В таком положении он и преставился (не ранее 1160 г.). В таком же положении мощи его покоятся и по сие время. Ему есть особая служба с полиелеем. См. 28 сент. 19 . Г. Пр. матери нашей сестры Великого Пр. Макрина была великой праведницей и строгой девственницей. С юных лет ее воспитанием руководила благочестивая мать Емилия, поучая дочь «от премудростей Соломоновых и от псалмов Давидовых и от прочих книг Божественного Писания», заставляя ее заучивать наизусть такие места, молитвы и славословия, которые могли бы дочь ее руководить в жизни ко спасению. Воспитанная в таких строгих правилах, пр. Макрина была обручена жениху и должна была покинуть родительский кров. Но, по устроению Божьему, жених ее преждевременно умер, и пр. Макрина решила остаться девой, хотя многие знатные юноши искали ее руки. По смерти отца, пр. Макрина посвятила себя всецело воспитанно сестер и братьев, облегчая и по хозяйству труды и хлопоты своей матери. Когда сестры и братья выросли и стали на самостоятельный путь, пр. Макрина вместе со своей матерью оставила мир, и обе сделались инокинями. На берегу реки Ирисы, в Понте, их трудами была устроена обитель, в которой под руководством пр. Макрины воспитывались в правилах бдагочестия и подвизались многие знатные девы и вдовицы, посвятившие себя Господу. Здесь пр. Макрина все время проводила в молитве, трудах и пении псалмов. Ее целомудрие было так высоко, что, когда у нее образовался на груди нарост и необходимо было сделать операцию, пр. Макрина не решилась обнажить свое тело, отказалась от операции и горячо молила Господа об исцелении. Молитва ее была услышана и нарост пропал. Еще при жизни своей она сподобилась дара чудотворения. Ее брат св. Григорий свидетельствует о ней, что «во время голода не оскудевала пшеница, подаваемая ее руками требующим», и что «в болезнях она подавала скорое исцеление, изгоняла бесов, провидела тайное и предсказывала будущее». Скончалась пр. Макрина в 380 г. Кондак, гл. 4. Бога благаго всем сердцем возлюбила еси, Макрино преподобная, и Сего крест честный на рамо приемши, усердно последовала еси Ему: отонудуже согрешений обрела еси прощение. Пр. отца нашего Родом из Антиохии Сирской, он с юности был отшельником. Поселившись, по повелению свыше, в Константинополе, пр. Дий основал здесь обитель на средства весьма почитавшего его имп. Феодосия Младшего. Поставленный в игумена сей обители, пр. Дий продолжал свои подвиги и так угодил ими Господу, что сподобился дара чудотворения. Скончался он глубоким старцем ок. 430 г. (между 428–433 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В тоже время и по тому же случаю пострадала, вместе с другими женами, и преподобная девица Феодосия, о которой наш паломник упоминает далее. Когда эта мученица была водима по городу и приведена к так называемому Воловью торгу, где закалали и продавали скот: то сопровождавший ее воин нечаянно наступил на козий рог; в ярости схватив этот рог, он поразил им святую Феодосию в гортань, от чего она и скончалась, «венцем сугубым девства и мученичества венчана» (Чет. Мин. 9 августа и 29 мая). 182 Преп. Дий был родом из Антиохии Сирийской, где начал и свои постнические подвиги; прибыв в Царьград, он поселился в предместии города, «малу себе хлевину сотворив»; император Феодосий младший, узнав о благочестивой жизни старца, повелел построить для него, на царское иждивение, церковь и монастырь; а патриарх Аттик почтил его саном священства и игуменства. Преп. Дий скончался около 430 года и погребен в своем монастыре (Чет. Мин. 19 июля; сн. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. VI. pag. 488. Бандури, Imper. Orient, t. II. p. 717). 183 Св. Евдоким, родом Каппадокиянин, в царствование Феофила (829–842) был воеводою Каппадокийского полка и правителем Харсианской области; скончался 33-х лет от роду. По перенесении мощей его иеромонахом Иосифом в Царьград, родители праведника (Василий и Евдокия) «сребром честную святаго своего сына раку оковаша и положиша его в созданней от них пресвятыя Богородицы церкви» (Чет. Мин. 31 июля; сн. Ассемани, 1. 1. р. 508). 184 Романовы ворота (πλη το γου ωμανο, Тур. Топ-капуси) были четвертыми от Семибашенного замка, по направлению к Золотому рогу. Название Романовых было дано им по находившейся вблизи их церкви св. Романа; а Турецкое название Пушечными (топ) – потому, что при осадах Царьграда султанами Муратом II, в 1422-м, и Магометом II-м, в 1453-м году, против этих ворот и прилежавшей к ним стены были сосредоточены пушки осаждавших; а при последней осаде, была поставлена чудовищная пушка Урбана. У этих ворот, 29 мая 1453 г. надолго решилась и судьба Царьграда, когда пал здесь последний защитник столицы Греческих императоров – Константин XI Палеолог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

О Господи Иисусе, Судия праведный, управи ум наш к памятованию о смерти и о Суде. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 19 июля 1. Преп. Макрина [Младшая] . Старшая сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского . В девстве рано была обручена некоему благородному юноше. Но когда ее обручник умер, Макрина дала обет никогда не вступать в брак, говоря: «Нехорошо девушке, обрученной одному жениху, идти за другого, ведь по естественному закону должно быть одно супружество, как одно рождение и одна смерть». А к тому же оправдывала она свой обет верой в воскресение, считая своего обручника не мертвым, а живым у Бога. «Грех и позор супруге, – говорила она, – не сохранить верности, когда ее супруг ушел в некую дальнюю страну». После этого вместе со своей матерью Емелией (Эмилией) приняла она монашество в некоем девичьем монастыре, где подвизались они вместе с другими инокинями. Жили они от трудов рук своих, посвящая большую часть времени богомыслию, молитве и непрестанному возведению своего ума к Богу. Со временем скончалась ее мать, а затем и брат Василий. Через девять месяцев по преставлении Василия Григорий прибыл навестить сестру, но нашел ее на смертном одре. Перед самой кончиной святая Макрина вознесла молитву ко Господу: «Ты, Господи, успокаиваешь телеса наши сном смерти на некоторое время и опять разбудишь их последней трубой. Прости меня и дай душе моей, когда совлечется она телесной одежды, предстать Тебе непорочной и без греха, и да будет [она] как кадило пред Тобою». 2. Преп. Дий . Родом из Антиохии Сирийской, из христианской семьи. В юности богодухновенные мужи обучили его монашеской жизни и подвигам. После того как преподобный Дий выдержал длительную и трудную брань с диаволом и плотской похотью, Бог наделил его великим даром чудотворения. В своих молитвах он чаще всего обращался ко Святой Троице. Силой своей молитвы творил великие и страшные чудеса: так, повелел он сухому посоху покрыться листьями, иссохшему колодцу наполниться водой, неверующему человеку попустил умереть, а затем воскресил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Преподобный Дий происходил из Антиохии и научился благочестивой жизни от своих родителей. Переселившись в Константинополь, он построил келью близ города и начал подвизаться здесь. К нему стал стекаться народ для поучения и приносить разные приношения. Святой же все, что получал, раздавал бедным и странным. Сам император Феодосий Младший, услышав о св. подвижнике, посетил его и с любовью слушал поучения его. Император построил храм и обитель на том месте, где жил св. Дий, и поставил его здесь игуменом. Святой обладал даром чудотворения. Скончался он около 430 года. Преставление Романа, князя Рязанского. Он жил в первое время татарского ига, – время трудное для России. Жаль было князю родины, страдавшей от татар, и он много молился за нее; по мере возможности старался облегчать участь разоренных и угнетенных своих подданных, защищал их от нападений татар. Особенно же старался внушать всем и словом и примером своим любовь к вере и благочестию, как лучшим способам утешения в скорбях и несчастиях. Сам беспрекословно повиновался татарским ханам. От Господа суждено было ему умереть за Христа в татарской орде. В 1270 г. рязанский баскак (татарский начальник) по злобе оклеветал князя Романа перед ханом Темиром, будто бы он хулит хана и смеется над его верой. Хан поверил клевете, вызвал князя в орду и требовал или принять татарскую веру или идти на мученическую смерть. Князь отвечал, что он ни за что не переменит своей веры. «Истинная вера одна – христианская. Жалею я о вашей слепоте», – говорил Он при этом. Его начали бить и бросили в цепях в темницу. Здесь князь молился, чтобы Господь подал ему силу совершить мученический подвиг, и молитва укрепила его. Хан присудил св. Романа к казни, и ему сначала отрезали язык, затем вырезали глаза, отсекли пальцы рук и ног, обрезали уши и губы, наконец, отрубили руки, ноги и голову. Тело св. Романа было тайно унесено русскими в Рязань и погребено здесь. 20-е число Пророк Илия был одним из великих пророков ветхозаветной Церкви. Он был человеком с горячим сердцем, твердой волей и с пламенной ревностью о вере и благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

2. Вифиния, Палестина. 3. Слово о преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью житие Феодора Студита). Житие святого Тарасия Константинопольского. Деяния VII Вселенского Собора. Житие преподобного Стефана Чудотворца.   IX век 1–е поколение 1. Преподобный Феодор Студит, святой Никифор, патриарх Константинопольский, преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Палестина. 3. Творения и жития Феодора Студита и патриарха Никифора, жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2–е поколение 1. Преподобный Иоанникий Великий, святой Мефодий, патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Сирия. (Палестина.) 3. Жития: преподобного Иоанникия Великого, равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; святого Мефодия, патриарха Константинопольского; житие и творения святого Феодора Едесского; житие Николая Студита. 3–е поколение 1. Преподобный Иосиф Песнописец, святой Мефо–дий, просветитель славян, блаженный Фотий, патриарх Константинопольский, святой Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский, преподобный Григорий Хан–дзитийский (Грузия), преподобный Евфимий Новый, южноиталийские подвижники (греки). 2. Константинополь, славянские страны, Афон, Ви–финия, юг Италии, Грузия. 3. Жития и творения: преподобного Иосифа Песно–писца, святого Мефодия, просветителя славян; житие святого Антония Кавлея, Евфимия, патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, преподобного Григория Хандзитийского, жития южноиталийских святых; творения блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX века до половины XIII века. Казань, 1894. Житие равноапостольных Кирилла и Мефодия (см. Книгу для чтения по Истории средних веков под ред. П. Виноградова. Вып. 2–й). 1–е поколение 1. Преподобный Михаил Малеин, преподобный Андрей, Христа ради юродивый, преподобный Василий Новый, блаженный Симеон Метафраст, святой Евфимий, патриарх Константинопольский, святой Петр Аргосский, святой Климент Величский (Охридский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

3-е поколение 1 . Преподобный Платон Исповедник (и преподобный Феодор Студит ), святой Тарасий, патриарх Константинопольский , преподобный Феофан Сигриан, преподобный Стефан Чудотворец. 2 . Вифиния, Палестина. 3 . Слово о преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью житие Феодора Студита ). Житие святого Тарасия Константинопольского . Дeяhuя VII Вселенского Собора. Житие преподобного Стефана Чудотворца. IX век 1-е поколение 1 . Преподобный Феодор Студит , святой Никифор, патриарх Константинопольский, преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Палестина. 3 . Творения и жития Феодора Студита и патриарха Никифора, жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2-е поколение 1 . Преподобный Иоанникий Великий, святой Мефодий, патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Сирия. (Палестина.) 3 . Жития: преподобного Иоанникия Великого, равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; святого Мефодия, патриарха Константинопольского; житие и творения святого Феодора Едесского; житие Николая Студита. 3-е поколение 1 .Преподобный Иосиф Песнописец, святой Мефо-дий, просветитель славян, блаженный Фотий, патриарх Константинопольский , святой Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский, преподобный Григорий Хан-дзитийский (Грузия), преподобный Евфимий Новый, южноиталийские подвижники (греки). 2 . Константинополь, славянские страны, Афон, Ви-финия, юг Италии, Грузия. 3 . Жития и творения: преподобного Иосифа Песно-писца, святого Мефодия, просветителя славян; житие святого Антония Кавлея, Евфимия, патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, преподобного Григория Хандзитийского, жития южноиталийских святых; творения блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX века до половины XIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

И ныне оставил Ты не преклонивших колена пред Ваалом, при немощи естества их. Они были крепкими в бранях, предпочитали страдать с людьми Божиими, но не пить временную сладость греха. Они страдали за стадо Христово… Естественно для плачущих искать себе облегчения в образцах умилительных. Так и я, найдя себе как бы корабль, плыву на нем по пучине морской… Многих властителей превзошел Стефан мудростью, но никто не превосходит его в милости и вере» 118 . Преподобного Дия, игумена и чудотворца Из Антиохии Сирской, где в юности подвизался в благочестии, преподобный Дий прибыл в Константинополь и тут сначала жил в пустынной келье, а потом на средства, данные императором Феодосием Младшим, основал монастырь; скончался в 430 году. День двадцатый Преставление преподобного Аврамия Чухломского (Галичского) Преподобный Аврамий 119 с молодых лет возлюбил Господа и был пострижен в иночество преподобным Сергием; в его обители он сперва выполнял послушания в хлебне и поварне, потом носил дрова и воду для братии; после долгого искуса, как укрепившийся в духовной жизни, он удостоен был сана священства, но испросил у преподобного Сергия дозволение провесть несколько времени в совершенном безмолвии. Потом, стремясь к высшему духовному совершенству, по благословенно Сергия удалился он в дикую тогда страну Галичскую и здесь стал подвизаться. В одно время молился он под горою и услышал голос: «Аврамий, взойди на гору, там икона Богоматери». Он взошел на гору и увидел в ярком свете икону, стоящую на дереве. Он поставил здесь келлию. Сухой хлеб утолял голод его, и чистая вода источника прохлаждала жажду. Поселянин неожиданно нашел пустынника под горой и по просьбе его обещался тайно приносить ему по одному хлебцу в неделю. Потом о дивном пустыннике и его чудной иконе услыхал Галичский князь Димитрий Феодорович и едва упросил преподобного посетить Галич 120 . Преподобный достиг Галича озером и встречен был духовенством и народом при входе в город, там, где ныне Староторжский Николаевский девичий монастырь; набожный князь встретил святую икону в Спасском храме; здесь преподобный отпел молебен Богоматери с водоосвящением, и многие больные получили исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в Уставе, в 28 гл. о храмах. (См. Подол. .В., 1897, 5). 257 Память некоторым из них празднуется в другое время, а иные воспоминаются только в настоящий день. 258 В службе этого дня поименно называются следующие свв. мужи и жены: Аввакир (пр. Египетский, VI в.), Аврамий (затворник, 29 окт.), Авксентий (14 февр.), Агапит (или ученики пр. Саввы Освященного, или наставники пр. Евфросинии Александрийской), Агафон (2 марта), Акакий (7 июля), Алоний (пр. Египетский, V в.), Антоний (17 янв.), его ученики: Иосиф, Нисферон, Питирун (настоятель одной из Фиваидских обителей), Пиор и Сармат (убитый в 357 г. Сарацинами), и его современники Евлогий (пр. Фиваидский, странноприимный), Аммун (4 окт.), Аммонафа (Египетский пустынножитель, в Пелузии), Анур (5 июня), Анина (18 марта), Антиох (преподобный, из обители св. Саввы Освященного, писатель Пандекты, скончавшийся ок. 335 г.), Арис (пр. Египетский), Арсений (8 мая) и его ученики: Аммон и Даниил(знаменитый словом и делом), Аполлос (или Аполлоний , 31 мар.), Ахилла (пр. Скитский, V в.), Афанасий (2 мая и 5 июля), Амвросий (7 дек.), Александр (патр. 30 авг. и 12 дек.), Антипатр (еп. Аравийского г. Бостр, в V в., писавшей против последователей Оригена ), Амфилохий (23 нояб.), Аттик (патр. Цареградский 406–425 г.), Анатолий (3 июл.), Вавила (преподобный из Тарса Киликийского, современник Иоанна Мосха ), Вассиан (10 окт.), Венедикт (10 мар.), Вениамин (пр. Нитрийский, скончавшийся в 392 г.), Виссарион (6 июня), Василий (1 янв.), Виталий (22 апр.), Витимий (пр. Египетский, современник пр. Макария Египетского ), Гай (преподобный, мудрый угодник Христов), Геласий (пр. Палестинский, современник ΙV Всел. соб.), Герман (12 мая), Герасим (4 мар.), Григорий (10 и 25 янв. и 17 нояб.), Геннадий (31 авг.), Давид (26 июня), Далмат (3 авг.), Даниил (11 дек.), Дий (19 июля), Дометий (8 мар.), Далматой (или Матой, Келликийский, пресвитер V в.), Дионисий (5 окт.), Диадох (епископ Фотики в Эпире, учитель Церкви V в.), Евлавий (или Евлалий, еп. Кесарии Каппадокийкой, IV в.), Евсевий (22 июня), Евстафий (21 фев.), Евфимий (20 янв.) и его наставник Пасарион (епископ, основатель одной из Иерусалимских обителей в 1-й половине V в.), Елладий (отшельник Келлийский в Египте), Ерид (или Серид, основатель Палестинской обители близ Газы в VΙ в.), Ефрем (Сирин, 28 янв.), Епифаний (12 мая), Еннат (всепетый), Захария (5 дек.), Зоил (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Желая узнать, благословляет ли Господь его жить на этом месте, он помолился об этом три раза Единому в Троице Богу и, взяв свой сухой посох, воткнул его в землю со словами: . В то время царствовал благочестивый и христолюбивый царь Феодосий Младший [ 1 ], внук Феодосия Великого. Услыхав о преподобном Дии, он сам пришел посетить его; он удивился его образу жизни и его нестяжанию и умилился благодатию душеполезного учения, исходившего из его уст. Еще подивился он и сухому посоху, который принялся и из которого выросло дерево: он приказал на свои царские средства поставить там церковь и построить монастырь, чтоб преподобный отец начальствовал там над многими и руководил ими на пути к спасению, а святейший патриарх Аттик уговорил преподобного принять священнический сан. Таким образом угодник Божий Дий стал игуменом собравшейся к нему братии, славным учителем всех, кто приходил к нему, чудесным врачом души и тела, и был полезен всей столице. А обитель его сделалась покойным пристанищем для тех, кому некуда было преклонить голову. В обители не хватало воды, так как место то было безводное, и воду носили издалека. Поэтому братия просили преподобного позволить выкопать колодезь в монастыре, не только для монастырских нужд, но и для пользы приходящих туда. Святой согласился на их просьбу; долго копали колодезь, и выкопали уже глубоко, но воды всё не было: место было холмистое и каменистое. Братия были в отчаянии, рабочие хотели перестать работать, так как воды уже перестали ждать; тогда пришел преподобный к месту работы и, взяв заступ, велел опустить себя в колодезь; когда его опустили до половины колодезя, он велел остановить корзинку, в которой его спускали, и ударил заступом три раза в земляную стену, произнося имя Пресвятой Троицы; и тотчас оттуда вышел обильный источник воды; едва успели вытащить вон рабочих, работавших на дне колодезя: так быстро стала прибывать вода и наполнять колодезь; все удивлялись этому чуду и славили Бога. Один из рабочих, стоя наверху и видя, что вода течет из земляной стены, не поверил и сказал другому тайно, что старец волшебством каким-нибудь сделал так, что потекла вода: ибо он помышлял про себя, — как это можно, чтоб на самом дне не нашлось воды, и вдруг вверху из стен она потекла так обильно? При этих словах его внезапно постиг суд Божий: он поскользнулся, упал в воду и утонул. Узнав об этом, его жена прибежала быстро, громко рыдая, и начала кричать на преподобного и упрекать его следующими бранными словами:

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

408 Если же божественный Епифаний рукополагал в Иерусалиме и Константинополе, как и Евсевий Самосатский, согласно Феодориту (слово 4, гл. 13) (Theod. Cyr. Hist. eccl. IV, 12//PG 82, 1148C.), и Афанасий, согласно Сократу (кн. 2, гл. 22) (Socr. Schol. Hist. eccl. II, 24//PG 67, 264A.), и другие рукополагали за пределами своей области, то это, как вызванное обстоятельствами времени, не является законом для Церкви. Потому, как говорит тот же Сократ, на Афанасия это навлекло порицания; по той же причине обвиняли и божественного Епифания. Однако обрати внимание, что, по мнению Досифея, выражение «за пределами своей области» имеет двоякий смысл. Во-первых, когда какой-нибудь архиерей находится в области другого и рукополагает жителя этой области, а во-вторых, когда он рукополагает того, кто сам приходит к нему из-за презрения к своему епископу и после рукоположения возвращается обратно. Если же архиерей рукоположит того, кто переселился в его область, будучи мирянином, а не клириком другой области, то это не является рукоположением «за пределами своей области». 409 В этом правиле обрати внимание на то, какими должны быть клирики: не только образованными, но и способными наставлять и вразумлять других. Вот, мы видим, что хотя сами они и не были виновниками зла, но поскольку не воспитали как следует свой народ, то отлучаются и подпадают под канонические епитимии. 410 Иперверетеем македоняне называют октябрь. Вот их названия месяцев, начиная с марта: дистрос, ксанфик, артемисий, десий, панемос, лоос, горпией, иперверетей, дий, апеллей, авдиней, перитий. Правило употребляет македонское название октября, потому что в ту пору времяисчисление велось от эпохи царствования Александра Македонского. Так было до императора Юстиниана в VI в., ибо тогда некий монах Дионисий, называемый Малым, изобрел ставший общим для всех способ исчисления времени от Рождества Христова (почему он и называется дионисийским). Согласно, пожалуй, большинству самых известных хронологов, дионисийский год отстает на 4 года от истинной и точной даты Рождества Христова. Например, если сейчас 1797 г., то на самом деле это – 1801 г. (см. также: Кир Евгений. О веротерпимости. С. 94) (Авторы «Пидалиона» говорят о работе Евгения Вулгариса 1768 г. «Σχεδασμα περ τς νεξιθρησκεας».).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010