Из купцов Весьма остроумно заметил один исследователь: русская художественная литература, да и публицистика, восприняла нарождение класса буржуазии как новое татарское нашествие, от которого нужно спасаться. Это доказывает и едкая статья о купечестве Г. Старцева, помещенная в то время в издании «Новости и биржевая газета» под знаковым заголовком «“Чумазые” возгордились». То есть идеалом человека того времени (православного в том числе) стал человек бедный. А богатые были достойны одного — ада: « пусти душу в ад, станешь богат» . Понятно, что такое отношение общества совсем не стимулировало человека к предпринимательству. И, вероятно, не случайно так заворожила потом всех идея построения коммунизма, общества, где не будет денег и товарно-денежных отношений. А тем не менее купцы и заводчики в целом совсем не заслужили к себе такого отношения. Например, многих из знаменитых ныне оптинских старцев, прославленных тем, что со второй половины XVIII века они «являли свет миру», дала России именно купеческая среда. Старец Лев (Наголкин) был из купцов Орловской губернии, в молодости, работая приказчиком у купцов Сокольниковых, показал себя с самой лучшей стороны, так, что хозяин хотел выдать за него свою дочь, и только склонность молодого человека к монашеству помешала осуществить это намерение. Исаакий I (Антимонов) происходил из знаменитого зажиточного купеческого рода города Курска и все навыки благочестия и послушания получил в родном доме. Родители Варсонофия (Плиханкова) занимались торговлей в Самаре. Старец Анатолий (Потапов) происхождением из московских мещан, занимавшихся торговлей, и сам в молодости торговал. Старец Никон (Беляев) родился в московской купеческой семье. О его деде мы уже упомянули. Можно припомнить и других замечательных русских святых, которые родились в лоне купечества. Великий святой земли русской Серафим Саровский, преподобный Герман Аляскинский, святой блаженный Иоанн Тульский Чудотворец, святой преподобный Елеазар Анзерский, благоустроитель и первоначальник монашеской жизни на Анзере, преподобный Димитрий Прилуцкий, вологодский чудотворец Николай Кочанов, Новгородский Христа ради юродивый — все выходцы из купеческого сословия. Многие из них рано приобщились к труду, помогали родителям в лавках, работали приказчиками, занимались торговым делом. Кстати, благоустроителям храмов и монастырей этот начальный жизненный опыт очень даже пригождался практически. Успешным миллионером и предпринимателем был, прежде чем уйти в монастырь, святой Серафим Вырицкий.

http://pravoslavie.ru/58570.html

В афонских мон-рях рус. паломники изучали практику монашеского «умного делания» и скитские уставы. Дискуссионным остается вопрос о посещении Н. Палестины. Ф. фон Лилиенфельд обратила внимание на то, что старец в своем соч. «О мысленном делании» упоминает палестинский обычай распределять часы ночи и дня ( Лилиенфельд. 1962. С. 93. Примеч. 84). Кроме того, Н. был знаком с Типиконом прп. Саввы Освященного , стилю к-рого сознательно подражал, составляя свое «Предание». О посещении преподобным мон-рей, «иже окрест Иерусалима, и в Раифе», рассказывал монахам Соловецкого мон-ря бывш. уставщик и строитель в 1612 г. Нилова Сорского скита старец Дионисий (Ярышкин) по прозвищу Крюк ( Севастьянова С. К. Прп. Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита. СПб., 2001. С. 106; о личности Дионисия Крюка см.: Шевченко. 2009. С. 17). Согласно «Завещанию» Н., в его келье находился «крест большой, а в нем камень страстей Господних», возможно вывезенный из Палестины. Житийная заметка «О пришествии преподобнаго отца нашего Нила…» сообщает, что старца на Афон сопровождал прп. Иннокентий (Охлябинин). В Житии прп. Иннокентия, составленном в нач. 30-х гг. XVII в., нет упоминания о путешествии святого на Афон: здесь говорится, что Иннокентий стал учеником Н. после того, как тот основал скит ( Шамина И. Н. Прп. Иннокентий Комельский и основанный им мон-рь//ВЦИ. 2009. 1/2 (13/14). С. 26). Однако в «Завет» прп. Иннокентия включены пункты о праве собственности мон-ря на кельи ушедших монахов, тождественные с указаниями «Предания» Саввы Освященного, что, по мнению Лилиенфельд, говорит о знакомстве св. Иннокентия с обычаями Палестины ( Лилиенфельд. 1962. С. 93). Точные хронологические рамки паломничества Н. неизвестны. Согласно житийной заметке «А иного о житии преподобнаго Нила не обретох писанием изложено…», написанной со слов «зде живущих отец (т. е. в Ниловом скиту.- Е. Р.)», старец провел на Афоне время «не мало» ( Романенко. 2009. С. 101). До периода между 2 и 28 июня 1488 - февр. 1489 г.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Анзерский остров покрыт горами и холмами, между которыми особенно возвышается одна гора, прозванная Голгофою. Она стоит почти посреди острова в 6 верстах от Анзерского скита, с узкою вершиною, имеющею вид сахарной головы. Оттуда представляются взорам необъемлемое пространство зыблющегося моря, холмы, покрытые зеленеющимся лесом, между ними светлые озера, далее острова, рассеянные по зеркальной поверхности Белого моря, и на краю небосклона величественные здания обители Соловецкой. Полагают, что преподобный Елеазар при начале своих подвигов провел несколько времени на этой горе и после него пустынножители никогда не оставляли прекрасную гору необитаемою, но непрестанно, один после другого, имели здесь свое пребывание 10 . Поступив в число братии Анзерского скита, о.Иов считал себя последним послушником скитской братии и всем смиренно служил, стараясь особенно помогать немощным и больным. Но Богу угодно было возвысить добродетельного старца: вскоре вручено было ему начальство над скитом. Собрав в церковь братию, помолившись Пресвятой Троице и призвав на помощь преподобного Елеазара, как первоначальника своего пустынного общежительства, новый строитель обратился к скитским инокам с таким поучением:      «Молю вас, братия моя возлюбленная, подвигнемся к наследию Царствия Небесного постом и молитвою; попечемся о спасении душ наших; отвратимся от злоб наших и от пути лукавого, еже есть любодеяние, татьбы, клеветы, празднословия, свары, пиянство, объядение и братоненавидение; уклонимся и возгнушаемся сего, братия, да не оскверним души наши, но пойдем по пути Господню, ведущему нас в отечество наше небесное. Взыщем Бога рыданием и слезами, пощением, бдением, покорением воле Божией и послушанием, да обрящем милость у Бога. Возненавидим мир прелестный (обманчивый), воспоминая речение Господа «Аще кто грядет ко Мне и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братий, и сестр, еще же и душу свою – не может Мой быти ученик» ( Лк. 14: 26 ). Мы, братия, отрекшись мира, отречемся и дел его, да не возвратимся на первые грехи. Никтоже, рече Господь, возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божии ( Лк. 9:62 ). Како убежим муки бесконечной, скончающе время живота своего в лености? Нам, братие, нарекшимся инокам, прилично во вся дни плакати и каятися о грехах своих. Покаяние есть путь, приводяй к Царствию Небесному; покаяние есть ключ Царствия Небесного; без него не удобно внити никому в оное. Пригвоздим стопы наши к пути в Царствие Небесное– к нему не приближаются лукавые. Шествие по нему ныне хотя и прискорбно, но после будет радостно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В 1621 г. И. заложил и по окончании строительства освятил храм на Анзерском о-ве. В ответ на просьбу прп. Елеазара прислать в Анзерскую пуст. устав скитского богослужения И. передал ему список Скитского устава и послал на Анзер (очевидно, по благословению патриарха) Дионисия Крюка, к-рый мн. годы был уставщиком и строителем Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. Заботясь о насельниках Анзерского скита, И. тем не менее неохотно отпускал туда жить соловецкую братию: в 1624 г. И. была прислана грамота от царя, к-рый велел игумену не препятствовать «добрым старцам» уходить в Анзерский скит (Прп. Елеазар. 2001. С. 171-172). Не поощрял И. и стремление новоначальных иноков к отшельничеству. Об этом говорится в «Житии Диодора Юрьегорского» и в одной из повестей о Соловецких пустынножителях («Повесть о преподобном отце нашем Дамиане»). В них рассказывается о том, что однажды к игумену пришли больничные старцы и просили вернуть в мон-рь больничного келаря прп. Кирика , к-рый ушел в «пустыню» вместе с отшельником прп. Дамианом . Монахи обвиняли пустынников в том, что те «в праздности пребывают, а не в монастыре трудятся». И. повелел вернуть Кирика. На поиски были посланы вместе с иноками трудники и стрельцы, к-рые возвратили в мон-рь преподобных Кирика и Дамиана и мн. др. пустынножителей, а кельи их разорили (эти события произошли, вероятно, ок. 1618). В качестве игумена Соловецкого мон-ря И. был полномочным представителем царской власти в Поморье и начальником 2 военных крепостей: каменной на Б. Соловецком о-ве и деревянного острога в Сумской волости. При игумене находился осадный воевода (из соловецких старцев), в Сумском остроге - царский воевода (М. Спешнев). В 1621 г. военный гарнизон, занимавший обе крепости, состоял из 1040 чел. (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 278. 195). Весной 1619 г. И. получил повеление от царя принять меры предосторожности против нападения датчан (дат. кор. Кристиан IV заявил о своих притязаниях на «Лопскую землю», включая рус. погосты). Царь повелел игумену, чтобы ратные люди «жили с великим береженьем, и наряд по городу и острогу устроили, и караулы и осадных людей росписали» (ААЭ. Т. 3. С. 145-146, 106). 5 авг. 1621 г. И. была послана царская грамота, извещавшая о появлении близ Кольского острога дат. кораблей. Ему было приказано построить на случай осады каменные кельи для служилых и мирских людей и закончить строительство оборонительного рва (ААЭ. Т. 3. С. 167. 119). В нач. 20-х гг. XVII в. по распоряжению игумена были проведены работы по укреплению Соловецкой крепости. У зданий поварни и квасоварни, включенных в оборонительную систему, был построен дополнительный участок крепостной стены - т. н. пристенок с 2 башнями. Было укреплено здание сушила: его облицевали камнем и снабдили навесными бойницами. С сев. и юж. сторон крепости был вырыт ров, обложенный валунами и обнесенный частоколом.

http://pravenc.ru/text/673965.html

У источника стояла часовня, на стенах к-рой еще в 80-х гг. XX в. сохранялись многочисленные надписи, сделанные заключенными, к-рые возили отсюда воду. На кресте и стенах часовни оставляли сообщения для заключенных, прибывавших с др. островов, и для тех, кто отбывал на материк. Не установлено, какое количество священнослужителей побывало в заключении на Анзерском о-ве и сколько из них здесь скончалось. Сщмч. Иларион (Троицкий) называет «анзерским выходцем» сщмч. Дамаскина (Цедрика), находившегося на Анзере в 1929-1933 гг. В числе соловецких узников был и последний наместник Симонова московского мон-ря игум. Антонин (Чубаров), погибший на Анзерском о-ве в 1925 или 1926 г. В 50-80-х гг. XX в. старинные скотные дворы, пастбища и сенокосы скита использовались колхозом «Беломор». С 1976 г. постройки скита находятся в ведении Соловецкого гос. историко-архитектурного и природного музея-заповедника. В нач. 90-х гг. XX в. по инициативе наместника Соловецкого мон-ря архим. Иосифа (Братищева) и музея-заповедника в скиту были начаты реставрационно-восстановительные работы, вскоре прекращенные из-за недостатка средств; скит продолжает разрушаться, рухнула колокольня. К 2001 г. сохранился Троицкий храм, примыкающие к нему трапезные палаты, келейный корпус и деревянный Млечный корпус, входивший в комплекс построек монастырской фермы. В настоящее время церковь и келейный корпус требуют восстановления. С 2000 г. скит находится на попечении ТСЛ. Ист.: Вкладная книга Анзерского скита 1710 г.//РНБ. Солов. 2/1370; Житие и чудеса преподобного отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце//ПС. 1860. 1. С. 108-120, 237-252; Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим/Подгот. текста и коммент. Л. А. Дмитриева//ПЛДР. XVII век. 1989. Кн. 2. С. 299-304, 622-623; Тогда на Анзерском острове: Мат-лы по истории соловецкого отшельничества/Сост. С. Морозов. М., 2000; Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита/Изд.

http://pravenc.ru/text/115452.html

Уважая Анзерского строителя, царь хотел упрочить существованье скита его, и грамотою 31-го июля 1633 года объявил Анзерский скит независимым от монастыря и разрешил пустынникам избирать строителей из своей среды, иметь братии 12 человек и 2 мирян для рубки дров, провинившихся не посылать в Соловецкий монастырь для исправления, но смирять их по своему усмотрению. Соловецкому игумену предписывалось не вступаться в управление скитом, не посылать туда строителей, не делать пустынникам никакого притеснения и не препятствовать желающим из Соловецкой братии переходить в скит. А Двинскому воеводе особою царскою грамотою, того же 31-го июля 1633 года, было повелено, под опасением опалы, высылать в Анзерский скит, своевременно и сполна, назначенное содержание на казенных подводах и судах, помимо Соловецкого монастыря. Впрочем, зависть и недоброжелательство злых людей причиняли скитянам не мало скорбей и безпокойств. 13-го июля 1634 года приезжали к острову злоумышленники с явною целью грабежа, но в то время приплыли к устью губы поморския ладьи, и воры, устрашившись, бежали. По жалобе, прп. Елеазара, царь грамотою 31-го января 1638 года, повелевал Сумскому воеводе охранять скит от разбойников и недоброжелателей. В это время скитское братство увеличилось несколькими замечательными лицами. В 1634 году вступил в скит Никодим, который сделался любимым учеником прп. Елеазара и, по смерти его, занял место строителя. Сюда пришел, по стремлению к строгому подвижничеству, московский священник Никита. Скоро он принял монашеское пострижение с именем Никона. Пламенная душа Никона созревала в Анзерской пустыне в подвигах поста и молитвы для будущих трудов церковного управления в звании новгородского митрополита и потом всероссийского патриарха. Никон каждый день прочитывал псалтирь, каноны Господу Иисусу и Божией Матери, и клал 1000 поклонов. Но недолго этот новый подвижник служил назидательным примером для скитского братства: Промысл Божий видимо вел его к высшему служению и Никон переехал в Кожеезерскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Елеазар пленённый местоположением, поселился около озера, называемого «Круглым». Первым делом его было водрузить деревянный, сделанный им самим крест, близ которого он устроил убогую хижину. Жизнь, в соседстве одних только зверей и морских птиц, сначала была для пустынника весьма тяжела. Много раз он испытывал дьявольские страхования. Так, демоны представлялись ему то в образе знакомых людей, то в образе воинов, пеших и конных, иногда с оружием; они яростно устремлялись на Елеазара, как бы намереваясь убить, и говорили: «зачем сюда пришёл? Это наше место и никто до сего времени не приходил сюда». «Не ваше», говорил им пустынник, «но Христа Бога моего, и Богу угодно, чтобы я здесь жил», потом читал: «да воскреснет Бог» – и этою молитвою прогонял незваных посетителей. Иногда они являлись в различных страшных образах, со скрежетом зубов и воплем; бывало и так, что вдруг над кельей его раздастся как будто гром или выстрел из многих орудий. Но Бог утешил подвижника радостным видением: в одно время, когда он сидел в своей келье явилась пред ним Пресвятая Богородица и сказала: «мужайся и крепись, Господь с тобою; напиши на стенах кельи: Христос с нами уставися» 2 . Подав ему трость и чётки, Царица Небесная сделалась невидима, в другой раз он слышал пение: «вознесу тя, Господи Боже мой яко подъял мя еси и не возвеселил еси врагов моих о мне», и присовокупил: «буди имя Господне благословенно отныне и до века». Для снискания себе пропитания, а также для упражнения в труде, пустынник занимался деланием деревянных чашек, которые ставил у морской пристани: мореплаватели, находя эти чашки, охотно брали с собою, оставляя взамен их хлеб и другие съестные припасы. Через несколько времени, в 1616 году, инок Елеазар встретился в пустыне с таким же сподвижником, соловецким иеромонахом Фирсом, принял от него пострижение в схиму. С принятием схимы, пустынник увеличил свои подвиги и перешёл в другое местожительство, к морской губе, называемой ныне Троицкой, вдающейся в остров на две версты. Здесь он нашёл ветхую часовню, которую перестроил своими руками. Келейным занятием его было по-прежнему приготовление деревянных чашек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших «ради молитв преподобных» безденежно, и несколько сот наемных рабочих. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Подвижники благочестия Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV — XVI ), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов( в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.). Разрушение Соловецкого монастыря XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины. Добровольное заточение

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

Свято-Троицкий скит на Анзерском о-ве. Литография. В. Черепанова. 1884 г. Свято-Троицкий скит на Анзерском о-ве. Литография. В. Черепанова. 1884 г. Автобиографический «Свиток» Е. привлекал внимание исследователей, неоднократно издавался. 1-ю ч. произведения составляют рассказы святого о начале скита на Анзерском о-ве, главной темой 2-й ч. является духовный опыт, приобретенный Е. за время пустынножительства. Особенностью сочинения является ярко выраженный мистический характер: большое место в нем уделено описанию борьбы подвижника с бесами, являвшимися в виде животных и людей, зачастую принимавших облик святых. «Свиток» содержит рассказы о благодатных видениях, укреплявших святого в его подвиге: Е. неоднократно являлась Пресв. Богородица, он имел откровение о Св. Троице, видение Нерукотворного образа Спасителя - «тако бысть велик - во все небо». Автор стремится донести до читателей духовный смысл происходивших с ним событий. В языке повествования книжные формы совмещаются с конструкциями и оборотами живой речи, это вызвано, по-видимому, тем, что Е. плохо владел книжным церковнослав. языком и не ставил задачу создать лит. произведение, но стремился передать свой опыт др. пустынникам. Эмоциональный, личностный и одновременно духовно взвешенный рассказ о внутренней жизни подвижника делает «Свиток» уникальным документом истории рус. аскетизма в XVII в. Большое место в «Свитке» отведено иконографически точным описаниям бывших Е. видений. Излагая видение Св. Троицы, преподобный уточняет, что каждая из Божественных Ипостасей имела Свой престол (иконография типа «Отечество»; см.: Прп. Елеазар. 2001. С. 297-298); видение Иисуса Христа, Пресв. Богородицы, ап. Иоанна, 2 ангелов и апостолов святой характеризует: «...якоже и в деисусе описуют»; на голове Пресв. Богородицы был багряный мафорий с 3 звездами - «якож описуют»; Е. имел видение Смоленской иконы Божией Матери; явившийся преподобному ап. Павел держал в руках образ Божией Матери «Знамение». Точно описывать детали Е. скорее всего помогал опыт иконописца. Известно, что по бывшему ему свыше откровению святой написал образ Иисуса Христа «на убрусе» (Спаса Нерукотворного), к-рый первоначально находился в келье святого, затем - в скитской Троицкой ц., между 1704 и 1707 гг. был помещен в часовне над гробницей святого (в XIX в. Е. считали автором образа Спасителя, находившегося на св. вратах Соловецкого мон-ря, но эта икона была создана не позднее нач. XVI в.). Под рук. Е. иером. Никон написал еще одну икону Нерукотворного образа Спасителя, находившуюся, как следует из Жития, над входом в Троицкий храм (иконы из Анзерского скита не сохр.).

http://pravenc.ru/text/189679.html

Елеазар отличался талантом резчика. При постройке Преображенского собора он украшал иконостас, аналои, а также резал из дерева необходимую утварь. Как скульптор создает из куска глины или резчик из бруска дерева зримый образ, отсекая все лишнее, так и святой трудится над своей душой . Без помощи Божьей невозможен этот труд. Сам Господь руками труженика-святого извлекает из глубины души Свой Образ. Кроме таланта резчика, Елеазар отличался любовью к чтению, к знаниям. Годы, проведенные в обители, стали для него и годами обучения . Таланты Елеазара заметили в обители, и вскоре он оказался окружен тем почитанием, от которого святой убегает. Господь щедро раздает свои дары людям. Но получается так, что сам человек относится к своему дару небрежно, тяготится им, пытается его либо спрятать внутри себя, либо уничтожить. И тогда его постигает настоящее бедствие. Внутри, на месте не сохраненного некогда дара, поселяется пустота. Но если человек любит и сохраняет свой дар, Господь прибавляет к нему новый, или даже несколько новых даров. Слава беспокоила Елеазара, и он задумал уйти в пустыню . Поблизости от Соловков находится Анзерский остров, который вполне пригоден для жилья. Там есть озеро с пресной водой, называемое Круглое . На Анзерском острове некогда уже было поселение отшельников, избравших предельно суровую жизнь. Елеазар, с благословения духовного наставника, перебрался на Анзер, как некогда преподобный Савватий перебрался на Соловки. В августе 1626 года на Соловках Елеазар принял постриг от старца Фирса. Четыре года Елеазар прожил возле озера Круглого, испытывая неописуемые лишения: зимний холод, осеннюю слякоть, обилие насекомых весной и летом, а также недостаток в пище. Обычный человек вряд ли выдержал бы эти испытания, но Господь укреплял своего избранника, даруя ему силы и здоровье. Елеазар дожил до глубокой старости. Пропитание Елеазар добывал таким образом. Он вырезал из дерева чашечки и ставил их на побережье острова, чтобы путники могли взять их с собою. Путники забирали эти дары пустынника и в благодарность оставляли крупу, соль, муку. Так же поступали древние подвижники, добывавшие пищу на вырученные от плетения корзин деньги. Иногда они просто обменивали плоды своего рукоделия на то, что было им необходимо. Через четыре года Елеазар перебрался с озера Круглого ближе к морю и Соловкам.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010