Возсия, яко звезда утренняя, и яко луна полна во днех своих, слава подвигов, труждения и терпения твоего; пустыня бо возвести о тебе, и добродетели твоя окрест живущым поведа. Сего ради якоже они, такожде и мы благодаряще Бога, вопием ти: Радуйся, презревый славу мира, ища Божия славы. Радуйся, сбытие пророчества, еже о тебе, добре показавый. Радуйся, явивыйся присный ревнователь преподобным Александру и Корнилию. Радуйся, среди житейских обуреваний обретый тихое пристанище. Радуйся, пустыню и езеро освятивый ангелоподобным жителством твоим. Радуйся, положивый основание твердо обители твоей, и молитвами твоими оградивый ю. Радуйся, образ честнаго жителства иноком собою давый. Радуйся, словом и делом наказавый буия и строптивыя. Радуйся, заблудших наставниче и всех притекающих к тебе скорый помощниче. Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче. Кондак 7 Прославити хотя пустыню непроходную и просветити сидящыя во тме и сени смертней, всеблагий Бог, державным манием Василиа Иоанновича указует ти место, да созиждеши олтарь Богови и селение исповедающым имя святое Его. Ты же, Господу споспешествующу, сия соделав, с сонмом подвижников и со всеми, иже видеша благословение на делех рук твоих, воспел еси: Аллилуиа. Икос 7 Новый и дивный злочестия обличитель явился еси, преподобне, егда святотатственную простершаго ко олтарю руку, разслаблением наказл еси; егда же исповеда грех свой пред тобою, и в раскаяние прииде, того благодатною силою исцелил еси, и на путь спасения наставил еси. Сего ради память твою, угодниче Божий, чествующе, зовем ти сице: Радуйся, злочестия обличителю. Радуйся, кающихся во гресех своих утешителю. Радуйся, заблудших наставниче. Радуйся, молитвами твоими подаваяй исцеление телесное, вкупе же и душевное. Радуйся, заступничеством твоим низлагаяй демонская возстания. Радуйся, благодатию яже в тебе подаваяй силы к животу и благочестию. Радуйся, свыше данною ти премудростию умудряяй неразумныя. Радуйся, яко всем притекающым к тебе с верою, присно подаеши утешение и радование.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Богородичен: Щедраго и Человеколюбиваго Бога родити, Богородице, сподобилася еси,/Сего моли, Неискусобрачная Отроковице, с Адрианом многострадальным/ниспослати нам веры утверждение и велию милость. Песнь 9 Ирмос: В законе сени и писаний/образ видим, вернии:/всяк мужеский пол, ложесна разверзая,/свят Богу./Тем Перворожденное Слово/Отца Безначальна./Сына, первородящася Материю неискусомужно,/величаем. Антония Печерскаго духовное порождение,/и Корнилия Комельскаго пустынное воспитание,/Адриане преподобне, сих добродетели в себе совокупил еси/и был еси добрый наследник обоих,/с нимиже тя вкупе, яко верна угодника Божия, в песнех величаем. Безмолвие пустынное возлюбил еси, Богомудре отче,/и, красоту Небесную мысленным оком созерцая,/к ней подвигами пустынными восходил еси,/Ангел земный и человек Небесный воистинну быв./Темже тя немолчно в песнех величаем. Рыдание горькое оставил еси братии твоей, Адриане многострадальне,/егда люте мучима и убиенна от разбойник тя видевше,/лишишася и святаго твоего телесе,/увезеннаго из твоея обители и безвестне сокровеннаго в земли,/еже обретше и о сем радующеся, в песнех тя величаем. Богородичен: Чуждых нас яви, Владычице, власти лютаго миродержца/и в час кончины нашея на помощь ускори к нам, безпомощным:/приводим Ти на умоление за ны вернаго Твоего угодника и слугу Адриана страстотерпца преподобнаго,/с нимже вкупе за ны Христу помолися/и от погибели вечныя нас избавити,/да Тя непрестанно величаем. Светилен, глас 1: Дивное чудо проповедуем,/Ангела, страннообразно явльшагося/и преподобному сопутствовавша до Богом уготованныя ему пустыни,/идеже абие невидим бысть,/да славим Ангелов и человеков Творца. Слава, и ныне, Богородичен: Тя песньми ублажаем, Дево,/Бога бо родила еси и на руку носила еси,/Того моли спасти души наша. На хвалитех стихиры, глас 2: Преподобне отче Адриане,/светом добродетелей твоих возсиял еси,/яко звезда Богосветлая,/и образ безстрастия нам в себе являеши,/да последуем святому твоему примеру/и вкупе с тобою унаследуем/Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гимнографическое творчество выговцев Сборник духовных стихов. XIX в. (БАН. Собр. Каликина. 20. Л. 27 об.-28) Сборник духовных стихов. XIX в. (БАН. Собр. Каликина. 20. Л. 27 об.-28) В период расцвета муз. культура Выга включала разные виды деятельности: богослужебное и внебогослужебное пение, переписывание и составление книг, обучение певч. грамоте и сочинение новых произведений. В Выговской пуст. сочинялись стихи, молитвы, каноны и церковные службы старообрядческим подвижникам и мученикам. Поморскими гимнографами был написан «Канон благодарственный… о православней вере Господу Исусу Христу» (А. Борисова и Г. Скачкова ), «Канон за упокой различными образы за отеческия в вере Христове бывшия древле обычаи и законы усердно умерших. Глас 8» (неизвестного автора). Поморец Г. Карнаев (Романовский) написал 29 тропарей и кондаков разным святым, а также канон преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. Выговцами было создано 9 церковных служб. Авторы 4 известны: Семен Денисов, Карнаев (Романовский) и Иван Антонов. Из выговских служб 2 посвящены старообрядческим страдальцам и исповедникам, в т. ч. протопопу Аввакуму, Феодосии Морозовой, Е. Урусовой, Павлу Коломенскому и др.; 6 - выгорецким отцам Корнилию Выговскому, Даниилу Викулину, Геннадию Боровскому, Петру Прокопьеву, Андрею Денисову и Семену Денисову. «Служба святым исповедникам, новым российским страдальцам», вероятно, была составлена и распета на крюках С. Денисовым. Все упомянутые службы написаны согласно правосл. уставной традиции и относятся к типу средних праздников, с праздничными вечерней и утреней (см. Знаки праздников месяцеслова ). Текстам песнопений свойственны витиеватое многословие, сложность риторических конструкций, характерных для выговской лит. традиции. В текстах служб применены акростих, лексическая и звуковая анафоры, организующие песнопения внутри групп. Особенностью выговских служб являются предваряющие канон особые четверостишия. Напр., в службе Андрею Денисову: «Колена сердца моего преклоняю/Ко Владыце моему Создателю/Пение песненно отцу начинаю/Воспети церковному учителю».

http://pravenc.ru/text/161059.html

И не смотря на то, что защитники выгод Муромскаго монастыря сильно ратовали за эти выгоды, даже чернец «Левонид» вопиял на суде: «крест, господине, целуем и на поле битца лезем: дайте нам племенника!...» («и оба исца поимались за поле»); не смотря наконец на заявления – жалобы относительно якобы самоуправства палеостровцов («жалоба нам, господине, – заявляли муромцы, – на игумена Корнилия и на его братию, и на их слуг»), – ничто не помогло!. Весы правосудия сразу перетянули на сторону палеостровцев и, мало того, что «в обоих делех игумена Корнилия (палеостровскаго) з братьею оправили, а Муромского монастыря игумена Лаврентья обвинили», но «велели – дворетцкой ноугородцкой Дмитрей Федорович Ласкирев и Великого Князя дьяки Вязга Суков да Никита Великой, судьям... половину в Уноских земли, и воды, и ловища, и лес, и починок Микулки на Марънаволоке присудити ящей игумену Корнилию Палеостровского монастыря, по его данной и духовной грамоте, и велел судьям по сему списку ищей игуменов Корнилиев Палеостровского монастыря иск, двесте полтретьяца коробей ржи, да восьмь рублев Московскую с гривною с Московскою грабежу велели судьям доправити на муромских старцах, на старце на Левовиде с товарищи, которые... в... списке писаны, да отдати игумену Корнилию Палеостровского монастыря. И что писаны в книгах письма Юрия Сабурова деревня на Онеге озере, в Шальском погосте, на Уноском острове, Муромского монастыря, в дворе Оникейко Семенов, да его дети, Михалка да Микулка, в дворе Ульянко Семенов, да его дети, Михалка, да Микулка, зять его, Игнатко Обжа, и та деревня ведати игумену Муромского монастыря по книгам и по старине; и в Унойских игумену Муромского монастыря з братьею земли, и воды и рыбные ловли, половина ведати по даной грамоте и по Панфильеве Селифонтова... И по дворетцкого ноугородцкого Дмитрея Федоровича Ласкирева и Великого Князя диаков, Ивана Вязги Феонасьева сына Сукова, Никиты Васильева сына Великого, докладу, судьи Третьяк и Спиридон, игумена Корнилия Палеостровского монастыря и его старцов, в их иску, в земли, и в рыбных ловлях, и восми рублех Московских з гривною с Московскою, и в двустех и в полутретьяцати воробьях ржи, что они искали на Муромском игумене, на Лаврентеи, и на его братьи; да и в том, что игумен Лаврентей Муромского монастыря з братьею искал на Палеостровском игумене на Корнилие ста и полутретьяцать рублев Московских, и земли, во обоих делех игумена Корнилия з братьею оправили, а Муромского монастыря игумена Лаврентея и его братью – обвинили... и иск игумена Корнилия и его братьи на игумене Лаврентеи и на его братьи доправили, и пошлины, что они давали от судного списка, от подписи, и от печати, и от правой грамоте, да отдали игумену Корнилию и его братьи... лета 7000 четыредесять седмаго» 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Корнилий 1 октября 2015, 21:07 Мужская любовь более сдержаная и скрытая нежели женская открытая и эмоциональная,потому и воспеваеться более материнская любовь. Михаил 1 октября 2015, 13:37 Русские женщины не уважают мужчин, поэтому никто их и не чтит, и не будет чтить, это как строить Царство Божие без Бога. Это коммунизм в отдельно взятой душе. Они разводятся со своими мужьями или унижают их при детях, да и просто относятся так, что из их детей не может вырасти нравственный человек. Естественно он будет несчастным, он будет с искаженными понятиями и добре и зле и будет причинять страдания себе и окружающим. Ведь тюрьмы все забиты безотцовщиной! Ведь сумасшедшие и наркоманы, это как правило из неполных семей. Это всё делают женщины! И слова им не скажи! Ещё и статейки пописывают. Или ты веришь в Бога или ты феминистка. Нельзя совместить. Мария 1 октября 2015, 13:32 А что делать, если твоя мать тебя не уважает? Если скандалы устраивает из-за пустяков? Оскорбляет и унижает? Желает смерти? Вот как любить? Как вообще это терпеть? Я очень страдаю из-за плохих отношений с мамой, но что делать не представляю просто. Она всё, что угодно сказать и пожелать может, вечно всем недовольная и злая, находиться рядом тягостно... Выносить это невыносимо. Михаил 1 октября 2015, 13:03 Папа, как всегда, мимо и не нужен. Главно же мама. р.Б.Сергий 1 октября 2015, 12:24 Сегодня день памяти преподобного Иллариона Оптинского,врачевателя душевных и духовных недугов,причиной которых бывали нераскаянные грехи против родителей.Сейчас можно найти православную литературу,где на примерах показываются последствия грехов как родителей,так и детей.Да и в жизни бывает очевидно заметно,что не случайно кому-то посылается крест болезни,а ,например,удочерившим сироту- помощь.Автор упомянула Д.Карнеги-когда-то было модно его читать.Но позже,став верующим,понял,что его наука от князя века сего.В одном месте он описывает спор 2 людей об отрывке из Библии.ОН знал этот отрывок,но не стал на сторону одного из опонентов,чтобы не огорчить другого.Выходит Истина не дороже мнения заблуждающегося человека.Лучше читать Авву Дорофея,Паисия Святогорца,старца Фаддея Витовницкого.

http://pravoslavie.ru/82549.html

Так, два брата в обители Корнилия возненавидели его и хотели убить; они трижды прятались под мостом через реку Нурму, по которому имел проходить Корнилий; но их устрашало видение множества людей, которые окружали святого на мосту и становились невидимыми после перехода, когда он уже удалялся от злоумышленников. Наконец, виновных объемляет ужас, и они приносят со слезами покаяние святому, который принимает с кротостью и любовью: „блаженный же поучи ихъ отъ святыхъ nucahiй. и прочее утеши ихъ и прости имъ грехъ. и отпусти съ любobiю которогождо ихъ на свою службу» (л. 70). Биограф добавляет, что это милостивое отношение принесло самые благотворные плоды: „последи же miu два брата со всяцемъ mщahieмъ nocлyшahie имяху къ наставнику своему. и молитвами его избавлени быша ненависти злыя». Незлобие святого, смирение и терпение биограф прославляет и в другом месте: „что же навети отъ зависти и ненависти отъ чюждыхъ и отъ своихъ, клеветы и досады. и до самаго державнаго доидоша на него. онъ же яко камень адамантъ пребываше въ злыхъ благодарствуя» (л. 62 об.). Кроткимъ и милосердым является Корнилий и в тех случаях, когда ему приходится иметь дело с виновными в каком-либо проступке общего характера, и не направленном против него лично. Он не оставляет без внимания даже незначительного нарушения иноческой дисциплины, но избегает суровых кар, прибегая главным образом к увещаниям и стараясь воздействовать на чувство и совесть виновного. Так, один брат, которому от преподобного „повелено бысть болшину имети надъ хлебники», однажды не испросил благословения на печение хлебов; узнав это, „святый восхоте брата ползовати, да и npoчiu страхъ имутъ»; наказал же он его лишь тем, что отверг плоды неблагословенного труда, повелев „хлебы тыя въ сани вкласти, и испроврещи на пути мимоходящимъ, и бе ихъ два воза, сице рекъ, да ниже пси снедятъ haшiя ограды неблагословенного сего хлеба. братъ же позва грехъ свой, npiuдe ко святому и покаяся со слезами и npoщehiя прося. святый же поноси ему впредь не дерзати, и поучи его сице не творити, и прости его» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, здесь евангельский рассказ приурочен к преподобному Корнилию и свидетельствует о внимательном чтении Евангелия и высокой оценке евангельского идеала; по-видимому, именно евангельское учение полагалось здесь в основу нравственного миросозерцания. Биограф дорожит такой подробностью и старается сохранить ее для потомства (л. 86 об.). Таким же увещанием о сохранении любви и о воздержании от ссор заканчивается и последнее поучение святого 390 , перед его кончиной: „о семъ бо много и здравъ печашеся». В том поучении к братии, в котором святой говорит о хранении сердца, он также внушает хранить мир; внушает и смирение, как результат того же чувства любви: „творите другъ друга больша себе...; поживите въ бpamoлюбiu и cмupehiu, въ кротости покаряющеся братъ брату. и любовь имейте со истинною и миръ отъ сердца. и богъ мира будетъ съ вами, и той да сохранитъ вы и утвердитъ въ любви его». Не случайно, думаю я, это неоднократное повторение заповеди любви, кротости и смирения. Не безынтересна самая склонность биографа влагать в уста святому поучения и наставления, притом касающиеся основных нравственных принципов; в этом отношении его труд представляет полную противоположность разобранному выше агиобиографическому труду Вассиана Санина. Перед рассказом о предсмертной болезни святого находим еще одно поучение, но весьма общего свойства: в нем читаем увещание соблюдать его, Корнилиевы, предания, хранить благоговение в храме. Святой старается проявлять то, чему учит, и примером. Кротость и смирение отмечены не раз. Так, в первое время жизни его в Комельском лесу ему приходилось терпеть от разбойников. Однажды, напавши на его келью, разбойники похитили единственное достояние Корнилия, книги; но уходя, они чудесным образом заблудились в лесу и наутро очутились опять около кельи святого; они разумевают свой грех и каются; Корнилий же прощает их и отпускает с миром (л. 61). Но если прощение воров представляет довольно распространенный и традиционный мотив в житиях (срв. сказанное выше о житиях Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого ), то есть и другие, более индивидуального характера данные.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В сочинении: «что идолы не суть боги» Киприан какою отличается сжатостью, каким знанием всей истории, каким блеском выражений и мыслей! Иларий, исповедник и епископ моего времени, и в слоге и в числе сочинений подражал двенадцати книгам Квинтилиана, и в коротенькой книжке против Диоскора врача показал, как он был силен в светских науках. Пресвитер Ювенк при Константине в стихах изобразил историю Господа Спасителя: не побоялся величие евангелия подчинить законам метра. Умалчиваю о других как живых, так и умерших, в сочинениях которых очевидны как их познания, так и их стремления. И не обманывайся поспешно ложною мыслью, что это позволительно только в сочинениях против язычников и что в других рассуждениях должно избегать светской учености, потому что все книги всех их, кроме тех, которые с Епикуром не изучали наук, переполнены сведениями из светских наук и философии. Хотя я представляю только то, что приходит на ум при диктовке и уверен, что ты знаешь, что всегда было в употреблении у людей ученых, но думая, что чрез тебя этот вопрос предлагается мне другим, который, может быть, – припоминаю любимые рассказы Саллюстия, – тот же Кальпурний, по прозванию шерстобой 77 . Пожалуйста, поговори ему, чтобы он, беззубый, не завидовал зубам тех, кто ест, и сам, будучи кротом, не унижал бы зрения диких коз. Материя, как видишь, богатая для рассуждения, но по недостатку места для письма нужно кончить. 66. Письмо к Люцинию Совершенно неожиданно получил я твое письмо. Сколько нечаянное, столько же и приятное, оно так возбудило мою спокойную душу, что я тотчас полюбил незнакомого лично и тихо шептал: кто даст ми криле, яко голубине и полещу и почию ( Пс. 54, 7 ), чтобы найти того, кого любит душа моя. Поистине на тебе исполнилось слово Господа: «многие с востока и запада придут и возлягут на лоне Авраамовом». Корнилий, сотник итальянской когорты, уже тогда предизображал веру моего Люциния. Апостол Павел, писавший к римлянам: аще пойду в Испанию, прииду к вам, уповаю бо мимо грядый видети вас и вами проводитися тамо ( Рим. 15, 24 ), такими морскими путешествиями утвердил истину того, чего желал бы от этой провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

У риторов поставлено правилом начинать речь воспоминанием о предках того, кого должно восхвалять, и о делах их, и потом постепенно переходить к нему самому; это с той целью, чтобы дедовские и отцовские доблести делали его еще заметнее, и видно было, что он или не был выродком, если они были добрые, или сам украсил их, если были посредственны. Я же, в похвальном слове душе, не стану говорить о благах плоти, которые презирал и сам хвалимый; и не стану тщеславиться родом, т.е. благами чужими: так как святые мужи, Авраам и Исаак, родили грешных, Измаила и Исава ( Быт. 16 и 25), и напротив, Иеффай, которого апостол назвал, исчисляя праведных, был рожден блудницею ( Евр. 11:32 , Суд. 11:1 ). Душа, сказано, яже согрешит, та умрет ( Иез. 18:4 ); итак, живет та, которая не согрешила. Ни добродетели, ни пороки отцов не вменяются детям. С того времени подлежим суду, когда возродились во Христе. Павел, гонитель церкви, в утро жизни волк хищник, Вениамин ( Быт. 49:27 ), на вечер дал пищу, склоняя голову пред овцою – Ананиею ( Деян. 9 ). Так будем представлять себе, что и Непоциан наш, как бы плачущий ребенок и отрок несмысленный, неожиданно для нас рождается от Иордана. Иной на моем месте, может быть, описал бы, как ты для спасения его оставил Восток и пустыню, меня, дорогого товарища своего, льстил надеждою, что возвратишься, как скоро устроишь судьбу вдовы сестры с малюткою, если это окажется возможным, а если бы она отвергла совет твой, по крайней мере – судьбу дорогого племянника. Это был он самый, о котором предсказывал я тебе: повиснет малютка племянник на твоей шее. Рассказал бы, говорю, другой, как в придворной службе, под хламидою и блистающим белизною льном, тело его терла власяница; как, предстоя властям мира, раскрывал он уста, бледные от поста; как под одеждою одного воинствовал он другому, и носил это достоинство с единственною целью – помогать вдовам, сиротам, угнетенным и несчастным. Я не люблю этих отсрочек в служении Богу, носящих характер несовершенства. О центурионе Корнилие, как скоро читаю, что он был праведен, тотчас же узнаю, что он был и крещен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Он откроет очи твоего сердца и ты увидишь такого (духовного отца), ты так же, как Корнилий увидел ангела». Бог открывает духовных наставников в нашу эпоху так же, как и в древние времена: «Вот почему и тогда и теперь Бог открывает апостолов, пророков и праведных тем, кто проявляет ревность и заботится о себе самом и вносит свое усилие и творит добро». Пр. Симеон настаивает, таким образом, что дары Божий не уменьшены в настоящее время, все зависит от нас. Пр. Симеон призывает, следовательно, принимать истинных отцов, как Самого Христа: «Их нужно принимать, о братья, как Самого Христа, потому что то, что делается по отношению к ним, переходит на нашего Владыку Христа Бога, и Он их усваивает и считает, что Он Сам страдает». Нужно, следовательно, знать, что «без отца и духовного учителя человеку невозможно сохранять заповеди Божий и жить хорошо и без упреков, и быть выше сетей диавола».    Можно было бы еще долго приводить утверждения пр. Симеона об отцах и учителях духовных: тот, кто отвергает отцов нашего времени, отвергает Христа и апостолов; их нужно принимать, как Христа, чтобы видеть Самого Христа; тот, кто не почитает своего духовного отца, не христианин и т. д. Пр. Симеон дает в заключение настоятельный совет: «Рассмотрев все это в себе самом, о мое чадо любимое и возлюбленное, и научившись ясной и несомненной последовательности вещей, поспеши, насколько у тебя есть силы, не только на словах, но в самих действиях, стать христианином. Приобрети отца, приобрети учителя, приобрети посредника и посланника, и поручителя пред Богом. Привяжись любовью и верою, страхом и желанием (к духовному отцу), как к Самому Христу, чтобы ты соединился им и в нем со Христом и чтобы ты показал себя участником и сонаследником Его вечной славы и царства, поя и прославляя Его со Отцом и Его Пресвятым Духом». Напротив, как пр. Симеон пишет в другом послании, «те, которые не имели отца, не стали, во всяком случае, сыновьями кого бы то ни было. А не ставшие сыновьями ясно, что и не родились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010