Если инок делал для скита какую-нибудь работу – выгребал щепы из построенной кельи, писал книгу в скитскую библиотеку, вел церковную службу как уставщик, то ему за исполненное рукоделие тоже платил строитель скита: «уставщик старец Иосаф отписал предание Чюдотворца Нила... строитель дал 6 алтын денег 5», «да пономарь отгребал от церкви щепы дано ему денег 6» 132 , «дано пономарю старцу Власию да сторожу Ивану... от чистки к скиту по дороге лесом заломило 3 алтына 2 денги» 133 . Монахи почти никогда не участвовали ни в каких строительных работах, не работали в поле – Устав запрещал им частые выходы из кельи и долгое пребывание вне ее. Наблюдая за жизнью монахов Нило-Сорской пустыни по приходно-расходным книгам строителей и сравнивая ее с устройством других скитов, можно сделать вывод, что внутренний уклад всех скитов имеет ряд общих особенностей, отличающих их от монастырей другого типа. В историографии, как уже говорилось, существует мнение, что скит очень близок по своему устройству к особным житиям. Однако сравнение их выявляет ряд существенных отличий. Принципы жизни особных монастырей, как и киновий, подробно описаны в послании преподобного Максима Грека Василию III (1518–1519). Из послания видно, что монахи в особных монастырях довольно часто работали на монастырь, причем по характеру своих послушаний они находились долго не только вне кельи, но и вне монастыря, что запрещалось скитским инокам: ездили за «житом» в монастырские имения, которые находились за пределами Афонской Горы, занимались рыболовством и т.д. 134 . Особные монастыри на Афоне владели пашнями, но ни афонские скиты, ни Нило-Сорский скит пахотной земли не имели, т.е. различалась сама система экономического обеспечения монастыря. Кроме того, уровень жизни монахов в особножительных монастырях был различным и во многом зависел от личной обеспеченности, от вклада, внесеного в монастырь. В скитах сохранялся общежительный принцип равенства: скитские монахи получали от монастыря большую часть необходимого для жизни в равной степени; состав этой «части» в разных скитах был разный: в Египте – келья, в Палестине – келья, одежда, пропитание, на Афоне – келья, частичное пропитание, в Нило-Сорской пустыни – келья, полное пропитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Как и дикеос афонского скита, строитель Нило-Сорской пустыни избирался на год – редко, кто нес строительское послушание два-три года. Новый строитель принимал отчет у своего предшественника по «старой описной книге имущества», при этом составлялась новая, где отмечалось все, что «прибыло» или «убыло» в скитском имуществе и по каким причинам. Кроме того, каждый строитель вел приходно-расходную книгу, по которой отчитывался о состоянии скитской казны 121 . Этот пустынский порядок также соответствовал афонскому обычаю: в афонском Уставе 1759 г. сказано, что после избрания «новый Дикей вместе с отцами берет отчет от своего предшественника» 122 . Сначала сами скитские старцы выбирали строителя из пустынской братии. В 1641 г. по указу царя Михаила Феодоровича Нилов скит (видимо, после разорения во время польско-литовской интервенции в 1612–1618 гг.) был приписан к Кириллову монастырю 123 . С этого времени строителя для скита выбирал собор кирилловских старцев. Если строитель вел скитские дела плохо, старцы скита могли пожаловаться архимандриту Кириллова монастыря и попросить другого. Такое произошло в 1652 г. В одной из приходных книг сохранилась челобитная сорских монахов: «Государю архимандриту Митрофану и Государю келарю старцу Саватию и всем старцам соборным Кириллова монастыря бьют челом нищие богомольцы и ваши Сорьские пустыни Нилова скиту чернец Иосиф, и чернец Христофор, и чернец Влас и вся братья: пожалуйте нам, Государи, отпищика пришлите, чтобы нам строителя старца Селивестра сочести при всей братии, чтобы нам ведомо было, а нам на нево отписать, как вам, Государем, Бог известит. Государи, смилуйтеся, пожалуйте» (ФИРИ. Кол. 115 , ед.хр. 672, л. 1 об.). В XVII в. строитель Нило-Сорской пустыни уже не являлся духовным наставником, чаще всего он не имел священнического сана, но полностью отвечал за благочиние и хозяйство монастыря. Строитель, подобно афонскому дикеосу, с общего согласия старцев скита, как сообщает «Повесть о Нило-Сорском ските» Ивана Плешкова, принимал новых монахов, раздавал кельи братии (в соответствии с порядком, оговоренным в «Завете» преподобного Иннокентия Охлябинина). Приходно-расходные книги Нило-Сорского скита содержат упоминания, что пустынские строители ездили в Вологду и Москву хлопотать о разрешении различных вопросов внутренней скитской жизни. Так, в 1637 г. строитель Нафанаил подавал в Москве челобитные «патриарху... митрополиту подавал челобитную от писма дал две денги. О иноземцах бил челом в дворце от писма дал 4 денги. Дело выписал подьячий меншой о иноземцах Онастасе и о Макаре» (речь идет о скитских старцах Макаре и Анастасе Киевлянине, упоминаемых в строительских книгах. – Е.Р.) (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 666, л. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Щук. собр. – Щукинское собрание. 1 Отводная грамота Кириллову монастырю на пустоши и деревни (1448–1468)/РИБ, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб., 1875. Т. 25. В грамоте сказано: «а на отводе были... а старци были Кириллова монастыря Ефросим крылошанин, Ефимей Перхутков, Нил, Игнатей Турок» (стб. 24). Г.М. Прохоров считает, что упоминаемый в кирилловских грамотах 1460–1470 и 1471–1475 гг. старец Нилпреподобный Нил Сорский (Прохоров Г.М. Нил Сорский //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 134.) 3 Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991. С. 92. 7 Феодосий (Олтаржевский), иером. Палестинское монашество с IV до VI в.//Православный палестинский сборник. СПб., 1896. Т. XV. Вып. 2. С. 34–35. 16 Кирилл Белозерский, преп.//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 31. 17 Архангельский А.С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их литературные труды и идеи в древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский . СПб., 1882. (ПДП. Т. 16) С. 140–177 ; Шевырев С.П. История русской словесности. Лекции. М., 1860. Т. 4. С. 182–196. Левицкий Г. Отчет профессорского стипендиата Г. Левицкого о занятиях в 1889–1890г.//Христианское чтение. 1895. Вып. 2–3. Протоколы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии. С. 287–345; Культура и общество Древней Руси (X-XVII вв.) Зарубежная историография. М., 1988. Ч. 2. С. 255–262. 18 Этот принцип хорошо виден на примере устройства Успенского и Иоанно-Предтеченского скитов Нило-Сорской пустыни XIX-XX вв.//Иоанн (Калинин), инок. Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии. (На форзаце набрано неверно – Нижегородской епархии. – Е.Р.). М., 1913. 20 В книге «Очерк внутренней истории Пскова» А. Никитский писал: «Из всех этих форм (монашеской жизни – Е.Р.) на Севере Руси особенно преобладала одна. Там не пользовалось значительным развитием ни пустынножительство, сообразно с которым каждый отдельный монах уж и образовывал особенный монастырь, ни общежительство, состоявшее в полном общении лиц, которые поступали в монастырь. Та и другая формы иноческой жизни уступали первое место в своем распространении в обществе третьей – отшельничеству» (Никитский А. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873. С. 204).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

В описи Нилова скита 1732 г. икона описана следующим образом: «На раке образ чюдотворца Нила, венец серебряной главной с репьями, золоченой, в возглавии образ Святыя Троицы» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 1631. Л. 4-4 об.). По свидетельству А. Н. Муравьёва, преподобный был изображен на чудотворной иконе «в одежде схимнической, в благолепном покое посмертного созерцания, начатого им еще на земле» ( Муравьёв. 1999. С. 344). Инок Иоанн (Калинин), составивший в 1913 г. описание пустыни, заметил, что «крышкою раки служит древний образ угодника Божия преп. Нила, во весь рост, живописный по дереву, Византийского стиля» ( Иоанн (Калинин). 1913. С. 33). Чудотворный образ неоднократно копировался, одна из копий находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат, в ц. св. Иоанна Предтечи. В 1908 г., к 400-летию преставления святого, в Ниловой Сорской пуст. была создана икона («Благословение Нило-Сорской пустыни…»), иконография которой повторяла надгробный образ ( Романенко. 2003. Вкл. Рис. 16). На ней Н. изображен фронтально, в рост, в схимнических одеждах, на фоне леса и церкви, в небесном сегменте - образ Св. Троицы. Подобный образ воспроизведен на хромолитографии 1911 г. (КБМЗ). На свитке подвижника текст: «Подобает зде живущим заповеди Божии хранити». На литографии Э. Лилье (50-е гг. XIX в., РГБ) Н. стоит посреди леса, на свитке написана цитата из 54-го псалма. Судя по поздним спискам чудотворного образа, на надгробной иконе Н. был изображен по «подобию» прп. Ефрема Сирина. Особым почитанием в пустыни пользовался местный образ прп. Ефрема из одноименной церкви, он неоднократно копировался, что свидетельствует об особом статусе иконы (1-я треть XVII в., КБМЗ; см.: Романенко. 2003. С. 184). Сир. святой представлен на иконе аскетом со впалыми щеками и с русой заостренной бородой, в темно-коричневой мантии и куколе. Преподобный держит развернутый вверх свиток, перстами правой руки как бы указывая на него. На свитке читаются слова, обращенные к инокам, не соблюдающим своих обетов.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

К теплой церкви главного храма примыкала колокольня. В северной части монастыря стоял двухэтажный настоятельский корпус, построенный в середине XIX столетия. Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя башнями. В ограде размещались кельи, трапезная, различные службы. Над святыми воротами в 1860-е годы была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы где была поставлена деревянная рака, в которой мощи преподобного хранились прежде. Так, к 1870-м годам сложился новый каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни. В 1871 году в обители уже жили сто тридцать человек, из них пятьдесят монахов и послушников. Годовой доход пустыни в это время составлял более двенадцати тысяч рублей. Однако это возрождение обители преподобного Нила не означало возвращения прежних традиций монастырской жизни, завещанных основателем. Благочинному архимандриту Иакову требовал запрета походов групп монахов за милостынью по селам, не раз разбирал дела, связанные с нетрезвостью пустынской братии. Все это время Нило-Сорская пустынь оставалось местом ссылки для исправления лиц духовного звания. Вместе с тем в этот период в ней жили старцы, прославившие ее своим подвижничеством. Недалеко от самой пустыни находились два скита - Иоанно-Предтеченский и Успенский, - в которых в уединении и аскезе жили схимники. Устройству этих скитов положил начало возродитель обители иеромонах Никон , который любил уединяться в келье, поставленной на том месте, где когда-то была келья Нила Сорского (в 100 саженях от непосредственно самой пустыни) и сохранялся вырытый им колодец. Здесь же было начато в 1841 году строительство церкви Иоанна Предтечи из разобранных деревянных церквей, но из-за удаления Никона она стояла незаконченной. Вернувшись из ссылки, Никон, с разрешения нового настоятеля, поселился в келье около недостроенной церкви. Его трудами она была завершена, украшена и 15 ноября 1852 года освящена. На другой день иеромонах Никон принял пострижение в схиму с именем Нил и было положено начало Иоанно-Предтеченскому скиту. Скит был окружен невысокой деревянной оградой, посторонних, особенно женщин, на его территорию не пускали. С приходящими за помощью старец общался в основном через своего келейника. Подвижническая жизнь старца являлась образцом для других. В Иоанно-Предтеченском скиту Нил прожил около восьми лет, после чего в поисках еще большего уединения, построил новую келью в пятидесяти саженях от того места, в лесной и болотистой чаще. Это стало началом второго скита, в котором старец поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы , две часовенки, выкопал два небольших пруда, расчистил землю под огород и сад. Территорию Успенского скита также окружала деревянная ограда. Здесь старец провел остаток жизни и скончался в 1870 году. Схимник Нил был, возможно, единственным постоянным обитателем указанных скитов, хотя иногда там появлялись и другие старцы. Изображение скитов при Нило-Сорской пустыни можно видеть на гравюре 1876 года .

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

В 1890 году по ходатайству братии Нило-Сорской пустыни ее настоятелем назначили отца Герасима (Никитина) , который управлял пустынью четырнадцать лет, и успел привить " среди иноков редкое трудолюбие, безропотное послушание и отсечение своей воли, трезвую жизнь, взаимную братскую любовь и иноческое терпение и смирение, а также истовое уставное богослужение " . В 1904 году он ушел на покой, а впоследствии принял схиму с именем Нил и жил в скитах. К этом времени обитель представляла из себя немалое хозяйство. Помимо строений пустыни и двух скитов имелись многочисленные хозяйственные постройки: скотные дворы, конюшни, овины, сеновалы, амбары, кладовые, баня, прачечная с водопроводом, кузница, мельница, гостиницы для паломников, а также два жилых дома в городах Белозерске и Кириллове . За пустынью числилось триста десятин земли, расположенной вблизи нее, и триста тридцать десятин в семидесяти верстах от нее, которые сдавались в аренду местным крестьянам. В аренду сдавались и две рыбные ловли на Спасском и Бородаевском озерах, также принадлежавшие пустыни. Следущий игумен, Иларион (Павлинов) , приложил большие труды для поддержания хозяйства, ремонта зданий, в том числе пустовавшего после кончины Никона (в схиме Нила) Иоанно-Предтеченский скита. Все это делалось в преддверии 400-летия со дня кончины преподобного Нила - даты, которую пустынь широко отметила бдением, торжествами и крестным ходом 7 мая 1908 года. Летом 1912 года обитель посетил архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) . Запустение новейшего времени С революционными событиями 1917 года мирная жизнь обители закончилась. По одному из первых декретов советской власти монастырская земля и постройки перешли в распоряжение местных органов власти. В 1918 году специальная комиссия произвела учет изымаемых имущества и ценностей пустыни. В апреле 1919 года братия пустыни и жители окрестных деревень, как религиозная община, заключили договор с Вогнемским советом, а в сентябре того же года Кирилловский исполком, рассмотрев устав Нило-Сорской общины, зарегистрировал ее.

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

  Сие же, како пребыватись в пустыни нашеи, и о молитве, и о пении, и како питатись, и когда подобает исходити потреб ради во благословно время, и о рукоделании, и о прочем. И сия вся вчинена суть в написании господина и учителя моего преподобнаго и святаго старца Нила.   Написано в книзе сеи: Чтобы-де его обители не держати и не приимати юных и безбрадных иноков, и не постригати таковых, и мирских юных и безбрадны на служение не держати. И женску полу всячески в нашу пустыню невходно, и иже безсловесных, коих женска роду, в нашу пустыню невходно, и не быти у нас. И пиянственнаго пития отнюдь не подобает нам держати. Имеются также две небольшие содержательные поправки: прп. Иннокентий именует прп. Нила Сорского «старцем», автор же Жития дополняет - «преподобнаго и святаго старца»; прп. Иннокентий, завещая братии построить церковь, оставляет этот вопрос «на Божием изволении и на их произволении», в то время как автор Жития сохраняет лишь первую часть - «на Божии изволении», отказывая монастырской братии в праве действовать по своему «произволению». Из письменных источников в распоряжении автора первой редакции, скорее всего, был также текст иконописного подлинника: «Преподобный отец Инокентий пишется: всем подобен, лицем и брадою, аки Варлам, Хутынский чюдотворец. Риза преподобническая». Причем этот подлинник отражает раннюю, не дошедшую до нашего времени редакцию. В более поздних иконописных подлинниках прп. Иннокентия уподобляли уже не Варлааму Хутынскому, а сщмч. Власию (79). Около 1/5 текста Жития занимает рассказ о погребении преподобного и написании его образа. Источником для него, по всей видимости, стали имевшиеся в обители надгробный камень и икона. Остальные сведения жития - о происхождении прп. Иннокентия, его пострижении, основании монастыря на речке Еде и о разорении его казанскими татарами - основаны, вероятно, на устных преданиях. Рассказ Жития о пострижении прп. Иннокентия и времени основания им монастыря противоречит тексту «О житии преподобнаго Нила Сорскаго», в котором сообщается, что прп. Иннокентий и прп. Нил вместе путешествовали по Палестине и побывали на Афоне еще до основания Ниловой Сорской пустыни и что прп. Иннокентий покинул Сорский скит при жизни своего учителя (80). Учитывая, что у насельников Ниловой Сорской пустыни не было причин специально придумывать рассказ об особой роли прп. Иннокентия в зачале их обители, более достоверными представляются сведения из рассказа «О житии преподобнаго Нила Сорскаго».

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837-1842 годах. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание. Возросло число благотворителей, вкладчиков, доходы пустыни стали расти. Никон ввел ежедневную службу, следил за выполнением монастырского устава, боролся с нетрезвостью. Все это способствовало укреплению авторитета пустыни и увеличению числа ее насельников. В 1840 году пустынская братия обратилась к настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря Рафаилу с прошением о восстановлении самостоятельности их обители, и вскоре решение об этом состоялось. В указе Святейшего Синода от 31 декабря 1850 года говорилось, что " восстановление оной по сохраняющемуся о ней благочестивому воспоминанию послужит немаловажною опорою для народа в духе православия " . Нило-Сорскую пустынь восстановили как заштатный общежительный монастырь. Способами ее содержания назначались земля (триста десятин), проценты с имеющегося капитала (2143 рубля серебром), собственные средства " от сборов свечного и кружечного и от усердия богомольцев " . Иеромонахом Никоном было положено и начало каменному строительству в Нило-Сорской пустыни. Первый каменный храм во имя Тихвинской Богоматери заложили на месте разобранных церквей Сретенья Господня и Иоанна Предтечи. Во время работ были обнаружены " нетленные мощи " (якобы преподобного Нила). Иеромонах Никон собрал их и оставил для перезахоронения после постройки храма. Как человек, вероятно, не очень искушенный в формальной стороне дела, он не сообщил о находке по инстанциям, как того требовали правила, и это имело для него серьезные последствия. Кто-то из монахов написал донос, обвинив Никона в " скрытии мощей " , и он был привлечен к ответственности. После продолжительного следствия последовало суровое наказание: Никона лишили священства, права ношения монашеской одежды на год и сослали в Валдайский Иверский монастырь. Каменное строительство в пустыни продолжалось уже при другом настоятеле.

http://sobory.ru/article/?object=14688

Получив указ о переводе своем из Костромской епархии в Новгородскую и о назначении своем строителем Нило-Сорской пустыни, в 1837 году, с этого времени деятельно стал он обновлять здания пустыни: в этом помогали ему благочестивые жители недалеких от пустыни и не бедных посада Крохина и уездного города Белозерска, а также многие богомольцы из разных концов России. Всякую почти почту получал он довольное количество денежных писем, от разных, совсем незнакомых ему, лиц, нередко даже безыменные, с приложением денежных жертв на обновление Нило-Сорской обители. Немало удивлялся этому отец Никон, с благоговением принимал доброхотные приношения христолюбивых жертвователей и возносил за них усердные к Богу молитвы. Стекавшиеся, таким образом, с разных мест пожертвования дали ему возможность в течение трех лет почти вновь обстроить весь свой монастырь: построены были новые настоятельские и братские келлии, трапеза, келарня и прочие хозяйственные службы; обнесена была вокруг них деревянная ограда, потом вне монастыря, у колодца и прудка, выкопанных руками преподобного Нила, где он и жил, устроена часовня и небольшая келлия, для успокоения и уединения отца Никона, любившего туда по временам удаляться из обители. Довольно было приобретено церковной ризницы и утвари; заведено было приличное церковное пение, столповое и нотное, которого сам о. Никон был знаток и любитель; служба церковная совершалась чинно, продолжительно и благоговейно, что вскоре начало привлекать в Нило-Сорскую пустынь многих богомольцев не только из окрестных, но и из отдаленных мест. Пришлось поэтому отцу Никону устроить и помещение для богомольцев у стен своей обители: он построил удобную гостиницу и всегда старался, чтобы богомольцы находили в ней приют и ласку. Все здания обители, хотя были деревянные, смиренные по виду, отличались прочностью и опрятностью. Пустынная обитель процвела именно как крин в своей глухой, болотной, лесной дебри, процвела не только зданиями, но и благочестивым подвижническим житием своего строителя и братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он особенно собрал их в деревянный ящик и поставил в своей келлии, с намерением впоследствии, при построении церкви, честно погребсти их в ней на том же месте, где они были обретены. Волей Божией это обстоятельство послужило источником и причиной многих тяжких скорбей и горестных испытаний для отца Никона. Враг всякого добра воздвиг на него гонение жестокое через людей. Доброго подвижника к этому испытанию, требовавшему от него великой крепости духа, Господь приготовлял сновидениями поразительными: то виделся ему во сне большой крест, на котором предлежало ему быть распяту, то путь, покрытый колючим тернием, по которому нужно было ему идти; наконец, однажды, утомленный трудами и заботами по построению храма, при котором нередко и сам собственноручно работал, прилег он отдохнуть и видит в тонком сне, точно солнечный луч воссиял над ним с высоты небесной, за которым шествовали к нему несколько святолепных мужей, а за ними Сам Спаситель наш Иисус Христос . Желая пасть к ногам Его и поклониться Ему богоподобно, не мог он этого сделать от расслабления чувств и неизъяснимой радости от этого видения. Господь благословил его и сказал: «тебе нужно быть от Меня спасену»! Никон подумал, слыша эти милостивые Господни слова: «как мне спасену быть и за что, столь великому грешнику?» – «Так Мне угодно, отвечал на мысль его Господь, но только прежде нужно тебе много пострадать». Этим закончилось видение, оставив в душе отца Никона ощущение неизъяснимой духовной радости. В числе Нило-Сорской братии был один иеромонах, из духовного звания, окончивший курс семинарии, по имени Израиль. Он был, по-видимому, весьма благочестив и за это пользовался доверием и любовью отца Никона, сам же питал к нему тайную зависть и недоброжелательство. Обретенные отцом Никоном при копании рвов церковных благоуханные кости, которые затем хранил он в своей келлии, дали повод этому иеромонаху написать донос Новгородскому епархиальному начальству, что строитель Нило-Сорской пустыни иеромонах Никон самовольно откопал святые мощи преподобного Нила, Сорского чудотворца, и неблагоговейно хранит их в своей келлии, в особом ковчеге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010