После можно было наблюдать такую картину, как эта «модница» оделась скромно и потянулась сама к старцу – ей, видимо, еще хотелось услышать благодатное слово. Вскоре на исповеди отец говорил опять о христианской любви: надо иметь в душе желание всем спасения. Как же можно пройти мимо бедных душ, тонувших в пучине заблуждений и неверия? Надо поддержать добрый порыв души и укрепить появившуюся в человеке веру. За спасение погибающего получите великую награду! Вот как он жаждал всем спасения! Такое чудное пение во время молебна. Служит отец, одна из молящихся скорбит, что не имеет голоса петь со всеми вместе. А батюшка, утешая ее скорбящую душу, говорит: «У кого нет голоса, пусть поет душой!» У одной не было денег даже свечку поставить, и она скорбит об этом. А старец, проходя мимо, заметил ей: – А если денег нет на свечку, сама как свечка! Другая по скупости не захотела поставить свечи Успению Божией Матери и преподобномученику Корнилию: «Необязательно каждый день ставить», – рассуждала она. В это время батюшка купил свечи у ящика и потом дает ей как раз две большие свечи, говоря: – Поставь их Успению Божией Матери и преподобномученику Корнилию, смотри, чтобы всегда горели! Пораженная знамением ее мыслей и прося прощения у Матери Божией и преподобномученика Корнилия, эта раба Божия стала после этого ставить им свечи каждый день. Эта способность зреть сокровенное является у человека только при чистом сердце. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Даже в начале своего пастырского служения в нем была заметна эта способность узнавать мысли. Однажды в Трапезном храме в лавре преподобного Сергия одна из приезжих молящихся в скорбном настроении от тяжести своих грехов в неслужебное время просматривала живопись, где по простенкам между окон были изображены картины из евангельских сказаний, и тронула ее особенно картина возвращения блудного сына к своему отцу. Она долго стояла здесь с покаянным чувством и жаждой найти себе такого духовного отца, который не осудил бы ее. И вдруг откуда взялся отец, заглянул ей в лицо и быстро отошел. Она не поняла тогда Промысла Божьего, что Господь указал ей просимого отца духовного. Ее смутила его живость и молодость тогда, когда он показался ей. Но после, спустя много лет, она оказалась в его пастырской ограде и теперь очень радуется, что наконец нашла себе верного и доброго пастыря, надежного ходатая о спасении грешницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Аудио: Кондак 1 Избранныи Христовы подвижницы и крепции к Богу молитвенницы, во святей горе усердно подвизавшиися и при потоце Каменце Богоматернюю обитель основавшии, преподобнии отцы наши Марко, Ионо, Корнилие и мати Вассо, восхваляем вы любовию смиренно; вы же, яко имущии дерзновенное предстательство ко Господу, поминайте ны, во скорбех и печалех сущих, да зовем вам: Радуйтеся, преподобнии отцы наши, обители Богоматерния преславнии устроителие. Икос 1 Ангелоподобное житие возлюбившии и суету мира отвергшии, направилися есте в дебри лесные при потоце Каменце, идеже во святей горе при триех каменех вознесоша своя молитвы к Богу, да дарует Он вечное житие в небесных обителех. Сего ради зовем вам: Радуйтеся, неложнии молитвенницы пред Богом; радуйтеся, лесные дебри молитвой облагоухавшии. Радуйтеся, о прощении грехов слезы проливавшии; радуйтеся, подвигами вашими струи потока Каменца удивившии. Радуйтеся, и всех верных ими возвеселившии; радуйтеся, не убоявшиися страха нощнаго. Радуйтеся, в нощи греха и от нас страх изымающии; радуйтеся, молитвенницы наши пречуднии. Радуйтеся, ходатаи наши предобрии; радуйтеся, воздух молитвою вашею освятившии. Радуйтеся, сердца наша благоуханием веры напоившии. Радуйтеся, преподобнии отцы наши, обители Богоматерния преславнии устроителие. Кондак 2 Видя Богоматернюю обитель, яко звезду сияющую и небесным сиянием освещающую путь земнаго жития нашего, прославляем труды и моления ваша преславнии первоначальницы и старцы, в обители Псково-Печерстей потрудившиися, и Богу вопием: Аллилуиа. Икос 2 Разумевше козни, от врага спасения нашего диавола содеваемые, терпение, пощение и молитву Богу противупоставили есте, и яко нищи телом и духом, в дебри лесныя сокрылися, дондеже зверолови пришедшии разгласиша людем о тайне подвигов ваших. Сего ради умиляющеся зовем: Радуйтеся, в терпении и смирении своем Христу Богу подражавшии; радуйтеся, у триех камней молитвы возносившии. Радуйтеся, греховное окаменение сердец молитвой удаляющии;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-sob...

Переиздание «Истории» с поправками и дополнениями задумывалось митрополитом Евгением еще в процессе работы над первым изданием, о чем говорится в приведенной выше цитате из письма к Анастасевичу. Однако всего через несколько недель преосвященный Евгений пишет Анастасевичу: «Второе издание 1-й части “Истории иерарахии” не может быть скоро, а разве с половины будущего года, ибо издатель занят другими трудами, столь же полезными, а именно изданием описания Новгородского Софийского собора и уставов российских монастыреначальников» (11 ноября 1814 г.). Однако тогда «Уставам» не суждено было увидеть свет. Спустя несколько лет после начала работы над последней, седьмой, частью «Истории иерархии», преосвященный Евгений писал Я.И. Бардовскому: «Мы с преосвященным Амвросием составили целый 7-й том к “Истории Российской иерархии”, заключающий в себе уставы русских монастыреначальников, но наши цензоры тогда сочли его недостопримечательным для публики» . Вообще митрополит Евгений часто сетовал на то, что «цензура не все и архивское пропускает» . Неизданный 7-й том «Истории Российской иерархии» посвящен вопросу, который до сих пор остается мало исследованным в русской церковно-исторической науке, но, вероятно, был особенно близок ученому владыке. Речь идет о русских авторских дисциплинарных монастырских уставах. Несмотря на то, что работа эта так и не была опубликована, а тексты приводятся, по обычаю эпохи, как правило, по одной рукописи, без разночтений и текстологического анализа, подборка их в своем роде уникальна. Правда, уставы таких известных монастыреначальников, как преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, были впоследствии переизданы и достаточно широко известны в науке. Устав преподобного Евфросина Псковского увидел свет в издании Н.И. Серебрянского только в начале ХХ века , а устав и другие тексты преподобного Корнилия Комельского стали предметом тщательного исследования лишь в наши дни . Итак, мы видим, что история создания одного из первых русских церковно-исторических трудов содержит много загадок. Из-за скудости сохранившихся данных очень трудно восстановить процесс работы над ним двух ученых. Однако оправданием могут служить слова одного из них: «Что касается до замеченных вами недостатков и умолчаний в разных статьях, то сие значит не одну скромность, но и недостаток сведений. Когда полна история, то явный признак, что сочинитель много выдумал, ибо всего не могут знать и современники, и даже само действующее лицо. Сердце человеческое есть тайна, а деяния обманчивы» .

http://pravoslavie.ru/30861.html

Тихое и доброе пристанище яви нам Господь, в земли Олонецтей Божественный Свой виноград насадив, из коего вино чудное источи, спасительным и духовным питием нас напояя. Явил еси, Христе Боже, угодники Твоя, Авраамия и Корнилия Палеостровских, ихже терпеливно на добрых пажитех веры возрастил еси. Преподобнии отцы наши, Ионо Яшезерский и Ионо Клименецкий, вы слезными потоки души напоили есте и непорочнаго жития духовное благомощие явили есте, богомудрии. Радуйся, преподобне отче Макарие Высокоезерский, ты, яко мудрая пчела, мед духовный собирая, сосуд избранный явился еси. Темже достойно тя ублажаем. Богородичен: Б огородице Дево, Ты еси нам святое ограждение, источник исцелений и совершенное спасение душ наших. Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследую милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи. Воспеваем вас, вси святии земли Олонецкия, яко противу начал и властей злобы поднебесныя дерзновенно ополчистеся и тех коварства любовию и смирением победисте. Звезды пресветлыя явистеся, вернии раби Господни: Пахомие Кенский, Александре Ошевенский, Кириаче Каргопольский. Вы бо, узким путем шествовавше, яко постницы, в алчбе и жажде временное житие проводисте; яко послушницы, Христово смирение стяжасте; и яко молитвенницы, блаженство плача о гресех познасте. Трудницы Господни бысте, преподобнии отцы наши, Афанасие Сяндемский, Елеазаре Анзерский, образ злострадания и терпения показавшии, страстей прилоги и козни вражия попалившии и поругания яко врачество чистительное испившии. Врага рода человеческаго именем Христовым отгнав, преподобне Трифоне Печенгский, языческая жертвы упразднил еси и жертву хвалы на месте сем Богу принесл еси. Богородичен: И сцелений неоскудное Сокровище еси нам, Богородице Дево, молим Тя, Владычице, даруй нам душ очищение и от бед свобождение. Кондак, глас 3: Днесь лик святых, в земли Карельстей Богу угодивших,/предстоит в церкви и невидимо за ны молится Богу./Ангели с ним славословят/и вси святии Церкве Русския ему спразднуют,/о нас моляще купно Превечнаго Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Акафист преподобному Геннадию Могилёвскому (Костромскому и Любимоградскому) чудотворцу В Избранное Кондак 1 Избранный измлада Господу работати, подвизався добрым подвигом веры, течение твое доблестно скончал еси. Водворяяся же днесь в Небесных Селениих, молися еже избавитися нам от лютых обстояний, от всех зол и напастей, да зовем ти: Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче. Икос 1 Ангельскому житию восхотев подражати, измлада явился еси тщаливейший в дому Божием делатель, нося в сердцы законы и оправдания Его. Сего ради радостно вопием ти: Радуйся, всякое мудрование плоти умертвивый. Радуйся, еще от пелен путь истины познавый. Радуйся, презревый вся суетная блага мира, Господа ради. Радуйся, всею душею Богови прилепивыйся. Радуйся, воине Царя Небеснаго. Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся пред Ним. Радуйся, благая отрасле благаго корене. Радуйся, светильниче страны Любимоградския. Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче. Кондак 2 Видяще тя приснии еще юна зело, не отходяща от церкви, и пребывающа в посте и молитве, тщахуся ослабити духовный подвиг твой. Ты же, от юности твоея, вдавый сердце Богови, пребыл еси непоколебимь, духом горя, Господеви работая и воспевая: Аллилуиа. Икос 2 Разум, исходяй от Отца светов, яко бисер драгий обрет, тем озаряемь, всяку мглу греховную далече отгнал еси от себе; управляемь же сый, яко путеводною звездою, в пустыню, сподобился еси очима твоима зрети труды и подвиги Корнилиа и внимати словесем мудрости его. Мы же восхваляюще тя вопием сице: Радуйся, лучами Божия мудрости озаренный. Радуйся, благодатною силою во всяцем деле блазе утвержденный. Радуйся, похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую низложивый. Радуйся, некрадомое добродетелей сокровище стяжавый. Радуйся, пустыню облагоухавый дел твоих добротою. Радуйся, заблудших на путь заповедей и оправданий Господних наставивый. Радуйся, иноком давый образ кротости и смиренномудрия. Радуйся, обитель твою молитвами твоими ограждаяй и спасаяй.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Видяще велие смиренномудрие твое, дивимся, святче Божий: преуспевая бо в подвизех, вящще жаждал еси духовнаго назидания. Сего ради обитель свою на время оставил еси, и со святыми отцы пребывати вожделел еси. Обаче, вновь в обитель возвратился еси на радость братии и людем. К тебе убо и мы прибегающе, сице глаголем: Радуйся, ища разума духовнаго к пустынным отцем притекший; радуйся, лжеименный разум века сего несумненно отвергший. Радуйся, многая в пустынных местех благая и душеполезная сокровища стяжавый; радуйся, аки богомудрая пчела от труждающихся тамо отец сладость иноческую собравый. Радуйся, туюжде сладость в землю Александровскую сохранно принесший; радуйся, зде обитель благоуспешно насадивший и сторицею возрастивший. Радуйся, равноангельскаго жития достигнути сподобивыйся; радуйся, в иноческих трудех и подвизех древним отцем уподобивыйся. Радуйся, алчущих жизни вечныя питателю; радуйся, жаждущих духовный напоителю. Радуйся, вертограда церковнаго крине благовонный; радуйся, проповеди евангельския глас богопросвещенный. Радуйся, преподобне Корнилие, монашескаго жития изрядный устроителю. Кондак 6 Проповедник неленостный православныя веры и истиннаго жития во Христе Иисусе явился еси, преподобне, мирския и духовныя управляя. Прихождаше же в Александрову слободу потребы ради монастырския, многочастне в Успенском монастыре тоя слободы инокинь посещал еси, душевне и телесне их укрепляя, да поют благодарственно благих Подателю Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия земли Александровстей просвещение совершенных твоих добродетелей, изрядный угодниче Христов. Сего ради сестры обители Успенския, преклоньше колена, согласно моляху тя, дабы и им был еси пастырем. Ты же, зряху веру их, восприял еси их во свою паству духовную и был еси им учитель благочестивый и праведный. Сопричти и нас Богом собранному твоему стаду, со умилением зовущих: Радуйся, светильниче веры и добродетелей учителю; радуйся, паствы твоея изрядный душепопечителю. Радуйся, прибегающим к тебе отец чадолюбивый; радуйся, спастися хотящим усердно послуживый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Однажды, в праздник Антония Великого , в честь которого была воздвигнута одна из церквей в обители, во время такой раздачи иноки обратили внимание преподобного на злоупотребление со стороны некоторых из нищих, которые „не единою, но и вторицею взимаху, инъ же и до пяти кратъ взятъ»; „онъ же глаголаше не дейте ихъ того бо ради пришли». Вечером, совершая правило, святой „седе на лавце мало» ради отдыха и „сведенъ бысть въ сонъ тонокъ, и зритъ пришедша къ нему старца святолепна сединами украшена, въ образе ahmohia великаго, и емъ его за руку и рече, kophuлie гряди по мне. и изведе его на некое поле равно и показа ему на единои стране поля просфиры, а на друзей колачи, и рече ему, се твои просфиры, и колачи ихъ же далъ еси нищимъ. простри oдeяhie свое, ему же простершу и нача класти въ приполъ просфиры и колачи, дóндеже начаша пресыпатися отъ npeucnoлhehiя. онъ же возбнувъ и въ себе бывъ, и дивихся (sic) чюдному buдehiю. и поведа намъ самъ ... со слезами. и заповеда нам не токмо при своемъ животе творити милостыню неоскудно нищимъ, но и по своемъ npecmabлehiu» (л. 73–74). Изложенное видение Корнилий и его биограф толкуют в смысле одобрения свыше его образа действий и его благословения; этот рассказ для нас интересен тем, что представляет благотворительность Корнилия, соединенную с снисходительностью и мягкостью, плодом его сознательного убеждения, а не только непосредственного чувства: очевидно, ставится вопрос об уместности Корнилиева образа действий и решается в положительном смысле (в данном случае такое настроение и размышление, очевидно, приписать следует самому преподобному, от которого Нафанаил непосредственно слышал рассказ об этом видении и нравоучительный вывод; в справедливости этого факта нет основания сомневаться: но и биограф разделяет вполне мысли и мнения святого и очевидно выдвигает на видный план эту черту любви к людям у Корнилия). Благотворительность святого биограф отмечает нередко и в других случаях: Корнилий, следуя в основании идеалу питания трудами рук своих, думает еще и о том, как говорит биограф, чтобы труды иноков не только давали средства к жизни им самим, но и служили для пропитания неимущих: он сам много труждается для пропитания иноков, а вместе с тем „npuxoдящiя npieмля и мuмoxoдящiя кормляше» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если случится, что брат под каким бы то ни было предлогом оставит общежитие, а потом впадет в недуг или, раскаявшись, возвратится, то не презреть должно брата, а принять его о Господе как собственный свой член. Хотя и согрешил он, но ты делаешь это не для человека, а для Господа, сказавшего: «понеже сотвористе единому сих братии моих менших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Ибо о себе только одном заботиться запрещено, как сказал Спаситель наш: «не пецытеся душею вашею, что ясте..». – и так далее ( Мф.6:25 ). Почему присовокупляет Он, говоря: «Всех бо сих языцы ищут». Потому и через апостола заповедует: «Не своих си кийждо, но и дружных кийждо смотряйте» ( Флп.2:4 ). Тот же апостол говорит также: «и еще по превосхождению путь вам показую. Аще языки человеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И еще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто же есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая полза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит ...не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется о неправде, радуется же о истине: вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» ( 1Кор.12:31.13:1–8 ). Итак, прекрасны молитва и пост, но их укрепляет милостыня, ибо сказано: «милости хощу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ). Посмотри, как пророк обличил немилостивых: «Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити ...да потребится от земли память их» ( Пс.108:16,15 ). И еще: «Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша» ( Пс.68:27 ). Потому Спаситель ублажает милостивых, говоря: «Блажени милостивии: яко тии помилованы будут» ( Мф.5:7 ). Что Ангел говорит Корнилию? «Рече»: не только «молитвы твоя», но «и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога» ( Деян.10:4 ). Итак, прими того, кто заблуждался и кается, восстал из мертвых, из глубины небогобоязненности и нерадения. Послушай, что говорит апостол: «...да не како многою скорбию пожерт будет таковый... утвердите к нему любовь» ( 2Кор. 2:7,8 ). И еще: «Молим же вы, братие, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем. Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем» ( 1Фес.5:14–15 ). Ибо и Господь славы не отверг блудного сына, но принял его как восставшего из мертвых, и облек в одежду первую, и дал ему сапоги, и перстень, и заколол тельца упитанного, чтобы возвеселиться при обретении погибшего сына; когда же другой сын оскорбился тем, и его уврачевал вразумлением, сказав: «чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть. Возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко сей брат твой мертв бе, и оживе: и изгибл бе и обретеся» ( Лк.15:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

Здесь, однако, не следует забывать и о том, что в конце XX века не только английский язык для России, но и русский для многих народов стали языками обезличивания и примитивизации. Стоить вспомнить не только о содержании телепрограмм (его всякий может справедливо критиковать), а и о том, на каком языке — вязком, тусклом, представляющем утомительную и безрадостную смесь канцелярского новояза и слэнга — вещают московские телеканалы. Всё это выдаётся за русский язык как язык единой культуры России — и вот мы видим, как под лозунгом возврата к корням в Марий-Эл возрождается язычество; уже около 10% жителей республики участвует в языческих обрядах и жертвоприношениях. И это при том, что культовая практика марийского язычества была полностью утрачена ещё 150 лет назад; то, что мы видим сейчас, — это новодел. Но эксплуатируют новоявленные жрецы вполне здоровое желание народа сберечь свою культуру и язык. Язычество набирает обороты под флагом культурного ренессанса. А всё ли нами сделано, чтобы остановить его наступление? Хотелось бы надеяться, что Господь благословит наши усилия. За прошедшие годы давно можно было не просто перевести Священное Писание и богослужебные тексты (прежде всего Божественную литургию), но и начать служить на этих языках 5 . И ничего тут невозможного нет. Византийцы не поленились, перевели-таки Писание и литургические тексты на славянский — и три цивилизации пришли на смену угасающей Византии — болгарская, сербская и российская, последняя и до сих пор многонациональна. В нашей истории совершенно замечательный пример миссии к малому народу — это обращение в Православие родственной эстонцам народности сету, большую роль в котором сыграл преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Игумен пограничной обители не забывал и о своих иноязычных соседях, помогал им зерном и деньгами, строил храмы. Службы на этом наречии прекратились в годы хрущёвских гонений, но и до сих пор сету ревностно посещают храмы и надевают самые нарядные одежды ко всем церковным праздникам.

http://pravmir.ru/missiya-v-epohu-global...

В ходе заседания состоялись две защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата теологии. Кроме этого, одна кандидатская диссертация была принята к защите, две кандидатские диссертации приняты к предварительному рассмотрению. Первым защищался иерей Евгений Агеев, написавший диссертацию на тему «Церковная жизнь в условиях гонений на материалах Хоперского и Усть-Медведицкого округов в 1917-1930 гг.». Официальными оппонентами выступили: Л.А. Лыкова, доктор исторических наук, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории; А.В. Шадрина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук. В качестве ведущей организации выступил Тверской государственный университет. На автореферат диссертации и диссертационное исследование также поступили три положительных отзыва. Вторым защищался Е.В. Паламаренко, диссертация «Деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1948-1967 годы». Официальными оппонентами выступили: А.В. Крылов, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований при Институте международных исследований МГИМО МИД России; А.А. Корнилов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В качестве ведущей организации выступил Институт всеобщей истории РАН. На автореферат диссертации и диссертационное исследование поступили четыре положительных отзыва. Диссертационный совет принял решение присудить иерею Евгению Агееву и Е.В. Паламаренко ученую степень кандидата теологии. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» чергове групи з викладання у вишах У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте з нагоди та докторантури : та звернення] У книги «Благочиння як церковного та чергове ради журналу «Церква час» з ключовими словами стандарт – загальноцерковна   новини Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських У збори Насельники центри У «Ковчег» монастиря у Ради У Високо-Петровському Москви присвячена преподобного Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Кирила з РФ С.С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5724732...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010