Типикон определял основные принципы внутренней монастырской жизни. Существовали еще внутренний распорядок жизни и богослужебный Устав Нило-Сорского скита. Само последование церковного пения и служб в скиту совершалось по Уставу Лавры преподобного Саввы Освященного, как сказано в каноннике Нилова скита (РНБ. Кир.-Бел., 489/746, л. 1). Каждое воскресенье полагалось служить «всенощное скитское, молебен и обедню», на «Владычни праздники» (двунадесятые) – всенощное скитское и обедню, также «преподобным многим» – всенощное скитское и обедню. Скитское всенощное бдение продолжалось всю ночь, по обычаю всех скитов и лавр. Накануне всенощной около шести вечера иноки собирались в храме и пели вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. Те, кто хотел воздержаться от пищи (кому было по силам) ради всенощной, могли отказаться. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в «прочитании» Святых Писаний – это было время духовного общения монахов скита. Кому «требовалось вкусити сна», мог немного отдохнуть до «съмрака». В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное бдение (ГИМ. Епарх., 349/509, л. 2 об. – 4). Скитская служба отличалась от служб общежительных монастырей не только продолжительностью, но и своим составом. Во время скитской всенощной вычитывалось полпсалтири (в киновиях обычно читали три кафизмы), большее число канонов – четыре. В начале службы, по прочтении первых трех кафизм и канона Богородицы, все садились в молчании и со вниманием слушали «прочитаемое» из Святых Писаний и житий. Читать Писания полагалось не торопясь – «якобы разказуя, не како простою речию», слушающие могли спрашивать пояснения и толкования на непонятные тексты: «чтение седим послушающе со вниманием, аще кто требует просити во упознание прочитаемых святых писаний, да вопрошает», – сказано в правиле всенощного бдения Нилова скита (РНБ. Соф. собр., 1519, л. 20 об. – 21). Сохранился «ветхий соборничек» (РНБ. Соф. собр., 1469) Сорской пустыни, в котором находятся избранные жития и Слова святых отцов, обычно читавшиеся на службах. Здесь – «жития и подвиги» преподобных Димитрия Прилуцкого, Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, преподобной Марии Египетской, святителя Николая чудотворца, повесть о иконе Владимирской Божией Матери, Слова Андрея Критского и Иоанна Богослова на праздники Рождества и Успения Богоматери и другие. По содержанию «Соборничка» видно, что в основном в его состав входят тексты из житий северных русских святых. В дни их памяти в Ниловом скиту служилось всенощное скитское бдение. «Соборничек» датируется первой половиной XVI в., и вряд ли после смерти преподобного Нила Сорского за такое короткое время мог измениться порядок служб Нило-Сорской пустыни. Таким образом, предположение, существующее в историографии, что преподобный старец «хулил русских чудотворцев» и противопоставлял себя русской традиции подвижничества, представляется малообоснованным 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Нило-Сорская пустынь: как была устроена жизнь аскетов с непроходимых болот Многие знают, что преподобный Нил Сорский был аскетом и проповедовал нестяжательство. А в чем это нестяжательство заключалось? Как жили монахи и сам святой в Нило-Сорской пустыни? Жизнь в скиту среди монахов считается «золотым», или «срединным», путем. Это, с одной стороны, и не полное отшельничество, которое выдержать очень трудно, потому что оно сопряжено со многими духовными опасностями и искушениями, с другой — и не монашеское общежитие (киновия), которое больше раскрыто миру, наполнено заботами о монастырском хозяйстве, отвлекающими от безмолвия и созерцания. Скиты, как правило, укрывают в малодоступных и малоприспособленных для жизни местах: изначально — буквально в пустынях, а позже — и в горных ущельях, и на болотах, и в глухих лесах… Живут в скитах (или, как их еще иначе называют, пустыньках) лишь несколько монахов, общего большого хозяйства здесь нет, зато есть духовное наставление, которое помогает избежать опасных «прелестей» на пути спасения души. 1 С чего все началось Преподобный Нил Сорский (мирское имя неизвестно) родился в 1433 году. Родом он был москвич, происходил из семьи дьяка (говоря современным языком, госслужащего). До пострига, полагают историки, служил подьячим (мелким чиновником). Известно, что у преподобного Нила был брат, Андрей Майко (Майков), который служил дьяком у великих князей Василия II Темного и Ивана III, в течение 50 лет выполнял важные дипломатические поручения, участвовал в посольствах. В конце жизни принял монашество с именем Арсений в том же монастыре, что и его брат Нил, — в Кирилло-Белозерском. Нил Сорский был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре в начале 1450-х годов, а после 1475 года ушел вместе с учеником Иннокентием (Охлябиным) из монастыря на Афон и в Константинополь. Есть предположение, что они побывали и в палестинских обителях. Там Нил долго изучал практику «умной» молитвы и скитского жития. Вернувшись в Россию в 1480-х, преподобные Нил и Иннокентий в 1480 году построили кельи по скитскому обычаю на реке Соре, в болотистом месте, в 16 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря, и некоторое время жили там. Из окна одной кельи можно было увидеть только другую келью: ничто не должно было отвлекать подвижников от созерцания, безмолвия и изучения божественных писаний. В будущем уединенное житие каждого инока в Нило-Сорской пустыни сохранялось вплоть до XVII века. Лес вблизи келий рубить запрещалось.

http://sever.foma.ru/nilo-sorskaja-pusty...

1844 г. он был переведен в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь и вернулся в обитель только 29 нояб. 1847 г. по ходатайству статс-дамы Т. Б. Потёмкиной. Изображение Ниловой Сорской пустыни. Роспись архимандричьих келий Кириллова Белозерского мон-ря. 1838 г. Изображение Ниловой Сорской пустыни. Роспись архимандричьих келий Кириллова Белозерского мон-ря. 1838 г. 31 дек. 1850 г. по указу Синода о восстановлении «совершенного общежития по образцам древнего пустынножительства» Н. С. п. была преобразована в самостоятельный общежительный заштатный монастырь. Способами содержания обители назначались: проценты с капитала (2143 р. серебром), «собственные средства» и 300 дес. земли с лесом, выделенных Мин-вом гос. имуществ. Однако вопрос о земле разрешился только в 1859 г.: по Высочайшему повелению Н. С. п. выделили 300 дес. из дачи Чёрный лес Удельного ведомства; земля была нарезана по обе стороны р. Соры, 750 дес. в Белозерском у. пожертвовал мещанин Попов (КБМЗ. Ф. 1. Д. 16. Л. 21). Как отмечал в рапорте 1852 г. строитель Дионисий, главным источником доходов оставался все-таки сбор «доброхотных подаяний» (Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 137. Л. 2). В 1855 г. в пустынь поступили вклады на 2400 р.: от отставного вахтера Ефима Иванова - 1 тыс. р., от неизвестного жертвователя - серебряная риза на Тихвинскую икону Божией Матери весом 8 фунтов 84 золотника на 325 р., от крестьянина Череповецкого у. Прокопия Сергеева - 900 р. (Там же. Л. 44). Годовой кружечный сбор составил 383 р. 65 к. Ярославский купец 1-й гильдии А. Матвеев-Пастухов дал для строившейся каменной церкви 175 пудов лучшего листового железа на сумму 453 р. 60 к. серебром (Там же. Д. 16. Л. 100). Мн. работы в пустыни производились монахами на собственные средства. Так, для осушки болотистых мест и для устройства мельницы издержками мон. Илии был вырыт канал. Попечением того же монаха «без всяких со стороны монастыря пособий» к пустыни была проложена дорога на 2 версты с канавами для отвода воды (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Два с половиной столетия (XVI – первая половина XVIII в.) Нило-Сорская пустынь прожила по уставу скитского жития. Но в середине XVIII в. жизнь в снизу постепенно замирает, что в немалой степени было связано с общей государственной политикой по отношению к монастырям. Секуляризационная реформа 1764 г. прямо скита не коснулась, так как земли и крестьян он не имел. Но «государево жалованье» поступать перестало, Кирилло-Белозерский монастырь, разоренный реформой, уже не мог помогать своему приписному скиту (с 1641 по 1777 гг. Нило-Сорский скит был приписан к Кириллову монастырю). В 1798–1805 гг. монашескую жизнь в Нило-Сорском скиту пытался восстановить игумен Кирилло-Новоезерского монастыря Феофан, но безуспешно – скит находился за 70 верст от Новоезерского монастыря. В 30 годах XIX в. начинается новая история Нило-Сорской пустыни, но уже как общежительного монастыря. «Богодарованным жребием» стала Нило-Сорская пустынь для иеромонаха Никона (в миру Николай Прихудайлов), который пришел сюда в 1837 г. из Троицкого Кривоезерского монастыря (Костромская епархия). Будучи еще монахом Троицкого монастыря, он стремился найти обитель уединенную и пустынную. Три раза иеромонах писал записки с названием трех пустыней и клал их за икону Божией Матери «Иерусалимская». Жребий трижды указал ему на Нилову пустынь. 12 Грустная картина открылась перед Никоном, приехавшим в первый раз в Нило-Сорскую пустынь: «Во всех церквах обители все было ветхо и убого, требовало обновления и улучшения. Ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие кельи настоятельские стояли боком, близкие к падению... Скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах». Вместе с тем в самом воздухе иеромонах Никон почувствовал «тонкое духовное благоухание». «Все скорбное и неприятное, что видел и встретил он в ней, уступало этому благодатному чувству», и Никон решил посвятить свою жизнь восстановлению обители. Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837–1842 гг. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Действительно, Высочайшее повеление об этом, в указе Святейшего Синода от 14 ноября 1847 года, было получено в Новгородской духовной консистории, вследствие чего она, указом своим от 29 ноября того же года, и переместила иеромонаха Никона в Нило-Сорскую пустынь, под бдительный надзор настоятеля. Старец, впрочем, не долго пожил в Нило-Сорской обители, но с благословения ее настоятеля переселился в скит святого Предтечи, находившийся за оградой обители, подле колодца и прудка, ископанных, по преданию, руками самого преподобного Нила, Сорского чудотворца. Еще во время настоятельства своего в Нило-Сорской пустыни, отец Никон построил тут себе для уединения небольшую келлию, внутри всю ее расписал своими руками, изображениями святых, душеспасительными изречениями, и нередко удалялся в нее на отдых и безмолвие от сует настоятельской своей должности. Теперь же, по возвращении своем в любимую свою пустынь, он избрал этот небольшой скиток своим местожительством и ревностно стал заботиться о его благоустройстве. Привез он с собой и святую икону Иерусалимской Богоматери, составлявшую неоценимое его сокровище и духовное утешение ему в скорбях. С нею никак не думал он когда-либо разлучаться, но Пресвятой Владычице Богородице угодно было даровать эту благодати причастную икону на благословение русской, на Афоне, обители святого великомученика и целителя Пантелеймона, о чем иеромонах Никон повеление от Нее Самой получил в таинственном видении, почему и послал икону эту 8 ноября 1850 года в русскую Пантелеймонову, на Афоне, обитель. По отправлении на Афон святой иконы Богоматери Иерусалимской на другой год, в 1851 году, Нило-Сорская пустынь, состоявшая приписной к Кирилло-Белоезерскому монастырю, Святейшим Синодом восстановлена самостоятельной, и иеромонах Никон причислен к ее братству. Самостоятельность обители преподобного Нила составляла всегда искреннее желание старца Никона. Со времени переселения своего в эту пустынь из Иверского монастыря, он, хотя и не принимал видимого участия в делах ее, тем не менее, нравственным авторитетом своим и благим подвижническим примером руководил ко благу н строителя, и братию пустыни, глубоко его уважавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Время тут сказать несколько слов и об этом дивном избраннике Божием, который в тиши и безвестности Нило-Сорской пустыни, под влиянием благого подвижнического примера старца Нила, и сам достиг высокой степени совершенства духовного. Это был рясофорный монах Нило-Сорской пустыни Иоанн Шапошников, которого вся братия, по преимуществу, звала Иваном Семеновичем. Родом из города Галича Костромской губернии, сын мещанина, он в отроческих еще годах был поражен параличом, от которого плохо владел правой рукой и обеими ногами, так что без помощи палки не мог ходить. Питая великое усердие к угоднику Божию, преподобному Кириллу, Новоезерскому чудотворцу, бывшему уроженцу того же города Галича, Иван Семенович в юношеских годах пришел в Новоезерский монастырь к своему родному угоднику Божию и пожелал там посвятить себя иноческим подвигам. Но там недолго пришлось ему пожить: как увечный и немощный, не могший трудиться наравне с прочими послушниками, был он вскоре изгнан из обители не за что иное, как за свое увечье. Придя в Нило-Сорскую пустынь, был он принят в ней ласково и приветливо, но, тем не менее, очень тосковал по Новоезерском монастыре, в котором более всего привлекал его угодник Божий Кирилл своими нетленными и цельбоносными мощами. Долго томился он сильной тоской, от которой не находил себе покоя ни днем, ни ночью, и даже в храме Божием, при богослужении часто переходил с места на место, как исступленный умом. Но, когда нужна человеку помощь свыше к подкреплению его немощи и унывающего духа, тогда она и подается ему благовременно благостью Творца, дивного во святых. Угодник Божий, преподобный Нил, Сорский чудотворец, посетил благодатно увечного послушника Иоанна и помог ему избавиться от угнетавшей его тоски. Раз, зимним временем, стоял Иван Семенович в церкви подле печи во время всенощного бдения под какой-то праздник. Стоял в столь горестном расположении духа, что мало даже себя помнил и ничего не слыхал, что пелось и читалось в церкви. Думал все о Новоезерском монастыре и пламенно желал опять в него возвратиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякие споры, всякую вражду и неудовольствия среди братии умел он всегда вовремя искоренить, не дать им разгореться до душегубительного пожара. И братия привыкли к подобным действиям старца, верили, что все открыто пред его прозорливыми очами, и что он видит их недостатки лучше их самих. Ослушники воли и советов старца нередко были видимо за это наказываемы Богом. Так, однажды, один инок Нило-Сорской пустыни, приближенный к бывшему там строителю Арсению, когда этот последний перешел на строительство в Филиппо-Ирапский монастырь, пожелал ему сопутствовать туда и перейти в его монастырь. Пришед за советом о сем к старцу Нилу, услышал он от него резкое обличение в человекоугодии. Старец сказал ему: «отец Арсений недолго останется в Филиппо-Ирапском монастыре и много обойдет настоятельских мест. Ты за ним не угонишься и отстанешь от него; поэтому советую тебе лучше оставаться здесь, в Нило-Сорской пустыни, иначе будешь горько, но поздно раскаиваться». Инок не послушал слов старца, и его предсказания впоследствии в точности сбылись. Ту же прозорливость проявлял старец и в отношении мирян, его посещавших. Раз, пришла к нему родная племянница его – девица Лариса, которая с малолетства, вследствие расслабления всех членов тела, неспособна была ни к какой работе и влачила самую жалкую жизнь, нередко бывшую ей самой в тягость. Придя к дяде своему, старцу Нилу, плакалась она ему на свое увечье и горькую судьбу. «Что мне делать, как мне жить?» вопросила она его, между прочим. «Иди в Горицкий монастырь и живи там», сказал ей старец. «Да меня увечную туда не примут, я неспособна работать и послушания проходить», возразила Лариса. – «Иди с Богом, – повторил старец, – примут тебя, будешь здорова, будешь работать и послушание проходить для св. обители; имей только веру в Бога, и Он дарует тебе силу». Девица послушалась, пришла в Горицкий монастырь; там ее приняли из уважения к старцу, ее дяде, и что же? вскоре по поступлении своем в эту обитель, она вполне выздоровела, расслабления прежнего в ней как не бывало; стала она ревностно проходить послушания монастырские, трудиться в самых тяжелых работах, и легко, и радостно все это совершала, к общему удивлению всех сестер Горицкой обители, видевших и знавших ее прежде вполне разслабленной, ни к какому труду не способной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     95 лет здесь не приносилась Бескровная Жертва Батюшка, какой предстала перед Вами Нило-Сорская пустынь? Вы сразу же, с первых минут или часов почувствовали, что это особенное место? О преподобном Ниле Сорском, постриженике Кирилло-Белозерского монастыря, который увидел скитское жительство на Афоне и всей душой потянулся к нему, братия читала. Мы знали его труды, знали о его подвигах, но до своего назначения сюда я в Нило-Сорской пустыни ни разу не был. Потому что в стенах нынешнего каменного монастырского ансамбля, построенного на месте Нилова скита в XIX веке, находился психоневрологический интернат – социальное учреждение закрытого типа. Через день после своего назначения 5 декабря 2018 года вместе с игуменом Дионисием, к которому я всегда обращаюсь за помощью и советом (к тому же, добавлю, он возглавляет Епархиальную комиссию по церковному искусству) мы приехали в обитель. Пациентов интерната к тому времени распределили в другие учреждения. Первое, что бросилось в глаза, – обшарпанные стены, производившие жутковатое впечатление. Должен сказать, что все эти огромные жилые помещения, общей площадью три тысячи пятьсот квадратных метров, интернат отапливал и долгое время поддерживал в них порядок. Но в последние годы, зная, что монастырский ансамбль все-таки будет передан Церкви, за порядком перестали следить. Представляете, здесь проживало 180 инвалидов, да плюс немалый по численности персонал был, а теперь нас четверо – я, настоятель; иеродиакон Галактион, несущий послушание эконома; послушник Сергий – трапезник, послушник Александр – певчий.      Здания все перепланированы – их надо будет реставрировать, учитывая тот факт, что монастырь является памятником архитектуры регионального значения, а значит, каждый свой шаг предстоит согласовывать с органами охраны культурного наследия. Надо будет делать проект реставрации. Остро стоят у нас некоторые бытовые вопросы. Например, с отоплением. С осени придется самим отапливать дровами такую громадную площадь. Еще одна серьезная проблема: здесь никогда не было канализации. Интернат нам оставил 20 выгребных ям… Работа по всем направлениям предстоит огромная. Есть много других неотложных вопросов – их никак нельзя оставить «на потом». И все же самым главным направлением развития монастырской жизни было направление духовное. Оно включает в себя и воспитание братии (своей, способной со временем укрепить нашу монашескую семью), и возобновление литургической жизни. Ведь на протяжении 95 лет в Нило-Сорской пустыни не приносилась Бескровная Жертва.

http://pravoslavie.ru/121572.html

Один мой коллега, побывав в местечке Пустынь возле стен обители, когда там был интернат, написал: «Радости от посещения этого места не испытываешь, на душе остается тяжелый осадок. Но есть внутреннее понимание, что когда-то положение дел поменяется». Эта запись датируется ноябрем 2018 года, и уже в следующем месяце, как мы видим, положение стало меняться. Вопрос о передаче Церкви Нило-Сорской обители митрополит Игнатий начал поднимать еще в 2014 году. И вот свершилось! Владыка очень заинтересован в возрождении монастырей и монашеской жизни на Вологодской земле. В том числе и Нило-Сорской пустыни, тесно связанной с личностью ее основателя Нила Сорского, известного не только как первоначальника скитского жительства, но и в качестве одного из основоположников нестяжательства.      Благословенна Оптина, или бесценный опыт для настоятеля из глубинки Батюшка, с каким багажом Вы возвращаетесь со стажировки в Оптиной пустыни в древнюю вологодскую обитель, пока разоренную? С чувством огромной благодарности я вспоминаю наместника обители, епископа Можайского Леонида и братию. Владыка Леонид твердо и по-отечески взял меня под свое крыло. Причем он не просто предоставлял мне возможность как стажеру вникать в вопросы духовной, богослужебной, хозяйственной жизни, но и контролировал, требовал. Постоянно спрашивал: «Какие у тебя есть вопросы? Задавай. Интересуйся. Чем больше ты здесь увидишь и узнаешь, тем легче тебе будет нести послушание настоятеля и возрождать монашескую жизнь». Я понимал, что в Оптиной – высочайшая планка, до которой нам не дотянуться. Но стремление развиваться в том же направлении, в котором развивалась на протяжении столетий и получила новое дыхание за 30-летний период возрождения Оптина пустынь, есть. Для меня важным было все, вплоть до того, какие в монастырских храмах киоты, подсвечники, фрески. Считаю милостью Божией и то, что за каждой архиерейской службой я сослужил владыке Леониду. В Троице-Сергиевой лавре, приехав на собеседование, я сослужил владыке Феогносту и такую радость испытывал! А какие торжественные службы были в Оптиной, как понравилось антифонное пение на два клироса! В знаменитом Иоанно-Предтеченском скиту мне посчастливилось не только побывать, не только побеседовать со скитоначальником игуменом Тихоном (Борисовым), но и сослужить ему. Еще я служил молебен, участвовал с братией в торжественном Крестном ходе на источник святого Пафнутия Боровского. Слава Богу за все!

http://pravoslavie.ru/121572.html

Того же автора кандидатское сочинение «О нравоучении преподобнаго Нила Сорскаго ». К.В.Покровский. «К литературной деятельности Нила Сорскаго » (Древности. Труды Слав.Комис.Имп.Москов.Арх.Об, т.5. Москва, 1911 г. Протокол 103 заседания). – Автор исследует вопрос о критицизме Нила и разбирает работы в том же направлении Жмакина и Архангельского. Архангельский, « Нил Сорский и Вассиан Патрикеев», (Изд. Общ. Люб. Др. Пис. 25. 1882 г.), которому известны были многие из вышеуказанных трудов и который использовал большое количество рукописей. Печатая много сырого материала, проф. Архангельский дает характеристику умственно-религиозной жизни Руси того времени, собирает имеющиеся данные для биографии Сорского, подробно останавливается на его литературной деятельности, обращая внимание и разбирая источники идей Нила. Исследование проф. Архангельского представляет большой интерес для всех занимающихся русской литературой 15–16 вв. 2 Им же написана о Сорском обстоятельная заметка в Энциклоп. Слов., изд. Ефрон и Брокгауз, т.21, тр.150–152. Ковалевский, Андрей, «Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил, изд. Афонскаго русскаго Пантелеймонова монастыря. Москва, 1885 г.». Статья интересна лишь потому, что из нее узнаем о написании иеросхимонахом Нилом службы (исправленной архимандритом Варлаамом) и акафиста препод. Нилу. Здесь же говорится о состоянии Нило-Сорской пустыни в 19 в. и приложена проповедь иеросхимон. Нила в день памяти (7 Мая) Нила Сорского , та же, что и при издании Устава 3 . Можем указать и на публицистический труд Н.Калестинова «Великий Старец». Очерк жизни пр. Нила Сорскаго . С.-ПБ. 1907 г.», с перечнем некоторых авторов, посвящавших свои статьи Нилу. Очерк представляет из себя повествование, но основанное на исторических материалах. Выпущен очерк к 400-летию со дня смерти Нила. Отметим еще: Буслаева «Историческая Хрестоматия», где автор, предлагая образцы для древнего периода истории русской словесности, помещает отрывок из Устава Сорского, цитируя его по одной из рукописей 17 века, и печатную Лествицу 1647 г., где на л. 148 об., в слове «о чистоте» вставлено толкование Нила Сорского : «Различна убо на нас борба мысленыя брани победы и побеждения рекоша отцы» т.д. – Помещение этих отрывков в названных двух книгах может указывать: в первой, на то, что Устав занимает известное место в истории древней литературы и никогда не исчезает из глаз работающих в данной области; во второй – на тот же интерес к Уставу, если он попадает в число добавлений в издание Лествицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010