Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности преподобным Иосифом Волоцким : «Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему” ( Деян.10:35 ), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” ( Мф.28:19–20 )? И еще сказал Господь Иисус Христос : “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк.16:16 )… Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа, Его распятия и воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после воплощения Христа, Его распятия и воскресения “нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божиего и их праведной жизни… Очевидно, что апостол сказал эти слова о праведниках, живших до воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах” ( Рим.2 14–15)» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Представь себе человека, который молился Богу всегда (Ср. Деян.10:2 ), но не знал Того, Его же единым именем подобает спастися всем (Ср. Деян.4:12 ). И что же? Постоянная его молитва свела с неба ангела, и из язычника сделала христианина (Ср. Деян.10:48 ). И что удивительного в том, что сделала молитва с Корнилием; когда молитвою можно испросить на помощь более двенадцати полков ангелов (Ср. Мф.26:53 )? Молитва веры спасла народ, уже определенный Богом на истребление от лица земли. Шестьсот тысяч израильтян готовы были погибнуть в пустыне за идолопоклонство свое, и один только Моисей мог за них ходатайствовать; и вот он молится о спасении их. Но судьба их уже была решена, и Господь потому говорит Моисею; ныне остави Мя; возъярився гневом на ня, погублю их ( Исх.32:10 ). Погибель, кажется, неизбежна; однако Моисей не перестает просить, и что же опять производит неотступная молитва? И умилостивися, – сказано, – Господь о зле, еже рече сотворити людям Своим ( Исх.32:14 ). Вот что делает молитва , когда бывает настойчива! Потому и Господь притчею учит нас, представляя человека, пришедшего в полночь к своему другу и просящего взаймы три хлеба, и говорит: если не даст ради дружества, то по неотступности его, вставши, даст ему, сколько просит ( Лк.11:8 ). Такая усердная и постоянная просьба вдовы заставила и непреклонного судью сделать ей милость: накажу, говорит, врага ее, чтобы она больше не беспокоила меня (Ср. Лк.18:2–5 ). Слышишь, что говорит судья неправедный, – Господь поучает нас, чтобы мы не отступали от молитвы, – Бог ли, любящий правду, не защитит вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их ( Лк.18:7 )? Пусть кто почитает себя ни другом и ни рабом Христовым, но просто псом; и его усильная молитва будет исполнена, и притом еще с великою похвалою. Сему примером служит жена хананеянка, то есть богопротивного рода Ханова, которая шла за Иисусом и кричала: помилуй меня, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется. И не было ей никакого ответа. Заступаются ученики Христовы и говорят: отпусти ее, потому что кричит за нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно толкование принимает святая Православная Церковь и её истинные чада!» 99 7.1. Деян.10:35. Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа возможно спастись, – пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, – в частности, указывают на слова апостола Петра о том, что «во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему» ( Деян.10:35 ). Я не случайно выше привёл слова прп. Ефрема. При изучении того, как используют указанную цитату сторонники обсуждаемого заблуждения, возникает ощущение, что они своей аудиторией предполагают исключительно людей, толком не знакомых с Писанием. Потому как лишь в этом случае можно не заметить, что предлагаемое модернистами понимание данных цитат из апостола идёт вразрез с другими его словами, вполне определённо выражающими учение о спасении. Нас пытаются убедить в том, что апостол Пётр, который говорил, что Христос «есть камень… сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:11 ), на самом деле будто бы учит, что спастись могут и те, кто не верит во Христа и не знает Его имени. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности, преподобным Иосифом Волоцким : «Если «во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему» ( Деян.10:35 ), то почему Пётр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, – но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: «Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ? И ещё сказал Господь Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» ( Мк.16:16 )…

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Теперь скажи мне: если бы кто-то дерзнул пренебречь или презреть одного 207 из всех тех, кого Дух Святой поставил для нас 208 (я говорю об игуменах, пастырях, архиереях и учителях, приносящих и доставляющих нам в качестве отцовского наследия учения и предания святых апостолов), или не принять его в дом 209 , или уничижить и отвергнуть его слова и не принять его со всяческим благоговением, – то не изгнал ли бы он самого Павла, Петра и вообще хор апостолов? А изгнавший их  – не отверг ли Самого Господа нашего и Бога и Отца Его 210 ? Ведь мы почитаем апостолов не просто как людей, но за то, что они шли с проповедью о Сыне Божием, нисшедшем на землю для спасения нашего рода, и за то, что они были посланы Им, дабы сделать нас сынами Божиими, «наследниками вечной жизни» 211 и – посредством Евангелий и святого Крещения – причастниками несказанных благ. Ибо если Владыка не дал бы этого [им] для передачи всем, то и они никак не смогли бы предоставить другим и сами были бы такими же, как и остальные люди. Посему нужны нам многое тщание, многое бдение, многие молитвы, чтобы не напасть на какого-нибудь прелестника, обманщика, лжебрата и лжехриста, но встретить истинного учителя, боголюбивого и носящего в себе Христа, точно ведающего и знающего проповедь апостолов, правила и постановления их, догматы отцов, а лучше – воления и таинства Самого Владыки и Учителя апостолов. Надо искать и находить такого учителя, прежде услышавшего это и наученного словом, а затем на деле и на опыте истинно Самим Утешителем Духом таинственно тайноводимого, так что и сам он удостоился услышать от Самого Тайноводителя апостолов: «Таинство Мое – для Меня и для Моих» 212 , и: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного» 213 . Ибо, ища, мы обязательно найдем 214 , так как «не неправеден Бог 215 и не радуется погибели живущих 216 " , но, как написано, «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но возымел жизнь вечную» 217 . Если Он Сына Своего предал на смерть, чтобы мы чрез Него спаслись, то неужели Он – когда мы будем просить, дабы был нам послан, а точнее, узнан и признан нами истинный и святой раб Его, который наставит нас на путь ко спасению и научит воле Его, – сокроет оного от нас и лишит нас проводника? Конечно же нет. И мы должны верить в это из-за случая с сотником Корнилием.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Ты несправедливо обогащаешься и присваиваешь славу, принадлежащую другим. Я удивляюсь, глядя на это достойное смеха зрелище и видя, что людей достойных злословят, негодяев же прославляют, думаю, что это – дьявольское ухищрение. Чтобы тебе, прославленному без причины, не быть наказанным в будущем, умоляю тебя упражняться в добродетелях, чтобы быть прославленному достойно. 142. Евлампию Ты желал бы знать, что означает сказанное архиепископом Иерусалимским Иаковом 41 : завидуете – и не можете достигнуть ( Иак. 4:2 ). То есть во время и с особенной целью Божественное Писание предостерегает против зависти. Святое Писание предостерегает против всех страстей, но особенно вооружает нас против зависти. 143. Ему же Сказано: " до ревности любит дух, живущий в нас« ( Иак. 4:5 ). Что же любит, чего желает Дух Божий? – Единения, единомыслия, братской любви. Любовь порождается смиренномудрием и благоговением, а зависть и ненависть происходят от презрения и кичливости. Поэтому говорится: Бог гордым противится ( Иак. 4:6 ), отвергая их как сатану – первого заболевшего гордыней. А смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ), то есть источает духовные дарования старающимся смиряться ради Бога. 144. Ему же Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих ( Притч. 26:4–5 ). Ибо кто соглашается с безумным и одобряет его, тот говорит противное законам Божиим, вызывая его на грех . Отвечая безумию безумного, он уподобляется ему. Но кто воспротивится говорящему злое и не соглашается одобрить сквернослова, тот оказывается победителем безумия, употребив в дело стрелы истины и небесной премудрости против безумия и суетного самомнения. 145. Созомену Хоть грехи и рассеиваются как дым, но сколько веков продолжается заслуженное наказание и мучение? Если ты подумаешь об этом, то весьма устрашишься. 146. Пресвитеру Корнилию Что значит сказанное апостолом: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор. 5:16 )? Господь, ради нашего спасения сделавшись человеком и живя среди людей, чтобы показать истинность Своего воплощения, в младенчестве питался молоком и, возмужав, также ел, пил, утомлялся, спал, подвергался бичеванию и был распят. По воскресении же Своём из мертвых Он не подлежит уже телесным немощам и необходимым потребностям, поэтому апостол и говорит, что не знает уже Христа страждущего, немощного и смертного. Ибо сила Божества Его преобразила всё человеческое, и в настоящее время Он пребывает и вовеки будет пребывать в святом теле, которое прежде было распято Пилатом, погребено и воскресло из мертвых и не подлежит уже человеческим немощам. 147. Скорописцу Геронтию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Чтобы оправдать свои идеи, им приходится подгонять под них библейские цитаты в собственной интерпретации, тогда как в самих этих фрагментах о воинском подвиге ничего плохого не говорится. Так, к примеру, в Новом Завете говорится о сотнике, который просил Господа исцелить своего слугу и который удостоился высочайшей похвалы от Спасителя: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк. 7: 9). Приводится в Писании и другой пример: «Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога… он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия» (Деян. 10: 1–3). И ни первому, ни второму сотнику ни Господь, ни апостолы не сказали ни слова в осуждение их воинской службы и не заповедали оставить ее. Точно так же и воины, которые приходили к святому Иоанну Крестителю и спрашивали: «Что нам делать?», – в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во время своей службы: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3: 14). Блаженный Феофилакт пишет, что святой Предтеча «воинов убеждает не похищать, но довольствоваться оброками, то есть жалованьем, какое обыкновенно дается от царя. Смотри, как Иоанн простой класс народа, как незлобивых, убеждает делать нечто доброе, то есть уделять другим, а мытарей и воинов – удерживаться от зла. Ибо сии не были еще способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им достаточно было не делать зла» . Наконец, апостол Павел, говоря о проявлениях веры, перечислял ветхозаветных праведников и прямо хвалил их за воинские подвиги: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования… были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11: 32–34). Преподобный Ефрем Сирин подробнее раскрывает те события, на которые ссылается апостол: «Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них.

http://pravoslavie.ru/1324.html

Чудесное видение Богоматери, бывшее Дорофею, изображено на иконе, на которой написана Богоматерь с преп. Антонием и Корнилием, с благоверными князьями Киевским и Псковским Гавриилом и Тимофеем и Николаем юродивым Псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богоматери и составлена особая на память сего служба. Икона сия прославилась чудесами и стала известна под именем Псково-Покровской, по церкви, в которой находится, и празднество ей совершается октября 1 дня. А в Московском Успенском соборе совершается празднование сей иконе в благодарность за победу над Турками и Татарами после войны с ними с 1736 по 1740 год. Преподобного Романа Сладкопевца, творца канонов «И будет в те дни, излию от Духа Моего на всякую плоть». – И осуществление этих слов пророка ( Иоил.2:28 ) составляет неотъемлемое и драгоценнейшее достояние мира. Проявившееся уже в избранниках Ветхого Завета излиянием даров Духа Святого на древних пророков, оно ещё изобильнее стало проявляться в лицах, озарённых Новозаветным Откровением. Нагляднее и, так сказать, существеннейшим образом оно проявилось на Апостолах, когда они, «при наступлении дня Пятидесятницы, пребывая единодушно вместе, исполнились все Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать» ... и одарены были таким образом, орудием распространения в мире словом той Истины, которую уже восприняли их сердца. И с тех пор продолжались и не прерываются проявления силы Духа Святого в христианской Церкви в лице тех, кого Он избирает достойным сосудом для восприятия Его разнообразных даров: – «Дары различны, но Дух – один и тот же; и служения – различны, а Господь – один и тот же; и действия – различны, а Бог – один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом – слово мудрости, другому – слово знания – тем же Духом; иному – вера, тем же Духом; иному – дары исцелений, тем же Духом; иному – чудотворения, иному – пророчество, иному – различение духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:4–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Блажен муж: На Господи, воззвах: поставим стихов 8, праздика 4 и преподобнаго на 4. Стихиры преподобнаго Корнилия, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Отче Корнилие преподобне,/вперив ум к Богу верою,/мирскаго смешения/возгнушався неуставнаго/и крест твой восприем,/Всевидцу последовал еси,/тело, непокоривое подвиги воздержания,/помысла силою поработив Божественному Духу. Отче преподобне Корнилие,/слезными источники душу твою очищая/и всенощными стоянии Бога моля,/вперился еси к любви Сего блаженныя красоты,/еяже достойно ныне наслаждаешися,/непрестанно и радостно/с пострадавшими с тобою,/Богомудре и преподобне. Преподобне отче премудре Корнилие,/болящим ты явился еси исцеление,/и хромым хождение милостивно сотворяеши,/и всем, притекающим с верою/к цельбоносному твоему гробу,/просящим помощи и заступления,/молитвами твоими исцеление недугов/неоскудно подаеши. Слава, глас 6: Еже по образу соблюд невредимо,/ум владыку на страсти пагубныя постнически поставив,/во еже по подобию, яко мощно, возшел еси,/мужески бо естество понудив,/потщался еси хуждшее покорити лучшему/и плоть поработити духу./Темже монашествующих явился еси верх,/житель пустынный, благотекущих обучитель,/правило добродетели известнейшее./И ныне на Небесех зерцалом разрешшимся,/отче наш Корнилие,/чисте зриши Святую Троицу,/моляся несредственне/о иже верою и любовию чтущих тя. И ныне, праздника. Вход. Прокимен дне. Чтения три преподобническая (зри 21 мая). На литии стихиры, глас 2, самогласны: Преподобне отче,/из млада в добродетели прилежно обучився,/орган был еси Святаго Духа/и, от Него прием чудес действо,/научил еси человеки преобидети сладкая;/ныне же Божественным светом чистейше осияваемь,/просвети и наша мысли, Корнилие, отче наш. На земли Ангела и на Небесех человека Божия,/мирови благоукрашение,/наслаждение благих добродетелей,/постников похвалу, Корнилия почтим:/насажден бо в дому Божии, яко крин,/и процвете праведно, яко кедр, в пустыни,/умножи стадо Христово словесных овец/преподобием и правдою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, глас 4: Адамантово терпение преподобнаго видевше,/о друзи, возвеселимся:/делаше бо выну тому враг беды,/изощряя нань лютыя страстей стрелы,/и различными помыслы томяше его душу,/но того крепость зря посрамляшеся,/воина его видя изрядна./Убо и мы, яко крепкому победителю лютых страстей/и предивному отцу нашему, возопиим:/отжени от нас страсти наша,/заступниче наш Корнилие. И ныне, Богородичен: Призри на моления: На стиховне стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: Радуйся, отче Корнилие,/граду Пскову похвала великая,/Обонежстей стране красота неувядаемая,/Палеострову украшение дивное,/вертепу твоему слава безсмертная;/радуйся, Божественный храме,/в немже благоизволи Всеблагий Господь/телу твоему святому почити/и раку твою чудес источником соделати./Радуйся, обитель святая,/в нюже сошедшеся любовию в память твою,/светло торжествутоще,/восхвалим безмолвия рачителя,/истиннаго постника,/всеизряднаго делателя закона Божия,/светильника благодатнаго,/Небеснаго Сиона жителя,/закон бо плоти ума твоего не возможе поколебати,/но закону ума, о Бозе владычествующему,/закон во удесех побежден бывает,/ежо принося тебе ныне, святе Корнилие,/Христа прилежно моли,/даровати нам велию милость. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Радуйся, отче Корнилие,/яко оток твой явися обуреваемым пристанище тихое,/в нем же благоплодный сад насадил еси;/радуйся, яко и по смерти безсмертною славою сияя,/блистаеши с верою приходящим чудесы твоими./Радуйся, яко раб верен Владыце,/вшел еси в нескончаемую радость Господа своего,/Егоже прилежно моли/даровати нам велию милость. Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Радуйся, отче Корнилие,/создателю дому Богоматере усердный,/правило иноком изящное,/пастырю словесных овец дивный,/пагубных страстей обличителю,/последователю Христов усерднейший,/милосердия пучино великая,/напаствуемых предстателю теплейший,/скорбящим утешителю сладчайший,/болящим врачу безмездный,/в мори плавающим окормителю предобрый,/Христа прилежно моли/даровати нам велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный чудотворче, преславный угодниче Христов, скорый помощниче и теплый молитвенниче о всех, с верою и любовию просящих твоего заступления, восхваляем тя любовию, Корнилие преподобномучениче, ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, моли о спасении нас, поющих ти: Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш. Икос 1 Ангелов подражатель явился еси, преподобномучениче и богоносне отче наш Корнилие, ангельски поживый на земли и нам оставивый образ совершенства духовнаго. Сего ради прослави тя чудесы Христос Бог, Емуже предстоиши ныне во свете невечернем Царствия Небеснаго; от нас же, чтущих тя, слышиши пение таковое: Радуйся, яко любве ради ко Господу всякое наслаждение земное оставил еси; Радуйся, яко благая мира сего презрел еси. Радуйся, яко богатство нетленное обрел еси; Радуйся, яко иго Христово благое и удобоносимое возлюбил еси. Радуйся, яко во плоти аки безплотен пожил еси; Радуйся, яко боголюбезную чистоту непорочно сохранил еси. Радуйся, яко узкими враты в Царствие Небесное вошел еси; Радуйся, яко равноангельскую честь достойно приял еси. Радуйся, яко венец неувядаемый от Господа приял еси; Радуйся, яко на небеси и на земли прославлен еси. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш. Кондак 2 Видя суету жития мирскаго и слыша глас Пастыря Христа: «Иже аще хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой», и ты, преподобномучениче, мир и вся благая его оставил еси, да Единому Богу поживеши, поя Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разумом свыше просвещенный, наставил еси духовная чада твоя ко благоугождению истинному и любезно приял еси вся возжелавшия подвизатися купно с тобою во спасение, отче Корнилие, спасительнаго пути наставниче предобрый; приими убо и нас под твой отчий покров и молитвами твоими помози нам спасение вечное унаследовати, да тя восхвалим сице: Радуйся, алчущим и жаждущим правды глаголов живота вечнаго возвестителю; Радуйся, ищущим Царствия Божия пути спасительнаго указателю. Радуйся, взыскующих горняго Царствия мудрый водителю;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010