Арх.: Грамота царя Иоанна Васильевича на Белоозеро городовому прикащику Леонтью Ошанину о выдаче руги «на будущее время ежегодно в Кириллов монастырь… да в Нилову пустынь…»//РГАДА. Мазур. Оп. 2. Ед. хр. 3, 6 янв. 1577 г.; Грамота митр. Ростовского и Ярославского Варлаама в Кириллов мон-рь игум. Феодосию с братией о запрещении священнослужения строителю Нилова скита черному диакону Кириллу//Там же. Ед. хр. 12, 4 марта 1632 г.; Государева жалованная грамота на Вологду стольнику и воеводе И. Д. Голохвастову да дьяку Перфилью Ляпину о даче руги строителю старцу Нифонту с братией Сорской пустыни, всего на 15 человек//Там же. Ед. хр. 289, 25 янв. 1677 г.; Грамота царя Михаила Феодоровича на Белоозеро воеводе Н. И. Ласкиреву о выдаче ружного жалованья строителю Нилова скита старцу Нафанаилу//Арх. СПб ИИ РАН. Колл. 260. Оп. 1. Ед. хр. 47, 26 янв. 1638 г.; Грамота царя Алексея Михайловича архим. Кириллова мон-ря Авраамию о переводе в Нилов скит старца Иоасафа, сосланного в 1649 г. в Кириллов мон-рь из приказа Большого дворца//Там же. 12 авг. 1658 г.; Грамота Св. патриарха Всея Руси Иоакима архим. Кириллова Белозерского мон-ря Никите о «смирении монастырским смирением старца Корнилия Затворникова»//Там же. Ед. хр. 406, 26 нояб. 1678 г.; Книги переписные Ниловой Сорской пустыни//Там же. Кол. 115. Ед. хр. 668-673, 679-681, 683-691, 693; РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 493; Книги приходно-расходные Нилова Сорского скита//ГИМ. ОПИ. Ф. 484. Оп. 1. Ед. хр. 74; То же//Арх. СПб ИИ РАН. Колл. 115. Ед. хр. 666-667, 674-678, 682, 692; Кол. 260. Оп. 2. Ед. хр. 60; РНБ. СПбДА А II. 46; РГАДА. Маз. Оп. 1. Ед. хр. 502; Синодик Нилова Сорского скита//КБМЗ. РК 127, XVII-XIX вв.; «Книга послужных списков настоятеля и братии Кирилло-Белозерского монастыря и приписных к оному монастырю пустынь 1732 г.»//РНБ. 119/1354. Л. 129-135; «Опись приписной к Кириллову Белозерскому монастырю Нилову скиту именно 1761 г. Сорской пустыни»//Там же. 105/1341; Послужной список настоятеля и братии Нило-Сорской пуст. за 1920 г.//ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 527; То же за 1917 г.//ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4766.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Обо всем этом передал Иванов духовнику и, чувствуя, что чрез сновидение Матерь Божия призывала его в обитель нашу, дабы послужить Господу в остальные дни жизни, не воротился уже на родину и, пожив здесь недолго в чине иноческом, скончался в мире души. О здании, виденном им во сне, которого в монастыре еще не было тогда, ему объяснили, что, вероятно, Матерь Божия предопределила распространить обитель, что и совершилось впоследствии. Нынешние новые здания в монастыре построены уже после смерти инока Вениамина». Милостивое материнское участие Божией Матери в промышлении о Русском монастыре и благоволение к поселению в ней русских явственно выразилось в даровании обители чудотворной Ее иконы, именуемой «Иерусалимская». Эта святая икона была прислана из России, когда в обители началась постройка корпуса келлий для русской братии и русского Покровского собора. Ее прислал иеромонах Нило-Сорской пустыни Никон (в схиме Нил), прославившийся своей подвижнической жизнью. На оборотной стороне иконы сделана надпись: «Посвящается в Русский Святогорский монастырь святая икона сия по благословению Пресвятой Богородицы. Сия святая икона, писанная в 1825 году от воплощения Бога Слова в великой России, в Кривоезерской общежительной пустыни, грешным иеромонахом Никоном, и ныне еще находящимся в Нило-Сорской пустыни, который и усердствует по особенному Промысла Божия внушению благодати причастную икону сию в святую обитель святого великомученика и целителя Пантелеймона Русскую, что на Святой Горе Афонской, в вечное наследие благоволением Бога и Пресвятой Богородицы. Аминь. В лето 1850-е, месяца ноября в 8-й день, сие подписал убогий старец Нило-Сорской пустыни иеромонах Никон». После этих надписей помещен портрет отца Никона со свитком в руке, на котором написано: «Помяни мя, о Владычице Богородице, во жребии Твоем, раба Твоего Никона!» В конце еще надпись: «Виждь, Владычице, усердное исполнение воли Твоея; благоволи удостоити мя, недостойного, спасаемых доли, матерски о сем умоляющи Твоего Сына и всех Творца!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Все окрестные жители знали его и любили, видя в нем пример благочестия. С молодых лет таил он в себе намерение поступить в монахи, чтобы служить единому Богу; обстоятельства жизни его в молодости сему воспрепятствовали, но, став семьянином, он старался расположить к монашеству и своих четырех сыновей. Уже старцем почтенным сподобился он остаток дней своих провести в обители иноческой: поступил с сыновьями своими в Нило-Сорскую пустынь и в ней подвизался ревностно в посте и молитве. Сего благочестивого старца очень возлюбил старец Нил, а сына его Герасима взял к себе в келейники и отличал его своим доверием и любовью. Отцу Герасиму, потом строителю Филиппо-Ирапского монастыря, Новгородской губернии, Череповецкого уезда, ближайшему свидетелю и очевидцу благой жизни старца Нила, записавшему ее довольно точно, обязаны мы сохранением тех многочисленных подробностей о ней, которые так дороги по своей достоверности для почитателей старца Нила. Старец Николай, подвигом добрым подвизавшись в Нило-Сорской пустыни, в ней скончался иноком, 1880 года 29 июня, оставив по себе благую память своим благочестием, безропотным послушанием, терпением и любовью ко всем, не только друзьям, но и врагам, ибо враг рода человеческого искушал его скорбями от клеветы человеческой, но тем только послужил преуспеянию его духовному. Оставив в сыновьях своих добрых наследников своего подвижнического жития, монах Николай собою как бы заключает лик избранников Божиих, при жизни старца Нила, его окружавших и духовно светивших в Нило-Сорской пустыни, как при полной луне светят яркие звезды на ночном небосклоне. Поведав о жизни благой учеников старца Нила, его духовных питомцев, возвратимся к продолжению повести о собственной его жизни. Он не принимал участия в управлении Нило-Сорской пустынью, но, живя затворнически в скиту своем, имел на нее самое благотворное влияние во многих отношениях. Обладая чудной прозорливостью, старец весьма часто призывал к себе тех из братий, которые нуждались в утешении, в поддержке духовной на подвижническом пути и со свойственной ему опытностью действовал всегда благоуспешно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В это время случилось небольшое искушение для отца Никона: благорасположенному к нему архимандриту приближенные к нему люди успели наговорить, будто отец Никон недоволен настоятельством своим в Нило-Сорской пустыни, как подведомой Кирилло-Белоезерскому монастырю и небогатой средствами, и что, бывши в Петербурге, хлопотал он о переводе его в иную, самостоятельную и более богатую обитель. Архимандрит Иннокентий, искренно полюбивший старца, не совсем доверял этим слухам, но вдруг получает требование от Новгородского и С.-Петербургского митрополита Серафима, отпустить отца Никона в строители Антониево-Дымского монастыря. Требованием этим отец Иннокентий был очень огорчен, предполагая, что идет оно с согласия самого отца Никона, по его желанию и просьбе. Вытребовав к себе отца Никона, объявил он ему требование митрополита и с огорчением сказал: «что, старец, ты, видно, сам хочешь оставить пустынь нашу и нас?» Но каково было его удивление, когда отец Никон стал всячески отказываться от нового назначения и убедительно просил его написать митрополиту, что он, по обету, Богу данному, не может оставить Нило-Сорской пустыни, по болезненности своей отнюдь не может понести новоназначаемой ему должности. Услышав это, архимандрит Иннокентий несказанно обрадовался и, заключив старца в свои объятия, сказал ему: «ну, старец Божий, теперь я и ангелу не поверю, если что зло о тебе скажет, ибо вижу, что ты не ищешь ничего, кроме того, что хочет Бог . Слава Богу, ты меня вполне теперь успокоил». Архимандрит написал от себя митрополиту о нежелании Никона оставлять Нило-Сорскую пустынь и о крайней его болезненности, и просил оставить его на прежнем месте его служения, что митрополит и исполнил. С тех пор архимандрит Иннокентий вполне уже во всем доверял отцу Никону, не слушал наговоров на него людских и всячески способствовал ему в благоустроении внутреннем и внешнем Нило-Сорской пустыни. Но вскоре за тем сам, отец Иннокентий был переведен настоятелем в Иверский Валдайский монастырь, а на его место в Кирилло-Белоезерский монастырь настоятелем был назначен архимандрит Рафаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 8 февраля по 1 августа 1852 года, он, за отсутствием строителя по делам служебным, управлял вместо него Нило-Сорской пустынью. Особенное попечение прилагал он о том, чтобы древний храм святого Предтечи, стоявший некогда над гробом преподобного Нила, потом перенесенный им за ограду на место пустынной келлии преподобного Нила и остававшийся около 10 лет неоконченным и неосвященным, по случаю постигших его скорбей и отсутствия из Нило-Сорской пустыни, привести к окончанию и освятить, чего и удалось ему достигнуть в том же 1852 году. 15 ноября сего года совершилось освящение этого малого деревянного храма, священного памятника древности, если и не современного самому преподобному Нилу, то очень близкого к нему по времени своего построения. Обновленный и украшенный святыми иконами, древними и новописанными рукой отца Никона, много в этом потрудившегося, храм сей привлекал взоры своею древностью и священною красотой. На другой день по освящении храма Предтечи, 16 ноября 1852 года, отец Никон, по давнему своему желанию, принял пострижение в великий ангельский образ, святую схиму, причем в честь преподобного Нила, Сорского чудотворца, принял его имя и стал уединенно жить и подвизаться при пустынном Предтечевом храме, напоминая подвигами своими подвиги прежнего обитателя сего места, теперь соименного ему Сорского чудотворца. Водворение подвижника Божия в Нило-Сорской пустыни имело само благотворное для нее последствие: во время трехлетнего отсутствия его в Иверском монастыре, пустынь стала видимо упадать и средствами материальными, и подвижническим духом братии, теперь же все изменилось в ней к лучшему, ибо было кому привлекать в пустынь боголюбивых посетителей и воодушевлять братию словом душеполезным, и примером подвижничества высокого. Смиренный старец, уклонявшийся от всякого превозношения, втайне проходивший свой подвиг, тем не менее, помимо воли своей был светильником благочестия для своих ближних. Он светил добрыми делами своими, за которые люди прославляли Отца небесного, Бога и во множестве стекались в Нило-Сорскую пустынь – одни, чтобы принять благословение и получить наставление духовное от старца иеросхимонаха, другие, чтобы посвятить себя подвигам иноческим под его руководством. Получавшие от старца блага духовные жертвовали в нее деньгами, вещами и припасами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радостная новость пришла на Кирилловскую землю в 2018 году. В скором времени психоневрологический интернат, располагающийся на территории Нило-Сорской пустыни, покинет стены святой обители и здесь начнёт возрождаться духовная жизнь. Указом от 1 октября 2018 года за митрополита Вологодского и Кирилловского, священноархимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря Игнатия насельник Кирилло-Белозёрского монастыря иеромонах Нил (Андрощук) назначен настоятелем Архирейского подворья " Нило-Сорская пустынь " . Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. и сайта: html www.drevo-info.ru/Энциклопедия/11273/Нило-Сорская пустынь Нило-Сорская пустынь, основанная более 500 лет назад, расположена в лесном болотистом месте в 16 км от Кирилло-Белозерского монастыря. На протяжении этого времени она знала расцвет и упадок духовной и хозяйственной жизни. История монастыря тесно связана с личностью его основателя Нила Сорского (1433–1508), одного из основоположников нестяжательства. Паломничество из стен Кирилло-Белозерского монастыря в Константинополь и на Афон убедило его в преимуществах «скитской» созерцательной жизни. По возвращении около 1480 года он удалился на речку Сору, где и попытался воплотить свой идеал. Каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни сложился к 1870 году. Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране. По одному из первых декретов Советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти. 16 января 1919 года была произведена опись ризницы, храмов и всего движимого и недвижимого имущества. 20 сентября 1924 года Президиум Кирилловского исполкома принял решение о передаче церквей и имущества под охрану милиции волостного исполкома. Вскоре в Нило-Сорской пустыни была размещена колония Кирилловского уездного исправительного дома. 8 августа 1927 года Президиум Череповецкого губисполкома с согласия Главнауки принял решение о закрытии Нило-Сорского монастыря и передаче его для культурных нужд населению Кирилловского уезда (до 1930 года здесь размещалась колония) в ведение Главнауки; «как исторический памятник» был оставлен Иоанно-Предтеченский скит со всем имуществом.

http://sobory.ru/article/?object=14688

Однажды вечером, окончив свое молитвенное правило, почувствовал он сильный приступ жгучей скорби, от которого даже ослабел телом, присел на стул против этой свитой иконы и как бы забылся легкой дремотой. Вдруг осиял его светлый луч от иконы Богоматери и послышался глас от нее: «что ты так скорбишь сильно и изнемогаешь? Не скорби, скоро будешь утешен». Услышав этот дивный глас, Никон упал со стула на пол и лежал на нем как расслабленный, не имея сил двинуть ни одном своим членом. И вот, вторично послышался ему глас от иконы: «будешь опять в Нило-Сорской пустыни, и в ските храм святого Предтечи освятится, и ты будешь в схиме». Нужно сказать в объяснение этого, что Никон, скорбя о разлучении своем с Нило-Сорской пустынью, между прочим, особенно скорбел о том, что древний деревянный храм Предтечи, стоявший прежде над гробом преподобного Нила и потом перенесенный им за ограду, к колодцу преподобного, где устроил он себе небольшой скит, оставлен им неосвященным. Он искренно желал со временем уединиться при этом храме и в святой схиме подвизаться при нем во спасение. И вот, все это обещает ему глас от иконы Богоматери и сим благим обетованием несказанно утешает его скорбящую душу. С тех пор почувствовал он видимое облегчение своей скорби и, внимая умом благому обетованию Владычицы, искренно верил в его исполнение, ждал этого терпеливо и бодро нес свою епитимию. Отец архимандрит Иннокентий всячески утешал его, так что отец Никон, вспоминая впоследствии об этом времени заточения своего, говорил: «это было мне не заточение, а покой сладкий, ибо был я в гостях у Пресвятой Владычицы и угодника Божия, праведного Иакова Боровицкого, и у доброго отца моего и благодетеля архимандрита Иннокентия». Действительно, после многих трудов и забот отца Никона в Нило-Сорской пустыни, пребывание в Иверской обители могло показаться ему упокоением. Здесь, никем и ничем не развлекаемый, знал он только церковь Божию, да свою келлию, где упражнялся в молитве и чтении душеспасительном, занимался и иконописанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так и я вижу их в разных отвратительных подобиях гадов и зверей, и по милости Божией не боюсь их». – Духовное преуспеяние увечного Ивана Семеновича, кроме того, выражалось благодатной прозорливостью. Бывало, в церкви на кого из братии пристально он посмотрит или погрозит пальцем, все уже знали, что недаром это. И прозорливец всегда, бывало, улучит время такового брата обличить наедине, что непристойными мыслями в церкви был занят, или с злобой в сердце на кого-либо в церкви стоял, точно видел он насквозь внутреннее устроение человека. И всегда обличения его были справедливы и вызывали чувства раскаяния в обличаемых, ибо бывали растворены чистой, о Христе, любовью и младенческим незлобием обличителя. Однажды пришел в обитель крестьянин средних лет, малограмотный и препростой по наружности, и поступил в число братии. Иван Семенович видимо полюбил его и все ему говорил: «живи, живи здесь в монастыре, впоследствии будешь строителем его». Крестьянин этот, по имени Феодор, действительно пожил в обители Нило-Сорской, был в ней пострижен в иночество с именем Феофана, сподобился иеромонашества и, наконец, избран был в строители, каковую должность и проходил до самой своей смерти, последовавшей еще при жизни Ивана Семеновича, которого он чтил и уважал беспредельно, называя его истинным своим отцом и признавая его избранником Божиим. И другим послушникам обители нередко говаривал Иван Семенович прозорливо, – иному говорил: «поживешь здесь, уйдешь в мир и там женишься»; другому: «ты наш, здесь останешься», и так, бывало, и сбывалось в точности. К старцу Нилу Иван Семенович питал великое уважение и благоговение, и старец тоже относился к нему, как к сотаиннику своему и другу о Христе. За несколько времени до устроения старцем Нилом нового Успенского скита, Иван Семенович ночью видел из своей пустынной келлии огненный столп на этом месте, на который долго смотрел с ужасом и удивлением, и потом многим из братии рассказывал, предсказывая духовную славу сего места. Доброго подвижника Ивана Семеновича, под конец жизни его в Нило-Сорской пустыни, 1857 года 10 октября, постригли в рясофор; стал он рясофорным монахом Иоанном, и в этом звании мирной христианской кончиной перешел в страну загробную, 1863 года 13 мая, оставив после себя в Нило-Сорской пустыни самую благочестивую память.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Организация жизни в ските тесно связана с его сочинениями. Так называемые «Предание» и «Устав» – это наставления и поучения об общих положениях и нормах жизни в Сорской пустыни, подкрепляемые, как и в Посланиях или различных Словах, рассуждениями авторитетных старцев и учителей Церкви и собственными толкованиями. Является назидательным по своему характеру главный труд преподобного Нила «Соборник»: сюда из различных книг были выписаны и тщательно отредактированы им отдельные переводные Жития известных подвижников. Преподобный Нил Сорский был не только выдающимся подвижником своего времени, «великим старцем» Руси, которому подражали скитяне Сорской пустыни многих поколений, а также его духовные последователи; не только просвещенным книжником и идеологом нового аскетического движения. Весьма заметным было его участие и в церковной жизни. Так вместе со старцем Паисием Ярославовым он был участником собора 1490 г., где выступил против казни «новгородских еретиков», на которой настаивал архиепископ Новгородский Геннадий, а на соборе 1503 г. высказал протест против землевладения монастырей вопреки мнению игумена Волоколамского монастыря Иосифа (Волоцкого). Оба вопроса послужили началом долгой полемики между так называемыми «нестяжателями» (последователями Нила Сорского ) и «иосифлянами» (последователями Иосифа Волоцкого ). Материалы, представленные в этом сборнике, свидетельствуют о постоянном интересе к личности преподобного Нила Сорского . Авторы, ведущие специалисты в области изучения средневековой письменности, представили многообразие исследовательских тем, гипотез и их решений. Это новые данные о биографии преподобного Нила (Е. В. Романенко), о его религиозных воззрениях и взаимоотношениях с церковными иерархами (А. И. Алексеев), об отношении к традиции старчества (С. А. Семячко), об учительной деятельности (Г. М. Прохоров), о сборнике его ученика (М. А. Шибаев), об изучении и издании «Соборника» (Т. П. Лённгрен) и творческом методе редакторской работы над ним (М. И. Чернышева), о формировании репертуара библиотеки Нило-Сорской пустыни (Е. Э. Шевченко). Кроме того, представлен анализ полувекового изучения письменного наследия преподобного Нила Сорского (Д. Гольдфранк), а также материал, в котором содержится новая оценка используемой им аскетической практики исихазма (Д. Островски).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Н. почитается как подвижник благочестия и создатель чудотворного списка Иерусалимской иконы Божией Матери. В 2000 г. иноки Шартомского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря установили памятный крест на месте Кривоезерского монастыря, затопленного в 1955 г. при строительстве Горьковского водохранилища. На катере у креста был совершен молебен в честь Кривоезерской Иерусалимской иконы, а также лития имп. Александру III, имп. Марии Феодоровне, схиигум. Кариону (Уланову), Н. и братии Кривоезерской обители. Арх.: Памятная книжка грешнаго мон. Никона//РНБ. Ф. 1271: Собр. КИХМ. 35; Формулярный список о службе Нило-Сорской пуст. иеросхим. Нила, 1869 г.//КБМЗ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4; Записки иеродиак. Герасима//Там же. Ед. хр. 5, 1877 г.; Жизнеописание иеросхим. Нила//Там же. Ед. хр. 6; Поучения, молитвы иеросхим. Нила (1820-1860-е гг.)//Там же. Ед. хр. 7; Слова, письма иеросхим. Нила (1829-1860)//Там же. Ед. хр. 9; Дело о секретном расследовании попытки управляющаго Нило-Сорской пуст. иером. Никона объявить кости, найденные при постройке фундамента для церкви, св. мощами Нила Сорскаго//РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1548. Л. 3-80. Ист.: Служба прп. Нилу Сорскому//Прп. отца нашего Нила Сорскаго Предание ученикам своим о жительстве. СПб., 1852; Предание о жительстве скитском прп. Нила Сорского. Служба и акафист прп. отца нашего Нила, Сорскаго чудотворца. М., 1997; Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 248-269. Лит.: Ковалевский А. Ф. Подвижник Нило-Сорской пуст. иеросхим. Нил. М., 1884, 18973; он же. Сказание о св. чудотв. иконе Пресвятой Богородицы Иерусалимской, обретающейся на св. горе Афонской в Рус. Пантелеимоновом мон-ре. Афон; М., 18902. Серг. П., 1997. С. 107-111; Тюменев И. Ф. Поездка в Нилову-Сорскую пуст.//ИВ. 1898. Т. 74. 10. С. 228-244; Сказание о св. чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Иерусалимскою, находящейся в Русском Пантелеимоновом мон-ре//Вышний Покров над Афоном. М., 19092. С. 107-111; Нилосорский иеросхим. Нил и его сподвижники//ЖПодв. 1910. Июль. С. 279-379; Иоанн (Калинин), инок.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010