«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Житие Елеазара Анзерского, им самим написанное» или просто «Свиток» — уникальный текст. Уже просто потому что «Свиток» — автобиография святого, крайне редкий «жанр», не говоря уже о безусловной интересности и содержательности — что можно сказать о самоотчете преподобного? Елеазар рассказывает о начале основанного им скита и  — самое ценное — о своем духовного опыте. На фоне очень целомудренной русской аскетики, не любящей открывать себя, творение Елеазара уникально. Преподобный рассказывает о многочисленных бесовских искушениях (бесы являлись в облике зверей, людей — часто святых) и благодатных посещениях: видения Божией Матери, Нерукотворного образа Спасителя, Св. Троицы… Отдельно надо сказать о языке «Свитка». Книжная речь тут мешается с разговорной, изложение крайне живое, эмоциональное — и на какие темы! Тем не менее, Елеазару удалось сохранить вполне трезвенное состояние духа; его письмо живое, но не «восторженное», яркое, но взвешенное. «НЪкогда ми прииде помышление: како сотворю угодно творцу и богу моему и что угодно ему моление? И востахъ помолихся прилЪжно: «Владыко, боже Отче и Сыне и святый Душе! Яви мнЪ, како тя призову на всяко время — псалмопениемъ или красною молитвою?» И слышахъ гласъ глаголющъ ко мнЪ: «Симъ образомъ молися — глаголи на всякъ день: «Слава в вышныхъ богу и на земли миръ, въ человЪцехъ благоволение» до конца и: «Господи — прибежище бысть намъ» и: «Сподоби, господи, въ день сей и на другой день». Паки помолихся. И паки тоже повелЪваетъ глаголати. Се бо есть пЪснь къ богу обща ангелска и человЪческа.» Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/jitie-elea...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 5928.jpg:   Размер: 486x940, 0.46 MPix, 66 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (132) , (4) . Описание: Елеазар Анзерский. Конец XIX - начало XX века. Владимирская губ., с. Холуй. Доска цельная, без ковчега и без шпонок. Левкас, масло. 13.4 х 11.1 см. Из д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области. Государственное музейное объединение " Художественная культура русского Севера " .С сайта " Виртуальная ризница Соловецкого монастыря " Файл 31127.jpg:   Размер: 600x729, 0.44 MPix, 156 Kb. Дата: 2018-01-28, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (83) , (1) . Описание: Пр. Елеазар Анзерский. Кон. XIX - нач. XX в. Дерево, масло, левкас, темпера, смешанная техника. 26,5 х 22,5 х 2,3 см. Место создания: о. Соловки. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Файл 32022.jpg:   Размер: 615x723, 0.44 MPix, 108 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (117) , (0) . Описание: Пр. Елеазар Анзерский. 1860-1880-е гг. Дерево, масло. 125,2 х 70,5 х 4. Место создания: Соловецкий монастырь. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Файл 32023.jpg:   Размер: 448x800, 0.36 MPix, 57 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (108) , (0) . Описание: Краткая история ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. - Санкт-Петербург : тип. М.И. Акинфиева и И.В. Леонтьева, 1899. - 92 с., 9 л. цв. ил.; 24. Файл 33061.jpg:   Размер: 1643x2636, 4.33 MPix, 336 Kb. Дата: 2018-11-19, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (98) , (0) . Описание: Икона надгробная " Преподобный Елеазар Анзерский " . Период создания: XIX в. Материал, техника: шелк, металлическая нить, дерево, шелковая нить, холст, канитель, ткачество, живопись маслом, блестки, фольга, стекло, шитье. Размер: 66×178. Место создания: — Номер в Госкаталоге: 3612021. Номер по ГИК (КП): КП-2736. Инвентарный номер: Т-469. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы " Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и [...] Файл 34940.jpg:   Размер: 309x800, 0.25 MPix, 71 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (41) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1759-photo

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Елеазарова пустынь. Скит. Действует.   Год основания:1615. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзерский Координаты: 65.1494, 36.019 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Елеазарова пустынь основана в конце XVIII века на месте поселения на Анзерском острове преподобного Елеазара Анзерского. Сохранились фундамент келейного корпуса XIX века, фундамент часовни во имя прп. Елеазара Анзерского. Там же находятся фрагменты колодца, деревянной лестницы и Поклонного Креста. http://www.solovki.ca/monastery/skit_eleazar.php Пустынь названа в честь основателя Свято-Троицкого скита, преподобного Елеазара Анзерского. В 1615 году соловецкий инок Елеазар удалился из монастыря на Анзер. Он поселился на горе около озера, которое ныне называется Большое Елеазарово. Инок воздвиг крест, поставил келью. Он прожил на этом месте четыре года и переселился на берег морской губы, позднее названной Троицкая. К подвижнику стали приходить люди, ищущие безмолвия и уединения. Преподобный Елеазар ввел древний порядок пустынножительства. Так начиналось устроение Свято-Троицкого скита. Пустынь преподобного Елеазара была на долгое время позабыта. В начале XIX века анзерский иеросхимонах Иосиф обнаружил крест на том месте, где жил подвижник, и поставил келью. В 1825 году была построена небольшая деревянная часовня во имя преподобного Елеазара Анзерского, в которой хранились его Псалтирь и ряса. Сохранились сведения о трех редких иконах, находившихся в часовне: святитель Филипп с преподобными Елеазаром и Иринархом, явление Божией Матери преподобному Иову, явление Пресвятой Богородицы преподобному Елеазару. В середине XIX века на этом месте жил подвижник Феодор (в схиме Филипп). Во времена Соловецкого лагеря в Елеазаровой часовне размещался пикет охранников. Пустынь была разорена и на долгие годы забыта. В 1996-1998 годах здесь проводились археологические работы, был расчищен фундамент кельи. От часовни остались только первый венец сруба и дверь. В 2006 году на старом фундаменте выстроена новая деревянная часовня.  Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57440

В 60 саженях от церкви и скитских строений, по голгофской дороге, находится деревянная часовня; в ней находятся в иконостасе старинные иконы и кладезь в средине оной. Преподобный Елеазар, основатель Троицко-Анзерского скита Происхождение – Монашество – Отшельничество на Анзерском острове – Искушения – Схима – Начало скита – Подвижничество – Замечательные случаи – Построение деревянного храма – Строительство Елеазара – Дружество с Препод. Иринархом – Известность Царю – Царская грамота 1633 года – Ученики Елеазар – Забота об устройстве каменного храма – Попечение патриарха Никона о ските – Опыты духовной жизни Елеазара – Кончина – явления и чудеса – Наставление инокам о пострижении, келейном правиле, причащении св. Таин, погребения – Поучение в св. Четыредесятницу – Состояние скита по смерти Елеазара – Строители Никодим и Роман – Причисление к Соловецкому монастырю – Строитель Спиридон – Обретение мощей Препод. Елеазара – Игумена Мельхиседек – Настоящее состояние скита. Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединённую на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался рассадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Препод. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружились в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Набожные родители не хотели препятствовать доброму намерению сына и дали ему своё благословение. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства Препод. игуменом Иринархом и усердием и ревностью занимался резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким вниманием к самому себе, послушник приобрёл уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. Не ища славы человеческой и стремясь к большим подвигам, Елеазар, по благословению Преп. Иринарха, оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отделённый от Соловецкого на севере проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем; только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшиеся рыбною и звериною ловлею. Среди острова возвышается чрезвычайно крутая гора, называемая теперь Голгофою. С вершины её в ясный летний день открывается величественный вид на необъятное пространство морских вод, на немалую часть островов Соловецкого и Муксальмского, берега твёрдой земли, остров Жигжин. Весь Анзерский остров, с его холмами, покрытыми густыми сосновым и берёзовым лесом, с его озёрами разной величины, находится как бы под ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Мало по малу молва об Анзерском пустыннике, распространилась по Беломорскому берегу и к нему собралось несколько ревнителей безмолвия и уединения. Елеазар не решился удалиться от людей, ищущих, подобно ему, душевнаго спасения, и составить из них небольшое братство пустынножителей. Препод. Елеазар ввел для сподвижников древний порядок пустынной жизни. Каждый пустынник имел особую келью, не в дальнем разстоянии от других, пребывал в ней в посте и молитве, занимаясь каким либо рукодельем для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву. Общая молитва совершалась или в часовни, или в келье препод. Елеазара: свечера отправляли вечерню, читали псалтирь, пели каноны Господу Иисусу и Пресвятой Богородице, исповедывали свои помышления и грехи наставнику; утром служили литию, утреню, часы, и затем подвижники уходили на безмолвие в свои кельи. Препод. Елеазар был примером подвижничества для всех учеников: умерщвляя свое тело постом, бдениями и коленопреклонениями, он имел на себе железныя вериги, рубил дрова, носил воду. Время, свободное от этих трудов, он употреблял на переписку полезных книг: " от многаго божественнаго писания, " сказано о нем во вкладной скитской книге, " различныя повести собра, и три книги Цветника своею рукою написа уставом, также и чин монашескаго келейнаго правила в писании добре истолкова; братии своей патерик о уставе и благочинии скитском положи, и старчество и инии книги своею рукою написа. " Как преподобный умел побеждать свои пожелания, показывает следующее повествование жизнеописателя его: случалось, что ему приходило на мысль вкусить рыбы; он приготовлял ее, ставил пред собою и, не дотрагиваясь, укорял себя в невоздержании. Нетронутая пища, оставаясь в келье, разлагалась,-тогда подвижник говорил себе: " ешь теперь, если хочешь. "   Не терпя таких подвижников самоотвержения, враг искуситель усиливал свою злобу на Преподобнаго. Соловецкий игумен Иринарх, глубоко уважая Елеазара, нередко и сам посещал его для духовной беседы, и приглашал чрез слугу к себе в монастырь. Однажды является этот слуга с лошадью, заложенною в сани; подскочив к окну кельи, он передал от игумена поклон и приглашение приехать в монастырь. Елеазар начал собираться в путь и раньше обыкновеннаго совершил утреннее молитвенное правило. Заметив, что посланный часто уходит из кельи во время службы, он спросил его: " зачем так часто отлучаешься из кельи? " - " Лошадь посматриваю, не смирно стоит, " - был ответ. По окончании молитвы, Елеазар хотел пред отъездом вкусить пищи и угостить приезжаго, и пред вкушением, по обычаю, стал читать молитву Господню, но лишь только произнес:- " и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго " , мнимый слуга мгновенно исчез. С ужасом подвижник взглянул в окно, но на дворе не оказалось даже и следов приезжаго. Тогда он понял, что это было искушение от диавола, и возблагодарил Господа Бога, не допустившаго посмяться над ним врагу.

http://isihazm.ru/?id=598

Так побеждал святой Елеазар все восстания страстей и оставался непреобо­римым от них по благодати Божией. Однако злой дух, видя, что все его искушения отражены преподобным, не оставил его в покое, но новыми кознями захотел окончательно погубить свя­того подвижни­ка. Произошло это так. Игумен Соловецкого монастыря бла­женный Иринарх, впер­вые принявший преподобного Елеазара в свою обитель, не прерывал общения и после его удаления на Анзерский остров. Часто, особенно в зимнее время, когда устанавливался удобный путь по льду, он посылал от се­бя послушника на санях, запряженных лошадью, с приглашением препо­добного в обитель для полезных духовных бесед с ним. Зная это, лукавый дух однажды преобразился в такого послушника и, явившись к келлии преподоб­ного, постучал к нему в оконце. И когда тот подошел к окну, чтобы видеть, кто стучится, лукавый с поклоном сказал, что он прислан за ним от игумена. По смотрению Божию и для большего испытания подвижника была скрыта от него эта хитрость диавола, и он, не обратив даже внимания на то, что тогда не было пути морем, принял к себе лукавого в образе послушника, а сам начал готовиться в дорогу. Преподобный не желал, однако, отправиться в путь, прежде чем совершит правило келейной молитвы, и потому ранее обыкновенного встал на молитву — для пения часов. Когда же начал он читать слова молитвы Господней: «...и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», — мнимый послушник не вынес этих слов, вышел из келлии и через некоторое время появился снова. Это повторялось не­сколько раз, по мере того, как чи­талась молитва Господня. Удивленный этим, преподобный спросил послуш­ника, почему он выходит из келлии, тот ему ответил: «Посмотреть за лошадью: она не смирно стоит». По окончании часов преподобный по обычаю гостеприимства предложил мни­мо­му брату трапезу, и тогда-то, наконец, при чтении молитвы Господней лукавый исчез без следа. Рассказав после того братии соловецкой об искушении, преподоб­ный Елеазар возблагодарил Бога, что Он не искусил его свыше сил,

http://pravicon.com/info-2290

А сам отец Никита ушел на Белое море в Анзерский скит, близ Соловецкого острова. Тут то и поселился он, дабы исполнить заветное желание души своей и вести самую строгую монашескую жизнь. Там то, в безмолвной келье, при шуме волн морских, в часы глубокой ночи переносился он в небесные селения от земли, где все скоротечные радости сопровождаются неизбежными горестями и утратами. Там то сей постник и затворник стал велики подвижником и по своим духовным доблестям примером для иноков. Посему начальник и основатель скита, преподобный Елеазар, постриг священника Никиту в монашество и наименовал его Никоном. Ему было тогда 30 лет. Анзерский скит находится на крайнем севере, в открытом море, на Анзерском острове, верстах в 20 от Соловецкого монастыря и в 200 верстах от Архангельска. Природа там скудная и суровая. Жизнь в Анзерском скиту была трудная. Братия, не более двенадцати человек жили в отдельных хижинах, раскинутых по острову и не обнесенных оградой. Монахи там не видались друг с другом и только в субботу вечером сходились в церковь . Богослужение продолжалось целую ночь; в церкви братия выслушивали всю псалтирь; с наступлением дня совершалась литургия; потом все расходились по своим кельям. Средства к жизни там были скудные. Царь ежегодно давал в Анзерский скит руги по три четверти хлеба на брата, а соседние рыбаки снабжали братию рыбой, в виде подаяния. Основателем и настоятелем скита был преподобный Елеазар, старец, отличавшийся святостью жизни и прозорливостью. Под его духовным руководством и подвизался Никон и был в числе близких и любимых учеников Елизара. Здесь Никон всей душой отдался иноческим подвигам: он проводил дни в великом посте и воздержании, спал очень мало и на каждом правиле прочитывал всю псалтирь, полагая по тысяче поклонов. Нередко при этих ночных подвигах он подвергался и диавольским искушениям. Отношения между Никоном и его наставником-старцем были добрые и близкие. Старец видел его подвиги и отличал его от других иноков. По повелению преп. Елеазара, Никон занимался иконописанием и исполнял другие его поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Разросшееся хозяйство, а потом и водворение на острове военных людей, нарушало дух молитвенного уединения, которым так дорожили настоящие монахи. Среди монашеской братии даже стали появляться случайные люди, не готовые к многотрудной иноческой жизни. Тем не менее, Соловецкий монастырь и в новых исторических условиях оставался твердыней веры. Паломники, во множестве добиравшиеся до Соловков, видели уставную строгость монастырской жизни. Соловецкие храмы поражали их своими размерами и красотой, а библиотека – обширностью, имеющихся в ней, книг и рукописей (соловецкие монахи не только хранили и переписывали книги, но и сами нередко брались за перо). Но, главное было в том, что соловчане, вновь и вновь представляли миру настоящих подвижников. Именно таких молитвенников, отмеченных «добрым житием», братия часто избирали себе в игумены, обнаруживая тем самым и свой собственный духовный настрой. Некоторые из этих игуменов, со временем, прославились как святые: Филипп, Иаков, Антоний, Иринарх, Маркелл. Умножалось и число отшельников. Соловецкие монахи основывали новые обители: преподобный Иов Ущельский – на Мезени, преподобный Дамиан Юрьегорский – на Илексе, преподобный Елеазар Анзерский – на соседнем с Большим Соловецким, о-ве Анзер. Среди подвижников той эпохи наиболее примечательна фигура святого Филиппа, возглавлявшего обитель с 1543 по 1566 г. Будущий игумен был выходцем из знатнейшей боярской семьи Колычевых (другая ветвь этого рода, со временем, даст начало царской династии Романовых). В возрасте тридцати лет он, неожиданно для окружающих, оставил столичную карьеру и тайно ушел на Соловки. Хотя молодой человек никому не рассказывал о своем происхождении, островная братия понимала, что новоначальный инок воспитывался не в крестьянской семье, и удивлялись, с какой готовностью он брался за самые тяжелые, явно непривычные для него работы. Успехи Филиппа в монашеском деле были столь очевидны, что он получил благословение на уход в лесную келью, где провел в одиночестве несколько лет в строгом посте и непрестанной молитве. Уединяться в своей пустыни он не прекратил и после того, как братия избрала его настоятелем и он развил энергичную деятельность, преобразившую монастырь. В его игуменство остров впервые украсился каменными храмами, его далекие концы были соединены с монастырем дорогами, а десятки соловецких озер – каналами, обеспечивавшими братию почти неиссякаемым запасом гидроэнергии. Вырос монастырский флот, были созданы портовые сооружения, появились скотные дворы и собственное производство одежды и обуви, заработали скрипторий и иконописная мастерская, и пр. При этом, хозяйственные хлопоты, отнюдь, не были для игумена приоритетными перед, собственно, монашеской жизнью. Убежденный сторонник общежитийного устава, он требовал от братии строгого исполнения обетов и сам показывал ей пример, бывая, по словам автора жития, «на всяк день собеседник Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство. В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII b., построена в 1860 году и освящена в его честь церковь. В начале ХХ в. монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Святую обитель прославили подвижники благочестия. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV b.), преподобный Елисей Сумский (XV–XVI b.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI b.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI b.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI b.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII b.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII b.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII b.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII b.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII b.).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В январе 1638 года по прошению старца Елеазара государь повелел игумену Варфоломею и соловецкой братии выстроить в Анзерском скиту каменную церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы с трапезной. Из Москвы был прислан мастер каменных дел Трефил Шарутин, незадолго до этого возводивший царский дворец в Кремле. Однако игумен Варфоломей доложил в столицу, что храм на Анзере строится большего размера, нежели предписано, после чего указом патриарха Иоасафа строительство было остановлено. По вступлении на престол царя Алексея Михайловича, в 1646 году вновь приказано было соловецкому игумену поставить на Анзере каменную церковь. В бытность свою в Москве преподобный Елеазар получил царскую грамоту и о прибавлении ружного жалованья скиту – воска и меда на церковные нужды. Но соловецкие монахи не спешили со строительством храма, хотя деньги им на это были выделены. Братия не желала помогать Анзерскому скиту, получившему независимость от Соловецкого монастыря. Лишь после нескольких указов государя и грамот патриарха Никона князь Григорий Ромодановский, двинский воевода, принудил игумена Илию начать строительство церкви. В ней были сооружены три престола: Святой Троицы, преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». По кончине преподобного Елеазара (13 января 1656 года) Анзерским скитом несколько лет управлял его ученик, старец Никодим, а после него – иеромонах Игнатий. Смута, связанная с исправлением богослужебных книг, охватившая Соловецкий монастырь в 1668–1676 годах, коснулась и Анзера. Есть свидетельства, что во время многолетней осады Соловецкого монастыря царским войском анзерские иноки тайно поддерживали соловчан. Год спустя после взятия монастыря, по смерти старца Никодима, соловецкий архимандрит Макарий решил навести порядок на Анзере. «Егда убо супротивных в Соловецком острове учинися в вере смущение, и устройся от них монастырю запорное укрепление: в те же времена бысть и Анзерскому скиту от начальствующих тогда велие разорение и конечное ему сотворися запустение. Живущие же ту пустынники до единого со отока разогнаны бежаша, и храмы Божий обраны, токмо стены едины в них осташа...» – вспоминал о том времени анзерский летописец Макарий. Весной 1677 года по указу патриарха Иоакима из Анзерского скита были вывезены на хранение в Соловецкий монастырь иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованные грамоты и деньги.

http://sobory.ru/article/?object=03581

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010