Великим ученым рубежа столетий был академик А. А. Шахматов, правда, он был, прежде всего, филологом и только потом историком, но его вклад в историческую науку значителен, и связан он с исследованием летописей. Его схема происхождения «Повести временных лет» и затем всего летописного корпуса, и по сей день остается непоколебленной в своих основаниях. При этом, Шахматов изучал летописи не только как исторические источники, но и как памятники литературного творчества. Его перу принадлежит также замечательная работа «Древнейшие судьбы русского племени», в которой он, опираясь на диалектологический атлас, предлагает убедительную версию происхождения и сложных взаимоотношений восточнославянских племен и их дальнейшей эволюции, приведшей к образованию современных русских народностей. М. Д. Приселков продолжил вслед за своим учителем А. А. Шахматовым изучение древних летописей. В 1913 г. он защитил магистерскую диссертацию «Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII веков», в которой выдвинул ряд оригинальных и спорных идей, принятых, однако, некоторыми из историков. Одним из мало известных ранее источников, для Приселкова послужил труд арабского хрониста Яхьи Антиохийского. Главной пружиной политической и церковной истории Руси киевского периода, по Приселкову, было противостояние русских князей Византийским притязаниям на подчинение Руси и, связанное с этим, стремление князей добиться автокефалии русской церкви. Историк выдвинул гипотезу о тождестве митрополита Илариона и преподобного Никона Великого, подхваченную А. В. Карташевым . М. Д. Приселков продолжал исследования русского летописания в советские годы. Его научным подвигом был опыт реконструкции «Троицкой летописи», сгоревшей в московском пожаре 1812 г., отрывки из которой, однако, помещались в других, сохранившихся летописях и которую обильно цитировал Н. М. Карамзин . Историк и политический деятель, один из лидеров кадетской партии, А. А. Корнилов написал ряд работ, посвященных эпохе великих реформ, и, среди них – «Крестьянскую реформу» и «Общественное движение при Александре II», которые послужили ему основанием, для солидного учебного курса «История России в 19 веке».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Если бы было написано какой-то новое житие, неизвестно кем написанное, ещё не  принятое Церковью, то конечно там могут быть ошибки. Но я не поленился привезти вам целый ряд свидетельств нескольких святых. Мы знаем, что в Священном Писании Господь сказал, что при устах двух или трех свидетелей станет всякое слово. Я привёл уже более трёх святых. Это не только из житий, но из собственноручно написанных святыми текстов. Святителя Димитрия Ростовского, Святителя Филарета Черниговского. И это не все, я могу привести ещё больше примеров. Все они вполне однозначно свидетельствовали о Иване Грозном, как о мучителе, убийце, блуднике, тяжком грешнике. Конечно, отмахнуться от этого нельзя. Это не только творения святых, и жития святых. То же мы находим в богослужебных текстах. В службах преподобному Корнилию Псково-Печерскому, святителю Филиппу, собору Псково-Печерских святых. Там это всё. Если почитатели Грозного отвергают и жития, и богослужебные тексты, и творение святых, которые им не нравятся, то здесь явный признак того, что они отвергают не просто ошибку, закравшуюся в какой-то текст, они отвергают согласный голос святых того времени. И времени более позднего. Вообще тема реабилитации Грозного идёт не только по линии различных людей, причисляют себя к православию. То же делают и коммунисты современные. И это всё очень забавно, потому что у них остаётся ненависть к царизму, но для определённых царей они делают исключения. В частности для Ивана Грозного. Это современные коммунисты продвигают. И как в интернете сейчас принято, уже не в порядке серьёзной дискуссии, а в виде каких-то мемов, в частности любят ссылаться на какого-нибудь Генриха VII или каких-нибудь других королей современных Ивану Грозному в Англии и во Франции, они якобы убили гораздо больше. Ну извините, для людей, которые жили во время правления Ивана Грозного, абсолютно было всё равно, что происходит в Англии и во Франции. Самое главное, наши люди сравнивали не с какими-то правителями в Англии или где-либо ещё, о чём они не знали, они сравнивали с предыдущими правителями Руси.

http://radonezh.ru/2021/09/10/fenomen-po...

Святый преподобномучениче Корнилие, смиренно припадаем к раце (гробнице) мощей твоих и умильно молим тя; милостивно призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от них же и сам ты невинно на земли пострадал еси. Защити нас от насилия диавола, страстно воюющаго в немощных удесех наших: умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицеприятному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Приложение 2. О преславного чудесе Приложение Молитва преподобному Симеону Псково-Печерскому О, всечестный и богоблаженный отче наш Симеоне! Приими ныне тебе с любовию и верою прилежно молящихся и сохрани нас от всякаго зла, дана бо тебе от Бога велия благодать: недужныя исцеляти, скорбящия утешати, в беду впавшия свобождати. Ты бо аще и миру себе умертвил еси, но, любовь Христову к людем являяй, нечужд их нуждам показался еси. Темже молим тя, буди нам заступник от враг спасения нашего, души наша, грехом уловленныя, к истинному покаянию приведи, телес наших болезни уврачуй, юныя благочестию научи, старыя поддержи, сирых и обездоленных препитай. Обитель убо твою, в нейже усердно многая лета подвизался еси, в мирном благоустроении и благолепии сохрани, и вся, яже монашествующия и добре труждающияся, во благих желаниих утверди и в подвизех иноческих укрепи. Ей, святый отче, испроси нам у Премилостиваго Спаса коемуждо ко спасению благопотребная, да исправивше житие наше, от части шуия отлученни будем и вечное спасение во Царствии Небеснем молитвами твоими улучим, идеже с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Примечания Жития святых на русском языке. Кн. 5. М.: Синодальная Типография, 1904. С. 616. Жития святых. Кн. 5. М., 1904. С. 616.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Где же сей отец, оконча свою жизнь, тако на будущая прекрасная преславно преселися? Которое место восприя предрагое сие сокровище? Выгорецкое убо селение его упокой. Сие место потщателно 2938 себе, яко пребесценный камык, в земную свою скалу поспеши ся сокрыти. Его же выгорецтии общежителие и вси выгопустыннии скитонаселницы, яко основание себе непозыблемо имеют, яко пристанище от уборевания всяких напастей стажевают, яко молитвенника всетепла к Богу имеют, по реченному: «Много может молитва праведнаго поспешествуема к Темже, о, любителие отца преподобнаго, подражаем веру, им содержанную до скончания своей жизни неотложно. Поревнуем надежде его и любви к Богу. Приимем и вся добродетелныя его совершения во образец. Повыну тщащеся богоугодных его дел касатися, вперим ум свой в блаженныя дела его, ихже приобщницы будем. Попросим отца блаженнаго, да не оставит паству свою своими к Богу молитвами присещати. О, досточюдне отче Корнилие! Елико имаши к Богу дерзновение, помози нам, бедствуемым во многих напастех в мире сем. Не презри своего достояния, но милостию и своими к Богу молитвами посещая, посещай нас и на вся полезная наставляй и сирое наше общежительство убогих сирот не оставляй ныне и во вся роды. Аминь. Слово надгробное Андрею Борисову Слово надгробное киновиарху отцу Андрею Борисовичю «Отъя вся крепкия моя Господь от среды мене, призва на мя время, еже сокрушити избранныя Плачь святаго пророка Иеремии (глава 1). Что сие печальное зрится позорище 2939 ? Что толь зелно, яко волны, воеколебашася ваши сердца? Что тако претемнии облацы покрыта ваши души, о, общежителие? Что вси ваши телесныя составы сетования вретищем 2940 повиваются? Что все ваши мысли смущением, яко громом, ужасно поражаются? Что зеницы очес ваших испущают быстротекущия слезы? Что всюду и везде слышатся рыдания и вопли: мужие с воздыханием слезят, жены и девы своя вздохи с рыданием горе возносят, сироты в море слез утопают, юннии реки слез источают, болничнии несказанно с воплем кричат. Ах, жалости! Любезный наш предводитель и киновиарх Андрей Борисовичь остави сию жизнь! Премудрый наш наставник отиде сего света на он век необращательно. Сиротопопечительный отец скрыся от нашего зрения. Оле, нашея всегорестныя печали! Содержимое богатьство в наших десницах утече. Надежда нашея жизни угоньзну 2941 . Свет наших очес угасе. Слава нашего жительства отъяся. Блистательное наше солнце в вечерния пределы закатися. Уже не сияет на нашем выгопустынном оризонте 2942 своим поучением. Уже не озаряет своими премудрыми советонаставлениями. Уже не блистает на нас всеутешительно своим отеческим надзрением 2943 . Уже не созерцает всеприлежно быстрозрительным оком на пути различных действ своих чад. Уже не печется сердцезболительне о всех своих горкослезных сиротах. И вкупообъятне 2944 рещи: вся наша добрая, вся всеспасительная слава в земныя скалы (увы нашея многоболезненныя скорби!) скрывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с., стр. 166–167). Но Флетчер уже упоминал, что по ту сторону Волги между Вологдой и Ярославлем, на пространстве 200 верст, встречаются по крайней мере 50 деревень иногда в милю длиною, но совершенно запустевших (там же, стр. 166–167). Таким образом пустение было во всей силе еще до 1591 года (Russia at the close of the sixteenth century, London 1856, CXXII) и, как показывают данные, извлеченные Н. Д. Чечулиным из писцовых книг (Города Моск. государства в XVI в., СПБ., 1889, стр. 173), не утрачивало своей силы с половины до 80-х годов XVI века. В Вологодском же крае почва к такому пустению подготовлялась еще со времени голодных годов начала XVI века, когда стоимость ржи достигала 1 рубля за четверть (Житие преп. Корнилия Комельского, Рукоп. Кир. библ. 28–1267, л. 22 и об.). Незадолго до кончины преподобного Корнилия Комельского († 1536). Вологодскую область, по свидетельству его жития, разорили татары: «Егда ж блаженному Корнилию безмлествующу и божиим попущением грех ряд ищит быв нашествие безбожные татаре, и многа места плениша. даж и до вологодскые пределе доидоша. и от нашествия поганых. православнии не токмо мирская чад но и вси монастыри разбегошах (Рукоп. Кир. библ. 28–1267, л. 48 и об.). Комельская братия вместе со своим игуменом была вынуждена также удалиться из монастыря в белозерские пределы на Ухтому (там же. л. 49). Татары же «окрест ту (т. е. Комельского монастыря) многия места и честные обители пожгоша и множество православных в плене поимаша» (там же, л. 49 и об.). Какое опустошительное действие оказало это разорение на состояние кирилловских населенных земель, можно видеть из дозорных книг 1615 года, письма Василья Бормосова и подьячего Наума Петрова. В Белозерском уезде по их дозору было за Кирилловым монастырем: 24 села и 13 погостов, где находилось 57 церквей, «а к ним восмь деревень поповых да 27 дворов поповых, да два двора церковных дьячков, да 13 дворов монастырских, да мелница. А к селом и к погостом 282 деревни живущих, а в них крестьянских 486 дворов живущих, да 18 дворов бобылских, а людей в них тож.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Эту седмицу я служу и тебя поминаю в своих молитвах, храни тебя Господь. Просфорочки потрудись передать: себя-то не обидь — возьми две. Призываю на тебя Божие благословение, с любовью о Христе. Письмо 54 3.2.1951 г. Спрашиваешь, можно ли идти на собрание? Усматривай сама, по совету преподобного Варсанофия Великого Помолись прежде; куда мысль склонна будет — так и поступи. Впрочем, не собрание причина твоего смущения, а самомнение твое. Почему так говорят, а не так как мне надо. Но ты вот что сделай: во время собрания, читай со вниманием молитву, тогда ты будешь спокойна и виднее тебе будет весь разговор. Сегодня, 3-го, похоронили иеродиакона Корнилия. Наверно, ты помнишь его, — все время пел молебны. Поболел только три дня, ежедневно я причащал его; утром причастил, а ночью в 12 часов умер, так тихо, что не слыхали даже которые с ним живут четыре инока. В 12 часов посмотрели, а он уже скончался, глаза закрыты и руки сложены на груди. Блаженная кончина. Письмо 55 2.5.1951 г. Вот, какая ты оказалась немощная духом. Удалили с послушания и сердце защемило, даже говоришь «выгнали довольно некрасиво, как малую девчонку». Скорбь-то твоя пустяшная, даже и обижаться-то не на что. Надо бы довольной и благодарной что теперь, можешь стоять в церкви без всякой суеты, а раньше ведь писала мне, что как бы недовольна была этим послушанием. А как сменили, ну сердце и защемило. Хорошо, что созналась и покаялась. Бог простит. Однако знай, что без смирительных случаев нам не смириться. Читаем св. Евангелие и забываем страдания Спасителя. Он был совершенный Бог и совершенный человек (кроме греха), ради нашего спасения терпел поношение, укорение, заплевание, ударение в ланиту, биение по голове тростью и поносную смерть на кресте; прости нас Господи, за наше нерадение и не внимание к Твоим страданиям! А у нас, что получается? Даже ускорительного слова не сказали и то сердце защемило; значит нет смирения — а гордынка. Без смирения нет спасения и подвиги наши будут тщетны. Господь дает дарование не за труды, а за смирение, так нас учат святые отцы. Во время скорбей надо читать св. Евангелие и святых отцов писание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3306...

В тоже время, снискав этим путем доверие в братстве, Варфоломей с своими советниками мог теперь смелее смирять неспокойных людей, не опасаясь общего братского восстания, и действительно смирял. Между 1663 и 1666 гг. смиряемы были, например, соборные старцы:, Герасим Фирсов с отставкой от собора за воровство и пьянство, Александр Стукалов за отнятие у торгового человека Ивашки Корнилова 16 ведер вина и за то, что водился в монастыре «с ведомым вором», молодым червцом Питиримом, который в 1664 г. «зарезал до смерти старца Мартирия, и за всякими худыми делами и за бездельными хульными письмами ходил».... и т.д. Упрочив таким образом спокойствие в монастыре, Варфоломей в 1664 г. отправился в Москву в полной уверенности, что братии теперь не из-за чего волноваться, в чем и не ошибся. Между тем, келарь Савватий Абрютин в том же году свозил в Новгород 13 человек молодой братии для посвящения в иеромонахи и иеродиаконы, которые тем менее могли выходить из покорности своему настоятелю, как люди, облагодетельствованные от него. Но тем не менее, недовольные Варфоломеем по разным причинам старцы не оставляли своих намерений и попыток так или иначе мстить Варфоломею и волновать братию. По словам Герасима Фирсова с товарищами, пославшими на Варфоломея челобитную в 1666 г., они до этого времени «многажды об архимандритове бещинье к великому государю челобитные за руками посылали», но Варфоломеевы советники, «которых он в строителях на Москве держит, те их челобитные перенимали и выкупали, и на то монастырскую казну тащили и к великому государю не допускали» 219 . Не имея успеха в челобитных, недовольные и неспокойные монахи в последнее время начали пугать Варфоломея и волновать братию подметными письмами. Так Варфоломей в своей челобитной к царю в 1666 г. между прочим писал: «да в нынешнем во 174 (1666) году сей зимы, в Соловецком монастыре учали быть письма подметные у гробницы преподобного отца Германа, и те письма у той гробницы поднял инок Кирил». Но «набежал на него Корила дьякон Нил и те письма у него из рук взял, а сказал: я де те письма отдам мне, архимандриту, и с теми письмами он, дьякон ходил по кельям к своим единомышленникам, к попу Трифону и к иным, чтобы мятеж в братии учинить, и после те письма отдал отцу моему духовному и своему, священнику Леонтию, а сказал: тех де писем никому он, Нил, не объявлял, и те письма отец мой духовный, священник Леонтий сжег на огне, а те де письма писаны неведомо углем, или будет спицею; а то де письмо попись походило на письмо старца Геннадия; и то знатно, что то дело составное, и по сыску за то он, Нил, смирян, и рнясь тому тот Нил ныне всякие на меня, архимандрита, затейные наносы составляет» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

«Священное Писание повсюду свидетельствует, что ангелы являлись по собственному изъявлению на то воли Божией» («Прибавление»). Вслед за сим приводятся многие из поминаемых в Слове Божием ангелоявлений, именно – жене Маноя, женам-мироносицам, Корнилию Сотнику, Иисусу Навину, Гедеону и прочие. Тут же делаются выводы из указанных явлений, которые потом сведутся к тому, что ангелы имеют вид человека, зависимы от пространства и времени, имеют движение, а заключается все так: «Святое Писание, повествуя о явлениях ангелов, всегда изображает их являющимися в виде человеков, и потому учение преподобного Макария, что ангелы суть тонкие тела, невидимые телесными очами, и имеющие такой образ и вид, какой имеет человек в своем теле, основано на постоянном свидетельстве Святого Писания». Так как этот вывод держится на мысли, что ангелы точно таковы и сами в себе, как являются, – а против этого стоит другая мысль, что может быть они принимают тела, то новое учение эту последнюю мысль и спешит отвести следующим замечанием: «Западный писатель говорит, что духи облекаются в тонкие тела, когда являются человекам. Этого в Писании нигде не видно; не видно и того, чтобы ангелы изменялись при явлении человекам. Напротив того, Писание говорит, что Бог отверзает очи человека, когда Ему бывает благоугодно допустить человека до видения ангелов. Падшие духи принимают разные образы ложные, имея на то природную способность. Западному писателю войти бы в рассуждение – где хранятся тонкие тела, в которые облекаются духи для явления человеку». Вот in extenso все доказательство нового учения, взятое им из Слова Божия. С первого раза видно, что оно имело в виду только ангелов, оставив в забвении душу человека, созданную по образу Бога-Духа, и что в отношении к ангелам оно опирается главным образом на ангелоявления. Пройдем все это доказательство подряд. «Священное Писание не излагает отдельного, определенного учения о духах, как и о многих других предметах; но вместе с тем учение святого Писания о духах – ясно». Мимоходом заметим, как это Писание, не уча определенно, учит ясно? Где нет определительности, какая же там ясность?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Главой нашего христианского общества являются священники, которые ведут за собой в Царствие Божие и жен и детей, постоянно учат, что в Царство Божие надо идти путем смирения. Но среди наших христианских жен есть много и злых иродиад, которые не принимают этих поучений священников, а сами хотят поучать их. Но какой бы ни был священник, он есть служитель Бога, облеченный властью свыше. Я получаю целые пачки писем от злых женщин христианок, которые хотят поучать нас, священников, и даже угрожают: если не сделаете так, как я хочу, то я пойду жаловаться выше. Сначала я читал эти письма, а потом стал узнавать по почерку и, зная, что в них нет ничего умного, но есть одна грязь и глупость, не читая, стал бросать их в печку. Все эти иродиады стоят здесь в храме! В каждой обители есть свой устав, которому и надо подчиняться. Но женщины, и приезжие и местные, хотят ввести свои порядки. По утрам у нас служат братский молебен, на котором может присутствовать только вся братия. А мы, священники, по христианской любви допускаем и посторонних на этот молебен. Но как ведут себя эти посторонние богомольцы? Они раньше братии спешат приложиться даже к чудотворному образу Владычицы и к мощам преподобномученика Корнилия, ходят по солее, оближут весь иконостас в Успенском храме, ходят там, где никто, кроме священника, не должен ступать ногой. Братия также порой нарушает порядок, а порядок должен быть такой: сначала должен приложиться к чудотворному образу глава обители, потом братия, а потом уже прихожане. Мы поступаем иногда грубо, удерживая беспорядочных людей, но это мало помогает, а нас за это не любят. Христианские жены! Чтобы вам получить спасение, вы должны слушать только православных священников, а не самих себя или кого-то на стороне, особенно людей в черных одеждах, которые часто учат других, а сами себя не исправляют. Если тебе что непонятно, приди и спроси в простоте души: почему ты грубый или что другое, и мы объясним. Итак, да смиримся, отсечем всякую гордость, желание властвовать, и тогда, с Божией помощью, мы спасемся. Аминь.

http://pravoslavie.ru/put/030910174124.h...

Радуйся, Любима града прибежище и радование. Радуйся, помощниче притекающих к тебе с верою. Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче. Кондак 3 Силою, данною ти свыше, в пустынях подвизаяся, аще и многи напасти и озлобления от враг видимых и невидимых претерпел еси; обаче та вся доблестно победил еси, и козни их разрушил еси, воспевая к Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея от юности твоея всажден в сердцы твоем страх Божий, не дал сна очима твоима, и веждома твоима дремания, дондеже обрел еси в пустыни Любимоградской, при водах Сурских, место Господеви, селение Богу Иаковлю, и рекл еси: се покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Мы, чудящеся всеблагому о тебе Божию смотрению, вопием ти: Радуйся, яко измлада познал и всею душею твоею возлюбил еси Отца Небеснаго. Радуйся, яко вся суетная и тленная презрел еси. Радуйся, яко вся земная, уметы быти вменил еси, взыскуя Иерусалима Горняго. Радуйся, яко изволил еси подъяти всяко поношение паче, нежели вкушати временную греха сладость. Радуйся, яко скорбьми многими вшел еси в радость Господа твоего. Радуйся, яко странник и пришлец сый, создал еси дом Божий, храм Господеви, в немже от лет многих призвася святое имя Его. Радуйся, вод Сурских ликование. Радуйся, града Любима ограждение. Радуйся, Костромских предел благолепное украшение. Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче. Кондак 4 Бурю злоречия, клевет и шептания, по действу змия древнаго, исконнаго отца лжи, окаяннии воздвигоша на тя в обители доблестнаго Корнилиа. Обаче Господь, ведый избавляти и утешати преподобныя своя, обрати студ на главу враг твоих; тебе же на широту изведе, и постави на пространстве нозе твои, Емуже принося жертву хвалы и благодарения, вопиял еси выну: Аллилуиа. Икос 4 Слышаша ближнии и дальнии, от днепровских до волжских стран о богоугодном житии твоем, твои подвизех и терпении мнозем; град же Москва, в пришествие твое с Серапионом и Уаром, чудящеся, из уст твоих прияша проречение, егда рекл еси непорочной, яко агницы сущей Анастасии: ты еси розга прекрасная, венцем царским будеши благоукрашена; еже и сбыстся во время свое. Хваляще Бога, давшаго ти дар прозрения, вопием:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010