Поразительно, но преподобный Елеазар сыграл огромную роль и в судьбе будущего патриарха, в миру Никиты Минова, который в 1636 году в Анзерском скиту принял постриг от преподобного Елеазара с именем Никон. Он стал одним из ближайших учеников старца, под началом которого провел три года, ставшие для него истинной школой монашеского благочестия. После смерти Михаила Федоровича его сын Алексей был объявлен государем всея Руси. 28 сентября 1645 года «всенародное множество православных христиан» стало свидетелем торжественного венчания Алексея Михайловича на царство. В Успенском соборе Кремля на юного государя возложили царские регалии – крест, бармы, шапку Мономаха, цепь, в правую руку вложили скипетр, в левую – державу. Вскоре после своего избрания царь, по отзывам современников, «великодушен, милостив, набожен, навычен многим философским наукам», встретился с Никоном, тогда игуменом Кожеезерского монастыря. «Коломенский» саккос был подарен царской семьей в мае 1653 года патриарху Никону при богослужении в царском загородном дворце, о чем и повествует надпись, сделанная жемчугом на саккосе «Крепкого богатырского телосложения, с колоритным лицом», духовно одаренный и весьма образованный, Никон произвел исключительно сильное впечатление на 16-летнего государя. И царь душевно привязался к своему «собинному» (собственному) другу, как он его тогда называл. По инициативе царя Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря, где находилась усыпальница рода Романовых, затем избирается новгородским митрополитом, а после смерти патриарха Иосифа – всероссийским патриархом, вновь по инициативе царя. Глядя на царские регалии – державу, сплошь выложенную драгоценными камнями, и бармы – оплечные украшения с многоцветными прозрачными эмалями, сделанные по образцу барм императора Константина Великого, а также на никоновские саккос и посох, принадлежавшие еще первому московскому святителю митрополиту Петру, словно вдыхаешь воздух того времени, когда верховный иерарх Русской Церкви стал главным советником государя, когда, по свидетельству одного из иностранных дипломатов, царь без ведома патриарха не осмеливался «ни созывать сенат, ни объявлять войну, ни налагать пошлины».

http://pravoslavie.ru/5305.html

Своими речами подвижник утешал опечаленного царя. Он говорил ему о всемогу­ществе Божием, о том, что Бог может нам дать все по вере нашей, и в заключение сказал: «Как вот сей день, так и я уповаю на Господа, что зач­нет­ся и родится у вас сын и будет наследником вашего царства». Обрадованный царь упросил преподобного Елеазара остаться в Чудове монас­тыре до исполнения сего события, а через несколько времени, именно в 1629 г., дейст­вительно сбылись слова преподобного — родился у царя сын царевич Алексий Михайлович. В порыве благодарности царь предлагал преподоб­ному и почести, и власть, но он ради смирения и пустыннолюбия отказался от все­го этого. Мысли подвижника были там, в созданном им скиту. Он получил от го­су­даря церковную утварь для скитского храма и грамоту, в которой рас­пи­сано было жалованье Анзерскому скиту и давалось право получать из казны воск, ладан и прочее. После того святой старец с миром возвратился в свой скит. Преподобному Елеазару под конец его жизни пришлось еще раз побывать в Мос­кве. По вступлении своем на престол царь Алексий Михайлович, слыша о подвигах преподобного и глубоко почитая его, как бы другого богодаро­ван­ного отца, пожелал видеть его лично, а посему святой Елеазар, преодолевая обычную в его летах слабость, вторично должен был ехать в столицу. Он с ра­достью был принят и обласкан царем, исполненным веры и любви к преподобному. Но и теперь он не искал при дворе царевом своих выгод, по-прежнему заботился лишь о ските своем. Вот почему во время пребывания пре­подобного в Москве ему дана была украшен­ная золотом грамота о выдаче от казны всего потребного для церковных нужд и содержания братии, а также был издан указ о непременном создании в Анзерском скиту каменной церкви, постройка которой, начатая еще при царе Михаиле Феодоровиче, была при­остановлена по той лишь причине, что Елеазар хотел выстроить ее в гораздо больших размерах, чем предполагалось. Одарив преподобного, царь с честью отпустил его в скит. Теперь, казалось бы, легко могли исполниться заветные желания Анзерского пус­тынника о новой каменной церкви, и потому первой его заботой по возвра­щении в скит было приступить к ее построению. Но так как без помощи Соловецкого монастыря нельзя было построить каменного храма, то, возвра­тившись от царя, Елеазар отправился в Соловки и рассказал монастырским властям о милости царя к скиту, показал и грамоты, в которых повелевалось соловецким настоятелям заботиться об Анзерском ските, особенно о постройке в нем церкви, не считая его, однако, подчиненным монастырем. Смиренно просил преподобный Елеазар вспоможения от настоятеля и братии соловецкой. Но соловецким старцам прискорбно было, что Анзерский скит совершенно устраняется от их зависимости, и они не только отказали преподобному

http://pravicon.com/info-2290

Мало по малу молва об анзерском пустыннике распространилась по Беломорскому берегу, и к нему собралось несколько ревнителей безмолвия и уединения. Елеазар не решился удаляться от людей, ищущих, подобно ему, душевного спасения, и составил из них небольшое братство пустынножителей. Препод. Елеазар ввёл для сподвижников древний порядок пустынной жизни. Каждый пустынник имел особую келью, не в дальнем расстоянии от других, пребывал в ней в посте и молитве, занимаясь каким-либо рукоделием для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву. Общая молитва совершалась или в часовне, или в келье препод. Елеазара: с вечера отправляли вечерню, читали псалтирь, пели каноны Господу Иисусу и Пресвятой Богородице, исповедовали свои помышления и грехи наставнику; утром служили литию, утреню, часы, и затем подвижники уходили на безмолвие в свои кельи. Препод. Елеазар был примером подвижничества для всех учеников: умерщвляя своё тело постом, бдениями и коленопреклонениями, он имел на себе железные вериги, рубил дрова, носил воду. Время, свободное от этих трудов, он употреблял на переписку полезных книг: «от многого божественного писания», сказано о нём во вкладной скитской книге, «различные повести собра, и три книги Цветника своею рукою написа уставом, также и чин монашеского келейного правила в писании и благочинии скитском положи, и старчество и иные книги своею рукою написа». Как Преподобный умел побеждать свои пожелания, показывает следующее повествование жизнеописателя его: случалось, что ему приходило на мысль вкусить рыбы; он приготовлял её ставил пред собою и, не дотрагиваясь, укорял себя в невоздержании. Нетронутая пища, оставаясь в келье, разлагалась, – тогда подвижник говорил себе: «ешь теперь, если хочешь». Не терпя таких подвигов самоотвержения, враг-искуситель усиливал свою злобу на Преподобного. Соловецкий игумен Иринарх, глубоко уважая Елеазара, нередко и сам посещал его для духовной беседы и приглашал чрез слугу себе в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства преп. игуменом Иринархом, и с усердием и ревностию занялся резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким пониманием к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. По благословению преп. Иринарха, он оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отдаленный от Соловецкого на север проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем; только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшиеся рыбною и звериною ловлею. Поселившись один на острове, пустынник работал деревянные чашки, выставлял их на пристани, а сам удалялся в леса от людей. Приплывавшие поморцы брали посуду, а в оплату оставляли хлеб, крупу и капусту. Мало-помалу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Кельи отшельников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались старцы для общей молитвы и на следующий день, совершив восресное пение, расходились по кельям для богомыслия и рукоделия по силам каждого. В числе первых и ближайших учеников преп. Елеазара был знаменитый патриарх Никон . В житии Елеазара рассказывается, что он предсказал царю Михаилу рождение сына, царевича Алексея. Царь Михаил и потом патриарх Никон и царь Алексей своими жалованными грамотами и разными вкладами весьма много способствовали возвышению и благоустройству основанного преп. Елеазаром скита. Анзерский скит сделался знаменитым, как место строгого подвижничества и в то же время книжного просвещения. Сам преп. Елеазар был не только великим подвижником, но и любителем духовного просвещения и книжного учения. В «Вкладной книге» Анзерского скита мы о нем читаем: «Он много Божественнаго писания различныя повести собра, и три книги Цветника своею рукою написа уставом» (Рукоп. Анзер. скита N 2, л. 31–32). Анзерская библиотека вошла в состав Соловецкой и сохранилась до нашего времени («Прав. Собес». 1860 г., янв., стр. 103–104). Преп. Елеазар ум. 13 января 1656 года, после 40-летних подвигов. Мощи почивают под спудом в церкви Анзерского скита. Память празднуется в день преставления (Соловецкий Патерик, стр. 86–88). «Когда и кем составлено дошедшее до нас житие преп. Елеазара, – определенно сказать нельзя; в заглавии сказано, что оно «собрано от многих и верных сказателей

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

для обители годы, «яко кокош, собирая семена, птенцов своих окормляше все целые осмь лет». На своих плечах он однажды принес из Колы жернова ручные для обители. После продолжительной, трудовой жизни преподобный впал в болезнь и сильно изнемог; ум. на 89 году 15 декабря 1583 года, прожив около 60 лет на Печенге. Память празднуется 15 декабря. Мощи преп. Трифона погребены в основанном им монастыре Кольско-Печенгском, который находился при впадении р. Печенги в Северный Океан близ Св. Носа. В последствии эта обитель перенесена в самый г. Колу, а в 1764 году упразднена и приписана к Кольскому собору. На первоначальном месте монастыря, над могилою преп. Трифона, стоит деревянная церковь Сретения Господня (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 380–384. – Яхонтов, Жития северно-русских подвижников, стр. 133). Позднейший биограф преп. Трифона говорит, что первое житие, писанное «самовидцами», пропало во время разорения монастыря Шведами в 1589 году, но чтители святого сохранили сведения о нем в малых книжицах и кратких записках, из которых и составилось уцелевшее житие, которое написано не раньше Никонова патриаршества. (Ключевский, стр. 337). В Иконописном Подлиннике: «подобием сед, брада аки Александра Свирского , в схиме, ризы монашеския; нецыи пишут браду долгу, доле Власиевой, с схимою на плечах». (Филимонов, стр. 41). 323. Преподобный Филипп пустынник иже бысть на мори Окияне у Заицкаго острова, преставися в лето 7000 месяца ноября в 14 день Об нем никаких сведений не найдено. 324. Преподобный Елеазар строитель Анзерскаго острова и скита иже бысть на Окияне море, преставися в лето 7100 Почитается благоустроителем пустынной жизни на СОловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединенную на избранных местах, а со времени основания им скита, собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался рассадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Преп. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

  С построением храма, Анзерские пустынники хотя не оставляли своих келий, но чаще стали собираться для общей молитвы. Иеромонах Варлаам совершал для них богослужение и, в качестве " строителя " скита, пользовался некоторою властию над скитянами. Сам Елеазар избежал начальствования и оставался духовным руководителем и советником братства. Но вскоре, в 1624 году, вероятно по воле Царя или патриарха, он должен был принять на себя бремя правления, которое отягчилось для него потерею покровителя и друга-Соловецкаго игумена Иринарха. Каких духовных даров достигли оба подвижника, обнаружилось в следующем обстоятельстве: когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своем скиту, сказал братии: " друг мой собеседник о Господе игумен Иринарх сегодня умирает,- мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых. " Иринарх же, на одре смертном, пред Соловецкою братиею произнес: " брат мой духовный Елеазар, сегодня отправляется из своего скита в нашу обитель и желает прибыть прежде моей кончины, но, по воле Божией, уже не увидит меня в живых. "   При новом Соловецком игумене Макарии, грамотою 7-го Февраля 1628 года, число братства в Анзерском ските определено в 12 человек и на это число повелено отпускать, чрез Соловецкий монастырь, из доходов Двинской области на одежду по 2 р. на человека, на содержание по три четверти ржаной муки, по осьмине овса, солоду, по полуосьмине круп и толокна, на церковные расходы-пуд воску, три ведра краснаго вина, 10 фунтов ладона, на просфоры,- по четверти пшеничной муки, и кроме того 5 р. на дрова. Благодаря такой заботливости Царя Михаила Феодоровича, материальное положение Анзерских пустынников было обезпечено. Милостивое расположение Царя к Анзерскому скиту увеличилось еще более со времени счастливаго события в Царском семействе. В беседе с Александром Булатниковым, Царь выразил ему Свою скорбь, что не имеет по Себе Наследника, прибавив: " кто бы мог помолиться, чтобы Господь разрешил наше неплодие? " Есть, Государь, " отвечал старец, " в Твоей державе один подвижник, котораго молитву, верую, услышит Господь Бог, " и разсказал о жизни и подвигах преподобнаго Елеазара. Благочестивый Царь обрадовался этой вести и послал просить пустынника в Москву.

http://isihazm.ru/?id=598

В 1620 году игумену соловецкому преподобному Иринарху случилось быть в Москве. Когда он пришел к матери царя Михаила Феодоровича ино­­кине Марфе Иоанновне просить о нуждах своего монастыря, она спросила его об Ан­зер­ском острове и подвижниках его. Игумен сказал, что остров очень удобен для пустынножительства. «Можно ли поставить там церковь?» — спросила Марфа Иоанновна. Игумен ответил, что это удобно, и получил на устройство храма 100 рублей, книги, ризы и иконы. Начальником одиннадцати анзерских пустынников был в то вре­мя иеромонах Варлаам. При нем и построена была в Анзерском скиту дере­вянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя препо­добного Михаила Малеина (Ан­гела царя). Около 1625 года преподобный Елеазар является начальником скитян. Без сомнения он превосходил учеников своих духовными дарованиями, напри­мер, даром прозорливости. Так, когда приблизилась кончина соловецкого игумена преподобного Ири­нарха, преподобному Елеазару было открыто об этом от Господа. Тогда святой возвестил братии своей, что его друг и собеседник о Господе Иринарх уже кончается, что он спешит к нему, но уже не увидит его в живых. А преподобный Иринарх, в свою очередь провидя, говорил братии: «Духовный мой брат Елеа­зар плывет морем, стараясь застать меня в живых, но смотрением Божиим не застанет». Так это и сбылось. Мало-помалу молва о подвижнической жизни преподобного вышла далеко за пределы Поморского края и дошла даже до царского дворца. Царь Михаил Феодорович, весьма сильно скорбевший о том, что он не имеет наследника, однажды в беседе с соловецким пострижеником келарем Троицкой лавры Александром Булатниковым спросил его: «Нет ли среди вас такого праведного мужа, который бы разрешил нашу печаль?» Александр же, зная великое дерзновение к Богу преподобного Елеазара, ответил царю: «Есть такой муж в твоей державе и, надеюсь, он может испросить вам у Бога сына». Затем подробно рассказал о святом. Царь обрадовался и послал к преподоб­ному Елеазару самого Александра с приказанием привести его с собою в Москву. Пре­подобный прибыл в Москву и с честью был принят при дворе.

http://pravicon.com/info-2290

В это время здесь в уединении подвизался схимник Елеазар, устраивая скит для любителей строгой пустыннической жизни. Никон сделался его учеником и ревностным помощником. Заботы по устройству скита этих подвижников постоянно вынуждали их обращаться к богатым Соловецким монахам – то с тою, то с другою просьбой. Но монахи не только отказывали им в помощи, но и притесняли их; им неприятно было, что анзерские пустынники живут на их земле, надоедают просьбами, и в тоже время стремятся быть от них в независимости. Особенно не нравилось монахам благоволение к пустынникам царя Михаила Федоровича, который в 1633 году дал им некоторую независимость от Соловецкого монастыря, а между тем Соловецкому настоятелю повелевал выстроить для них новый храм. Преподобный Елеазар целых восемнадцать лет (с 1638 до 1656 г.) умолял игумнов Рафаила и Илью о помощи, согласно царской воле, в построении храма и, однако, умер в 1656 году, не дождавшись окончания постройки. Мало того, игумен Илия приискал на святого мужа какую-то вину и выдержал его в Соловецкой тюрьме. 12 Эти неприязненные отношения монахов к анзерским пустынникам, в числе коих был Никон, не могли конечно возбуждать и в самом Никоне особенного почтения к Соловецкой братии. Но зато он из этих отношений извлек себе ту пользу, что коротко познакомился с Соловецкой жизнью, бывая в монастыре по нуждам скита, видел хорошую и дурную ее стороны, на что и обратил свое внимание впоследствии, сделавшись новгородском митрополитом. б) Пока Никон был анзереким пустынником, Соловецкая братия конечно, мало обращала на него внимания, и относилась к нему не лучше, чем к Елеазару и другим анзерцам, надоедавшим им своими просьбами. Когда же Никон удалился в Кожеозерскую пустынь, иноки может быть и совсем забыло, что когда-то какой-то чернец Никон был в Анзерском ските. Но, вот, Никон вдруг является в Москве, в сане архимандрита и близь самого царя; царь делает его своим и другом и поверяет ему свои тайны. Соловецкие монахи до сих пор сами считали себя близкими к царю, свободно обращались к нему со всяким челобитием и имели при дворе своего представителя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Из-за противоречий, существовавших между Анзерским скитом и Соловецким мон-рем, к-рый должен был осуществлять строительство Знаменской ц., начавшиеся работы остановились. Они возобновились в 1648 г., когда царь пожаловал на возведение храма 700 р. Троицкая ц. с приделами Знаменским и во имя прп. Михаила Малеина, с трапезной и келейным корпусом была освящена осенью 1649 г. Постройку храма сопровождали чудесные знамения. Кирпич и др. строительные материалы брали из Соловецкого мон-ря. С наступлением весны из-за ледохода сообщение скита с мон-рем было прервано. Однако, чтобы не останавливать строительство, преподобный отважился на путешествие на Б. Соловецкий о-в с неск. работниками. Путники благополучно достигли обители и загрузили на суда кирпич и др. материалы. На обратном пути их суда натолкнулись на большие льдины. Е. повелел кормчим обратить ладьи против шедших на них льдин, и по молитвам преподобного путь расчистился. Важным делом Е. стало формирование б-ки Анзерского скита (ныне в составе Соловецкого собрания РНБ, 10 рукописей имеют записи о принадлежности Е.), в соответствии с описью 1676 г. она насчитывала более 200 рукописных и старопечатных книг. Из записей во вкладной книге скита известно о переписке Е. книг: в документе сообщается, что преподобный «братии своей Патерик о уставе и благочинии скитском положи с Старчество и иныя книги своею рукою написа... От многаго Божественнаго писания различныя повести собра и три книги Цветники своею рукою написа уставом, такоже и чин монашеского келейнаго правила в писании своем благоразумно, яснейши от искусу чернеческаго жития добре истолкова» (Прп. Елеазар. 2001. С. 237, 249). Переписанные им книги святой вложил в скитскую б-ку. Автографы Е. не установлены. В описях Соловецкого мон-ря XVIII в. отмечены послания, челобитные Е., касающиеся вопросов жизнеобеспечения скита, устава скитской жизни, строительства, отношений с Соловецким мон-рем. Эти документы не сохранились, об их содержании можно отчасти судить по ответным грамотам царей, патриархов, митрополитов в Анзерский скит (опубл.: Там же. С. 159-207). Сохранившееся лит. наследие Е. невелико, наиболее значительным произведением является автобиографический «Свиток». Севастьянова атрибутировала Е. сохранившиеся в единичных списках Предисловие к богослужебному уставу (в нем излагаются обстоятельства получения анзерскими пустынножителями богослужебного устава из Соловецкого монастыря), «Сказание о Божественном гласе» (по мнению исследовательницы, это надпись на иконе Спасителя, созданной преподобным) и учительную грамоту, адресованную некоему мирянину. Считается, что Е. в 1641-1648 гг. участвовал в составлении первоначальной редакции Жития прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского ( Голоскова Н. А. Житие Диодора Юрьегорского в обработке И. С. Мяндина//Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. С. 21-22).

http://pravenc.ru/text/189679.html

Ревность к иноческим добродетелям среди неутомимых подвигов возрастала более и более с каждым днем. Настоятель и старцы обители, признав нового постриженика совершенным иноком, освободили его от послушания и работ монастырских, дозволили ему жить в отдельной келье. Там, наслаждаясь безмолвием, о.Иов непрестанно творил молитву Иисусову, читал Св. Писание и другие душеполезные книги, а по временам занимался рукоделием. Пищи, приносимой ему с братской трапезы, вкушал весьма мало.      – Молва о подвигах Соловецкого священноинока скоро достигла до слуха Государя. Петр I, уже убедившийся в неосновательности доносов на бывшего духовника своего, снова призывал его ко Двору на прежнее служение, но старец, сгорбленный летами и подвигами, смиренно отклонил от себя мирские почести, желая единственно служить Богу в тишине безмолвной жизни. С этою целию он, с благословения архимандрита Фирса, переселился в Анзерский скит. Анзерский остров лежит в двадцати двух верстах от острова Соловецкого. Он был прежде необитаемым и служил только временным пристанищем для беломорских судов и промышленников, покуда не поступил в собственность Соловецкого монастыря по грамоте, данной еще при жизни преподобного Зосимы Соловецкого от веча Великого Новгорода, незадолго до уничтожения новгородской вольности. Настоятели монастыря завели там соловарни и при них поставили первую деревянную церковь св. Николая. В 1616 году поселился на острове преподобный Елеазар и жил там близ этой церкви, приходившей уже в ветхость. Местное предание уверяет, что пустынник работал деревянные чашки, выставлял их на пристани, а сам удалялся в леса от людей. Приплывавшие поморцы брали посуду, а в отплату оставляли хлеб, крупу и капусту. Мало-по-малу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Кельи отшельников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались старцы для общей молитвы и на следующий день, совершив воскресное пение, расходились по кельям для богомыслия и рукоделия по силам каждого. Дивный пустынножитель, лично известный царю Михаилу Феодоровичу, которому он предсказал рождение сына и наследника, преставился 13 января 1656 года, оставив после себя достойных учеников, строгих подвижников. Таков был Никодим, преемник блаженного своего наставника в управлении скитом. Великий муж Церкви и отечества, Патриарх Никон , был также учеником преподобного Елеазара.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010