Пр. чудотворца, подвизавшегося на г. Мирсинонской (в Пелопонесе). Мучч. и пострадавших за веру во Христа. Муч. Елпидифор скончался от меча, муч. Дий убит камнем, муч. Вифоний утоплен в море, а муч. Галик отдан был на съедение зверям. Муч. девицы. Родом из Тира, она, безбоязненно посещая узников-христиан (в Кесарии Палестинской), была схвачена и подвергнута жестоким мучениям. Св. Феодосия, будучи в то время 18-летней девицей, осталась непоколебимой в своей вере и была брошена в море (в 307 или 308 г.). Мощи ее были потом перенесены (29 мая) в Царьград. См. 29 мая. 4 . Д. Пр. отца нашего песнописца. Пр. Иосиф родился в Сицилии от благочестивых родителей и еще в юности отличался воздержанием, смиренномудрием, кротостью и послушанием. Когда его родители переселились в Греции, св. Иосиф поступил иноком в Солунскую обитель, где начал проводить самую строгую подвижническую жизнь. Во время гонений на св. иконы он явился одним из самых ревностных защитников иконопочитания и за это несколько раз был ссылаем в заточение. Последний раз св. Иосиф возвратился из заточения в Царьград при Василии Македонянине. Патриарх Игнатий почтил Иосифа саном сосудохранителя Великой Церкви, а патриарх Фотий сделал его духовником всего Константинопольского клира и называл преподобного человеком Божьим, ангелом во плоти, отцом отцов. Св. Иосиф удостоен был такого дара прозорливости, что видел грехи, которые не хотели открывать ему. Таких грешников он не обличал, а старался доводить их до искреннего добровольного раскаяния. Пр. Иосиф мирно скончался (ночью с 3 на 4 апр.) в 883 г. Он написал около 300 канонов, за что и получил название песнописца. В своих «медоточных песнях» он восхваляет «божественные полки», «славящи вся святыя и сих победы проповедающи». Кондак, гл. 4. Покаяния источник неисчерпаемый, утешения податель некончаемаго, и умиления пучина еси Иосифе, слезы нам подаждь покаяния Божественного: имиже утешение зде плачущеся, обрящем от Бога, твоея помощи просяще святе. Пр. отца нашего иже в Малеи, безмолвника, подвизавшегося (в Пелопонесе) на горе Малеи (отчего он и называется «Малеином»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Так апостол Павел описывает духовные корни зарождения и распространения язычества. Это описание дает точнейший анализ человеческого сердца, отпадающего от Бога. И нам следует обратиться к рассмотрению развития этой заразы, тем более что сейчас наравне с возрождением древней лжи – поклонения твари вместо Творца – среди христиан возникает удивительное равнодушие к этой чудовищной заразе. Многие говорят, будто язычник, кланяющийся иным богам или идолам, если он следует примеру своих предков, может спастись, если он поступает по закону совести. При этом они не думают, что само идолослужение есть коренное извращение сердца, обрекающее человека на вечные мучения вместе с почитаемыми им демонами. Ведь кто кому служит, тот тому и раб. Всякий, почитающий творение вместо Творца, поистине пребывает во тьме, и, как говорил демон в «Деяниях ап. Варфоломея», «когда люди поклоняются идолам, мы тотчас получаем власть над ними и после смерти забираем их к себе в геенну». Духовная практика показывает, что, хотя идолы сами по себе ничто, за ними скрываются реальные духи, придающие статуям чудотворные силы и порабощающие своих поклонников. Так, например, в житии Григория Чудотворца упоминается случай, когда во время театрального представления язычники кричали: «Зевс, приди! Зевс, приди!». И св. Григорий с горечью сказал: «Что же вы делаете? Ведь он же придет!» Так и произошло. Через три дня в городе Неокесарии началась чума, и, перед тем как болезнь начиналась в каком-то из домов, люди видели черного призрака, входившего в двери. Как мы видим, под именем Зевса скрывался демон-убийца. Недаром Господь называет пергамский жертвенник Зевса престолом сатаны ( Апок. 2, 13 ). Интересно, что под этим же именем бес появлялся и в далекой России. В житии прп. Авраамия Ростовского повествуется о страшном идоле Велеса, стоявшем в Чудском конце Ростова, который наводил панический ужас на всех проходящих, если они не приносили ему жертв. Преподобному явился св. ап. Иоанн Богослов, он дал ему тростинку и повел низвергнуть истукана. Св. Авраамий послушал апостола, и после удара тростинкой идол превратился в прах, а бес, принужденный силой Бога, признался, что имя его «Дий», т.е. Зевс. Именно в этом причина устойчивости столь абсурдной веры, будто бездушные идолы – это боги.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Иулиан, Маркиан, Иоанн и др., при Льве Исаврянине. 9 авг. Андрей Критский, преп., ум. 761 года. 17 окт. Стефан Новый, Василий, другой Стефан, два Григория, Иоанн. и проч. препп., ум. в 767 году. 28 ноября. Феодосия дева преп., при Льве Армянине. 29 мая. Иоанн новый, в 1520 году, от магометан. 18 апр. Преподобные, исповедники и прочие угодники: Преподобные Далматской обители: Исаакий испов., ум. 383. 30 мая. Далмат и Фавст, 5 века. 3 авг. Иларион новый, испов., ум. 845. 6 июня. Зотик Сиропитатель, 4 века. 30 дек. Иоанн кущник, ум. ок. 465. 15 янв. Из обители Неусыпающих: Александр, первоначальник ее, ум. 430. 23 февр. и 3 июля. Маркелл игумен, ум. ок. 488. 29 дек. Дий, ум. ок. 430. 19 июля. Вассиан, ум. ок. 450; 10 окт. Феодул епарх, времен Феодосия Вел. 3 дек. Домника, прест. в конце 5 века. 8 янв. Маркиан пресв. и эконом Великой Церкви в 3 веке. 10 янв. Матрона, преп. 5 века. 9 ноября. Олимпиада, диаконисса, 5 века. 25 июля. Ксенофонт, Мария и дети их Аркадий и Иоанн. 26 янв. Роман, творец кондаков, при Анастасии. 1 окт. Сампсон странноприимец, ум. ок. 530. 27 июня. Евстолия, преп. 6 века. 9 ноября. Максим псповедник, ум. 662, и Анастасий, ученик его. 21 янв. Анфиса и 90 сестер ее, страдавшие при Копрониме. 27 июля. Филарет милостивый, в конце 8 века. 1 дек. Студиты : Платон, ум. 813. 8 апр. Иаков испов., ум. ок. 820. 24 марта. Феодор, ум. 826. 11 ноября. Павкратий, преемник его. В субб. с. Николай испов., ум. 808. 4 февр. Еварест, 9 века. 26 дек. Фаддей исповедник. 29 дек. Препп. исповедники при Феофиле (829–842): Георгий. 13 мая. Лазарь писец. 17 ноября. Никита. 13 окт. Иосиф песнописец, ум. 883. 4 апр. Петр, из обители св. Фоки, ум. ок. 866. 9 окт. Препп. девятого века. Николай воевода. 24 дек. Петр патрикий. 1 июля. Стефан новосиятель. 9 дек. Михаил сингелл. 18 дек. Иоанн исихаст, испов. при иконоборцах. 26 мая. Василий новый, ум. 944. 26 марта. Феодора, 10 в. 30 дек. Андрей юродивый, 10 в. 2 окт. Никита блаженный, сокровенный угодник Божий. 9 сент. Феодор Трихина. 20 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Будьте внимательны на своих послушаниях, не ломайте небрежной работой нужных вещей и инструментов: повозки, плуга, писала, топора, памятных досок, чашки и т. п.; вследствие этого у вас происходит в работе остановка, и это свободное время, которое нужно было бы употребить на духовное дело, у вас тратится на пустяки. Напоминаю также вам насчет пищи: не преступайте того, что я определил, дабы вам не разлениться. Ибо не уклонися, сказано, ни на десно, ни на лево ( Нав. 1:7 ), но шествуйте царским путем, ибо дела весьма тяжелы, а для кого они хоть и не кажутся такими, все-таки воздержание для него будет очень трудно. Проявляйте в своих делах как можно больше во всем усердия и молите Бога о милости против невидимых и видимых врагов 191 , во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Оглашение 41 О том, чтобы проводить время в труде и за работами и таким путем достигать вечных благ Отцы мои, братия и чада. Так как у меня болят ноги, то я не могу явиться на исполняемые вами работы, и это меня печалит немало. Правда, я не принесу вам никакой пользы своим присутствием, но я желал бы видеть и ободрять каждого из вас в его рвении, послушливости, терпении и трудолюбии, а также наблюдать и смотреть за тем, как вы все стараетесь и несете духовные и телесные труды. И я вот молюсь Богу моему, да не оскудеет твердость ваша (см. Лк. 22:32 ), да не ослабеет ко мне, ничтожному, ваша духовная любовь (см. Мф. 24:12 ), но да будете утверждени в томже разумении ( 1Кор. 1:10 ) и в том же образе мыслей и да исполняете заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Величие монашеского труда И вы, чада мои, состоящие на послушании, Нил честной, Досифей, Тифой 193 , Афре и Дий (всех перечислять у меня нет времени), – смотрите, как вы принимаете указания старших, как слушаетесь, как поступаете. Да не будет у вас, чада мои, смеха, преогорчевающего Господа. Да не замечается у вас опечаливающего Святого Духа празднословия, а также взаимных огорчений, ибо апостол сказал: всяка горесть, и гнев, и ярость да возмется от вас, со всякою злобою ( Еф. 4:31 ), а также: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим ( Еф. 4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Откуда же причастие-то у них возьмется? Это что-то очень хитро! Дий Матфиев (с печальной улыбкой). Христос совершает. Он же и причащает нас, как на тайной вечери, только невидимо. 62 Я. На тайной вечери были не простецы беспоповцы, но апостолы, или первоепископы. Вот кого Сам Господь причастил. Он показал апостолам видимый образ совершения таинства причащения и поручил им совершать его так же, как и Он Сам совершил. Господь не сказал, что Он Сам непосредственно и всегда будет совершать это таинство, но уполномочил на это апостолов, и никогда не учил, что причащение будет невидимое, беспоповское. Сие, т. е. так же, как и Я, творите, – сказал Господь на тайной вечери первоепископам, – в Мое воспоминание. Если бы Христос всегда непосредственно, невидимо совершал святое таинство причащения Сам, то такого повеления не было бы дано им. Раз дано оно пастырям и не ограничено временем, то они непременно должны совершать таинство причащения и будут совершать его до второго пришествия Христова. Но все же любопытно знать, как у беспоповцев Господь совершает таинство святого причащения, по чину ли какой-нибудь литургии, или каким-либо другим образом? Дий Матфиев. Невидимо. Я. И причащаетесь тоже невидимо? Дий Матфиев. И причащаемся невидимо. Я. Как и чем вы, беспоповцы, невидимо причащаетесь? Какой признак вашего невидимого причащения? Если вы причащаетесь невидимо и чем-то невидимым, сами-то вы бываете в то время видимы или невидимы? Дий Матфиев. Не любопытствуй, не скажу. Я. Потому и не скажешь, что тебе сказать-то нечего. Совесть тебе запрещает говорить ложь про великое и страшное таинство Тела и Крови Христовой. У вас нет святого причащения и быть не может. Скажи-ка, друг, по чистой совести, что ведь нет у вас таинства причащения? Дий Матфиев. Почему знать? Харлампий Евфимов, волнуясь, начал читать на память из Большого Соборника: Сице кождо нас в дому некоем особочинением, еже по добродетели прикладствующе ему устроения, закалает Агнец, и причащается тоговы плоти, и насыщается Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Кто отвергает священство, тот вместе со священством отвергает и Христа. Вот почему вы отвергаетесь от Христа? Дий Матфиев. Носителями священства были люди, какими являлись апостолы и их преемники. Как люди, они могли уклониться и, действительно, преемники апостолов уклонились в ересь 50 . С такими не может пребывать Христос до скончания века. От всего священства, как впадшего в ересь, Христос отнял ключи Царствия Небесного. И теперь Он Сам разрешает кающегося грешника. К Нему мы и притекаем. От Него Единого и прощение грехов своих получаем. Я. Из сомна пастырей Вселенской Церкви только некоторые могут заблуждаться, но все отпасть от истины евангельской никогда не могут. Ваше учение – новшество. Оно вам, беспоповцам, только и принадлежит. Церковь же Христова от начала своего и доныне такого учения не знала и не преподавала. Вы, беспоповцы, ни в Божественном Писании, ни в святоотеческих книгах – нигде не найдете подтверждения вашему учению. Если вы вдумаетесь получше в свое учение и обсудите его обстоятельно, то и сами заметите в нем резкое противоречие. Дий Матфиев. В чем же противоречие? Я. Во-первых, в том, что, отвергая священство на земле, вы отвергаете вместе с тем и пребывание с вами Христа. – Как же вы можете обращаться к Нему за разрешением грехов, когда Его, по вашему учению, нет с вами на земле? – Разве это не противоречие? Во-вторых, вы молитесь Христу о прощении грехов ваших, и в то же время оскорбляете Его своим неверием в непреложность Его Божественного обетования – пребывать с иерархией до скончания века. Согласно ли проповедуемое вами прекращение священства на земле с обетованием Христовым пребывать с пастырями до скончания века? – ответьте мне: предвидел ли это прекращение Господь? Дий Матфиев. Предвидел, так как Он Всеведущ. Я. Если так, то как же Он сказал на все века: и се, Я с вами во все дни до скончания века? Дий Матфиев. С отступниками Он не пребывает. Я. Где же те истинные пастыри, с которыми Господь обещался пребывать до скончания века? Дий Матфиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Дий Матфиев. Все это так, верно. Милосердный Господь все дал человеку для спасения, а все как-то больно, и душа неспокойна. Я. В этом сами вы виноваты. Вы, беспоповцы, сами себя лишаете возможности по закону евангельскому приступить к святому причащению Тела и Крови Христовой, так как не можете очистить себя от грехов покаянием вне союза со Святой Церковью. Ваше беспоповщинское общество не имеет таинства покаяния. Дий Матфиев. Это неправда. У нас покаяние, или исповедь, есть. Мы каемся и исповедуемся. Я. В твоих словах я признаю известную долю справедливости, вы каетесь и исповедуетесь, и этого дурным назвать, конечно, нельзя. Но знайте, что для спасения одного вашего покаяния и исповеди слишком недостаточно. Раскаиваются и сознаются в своих злых поступках и преступлениях евреи, татары и другие разноверцы; но это не спасает их. Так же не спасет и вас ваша исповедь. Дий Матфиев. О евреях и татарах напрасно ты сказал и нас с ними сравнил. Мы – христиане и живем по заповедям Господним, а те во Христа не веруют. Я. Я и не думал сравнивать вас с евреями и татарами; я только показал, что исповедь беспоповца так же недействительна для получения Царства Небесного, как и недействительно раскаяние еврея и татарина в их преступлениях. Каяться может всякий, и грех свой исповедовать может каждый, но какая же польза от такого покаяния и такой исповеди для кающегося? Он и после такой исповеди остается пред Божиим правосудием таким же преступником, как и до исповеди. Дий Матфиев. Совсем не таким преступником. Апостол Иаков пишет: признавайтесь друг пред другом 43 в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Язвы греховные чрез исповедание друг другу согрешений исцеляются. – Можно ли после этого сравнивать нас с неверными? Я. То место послания апостола Иакова, откуда привел ты прочитанные тобою слова, говорит не в защиту, а в обличение всего вашего беспоповщинского согласия. В самом деле, прочитай, что сказано там немного повыше, тогда ты сам увидишь и поймешь свою ошибку. Болен ли кто из вас, – писал апостол, – пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне… и далее: и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). А вы, беспоповцы, имеете ли пресвитеров церковных? Призываете ли вы их? Необходимо должно заметить, что апостол говорит здесь не о таинстве покаяния, а о таинстве елеосвящения, которого у вас тоже нет, как и таинства покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Дий Матфиев. Так, ты думаешь, и останемся мы связанными после смерти и на небесах? Я. Так и останетесь связанными и неразрешенными. Господь прямо сказал пастырям: «и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах». Кто вас разрешает от грехов? Никто. Ключ, т. е. власть вязать и решить грешника, – один, и именно тот, который дал Сам Господь. Господь же дал его не каждому, но только пастырям. У них одних только ключ и может быть, а больше ни у кого. Дий Матфиев. Если мы ошибаемся, то мы, значит, пропали навеки. Я. Никакого если допустить нельзя в таинстве покаяния. Умереть без покаяния сохрани Бог всякого. У вас, беспоповцев, кто облечен властию совершать таинство покаяния? Никто, что же ожидает вас в будущей жизни? Ответа не последовало. Возражения прекратились. Все молчали. Беспоповцы-начетчики имели вид людей, глубоко ушедших в себя. Картина общего настроения не оставляла сомнения, что беседа произвела известное впечатление. Теперь настала удобная минута перейти к другому предмету собеседования – к таинству святого причащения. II «Теперь, – продолжал я беседу свою, – имеющий уши слышать должен слышать и понять, что без таинства покаяния спастись нельзя, о чем у благоразумного слушателя не может быть даже вопроса. Это несомненно так. Но я вас вот о чем спрошу. Как вы думаете о таинстве святого причащения? – без него спастись можно или нет?» Дий Матфиев. Как спастись без святого причащения? Нельзя. Христос не оставит без причастия истинных христиан. 52 Я. В том человеческом обществе, где нет святого таинства причастия, нет и спасения. Это совершенно мысль справедливая, и спорить против этого никто не станет. Но у беспоповцев где, кем и как совершается это великое, спасительное таинство? У них нет ни жертвенника, ни храмов, ни совершителя – пастыря. Дий Матфиев. Церковь – не стены и покров, но вера и житие. На этом основании Христу причащаться можно верою и житием, и своим терпением можно стать причастником страданий Христовых. Я. Ты не хочешь понять вопроса моего. Я спрашиваю: совершается ли таинство святого причащения Тела и Крови Христовой в обществе беспоповцев? Вопрос мой не о житии, не о вере и не о терпении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Я. Верю вашей сердечной скорби, и от души сожалею о вашем бедственном положении. Да и как не пожалеть вас, связанных тяжелыми узами греха, мертвых без оживляющего таинства святого причащения? Дий Матфиев. А кто виноват? Я. Сами вы, беспоповцы, виноваты в своем бедственном положении. Ведь ты грамотный и сам можешь понять хорошо, что без таинств покаяния и причащения спастись никаким образом нельзя? Дий Матфиев. Верно. Я. Эти таинства, по Слову Божию и учению великих отцов Церкви, пребудут до второго пришествия Христова, – верно? Дий Матфиев. Верно, так. Я. Следовательно, и сейчас существуют и совершаются эти таинства, – как ты думаешь, правда ли, так должно быть? Дий Матфиев. Так и должно быть. Если не прекратятся сии таинства до второго пришествия Христова, то ничего более не остается сказать, как только то, что они совершаются и теперь. Я. Сознавая все это, беспоповцы с чистою совестию не могут не чувствовать всей тяжести вины, которая лежит на них за их противление. Вот в чем причина их бедственного положения. Хулою на Церковь Христову и своим учением, будто бы настало царство антихристово, вы, беспоповцы, стараетесь только заглушить в себе безотчетную скорбь. Эта скорбь в действительности происходит оттого, что лишились вы таинств покаяния и святого причащения. Но ваша грусть, тоска покинут вас тогда, когда вы покоритесь Церкви Христовой. Харлампий Евфимов. Не стращай, пожалуйста: не так ведь страшно на самом деле, как ты говоришь. У нас есть причастие, и мы причащаемся. Поэтому мы и веруем, что причащение пребудет до второго пришествия Христа. Я. Еще бы этого не сознавать теперь, когда всем нам ясно, как Божий день! Но чтобы у беспоповцев совершалось таинство святого причащения, и чтобы беспоповцы причащались, – это невероятно… Как оно совершается у вас? Харлампий Евфимов. Я сказал, что у нас есть причастие и что мы причащаемся, хотя само таинство не совершается. Этого простецу не дано. Я. Это еще непонятнее. Таинство святого причащения, видите ли, у беспоповцев, за неимением священства, совершать некому; а они все-таки причащаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Троян поспешил в свой город, но дорогою его застало восходящее солнце. Царь спрятался в стоге с сеном; но коровы растрепали сено, и Троян растаял от лучей восходящего солнца. У этого Трояна были козьи уши 31 . Конечно эти сказания записаны недавно, в XIX веке, и потому исторического смысла доискаться здесь трудно. Буслаев полагал, что Троян, по верованию славян, принадлежал к стихийным существам, в роде вил и русалок, эльфов или альфов 32 . Итак в народных славянских сказаниях, записанных очень поздно, Траян изображается неопределенным, фантастическим существом. В письменных памятниках более раннего периода ему придаются черты более определенные: он божество или могущественный владетель. Перейдем к книжным сказаниям, которые восходят к более раннему времени. В «Хождении Богородиц по мукам», которое известно было в переводе с греческого в XII столетии, имеется вставка, обещающая злые муки верующим в богов Траяна, Хорса, Велеса и Перуна 33 . Это русская вставка; в позднейших списках Хождения этой приписки нет, потому что с течением времени память о языческих славянских богах утрачивалась, а потому упоминание о них, как ненужное и непонятное, было излишне 34 . Тихонравов полагал, что Троян был славянским божеством и подтверждение своему мнению видел в «Слове и откровении святых апостол» 35 . В этом «Слове» повествуется о беседе с учениками Спасителя в Иосафатовой долине о греховности рода человеческого, причем упоминаются боги Перун, Хорс, Дий и Траян и иные мнози; эти божества человецы были суть старейшины перун в елинех, а хорс в Кипре, Троян бяше царь в Риме». Это место написано, несомненно, под влиянием хронографов. По Летовнику Георгия Амартола Дий был сын Крона и брат Нина. Дий был назван в име льстые звезды 36 . У персов был закон поимати свою матере и сестры, почему и Дий был женат на сестре своей Ире 37 . В честь Дия в Египте заклали козлов и иных животных 38 . У Амартола рассказывается, что Серух первый ввел эллинское учение в Вавилонской земле почитать подвиги и деяния древних бывших ратник или князей; впоследствии же не ведущие люди стали почитать знаменитых предков за богов: «яко боги небесные почитаху, и жрех им, а не яко человеком мртвеном бывшем» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010