Недолго Никита пробыл здесь, так как по настоянию родственников он был вынужден оставить монастырь. Похоронив отца, Никита вскоре женился и был некоторое время псаломщиком, а затем рукоположен в священный сан. Затем он перебирается в Москву, где супруги после кончины детей принимают решение об уходе в монастыри. Постриг новоначального монаха совершил преподобный Елеазар в Анзерском скиту Соловецкого монастыря на далеком и суровом Севере, назвав его в честь священномученика Никона, пострадавшего в середине III в. “Ни­кон же живя тамо, по благословению отца своего начальнаго старца Елиазара, вдаде себе великому посту и воздержанию, бе бо правило его зело велико, яко на кийждо дненощствие при церковном правиле и при кафизмах и канонех, целой Псалтирь прочитая, по тысяче поклонов творяще, сна же зело мало употребляше”. Через три года иеромонах Никон перешел в Кожеезерскую обитель, основанную в XVI в. преподобным Серапионом, крещеным казанским мурзой. Здесь он продолжал свои сугубые подвиги, за которые был избран братией монастыря во игумена (1642–1646). Возвел его в священный сан святитель, известный своей высокой жизнью, — Авфоний, митрополит Новгородский и Великолуцкий (1635–1649; †1652). По делам монастыря игумену Никону приходилось бывать в Москве. И здесь он “познан бысть от великого самодержца и поставлен Святейшим Иосифом Патриархом Московским и всеа России во архимандрита в Спасов монастырь на Новое”. Таким образом, замечательные природные дарования, начитанность и подвижническая суровая жизнь провинциального игумена были замечены и по достоинству оценены в белокаменной, златоглавой и многолюдной Москве. Новоспасский монастырь был знаменит тем, что на его территории располагалась усыпальница рода Романовых, и туда часто приезжал молодой царь Алексей Михайлович. Это способствовало сближению государя с даровитым настоятелем. Беседы с архимандритом продолжаются в царском дворце. Архимандрит Никон каждую пятницу стал приезжать к утрени в домовую дворцовую церковь. Постоянно общаясь с царем, Новоспасский настоятель ходатайствует пред ним за обиженных вдов и сирот и “прошением своим от насильствующих их избавляше”. Авторитет Новоспасского архимандрита Никона и его почитание начинают расти. Вот почему, когда освободилась древнейшая Новгородская кафедра, Собором русских архиереев туда единодушно был избран Новоспасский архимандрит Никон. 11 марта 1649 года Патриарх Иосиф торжественно поставил нового митрополита в Успенском кремлевской соборе.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-n...

Недолго Никита пробыл здесь, так как по настоянию родственников он был вынужден оставить монастырь. Похоронив отца, Никита вскоре женился и служил некоторое время псаломщиком, а затем был рукоположен в священный сан. Затем он перебирается в Москву, где супруги после кончины детей принимают решение об уходе в монастыри. Постриг новоначального монаха совершил преподобный Елеазар в Соловецком Троицком Анзерском скиту на далеком и суровом севере, назвав его в честь священномученика Никона, пострадавшего в середине III века (память 23 марта/5 апреля). «Никон же живя тамо, по благословению отца своего начальнаго старца Елиазара, вдаде себе великому посту и воздержанию, бе бо правило его зело велико, яко на кийждо дненощствие при церковном правиле и при кафизмах и канонех, целой Псалтирь прочитал, по тысяче поклонов творяще, сна же зело мало употребляше». Через три года иеромонах Никон перешел в Кожеезерскую обитель, основанную в XVI веке преподобным Серапионом, крещенным казанским мурзой. Здесь он продолжал свои сугубые подвиги, за которые был избран братией монастыря во игумена (1642 – 1646). Возвел его в священный сан святитель, известный своей высокой жизнью, – Аффоний, митрополит Новгородский и Великолуцкий (1635 – 1649, t 1652). По делам монастыря игумену Никону приходилось бывать в Москве. И здесь он «познан бысть от великого самодержца и поставлен Святейшим Иосифом Патриархом Московским и всеа России во архимандрита в Спасов монастырь на Новое». Таким образом, замечательные природные дарования, начитанность и подвижническая суровая жизнь провинциального игумена были замечены и по достоинству оценены в белокаменной, златоглавой и многолюдной Москве. Новоспасский монастырь был знаменит тем, что на его территории располагалась усыпальница рода Романовых и туда часто приезжал молодой царь Алексей Михайлович. Это способствовало сближению государя с даровитым настоятелем. Беседы с архимандритом продолжаются в царском дворце. Архимандрит Никон каждую пятницу стал приезжать к утрени в домовую дворцовую церковь . Постоянно общаясь с царем, Новоспасский настоятель ходатайствует пред ним за обиженных вдов и сирот и «прошением своим от на- сильствующих их избавляйте». Авторитет Новоспасского архимандрита Никона и его почитание начинают расти. Вот почему, когда освободилась древнейшая новгородская кафедра. Собором русских архиереев туда единодушно был избран Новоспасский архимандрит Никон. 11 марта 1649 года Патриарх Иосиф торжественно поставил нового митрополита в Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Повесть о преподобном Варлааме Керецком вкратце изложено. Преподобный отец Варлаам в лета бе царя, великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца. Рождение и воспитание им в Керецкой области на море окияне, научен же бысть книгам и Божиим судом поставлен быть презвитером в Кольском граде к церкви Николы чудотворца и тамо пребываше, добре подвизался на невидимаго, врага козни, и люди закону Божию, яко истинный пастырь, поучаше и бысть ходатай Богу и человеком. Видев убо его диавол всяческими добродетельми украшена. свою же окаянную и немощную силу, яко паутину раздираему от него, постресет во уловление праведнаго, яко же древле и Адама, вложив бо его во убийство супружницы его. Он же по сотворении греха разумев, яко завидев ему враг, плака вся вельми и недостойна себе судив, еже священная действовати, но паче изволил страдати за грех , еже с мертвом телом по морской пучине с места на место плавати, дóндеже оно мертвое тело тлению предастся. И бе видети праведнаго труды, единаго по морю в карбасе ездяща с мертвым телом, от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не якоже прочии человеци, ожидаху паруснаго плавания, но он плаваше против зельнаго обуревания, и весла из рук своих не выпущаше, но труждашеся вельми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше. И во дни убо труждаяся по морю, в нощи без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха. И понеже довольно время потрудився, хотя извещение прияти, доиде прежереченнаго моста Святаго Носа, ту бо глаголют прежде того непроходну месту тому быти ради червей морских, иже творяху многи пакости над ладиями мореходцем, еще бо и он без вреда пребываше от них. Но восхоте и прочим человеком путь без вреда сотворити, став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть, и абие черви безвестны сотворишася. И путь мореходцем около Святаго Носа сотворил даже и доныне, и понеже преподобный извещение прием от Бога, вскоре оставляет мир и бывает инок. И в пустыню вселився и Божиею помощию бесовския полки победив, с миром ко Господу отъиде в Чюпской губе, оттолеже пренесено бысть святое тело его в Кереть и погребено близь церкви святаго великомученика Георгия с восточной страны за олтарем» (л. 155–157). Жил в конце XVI века. Память его местно чтится 7 ноября. Не канонизирован. В «Иконописном Подлиннике»: «Подобием сед, плешив, брада курчевата, аки Антония Киевскаго, ризы поповския, в руках Евангелие» (Филимонов, стр. 38). По предположению Ключевского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

(Ратшин, стр. 15). Соловецкий монах Сергий, потом ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логгина Яренских в 1638 году, вскоре после того написал витиеватое сказание об этих чудотворцах, не лишенное литературного искусства и оригинальных приемов. Он говорит, что нашел о чудесах святых «на хартиях написано невеждами простою беседою, не презрех же сего неукрашено оставити». Еще в конце XVI в. Соловецкий монах Варлаам, живший в Яренге в качестве монастырского прикащика и приходского священника, написал тетради о явлениях и чудесах Иоанна и Логгина ( В.О. Ключевский , стр. 326). В «Иконописном Подлиннике»: «Иоанн подобием брадою, волосами и лицем, что Иоанн Предтеча, а риза, что на Алексие человеке Божии. Яренга река на Соловечьи губе. Логгин подобием рус, брада аки Козьмина, риза празеленная, как на Алексее человеке Божии» (Филимонов, стр. 36, 60). 314. Святый и праведный Стефан трудник иже бысть на Осинках у Окияна моря, преставися в лето седмь тысящь По Ратшину (стр. 4), трудник Соловецкий. Вероятно из числа учеников преп. Зосимы, погребенный в часовне подле соборной церкви Соловецкого монастыря. Не канонизирован. 315. Преподобныя отцы Василид и Филикс Корельскаго монастыря, святаго Николы чудотворца, у окиана моря, быша в лето 7000 В описании Николевского Корельского монастыря (Ист. Рос. Иерархии, VI, 629) о них не упомянуто; в книге Ратшина (стр. 10) сказано, что в этой обители «жили в древности, в числе братии, Василид и Филикс, оставившие по себе память благочестивых иноков; тела их погребены здесь». Хотя, тут же отдельно, упомянуто об Антонии и Филиксе Филипповых, но можно полагать, что они те же самые сыновья Марфы Посадницы от первого ее мужа, упомянутые выше (См. преп. Евфимий). 316. Преподобныя отцы Исаиа и Никанор иже на ручьях моря окияна новыя чудотворцы О житии их ничего не найдено. В «Иконописном Подлиннике» Филимонова значатся под 30 мая. Не канонизированы. 317. Преподобныя отцы Иона и Васиян Преображенскаго монастыря иже на Пертомине у моря окиана чудотворцы на Унской губе, преставишася в лето 7000 месяца ноября 6 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Слава благочестивой жизни иерея Никиты достигла Москвы. К нему приехали купцы московские за получением благословения и убедили его переселиться в столицу. Около 8 лет прожил он в Москве. Время от времени связи его с миром становились, по-видимому, теснее; но он тяготился ими, его сильно манил первоначально избранный им путь пустынножительства. Само Провидение, казалось, вело его к сей цели. – 10-летняя супружеская жизнь не была особенно счастлива и привлекательна для него, – рождавшиеся у него дети умирали во младенчестве. Никита решился, наконец, однажды навсегда разорвать связи свои с миром. Убедив жену свою удалиться в Московский Алексеевский монастырь, сам он избрал для своих подвигов пустынный Анзерский скит, на Белом море, в 20 верстах от Соловецкого монастыря. Управлявший тогда Анзерским скитом преподобный старец Елеазар принял Никиту в число анзерских подвижников. Иноческий устав скита анзерского отличался особенною строгостью. 12 старцев подвижников жили на всем пространстве острова в расстоянии от церкви и друг от друга в 2-х верстах, каждый отдельно в своей келье, и видались только один раз в неделю в навечерие воскресного дня или праздника. В это время они собирались в общий храм и здесь проводили всю ночь в богослужении, вычитывая все 20 кафизм и толкование рядового воскресного или праздничного евангелия, а на другой день после литургии опять расходились по своим кельям. Здесь каждый из них ежедневно вычитывал весь круг нощеденственного Богослужения, и кроме того акафисты и каноны Божией Матери и Спасителю, канон Ангелу Хранителю и молитвы утренние и вечерние. Никита не только исполнял в точности весь этот устав, но даже нечто прибавлял к нему. Сверх положенного устава он каждые сутки вычитывал все 20 кафизм псалтири и молитвы от обуревания злых духов. Он – молодой подвижник (ему было тогда 30 лет) своим постничеством и строгостью жизни служил образцом для других иноков. Между тем жена его намеревалась было оставить Алексеевский монастырь, но, по устроению Промысла, отложила свое намерение, приняла даже иноческий образ и вскоре потом скончалась. Со смертью жены пресеклась последняя нить, связывавшая еще Никиту с миром, и тогда он всеми своими помыслами, всеми чувствованиями устремился к небесному и стал жить в Боге, всецело предавшись ему. На 31-м году своей жизни от руки преподобного старца Елеазара он принял пострижение в иноческий образ и получил имя Никона. Никон в монашестве

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/kr...

Якови 1007 Быша по преставлении святых прежде Иоанн и по смерти своей вкупе с преподобными людем чюдесне являющеся. Таже 1008 Иоанн и Логин, бывшая киновии служебники, ныне же Новоявленная яренская чюдотворца 1009 Филипп святый, вторый киновии и многотщателный ктитор 1010 и всероссийский чюдотворец и Иаков, игумен и многотрудный чюднаго стеноздания преподобный Иринарх, игумен и дивный преподобный Диодор, трудник и общежитель Соловецкия киновии, таже и пустынножитель и отшелник чюдный, иже послежде Юрьегорский возградивый и в нем от здешних к Богу свято преселивыйся; преподобный и дивный пустынножитель Андрей, бывый трудник иже, пятдесят и осмь лет пустынноуединением Господеви работав, вышеестественныя благодати сподобися. К сим и прочии безчисленнии общежители, велиции постницы и пустыннии безмолвницы Соловецкаго отока, яко пресветлыя звезды, о нихже книга жития 1009 преподобною отцу 1011 , и житие Филиппа митрополита, и житие преподобнаго Диодора, началника 1012 Юрегорскаго, являют. В конечная 1013 же времена израстшия отрасли соловецкаго чюдотворцев сада – преподобный и духоносный Елеазар чюдотворец, Анзерский соградивый скит и жителство в нем составив, иже чистаго ради жития пророческими даровании обогатися: о Никоне патриарсе и началовводителе новостей в послушании у него пребывающим прорече, яко великое зло Росиа себе сего израсти. Виде святый единою 1014 , служащу литоргию Никону, яко достовернии анзерожителие рекоша, змия черна и зело велика около выи его оплетшася. И велми ужасеся от тогда, возненавидев его, сотвори ему Илия, святый игумен и первый муж великаго воздержания, иже толикое воздержание стяжа, яко един хлеб с водою ядяше, 1015 да не познан будет неядый варения 1015 , воду теплую за трапезою ядяше. Иоанн юродивый, в человечестем буйстве небесною мудростию обогативыйся, иже смерти своея день предведый, ходя во обители по многи дни, гласом велиим зваше: «Кто ми будет спутник до Иеросалима?» И никтоже глаголемых разумети можаше. В вечер же конечныя нощи прииде к единому от усмарей 1016 , егоже друга себе имяше, глаголя: «Друже, гряди со мною до Филиппова кладязя, яко дивну вещь имам ти явити».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раз таинственный голос повелительно сказал ему: «Напиши Мой образ». Преподобный стал на молитву. Голос повторился с еще большей силой: «Напиши Мой образ Христа!» Этот образ, помещенный около гробницы преподобного, стал источником многих исцелений. Прп. Елеазар перенес в жизни своей немало тяжких и незаслуженных обид от злых людей, но кроткий и незлобивый старец беспокоился лишь о том, что если об этом узнает царь, то враги его могут подвергнуться царскому гневу. 13 января 1656 г. прп. Елеазар мирно скончался в глубокой старости, назначив своим преемником ученика своего Никодима. Святые мощи его были открыты в 1667 г. В это время один подвижник увидел в видении Пресвятую Богородицу, молящуюся на воздухе, и услышал голос: «Послан был человек в Анзерск, чтобы прославить его». В царствование императора Петра Великого Пресвятая Богородица явилась иеросхи-монаху Иисусу, подвизавшемуся на Секирной горе, и сказала ему: «Здесь Сын Мой во второй раз распнется!» С тех пор стали эту гору называть Голгофой, а иеросхимонах Иисус основал на ней Распятский скит. А при большевистской власти была там устроена страшная «Секирка» — штрафной лагерь для ссыльного духовенства, где много священнослужителей было замучено до смерти. Так сбылись слова Пресвятой Богородицы. • Преподобный происходит из рода Севрюковых из г. Козельска, с 1494 г. входящего в Московское княжество. Ныне город — районный центр Калужской обл. Монашеский постриг принял в Преображенском Соловецком монастыре. Основанный преподобным Троицкий Анзерский скит находится на Ан-зерском острове в Белом море, в 20 верстах от Соловецкого монастыря, • Предсказание, данное царю Михаилу Федоровичу Романову о рождении у него наследника, вынудило преподобного приехать в Москву, где он оставался в Чу-довом монастыре до появления на свет младенца — будущего царя Алексея Михайловича. С 1629 г. и до своей кончины прп. Елеазар подвизался в устроенном им ските. Мощи преподобного были обретены в 1757 г. • Секирная гора, именуемая Голгофой, в своей истории знает трагический период. «Секирка» — одно из страшных мест заключения Соловецкого лагеря, первого освоенного острова архипелага ГУЛАГ. «В двухэтажном соборе там устроены карцеры Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку, и велят наказанным арестантам весь день на жердях сидеть., если же свалится — надзирателиподскакивают и бьют его. Либо: выводят наружу клестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили) и сталкивают вниз с Голгофской горы», по описанию Солженицына, который назвал Голгофо-Распятский скит на Анзере штрафной командировкой, где лечат убийством. Этот штрафной лагерь не был предназначен исключительно для духовенства.

http://sedmitza.ru/lib/text/436796/

Глава II. Угодники Божии, жившие в первой половине XVII века, преподобные: Дионисий, архимандрит Лавры Сергиевой, – ученик его блаженный Дорофей, – Иринарх, игумен Соловецкий, – Диодор Юрьегорский, – Прокопий Вятский,– Вассиан Тотемский, – Симеон Верхотурский, – Симон Воломский. – Упадок иночества и просвещения. – Семена будущего раскола. 478 Глава III. Страдания южнорусского народа от унии. – Иосафат Кунцевич. – Восстановление православной иерархии. – Архипастыри Киевские: Иов Борецкий и Исаия Копинский. 487 Глава IV. Благотворное правление митрополита Петра Могилы. – Киевская коллегия. – Преподобные Афанасий Брестский и Иов Почаевский. 497 Глава V. Первые годы правления царя Алексия Михайловича. Никон до патриаршества. – Преподобный Елеазар Анзерский. – Бунт в Новгороде. – Перенесение в Московский Успенский собор мощей святителей, пострадавших за веру и отечество. – Никон Патриарх. – Присоединение Малороссии и счастливая война с Польшей. – Моровая язва. – Церковная деятельность Никона. – Основанные им монастыри. – Заботы о просвещении. – Исправление богослужебных книг. – Сношение с Востоком. – Соборы 1654 и 1655 г. – Судьба расколоучителей. 511 Глава VI. Охлаждение дружбы царя с Патриархом. – Козни врагов Никона. – Удаление Никона в Воскресенский монастырь. – Прибытие Паисия Лигарида. – Вопросы Стрешнева Паисию. – Обыск в тайном архиве Патриарха. – Дело Бобарыкина. – Дело Зюзина. – Прибытие двух восточных Патриархов. – Собор 1666 г.; одобрение книжного исправления; суд над расколоучителями и их последователями. 536 Глава VII. Преемники Никона, Патриархи Иоасаф II и Питирим. – Патриарх Иоаким. – Соловецкий бунт. – Кончина царя Алексия. – Никон в заточении. – Царь Феодор Алексеевич. – Возвращение и кончина Никона. – Деятельность Патриарха Иоакима. – Собор 1681 года. – Заботы о просвещении. – Московское училище. – Состояние духовного просвещения на юге. – Дела южной митрополии. – Митрополиты: Дионисий Болабан и Иосиф Нелюбович-Тукальский. 557 Глава VIII. Уничтожение местничества. – Кончина царя Феодора. – Цари Иоанн и Петр под опекою царевны Софии. – Стрелецкий и раскольничий мятежи в Москве. – Строгие меры против раскола. – Усиление раскола и разделение его на толки. – Борьба Патриарха Иоакима с расколом и папизмом. – Развитие устной проповеди. – Заиконоспасская академия. – Братья Иоанникий и Софроний Лихуды. – Споры о " пресуществлении» в таинстве Евхаристии. – Подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху. – Виды Патриарха Иоакима относительно южных Славян. 574

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Память о Н. сохранялась в Троицком скиту вместе с памятью о его учителе, а также о др. ученике прп. Елеазара - Никодиме . Все трое были погребены в одной часовне, имена Н. и Никодима произносились во время панихид, к-рые служили у раки прп. Елеазара. Сообщение об учениках прп. Елеазара находится в рукописном сборнике, принадлежавшем архим. Досифею (Немчинову); в его состав входят «Повести о соловецких пустынножителях» и «Верное и краткое исчисление... преподобных отец соловецких...»: «Въ Анзерахъ въ Троицкомъ скиту въ часовне при мощахъ преподобнаго Елеазара по обеимъ его сторонамъ опочиваютъ два его ученика, одесную - преподобный Никодимъ, бывший по немъ строителемъ, по ошую страну - преподобный Никифоръ подвижникъ» (РНБ. Солов., Анз. 1195/1366. Л. 34 об.). Оба ученика, Н. и Никодим, названы здесь преподобными. Однако сведения о Н. не вошли в текст главы, посвященной прп. Елеазару, в составе Соловецкого патерика (1873), притом что они содержатся в непосредственном источнике этой главы, к-рым послужил очерк И. Я. Сырцова «Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита…» ( Сырцов. 1873). При подготовке этого текста для Соловецкого патерика его редактор Н. В. Елагин сократил рассказ об учениках прп. Елеазара, исключив всякое упоминание о Н. Он оставил лишь фразу о др. ученике святого - Никодиме, к-рого нарек «любимым учеником» Елеазара. Вслед. этого память о блаженном Н. полностью изгладилась из Соловецкого патерика. В нем и в последующих соловецких изданиях его затмил образ др. знаменитого постриженика Елеазара - московского свящ. Никиты Минина (впосл. патриарх Никон). Отчасти эту оплошность исправил иером. Никодим (Кононов) , составитель Архангельского патерика. Он воспроизвел в патерике сведения о Н. по Житию прп. Елеазара. В своем исследовании сочинения архим. Досифея (Немчинова), посвященного «исчислению» Соловецких святых, иером. Никодим (Кононов) уделил ученикам прп. Елеазара особое внимание, включив имена Н. и Никодима в составленный им «Диптих соловецких подвижников благочестия» ( Никодим (Кононов). 1900. С. 73, 101). В этом «Диптихе...» он поместил их имена в одном ряду с именами пустынножителей Соловецкого о-ва Ефрема, Никифора, Иосифа, Тихона, Феодула, Порфирия, Трифона, Иосифа, Севастиана, Тимофея, Саввы, Нестора . Впосл. пустынножители были прославлены в Соборе Соловецких святых, учрежденном в 1993 г. по благословению патриарха Алексия II . Однако имена Никодима и Н., учеников прп. Елеазара, в Собор Соловецких святых не вошли. Возможной причиной их «забвения» послужило то, что они не были упомянуты в сочинении архим. Досифея (Немчинова), а мнение иером. Никодима (Кононова) так и не было принято во внимание. Вслед. этого Никодим и Н. все еще остаются в числе «незримых миру подвижников благочестия», память о к-рых сохраняется лишь в Соловецкой обители.

http://pravenc.ru/text/2565482.html

На месте встречи святыни московским духовенством и народом поставили крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). 3 Преподобный Иринарх Соловецкий Преподобный Иринарх Соловецкий принял постриг в Соловецком монастыре и в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобным Зосиме и Савватию. В 1614 году, после смерти игумена Антония, Иринарх стал его преемником. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите Северной России от шведов и датчан. Новый игумен много сделал для укрепления обители. При преподобном Иринархе была сооружена каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Заботясь о внешней безопасности обители, преподобный много внимания уделял и внутреннему, духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, он призывал к тому же и монахов. Под духовным руководством преподобного Иринарха в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар, друг и сподвижник преподобного Иринарха, основал скит на Анзерском острове. Последние два года жизни преподобный провел в подвиге безмолвной молитвы. Преставился святой 17 июля 1628 года. 4 Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем. В XV–XVI веках здесь стали селиться монахи-отшельники, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни, но вскоре он опустел. В 1615 году на Анзер перебрался соловецкий инок Елеазар. Он устроил свою келью у озера Круглого. Подвижник страдал от видений бесовских, но однажды, по преданию, перед ним явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Мужайся и крепись, Господь с тобою, и напиши на стенах кельи: “Христос с нами уставися”». Слово «уставити» – по-славянски означает «удержать» или «не допустить». С тех пор все анзерские подвижники стали писать на дверях келий эти слова. Вскоре после этого Елеазар принял от подвижника Фирса пострижение в схиму. Он стал жить возле Троицкой губы. Старец вырезал деревянные чашки, которые относил к морской пристани и менял у мореплавателей на съестные припасы. Слава подвижнической жизни святого Елеазара привлекала к нему новых и новых искателей уединения. Преподобный ввел для сподвижников строгий древний иноческий устав, и началась история Анзерского Свято-Троицкого скита…

http://sever.foma.ru/soloveckie-svjatye-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010