В Оптиной пустыни состоялась конференция, посвященная 300-летию со дня рождения преподобного Паисия Величковского 27.12.2022 13:28:22 ОПТИНА ПУСТЫНЬ 25 декабря 2022 года в конференц-зале Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь состоялась конференция, посвященная 300-летию со дня рождения преподобного Паисия Величковского, в ходе которой прошла презентация альманаха «Обновитель древнего иночества». С вступительным словом к собравшимся обратился наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф. Представляя вниманию аудитории сборник трудов современных исследователей о подвижнической и просветительской деятельности молдавского старца, владыка Иосиф отметил, что Оптину пустынь по праву можно назвать преемницей его великого дела. По меткому замечанию архимандрита Леонида (Кавелина), преподобный Паисий оживил русское монашество, возбудил в нем дух древнего подвижничества, возродил традицию старчества. Поэтому неслучайно, что первой книгой, подготовленной к изданию трудами оптинского старца Макария и его помощников, стало «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского». Доклад исследовательницы оптинского духовного наследия доктора филологических наук В.В. Кашириной был посвящен рукописям паисиевской редакции из собрания Нямецкого монастыря, Оптиной пустыни, архивным фондам митрополита Филарета (Дроздова) и архимандрита Леонида (Кавелина). В.В. Каширина рассказала о подготовке Оптиной пустынью славянского перевода преподобного Исаака Сирина, о влиянии преподобного Паисия Величковского на изучение и переписывание святоотеческой литературы в крупнейших русских монастырях. Главный редактор издательства «Наследие православного Востока» А.П. Власюк выступил с докладом о классических житиях преподобного Паисия, три из которых были написаны на румынском языке, а два — на славянском. Автор ознакомил слушателей с различными редакциями житий, привел малоизвестные широкому читателю интересные факты из жизни преподобного, рассказал о готовящейся публикации его ранее неизвестной переписки по различной тематике.

http://radonezh.ru/2022/12/27/v-optinoy-...

С.В. Шумило 2. Малоизвестные письма прп. Паисия на Запорожскую Сечь Письма прп. Паисия Величковского к Кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому, хранящиеся в материалах архива Коша Запорожской Сечи 8 , оставаясь фактически неизвестными для научного сообщества, в то же время являются ценным источником, существенно дополняющим сведения как о самом Паисии, так и о последнем предводителе Запорожской Сечи. Но кроме того, они открывают малоизвестные факты взаимоотношений между этими двумя праведниками. Ил. 2. Портрет Кошевого атамана Запорожской Сечи П. Калнышевского (1691–1803) По сути, эти письма – свидетельство общения двух подвижников и святых. Как известно, Пётр Калнышевский свою жизнь закончил послушником в Соловецком монастыре на 113 году жизни, до этого пробыв около 25 лет в подземном заключении-затворе. Поэтому упомянутые документы могут служить важным дополнением к жизнеописанию не только прп. Паисия, но и недавно канонизированного Украинской Православной Церковью святого праведного Петра Калнышевского (память 31 октября/13 ноября) 9 . Несмотря на свою ценность и значимость, письма прп. Паисия Величковского на Запорожскую Сечь до сих пор так и не вошли в научный оборот. Единственный раз опубликованные в малоизвестном черновицком региональном литертурно-художественном издании «Буковинский журнал» 10 , они так и остались практически незамеченными в научных кругах. Поэтому при работе с материалами архива Коша Войска Запорожского их пришлось «открывать» практически заново. Большинство исследователей, работая с документами архива Коша (преимущественно специалисты по казачеству), не обращали особого внимания на эти письма, поскольку на них прп. Паисий не указывал своей фамилии, подписываясь лишь как «игумен иеромонах Паисий». Чтобы установить, что это именно Паисий Валичковский, необходимо было проводить отдельное исследование. Однако, судя по всему, это не входило в задачи исследователей истории казачества, работавших с материалами архива Коша. Поэтому, нередко приводя цитаты из этих писем (в частности, А. Скальковский, Ф. Макаревский, Д. Яворницкий и другие), они не обращали внимания, что цитируемый ими автор – знаменитый Паисий Величковский 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Связь святых, не знавших друг друга… Передо мной четыре иконы, на них изображены подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева Пятница. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни… 9 ноября, 2012 Передо мной четыре иконы, на них изображены подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева Пятница. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни…  Что связывает святых между собой? А что — нас с ними? Почему древние святые близки людям XXI века, а их опыт актуален для нас? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Удивительная особенность православия — повседневное почитание сонма святых, чье реальное участие в духовной жизни каждого из нас не вызывает сомнений. Эта уверенность исходит из двухтысячелетнего практического опыта Церкви, а также поразительной способности подвижников веры и благочестия быть современными независимо от того, когда каждый из них совершил свой святой путь и в какой исторической обстановке он пребывал. Есть еще одна отличительная черта наших святых: они связаны невидимой нитью преемственности, хотя, многие из них никак не могли знать друг друга, да и разделены были их подвиги не только географическими расстояниями, но и веками… Фото: INIART, photosight.ru Передо мной четыре небольшие иконы, на них изображены те подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева, нареченная Пятницей. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни. И все же, они дополняют друг друга, одновременно оставаясь яркими самостоятельностями с присущими только им чертами характера и жизненными коллизиями. Нестор Летописец Преподобный Нестор Летописец — XI haчaлo XII века. Место подвига — кручи Днепра. Знаменитая Киево-Печерская лавра с самим преподобным Феодосием во главе и сонмом старцев. Историческая эпоха становления и расцвета Киевской Руси .

http://pravmir.ru/svyatye-i-sovremennost...

Закрыть Преподобный Паисий Величковский Он возродил не только умное делание, но и русское богословие Анастасия Михалос   23:03 28.05.2023 1439 Время на чтение 15 минут 1. Между Афинами и Иерусалимом Если посмотреть на историю общежитийного монашества, то можно заметить особенность, по поводу которой горевал еще преподобный Пахомий Великий: Господь воздвигает подвижника, он трудится не щадя живота, создает образцовую христианскую общину, она благополучно существует при его жизни и некоторое время после его кончины, а потом совершенно непонятным образом перерождается в нечто иное, скажем мягко, не столь образцовое. Наверное, это норма в своем роде, потому что Господь тут же воздвигает новых тружеников в других местах. Но иногда бывают целые эпохи духовного застоя, они связаны с политическими и экономическими особенностями государств и с тем, что называется «духом времени» в самом негативном смысле. Преподобный Паисий Величковский - монах и переводчик Именно таким духом был отмечен XVIII век в русском и зарубежном православии. Греческие, болгарские, сербские монастыри были заняты, главным образом, борьбой за выживание - турки в прямом и переносном смысле ровняли их с землей. На Украине то же самое творили униаты, в России, начиная с Петра Первого, на борьбу с монашеством поднялись православные монархи. Секуляризация монастырских земель, выведение монастырей за штат, ограничение приема молодежи в имеющиеся обители - в таких условиях вполне естественно монашество существовало по пословице «Не до жиру - быть бы живу». Монастыри превращались в странноприимницы, лечебницы, сиротские приюты, богадельни, которые обслуживали люди в монашеской одежде. Конечно, там и Богослужения проходили, и паломников принимали, и раз в год народ причащали-исповедовали, и длинные синодики вычитывали - не бесполезные были учреждения не только с правительственной, но и с христианской точки зрения. Однако все приобретения монашества за более, чем тысячу лет его существования были прочно забыты и даже считались вредными. Вот на таком историческом и духовном фоне протекала деятельность одного из самых ярких просветителей того времени преподобного Паисия Величковского.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/02/...

В Киево-Печерской лавре состоялась конференция, посвященная 295-летию со дня рождения преподобного Паисия Величковского 30 ноября 2017 г. 11:51 27-28 ноября 2017 года в Успенской Киево-Печерской лавре состоялась I Международная конференция «Киевские Паисиевские чтения», посвященная 295-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского) и его духовно-культурному наследию. Организаторы конференции — Киево-Печерская лавра, Международный институт афонского наследия, кафедра славистики Ясского университета им. Александра Иоанна Кузы (Яссы, Румыния). В международном форуме приняли участие более 50 ученых, богословов и священнослужителей из 13 стран мира — Украины, Греции, России, Румынии, Молдовы, Великобритании, Франции, Италии, Польши, Германии, Австрии, Хорватии, Чехии. 27 ноября Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжественное открытие форума. Открывая пленарное заседание, Предстоятель Украинской Православной Церкви подчеркнул, что «старец Паисий и плоды его молитвенно-пастырской и просветительской деятельности имеют особое значение для современного общества». «В период массовой секуляризации, отпадения от духовных традиций и ценностей, нарушения заповедей Божиих, потери Евангельских идеалов любви, сострадания и мира духовное послание преподобного Паисия обретает новую актуальность и востребованность, — отметил Блаженнейший митрополит Онуфрий. — Монашество — это соль Церкви. По монашеству можно судить о духовно-моральном состоянии народа… Преподобный Паисий своими молитвами, подвигами и трудами с новой силой вдохнул в наше монашество огонь аскетической ревности и молитвы». Блаженнейший владыка подчеркнул, что главным делом жизни старца стало возрождение православной школы старчества: «И великие старцы Оптиной пустыни и Валаама, и Глинской пустыни, и многих других обителей в Украине, России, Румынии, Молдовы, Болгарии, Сербии, Греции, да и на самой Святой Горе Афон — это все плоды паисиевской школы». Предстоятель Украинской Православной Церкви призвал Божье благословение на участников конференции и пожелал плодотворной работы: «Пусть Господь наш Иисус Христос молитвами Своей Пречистой Матери умудрить и поможет нам не только понять красоту духовного наследия преподобного Паисия, но и своей жизнью, приобщиться к нему».

http://patriarchia.ru/db/text/5071070.ht...

Перевел «Добротолюбие», велел монахам мыть за собой посуду Преподобный Паисий Величковский: интеллигент, учащий спасению 28 ноября, 2021 Преподобный Паисий Величковский: интеллигент, учащий спасению Продолжаем предрождественский цикл — каждый день мы вспоминаем святых, которых чтит Церковь. 28 ноября — начало поста. Церковь вспоминает преподобного Паисия Величковского — «столпа ученого монашества», который не гнушался быта. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) «Переводческая артель» Первый день Рождественского поста совпадает с днем памяти преподобного Паисия Величковского — человека, оказавшего колоссальное влияние на развитие русской мысли — не только церковной, но и светской.  Преподобный Паисий жил и трудился в первые десятилетия Синодального периода. Он чутко реагировал на инициированный государством крен в секуляризацию общества и Церкви. Не доучившись в Киевской семинарии, зараженной «латинством» (действительно, старейшая духовная школа тогда была ориентирована на западную ученость, преподавание в ней велось на латыни, а античных авторов в ней изучали чуть ли не больше, чем святых отцов), он совсем молодым человеком решил связать свою жизнь с монашеством и в течение нескольких лет искал для себя обитель на территории современной Украины — тогда Малороссии.  В какой-то момент он вернулся в Киев и несколько лет работал в типографии Киево-Печерской лавры, что, вероятно, стало определяющим для него — так преподобный сформировался как столп ученого монашества. Хотя и на этой ученой должности не задержался: затем три года прожил в монастырях Молдавии, а в конечном итоге и вовсе удалился на Афон. Выдающийся русский богослов протоиерей Георгий Флоровский писал об этих исканиях преподобного: «Это не был уход или отказ от знания. Это был возврат к живым источникам отеческого богословия и богомыслия». На Афоне молодой монах начал работать с архивами, а именно — собирать коллекцию славянских переводов и греческих рукописей трудов отцов-аскетов.  К несчастью, в 1760-е годы обострились отношения между Россией и Турцией, и насельники афонских обителей оказались вовлечены в военно-политический конфликт. Из-за этого преподобный с братией устроенного им Ильинского скита был вынужден вернуться на территорию Молдавии. И вот здесь его таланты развернулись с новой силой! Видимо, у Паисия был «пунктик» насчет «многоязычия» Православия: в монастырях, которые ему приходилось устраивать, службы шли на церковнославянском и румынском языках. А в последние годы жизни, управляя Нямецким монастырем, он организовал целую «переводческую артель»: под его руководством образованные монахи, писцы и переводчики, работают над переложением святоотеческих трудов с греческого и латинского на славянский язык.

http://pravmir.ru/perevel-dobrotolyubie-...

С.В. Шумило 3. Монастырь прп. Паисия в Драгомирне и его связи с Запорожской Сечью Драгомирнский период был одним из самых сложных в жизни прп. Паисия Величковского и его братства. К тому же он наименее описан в житиях преподобного. А в автобиографии Паисия Величковского он не отражён вовсе 15 . Поэтому из его писем на Запорожье мы узнаём ряд очень важных подробностей, касающихся положения Паисиева братства в Драгомирне. Как известно, покинув в 1763 г. Афон, Паисий Величковский вместе с 64 братиями переехал в Молдавию, где поселился сначала в скиту Варзарешти. Но вскоре молдавский господарь предоставил братству Паисия в Буковинских Карпатах отдельный монастырь в Драгомирне. Эта обитель издавна была связана с монашеством в Украине, в частности со знаменитым Манявским скитом, основанным сподвижником Иоанна Вишенского, афонским старцем Иовом (Княгиницким) 16 . Поэтому здесь вместе с Паисием без проблем смогли обосноваться не только молдавские иноки, но и славянские, в частности выходцы с территории Украины. Как подтверждает и сам Паисий в письме к Калнышевскому: «Братия же наши якоже пришедшии зъ Святия Афонския Гори, такожде и зде къ намъ приобщившиеся, коихъ всехъ ныне являетъ число сто и пять десять быти/…/с коихъ болшая часть находится отъ российскаго рода, найпаче же отъ Православноименития страни Запорожския» 17 . Ил. 4. Монастырь в Драгомирне. Современный вид Из жития, составленного учеником Паисия схимонахом Митрофаном, мы узнаём, что монастырь в Драгомирне на момент прибытия туда братства с Афона был «мало не пуст», «движимым имением скуден от многих нашествий и разорений варварских/…/келлий пять, трапеза не покровенна» 18 . Поэтому созидать и обустраивать обитель новому братству пришлось практически заново, на что необходимы были крупные денежные средства. Эта тема и была главным предметом обращений прп. Паисия к Кошевому Войска Запорожского. При этом, из этих писем мы узнаём, что Запорожская Сечь оказывала щедрые пожертвования Паисию Величковскому не только в Драгомирне, но ещё и в бытность его на Афоне. Так, в письме к Калнышевскому за июнь 1768 г. он отмечает: «Имеюще ми въ незабвенной памяти премногая благодеяния отъ васъ Милостивейшихъ благодетелей нашихъ, якоже прежде въ Святой Афонской Горе намъ сущимъ соделанная, такожде и преселшимся оттуду Божиимъ изволениемъ въ Молдовлахийскую землю ныне убожеству и бедности нашей делаемая, нижайше благодарствуемъ и благодарить навсегда словомъ и сердцемъ за таковое ваше убогому общежителству нашему милостивное благотворение и благосердное благопризрителство не престанемъ» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

С.В. Шумило 8. Дальнейшая судьба прп. Паисия и П. Калнышевского. Предсказание «венца» Как мы знаем, окончание русско-турецкой войны неоднозначно отразилось как на судьбе прп. Паисия Величковского , так и его ктитора Петра Калнышевского. После подписания мира между Турцией и Россией часть Буковины, где располагался Драгомирнский монастырь, оказалась под властью католической Австрии. В связи с этим, не желая оставаться под властью католической державы, прп. Паисий с братией вынужден был покинуть в 1775 г. свою обитель в Драгомирне и перебраться сначала в Секу, а затем в Нямц 92 . Иначе сложилась судьба ктитора Драгомирнской обители Петра Калнышевского. В годы русско-турецкой войны за проявленные героизм и мужество он сначала получил благодарность от императрицы, стал кавалером высшего ордена Российской империи – Андрея Первозванного, а также получил военный чин генерал-поручика Российской армии. Однако по успешом окончании войны Запорожская Сечь была захвачена и сожжена войсками Потёмкина, а сам Кошевой атаман арестован. Около 25 лет ему довелось провести заживо замурованным в тюремном заключении-затворе в холодной камере-«мешке», без света, без права переписки и общения с кем-либо. Ил. 15. Прп. Паисий Величковский (1722–1794) Историки так описывали место заключения последнего предводителя запорожских казаков: «Это пещероподобное помещение произвольной формы от двух до четырёх аршин и от 1,5 до 3 аршин в ширину. Каменная лавка (место для сидения и сна) – вся её обстановка. Узник не мог лечь, вытянувшись во весь рост, он должен был спать в полусогнутом состоянии. В помещении стоял вечный полумрак, было сыро и холодно» 93 . На протяжении более 20 лет Петра Калнышевского выпускали из тёмной камеры на свет лишь три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения, чтобы он мог посетить богослужение и причаститься. Когда кошевого перевели из Прядильной камеры в другое помещение, то от него осталось в камере более чем на два аршина нечистот, которые не убирались там все годы заточения. Просидев в закрытой камере без света столько лет, он потерял зрение; у него, как у зверя, отросли большие когти и длинная борода, вся его одежда распалась, а кафтан с пуговицами превратился в свисающие с плеч лохмотья. На свободу он смог выйти лишь после дворцового переворота и убийства сына Екатерины II – императора Павла I. Указом нового императора Александра I от 2 апреля 1801 г. он был освобождён по общей амнистии и получил право на свободный выбор места проживания. Ему шёл 111-й год. Оставшиеся два года жизни последний предводитель Запорожской Сечи по собственному желанию провёл простым послушником в Соловецком монастыре 94 . Как было написано на его надгробной плите: «Скончался 1803 года, октября 31 дня, в субботу, 112 лет от роду смертию благочестивою, доброю» 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

     «Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания» – так красиво, поэтично называется самая известная из книг преподобного старца Паисия Величковского (1722–1794). В ней, записанной учеником подвижника иноком-краснописцем Платоном, помещены 45 составленных старцем аскетических слов в святоотеческом подвижническом духе. Уроженец Полтавы, выходец из священнической семьи преподобный Паисий учился в Киеве, работал в типографии Киево-Печерской лавры, с 17 лет подвизался в обителях Молдавии и Валахии, Буковины; и семь лет, с 25-летнего возраста, провел на Святой Горе Афон, где основал Свято-Ильинский скит. Завершил свой земной путь архимандрит в Нямецком монастыре (расположен к северо-западу от румынского г. Тыргу-Нямц), в коем подвижник возглавил полтыщи человек братии и поставил работу по переводу творений святых отцов с греческого языка. День памяти святого –15/28 ноября. Нямецкий монастырь во имя Вознесения Господня. Румыния      Одной из грандиозных заслуг преп. Паисия перед русским православием является возрождение на Руси школы старчества, которая на протяжении всего XIX в. и позднее воистину «приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви». Многочисленные ученики Паисия перенесли его писания и дух его устава вместе с учреждением монашеского старчества в Россию и тем весьма способствовали оживлению и возрождению русского монашества. Более известные из этих учеников были сами настоятелями разных монастырей или подвизались в них влиятельными иноками. Также у преп. Паисия было в России много учеников по переписке. И батюшка Серафим Саровский, и старцы Оптинские, и многие другие подвижники, имевшие учительствующим истоком преп. Паисия Величковского, оформили, по сути, новый тип христианской цивилизации, подали пример возможного спасительного пути. Главной чертой русского старчества, ставшего результатом совершенствования и развития пятнадцати столетий (!) здешней иноческо-аскетической духовной традиции, явился непостижимый синтез, казалось бы, несоединимого: уединенного подвижничества и самоотреченного общения с миром.

http://pravoslavie.ru/66256.html

ПРАВОСЛАВИE.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ИЗ ИСТОРИИ " ДОБРОТОЛЮБИЯ " Добротолюбие избранное для мирян Добротолюбие. Том 1 Трудно найти другую духовную книгу, вышедшую в свет в течение последних нескольких столетий, которая бы оказала столь значительное влияние на весь христианский мир, как " Добротолюбие " . Справедливо поэтому замечание епископа Амфилохия (Радовича), который говорит: " Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня " . Добавим к этому, что влияние " Добротолюбия " распространилось не только на Православие, но на весь христианский мир. СОСТАВИТЕЛЬ " ДОБРОТОЛЮБИЯ " ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ИСТОЧНИКИ " ДОБРОТОЛЮБИЯ " РЕДАКТИРОВАНИЕ И ИЗДАНИЕ СБОРНИКА СЛАВЯНСКОЕ " ДОБРОТОЛЮБИЕ " РАЗВИТИЕ " ФИЛОКАЛИЗМА " ВЕХИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ " ДОБРОТОЛЮБИЯ " СОСТАВИТЕЛЬ " ДОБРОТОЛЮБИЯ " Составители Добротолюбия - преп. Макарий Коринфский и преп. Никодим Святогорец Идея составить сборник святоотеческих текстов, посвященных умному деланию и аскетическим предпосылкам к нему, принадлежала митрополиту Коринфскому св. Макарию Нотарасу (1731-1805). О мотивах, подвигших его к такому предприятию, сообщает его сподвижник и сотрудник на ниве собирания и издания святоотеческих текстов преп. Паисий Величковский, в своем письме болгарскому старцу Феодосию. Здесь он, во-первых, сообщает: " Преосвященнейший Кир Макарий, бывший митрополит Коринфский, еще от юного своего возраста толико неизреченную, Божиим действом, к книгам отеческим, трезвению и вниманию ума и безмолвию, и молитве умной, сиречь умом в сердце совершаемой, учащим, любовь стяжа, яко все житие свое на всеприлежнейшее взыскание оных, и трудолюбивое своею рукою, яко преискусен во внешнем учении сый, и многоиждивное руками краснописцев преписание определил есть " . То есть, св. Макарий с юношеских лет имел ревность к духовному подвигу и любовь к аскетической письменности, которые и влекли его к поиску и собиранию аскетических трактатов. Другой причиной, почему св. Макарий занялся этим делом, было, во-первых, фактическое отсутствие в широком обращении аскетических произведений, а во-вторых, угроза потери рукописей с произведениями древних подвижников благочестия, которые хранились в монастырских библиотеках. Об этом также сообщает преп. Паисий Величковский: " О выпечатании же таковых книг от давних лет воистину блаженный сей кир Макарий Митрополит желание возыме таковы намерением, да не приидут сии святые книги во всеконечное забвение и от лица земли истребление, в неже мало мало уже и не приидоша " .

http://pravoslavie.ru/archiv/dobrot_hist...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010