Иже во Святых Отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустаго, о молитве, слово 1-е Обою ради подобаете рабов Божиих блажити и удивлятися им, яко надежду спасения своего на святыя имеяху молитвы, и яко писанием сохраните песни и службы, яже Богови с радостию и страхом приношаху, и к нам преподаша свое их сокровище: да к ревности своей всех послежде бывших привлещи возмогут. Преходити бо приличествует нраву учителей на ученики, и учеником Пророков подражателем приличествует являтися правды онех, да всяко время с молитвами, и службою Божиею и поучением живем: сие животе, сие здравие и богатство, сие конец благ быти неищующе, еже молитися Богови с чистою и перастленною душею. Якоже бо телу свет есть солнце, тако души молитва . Аще убо слепцу тщета есть еже не зрети солнца, то колико паче тщета есть христианину еже не молитися часте, и молитвою свет Христов в душу не вводити? И кто бы не ужаснулся и не удивился о человеколюбии Божии, еже к нам показует, толику честь человеком даруя, яко и молитвы сподоби и беседы Своея? С Богом бо воистинну беседуем во время молитвы, еюже и со Ангелы совокупляемся, и общения еже к безсловесным являемся избегающе. Ангел бо дело есть молитва, превосходящи и онех достоинство, понеже лучше есть достоинства Ангел еже с Богом беседовати. А яко лучше есть, сами учат нас, со многим убо страхом молитвы приносяще, и подающе нам ведети и разумети, яко подобает к Богу приступающим с радостию и страхом сие творити. Со страхом убо, боящимся нам, да не молитвы недостойни явимся: радостию же исполненным бывающим, величия ради чести, яко толика и такова промысла мертвенный сподобися род, яко и Божественныя беседы наслаждатися часте, еюже и еже мертвении быти и привременни избегаем, естеством убо суще мертвении, беседою же яже ко Богу к безсмертну животу преходяще. Нужно бо есть беседующему с Богом, лучшу быти смерти и всякого истления. И я коже отнюд нужно есть солнечныя лучи наслаждающемуся избегати тмы: тако отнюд нужно есть наслаждающемуся Божественныя беседы, не ктому быти мертвенну.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

– На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году были прославлены благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек, митрополит Московский и всея Руси Макарий, схиархимандрит Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, епископ Игнатий (Брянчанинов), иеросхимонах Амвросий Оптинский и епископ Феофан Затворник. В 1989 году постановлением Священного Синода была создана Комиссия по канонизации святых. В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителей Иова и Тихона; Поместный Собор 1990 года прославил праведного Иоанна Кронштадтского; в 1992 году Архиерейский Собор прославил уже некоторое число новомучеников и исповедников – митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и вместе с ним пострадавших, великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару; Архиерейский Собор 1994 года прославил митрополита Московского Филарета (Дроздова), новомучеников протоиерея Иоанна (Кочурова) и протопресвитера Александра (Хотовицкого); Архиерейский Собор 1997 года прославил новомучеников и исповедников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Из всего этого списка имен новопрославленных святых становится ясно, что Русская Православная Церковь перед переходом к существованию в новых государственных условиях в 1988 году прославила избранно – благоверного князя, преподобных древности, праведного святителя, сделавшего очень много для нее, и в частности в деле прославления святых, великого деятеля на поприще духовного просвещения и продолжателя традиции старчества и также двух самых известных святителей XIX столетия. Только когда уже начались новые взаимоотношения между Церковью и государством, Русская Православная Церковь смогла приступить к прославлению новомучеников. Сначала самых известных. Наконец, на Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских как поименованных, так и безымянных, имена которых по мере изучения их исповеднического подвига включаются в Собор и в православный календарь. Подход Комиссии по канонизации – это, прежде всего, полнота материалов и детальное их изучение вне зависимости от того, идет ли речь о подвижнике благочестия, или о мученике. Но если в случае с подвижником благочестия изучается его жизнь, а также прижизненные и посмертные чудеса, то в случае с мучеником предпочтение отдается изучению исповеднического подвига, верности Христу в условиях гонений, заключения и мученических страданий. Это, конечно, не означает пренебрежения к изучению вопроса о том, насколько христианской была жизнь человека до того, как он пострадал. В связи с увеличением числа канонизаций растет и количество изучаемых материалов. Соответственно многократно увеличился объем материалов, которые требуется изучить прежде, чем принимается какое-либо решение.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Петр Дамаскин. Творения Творения преподобного Петра Дамаскина, пользующиеся огромным авторитетом. Их называют «малым Добротолюбием» — и действительно творения Петра Дамаскина синтезировали в себе аскетическую традицию Православия. Они цитируются у Каллиста Ангеликуда (Катафигиота), у Иосифа Волоцкого, а поздней прочно входят в круг филокалической литературы; с греческого на славянский они переводились св. Паисием Величковским, а на русский – Оптиной пустынью. Преподобный Паисий (Величковский), включивший творения Петра Дамаскина в свое Добротолюбие писал игумену Феодосию: “Я заглянул в книгу и увидел, что это была книга святого Петра Дамаскина. Невыразимая радость охватила мою душу. Я почувствовал, что нашел на земле небесное сокровище”. «В нем виден писатель, не заимствовавший только слова у других, как он говорит о себе, по глубокому своему смирению, но сам, по собственному опыту, ясно познавший истины внутренней жизни, уразумевший множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность христианина-подвижника; виден ратоборец, выходивший из них неуловимым, и потому неложно указывающий путь другим, желающим подвизаться»,— пишет о преподобном первый переводчик его сочинений на русский язык архимандрит Ювеналий (Половцев). Автор предисловия к подлиннику этой книги говорит о Петре Дамаскине, что он оставил нам «отеческое и неотъемлемое наследство, сию поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатию им трудолюбиво сочиненную, — общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, сокровищницу ведений, собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного трезвения. Зная это сродство ее с предлежащею книгою («Добротолюбием»), много содействующее исполнению принятого нами намерения, мы сочли за нужное соединить и ее (книгу святого Петра) с прочими, как справедливо скажет кто-либо: круг с кругом, добротолюбие с добротолюбием, великое с большим, сокращенное с пространнейшим. Невозможным показалось нам разделять такую, как мы сказали, цепь духовных плодов, — собрание Божественного лика священных подвижников (и самая эта книга обличила бы нас в неведении добра, не терпя своего отделения от знающих и любящих ее отцов, чего да не будет), дабы нам с этой стороны не уменьшить купли, по необходимости требующей и сего прибавления, а вместе с тем и не лишить братий наших великой пользы, ибо всегда умножение доброго производит по обычаю и большее благодеяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Предвкушение Царствия Небесного Беседа с митрополитом Молдовы и Буковины Феофаном (Саву) Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву) Митрополия Молдовы и Буковины очень много значит для Румынской Православной Церкви. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что предыдущий патриарх Румынский Феоктист († 2007) и нынешний предстоятель Румынской Церкви патриарх Даниил возглавляли эту митрополию. Эта митрополия, пожалуй, и самая монашеская в Румынской Церкви. Здесь находятся важные монастыри, возникшие в XV–XVI веках; здесь подвизался преподобный Паисий Величковский. Три года назад митрополию возглавил митрополит Феофан (Саву), которого лучше всего, наверное, характеризует такая подробность его биографии: из шести братьев и сестер владыки трое, как и он, выбрали монашеский путь. О румынском монашестве, о его значении для страны и общества – беседа с митрополитом Молдовы и Буковины Феофаном (Саву). – Владыка, сколько сейчас монастырей в Румынии и каково значение монашеской жизни? – 420 монастырей. Это и небольшие скиты, в которых подвизаются не более семи монахов, и большие обители, где 300–400 насельников. Всего монашествующих в Румынии около 9 тысяч. В Румынии монашество, как и везде, дает возможность пройти по одному из тех двух путей, которыми человек может достичь Царствия Небесного (второй путь – благочестивая жизнь в миру воцерковленного христианина). Господь оставил людям монашество, чтобы еще в этом мире можно было в видимой форме предвкусить небесную жизнь. – Известно, что при коммунистическом режиме монашество в Румынии притеснялось. – Положение монашества в отрезок времени между 1945 и 1990 годами несколько раз менялось. Можно говорить о трех периодах. Первый – это годы 1945–1959. Тогда сложилась парадоксальная ситуация, ибо в монастыри приходило много желающих подвизаться на монашеском поприще, число монахов и монахинь вроде бы увеличивалось, но при этом власти начали репрессии против верующих, и многие монашествующие, как и приходские священники, были брошены в темницы.

http://pravoslavie.ru/39328.html

Предвкушение Царствия Небесного (версия для печати)/Православие.Ru Предвкушение Царствия Небесного Православие.Ru , 27 сентября 2010 г. Митрополия Молдовы и Буковины очень много значит для Румынской Православной Церкви. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что предыдущий патриарх Румынский Феоктист († 2007) и нынешний предстоятель Румынской Церкви патриарх Даниил возглавляли эту митрополию. Эта митрополия, пожалуй, и самая монашеская в Румынской Церкви. Здесь находятся важные монастыри, возникшие в XV–XVI веках; здесь подвизался преподобный Паисий Величковский. Три года назад митрополию возглавил митрополит Феофан (Саву), которого лучше всего, наверное, характеризует такая подробность его биографии: из шести братьев и сестер владыки трое, как и он, выбрали монашеский путь. О румынском монашестве, о его значении для страны и общества – беседа с митрополитом Молдовы и Буковины Феофаном (Саву). Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву) – Владыка, сколько сейчас монастырей в Румынии и каково значение монашеской жизни? – 420 монастырей. Это и небольшие скиты, в которых подвизаются не более семи монахов, и большие обители, где 300–400 насельников. Всего монашествующих в Румынии около 9 тысяч. В Румынии монашество, как и везде, дает возможность пройти по одному из тех двух путей, которыми человек может достичь Царствия Небесного (второй путь – благочестивая жизнь в миру воцерковленного христианина). Господь оставил людям монашество, чтобы еще в этом мире можно было в видимой форме предвкусить небесную жизнь. – Известно, что при коммунистическом режиме монашество в Румынии притеснялось. – Положение монашества в отрезок времени между 1945 и 1990 годами несколько раз менялось. Можно говорить о трех периодах. Первый – это годы 1945–1959. Тогда сложилась парадоксальная ситуация, ибо в монастыри приходило много желающих подвизаться на монашеском поприще, число монахов и монахинь вроде бы увеличивалось, но при этом власти начали репрессии против верующих, и многие монашествующие, как и приходские священники, были брошены в темницы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Предисловие В библиотеке русского Свято-Ильинского скита на Афоне имеется рукопись, писанная на полуславянском наречии (подобно наречию Четий-Миней св. Димитрия Ростовского ), церковнославянскими буквами. Об этой рукописи сохранились следующие устные сведения. В двадцатых годах прошедшего столетия молодой послушник одного из российских монастырей (крестьянин Орловской губернии) перешел в Немецкий монастырь в Молдавии, славившийся тогда высокою духовною жизнью своих иноков и аскетическими сочинениями бывшего в нем игумена – знаменитого старца Паисия Величковского , скончавшегося в нем в 1794 году. Этот послушник, принявши на новом месте жительства монашеский постриг с именем Софрония, долго пребывал в монастыре, в коем застал многих учеников великого старца Паисия, и в том числе инока краснописца Платона, переписывающего еще при жизни старца Паисия его сочинения и переводы с греческого языка. Краснописец Платон, по расположению к иноку Софронию за искусное его пение на клиросе, подарил ему переписанную собственной рукою означенную рукопись и при этом высказал, что помещенные в ней 45 аскетических слов, проникнутых строго святоотеческим подвижническим духом, составлены старцем Паисием. В 1836 году инок Софроний, оставив Молдавский Немецкий монастырь, поступил на жительство в Свято-Ильинский скит на Афоне, основанный старцем Паисием Величковским , во время его жительства на святой горе. В этом скиту инок Софроний скончался в 1867 году, на 72 году жизни, оставив в сей обители принесенную им означенную рукопись, о которой выше объясненное он сообщил многим братиям скита. По содержанию мыслей, проникнутых строгим святоотеческим духом, по характеру изложения, отличающегося простотою и в высшей степени убедительностию, рукопись весьма напоминает известные в печати сочинения старца Паисия, ревнителя словом и делом внутренней духовной монашеской жизни, что и служит подтверждением достоверности означенных библиографических устных сообщений о ней. Но нельзя положительно утверждать: принадлежит ли рукопись к самостоятельным произведениям отца Паисия, или к переводным, или даже к простой выписке из святоотеческих писаний, ибо всем этим он занимался, и все это можно заметить в рукописи, которую, в переводе на русском наречии, и издает Свято-Ильинский скит, для душевной пользы всех монашествующих, особенно ревнующих об уединенной аскетической жизни; а некоторые слова в ней весьма полезны и для светских лиц. Слово 1

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) Со страхом и трепетом О, взять бы все – и всем и по всему или сосной, макнув ее в Везувий, по небесам, как кто-то говорил, - писать, писать единственное слово, писать, рыдая, слово: Помоги! Ольга Седакова. Если судить по изобилию выпускаемых книг, посвященных умному деланию, молитвенников у нас несказанное множество, хотя в куда лучшие времена преподобные с большим личным опытом, Симеон Новый Богослов и Григорий Синаит , а на Руси Нил Сорский и Паисий Величковский , сетовали о весьма малом числе искателей этого подвига. Сейчас в любой церковной лавке покупаешь четки, руководство как научиться молитве – и вперед; в монастырь приходишь вооруженный убеждением: нет иного смысла в монашестве, кроме умного делания. Технология широко известна: садишься на низкую скамеечку, свесив голову на грудь, взор устремлен на середину чрева, находишь место сердечное и вводишь туда ум, задерживая дыхание… всего и делов, и предвкушаешь обещанное скорое обретение непрестанной радости. На первых порах ожидает ряд разочарований; Е. пороптала полгода и ушла со словами: что за монастырь, молиться не дают, я в миру меньше работала! Но, например, в обителях Пахомия Великого первые три года послушнику предписывались исключительно утомительные физические занятия: пока тело живо, естество нуждается в труде . Да и в наших переживших советскую власть монастырях держали тот же порядок, чтоб с соленым потом вышло самомнение, чистоплюйство и прочая, по выражению святителя Игнатия, гордая дурь, и пришло мало-мальское смирение, навык идти наперекор собственным пожеланиям и привычкам. Церковь осудила мессалиан и евхитов, отстаивавших право некоей монастырской элиты только молиться, в то время как остальные члены братства вкалывают ради удовлетворения общих материальных потребностей; всегда присутствует контингент, использующий молитву для извинения своей лени и гордыни . Н. когда-то повезло случайно встретиться с замечательным священником о. Павлом (Груздевым), он неожиданно выхватил ее за рукав из толпы, отвел в сторонку и рассказал притчу, как один монах усердно молился и узрел в своей келье Христа; всю ночь созерцал неописуемую Красоту, сладчайшего Иисуса, пока не пришло время отправляться на послушание, варить обед, т. к. брат исполнял обязанности повара; но мыслимо ль покинуть Господа, когда Он вот Он, рядом, в кресле сидит! Однако побрел, думая о голодных братиях, а вернувшись поздним вечером, увидел Господа в том же кресле; «а если б ты остался, Я бы ушел», – произнес Спаситель. Мать Н. смогла оценить прозорливость старца через годы, в монастыре, на послушании кухарки, когда приходилось самые торжественные архиерейские службы и встречи самых интересных гостей проводить подобно Золушке вне праздника, у плиты.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Румынская Православная Церковь Описание: Согласно преданию, в пределах современной Румынии проповедовал апостол Андрей Первозванный и ученики апостола Павла, принесшие сюда семена христианства. В V в. на территории Румынии христианство распространял святой Никита Ремезианский (+431). В 1359 году валашский воевода Николай Александр I добился от Константинопольского Патриарха возведения Церкви на территории Валахии в ранг автономной митрополии. С 1885 года Румынская Церковь — автокефальная, в 1925 году провозглашена Патриархатом. Из иноков-подвижников весьма почитаются преподобный Димитрий Басарбовский (XIII в.) и афонский монах святой Никодим Тисманский (+ 1406), канонизированные в 1955 году. Особенно чтится православными румынами великий русский подвижник старец Паисий Величковский (+ 1794), прославленный в лике святых Русской Православной Церковью в 1988 году, который после Афона подвизался в Румынии в Нямецком монастыре и оказал большое влияние на возрождение древних монашеских традиций в духе исихазма в румынских и русских монастырях. Каноническая территория — Румыния; юрисдикция Румынской Православной Церкви распространяется также на ряд епархий в Америке (США и Канада), Западной и Южной Европе. 12 сентября 2007 года коллегия выборщиков, состоящая из 180 епископов, клириков и мирян, избрала шестым Предстоятелем Румынской Православной Церкви митрополита Молдовы и Буковины Даниила . 30 сентября в кафедральном соборе Бухареста во имя святых равноапостольных Константина и Елены состоялась Патриаршая интронизация Блаженнейшего Даниила. Титул Предстоятеля: «Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский». Патриаршая резиденция находится в Бухаресте. Епархии Румынской Церкви Митрополия Мунтении и Добруджи Бухарестская архиепископия Кафедра: Бухарест. Правящий архиерей: Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский Даниил.

http://patriarchia.ru/db/text/134497.htm...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   28 листопада 2006 р. 15:30 29 ноября — память святого апостола и евангелиста Матфея [Стаття] Апостол Матфей — один из двенадцати, после вознесения Христа 15 лет проповедовал в Иерусалиме иудеям, затем побывал с проповедями в Сирии, Персии, Индии, где принял мученическую смерть. 27 листопада 2006 р. 11:54 28 ноября — память преподобного Паисия Величковского [Стаття] Для духовного возрождения России XVIII–XIX веков старец Паисий сделал не меньше, чем святой Сергий Радонежский для Московского Царства или Антоний Печерский для Киевской Руси, он был восстановителем монашеской традиции, главным делом его жизни стало возрождение в Православии школы старчества. 5 жовтня 2006 р. 15:41 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной научно-богословской конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» [Стаття] Москва, 5 октября. На прошедшей научной конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» митрополит Крутицкий Ювеналий сделал доклад на тему: «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Афона в ХХ веке». 5 вересня 2006 р. 15:16 «Пастырь добрый». 5 сентября отмечается память священномученика Иоанна Восторгова. [Стаття] Всей своей жизнью отец Иоанн неустанно проповедовал веру Христову, и венцом этой проповеди стала его мученическая кончина, которой он засвидетельствовал свою веру даже до смерти. 4 вересня 2006 р. 18:54 Поздравительное слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в день его архиерейской хиротонии [Стаття] Москва, 4 сентября. На праздничных мероприятиях, посвященных 45-летию архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Предстоятеля Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

С.В. Шумило 11. Письма прп. Паисия Величковского к Кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому 1. 1-е письмо от 2 июня 1768 года Велможному его милости господину господину преславнаго Войска Запорожскаго атаману кошевому, такожде и высокопочтенным и благороднейшим их милостем пану судии, пану писарю, пану/асаyлу, старшине войсковой и благородным их милостем панам атаманам куренним и всему преславному и благочестивому и премилостивому Войску Запорожскому, нашим премилостивым благодетелем. Благодать и мир от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и о Господе радоватися. Имеюще мы в незабвенной памяти премногая благодеяния от вас, милостивейших благодетелей наших, якоже прежде, в святой Афонской горе нам сущим соделанная, такожде и преселившимся оттуду Божиим изволением в Молдовлахийскую землю, ныне убожеству и бедности нашей делаемая нижайше благодарствуем, и благодарить навсегда словом и сердцем за таковое ваше убогому общежителству нашему милостивное благотворение и милосердное благопризрителство не престанем. Толико бо успе благодеяние ваше к нам и любовь, яко яве зависти востати, яже всякому доброму начинанию последовати обикла есть. Удивляемся же великимъ удивлением – откуду на убогое общежитие наше таковая клевета и таковая ложь происходит, яко ниже во ум приходило намъ, когда тое что услышали от прибывшаго брата нашего монаха Пахомия и кто суть они, лживы клеветы сшивающии; Разве котории за некоторое усмотренное в них непостоянство не приняты в общество наше, или завистию снедаеми, тайно поучающеся от всегда ненавидящаго добра врага рода христианскаго. И яко не устрашаются Господа глаголющаго: о праздномъ слове дати ответъ в день судный; Аще убо о праздномъ слове дати ответ требе, лжущии же явно всяко казнимы будут. Писано бо есть: погубит Господь вся глаголющия лжу. Но молимся к премилосердому Богу, да уразумит своею благодатию тех всех враждующих и наветующих на нас и дарует им приити в познание истины и в совершенное покаяние от злобнаго их умышления. Да не в конец предавши себе злобе и сами зле погибнут. Ныне убо милостивейшим благодетелям нашим, всему православноименитому Войску Запорожскому о себе подробну, якоже есть истина, объявляем: Да заградятся уста лживыхъ!

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010