Возсия, яко звезда утренняя, и яко луна полна во днех своих, слава подвигов, труждения и терпения твоего; пустыня бо возвести о тебе, и добродетели твоя окрест живущым поведа. Сего ради якоже они, такожде и мы благодаряще Бога, вопием ти: Радуйся, презревый славу мира, ища Божия славы. Радуйся, сбытие пророчества, еже о тебе, добре показавый. Радуйся, явивыйся присный ревнователь преподобным Александру и Корнилию. Радуйся, среди житейских обуреваний обретый тихое пристанище. Радуйся, пустыню и езеро освятивый ангелоподобным жителством твоим. Радуйся, положивый основание твердо обители твоей, и молитвами твоими оградивый ю. Радуйся, образ честнаго жителства иноком собою давый. Радуйся, словом и делом наказавый буия и строптивыя. Радуйся, заблудших наставниче и всех притекающих к тебе скорый помощниче. Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче. Кондак 7 Прославити хотя пустыню непроходную и просветити сидящыя во тме и сени смертней, всеблагий Бог, державным манием Василиа Иоанновича указует ти место, да созиждеши олтарь Богови и селение исповедающым имя святое Его. Ты же, Господу споспешествующу, сия соделав, с сонмом подвижников и со всеми, иже видеша благословение на делех рук твоих, воспел еси: Аллилуиа. Икос 7 Новый и дивный злочестия обличитель явился еси, преподобне, егда святотатственную простершаго ко олтарю руку, разслаблением наказл еси; егда же исповеда грех свой пред тобою, и в раскаяние прииде, того благодатною силою исцелил еси, и на путь спасения наставил еси. Сего ради память твою, угодниче Божий, чествующе, зовем ти сице: Радуйся, злочестия обличителю. Радуйся, кающихся во гресех своих утешителю. Радуйся, заблудших наставниче. Радуйся, молитвами твоими подаваяй исцеление телесное, вкупе же и душевное. Радуйся, заступничеством твоим низлагаяй демонская возстания. Радуйся, благодатию яже в тебе подаваяй силы к животу и благочестию. Радуйся, свыше данною ти премудростию умудряяй неразумныя. Радуйся, яко всем притекающым к тебе с верою, присно подаеши утешение и радование. |
Богородичен: Щедраго и Человеколюбиваго Бога родити, Богородице, сподобилася еси,/Сего моли, Неискусобрачная Отроковице, с Адрианом многострадальным/ниспослати нам веры утверждение и велию милость. Песнь 9 Ирмос: В законе сени и писаний/образ видим, вернии:/всяк мужеский пол, ложесна разверзая,/свят Богу./Тем Перворожденное Слово/Отца Безначальна./Сына, первородящася Материю неискусомужно,/величаем. Антония Печерскаго духовное порождение,/и Корнилия Комельскаго пустынное воспитание,/Адриане преподобне, сих добродетели в себе совокупил еси/и был еси добрый наследник обоих,/с нимиже тя вкупе, яко верна угодника Божия, в песнех величаем. Безмолвие пустынное возлюбил еси, Богомудре отче,/и, красоту Небесную мысленным оком созерцая,/к ней подвигами пустынными восходил еси,/Ангел земный и человек Небесный воистинну быв./Темже тя немолчно в песнех величаем. Рыдание горькое оставил еси братии твоей, Адриане многострадальне,/егда люте мучима и убиенна от разбойник тя видевше,/лишишася и святаго твоего телесе,/увезеннаго из твоея обители и безвестне сокровеннаго в земли,/еже обретше и о сем радующеся, в песнех тя величаем. Богородичен: Чуждых нас яви, Владычице, власти лютаго миродержца/и в час кончины нашея на помощь ускори к нам, безпомощным:/приводим Ти на умоление за ны вернаго Твоего угодника и слугу Адриана страстотерпца преподобнаго,/с нимже вкупе за ны Христу помолися/и от погибели вечныя нас избавити,/да Тя непрестанно величаем. Светилен, глас 1: Дивное чудо проповедуем,/Ангела, страннообразно явльшагося/и преподобному сопутствовавша до Богом уготованныя ему пустыни,/идеже абие невидим бысть,/да славим Ангелов и человеков Творца. Слава, и ныне, Богородичен: Тя песньми ублажаем, Дево,/Бога бо родила еси и на руку носила еси,/Того моли спасти души наша. На хвалитех стихиры, глас 2: Преподобне отче Адриане,/светом добродетелей твоих возсиял еси,/яко звезда Богосветлая,/и образ безстрастия нам в себе являеши,/да последуем святому твоему примеру/и вкупе с тобою унаследуем/Царство Небесное. |
Гимнографическое творчество выговцев Сборник духовных стихов. XIX в. (БАН. Собр. Каликина. 20. Л. 27 об.-28) Сборник духовных стихов. XIX в. (БАН. Собр. Каликина. 20. Л. 27 об.-28) В период расцвета муз. культура Выга включала разные виды деятельности: богослужебное и внебогослужебное пение, переписывание и составление книг, обучение певч. грамоте и сочинение новых произведений. В Выговской пуст. сочинялись стихи, молитвы, каноны и церковные службы старообрядческим подвижникам и мученикам. Поморскими гимнографами был написан «Канон благодарственный… о православней вере Господу Исусу Христу» (А. Борисова и Г. Скачкова ), «Канон за упокой различными образы за отеческия в вере Христове бывшия древле обычаи и законы усердно умерших. Глас 8» (неизвестного автора). Поморец Г. Карнаев (Романовский) написал 29 тропарей и кондаков разным святым, а также канон преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. Выговцами было создано 9 церковных служб. Авторы 4 известны: Семен Денисов, Карнаев (Романовский) и Иван Антонов. Из выговских служб 2 посвящены старообрядческим страдальцам и исповедникам, в т. ч. протопопу Аввакуму, Феодосии Морозовой, Е. Урусовой, Павлу Коломенскому и др.; 6 - выгорецким отцам Корнилию Выговскому, Даниилу Викулину, Геннадию Боровскому, Петру Прокопьеву, Андрею Денисову и Семену Денисову. «Служба святым исповедникам, новым российским страдальцам», вероятно, была составлена и распета на крюках С. Денисовым. Все упомянутые службы написаны согласно правосл. уставной традиции и относятся к типу средних праздников, с праздничными вечерней и утреней (см. Знаки праздников месяцеслова ). Текстам песнопений свойственны витиеватое многословие, сложность риторических конструкций, характерных для выговской лит. традиции. В текстах служб применены акростих, лексическая и звуковая анафоры, организующие песнопения внутри групп. Особенностью выговских служб являются предваряющие канон особые четверостишия. Напр., в службе Андрею Денисову: «Колена сердца моего преклоняю/Ко Владыце моему Создателю/Пение песненно отцу начинаю/Воспети церковному учителю». |
И не смотря на то, что защитники выгод Муромскаго монастыря сильно ратовали за эти выгоды, даже чернец «Левонид» вопиял на суде: «крест, господине, целуем и на поле битца лезем: дайте нам племенника!...» («и оба исца поимались за поле»); не смотря наконец на заявления – жалобы относительно якобы самоуправства палеостровцов («жалоба нам, господине, – заявляли муромцы, – на игумена Корнилия и на его братию, и на их слуг»), – ничто не помогло!. Весы правосудия сразу перетянули на сторону палеостровцев и, мало того, что «в обоих делех игумена Корнилия (палеостровскаго) з братьею оправили, а Муромского монастыря игумена Лаврентья обвинили», но «велели – дворетцкой ноугородцкой Дмитрей Федорович Ласкирев и Великого Князя дьяки Вязга Суков да Никита Великой, судьям... половину в Уноских земли, и воды, и ловища, и лес, и починок Микулки на Марънаволоке присудити ящей игумену Корнилию Палеостровского монастыря, по его данной и духовной грамоте, и велел судьям по сему списку ищей игуменов Корнилиев Палеостровского монастыря иск, двесте полтретьяца коробей ржи, да восьмь рублев Московскую с гривною с Московскою грабежу велели судьям доправити на муромских старцах, на старце на Левовиде с товарищи, которые... в... списке писаны, да отдати игумену Корнилию Палеостровского монастыря. И что писаны в книгах письма Юрия Сабурова деревня на Онеге озере, в Шальском погосте, на Уноском острове, Муромского монастыря, в дворе Оникейко Семенов, да его дети, Михалка да Микулка, в дворе Ульянко Семенов, да его дети, Михалка, да Микулка, зять его, Игнатко Обжа, и та деревня ведати игумену Муромского монастыря по книгам и по старине; и в Унойских игумену Муромского монастыря з братьею земли, и воды и рыбные ловли, половина ведати по даной грамоте и по Панфильеве Селифонтова... И по дворетцкого ноугородцкого Дмитрея Федоровича Ласкирева и Великого Князя диаков, Ивана Вязги Феонасьева сына Сукова, Никиты Васильева сына Великого, докладу, судьи Третьяк и Спиридон, игумена Корнилия Палеостровского монастыря и его старцов, в их иску, в земли, и в рыбных ловлях, и восми рублех Московских з гривною с Московскою, и в двустех и в полутретьяцати воробьях ржи, что они искали на Муромском игумене, на Лаврентеи, и на его братьи; да и в том, что игумен Лаврентей Муромского монастыря з братьею искал на Палеостровском игумене на Корнилие ста и полутретьяцать рублев Московских, и земли, во обоих делех игумена Корнилия з братьею оправили, а Муромского монастыря игумена Лаврентея и его братью – обвинили... и иск игумена Корнилия и его братьи на игумене Лаврентеи и на его братьи доправили, и пошлины, что они давали от судного списка, от подписи, и от печати, и от правой грамоте, да отдали игумену Корнилию и его братьи... лета 7000 четыредесять седмаго» 239 . |
Корнилий 1 октября 2015, 21:07 Мужская любовь более сдержаная и скрытая нежели женская открытая и эмоциональная,потому и воспеваеться более материнская любовь. Михаил 1 октября 2015, 13:37 Русские женщины не уважают мужчин, поэтому никто их и не чтит, и не будет чтить, это как строить Царство Божие без Бога. Это коммунизм в отдельно взятой душе. Они разводятся со своими мужьями или унижают их при детях, да и просто относятся так, что из их детей не может вырасти нравственный человек. Естественно он будет несчастным, он будет с искаженными понятиями и добре и зле и будет причинять страдания себе и окружающим. Ведь тюрьмы все забиты безотцовщиной! Ведь сумасшедшие и наркоманы, это как правило из неполных семей. Это всё делают женщины! И слова им не скажи! Ещё и статейки пописывают. Или ты веришь в Бога или ты феминистка. Нельзя совместить. Мария 1 октября 2015, 13:32 А что делать, если твоя мать тебя не уважает? Если скандалы устраивает из-за пустяков? Оскорбляет и унижает? Желает смерти? Вот как любить? Как вообще это терпеть? Я очень страдаю из-за плохих отношений с мамой, но что делать не представляю просто. Она всё, что угодно сказать и пожелать может, вечно всем недовольная и злая, находиться рядом тягостно... Выносить это невыносимо. Михаил 1 октября 2015, 13:03 Папа, как всегда, мимо и не нужен. Главно же мама. р.Б.Сергий 1 октября 2015, 12:24 Сегодня день памяти преподобного Иллариона Оптинского,врачевателя душевных и духовных недугов,причиной которых бывали нераскаянные грехи против родителей.Сейчас можно найти православную литературу,где на примерах показываются последствия грехов как родителей,так и детей.Да и в жизни бывает очевидно заметно,что не случайно кому-то посылается крест болезни,а ,например,удочерившим сироту- помощь.Автор упомянула Д.Карнеги-когда-то было модно его читать.Но позже,став верующим,понял,что его наука от князя века сего.В одном месте он описывает спор 2 людей об отрывке из Библии.ОН знал этот отрывок,но не стал на сторону одного из опонентов,чтобы не огорчить другого.Выходит Истина не дороже мнения заблуждающегося человека.Лучше читать Авву Дорофея,Паисия Святогорца,старца Фаддея Витовницкого. |
Так, два брата в обители Корнилия возненавидели его и хотели убить; они трижды прятались под мостом через реку Нурму, по которому имел проходить Корнилий; но их устрашало видение множества людей, которые окружали святого на мосту и становились невидимыми после перехода, когда он уже удалялся от злоумышленников. Наконец, виновных объемляет ужас, и они приносят со слезами покаяние святому, который принимает с кротостью и любовью: „блаженный же поучи ихъ отъ святыхъ nucahiй. и прочее утеши ихъ и прости имъ грехъ. и отпусти съ любobiю которогождо ихъ на свою службу» (л. 70). Биограф добавляет, что это милостивое отношение принесло самые благотворные плоды: „последи же miu два брата со всяцемъ mщahieмъ nocлyшahie имяху къ наставнику своему. и молитвами его избавлени быша ненависти злыя». Незлобие святого, смирение и терпение биограф прославляет и в другом месте: „что же навети отъ зависти и ненависти отъ чюждыхъ и отъ своихъ, клеветы и досады. и до самаго державнаго доидоша на него. онъ же яко камень адамантъ пребываше въ злыхъ благодарствуя» (л. 62 об.). Кроткимъ и милосердым является Корнилий и в тех случаях, когда ему приходится иметь дело с виновными в каком-либо проступке общего характера, и не направленном против него лично. Он не оставляет без внимания даже незначительного нарушения иноческой дисциплины, но избегает суровых кар, прибегая главным образом к увещаниям и стараясь воздействовать на чувство и совесть виновного. Так, один брат, которому от преподобного „повелено бысть болшину имети надъ хлебники», однажды не испросил благословения на печение хлебов; узнав это, „святый восхоте брата ползовати, да и npoчiu страхъ имутъ»; наказал же он его лишь тем, что отверг плоды неблагословенного труда, повелев „хлебы тыя въ сани вкласти, и испроврещи на пути мимоходящимъ, и бе ихъ два воза, сице рекъ, да ниже пси снедятъ haшiя ограды неблагословенного сего хлеба. братъ же позва грехъ свой, npiuдe ко святому и покаяся со слезами и npoщehiя прося. святый же поноси ему впредь не дерзати, и поучи его сице не творити, и прости его» (л. |
Таким образом, здесь евангельский рассказ приурочен к преподобному Корнилию и свидетельствует о внимательном чтении Евангелия и высокой оценке евангельского идеала; по-видимому, именно евангельское учение полагалось здесь в основу нравственного миросозерцания. Биограф дорожит такой подробностью и старается сохранить ее для потомства (л. 86 об.). Таким же увещанием о сохранении любви и о воздержании от ссор заканчивается и последнее поучение святого 390 , перед его кончиной: „о семъ бо много и здравъ печашеся». В том поучении к братии, в котором святой говорит о хранении сердца, он также внушает хранить мир; внушает и смирение, как результат того же чувства любви: „творите другъ друга больша себе...; поживите въ бpamoлюбiu и cмupehiu, въ кротости покаряющеся братъ брату. и любовь имейте со истинною и миръ отъ сердца. и богъ мира будетъ съ вами, и той да сохранитъ вы и утвердитъ въ любви его». Не случайно, думаю я, это неоднократное повторение заповеди любви, кротости и смирения. Не безынтересна самая склонность биографа влагать в уста святому поучения и наставления, притом касающиеся основных нравственных принципов; в этом отношении его труд представляет полную противоположность разобранному выше агиобиографическому труду Вассиана Санина. Перед рассказом о предсмертной болезни святого находим еще одно поучение, но весьма общего свойства: в нем читаем увещание соблюдать его, Корнилиевы, предания, хранить благоговение в храме. Святой старается проявлять то, чему учит, и примером. Кротость и смирение отмечены не раз. Так, в первое время жизни его в Комельском лесу ему приходилось терпеть от разбойников. Однажды, напавши на его келью, разбойники похитили единственное достояние Корнилия, книги; но уходя, они чудесным образом заблудились в лесу и наутро очутились опять около кельи святого; они разумевают свой грех и каются; Корнилий же прощает их и отпускает с миром (л. 61). Но если прощение воров представляет довольно распространенный и традиционный мотив в житиях (срв. сказанное выше о житиях Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого ), то есть и другие, более индивидуального характера данные. |
В сочинении: «что идолы не суть боги» Киприан какою отличается сжатостью, каким знанием всей истории, каким блеском выражений и мыслей! Иларий, исповедник и епископ моего времени, и в слоге и в числе сочинений подражал двенадцати книгам Квинтилиана, и в коротенькой книжке против Диоскора врача показал, как он был силен в светских науках. Пресвитер Ювенк при Константине в стихах изобразил историю Господа Спасителя: не побоялся величие евангелия подчинить законам метра. Умалчиваю о других как живых, так и умерших, в сочинениях которых очевидны как их познания, так и их стремления. И не обманывайся поспешно ложною мыслью, что это позволительно только в сочинениях против язычников и что в других рассуждениях должно избегать светской учености, потому что все книги всех их, кроме тех, которые с Епикуром не изучали наук, переполнены сведениями из светских наук и философии. Хотя я представляю только то, что приходит на ум при диктовке и уверен, что ты знаешь, что всегда было в употреблении у людей ученых, но думая, что чрез тебя этот вопрос предлагается мне другим, который, может быть, – припоминаю любимые рассказы Саллюстия, – тот же Кальпурний, по прозванию шерстобой 77 . Пожалуйста, поговори ему, чтобы он, беззубый, не завидовал зубам тех, кто ест, и сам, будучи кротом, не унижал бы зрения диких коз. Материя, как видишь, богатая для рассуждения, но по недостатку места для письма нужно кончить. 66. Письмо к Люцинию Совершенно неожиданно получил я твое письмо. Сколько нечаянное, столько же и приятное, оно так возбудило мою спокойную душу, что я тотчас полюбил незнакомого лично и тихо шептал: кто даст ми криле, яко голубине и полещу и почию ( Пс. 54, 7 ), чтобы найти того, кого любит душа моя. Поистине на тебе исполнилось слово Господа: «многие с востока и запада придут и возлягут на лоне Авраамовом». Корнилий, сотник итальянской когорты, уже тогда предизображал веру моего Люциния. Апостол Павел, писавший к римлянам: аще пойду в Испанию, прииду к вам, уповаю бо мимо грядый видети вас и вами проводитися тамо ( Рим. 15, 24 ), такими морскими путешествиями утвердил истину того, чего желал бы от этой провинции. |
У риторов поставлено правилом начинать речь воспоминанием о предках того, кого должно восхвалять, и о делах их, и потом постепенно переходить к нему самому; это с той целью, чтобы дедовские и отцовские доблести делали его еще заметнее, и видно было, что он или не был выродком, если они были добрые, или сам украсил их, если были посредственны. Я же, в похвальном слове душе, не стану говорить о благах плоти, которые презирал и сам хвалимый; и не стану тщеславиться родом, т.е. благами чужими: так как святые мужи, Авраам и Исаак, родили грешных, Измаила и Исава ( Быт. 16 и 25), и напротив, Иеффай, которого апостол назвал, исчисляя праведных, был рожден блудницею ( Евр. 11:32 , Суд. 11:1 ). Душа, сказано, яже согрешит, та умрет ( Иез. 18:4 ); итак, живет та, которая не согрешила. Ни добродетели, ни пороки отцов не вменяются детям. С того времени подлежим суду, когда возродились во Христе. Павел, гонитель церкви, в утро жизни волк хищник, Вениамин ( Быт. 49:27 ), на вечер дал пищу, склоняя голову пред овцою – Ананиею ( Деян. 9 ). Так будем представлять себе, что и Непоциан наш, как бы плачущий ребенок и отрок несмысленный, неожиданно для нас рождается от Иордана. Иной на моем месте, может быть, описал бы, как ты для спасения его оставил Восток и пустыню, меня, дорогого товарища своего, льстил надеждою, что возвратишься, как скоро устроишь судьбу вдовы сестры с малюткою, если это окажется возможным, а если бы она отвергла совет твой, по крайней мере – судьбу дорогого племянника. Это был он самый, о котором предсказывал я тебе: повиснет малютка племянник на твоей шее. Рассказал бы, говорю, другой, как в придворной службе, под хламидою и блистающим белизною льном, тело его терла власяница; как, предстоя властям мира, раскрывал он уста, бледные от поста; как под одеждою одного воинствовал он другому, и носил это достоинство с единственною целью – помогать вдовам, сиротам, угнетенным и несчастным. Я не люблю этих отсрочек в служении Богу, носящих характер несовершенства. О центурионе Корнилие, как скоро читаю, что он был праведен, тотчас же узнаю, что он был и крещен. |
Он откроет очи твоего сердца и ты увидишь такого (духовного отца), ты так же, как Корнилий увидел ангела». Бог открывает духовных наставников в нашу эпоху так же, как и в древние времена: «Вот почему и тогда и теперь Бог открывает апостолов, пророков и праведных тем, кто проявляет ревность и заботится о себе самом и вносит свое усилие и творит добро». Пр. Симеон настаивает, таким образом, что дары Божий не уменьшены в настоящее время, все зависит от нас. Пр. Симеон призывает, следовательно, принимать истинных отцов, как Самого Христа: «Их нужно принимать, о братья, как Самого Христа, потому что то, что делается по отношению к ним, переходит на нашего Владыку Христа Бога, и Он их усваивает и считает, что Он Сам страдает». Нужно, следовательно, знать, что «без отца и духовного учителя человеку невозможно сохранять заповеди Божий и жить хорошо и без упреков, и быть выше сетей диавола». Можно было бы еще долго приводить утверждения пр. Симеона об отцах и учителях духовных: тот, кто отвергает отцов нашего времени, отвергает Христа и апостолов; их нужно принимать, как Христа, чтобы видеть Самого Христа; тот, кто не почитает своего духовного отца, не христианин и т. д. Пр. Симеон дает в заключение настоятельный совет: «Рассмотрев все это в себе самом, о мое чадо любимое и возлюбленное, и научившись ясной и несомненной последовательности вещей, поспеши, насколько у тебя есть силы, не только на словах, но в самих действиях, стать христианином. Приобрети отца, приобрети учителя, приобрети посредника и посланника, и поручителя пред Богом. Привяжись любовью и верою, страхом и желанием (к духовному отцу), как к Самому Христу, чтобы ты соединился им и в нем со Христом и чтобы ты показал себя участником и сонаследником Его вечной славы и царства, поя и прославляя Его со Отцом и Его Пресвятым Духом». Напротив, как пр. Симеон пишет в другом послании, «те, которые не имели отца, не стали, во всяком случае, сыновьями кого бы то ни было. А не ставшие сыновьями ясно, что и не родились. |
| |