Удалившись от мира, преподобный Феодул взошел на столп близ Эдеса и тридцать лет провел на нем в посте и молитве. Перед кончиной ему однажды пришла мысль просить Бога, чтобы Он указал ему тех, которые в этой жизни преимущественно, по сравнению с другими, угодили Ему. Молитва его дошла до Бога, и Феодул услышал голос: “Корнилий, который родом из Мимон, тот стоит на высоте духовного совершенства и Царства Небесного достоин. Найдешь же ты его близ Дамаска, в селении, именуемом Пандуро.” Феодул тотчас отправился искать этого Корнилия и нашел. Упав к его ногам, Феодул стал умолять, чтобы он открыл ему свою жизнь. “Грешник я, – отвечал Корнилий, – и никакого хорошего дела не сделал.” Старец не переставал просить. Тогда Корнилий сказал: “Воспитан я, отче, в обществе дурных людей, но теперь, благодаря Богу, дал обещание жить целомудренно и быть милостивым, насколько можно, и забочусь об этом.” – “Скажи мне и остальное о своей жизни,” – не переставал умолять Феодул. Тогда Корнилий сказал: “Не так давно, отче святый, был со мной следующий случай. Некая женщина, славная родом, богатая и целомудренная, вступила в брак с одним человеком, который оказался нестоящим ее. Он вскоре истратил не только ее имение, но и много задолжал у людей. Заимодавцы бросили его в темницу, в которой он и пробыл долгое время. Это причиняло его жене самые тяжкие страдания. Не имея денег, она вынуждена была выпрашивать милостыню для того, чтобы накормить мужа, а также день и ночь искала человека, который бы взялся выкупить его, и не находила. Женщине этой пришлось встретиться и со мной, и я, узнав о ее положении, сжалился над ней и, желая помочь, спросил: “Сколько должен твой муж?” Она отвечала: “Четыреста пенязей.” А так как у меня в то время было только двести тридцать пенязей, то я, чтобы дополнить недостающее, продал некоторые из своих вещей, вырученными деньгами дополнил недостающую сумму и передал все бедной женщине, сказав, чтобы та шла с миром, освободила своего мужа из темницы и помолилась всем сердцем обо мне, грешном, чтобы помиловал меня Господь на Суде Своем.” Слыша это, Феодул прославил Бога, возвратился на свой столп и после, недолго пожив, отошел ко Господу. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Радуйся, в мори слез твоих множество демонов потопивый. Радуйся, бесов устрашителю. Радуйся, в человецех чудное удивление. Радуйся, горькия печали отгнателю. Радуйся, скорбящых скорый услышателю. Радуйся, блаженне Корнилие, Крыпецкий молитвенниче и чудотворче. Кондак 3 Сила Вышняго стадо твое, преблаженне, невредимо сохраняше, егда ты в храме Божием воспевал еси Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея неусыпное попечение о стяжании в сердце своем Духа Божия, притекл еси, отче Корнилие, во обитель преподобнаго Саввы, и тамо прием образ иноческий, усердно подвизался еси. Мы же дивящеся пламенней любви твоей ко Господу, со страхом и любовию вопием ти: Радуйся, паче земных возжелавый вышнюю красоту и сладость. Радуйся, единаго Бога от сердца возлюбивый. Радуйся, дольняя и красная мира презревый. Радуйся, добрый делателю сада Божия. Радуйся, данный талант не сокрывый. Радуйся, восприимший венец нетленный. Радуйся, смирения и кротости учителю. Радуйся, незлобия и терпения наставниче. Радуйся, присный ко Богу о нас предстателю. Радуйся, бесовския силы прогонителю. Радуйся, болящых здравие и врачевание. Радуйся, бедствующых защитителю. Радуйся, блаженне Корнилие, Крыпецкий молитвенниче и чудотворче. Кондак 4 Бурю волнующагося житейскаго моря благодатию Божиею безбедно преплыв, преподобне, достигл еси вечноблаженнаго пристанища спасения, идеже со ангелы и всеми святыми поеши Богови: Аллилуиа. Икос 4 Слышаша и видеша иноцы обители святаго Саввы, яко, еще отрочищ сый, имаши обилие благодати Божия, егда стадо тобою пасомое невредно прошло сквозе сеяния. Сего ради вопием ти во умилении таковая: Радуйся, всего себе в волю Господню предавый. Радуйся, узы Христовы на ся возложивый. Радуйся, терпением скорбей всяческих просиявый. Радуйся, вольною нищетою вечное богатство стяжавый. Радуйся, равноангельное житие явивый. Радуйся, жития богоугоднаго ревнителю. Радуйся, отрадо и увеселение к тебе прибегающым. Радуйся, в бедах и скорбех помощниче. Радуйся, о всех нас к Богу верный ходатаю. Радуйся, притекающых к раце мощей твоих, пресладкое утешение.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

«...Судьи вопросили старца Левонида, да Васюка Чалца: Вы крест целуете ли? а на поле лезете ли битца?» «...Левонид, да Васюк так рекли: Крест, господине, целуем и на поле битца лезем: дать нам племенника»! «И оба исца поимались за поле». «...Судьи вопросили игумена Корнилия: Сверх того, чим их уличаешь?» «Игуимен Корнилей так рек: Шлюсь, господине, во обыск в земской на семь погостов, на старост и на людей на добрых». «... Левонида да Васюка Чалца судьи вспросили: Вы на те семь погостов шлетесь ли во обыск в земской на старост и на людей на добрых»? «...Левонид да Васюк так рекли: Шлемся, господине, в послушество». «И старосты стали тех погостов и люди добрые». «...Судьи вспросили у старост, у людей добрых: Скажите по крестному целованью, по Великого Князя сверх того суда, что вам ведомо промеж тех игуменов»? «И став староста Кижскаго погоста Ершев Сергеев так рек: Скажу, господине, по крестному целованью и во всех крестьян место Кижскаго погоста, что дал Панфилей Селифонтов половину земли, и воды, и всех угодей в дом святий Пречистой и св. пророку Илье, в Палеостров: то нам, господине, ведомо. Да туто ж стал Шунгского погоста староста Ив. Денисьев, да Толвуйского погоста стали люди добрые, Олферей Андреев Луста, да Онтоман Фомин, да Оннася Тимофеев, да Челмоского погоста староста Григорей Федоров Горбачев, да из Купетского погоста староста Еремей Панфильев сын Куков, да Кузаранскаго погоста староста Олфим Микифоров сын Схунов, да из Шальского погоста староста Данила Микитин сын Юсов, ... рекли» то же самое, что и «староста Кижскаго погоста». «Да став, не сходя с суда, старец (Муромскаго монастыря) Левонид, да слуга Васюк Игнатьев, в игуменово место Лаврентьево, всем братством, так рекли: «Жалоба нам, господине, на игумена на Корнилия и на его братию, и на их слуг: наезжает, господине, тот Корнилий с своею з братиею, на нашу землю описную в Уноские, и землю, господине, пашет сильно, и ловли ловят сильно ж, и вешки поставил сильно ж; да тот же Корнилей з братиею отнял у нас починок наш монастырской на Марнаволоке; да тот же Корнилей з братиею поставил починок на Пертонаволоке, на нашей земли описной, в нашем же ободу; да от тогож Корнилия и от его братии все мы если изобижены и изгоняны, и наши крестьянишка вытравлены, и неводы режут у наших крестьянишек, и ловли тем не дают! Государи судьи Великого Князя, обыщите скоим Государским обыском! А уж тому, господине, тринадцать лет, а как они силу творя, живут сильно. А в ту тринадцать лет убытка доспелось на сто рублев и на полтретъяцать рублев Московскую».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поюще дивныя твоя чудеса, умиленно припадаем пред пречистыми мощами твоими, преподобне отче наш, благодарственно воспоминаем труды твоя и твое заступление, и якоже древле услышал еси мольбы рабов твоих, такожде и ныне услыши скорбныя молитвы чтущих тя и сподоби ныне прияти скорое свобождение от врагов спасения нашего, да невозбранно поем тебе песнь сию: Радуйся, всесильными молитвами твоими от врагов видимых и невидимых избавляяй; Радуйся, светом истины сущих во тьме и сени смертней озаряяй. Радуйся, разслабленных утверждение и сило; Радуйся, неверных прославляти Бога научаяй. Радуйся, нераскаянных грешников к покаянию обращаяй; Радуйся, помощь сирым и вдовицам подаваяй. Радуйся, скорбных утешаяй; Радуйся, в посте и молитвах ослабевающих укрепляяй. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш. Кондак 13 О преподобномучениче отче Корнилие, тебе молимся и тебе просим, вонми похвальному пению сему, тебе от усердия нашего приносимому, не остави нас святыми твоими молитвами, не престани просити премногих грехов наших прощения, да в смертный час сподобимся прияти кончину жизни мирну и внити в Царствие Небесное, да и мы тамо с тобою прославим безмерное милосердие Божие, воспевающе Владыке живота: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов подражатель явился еси, преподобномучениче и богоносне отче наш Корнилие, ангельски поживый на земли и нам оставивый образ совершенства духовнаго. Сего ради прослави тя чудесы Христос Бог, Емуже предстоиши ныне во свете невечернем Царствия Небеснаго; от нас же, чтущих тя, слышиши пение таковое: Радуйся, яко любве ради ко Господу всякое наслаждение земное оставил еси; Радуйся, яко благая мира сего презрел еси. Радуйся, яко богатство нетленное обрел еси; Радуйся, яко иго Христово благое и удобоносимое возлюбил еси. Радуйся, яко во плоти аки безплотен пожил еси; Радуйся, яко боголюбезную чистоту непорочно сохранил еси. Радуйся, яко узкими враты в Царствие Небесное вошел еси; Радуйся, яко равноангельскую честь достойно приял еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

“Сынок мне во сне часто снился, — говорит она. — И поняла, нужно ехать к своему Ленечке. Тут постриглась, тут и живу”. По носу, по носу влупи! Алексей. После одной из Литургий дружественный иеромонах Ф. служил молебен преподобному  Амвросию Оптинскому. Он напомнил тот, первый, когда я рыдал тут крокодильими слезами. И опять внутренне “запричитал”.   Егор: Мы приложились к открытым мощам батюшки Амвросия! А еще в то утро один монах, который выглядел очень грозно, когда я подошел к нему за просфорой, спросил: “Как тебя зовут?” Я ответил: “Егор”. “Ааа. Георгий Победоносец!”, — засмеялся он.   Алексей: Потом Ф. устроила нам экскурсию. Побывали на хозяйственном дворе, где находится храм иконы Божией Матери “Спорительница хлебов”, там монахи читают неусыпаемую псалтырь… На конюшне встретили отца наместника, священноархимандрита Венедикта. Мы до неприличия удивленно выпучили на него глаза, а он улыбнулся и сказал: “Здесь мое место, а для детей лучше и не надо”. Егор: Там был один конь. Отец Венедикт смеялся и говорил мне: “Ты по носу ему дай! По носу, по носу  влупи! Да сильнее, ему не больно. Кааааааааак влупи! А потом обними… Обними…” И вдруг взял коня за губы, развернул их почти наизнанку и начал трясти… Потом мы пошли на коровник. Правда, коров там не было, но были отец Корнилий и бык Камышок. Алексей: Радости Егора не было предела. Камышок был до потолка. А монах Корнилий с огромными синими глазами предлагал нам устроить с ним фотосессию. И очень заразительно смеялся и говорил: “«Мне полунощница сегодня все мозги посносила, не обращайте внимания»… Многие считают, что монахи — какие-то мрачные унылые люди. Но это не так, поверьте. Кого мы ни встречали — радость, огонь в глазах. А как наш монах Ф. играл с Егором в снежки, как они в сугробах валялись, вы бы видели… Егор: Тетя Лена, а вы случайно не знаете, что произошло с тетей Валей с ВДНХ? Алексей: Аааа… Егор взял быка за рога, а Корнилий говорит: “Ты с ним осторожней, не знаешь разве, что случилось с тетей Валей с ВДНХ?”.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-optin...

Завершились VII Корнилиевские образовательные чтения Псков, 28 февраля 2005 г. По благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия с 24 по 26 февраля 2005 года в городе Печоры Псковской области были проведены VII Корнилиевские Православные образовательные чтения, сообщает служба новостей портала " Слово " . Уже стало доброй традицией ежегодно проводить такие встречи педагогов, священнослужителей, ученых – людей неравнодушных к проблемам образования и нравственного воспитания подрастающего поколения. В нынешнем году основной темой Чтений, освященных именем великого подвижника веры и благочестия XVI столетия священномученика Корнилия Псково-Печерского, стало православное образование и современный мир. Педагогический форум был организован силами Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, Православного педагогического общества города Печоры и Печорской гимназии. В его работе приняли участие более 600 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, районов Псковской области, города Печоры и Печорского района. На Чтениях присутствовали: глава Печорского района Васильев С.В., глава администрации Печорского района Коханов Ф.И., начальник ГУО Псковской области Емельянова В.В. и начальник Печорского районного управления образования Авдеев С.А. Начало работы было положено молебном преподобномученику Корнилию, совершенном в Михайло-Архангельском соборе Псково-Печерской обители наместником – архимандритом Тихоном (Секретаревым), который приветствовал участников Чтений от имени архиепископа Евсевия. Пленарные и секционные заседания проходили в Печерской городской гимназии, учителя которой являются активистами Печерского Православного педагогического общества. По традиции первый день работы Чтений был отдан проведению пленарного заседания, а затем состоялись секционные заседания и открытые уроки. На пленарном заседании прозвучали доклады наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева) " История преподавания Закона Божия в учебных заведениях г. Печоры в 20 веке " , директора Печорской гимназии, заслуженного учителя РФ О.М. Тумановской " Мы обязаны спасти наших детей " . Значительный интерес слушателей вызвали выступления столичных гостей. Так доктор физико-математических наук, профессор МГТУ им. Баумана А.Т. Ильичев представил доклад " Естественные науки и православное мировоззрение " , а также рассказал о своем видении места точных наук в системе православного образования. Доктор физико-математических наук, профессор МГУ им. Ломоносова А.Г. Хунджуа выступил на Чтениях с докладами " Эволюционизм в современном образовании " и " Попытки реконструкции прошлого в современном эволюционизме " . О традициях семейного воспитания, как залога душевного здоровья детей рассказала известный православный педагог и публицист, член Союза писателей России и редколлегии журнала " Права ребенка " Т.Л. Шишова. В рамках секционной работы она же рассказала о современных проблемах поведения и общения детей.

http://pravoslavie.ru/12828.html

Радуйся, яко веру непорочну соблюл еси. Радуйся, уста твоя от осуждения и клеветы обуздавый. Радуйся, сердце свое от зависти и злобы очистивый. Радуйся, руце свои от лихоимания и хищения удержавый. Радуйся, суетная и тленная поправый. Радуйся, пресветлая звездо в земли Псковстей просиявшая. Радуйся, от погибели избавляяй. Радуйся, сокровище нетленное подаваяй. Радуйся, от напастей и в брани помогаяй. Радуйся, враждующих благое примирение. Радуйся, блаженне Корнилие, Крыпецкий молитвенниче и чудотворче. Кондак 11 Пением всяким бо Христа и Его Пречистую Матерь живый на земли прославлял еси, всеблаженне, ведая день преставления своего, преселился еси от земной в вечную обитель небесную: тамо непрестанне ныне славословиши Святей Троице: Аллилуиа. Икос 11 Многосветлыми лучами сияет житие твое, отче Корнилие, блаженно успение твое, сокровен бысть девятьнадесят лет и четыре года в земли, не восхоте Господь оставити под спудом твоя мощи: еже исполнитися пророчеству твоему о скончании бедствий на Руси. Да тебе от Бога прославленнаго со тщанием дерзаем пети сице: Радуйся, яко суды Божии на земли Российстей тобою прореченные исполнились. Радуйся, тайнозрителю предивный. Радуйся, грядущаго предсказателю неложный. Радуйся, дерзновенный пред Богом ходатаю. Радуйся, яко течение добре скончал еси. Радуйся, друга Божия преподобнаго Саввы присный друже. Радуйся, достойный по благодати его преемниче. Радуйся, ко грядущему Граду Небесному верный путеводителю. Радуйся, заре, покаянием являющая ныне день спасения верным. Радуйся, чудесы множеством от Господа прославленный. Радуйся, утешение и помоще всем требующым твоея помощи. Радуйся, безнадежных надеяние. Радуйся, блаженне Корнилие, Крыпецкий молитвенниче и чудотворче. Кондак 12 Благодать тебе дадеся от Бога, блаженне, яко еще сый на земли, помогал еси всем с верою к тебе притекающим, и нас не остави в нуждех, скорбех, болезнех и всякой потребе, яже ко спасению, верно вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще человеколюбие Божие на земли Российстей, явленное твоим неусыпным молитвенным предстательством ко Господу, буди же и нам всегда ко всякому благу скорый ходатаю, зовущим ти с любовию таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, преподобне Корнилие, монашескаго жития изрядный устроителю. Кондак 8 Странное и вельми скорбное житие проходя, блаженне отче, тяготы и немощи обольщенных диаволом чад твоих понесл еси, за стужающих ти Господеви моляся. Понеже братия Лукиановой пустыни начаша роптати и злословити тя при благодетелех и везде поносити, и нелепая глаголати. Егда же услыша сие игумения Анисия с сестрами, испросиша у Святителя Московскаго жити ти в обители Успения, а Лукианову пустынь кийжду неделю посещати. Мы же, дивящеся неисповедимым судьбам Божиим, воспеваем: Аллилуиа. Икос 8 Все твое, богоносне отче, бяше тщание, да выну всезлобному врагу рода христианскаго сопротивлятися, общаго же всем Творца купно со ученики твоими в душе и теле прославляти. И в сем благоугоднем подвизе, укрепляемый силою свыше, толико преуспел еси, яко многия души из руки диаволи восхитил еси, сего ради окаянный зело разъ-яришася и начаша гневатися и всякия козни творити и человецы противу тя вооружати, укорами и поношением досаждаше. Обаче вся сия о Христе Иисусе преодолел еси, чесого и нас молитвами твоими сподоби, зовущих: Радуйся, противу вражиих наветов путь одоления нам показавый; радуйся, на мысленныя враги пост, молитвы и коленопреклонения вместо оружия употребивый. Радуйся, силою крестнаго знамения стрелы лукаваго отразивый; радуйся, крилома богомыслия сети вражия сокрушивый. Радуйся, надеждою на помощь свыше себе вооруживый; радуйся, незлобием Христовым духа злобы победивый. Радуйся, высокоумныя гордыни вражия крепкий смирителю; радуйся, пагубных наветов и стужений достохвальный упразднителю. Радуйся, плененных духами злобы свобождающий; радуйся, в невидимой брани от отчаяния избавляющий. Радуйся, от супостат боримым скоро пособствующий; радуйся, за одолеваемых от сопротивных присно ходатайствующий. Радуйся, преподобне Корнилие, монашескаго жития изрядный устроителю. Кондак 9 Всякое естество ангельское удивися благодатному свыше тебе дарованию, яко на земли невещественное житие в творении заповедей Господних показал еси, и, взем на рамо свое крест Христов, плоть распял еси со страстьми и похотьми. Кто доволен изрещи болезни и борения твоя, преподобне отче, яже претерпел еси, Амалика мысленнаго побеждая. Темже, сам искушен быв, можеши и искушаемым помощи избран дом Духу Святому себе сотворити и в прекрасный вертоград вышний внити, идеже ты ныне благодарственно поеши Всесильному Богу: Аллилуиа. Икос 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

– Ну как? Что там? А он в восхищении говорит людям: – О, как красиво там поют! Там поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный!» Тогда люди говорят: – И мы так же будем петь, только еще будем добавлять – «помилуй нас», потому что мы люди грешные и будем просить милости у Бога. И когда они стали петь эту песнь и стали усердно молиться, тогда землетрясение стало утихать и потом совсем прекратилось. Земля трясется от наших грехов и жалуется Богу. «Вот мне приходится трястись от множества людских грехов» – так изображается это событие в стихирах церковных и песнопениях. Ангелы на небе так сладко поют эту песнь! Она называется «Трисвятой» песнью. Если бы мы услышали это пение, то растаяли бы, как воск. Когда поминают усопших (вечная память) перед Апостолом во время литургии и после поют «Святый Боже» и когда повторно поминают усопших, то даже с притуплением слуха слышишь это небесное, ангельское пение, таинственно понятное сердцу... Голоса нет, а сердцем слышишь, и такая радость! Одну парализовало, и 20 лет она лежала в постели, а потом стала у Бога просить себе смерти: – Устала я жить, никому я здесь не нужна... Ночью она видит такое видение: звезды стали душами. И все они разные: одни яркие, другие менее яркие, некоторые темные, а иные звезды совсем падают, не могут удержаться. И вот эти души собираются вместе и поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Она не могла вынести этого пения и проснулась, а когда проснулась, то перестала просить себе смерти. Каждый вторник вечером у нас бывает соборный акафист сонмом священнослужителей преподобномученику Корнилию. Вот и сегодня приходите к шести часам вечера, помолимся преподобномученику Корнилию. И еще скажу вам: поминайте его родителей Стефана и Марию. Я часто поминаю их. Какую отрасль они принесли для Церкви Христовой! Ведь сколько он сделал для обители и особенно в этом крае для православных христиан! Он совершил большой подвиг! Усвоил и проявил в жизни самую первую и наибольшую заповедь: любовь к Богу и ближнему – и увенчался мученическим венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

—90— учинил Макарию митрополиту всея Русии и благословение от митрополита приял, еже в кельи молитвами по ней и до празднования соборнаго изложениа; и потом паки владыка нача глаголати преподобному игумену Иосифу тропарь (т. е. составленный Фатеем): Яко постником удобрение и отцем красота…, и паки владыка нача глаголати преподобному Иосифу кондак: Жития треволнения и мятежа мирьская»... 2092 Если житие подвижника и служба ему были приготовлены до канонизации, то при возбуждении дела о сей последней они представляемы были церковной власти, которая рассматривала их, в случае нужды исправляла и одобряла. О соборе 1549-го года сообщается, что на нём положены или ему представлены были каноны новых чудотворцев и жития их, которые и свидетельствованы были «всеми священными соборы», т. е. всеми присутствовавшими на соборе. 2093 Патр. Иову с собором, по случаю канонизации преп. Иосифа Волоколамского, представлены были в 1591-м году тропарь и кондак и стихиры и канон и вся служба Иосифу, и патриарх вместе с собором свидетельствовал их и по благословению его они были исправлены. 2094 Тому же патриарху Иову с собором, по случаю канонизации преп. Корнилия Комельского, представлены были в 1600-м году стихиры, канон и житие Корнилия, и патриарх слушал соборно стихиры и канон и житие и нашел, что они «писаны по образу и по подобию, якож и прочим святым». 2095 Патр. Иоакиму с собором, по случаю канонизации преп. Никандра Псковского, представлены были в 1686-м году житие Никандра и служба ему, которые были по его приказанию читаны на соборе и получили от него одобрение. 2096 Не знаем, насколько тщательны были соборные свидетельствования житий и канонов, – вероятнее, что не особенно тщательны; —91— но сохранившиеся до настоящего времени жития и каноны дают видеть, что предъявлялись к ним требования самые скромные: мало-мальски и сколько-нибудь жития и каноны написаны были «по образу и по подобию», – и считалось достаточным. 2097 5 . Святые разделяются на два класса, – на общих и местных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010