После недельного затвора, труда и молитв по келлиям иноки собирались на общую службу в храме. В субботу вечером, в положенное время, пономарь брал благословение у строителя и священника и благовестил в повседневный большой колокол четверть часа, а потом звонил во все колокола к вечерне. Строитель и братия собирались в церкви, и священник начинал вечерню. В конце вечерни совершался чин прощения: священник «поклонится братии и творит прощение. И братия такоже поклоняются ему и прощаются у него. Ходят по чину, по два, глаголят прощение единогласно и отшед поклоняются до земли вкупе, поклонившись друг другу, и расходятся с молчанием по келлиям». На вечерне братия исповедовали свои грехи и помыслы духовнику. Остальные службы (повечерие и полунощницу) монахи правили в своих келлиях. Если предстояло всенощное бдение, в ночи вновь раздавался благовест, и пустынники возвращались в церковь. Воскресным утром, после уставных молитв, совершалась литургия. По окончании литургии на аналой посреди церкви возлагалась икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Соловецкими чудотворцами. Братия подходили по двое и с поясными поклонами прикладывались к образу, а затем получали антидор. Совершив чин прощения, иноки в молчании расходились по келлиям. В храм монахи собирались «на пять великих бдений на Великий пост и на всю Светлую седмицу, и всех служб церковных в год сто семьдесят». Строитель Елеазар собственноручно записал все эти правила в «Устав скитский обители Святыя и Живоначальныя Троицы и преподобного отца нашего Михаила Малеина пустыни сущей во отоце окияна-моря Ванзерскаго острова», который с 1626 года хранился в ризнице Свято-Троицкого скита и служил руководством для иноков. Устав скита содержал и чин пострижения в монахи, и чин погребения усопшего инока, и другие правила пустынножительства. Летом 1633 года по указу царя скит был отписан от Соловецкого монастыря и получил самостоятельность. Ружное и денежное жалованье приказано было отправлять прямо на Анзер. В начале 1630-х годов в скит поступил священник Никита Минов, будущий патриарх Никон. Он вложил собственноручную лепту в украшение пустынного храма: под руководством преподобного Елеазара написал на холсте красками Нерукотворный образ Спасителя. К 1636 году число насельников Троицкого скита увеличилось до двадцати, в старой деревянной церкви стало тесно, и преподобный Елеазар начал собирать средства для строительства нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Георгий шенкурский юрод., 23 апр. Герасим преп., основатель Болдина мон., 1 мая. Герасим вологодский, 4 мар. Герасим, пермский епископ, 29 янв. Герасим печерский, 28 авг. Гербовецкой иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Герман казанский архиепископ, 6 нояб. Герман новгородский епископ, 10 февр. Герман соловецкий, 30 июля. Геронтий преп. печерский, 28 августа. Гидльской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Гликерия преп., 13 мая. Глеб Андреевич благ. князь, 20 июня. Гоброн (Михаил) и 133 воина груз., 17 нояб. Горазд , 27 июля. Григорий авнежский, 15 июня. Григорий , епископ Мизии, 8 янв. Григорий хандзойский грузин, 5 окт. Григорий , печерский иконописец, 8 авг. Григорий печерский чудотворец, 28 авг. Григорий сербский, 30 авг. Давид двинский, 23 дек. Давид князь аргветский, 2 нояб. Давид сербский, 24 сент. Давид преподобный, 18 окт. Давид , царь грузинский, 26 янв. Давид грузин, 18 мая. Давид гареджийский, 7 мая. Далматской иконы Божией Матери, 15 февр. Дамаскинской иконы Божией Матери, 4 дек. Даниил , архиеп. сербский, 20 дек. Даниил печерский, 28 авг. Даниил шужгорский близ Белозерска. Девпетерувской иконы Божией Матери, 29 февр. Дохтоурской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Димитрий пр. цилибинский, близ Яренска. Диодор преп., 27 нояб. Дионисий , сергиевой лавры архии., 12 мая. Дионисий , ученик Александра свирского . Довмонт , князь псковский, 20 мая. Долинской иконы Божией Матери, 13 февр. Домницкой иконы Божией Матери, 8 авг. Досифей печерский, 28 авг. Досифей псковский, 8 окт. Драгутин сербский, 30 окт. Дубоемской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Евлогий печерский, 28 авг. Евпраксия – Евфросиния преп. псковская, 16 окт. Евсевий муч., 26 марта. Евстафий архиеп. серб., 4 янв. Евстафий мцхетский муч., 29 июля и 6 дек. Евстафий печерский подвижник, 21 сент. Евфросин ладожский, 20 Ев фимий корельский, 18 апр. Евфимий печерский, 28 авг. Евфимий сянженский, 11 апр. Египетской иконы Божией Матери, 11 янв. Елеазар преп. анзерский, 13 янв. Елеазар олонецкий, 4 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Никон впервые оказался при дворе, когда преподобный Елеазар Анзерский взял его с собой в поездку в Москву, к царю Михаилу. По молитвам св. Елеазара Анзерского у Михаила Феодоровича родился долгожданный сын и наследник – будущий царь Алексей Михайлович. Благодарный государь пожертвовал средства для возведения на Анзере каменного храма. Деятельный и энергичный Никон спешил с постройкой, но простой нестяжательный Елеазар считал это роскошью и не торопился. Произошла ссора, весьма показательная для характеристики Никона: видно, сколь неуравновешенным был будущий Патриарх и как еще далеко было ему до монашеского бесстрастия. Вполне материальное по сути своей дело стало причиной его полного разрыва с духовным отцом. Крестовоздвиженский Кий-островский. Добравшись до материка, Никон пришел в Кожеезерскую обитель на озере Коже, затерянную в далекой северной глухомани. Через 3 года братия избрали Никона игуменом Кожеезерского монастыря. В 1646 г. Кожеезерский игумен прибыл по делам монастыря в Москву. Здесь он был представлен молодому царю и так его обаял, что Алексей Михайлович определил его архимандритом в придворный Новоспасский монастырь. При новом архимандрите обитель была богато отстроена на щедрые царские пожертвования. Никоновские постройки и доныне украшают Новоспасский монастырь. Между царем и Никоном складываются весьма дружественные отношения. Никон стал принимать челобитные и передавать их Алексею Михаловичу во время встреч, проходивших в дворцовой церкви каждую пятницу. За протекций к архимандриту стали обращаться даже бояре. Влияние Никона стремительно росло и вскоре стало огромным. Он вошел в кружок «ревнителей благочестия» (или «боголюбцев») и быстро заслонил собой других его деятелей. Вероятно, уже тогда в отношениях между Никоном и протопопами-«ревнителями», будущими вождями раскола, пролегла первая трещина. Никон получил в Москве известность как одаренный и красноречивый оратор. Систематического образования он не получил, и кроме обыкновенной монастырской школы ничего за своей спиной не имел. Однако он был начитан, имел быстрый, светлый ум, который позволял ему решать церковные, а позднее – и государственные, вопросы. При этом Никон руководствовался в своей деятельности колоссальным масштабом и проявлял захватывающую своей неукротимостью энергию. Не удивительно, что он стал пользоваться исключительно высоким доверием у государя.

http://sedmitza.ru/lib/text/436323/

После десяти лет своего супружества, он принял безчадие свое за призвание на предъизбранное им поприще, согласился с супругой своею разлучиться, убедив ее идти в монастырь, и по желанию ея, поместив в Московский Алексеевский женский, где она, спустя несколько времени, постриженная, скончалась и погребена; сам же он отшел на Белое море близ Соловецкого острова в Анзерский скит 2 , если только можно назвать сим именем разбросанные в дальнем расстоянии хижины, необнесенные оградою. Монахи видались там друг с другом только во время церковного Богослужения, и питались подаянием от рыбаков, которые с твердой земли присылали, или привозили им скудную пищу. Тут-то поселился Никита, дабы вести самую строгую монашескую жизнь. Там-то в безмолвной келье, при шуме волн морских, в часы глубокой ночи переносился он в небесные селения от земли, где все скоротечные радости сопровождаются неизбежными горестями и утратами. Там-то первоначально сей постник и затворник оставил следы своих подвигов для иноков, которые из его примера научались духовным доблестям; и потому начальник и основатель сего скита, Преподобный Елеазар, постриг Никиту в монашество и наименовал Никоном. Тогда была церковь на острове трех-саженная 3 , деревянная. Монахи, жившие здесь, давно имели желание соорудить, вместо оной, каменную; для сего начальник Елеазар и Никон отправились в Москву; но, возвратясь из оной с собранной милостыней, вопреки советам Никона, долго не употребляли ее на построение церкви 4 . Несколько лет провел Никон в сем далеком от сует мирских и пустынном убежище, где, вместо стен, одно море и благочестие служили оградою; но некоторые неудовольствия, случившияся между Никоном и Преподобным Елеазаром, также упреки Никона братиям в сребролюбии–как повествует описатель Никонова жития–были причинами удаления его в 1635 году из этой пустыни. В то время монашествующие могли еще переходить из монастыря в монастырь по своей воле, могли жить, где хотели. Никон, проезжая из Анзерского скита морем на утлой ладье для избрания себе удобнейшего места к препровождению монашеской жизни, едва не погиб от сильной бури, и только упованием на силу честного и Животворящего Креста Господня спасся от потопления пред Онежским устьем; пристал к Кию острову 5 , где, в память своего спасения, водрузил тогда крест, с тем намерением, чтобы со временем там построить хотя малую церковь , или монастырь. Потом оставив сие место, он продолжал путь свой до Кожеезерской пустыни, находящейся на озере Коже 6 ; пробыв в ней несколько времени, он возлюбил сие уединенное место, и там принятый в число братии, начал жить по правилам 7 Анзерского скита; удалился на ближайший остров, построил там себе келью, питался рыбой своей ловли, ходил в монастырь только для отправления, или слушания Божией службы, и провождал все прочее время в уединении и Богомыслии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/na...

В омет этот он уединялся, там и ночевывал, не обращая внимания ни на какую погоду. Изредка, когда костромские морозы переваливали за 30 градусов, Василий Александрович забегал в монастырскую гостиницу погреться у гостиника и попить у него чайку… Когда-то он был послушником в Николо-Бабаевском монастыре, а затем, кажется, вторым регентом в Троице-Сергиевой Лавре. Лет двадцать назад, — сказывали мне, — у него был чудный голос — тенор, которым, бывало, заслушивались любители пения. Во времена моего с ним знакомства у него уже почти не оставалось голоса, но слух был на редкость верный, и мы с женой певали иногда с ним священные песнопения, поздним вечером, на крылечке монастырской гостиницы. Странный он был человек! Придет он, бывало, ко бдению в величественный Бабаевский собор, станет где попало и как попало, иногда даже полуоборотом к алтарю, поднимет голову кверху, воззрится в соборный расписной купол да так и простоит как изумленный все бдение, не сходя с места и не пошевельнув ни одним мускулом. Внешней молитвенной настроенности в нем заметно не было. Была ли внутренняя? — Бог весть; но по жизни своей смиренной и скромной, исполненной всякой скудости и полнейшего нестяжания, он все-таки был человек не из здешних. На том, видно, свете только и узнаем, кем был в очах Божиих бабаевский Василий Александрович. Приходил поздравить нас с новым годом наш духовный друг, о. Нектарий, и сообщил из жития Анзерского отшельника, преподобного Елеазара, драгоценное сказание о том, как надо благодарить Господа. — Преподобный-то был родом из наших краев, — поведал нам о. Нектарий; — из мещан он происходил Козельских . Богоугодными подвигами своими он достиг непрестанного благодатного умиления и дара слез. Вот и вышел он как-то раз — не то летнею, не то зимнею ночью — на крыльцо своей кельи, глянул на красоту и безмолвие окружающей Анзерский скит природы, умилился до слез, и вырвался у него из растворенного божественною любовью сердца молитвенный вздох: — О Господи, что за красота создания Твоего! И чем мне и как, червю презренному, благодарить Тебя за все Твои великие и богатые ко мне милости? И от силы молитвенного вздоха Преподобного разверзлись небеса, и духовному его взору явились сонмы светоносных Ангелов, и пели они дивное славословие ангельское: — «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!…» И голос незримый поведал Преподобному: — Этими словами и ты, Елеазар, благодари твоего Творца и Искупителя! Осеним же и мы себя крестным знамением и возблагодарим Бога славословием ангельским: «Слава в вышних Богу!…» Но не остается, по-видимому, на земле мира; по всему видно, что и благоволение отнимается от забывших Бога человеков.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Выше карниза в подкаморах (по три на каждой стороне квадратной колокольни), изображены поясные лики 12-ти Апостолов с золочеными сияниями. На западной (глухой) стене колокольни, обращенной ко входу – Деисус (т. е. Спаситель с Божиею Материю и св. Иоанном Предтечею), во весь рост. Ниже, на Фронтоне, в особом месте (киоте) изображена икона Печерския Божия Матери, седящей на троне с предвечным Младенцем на коленях; а обе руки Пречистой положены на плеча коленопреклоненных у ног Ея Преподобных отцов: Антония и Феодосия Печерских. Подстав киота поддерживают два Ангела; внизу иконы золотыми буквами начертана надпись: «Образ Печерския Божия Матери»; ниже киота: «Милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородице!» Над аркою ворот дугообразно начертана надпись: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму Святому Твоему». Под карнизом св. врат, по обеим сторонам входной арки, в 8-ми настенных киотцах, обрамленных столбиками, поясные – изображения Восточных Св. Отцов-подвижников – по правую сторону: Авва Дорофей, Виссарион, Феодор Студит и Максим Исповедник; по левую сторону входа: Макарий Александрийский, Исихий, Досифей и Харитон Исповедник. Входная арка разделена: по средине створчатыми деревянными воротами; по сю и по ту сторону ворот, внутри арки, поставлены с правой и с левой стороны от входа святые изображения, во весь рост писанные на холсте масляными красками. По сю сторону ворот, на правой стороне изображены Преподобных Отцев Российской Церкви: 1) Савва Звенигородский, 2) Лаврентий Калужский, 3) Тихон Калужский, 4) Николай Радонежский, 5) Варлаам Хутынский, 6) Елеазар Анзерский, 7) Макарий Калязинский; у него на хартии, держимой в руках, епиграф: «от всякао пути лукаваго возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя», 8) Пафнутий Баровский, – на хартии написана: «светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим». 9) Сергий Радонежский, – на хартии надпись: «не скорбите братие и не унывайте: аз отхожду от вас душею, но духом с вами пребуду; Обитель моя во веки не оскудеет». 10) Кирилл Белоезерский, – на хартии написано: «во веки незабуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси». 11) Нил Сорский, – на хартии надпись: «и свою немощь подобает исповедати; и слово Божие не скрывати от хотящих послушати».

http://sobory.ru/article/?object=05225

В 1620 году патриарх Филарет повелел основать на острове Анзер скит во имя Живоначальной Троицы. Место для скита выбирал соловецкий игумен Иринарх, и выбрал не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, видели на берегу Троицкой губы знамение – «столп огнен, до небес восходящ». Именно там в 1621 году была построена деревянная двупрестольная церковь во имя Живоначальной Троицы и преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича Романова). Из столицы была прислана богатая церковная утварь. Указом государя Михаила Феодоровича предписывалось начальствовать в скиту священноиноку, находившемуся в подчинении у Соловецкого монастыря. Братии, числом двенадцать человек, было определено государево ружное жалованье. Жить должны были они, по примеру древних скитских отцов, «пустынным обычаем». Повелел государь, «чтоб к церкви Божией приходили и о нашем государском здоровье, и отца нашего святейшего Филарета Никитича, и матери нашей инокини Марфы Ивановны о душевном спасении и телесном здравии» молились пустынники, сколько хватит сил. Строителем скита со временем был назначен инок Елеазар, который, посоветовавшись с братией, просил игумена дать скиту устав, «как в Синайской горе Иерусалима, и на Афонской горе, и у нас на Руси в старом ските Ниловском». Устав был составлен соловецким старцем Дионисием Греком, который долго жил в палестинских и афонских обителях, был уставщиком Кирилло-Белозерского монастыря. По обычаю древних иноков, «каждый пустынник имел особую келлию, на некотором расстоянии от других, пребывая в ней в посте и молитве, занимаясь каким-либо рукоделием для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву». Инок, знающий грамоту, обязан был исполнять ежедневное келейное правило: каноны Иисусу Христу, Богородице, ангелу-хранителю и соловецким чудотворцам, повечерие, полунощницу, четыре кафизмы, часы, шестьсот Иисусовых молитв, сто молитв Богородице, молитвы за царя, воинство, священство, братию и всех христиан, триста земных поклонов. Неграмотный же инок должен был ежедневно творить три тысячи Иисусовых молитв, триста Богородице, молитвы за царя и всех христиан, триста земных поклонов.

http://sobory.ru/article/?object=03581

В исследованиях архим. Досифея (Немчинова) и П. М. Строева окончание деятельности Н. на посту строителя отнесено к 1677 г. Эта ошибочная дата отразилась как в тексте Соловецкого патерика (1873), так и в производном от него «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита…» (1882). В обеих книгах сказано, что Н. был строителем Анзерской пуст. «по смерти Елеазара 21 год» (т. е. в 1656-1677). Кроме того, в издании патерика допущена опечатка: кончина Н. датируется 1667 г. (авторы патерика явно имели в виду 1677 г. Это подтверждается добавлением ими даты пострига Н.- 1634 г., вычисленной путем вычитания 43 лет, прожитых им в Анзерской пуст.). Но истинной датой кончины Н. следует считать 1673 г. (в соответствии с текстом «Сказания...»). Она подтверждается и материалами следственного дела о поддержке анзерскими старцами мятежной братии Соловецкого мон-ря во время его осады 1667-1676 гг. Материалы достоверно свидетельствуют о том, что в 1673 г. строителя Н. уже не было в живых и что Анзерской пуст. управлял его преемник - строитель Иларион (см.: Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта//Новые мат-лы для истории старообрядчества XVII-XVIII веков, собр. Е. В. Барсовым. М., 1890. С. 127). В исследовательской лит-ре встречается еще одна ошибка: отождествление анзерского строителя Н. с соловецким старцем Никодимом Казанцем, к-рый вложил в б-ку Анзерского скита сборник четьи-минейных статей (РНБ. Солов., Анз. 69/1435). В действительности Никодим Казанец был уставщиком Соловецкого мон-ря - тем самым Никодимом Типикарисом, к-рый хорошо известен благодаря связанной с его именем «Повести Никодима Типикариса о некоем брате» (см.: БЛДР. СПб., 2006. Т. 15. С. 59-66). Никодим Казанец был значительно старше Н. Он принадлежал к тому же поколению, что и прп. Елеазар, с к-рым был духовно близок. Он даже просил у царя разрешения перейти в Анзерскую пуст. в 1636 г., но, по-видимому, не был отпущен из-за несогласия соловецкой братии. Память о Н. сохранялась в Троицком скиту вместе с памятью о другом его ученике - юноше Никифоре . Их могилы находились в одной часовне с их старцем, по обеим сторонам от его гробницы. Святость учителя освящала и его учеников. Такое почитание отразилось в памятниках письменности Анзерской пуст. В нач. XVIII в. инок Макарий, составитель Вкладной книги Анзерского скита, назвал в ней Н. блаженным. В сер. 20-х гг. XIX в. один из редакторов рукописного сборника повестей о соловецких пустынножителях, принадлежавшего архим. Досифею (Немчинову), сделал в нем приписку об учениках прп. Елеазара: «Въ Анзерахъ въ Троицкомъ скиту въ часовне при мощахъ преподобнаго Елеазара по обеимъ его сторонамъ опочиваютъ два его ученика, одесную - преподобный Никодимъ, бывший по немъ строителемъ, по ошую страну - преподобный Никифоръ подвижникъ» (РНБ. Солов., Анз. 1195/1366. Л. 33 об.).

http://pravenc.ru/text/2565568.html

Во время же то, при государи цари и великом князе Михаиле Федоровиче 311 всея Русии, случися быти на Москве игумену соловецкому Иринарху 312 и старцом. Прииде же игумен к государыны, великой старицы иноке Марфе Ивановне 313 , побити челом о своих нужах. Она же вопрошаху его: «Слух нас дошед, игумен Иринарх, есть, де, от вашего монастыря недалече остров Анзерьской, на нем отшелницы живут пустынным житием». Он же отвещает: «Государыня, остров зело угоден иноческому пустынному пребыванию: воды много, со озеры, и лес, и ягодичие». Она же глаголаше: «Мочно ли поставити на том месте церковь , по глаголу твоему?» Он глагола: «Зело угодно!» И даша ему сто рублев на соруженье. Нам же, пребывающим на острове, ничтоже о сем имуще попечение. Но сам Бог изволи быти святой церкви. По сем же извести Бог святейшему патриарху о святем месте, и даша книги и ризы, образы, и приложи велию веру строити. Некогда же видев аз, грешный Елеазар, умныма очима 314 над тем местом, идеже ныне стоит святая церковь , облак темен, и нача быти красен, и сниде, нача гремети, обхождаше около то место, попаляя и очищая остров, идеже церковь и келии ныне стоят, в длину восемьдесят сажен, поперег – сорок. Ин же брат поведа мне, имя ему Феофил, – видяще идуще от высоты небесныя, от востока, церковь на место богоизбранное. Старец мой Фирс 315 слышах яве звон велий, и мене возва ис келии во свидетельство се бывающи. Лука ж верижник 316 , что был у Троицы, слышах во дни глас неизреченный и звон мног на том же месте: в то время брал ягоды на монастырь Соловецкой. И мнози людие поморцы, егда стояще у острова ко пристанищем, поведаху мне страшная и различная знамения. По повелению государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, и по благословению великого государя, святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии 317 поставити повеле церковь во имя пресвятыя Троицы 318 . Егда же уготова бревна, прииде игумен Иринарх обложити церковь 319 . И нача класти основание бревны, идеже ныне стоит. Аз же моляше его подвигнути основание повыше, чтоб среди островка. Он же не послуша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Др. источниками сведений об И. являются документы соловецкого архива: вкладная книга Соловецкого мон-ря XVII в. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 236 об.- 237; приходо-расходные книги казначеев денежной казны (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 5, 15, 211-214, 217, 224, 225, 227, 424), приходо-расходные книги поездок И. в Москву в 1613, 1616, 1619-1620 и 1626 гг. (Там же. Д. 431, 434, 222, 439), «Книга московской службы бывшего игумена Иринарха» 1626-1627 гг. (Там же. Д. 440). Кроме того, деятельность И. как игумена отразилась в документах Анзерского скита (опубл.: Прп. Елеазар. 2001). Важными источниками также являются «Написание о Соловецкой обители» (в редакции 1617/18), характеризующее уклад жизни Соловецкого мон-ря в настоятельство И., а также свидетельство Аввакума Петрова об обретении мощей И. (см. ниже). Биография Сведений о жизни И. до прихода его в Соловецкий мон-рь нет. Судя по записям в соловецком синодике XVII в., в к-рый еще при жизни И. был внесен его личный помянник, преподобный род. и вырос в благочестивой семье, его родители приняли постриг с именами Ефрем и Евдокия (ГМИР. Колл. 3. Оп. 1. 392. Л. 96). И. принял монашество в Соловецком мон-ре, по-видимому, в 80-х гг. XVI в., при игум. св. Иакове (1581-1597). Первые документальные известия о преподобном относятся к 1583-1591 гг., когда он служил приказным старцем на Лудском усолье (1583-1588), неоднократно плавал «лодейным кормщиком» за монастырской солью (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 211. Л. 21 об.; Д. 424. Л. 42, 62; Д. 212. Л. 13; Д. 5. Л. 40, 75 об.). В нач. XVII в. И. (или, возможно, тезоименитый ему старец) был рукоположен во иерея (в 1604 свящ. Иринарх пел сорокоуст по иноке Исаии Зоре - Там же. Д. 214. Л. 155 об.). В 1607 г. его избрали келарем Соловецкого монастыря, на этом посту он оставался ок. года (Там же. Д. 9. Л. 165 об.- 166; Д. 214. Л. 120 об.; Д. 217. Л. 2, 9 об.). В 1608 г. И. вместе с Александром (Булатниковым) , с которым его связывали дружеские отношения, купил в совместное пользование книги: Апостол, Псалтирь с восследованием, Часовник, Житие Соловецких чудотворцев и 2 книги Святцев (Там же. Д. 214. Л. 120 об.), принадлежавшие старцу Герману Сенаничнику († 1607).

http://pravenc.ru/text/673965.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010