Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский в ограде Ниловой Сорской пуст. Миниатюра из сб. житий Вологодских святых. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 63 об.) Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский в ограде Ниловой Сорской пуст. Миниатюра из сб. житий Вологодских святых. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 63 об.) (Охлябинин; сер. XV в.- 19.03.1491 (?), Иннокентиев Комельский Преображенский мон-рь), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Комельский, Вологодский, ученик прп. Нила Сорского, основатель Иннокентиева Комельского в честь Преображения Господня монастыря . Житие И. Сведения об И. содержатся гл. обр. в его Житии и в Житии прп. Нила Сорского. Выявлены 2 редакции Жития И. Первая редакция представлена списком РНБ. Погод. 1582, нач. 30-х гг. XVIi в., 2-я редакция - рукописями РНБ. Погод. 647, 1713 г. и ГИМ. Увар. 107-1о, рубеж XVII и XVIII вв. Ко 2-й редакции (судя по объему) относилась «Тетрадь о житии преподобного чудотворца Инокентия, писмяная уставом, в переплете кожаном; писание шестнадцать листов кроме неписанных», отмеченная в описи имущества Иннокентиева Комельского монастыря 1723 г. и появившаяся в обители после 1701 г. (не сохр.). Оба списка 2-й редакции происходят из близких по составу сборников житий вологодских святых. Первый известный владелец рукописи РНБ. Погод. 647 приобрел ее в 1721 г. в Москве, затем она попала в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , в сер. XIX в. находилась в Коломне. В. О. Ключевский охарактеризовал список ГИМ. Увар. 107-1о как «краткую записку, очень скудную известиями и исполненную неточностями» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 304). Составители обоих сборников, содержащих 2-ю редакцию Жития И., проявляли интерес к Вологодским святым и имели возможность пользоваться обширными б-ками. Книжное собрание Иннокентиева Комельского мон-ря не позволяло выполнить такую работу, возможно, сборники житий были составлены при Вологодской кафедре. В 60-90-х гг. XVII в. Вологодские архиереи неоднократно поднимали вопрос о канонизации местночтимых святых ( Верюжский. Вологодские святые. С. 622-625; Голубинский. Канонизация святых С. 432-434; Романенко Е. В., Шамина И. Н. Галактион Вологодский//ПЭ. 2005. Т. 10. С. 287). Эта активная деятельность могла способствовать составлению новых житий, а также распространению их в Москве. Отсутствие в Житии записей о чудесах И. свидетельствует о том, что все известные копии текста бытовали вне Иннокентиева Комельского монастыря, в отрыве от живой традиции почитания святого.

http://pravenc.ru/text/389625.html

дисс. к-та филологии. Л., 1985; Вомперский В.П. Риторики в России XVII–XVIII вв. М., 1988; Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV–XVII веков. СПб., 1903; Стратий Я.М., Литвинов В.Д., Андрушко В.А. Описание курсов риторики и философии профессоров Киево-Могилянской академии. Киев, 1982. 12. См., например: Грамматика (ГИМ. ОР. Барс. 2283; Вахр. 983; Дубл. 909; Муз. 2417; Увар. 226; Хлуд. печ. 141д; Черт. 337); Грамматика Лаврентия Зизания (ГИМ. ОР. Хлуд. печ. 51д; Черт. печ. 732; Щап. 123); Грамматика Константина Ласкаря (ГИМ. ОР. Син. греч. 497, 498, 499); Лудольф Генрих Вильгельм. Грамматика российская. Oxf., 1696 (ГИМ. ОР. Щап. 246); Илья Копиевич. Грамматика. Амстердам, 1700 (ГИМ. ОР. Мнш. 566, 567); Грамматика Мелетия Смотрицкого (ГИМ. ОР. Барс. 2282; Дубл. 490, 844; Менш. 560, 561, 693, 1873, 1910; Син. печ. 334, 734; Хлуд. печ. 67; Цар. А58; Черт. печ. 44, 192, 593, 637; Щап. 126); Грамматика Мануила Москопула (ГИМ. ОР. Син. греч. 322, 323, 500); Грамматика словенская (ГИМ. ОР. Увар. 364); Грамматика Патриарха Иосифа (ГИМ. ОР. Дубл. 806); Алфавит (грамматика) с доп. статьями (ГИМ. Муз. 1681). См. также: Востоков А.Х. Русская грамматика по начертанию его же сокращенной Грамматики полнее изложенная. СПб., 1839; Грамматики Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого/Сост., подг. текста, науч. коммент. и указатели Е. А. Кузьминовой; предисл. Е. А. Кузьминовой и М. Л. Ремневой. М., 2000; Крижанич Ю. Граматично изказание об русском иезику. Брянск, 1848; Смотрицкий Мелетий. Грамматики славенския правильное синтагма. Вильно, 1618; М., 1721 и др. 13. См., например: Иоанн Дамаскин. Грамматика и философия (ГИМ. ОР. Увар. 443); Он же. Грамматика и диалектика (ГИМ. ОР. Барс. 248, 2294); Он же. Богословие (РГБ. ОР. Ф. 304. 121); Он же. Книги философские (РГБ. ОР. Ф. 310. 524); Грамматика И. Дамаскина и риторика Иоанна, экзарха Болгарского (ГИМ. ОР. Син. 918). См., также: Богословие нравоучительное [РГБ. ОР. Барс. 276; Епарх. 968; Син. 108, 122; Увар. 878 (Леонид. 216)]; Гефенгеффер.

http://pravoslavie.ru/36953.html

б) Διταξις τς εροδιακονιας. Migne, PG, t. 154, col. 745–766. Устав божественыя службы: како достоит священнику с диаконом служити. – 1) ГИМ, Синод., 346 (892), Служебник, XIV в., лл. 2–9 (без конца); 2) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 732, Служебник, XV в., лл. 2–7 об.; 3) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 864, Требник, XV в., лл. 96–115 об. (без конца); 4) ГИМ, Синод., 376 (268), Требник и Служебник, кон. XV в., лл. 7–24 (под названием: «Устав божественных служеб. Творение Филофеа патриарха Цариграда. Списажеся се смиреным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном»); 5) ГИМ, Синод., 350 (606), Служебник новгор. архиеп. Евфимия, XV в., лл. 99 об.–120; 6) БАН, 32.2.3 (Сев. 266), Служебник, 2-я пол. XVIII в., лл. 1–20 об.; напечатан по славяно-русскому Служебнику Ватиканской библиотеки, 14, конца XIV–haчaлa XV в. в кн.: Н. Ф. К р а с н о с е л ь ц е в. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань 1885, стр. 172–194. 2. Учительное Евангелие (сборник воскресных и праздничных поучений различных авторов, главным образом Иоанна Златоуста ). 71 – 1) ГИМ, Увар. 297 (55), Евангелие Учительное, нач. XV в.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 99 (6), Евангелие Учительное, XV в.; 3) ГПБ, ОЛДП, 90, Учительное Евангелие, 1464 г.; 4) ГПБ, Кир.-Белоз., 134/1211, Сборник патристический, нач. XVI в., лл. 1–96; 5) ГИМ, Синод., 209 (76), Собрание поучений, XVI в.; 6) ГБЛ, ТСЛ, 100 (2), Учительное Евангелие, 1524 г. (другой перевод); 7) ГИМ, Синод., 210 (59), Собрание поучений, XVI в.; 8) ГПБ, Соловецк., 371 (155), Учительное Евангелие, XVI в.; 9) ГПБ, Соловецк., 372 (156), Учительное Евангелие, XVI в.; 10) ГПБ, Соловецк., 373 (157), Учительное Евангелие, XVI в.; 11) ЦГИА, ф. 834, оп. 4, 1441, Поучение, серед. XVII в.; 12) ГИМ, Синод., 211 (75), Собрание поучений, XVII в.; 13) ГИМ, Синод., 212 (408), Собрание поучений, XVII в. 3. Предание к ученику. Святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофея предание к своему его ученику, еже како внимательне седети в келий с сущими своими послушниками. – 1) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Патерик скитский с прибавл., XV в., лл. 318–320 об.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 756 (1637), Сборник, XV в., лл. 19–24 об.; 3) ГПБ, Q.I.738, Псалтирь с восследованием, XV в., л. 15 об.; 4) ГИМ, Увар., 205 (61), Авва Дорофей , XV в., л. 171; 5) ГПБ, Кир.-Белоз., 26/1103, Сборник («Иларион Великий»), 1-я пол. XV в., лл. 29–35 об.; 6) ГПБ, Кир.-Белоз., 101/1178, Сборник, XVI в., лл. 97 об.–112; 7) ГПБ, Кир.-Белоз., 25/1102, Сборник («Ниловы главы»), XVI в., лл. 383–387; 8) ГПБ, Кир.-Белоз., 29/1106, Сборник нравоучений, XVI в., лл. 73–80 об.; 9) ГПБ, ОЛДП, Q.661, Сборник, XVI в., лл. 425–433; 10) ГИМ, Воскр.-Новоиерус, 76, Сборник, XVI в., лл. 376–383 об.; 11) ГБЛ, ТСЛ, 799 (1927), Нил Сорский , нач. XVII в., лл. 156–178 об.; 12) ГПБ, Соловецк., 398 (85), Главник, XVII в., л. 115. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов) Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов) Некая странница Татьяна Павловна, посещавшая Надеевскую пуст., рассказала подвижнику о 3 мон-рях Русского Севера, удобных для пустынножительства, в их числе были Нилова Сорская пуст., Успенский мон-рь прп. Гурия Шалочского и Александров Ошевенский монастырь . Написав названия обителей на бумаге, Никон положил записки перед келейной иконой и молитвенно просил Богородицу указать ему место спасения. Он извлек записку с названием Ниловой пуст., к-рую с тех пор называл своим Богоданным жребием. Та же странница рассказала об иером. Никоне настоятелю Кириллова Белозерского мон-ря архим. Иннокентию (Рудневу), и последний пригласил подвижника посетить его обитель. В 1836 г. Никон, исполняя давний обет, отправился на богомолье к Тихвинской иконе Божией Матери, на обратном пути из Тихвина заехал в Кириллов. Архим. Иннокентий предложил ему стать настоятелем Ниловой Сорской пуст. После долгих сомнений и чудесного явления прп. Нила Сорского, разрешившего их, иером. Никон дал согласие: «Я принял на себя управление пустынею, хотя еще не был переведен из Костромской в Новгородскую епархию» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 11 об.). 24 янв. 1837 г. Никон был официально назначен строителем Сорской пуст. «Убогие ея храмы, священная гробница ея основателя - преподобнаго Нила - духовно пленили собою боголюбивую душу отца Никона» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 314). Иером. Никон ввел в обители общежительный устав; церковная служба совершалась ежедневно знаменным распевом. Новый настоятель запретил употребление вина на трапезе. За 3 года в обители были построены новые деревянные братские кельи, трапезная, келарня и др. хозяйственные службы, а также гостиница для паломников. Вокруг Ниловой пуст.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

23–46). В нем читаются только отдельные главы Жития. Из всех чудес преподобного (прижизненных и посмертных) выбрано одно – пятое, о умножении рыб (одно из тех, которое читается в Краткой редакции). Однако нумеровано оно как первое (и единственное в данном списке). Этот Сборник житий отличается тем, что, по всей видимости, содержит сокращенные списки житий святых. В. И. Охотникова, говоря о Житии Ефросина, отмечает, что «Увар. 100 – Сокращенный список», в него помещены лишь некоторые главы из Жития Ефросина 6 . То же самое мы можем сказать и о Житии Александра Свирского по этому списку. Список Тих. 378 из РГБ также содержит ЖАС неполного состава (Л. 510–531), с отличным от списка Увар. 100 набором глав. В этом списке, как и в Увар. 100, содержится рассказ только об одном прижизненном чуде – четвертом, о явлении Богородицы, – и оно, что особенно нам важно для установления источников Краткой редакции ЖАС, помещено в биографическую часть повествования. Таким образом, имеется два сокращенных списка ЖАС, каждый из которых содержит по одному прижизненному чуду из тех двух, которые есть в Краткой редакции. И хотя мы не можем однозначно возвести текст ЖАС Краткой редакции к текстам Увар. 100 и Тих. 378, поскольку содержание Краткой редакции значительно шире, но, исходя из состава чудес, можем осторожно предположить, что источником Краткой редакции послужило несколько вариантов текста ЖАС, различающихся по составу. Два из них вполне могут быть аналогичны текстам в списках Увар. 100 и Тих. 378. Надо заметить, что в Сокращенном списке Увар. 100 хотя и содержится ряд индивидуальных чтений, но особенных литературно-языковых отличий от редакции ВМЧ нет. А в списке Тих. 378 в текст внесены существенные изменения. Являются ли эти два списка отдельными редакциями ЖАС – вопрос, требующий более детального их изучения. Изучение литературно-языковых особенностей текста по списку F. I. 729 дало следующий результат. Текст ЖАС Краткой редакции обнаруживает множество пословных совпадений с текстом ВМЧ, однако в некоторых эпизодах от нее отличается, что могло быть вызвано как редакторским мастерством составителя Краткой редакции, так и использованием нескольких вариантов текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

– до осуждения и ссылки Никона в Ферапонтов монастырь: 29 августа 1641 г. (первая половина Пролога), 16 декабря 1642 г. (вторая половина Пролога), 1 июня 1659 г., 17 августа 1661 г. (первая часть Пролога); 1 марта 1660 г., 17 марта 1662 г. (вторая часть Пролога) 1188 . «Книга Тропник в четь, писаный» (л. 165) – возможно, есть рукопись под тем же названием, которую в 1661 г. патриарх Никон пожертвовал библиотеке Воскресенского монастыря: ГИМ, Воскресенское собр., 148-бум., на л. 11–29 скрепа от имени патриарха Никона 1189 ; в домовой казне патриарха Никона имелась книга с тем же названием, но иного формата: «скорописная в полдесть» 1190 . «Книга Устав в десть, писан на харти» (л. 165). После оставления патриаршей кафедры Никон пополнил библиотеку Воскресенского монастыря десятью томами разных видов устава; в 1658 г. он подарил монастырю «Устав церковный Иерусалимский», 1438 г. (ГИМ, Синодальное собр. 331, скрепа патриарха Никона на л. 168) 1191 ; и «Устав Соловецкого монастыря», XVII в. (ГИМ, Воскресенское собр. 16-бум., скрепа патриарха Никона 1658 г. на л. 4–20) 1192 . В 1661 г. Никон дал вкладом 8 книг; 6 из них в монастырских описях названы «Уставом церковным»: один – конца XIV в. (ГИМ, Синодальное собр., 328, скрепа патриарха Никона на л. 2–19) 1193 , второй – XIV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 9-перг., на л. 1–15 скрепа от имени патриарха Никона ) 1194 ; третий – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 10-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 3–18) 1195 ; четвёртый – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 12-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 4–18) 1196 ; пятый – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 13-бум., скрепа патриарха Никона на л. 4–7, 17–38) 1197 ; шестой – XVII в. (ГИМ, Воскресенское собр., 14-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 3–9, 571–576) 1198 ; ещё две книги – это древнейшие общежительные уставы: «Устав Студийский», конца XII в. (ГИМ, Синодальное собр., 330, вкладная запись патриарха Никона на л. 1–22 1199 ; и «Устав Иерусалимский», пергамен, конца XIV в. (ГИМ, Синодальное собр., 332, вкладная запись на л. 1–13) 1200 . Среди рукописных книг, о которых вспомнил сам патриарх Никон в челобитной царю, обращают на себя внимание некоторые редкие манускрипты. «Книга Космография, писана скорописью же на русском язык в десть» 21, л. 168) – Никон, по-видимому, говорит о рукописи, содержащей древнейший список 1660 г. перевода 1637 г. в Посольском приказе в Москве Дорном Иваном (Адамом) совместно Богданом Лыковым «Космографии» Герарда Меркатора (1512–1594 гг.), изданной на латинском языке в Амстердаме в 230 главах 1201 ; в настоящее время эта рукопись хранится в ГИМ, Воскресенское собр., 159-бум., на л. 1–20 скрепа от имени патриарха Никона 1661 г. 1202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Произведения патриарха Филофея, переведенные на славянский язык 66 I. Гимны 1. Каноны во время бездождия а) Богородице. Акростих: Εχας τν αχμν λδσον μων, Κυρα. В богородичных: Φιλθου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 14–16, 58–60. Последование, певаемо к богородици о бездождии. Творение Филофеа, патриарха Константинаграда. Переведен же бысть на русский язык от многогрешнаго Феодора недостойнаго, рекше и первопрезвитера («В печалех, владычице, помощницу, избавление в бедах...»). –1) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 149 об.–155; 2) ГИМ, Синод., 503 (774), Сборник канонов и молитв, XVI в., лл. 22–36; 3) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 75; 4) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 254–257; 5) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 28–34 об.; 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 441, Канонник, XVII в., лл. 406–420. б) Иисусу Христу и его матери. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери, певаем в бездождие. Творение кир Филофея патриарха («Отверзавши десницу...»). – 1) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 16–22; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 140 об.–145. 2. Канон в общей нужде. Акростих: Κοινς δεσεις, Χριστ, αν δολων δχου. В богородичных: Φιλθεου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 12–14. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу, певаем в общий нужди и о бездождие, и о неблагорастворение времен, и о въспротивлении ветром, и в нашествие варварьское. Ему же краегранесие: Обща молбы, Христе, твоих раб приими. В богородичных же: Филофеово. Глас шестой («Обще положим рыдание ныне, брате...). – 1) ГБЛ, ТСЛ (ф. 304), 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 217 об.–220 об.; 2) ГРМ, гр./др., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 320–328; 3) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 240–243; 4) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 97 об.–104 (Канон молебен ко господу Иисусу Христу, певаем во опщих напастех, в бездождие и ке в благорастворение времен, и в противление ветром, и в нашествие варварьское); 5) ГБЛ, МДА (ф. 173), 77, Минея общая, поел. четв. XV в., лл. 280–281 (Канон молебен к господу нашему Иисусу Христу, певаем в опщих напастех, в сушу и глад, и в тяжесть, и в съпротивление ветром, и в нашествие варварьское); 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 590, Богослужебный сборник, кон. XVI в., лл. 173–175 об.; 7) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 471, Канонник, XVIII–XIX вв., лл. 124–127; 8) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 499, отдельный список в 16 лл., XIX в.; 9) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., лл. 217–224 об.; 10) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., л. 43; Требник Петра Могилы . Киев, 1646, ч. III, стр. 248–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

община. М. 1995. 2(26). 60–65. пер.://NS 9 .308). 309–316. 282 . Леннгрен Т. П. Великий старец Нил Сорский //Московский журнал. 1999. 3. 40–43. 283 . Лилиенфельд Ф. фон. О литературном жанре некоторых сочинений Нила Сорского //ТОДРЛ 1962. 18. 80–98. 284 . Лилиенфельд Ф. фон. О некоторых причинах приостановки исследований о Ниле Сорском и его роли в истории//Правосл. община. М. 1995. 2(26). 55–60. 285 . Нил Сорский /Сост. Ермаков Р. М. 1995. 72. 286 . Первушин А. В. Размышления о Ниле Сорском //ВРСХД 1978. 128. 33–40. 287 . Питирим (Нечаев) , митроп. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий //Тысячелетие крещения Руси. М. 1989. 75–85. 288 . Правдин А. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни//ХЧ 1877. 1. 114. 289 . Прохоров Г. М. Послания Нила Сорского //ТОДРЛ 1974. 29. 125–143. 290 . Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского //Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1974. М. 1975. 37–54. 291 . Прохоров Г. М. Нил Сорский (ок.1433–7. V.1508)//СККДР 9 .27). 2:2. 133–141. 292 . Романенко Е. [В.] История канонизации преподобного Нила Сорского //ЖМП 1999. 11. 65–73. 293 . Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества: Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв.//Истор. вестник. М.; Воронеж 1999. 3–4. 89–152. 294 . Седакова О. А. Лилиенфельд Ф. фон. Нил Сорский и его сочинения: Кризис традиции в России времен Ивана III//Культура и общество Древней Руси (X-XVIII вв.). М. 1988. 2. 246–267. же в кн.: Русь между Востоком и Западом: Культура и общество, X-XVIII вв. М. 1991. 2. 325–347. [Реферат кн. Lilienfeld F. von. 9 .303).]. 295 . Смолич И. Великий старец Нил Сорский (К истории русского старчества)//АО 1998. 2(16). 164–172. 296 . Флоровский Георгий , прот. Преподобный Нил Сорский //ВРСХД 1953. 1(26). 1953. 4–5. 297 . Целиков В. А. Эстетика Нила Сорского //Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры: Сб. статей. М. 1987. 1. 43–68. 298 . Davids A. J. М. Nil Sorskij und der Hesychasmus in Russland. Eine quellengeschichtliche Untersuchung//JÖB 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Арх.: Грамота царя Иоанна Васильевича на Белоозеро городовому прикащику Леонтью Ошанину о выдаче руги «на будущее время ежегодно в Кириллов монастырь… да в Нилову пустынь…»//РГАДА. Мазур. Оп. 2. Ед. хр. 3, 6 янв. 1577 г.; Грамота митр. Ростовского и Ярославского Варлаама в Кириллов мон-рь игум. Феодосию с братией о запрещении священнослужения строителю Нилова скита черному диакону Кириллу//Там же. Ед. хр. 12, 4 марта 1632 г.; Государева жалованная грамота на Вологду стольнику и воеводе И. Д. Голохвастову да дьяку Перфилью Ляпину о даче руги строителю старцу Нифонту с братией Сорской пустыни, всего на 15 человек//Там же. Ед. хр. 289, 25 янв. 1677 г.; Грамота царя Михаила Феодоровича на Белоозеро воеводе Н. И. Ласкиреву о выдаче ружного жалованья строителю Нилова скита старцу Нафанаилу//Арх. СПб ИИ РАН. Колл. 260. Оп. 1. Ед. хр. 47, 26 янв. 1638 г.; Грамота царя Алексея Михайловича архим. Кириллова мон-ря Авраамию о переводе в Нилов скит старца Иоасафа, сосланного в 1649 г. в Кириллов мон-рь из приказа Большого дворца//Там же. 12 авг. 1658 г.; Грамота Св. патриарха Всея Руси Иоакима архим. Кириллова Белозерского мон-ря Никите о «смирении монастырским смирением старца Корнилия Затворникова»//Там же. Ед. хр. 406, 26 нояб. 1678 г.; Книги переписные Ниловой Сорской пустыни//Там же. Кол. 115. Ед. хр. 668-673, 679-681, 683-691, 693; РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 493; Книги приходно-расходные Нилова Сорского скита//ГИМ. ОПИ. Ф. 484. Оп. 1. Ед. хр. 74; То же//Арх. СПб ИИ РАН. Колл. 115. Ед. хр. 666-667, 674-678, 682, 692; Кол. 260. Оп. 2. Ед. хр. 60; РНБ. СПбДА А II. 46; РГАДА. Маз. Оп. 1. Ед. хр. 502; Синодик Нилова Сорского скита//КБМЗ. РК 127, XVII-XIX вв.; «Книга послужных списков настоятеля и братии Кирилло-Белозерского монастыря и приписных к оному монастырю пустынь 1732 г.»//РНБ. 119/1354. Л. 129-135; «Опись приписной к Кириллову Белозерскому монастырю Нилову скиту именно 1761 г. Сорской пустыни»//Там же. 105/1341; Послужной список настоятеля и братии Нило-Сорской пуст. за 1920 г.//ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 527; То же за 1917 г.//ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4766.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Щук. собр. – Щукинское собрание. 1 Отводная грамота Кириллову монастырю на пустоши и деревни (1448–1468)/РИБ, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб., 1875. Т. 25. В грамоте сказано: «а на отводе были... а старци были Кириллова монастыря Ефросим крылошанин, Ефимей Перхутков, Нил, Игнатей Турок» (стб. 24). Г.М. Прохоров считает, что упоминаемый в кирилловских грамотах 1460–1470 и 1471–1475 гг. старец Нилпреподобный Нил Сорский (Прохоров Г.М. Нил Сорский //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 134.) 3 Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991. С. 92. 7 Феодосий (Олтаржевский), иером. Палестинское монашество с IV до VI в.//Православный палестинский сборник. СПб., 1896. Т. XV. Вып. 2. С. 34–35. 16 Кирилл Белозерский, преп.//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 31. 17 Архангельский А.С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их литературные труды и идеи в древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский . СПб., 1882. (ПДП. Т. 16) С. 140–177 ; Шевырев С.П. История русской словесности. Лекции. М., 1860. Т. 4. С. 182–196. Левицкий Г. Отчет профессорского стипендиата Г. Левицкого о занятиях в 1889–1890г.//Христианское чтение. 1895. Вып. 2–3. Протоколы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии. С. 287–345; Культура и общество Древней Руси (X-XVII вв.) Зарубежная историография. М., 1988. Ч. 2. С. 255–262. 18 Этот принцип хорошо виден на примере устройства Успенского и Иоанно-Предтеченского скитов Нило-Сорской пустыни XIX-XX вв.//Иоанн (Калинин), инок. Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии. (На форзаце набрано неверно – Нижегородской епархии. – Е.Р.). М., 1913. 20 В книге «Очерк внутренней истории Пскова» А. Никитский писал: «Из всех этих форм (монашеской жизни – Е.Р.) на Севере Руси особенно преобладала одна. Там не пользовалось значительным развитием ни пустынножительство, сообразно с которым каждый отдельный монах уж и образовывал особенный монастырь, ни общежительство, состоявшее в полном общении лиц, которые поступали в монастырь. Та и другая формы иноческой жизни уступали первое место в своем распространении в обществе третьей – отшельничеству» (Никитский А. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873. С. 204).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010