначальник русского монашества преп. Антоний Печерский; Старый Русик, с которым связан 600-летний период истории русского святогорского монашества; и, конечно же, Свято-Пантелеимонов монастырь, который станет главным местом торжественных мероприятий. Патриарх Кирилл вручает в дар Пантелеимонову монастырю икону Собора Святых Русских Святогорцев      Ожидается, что Святейший Патриарх совершит богослужение в Старом Русике, с которым связано много значимых исторических эпизодов взаимоотношений Афона и Руси, а также возглавит торжественное Всенощное бдение в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре в память всех преподобных отцов, чья жизнь связана одновременно и со Святой Горой и с Русью. В их числе прпп. Антоний Печерский и Нил Сорский – подвижники Ксилургийской Лавры, свтт. Савва Сербский и Киприан Киевский, прпп. Арсений Коневский, Савва Вишерский, Паисий Величковский, Аристоклий и Силуан Афонские, Алексий Карпаторусский и многие-многие другие (всего более 50 подвижников). В 2013 году во время своего предыдущего визита Патриарх Кирилл преподнес в дар обители икону Всех святых Русских Святогорцев.

http://pravoslavie.ru/93618.html

Вышел в свет двенадцатый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2015 год 18 декабря 2015 г. 11:43 Декабрьский выпуск «Журнала Московской Патриархии» посвящен юбилею Киевских духовных школ , которым в 2015 году исполнилось 400 лет. «Это важное для Православия на Украине празднование практически не нашло отражения в церковных СМИ, — отмечает Сергей Чапнин , ответственный редактор журнала. — Однако можно с уверенностью говорить о том, что развитие киевской образовательной и богословской традиции решающим образом повлияло не только на судьбы Православия на Украине, но и на историю Православной Церкви». За минувшие четыре века неоднократно менялось название школ, их статус, внутреннее устройство, учебные программы. Тем не менее, в Киеве всегда стремились сохранить единство образовательной традиции, восходящей к началу XVII в. В конце 2014 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, отдавая должное той роли, которую сыграли Киевские духовные школы в истории Православия на Руси, принял решение о праздновании их 400-летнего юбилея на общецерковном уровне. ЖМП предлагает вниманию читателей ряд материалов, посвященных истории и современному положению Киевской духовной академии и семинарии. В интервью ректора Киевской духовной академии митрополита Бориспольского и Броварского Антония речь идет о ключевых моментах в истории Киевских духовных школ, когда их облик и строй менялись порой весьма существенно. В их числе — образовательная реформа святителя Петра Могилы, открытие в Киевской коллегии первого богословского класса, преобразование в Киевская духовную академию и семинарию. Это и новая жизнь Киевских духовных школ после 70-лет богоборческой власти, и сегодняшние задачи богословского образования. Проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе Владимир Бурега рассказывает об истории Киевских духовных школ, их ректорах, преподавателях и выпускниках, среди которых немало прославленных в лике святых. Это и преподобный Паисий Величковский, святители Димитрий Ростовский, Антоний Смирницкий, епископ Иннокентий Иркутский, епископ Белгородский Иосаф, святитель Феофан Затворник и другие. Не удивительно, что большинство архиерейских кафедр в Русской Церкви в первой половине XVIII века занимали воспитанники Киевской школы. «Они сумели создать особый тип архиерея — высокообразованного, владеющего иностранными языками, умеющий соединять достижения западной науки с отечественными церковными традициями, пекущийся развитию образования и занимающийся миссионерством», — пишет Владимир Бурега.

http://patriarchia.ru/db/text/4298539.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010