Даниил, князь Московский, ум. 1303. 4 марта и 30 авг. Даниил, преп., Переяславский, ум. 1540. 7 апр. Дан, из 12 патриархов. В нед. праотец. Дария, мученица Римская, с Хрисанфом. 19 марта. Дасий, Гаий и Зотик, мучч. Никомидийские. 21 окт. Дасий, еписк. Доростольский, муч. при Максимиане от Вассы. 20 ноября. Дасий, муч. в Дамаске, с Кесарием и др. 1 ноября. Деввора, судившая Израилю. В нед. праотец. Дидим воин, муч. Александрийский ок. 303 г., с Феодорой девицей. 27 мая. Дидим, муч. Лаодикийский в Сирии, с Диодором. 11 сент. Димитриан, муч. Кипрский при Максимиане, с Аристоклием пресв. 20 июня. Димитриан муч.. с Димитрием и Еванфией. 11 сент. Димитрий, еп. Филадельфии Асийской. 4 янв. Димитрий муч., с Еванфией и Димитрианом. 11 сент. Димитрий, великомуч. Солунский, ок. 306 года. 26 окт. Димитрий, муч. Даодский при Максимиане (307). 15 ноября. Димитрий, муч. Цареградский при Льве Ис., с Иулианом и др. 9 авг. Димитрий, преп. Прилуцкий, ум. 1391. 11 Февр. Димитрий, царевич Московский, уб. 1591. 15 мая. (Перенесение мощей в 1606 году. 3 июня). Димитрий, митрополит Ростовский, ум. 1709. 21 сент. Дисан еп., Мариав пресв. и другие мучч. Персидские в 362 году. 9 апр. Дисидерий чтец, муч. Путеольский ок. 305 г , с еписк. Ианнуарием и др. 21 апр. Диадох (еп. Фотики), учитель церкви (5 в.). В субб. с. Дий муч., с Елпидифором и др. 3 апр. Дий, преп. Цареградский, ум. ок. 430. 19 июля. Диодор, муч. Пергский при Декии, с Папием. 3 февр. Диодор, муч. Коринфский, с Викторином и др. при Декии. 31 янв. Диодор пресв., муч. Римский, из дружины Хрисанфа и Дарии. 19 марта. Диодор и Родопиан диакон, мучч. Афродисийские (в Карии) при Диоклет. 29 апр. Диодор, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Диодор и Дидим, мучч. в Лаодикии Сирской. 11 сент. Диодот, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Диомид врач, муч. Никейский при Диоклетиане. 16 авг. Диомид, Евлампий, Асклипиодот и Голиндуха, мучч. 3 июля. Дионисий Ареопагит и два ученика его, мучч. 1 в. 3 окт. Дионисий воин, муч., пострад. в Перге Памфил. (во 2 в.), с Теодором. 21 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Вызванный на беседу о самых существенных для старообрядца вопросах, Дий последовал общему в таких случаях обычаю беспоповцев: вместо того, чтобы отвечать на предложенные вопросы и доказать несомнительность своего спасения, беспоповцы обыкновенно уклоняются в сторону, сейчас же приступают к разным клеветам на церковь , что в ней такие-то и такие содержатся будто бы нововведения, и таким образом стараются отклонить и привести в забвение вопросы, на которые прямого ответа дать не в силах, – какой вопрос ни предложи старообрядцу о его уповании, он всегда ответить на него вопросом о перстах. Так точно и Дий Тимофеев все, о чем был разговор, все предложенные мною вопросы о необходимости единения с церковью и участия в церковных таинствах, оставил без внимания, аки не нужное, и вместо всяких ответов, подал мне печатную тетрадку: «Присяга хотящим взыти на степень священства», акибы составленную Иоакимом патриархом, говоря при том: «Вот каким проклятием ваша церковь проклинает все древнее церковное предание! Эта тетрадка печатная, потому и достоверна есть». Этим он хотел подорвать в слушателях доверие к церкви. Я ответил: Эту самую тетрадку напечатали мы в Пруссии с литографической, изданной в Москве поповцами, полагая, что есть она и печатная; но печатной присяги никто никогда не видал, и нигде не имеется. А между тем, если бы присяга эта действительно была издана церковью, то непременно была бы и напечатана, как обыкновенно печатаются такие статьи, славянским шрифтом. Вот первое мое доказательство, что тетрадка эта подложная: ни одного экземпляра присяги, напечатанного по повелению церковного правительства, не имеется, мы же напечатали ее с литографической, взятой у поповцев, не рассудив беспристрастно о ее неподлинности. Второе доказательство следующее: в присяге этой, изданной будто бы патриархом Иоакимом, упоминаются такие раскольнические секты, каких при патриархе Иоакиме еще не могло и существовать: ясное дело, что она есть подложное сочинение. Это разъяснил нам в Бозе почивший московский митрополит Филарет, когда напечатанную в Пруссии тетрадку присяги вручил ему Константин Голубев, явившийся объяснить владыке о своем намерении присоединиться к церкви, и нам было стыдненько пред владыкой, что напечатали статью с такими признаками подложности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Дий Матфиев. В какой книге вернее написано, – в Кирилловой или Толковом апостоле, – это еще вопрос. По Кирилловой книге, антихрист пред своим пришествием везде истребит жертву, это и верно; а в Толковом апостоле, может быть неверно. Я. Если бы в Толковом апостоле было неверно, то зачем бы нужно было на поле Кирилловой книги делать следующую ссылку: Златоуст, Толк. Коринф. 1 зач. 150? Делая такую ссылку на Толковый апостол, составитель Кирилловой книги, очевидно, писанных там слов святителя Златоуста об истреблении жертвы не считал неверными. Иначе какой же был бы смысл в этой ссылке? Дий Матфиев. Все же это гадательно и мало доказывает, в какой книге написано вернее. Я. Слушай далее. В той же Кирилловой книге написано: Божественное Тело Свое в хлебе, и животворящую Кровь Свою в вине на приятие верным своим уготовал единою, и во веки не оскудевает (л.303 об.). Еще яснее: и не единою в году повеле, якоже жидове… но на всякое время, и на всякий час по вся лета, даже до скончания мира пречистое Тело Свое и животворящую Кровь Свою, излиянную за мир на отпущение грехов, верным Своим ясти уставил (л.350 об. и л.351). Из этого всякий должен видеть и понимать, что в Кирилловой книге, если понимать ее так, как понимают беспоповцы, заключается противоречие, и что читаемое там об истреблении пред пришествием антихристовым жертвенников и жертвы Христовой, и притом везде, написано не в том смысле, в каком понимают это беспоповцы. То свидетельство святителя Златоуста о непрекращаемости таинства святого причащения до второго Христова пришествия, которое мы приводили ранее, приводит и Большой катехизис. Яко же, – говорится там, – ино слово, еже рече Господь Бог , раститеся и множитеся, и наполняйте землю, единою речено бысть, и во вся дни совершительно есть, внегда к рождению естества прилагается. Сице и сие слово (т. е.: приимите, сие есть Тело Мое… и сия есть Кровь Моя) единою речено бысть, еже на всех престолех алтаревых даже до сего дне, и до пришествия Его, подает силу жертве (л.384).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Попов Прокопий Михайлович (1864–1918), священномученик. Окончил Никольское духовное училище, Вологодскую духовную семинарию (1884). Служил надзирателем Вологодского духовного училища, а затем рукоположен в сан священника Троицкой церкви с. Шолга. Протоиерей. Расстрелян карательным отрядом по подозрению в контрреволюции 13 октября 1918 года. См.: Воспоминания Н.А. Ильинского. Л. 421, а также: Священномученик Прокопий Попов//Официальный сайт Вятской и Слободской епархии. Глубоковский Александр Никанорович (5 января 1861 — расстрелян в ночь 25/26 июня 1919), выпускник Казанской духовной академии (1885), член Областного правления в г. Уральске. О братьях Глубоковских см.: Богданова Т. А. Клементьев А. К. Из семьи Глубоковских//Глагол времени. Исслед. и мат-лы. Вологда, 2005. С. 417-437. Попов Павел Васильевич (1816–1900) – сверхштатный диакон Вохомской Покровской церкви Никольского уезда. В 1868 году уволен за штат. ВЕВ. 1868. 22. С. 513; 1901. 8. С. 117. Попов Кирилл – окончил Вологодскую духовную семинарию. В 1867 году рукоположен к Березниковской церкви Никольского уезда, в 1872 году переведен к Слободской Преображенской церкви Устюжского уезда. В 1876 году переведен на место настоятеля к Вохомской Покровской церкви Никольского уезда. В 1887 по болезни уволен за штат. Умер в 1887 году. См.: Попов Кирилл//Православные храмы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=4236 Если наше прочтение верно, то здесь присутствует нестыковка, поскольку Иерофей Алексеевич Татарский (1850 - после 1916) не был преподавателем Св. Писания (см. о нем Митр. Арсений Стадницкий. Дневник. 1902-1903. Т. 2. М., 2012. С. 82; а также примечания). Возможно, Н.Н. Глубоковский писал: «библеист, Татарский». Туров Дий Александрович (1861–1923), окончил Вологодскую семинарию (1884) по 1-му разряду. Псаломщик Вохомской Вочевской Георгиевской церкви (1885–1886). Диакон Устюжской Дымковской Дмитриевской градской церкви (1886–1887). Учитель Дымковской ЦПШ. С 1887 г. священник Спасо-Преображенской Тавренгской церкви Вельского уезда. Заведующий ЦПШ с. Боровского (1892). Законоучитель женского земского училища (1904–1908). Законоучитель Фофаловского земского училища (1908–1911). Законоучитель Федуловского земского училища (1910). См. Туров Дий Александрович//Православные приходы и монастыри Севера. http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=2598

http://bogoslov.ru/article/6174747

Димитрий муч.,11 сент. Димитрий , великомуч. солунской, 26 окт. Димитрий , муч. даодский, 15 ноября. Димитрий , муч. цареградский, 9 августа. Димитрий прилуцкий, 11 февр. Димитрий , царевичь московский, 15 мая и 3 июня. Димитрий , митрополит ростовский, 21 сент. Дисан еп., муч. персидский, 9 апреля. Дисидерий (вожделенный, лат.), чтец, муч. путфольский, 21 апреля. Дий (божественный, греч.), муч, 3 апреля. Дий , преп. цареградский, 19 июля. Диодор (Божий дар, греч.), муч. пергский, 3 фев. Диодор , муч. коринфский, 31 янв. и 10 марта. Диодор пресв., муч. римский, 19 марта. Диодор и Родопиан диакон, мучч. афродисийские (в Карии), 29 апр. Диодор . муч. кампанийский, 6 июля. Диодор , муч. в Лаодикии сирской, 11 сент. Диодот (Богом дарованный, греч.), муч. мелитинский, 7 нояб. Диомид (Божий совет, греч.), врач, муч. никейский, 16 августа. Диомид муч., 3 июля. Дионисий ареопагит и два ученика его, мучч., 3 окт. Дионисий (бог виноделия или Вакх, греч.), воин, муч., 21 апр. Дионисий , из 7 ефесских отроков, 4 авг. и 22 окт. Дионисий , муч. лампсакский, 18 мая. Дионисий , муч. кормифский, 10 марта. Дионисий , мучен. кормифский другой, 10 марта. Дионисий священномуч., ев. александрийский, 5 окт. Дионисий отрок, муч. византийский, 8 июня. Дионисий муч., 18 авг. Дионнсий и с ним другой Дионисий , мучч. палестинские, 15 марта. Дионисий , муч. фракийский, 6 мая. Дионисий , архиеп. суздальский, 26 июня. Дионисий , игумен глушицкий, 1 июня. Дион , мучен. кампанийский, 6 июля. Диоскорид , муч. мирликийский, 21 дек. Диоскор (сын Зевса,греч.), муч., 21 апр. Дометиан (укротитель. лат. и греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Дометиам , еписк. Мелитины арменской, 10 марта. Дометий (укротитель, греч. и дат.), персянин, диакон, муч. с двумя учениками, 7 авг. Донетий преп., 8 мар. Домна (госпожа, дат.), муч. никомидийская, с двумя тмами мучч. 28 дек. и 3 сент. Домника (господня, дат.), муч. аназаврская, 12 окт. Донника , преп. цареградская, 8 января. Донникия преп., 28 февр. Домнина (госпожа, лат.), муч. римская, с св. Фотиною , 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Я. Знаем мы, и вы знаете, что Господь на тайной вечери установил под видом хлеба и вина таинство святого причащения Тела и Крови Христовой и завещал Своей Церкви таким же образом творить это таинство в Его воспоминание. А ваше невидимое, верою и добродетелью, причащение кем и когда установлено? Дий Матфиев. Мы не от себя и не свои слова привели, а от писания святых отец. Я. Кто не исполняет Слова Божия, тот противится Христу. Дий Матфиев. Неправда, мы – Христовы. Я. Я еще не кончил, дослушай до конца. Господь на тайной вечери сказал ясно и определенно: сие творите. На что слово сие указывает? Оно указывает на то, что установил и что преподал Господь на тайной вечери; а Он преподал и установил совершать таинство Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина. Сие, т. е., совершение таинства святого причащения Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина, творите, – сказал Господь, – в Мое воспоминание. Послушны ли беспоповцы Слову Божию? Так ли у них творится совершение таинства Тела и Крови Христовой, как сказано в Евангелии? Нет. Беспоповцы по-своему причащаются, не Телом и Кровию Христовой, а своею верою и своею добродетелью. Да можно ли причащаться верою без веры в слова Христовы? Самая вера-то может ли когда-нибудь заменить собою жертву Христову? Нет. Жертва Христова верою заменена быть никогда не может. Харлампий Евфимов. И в Большом Соборнике все не по-твоему написано. У тебя все не так, что бы мы ни сказали. Я. Во всяком случае Большой Соборник не похваляет беспоповщинского учения о таинстве святого причащения 64 . Вы проповедуете причащение неслыханное и невиданное, – такое причащение, какое неизвестно было ни Григорию Богослову , ни святителю Никите Ираклийскому, ни апостолам. Христианину заповедуется быть жертвою живою, но не такою, как ветхозаветный агнец, с закланием которого прекращалась жизнь животного. Христианин в смерти своей за веру Христову имеет зерно жизни, а не смерти, и наследует Царство Небесное, и не только одним мученичеством христианин становится жертвою живою, но, как учит святитель Никита Ираклийский, всеми вещьми жрем, когда умерщвляем в себе корни греха, или, как выражено у святителя Никиты Ираклийского, уды к действу греха. Здесь, как всякий без труда видеть может, говорится не о таинстве святого причащения, а о подвигах жизни христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Подумайте все вы, беспоповцы, – неужели антихрист сильнее Христа? Может ли он разрушить то, что Бог Своею Божественною властью постановил вечным и неразрушимым? Не думайте, что святитель Златоуст по-вашему учит. Напротив, он особенно и обличает ваше заблуждение. «Прииде, – учит он, – Христос и ныне той же, иже трапезу ону устроя: сей и ныне сию творит… Се ми есть плоть, рече, слово предлежащая устрояй, и якоже оно глаголяй: раститеся, и множитеся, и наполняйте землю, единою речено бысть, но по вся лета дело бывает, силу творя естеству нашему на плодотворение. Сице и сей глас (т. е., се ми есть плоть), единою рече, но выну в церквах от того дне (т. е. от тайной вечери) и до пришествия ему жертву совершену творит» (Большой Соборник, л.559). По-вашему ли учит святитель Златоуст? Нет. Он учит, что таинство святого причащения не прекратится до самого второго пришествия Христова, следовательно, совсем не так, как учат беспоповцы. Если хотите иметь своим учителем святителя Златоуста, то слушайте его и учитесь от него, что таинство святого причащения будет совершаться, и христиане будут причащаться до второго пришествия Христова 60 . Дий Матфиев. Как же после этого понимать слова Златоуста в Кирилловой книге? Я. Прочитанные тобою слова его не совсем верно изложены в Кирилловой книге. В Толковом апостоле те же самые слова изложены иначе, а именно: зриши ли, яко мерзость запустения не есть свята жертва любезна и приятна Богу, но спустошения ея, еже соделает (но не везде, как написано в Кирилловой книге) антихрист пред пришествием Господним (а не своим), свой образ на то место поставивши (Толковый апостол, л.549). Дий Матфиев. Хотя и не пред своим, а пред Господним пришествием, но все-таки антихрист сделает опустошение, истребит жертвенники и жертву Христову. Я. Истребление жертвенников и жертвы нужно разуметь не во всем мире, а истребление только в частной церкви 61 , что в истории Церкви Христовой бывало неоднократно. Так учил об истреблении местном и святитель Златоуст. Иначе он стал бы в противоречие самому себе, сказав в одном месте, что таинство причащения существовать будет до второго пришествия, а в другом – везде истреблено будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Дий Матфиев. Никакого чина мы не совершаем. Я. Как же это так? Ссылаетесь на учение святителя Никиты Ираклийского, и сами же потом отрицаетесь его? Дий Матфиев. Если причащение Христу в вере и добродетели совершается, то зачем нужны чины богослужения? Я. Это-то самое и показывает, что здесь не следует прилагать ваши выдумки о причащении верою и добродетелью. Заклание Агнца совершается по чину Божественной литургии. Прочитайте далее в том же слове святителя Григория Богослова и толкователя его Никиты Ираклийского, вы и увидите свои заблуждения. Харлампий Евфимов. Читали мы, знаем; ничего такого нет, чтобы по-твоему было. Я. Ответ этот показывает только то, что наши беспоповцы имут очи, и не видят, имут уши, и не слышат. Яждь Тело, – пишет святитель Григорий Богослов в 42-м отделе, – и пий Кровь, аще жизни желанно имаши (л.705 об.). На сие толк: тебе ныне Агнец ядущему, в руках да будет… ниже: аще желаеши живота, ...яждь Тело и пий Кровь истинного Агнца и Бога. Можно ли допустить, чтобы у таких учителей церковных было противоречие? А по-вашему выходит противоречие: сначала в слове Григория Богослова и его толкователя будто говорится, что причащение состоит в вере и добродетели, а потом чрез несколько листов – в Теле и Крови Христовой. Подумайте вы, беспоповцы, если Агнец есть вера и добродетель, то написал ли бы Никита Ираклийский: Агнец ядущему, в руках да будет? Как можно держать в руках своих веру и добродетель? Вера и добродетель не вещество какое-нибудь. Что же в руках держать повелевается? Агнец видимый, вещественный, а не веру и добродетель, как учат беспоповцы. Харлампий Евфимов, взволнованный, сделал попытку защищаться бранью. Один из беспоповцев с горькой улыбкою остановил его и сказал: «брань правде – не поправка». Чтобы загладить и исправить нарушенное течение мирной беседы, я предложил, не пожелают ли послушать, как написано в других, уважаемых старообрядцами, книгах о таинстве святого причащения, и могут ли заменить его вера и добрые дела? Отказа не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Разве не за нечистоту Иродову и Иродиадину пострадал святой Иоанн? А Христос за что пострадал? Вы скажете, что Он пострадал из-за невоздержания прародителей, преступивших заповедь Божию и вкусивших от запрещенного древа? Я же скажу: не от того ли яблока зародилось у прародителей семя тления и похоть плоти? Ибо тотчас же познали они наготу свою, ощутили в своих членах иной закон, закон плоти, воюющий против закона духа, и стали стыдиться друг друга и прикрывать свою наготу смоковными листьями. И за этот-то грех , более же всего за нечистоту плотскую, наказывал Бог людей первого мира то потопом, то огнем серным. Потом Он и Сам, как понесший на Себе грехи всех, принял казнь смертную. Ныне же особенно этим грехом, то есть плотской нечистотой, вторично распинается теми, которые живут блудно, которые «члены Христовы делают членами блудницы». Для обоих смертей – Христовой и Иоанновой – одна причина: нечистота человеческая. Иоанн умер однажды, а Христос еще и в нас умирает. Ибо каждый раз, когда кто-либо дерзает совершать скверное плотское беззаконие, он распинает в своих членах Христа. Оскверняя члены свои, он оскверняет не свои члены, а Христовы, ибо они искуплены Кровью Христовой, как говорит и апостол: «Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6:19–20 ). Христос восшел на Крест, чтобы упразднить силу дьявола. Но в чем, как не в плотском, похотном грехе утвердилась вся сила дьявола? Ибо страсть эта всех побеждает, ее же редко кто может одолеть. Все ей служат: и премудрые, и сильные, и богатые. Вспомню здесь одну древнюю еллинскую басню, подходящую нашей беседе. Собрались некогда в один сонм все еллинские боги на состязание, каждый желая показать свою силу, насколько кто может, и каждый явился со знамением своей силы. Дий, или Зевс (Юпитер) пришел с молнией, которую держал в руке в знак своей премудрости или царской светлой власти и чести, ибо он считался царем над богами. Аполлон явился с луком и стрелами, которые носил в знак своего благополучия. Геркулес пришел с копьем в знак своей силы. Арес (Марс) – с мечом в знак храбрости, Гермес (Меркурий) пришел или, лучше, прилетел на златых крылах, и это – в знак своего богатства. Прочие явились с другими знамениями и орудиями силы своей, и каждый из них похвалялся, что один может то, другой – другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И это после трехмесячных ожиданий. Место заседания оставалось прежнее. На заседании 12 февраля прежде всего видим процедуру принятия в состав представителей местоблюстители александрийского патриарха. В качестве такого местоблюстителя на собор прибыл александрийский архидиакон Иосиф. Хотя легаты, да и весь собор достаточно знали о полномочиях, какими обличен был Иосиф от своего патриарха, но для соблюдения канонических порядков во всеуслышание прочитано было послание патриарха александрийского Михаила к императору. Заранее мы должны сказать, что Иосиф был действительным местоблюстителем – не чета Фоме Терскому и Илье Иерусалимскому. Но и здесь дело не обошлось без терний, уколы которых должен был осязательно чувствовать собор. Терния заключались в том самом послании, которое прочитано было на соборе. Оно было такого содержания. В нем патриарх говорил о том, что получив уведомление из Византии о спорах в ней из-за патриаршего престола, а также просьбу прислать уполномоченного для разбирательства дела, он назначает своим местоблюстителем Иосифа, которого, как желает патриарх, и да примут со всею благорасположенностью. Далее патриарх сознается, что, по причине отдаленности Александрии от Византии, он почти ничего не знает о сущности церковного вопроса, волнующего столицу, и удерживается выразить свое суждение по этому вопросу (едва ли приятна была в Византии такая уклончивость или, по крайней мере, осторожность); вследствие чего он полагает, что император византийский, будучи сам верховным главою и учителем, и будучи окружен столь многими епископами, архимандритами, клириками и монахами, лучше всех знает, что нужно для блага Церкви. Однако патриарх не вовсе отказывается от решения вопроса о патриархах Игнатии и Фотии. Далее следуют в послании такие мысли, которые показывали, что автор письма не на стороне собора. Он пишет: «в истории монаха Александра 270 мы прочитали, что в Иерусалиме некогда было два патриарха одновременно. Тридцатилетний патриарх Наркисс (в нач. III в.), по любви к аскетизму, удалился в уединение, и когда он был там, в это время в Иерусалиме один за другим были такие патриархи – Дий, Герман (Германион) и Гордий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010