Вышел майский номер журнала " Вода живая " апреля 2023 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Долгий путь исцеления " , посвященная евангельскому чтению в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. Раздел " Подробно " посвящен святым женам-мироносицам и женскому служению в Церкви в ХХ веке. Открывает его отрывок из проповеди святителя Петра Хрисолога (конец IV - начало V века), посвященный женам-мироносицам. В материале Татьяны Кириллиной " Нужны ли Церкви диакониссы " игумен Силуан (Туманов) делится своими воспоминаниями о церковной практике позднесоветского периода, когда множество послушаний в храмах, в том числе богослужебных, выполняли женщины-алтарницы, и соображениями о том, насколько может быть практикуемо женское служение в современной Церкви. В материале того же автора " Мироносицы ХХ века " об алтарницах в ленинградских храмах вспоминают протоиереи Владимир Сорокин , Александр Будников , Виктор Иванов . Раздел " Образы и смыслы " открывает материал Наталии Щукиной " Энциклопедия русской влюбленности " : доктор философских наук Марина Михайлова по-новому раскрывает знакомую со школьной скамьи любовную историю Татьяны и Онегина. Публикация приурочена к 200-летию начала работы Александра Пушкина над одним из главных текстов русской литературы - романом в стихах " Евгений Онегин " . Продолжает раздел материал Тимура Щукина " Паисий Величковский: святой среди чужих " , где автор задумывается о категориях " свой-чужой " в наследии преподобного. Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Евгения Перевалова " Храм на безымянной улице " о приходе храма святой блаженной Ксении в поселке Приладожский . Материал того же автора " Пятый угол для тех, у кого нет четырех " знакомит с обитателями и организаторами приюта для бездомных " Пятый угол " в Сосновом Бору. Материал Татьяны Кириллиной " О прошлом - ради будущего " рассказывает о проекте " Нить поколений " , реализуемом Александро-Невским братством. Меньше чем за год на грант Президентского фонда культурных инициатив были сняты восемь коротких документальных фильмов о выдающихся людях нашей страны, и члены братства демонстрируют эти фильмы в средних специальных учебных заведениях.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Положив твердым и непоколебимым основанием этой Божественной молитвы такое предуготовление, то есть, блаженное послушание, – время уже показать из учения святых отцов: что такое эта священная молитва по качеству своему и действию. И это для того, чтобы желавший обучиться ее духовному деланию видел, к какому великому и неизреченному преуспеянию во всяких добродетелях возводит она подвижника, и этим поощрился бы в желании с большим усердием и Божественной ревностью прилепиться священному деланию этой мысленной молитвы. Святой Иоанн Лествичник в слове 28 о молитве, в начале говорит: «молитва, по качеству своему, есть общение и соединение человека с Богом: а по действию – утверждение мира, примирение с Богом, матерь и опять дщерь слез, очищение грехов, мост проводящий через искушения, стена против скорбей, уничтожение браней, Ангельское дело, пища всех бесплотных, будущее веселие, беспредельное делание, источник добродетелей, причина дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира на отчаяние, доказательство надежды, прекращение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, уменьшение раздражительности, зерцало преуспеяния, показание меры, обнаружение состояния, указание будущего, назнаменование славы. Молитва для истинно молящегося есть судилище, суд и престол Господень, еще прежде будущего суда». Святой Григорий Синаит , в главе 113-й говорит: «Молитва в новоначальных есть как огонь веселия, издаваемый сердцем; в совершенных же – как действуемый свет благоухающий». Или опять: «молитва есть проповедание Апостолов, действие веры, или лучше – непосредственная вера, уповаемых извещение, действуемая любы, Ангельское движение, сила бесплотных, дело и веселие их, благовествование Бога, извещение сердца, надежда спасения, знамение освящения, образование святости, познание Божие, явление крещения, очищение купели, Духа Святого обручение, Иисусово радование, веселие души, милость Божия, знамение примирения, Христова печать, луч мысленного солнца, денница сердец, утверждение Христианства, примирения Божия явление, благодать Божия, премудрость Божия, или лучше – начало самопремудрости, явление Божие, дело иноков, жительство безмолвников, причина безмолвия, знамение жительства Ангельского».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

ЖМП 12 2015 15 декабря 2015 г. Журнал Московской Патриархии: Киевским духовным школам исполнилось 400 лет Декабрьский выпуск Журнала Московской Патриархии посвящен юбилею Киевских духовных школ, которым в 2015 году исполнилось 400 лет. «Это важное для Православия на Украине празднование практически не нашло отражения в церковных СМИ, - отметил Сергей Чапнин, ответственный редактор журнала. – Однако можно с уверенностью говорить о том, что развитие киевской образовательной и богословской традиции решающим образом повлияло не только на судьбы Православия на Украине, но и на историю Православной Церкви».  За минувшие четыре века неоднократно менялось название школ, их статус, внутреннее устройство, учебные программы. Тем не менее, в Киеве всегда стремились сохранить единство образовательной традиции, восходящей к началу XVII в. В конце 2014 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, отдавая должное той роли, которую сыграли Киевские духовные школы в истории Православия на Руси, принял решение о праздновании их 400-летнего юбилея на общецерковном уровне.  ЖМП предлагает вниманию читателей ряд материалов, посвященных истории и современному положению Киевской духовной академии и семинарии. В интервью ректора Киевской Духовной академии митрополита Бориспольского и Броварского Антония речь идет о ключевых моментах в истории Киевских духовных школ, когда их облик и строй менялись порой весьма существенно. В их числе образовательная реформа святителя Петра Могилы, открытие в Киевской коллегии первого богословского класса, преобразование в Киевская духовную академию и семинарию. Это и новая жизнь Киевских духовных школ после 70-лет богоборческой власти, и сегодняшние задачи богословского образования. Проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе Владимир Бурега рассказывает об истории Киевских духовных школ, их ректорах, преподавателях и выпускниках, среди которых не мало прославленных в лике святых. Это и преподобный Паисий Величковский, святители Димитрий Ростовский, Антоний Смирницкий, епископ Иннокентий Иркутский, епископ Белгородский Иосаф, святитель Феофан Затворник и другие. Не удивительно, что большинство архиерейских кафедр в Русской Церкви в первой половине XVIII века занимали воспитанники Киевской школы. «Они сумели создать особый тип архиерея – высокообразованного, владеющего иностранными языками, умеющий соединять достижения западной науки с отечественными церковными традициями, пекущийся  развитию образования и занимающийся миссионерством»,- пишет Владимир Бурега. 

http://e-vestnik.ru/church/400_let_kievs...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней В пустыне святого Василия   Старец Феофилакт   Из скита открывается вид на величественные ущелья и крутые отвесные скалы, подножия которых резко об­рываются в море. Молва говорит, что в этой пустыне подвизался некоторое время святой Григорий Палама, провозвестник благодати и нетварного Света, «монаше­ствующих украшение».   В этом диком месте прожил два года прославленный русский подвижник преподобный Паисий Величковский, который перевел «Добротолюбие» — сборник творений отцов трезвения — на славян­ский язык. Быть может, он не смог найти на Афоне более безмолвного места, чем этот благословенный скит?     Здесь жили отцы, великие подвижники, отличившиеся достославными аскетическими подвигами и глубочайшей духовностью, каковы, например, учитель умной молитвы Варнава, румыны Мартиниан, Иона и Феофилакт. Боль­шинство из них владело ремеслом резьбы по дереву: они делали расчески, ложки, ножи для разрезания бумаги.   Старец Мартиниан жил подаянием других братий. Ког­да ему давали какоенибудь «благословение », то есть не­много еды, он отвечал на это горячей благодарностью: «О! Бог да воздаст тебе! Как твое имя? А имена отца и матери? » — старец спрашивал имена, чтобы молиться за этих людей и поминать их.     Отец Иона был образованным человеком. Он имел диплом политехнического института и в безмолвной и трезвенной атмосфере пустыни святого Василия зани­мался серьезными переводческими трудами. Он перевел на румынский язык книги святого Никодима Святогорца и другие святоотеческие творения.     Старец Феофилакт был святым образцом в сонме не­бесных жителей скита. Рассказывают, что однажды он вышел из своей каливы и заметил раненую косулю, со сломанной ножкой. Он подошел к ней и заговорил со­чувственно, как с человеком: «Приляг, я перевяжу сло­манную ногу, и тебе станет полегче».     Косуля послушалась и спокойно прилегла. Старец со всей своей любовью ко всякой твари и милосердным рас­положением сердца взял две тростинки и полоску ткани и перевязал сломанную ногу бедного животного, словно искусный врачортопед. Затем он жалостливо погладил ее и сказал: «Иди теперь, хорошая моя, с благословени­ем Пречистой, и возвращайся через 3040 дней, чтобы я снял повязку».

http://isihazm.ru/1/?id=882

Перенеся массу всевозможных дорожных трудов и притеснений от турок, странники благополучно прибыли в Нямецкий монастырь Паисия Величковского . Феофан был принят с любовью и стал продолжать здесь свои иноческие подвиги. Проведя несколько времени в этой обители и посетив другие, Феофан был поражен строгостью жизни молдавских старцев и просил игумена Паисия дозволить ему остаться тут навсегда. Но Паисий не исполнил его просьбы и велел идти в Россию. «Иди теперь в Россию и еще немного послужи старцу, имеющему скоро скончаться и по благословению его иди спасаться, куда он укажет», говорил подвижник и велел передать братский привет старцу. Снабженный всем необходимым, Феофан отправился на родину и, благополучно прибыв в Китаевскую пустынь, по-прежнему стал служить своему духовному отцу. Однако это недолго продолжалось. Старец Досифей почувствовал приближение смерти и, призвав своего любимого ученика, дал ему такой совет: «возлюбленное чадо мое, ты много послужил мне. Теперь я отхожу в путь отцов моих. Когда погребут меня, не оставайся здесь, но иди на север: там, в обители Соловецкой, ты найдешь спасение». – «Отче, возразил со смущением на это ученик, – я обещался проводить жизнь при пещерах преподобных Антония и Феодосия». «Чадо, – успокоил его старец, – пред Богом равны: здесь Антоний и Феодосий, там – Зосима и Савватий. Они имеют одинаковую благодать у Бога ходатайствовать за духовных чад своих. Вижу, что Божественный Промысл указует тебе место на севере, и верую, что строит все по желанию твоему, на пользу и спасение души твоей и поможет тебе понести скорби пустынного жития. Не противься определению Всевышнего, но, пребывая там, внимай себе и блюдись от лютого зверя, ищущего поглотить тебя. Если же и найдет искушение, – не унывай, но старайся мужественно исправлять себя». Старец скоро скончался (1778 г.), и Феофан отправился в Соловки, хотя и не сразу. Сначала он думал было жить в Киеве, но, когда увидел, что нигде ему не удается устроиться, покорился совету старца и прибыл в назначенную обитель, при архимандрите Иерониме. Здесь он проходил разные послушания и, трудясь в просфорне, близко узнал одного инока Климента. Климент познакомил Феофана с Соловецким пустынножительством, и, когда Климент удалился в пустынь, Феофан последовал его примеру. Он провел несколько времени в землянке, близ Ягодного озера, и узнал несколько подвижников. Но на этот раз Феофану недолго привелось жить в пустыне. Он был вызван в обитель и сделан начальником Сумского монастырского подворья, а затем и экономом обители. Более 3 ½ лет провел так Феофан. Жизнь в соприкосновении с миром не могла пройти бесследно, и она повлияла неблагоприятно на душевный строй о. Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» 2 Май 2023 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  “Долгий путь исцеления”, посвященная евангельскому чтению в Неделю 4ю по Пасхе, о расслабленном. Раздел “Подробно” посвящен святым женам-мироносицам и женскому служению в Церкви в ХХ веке. Открывает раздел отрывок из проповеди святитель Петр Хрисолог (конец IV — начало V века), посвященный женам-мироносицам. В материале Татьяны Кириллиной “Нужны ли Церкви диакониссы”  игумен Силуан (Туманов)  делится своими воспоминаниями о церковной практике позднесоветского периода, когда множество послушаний в храмах, в том числе богослужебных, выполняли женщины-алтарницы, и соображениями о том, насколько может быть практикуемо женское служение в современной Церкви. В материале того же автора “Мироносицы ХХ века” об алтарницах в ленинградских храмах вспоминают протоиереи  Владимир Сорокин ,  Александр Будников ,  Виктор Иванов .Раздел “Образы и смыслы” открывает материал Наталии Щукиной “Энциклопедия русской влюбленности”: доктор философских наук Марина Михайлова по-новому раскрывает знакомую со школьной скамьи любовную историю Татьяны и Онегина. Публикация приурочена к 200-летию начала работы Александра Пушкина над одним из главных текстов русской литературы — романом в стихах “Евгений Онегин”. Продолжает раздел материал  Тимура Щукина  “ Паисий Величковский : святой среди чужих”, где автор задумывается о категориях “свой-чужой” в наследии преподобного. Раздел “Люди в Церкви” открывает очерк Евгения Перевалова “Храм на безымянной улице” о приходе  храма святой блаженной Ксении в поселке Приладожский . Материал того же автора “Пятый угол для тех, у кого нет четырех” знакомит с обитателями и организаторами приюта для бездомных “Пятый угол” в Сосновом Бору. Материал Татьяны Кириллиной “О прошлом — ради будущего” рассказывает о проекте “Нить поколений”, реализуемом Александро-Невским братством. Меньше чем за год на грант Президентского фонда культурных инициатив были сняты восемь коротких документальных фильмов о выдающихся людях нашей страны, и члены братства демонстрируют эти фильмы в средних специальных учебных заведениях.

http://azbyka.ru/news/vyshel-majskij-nom...

Святые Прот. Андрей Кордочкин: Наша вера больше, чем наши традиции Наша готовность принять в дар эти святыни и передавать иконы этих святых в католические храмы — знак того, что мы — не маргиналы по отношению к европейской этике и культуре. Андрей Виноградов: Как создать словесную икону святого? Возможно, изменившаяся ситуация должна принести какие-то новые формы житийной литературы. Однако это проблема имеет фундаментальный характер — похожие трудности испытывает современная иконопись. Как создать словесную икону святого? Прот. Алексий Уминский: Христианская история Италии дает нам повод к новому осмыслению святости Мы сегодня имеем некоторую проблему в почитании святых, как мне кажется. Для нас святые – это люди слишком далекие от нас по уровню своей высокой святой жизни. Христиане и власть. Вчера и сегодня 'Истина в понимании христианина требует, чтобы о ней свидетельствовали. Если я свидетельствую об истине во всей полноте, я не нарушаю ничьи права. Наоборот, я развиваю чужие права', - доктор теологии священник Стефано Альберто. Именно такое свидетельство вносит вклад в диалог гражданского общества. Амвросий Медиоланский: говорящий от имени Христа Христиане, вообще, часто спорят со властью. Но не за власть. За Истину. Они всегда проигрывали. Их распинали, жгли, расстреливали, морозили в тайге. Но как ни странно, Земля продолжала крутиться в том направлении, в котором они ее толкали. Он был один из них. Святитель Димитрий Ростовский: Тот, кто сделал святых близкими людям Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию. Связь святых, не знавших друг друга… Передо мной четыре иконы, на них изображены подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева Пятница. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни...

http://pravmir.ru/tag/svyatye/page/34/

Советую вам прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных Отцов наших, которым дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царствия Божия, то есть, истинный смысл Священного Писания ; в их духопросвещенном учении вы найдете все, что нужно ко спасению. И я грешный, по скудоумию моему, отвечаю на вопрошение ваше: Бог Премилосердый соделывает наше спасение православною верою, добрыми делами и Своею благодатью. Православная вера есть та, которую содержит единая святая, Соборная и Апостольская Церковь Восточная; без сей веры православной никак нельзя никому спастись. Добрые дела – это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера православная без добрых дел мертва, и дела добрые без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру православную с добрыми делами, и дела добрые с верою православною, и тогда, при помощи благодати Божией, споспешествующей добрым делам его, он спасется по слову Христа, рекшаго: «без Мене не можете творити нечесоже». И должно знать, что Христос Спаситель, Истинный Бог наш, Который хочет всем человеком спастися, поставил в закон добрые дела, то есть Свои спасительные заповеди Евангельские, равно всем православным христианам, как монахам так и мирянам, живущим с женами и детьми, и требует от всех православных христиан самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного доброго произволения души: «иго бо» святых Его заповедей «благо и бремя» делания их «легко есть». Святые заповеди Христовы, при помощи благодати Божией, легко может исполнять всякий православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: и старый и юный, и здравый и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души. Посему-то те, кто преступает их и не кается, в страшное второе пришествие Христово будут осуждены вместе с бесами на муку вечную. – Святые заповеди Евангельские, наипаче же главнейшие, столь необходимы для спасения, что если одной какой-либо не достает у человека, то и спасения души не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

преподобный Паисий (Величковский) (1722–1794) Нравственно-аскетические труды Переводы Письма, послания Сборники Слова Труды на сербском языке преподобный Паисий (Величковский) Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Подвижник, делатель умной молитвы, духовный наставник, переводчик святоотеческих творений, возродитель старчества на Руси. В миру Петр Иванович Величковский, родился 21 декабря 1722 года. Его прадед, дед, отец и старший брат были протопопами (протоиереями) города Полтавы. В возрасте четырех лет он лишился отца. Воспитывала его мать – Ирина (в монашестве Иулиания). С 12 лет Петр Величковский обучался в Киевской духовной академии. В 17 лет, оставив Академию, он ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Затем отправился в молдаво-влахийские монастыри, где учился молитве и монашескому послушанию и где принял рясофор с именем Парфений. Стремясь найти старцев, опытных в святоотеческих писаниях, пришел на Святую Гору Афон. Здесь, в возрасте 28 лет, он был пострижен в монашество с именем Паисий. К нему стали приходить ученики. Не считая себя достойным учить других, святой Паисий принимал братию с условием иметь вместо наставника учение святых отцов Церкви. Тридцати шести лет отец Паисий был рукоположен в священный сан. После семнадцатилетнего пребывания на Афоне старец Паисий возвратился в Молдавию и поселился с братией сначала в пустующей Драгомирнской обители, а затем в уединенном горном Секульском монастыре. Братия умножилась, и преподобному Паисию пришлось переселить свою общину в богатейший Нямецкий монастырь, где он так же, как в Драгомирне и Секуле, ввел общежительный устав, требующий от братии полного нестяжания и отсечения своей воли. Авва Паисий учил братию покаянию, молитве Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»). Иноки ежедневно исповедовали помыслы духовнику, трудились над переписыванием святоотеческих книг. Нямецкая обитель под руководством старца Паисия стала самым большим монастырем Православной Церкви, вмещая тысячу насельников. Преподобный Паисий был удостоен сана архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Подпишитесь на наш Телеграм «Кто мой ближний?» — снова и снова задаем мы себе этот вопрос. Особенно он кажется актуальным, когда бывшие братья становятся врагами — и наоборот. Были ли в истории подобные ситуации? И как реагировали на них те церковные служители, которые впоследствии оказались прославлены в лике святых? Мы решили разобрать эти вопросы на примере экстремальных исторических событий: святых, оказавшихся во время служения на чужой земле, в окружении чужого народа. Преподобный Паисий Величковский жил в увлекательную историческую эпоху, когда государственные границы были чрезвычайно подвижны, и оказаться своим среди чужих, чужим среди своих было легче легкого. Святой Паисий в такой ситуации оказывался не раз. Из Малороссии — в Молдавию, из Молдавии — на Афон, с Афона — вновь на молдавскую землю. Везде он был «инородцем», и это переживание «инаковости» наложило отпечаток на его святость и на его творения. Странничество как духовный принцип Преподобный Паисий был воплощением идеала духовного странничества, монашеского бегства от мира. В своем поучении на монашеский постриг преподобный пишет: «Потому бегите от мира сего, как Лот от Содомского пожара в гору безмолвной жизни Сигор, как Израиль из Египта. Спешите из греховной тьмы в Землю Обетованную, к чистой и безгрешной богоугодной жизни. От вавилонского рабства бегите к синайской свободе. Отвергните мир и прелесть его, устранитесь от него безвозвратным странствием. И так победишь полки первого врага и победою твоей обрадуешь небо и опечалишь демонов. Если же он одолеет вас и возьмет в плен души ваши, тогда, если и всего мира богатство и красоту приобретете — не получите от этого никакой пользы, ничем не выкупите из плена души ваши, или что дадите взамен за нее?» Конечно, бегство от мира — это топос монашеской литературы, стандартный аскетический образ. Но тотальное странничество — это еще и социокультурная реальность Малороссии и Северного Причерноморья в XVIII веке. После окончания Северной войны (святой родился через год после Ништадтского мира) граница между Российской империей и Речью Посполитой (многие забывают, но с конца XVII века русские и поляки многие десятилетия были союзниками) проходила по Днепру. Все пространство южнее, все обширное Причерноморье — от Молдавии до Кавказа — в это время было пространством соперничества двух империй — России и Турции. Поэтому то, что Питирим Сорокин называл горизонтальной социальной мобильностью, было присуще народам, населяющим территорию будущей Украины. Одни бежали от войны, другие — от высоких налогов (например, из Польши в Россию), третьи — от религиозных гонений, четвертые — просто в поисках приключений и наживы (например, в Запорожскую сечь), пятые — и к ним принадлежал преподобный Паисий — в поисках истины и подходящих духовных учителей (надо сказать, что будущий старец учителя так и не нашел, учителя заменили книги Святых Отцов ). Нямецкий монастырь (Румыния), в котором подвизался прп. Паисий Величковский

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010