С.В. Шумило 4. «Найпаче же отъ Православноименития страни Запорожския» О том, как происходил сбор пожертвований и милостыни афонскими и молдавскими монахами на Запорожской Сечи, мы имеем немало описаний. В частности, епископ Екатеринославский и Таганрогский Феодосий (Макаревский) описывает, что на Сечи, как и вообще в Запорожских землях, афонские и греческие монахи всегда были желанными гостями, постоянно приезжали на Запорожье и даже проживали на Сечи по несколько лет 51 , посещая вместе с монахами украинских монастырей «все слободы, все зимовники и хутора православного казачества для осуществления у христиан церковных треб и для оказания верующим духовного утешения» 52 . Кроме того, по словам еп. Феодосия, иногда запорожцы и сами путешествовали на богомолье не только в монастыри Левобережной и Правобережной Украины, но и на Афон, и в буковинскую Драгомирну, входившую в состав Молдовлахийского княжества 53 . Иеромонах Леонтий (Яценко-Зеленский) описывает, как он приблизительно в этот же период собирал милостыню на Запорожье для своего Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В частности, он сообщает, что жили они на Сечи в отдельном т. н. «чернецком дворце» 54 , где останавливались монашествующие и священники. Собрав пожертвования, они «выехали из Сечи караваном, при коем угнали оттудуж 16 верховых лошадей, столько вывезли материи, сколько и галуну, сафяну, мишин и прочего», а также «с верхом два воза рыбой и два с солью» 55 . На основании этого описания мы можем представить, как собирали пожертвования и посланные прп. Паисием на Сечь монахи из Драгомирны. Как сообщает первооткрыватель архива Коша Запорожской Сечи А. Скальковский, «монахи приходили для собирания милостыни в пользу своих монастырей. В Запорожском архиве беспрестанно встречаем об этом намеки и исчисления, сколько денег, рыбы, соли и мехов куды должно отправить» 56 . О том, насколько успешной была миссия посланных прп. Паисием монахов на Сечь, мы можем судить по дошедшим до нас архивным документам. Так, в протоколе допроса постриженника прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Скачать epub pdf Превозлюбленнии мои о Христе братие и отцы и чада Божественнаго послушания Амвросие, Афанасие, и Феофане, спасайтеся о Господе. Божие, и пресвятыя Богородицы, и мое недостойнаго благословение вам чрез вселюбезнейшего о Господе брата нашего духовника Иакинфа препосылая, о себе извещаю, яко Божиею милостию, и самыми молитвами вашими, еще в живых обретаюся, обаче зело слаб и пренемощен, неведый дне и часа когда Бог повелит истязати душу мою от мене, а понеже еще Божественною его волею в маловременной сей жизни пребываю, намерение восприях, вам яко чадом моим духовным о прешествии моем с частию братий собора нашего от самыя обители Предтечевы Секулския, во самую и великую обитель вознесения Господня Нямецкую, яко по отшествии вашем соделавшемся, и зело о сем уведети желающым объявити, еже соделася таковым образом. ¤ароф года, во время весны, господствовавшу тогда благочестивому и христолюбивому Константину Димитриевичу муруз воеводе господарю земли молдовлахийския, бысть по его повелению собрание различных харчевых потребностей пришествия ради в столный город есы единаго славнаго лица, а понеже тому лицу не случилося чрез есы ити, того ради вси ини харчевии запаси осталися, и по общему совету его господарства с великими боляри, определено часть от иных дати в наш собор, которы во обитель секулскую к нам с писанием его сиятельства и прислано, в котором писании собственною своею рукою написав, повелел мне, со всяким дерзновением представляти ему необходимыя нашы нужды, обещаяся усердне и самым делом исполняти иныя. Аз же видя таковое его сиятельства к нам превосходящее милосердие, прием дерзновение во ответном писании моем к его сиятельству по блгодарении за вышепоказанную милость, представих прошением моим, аще будет его милосердие, помиловати нас подаянием пяти сот левов на строение четырех келий великих, шевни, кравечни, ткачни, и за отца Илариона учителя, обучения ради юных монахов еллиногреческаго учения, для преводу книг душеполезных. Которое мое прошение его сиятельство объявив великим боляром и советником своим искаше, от них совета: произволяше бо просимое мною делом исполнити.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Того же ответ своим ученикам, отцам Дорофею и Геронтию, находящимся в Бухаресте, посланным его преподобием в школу для обучения греческому языку. О том, чтобы не есть мяса 1 Любезный брат Дорофей, спасайся о Господе. Не удивляйся, любезный, что я не скоро послал ответ на твои письма, ибо ты хорошо знаешь о том, что служит мне препятствием, в особенности о дальности пути и происшествиях на границе, поскольку здесь край несвободный. Это препятствует мне исполнить желание – один Господь знает, каково оно у меня, – позаботиться о вас в нуждах ваших. Я говорю о пересылке пропитания. Невеликое было бы дело от наших виноградников послать вам нужное для пропитания, но граница – край несвободный. А если бы вы были в школе в Яссах, то было бы возможно в достаточной мере помогать вам от монастыря. Но теперь, что касается помощи вам, остается одна надежда по Бозе на отца Матфея, которого я немало и просил в написанном его святыне письме, чтобы он взял на себя труд помочь вам тем, что требуется для пропитания. Уповаю, что после этой моей просьбы помощь последует, поскольку я пообещал в письме возместить деньгами его святыне все, что он издержит на вас. Теперь же посылаю вам малую сумму денег, ибо вы знаете нашу прежнюю скудость, но теперь еще большая скудость нас постигла. Впрочем, уповаю на Бога, что мы не будем оставлены до конца. Вместе с тем по необходимости следует мне дать ответ на вопрос о мясоядении, которое вам советуют (то есть советуют разрешать на мясо) те, кто мечтают быть владыками. Мне же кажется, что по правому смыслу и установлению всей Святой Православной Церкви и самому ангелу не следует в этом подчиняться, а для опровержения советов тех людей и вашего утверждения достаточно сочинения о мясоядении блаженной памяти старца Василия, который сочинил его не без содействия благодати Божественного Духа. Думаю, что ты прочитал его и сам, оно исполнено многой силы и мудрости Божественной. В нем старец Василий хорошо показывает, насколько могу вспомнить, что от начала создания мира и человека не было воли Божией, истинной и совершенной, на то, чтобы люди вкушали мясо; правда и то, что не только в раю, но и до потопа мясоядения среди людей не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

ЦВ 1-2 (447) январь 2011 /  26 декабря 2010 г. Состоялась хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского 26 декабря 2010 года, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского.   И з слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла преосвященному Никодиму, епископу Единецскому и Бричанскому Преосвященный владыка Никодим! Силою, действием и наитием Святого Духа, через возложение рук архипастырей, их сугубые молитвы и братскую любовь принят ты ныне в соработничество на ниве Христовой в епископском достоинстве. С сего дня тебе указуется определенный Божий удел. Ты призываешься к архипастырскому служению на своей родине, своему народу в непростой политической ситуации, требующей приложения больших усилий по противодействию раскольническим настроениям. Пребывай непрестанно в послушании священноначалию и в солидарном соработничестве с собратьями архипастырями. Храни верность архиерейской присяге. Всегда помни о необходимости твердо следовать каноническим правилам, сохранять церковное единство, которое не зависит ни от каких политических изменений и стихий мира сего (ср.: Кол. 2, 8). Тебе предстоит нести свое служение в Православной Церкви Молдовы, которая составляет органическую и неотделимую часть Московского Патриархата, на земле с многовековой историей христианства. Благочестие и твердость веры молдавского народа не может не вызывать радости. Этот народ традиционно укоренен в православии, издавна славится сочетанием духовной стойкости, любви к Отечеству и радушного отношения к своим соседям. Православный народ независимой Молдовы сохраняет свое единство с братскими народами Белоруссии, России, Украины и других стран, причастных к духовному наследию Святой Руси, осуществляя это единство через принадлежность к одной Церкви-Матери. Наша общая церковная традиция складывалась одновременно с формированием национального самосознания наших народов. Со временем она процвела подвижническими трудами таких выдающихся церковных светильников, как преподобный Паисий (Величковский), митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила), митрополит Киевский и Галицкий, а впоследствии Кишиневский и Хотинский Гавриил (Банулеску-Бодони). Она обогатила наши самобытные национальные культуры, питаясь благодатью, которую мы черпали от одного источника, от единой Чаши Христовой.

http://e-vestnik.ru/docs/447_sostoyalas_...

Глава VI. Замечательное духовное движение в православном иночестве и участие в нем Оптиной Пустыни Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и... ( Пс. 110, 10 ) Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. ( Пс. 33, 12 ) Заслуга старца о. Паисия Величковского заключается не в том, что он открыл какие-либо новые пути иноческого подвижничества, а в том, что он восстановил и утвердил в сознании своих многочисленных учеников истинный смысл монашества, истинную цель христианского подвига и указал тот путь или тот способ, коим эта цель достигается. Его учение не было его собственным измышлением, а было лишь восстановлением древнего святоотеческого, подвижнического учения, которое о. Паисий извлек из древних святоотеческих книг и напомнил своим современникам, стараясь запечатлеть его в умах и сердцах их своим личным примером. Старец Паисий, основываясь на святоотеческих творениях, учил, что истинный смысл монашества, истинная цель христианской жизни состоят в том, чтобы достигать уподобления Богу. Внешние подвиги ценны не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они содействуют осуществлению вышеуказанной цели. Уподобление Богу достигается путем непрестанного очищения сердца и напечатления в нем христианских добродетелей – смирения, покаяния, кротости, любви, целомудрия, молитвы и других. Чтобы преуспевать в этом подвиге и не уклониться на ложный путь, необходимо иметь опытного наставника, иметь постоянное чистосердечное откровение пред ним своих помыслов и доверчивое, искреннее ему послушание. Если же нет такого наставника, тогда необходимо обратиться к творениям святых отцов-подвижников и самому попытаться найти у них для себя жизненное руководство. Таково учение старца Паисия. Что это учение есть учение святоотеческое, можно подтвердить следующими, например, свидетельствами св. отцов. «Все старание, весь подвиг (человека), – пишет преп. Симеон Новый Богослов , – должны быть обращены на то, чтобы стяжать дух Христов, и таким образом приносить плоды Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

С.В. Шумило 6. Гонения и клеветы на прп. Паисия В письмах к П. Калнышевскому прп. Паисий неоднократно упоминает о распускавшихся клеветах на него и на всё его братство Драгомирнской обители. Судя по тому, что прп. Паисий уделяет немало внимания случившемуся, можно предположить, что этот факт доставил много неприятностей старцу и его братии. В частности, в письме за июнь 1768 г. он пишет Калнышевскому: Удивляемся же великимъ удивлениемъ, откуду на убогое общежитие наше таковая клевета и таковая ложь происходитъ, яко ниже во умъ приходило намъ когда тое что услышали отъ прибывшаго брата нашего монаха Пахомия и кто суть сий, ложния клевети сшивающий. Разве, которий за некоторое усмотренное въ ныхъ непостоянство не прияти въ общество наше, или завистию снедаеми тайно 80 . В другом письме за этот же год прп. Паисий вновь обращает внимание на эту проблему: Ниже во умъ когда намъ приходило, ниже снилось когда, яковая ложь отъ завистниковъ произносится, зело чудимся откуду имъ сие приходитъ, еже бы таковия ложния клевети сшивати? И кто суть сии? Разве котории за некоторые усмотренное въ нихъ непостоянство не приняти въ общество наше, или завистию снедаеми тайно поучающеся отъ всегда ненавидящаго добра врага рода християнскаго 81 . В другом месте он благодарит Калнышевского, что тот не поддался «злобным наветам» и выступил в качестве «особливейшаго заступника и крепкаго защитника»: Неизреченнимъ Своимъ милосердиемъ Преблагий Господь вдохнулъ Духомъ Своимъ Пресвятимъ в сердце велможности вашея, еже бы не приймати техъ ложныхъ клеветъ на бедное общежителство наше наносимыхъ, и даровалъ намъ велможность вашу особливейшаго заступника и крепкаго защитника во всехъ приключающихся злобныхъ наветахъ. Благодаримъ убо Премилостивнаго Бога, яко таковую чрезъ велможность вашу показуетъ намъ, убогимъ, милость; купно же всеусердно молимъ неизследимую Его Благость, да якоже велможность ваша бедныхъ и убогихъ насъ защищаете, защититъ и сохранитъ на многая лета велможность вашу особливешаго нашего премилостиваго благодетеля отъ всякихъ злобнихъ и враждебныхъ наветовъ душевнихъ и телеснихъ 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

На тверди небесней возвышенный солнечный кругъ, на высокихъ горахъ утвержденный градъ, и сияющая благородиемъ съ высокими добродетельми человеческая душа укрытися не могутъ. Сию Истину сътоль яснее и толь откровеннее непреоборимую видимъ, сколко проницательнее во обстоятельства делъ входимъ: светлое бо солнце мракъ и мгла часто покрываютъ, а сияющую благородную съ высокими добродетелями душу ни самая мрачная наветныхъ силъ злобная зависть помрачити не въ силахъ. Добродетелный бо мужъ яко левъ, уповаетъ и неустрашится, затемъ что Богъ съ нимъ, и ктожъ на него! Упова древле на Бога израильский вождь Гедеонъ преславный, и съ темъ упованиемъ многочисленныя тысящи мадианитовъ, съ трема точию сты воиновъ всехъ оныхъ погуби, и въ конецъ разсыпа и истреби. Ваше Высокородие, уповайте и Вы, что якоже тогда, тако и всегда, и до скончания века бываетъ, и будетъ пособствующая въ бранехъ всесилная и непреодоленная помощь Владычня, которая защищаетъ и сохраняетъ животъ Вашея велможности отъ всякаго навета. Слыхали мы доволно, коликия вамъ даровалъ всесилный Богъ преславныя победы надъ врагами Креста Христова, и за тоя прославляемъ Милосердие Божие, что толико вооружилъ, умудрилъ и утвердилъ ваше высокородие верою несумненною, надеждою крепкою, храбростию, мужествомъ, разсуждениемъ истиннымъ, что Вашимъ премудрымъ руководствомъ и Воинскимъ искусствомъ все воинство преславное Низовое Запорожское умудренно наставлено будучи, толь сильно убивали, закалали, искореняли проклятыхъ махометанъ, древнихъ воалитовъ, нечестивыхъ агарянъ безъ всякаго пощадения, ревнуючи по Благочестии, якоже иногда Илиа по Господе Бозе своемъ, что лучше уже и не надобно. А все то, что бываетъ, в томъ прославляется Богъ. Елико бо врази Креста Христова искореняются, толико вера распространяется, колико Богъ прославляется, толико и раби Его славими бываютъ, якоже и Вашея велможности достославное имя везде известно, везде слышится, везде прославляется Богодарованнымъ вамъ разумомъ, храбростию, мужествомъ, искусствомъ Воинскимъ и прочими добродетелями, которыми одарилъ васъ Духъ Святый. Добродетели бо, не точию человековъ прославляютъ, но многажды и отъ смерти избавляютъ, и отъ враговъ защищаютъ, и отъ всякаго навета совершенне сохраняютъ. Добродетели къ вечному блаженству руководствуютъ, добродетели великими достоинствами и преимуществами онехъ обогащаютъ. Добродетели несумненною будущихъ воздаяний надеждою питаютъ. О святость добродетелей, превосходство благородныя души, и съ нею сопряженныхъ высокихъ добродетелей, котории въ Вашей велможности явственне видимъ. Для того мы со онеми несумненно Ваше Высокородие поздравляемъ: и желаемъ, да Преблагий Богъ съ жизнию вашею сподобивый васъ целомудренне сие постное течение совершити и страстемъ Его Спасительнымъ поклонитися, удостоитъ еще и светлаго Своего Воскресения насладитися, и да даруетъ на супостата совершенную победу 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Преподобнейшему учителю, иеромонаху кир Никифору – о Господе радоваться! От любви, основание которой – Сам Бог (см. 1Ин. 4, 16 ), от любви истинной и непритворной, ты подумал о нас, о священная мне и честная глава, намного больше, нежели подобало. Ты счел, что много у нас таких мужей, которые вместе с грамотой могли бы и заповедям Господним, и добродетели учить детей и делом, и словом, бывая для них примером и начертанием благодаря своему честнолепному, целомудренному и трезвенному житию; которых ты и просишь, а еще больше просят их у нас на это дело христолюбцы из матери городов 1 этой земли. Мы же, совесть нашу в свидетели перед боголюбием твоим призывая, извещаем, что нет еще и доныне у нас таких мужей, годных на это дело, каких просит обращенное к нам слово и вы. Ибо хотя мы и сошлись о имени Христовом во врачебницу, то есть в общежитие, к истинному врачу душ и тел Христу Богу с надеждой на исцеление, но еще больны и немощны, еще от недуга нашего не исцелились, еще смердят и гниют из-за нерадения нашего душевные наши раны, еще желаемого не сподобились здравия, чтобы быть способными и иных исцелять. Мы – соль, взятая из воды, и если в воду опять будем ввержены, разольемся страстями. Кирпич внутреннего нашего человека еще огнем Духа не обожжен, чтобы мы смогли выдержать напор воды страстей и не рассыпаться. Еще не получили мы «криле, яко голубине» ( Пс. 54, 7 ), Духа, чтобы смогли, ввергнув себя в пучину раздражений греховных, которые перед очами нашими, к пристанищу Небесному перелететь, не погрязая в страстях. Ужасаемся и трепещем, не дерзая вступить в печь вавилонскую страстей и похотей, которую смог бы посреди народа разжечь для нас мысленный вавилонский мучитель, из-за немощи чувств наших, поскольку не сподобились мы еще росы бесстрастия, – да не будем сожжены, как и те, которые стояли вокруг печи халдейской (см. Дан. 3, 19–50 ). Знаем мы – о блаженный! – хотя и отчасти, что такое мир, из учения треблаженных отцов наших: он есть (твои речи заимствую) похоть плоти, суетность приобретения и воля диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского настоятеля Нямецкого и других монастырей в Молдавии и основателя Русского Ильинского скита на Афоне Содержание Предисловие старца Паисия Глава 1. Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы     Предисловие старца Паисия Дошел слух до меня последнего, что некоторые из монашеского звания 1 дерзают хулить Божественную, приснопамятную и Боготворную Иисусову, умом в сердце священнодействуемую молитву, созидая таковое свое языкоболие на песце суемудрия без всякого свидетельства. Вооружает их дерзаю сказать, на это враг, чтобы их языками, как своим орудием, опорочить это пренепорочное и Божественное дело и слепотою их разума помрачить это мысленное солнце. Поэтому, оплакав такое зломудрие этих заблуждающих от чрева и глаголющих лжу ( Псал. 57, 4 ) и опасаясь, чтобы кто-нибудь из неутвержденных в разуме слыша такие их баснословия не впал в подобный им ров злохуления, и смертно не согрешил пред Богом, похулив учение премногих Богоносных отцов наших, свидетельствующих и учащих о сей Божественной молитве из просвещения Божественной благодати, к тому же и не терпя более слышать хульные речи на это пренепорочное делание, и в добавок убеждаемый просьбою ревнителей этого душеспасительного делания, – решился я хотя это и превышает немощный мой ум и слабые силы, призвав на помощь сладчайшего моего Иисуса без Которого никто не может что-нибудь делать, в опровержение лжеименного разума пустоумных и на утверждение Богоизбранного стада о имени Христовом собравшихся, в нашей обители братий, написать мало нечто о Божественной умной молитве выписками из учения святых отцов, для твердого, непоколебимого и несомненного о ней удостоверения.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Паисий Величковский         День памяти: Ноябрь 15 Преподобный Паисий Величковский Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни. Затем преподобный переселился на Афон , где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан.     В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.). Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле. Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

http://isihazm.ru/1/?id=409

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010