Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов) Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов) Некая странница Татьяна Павловна, посещавшая Надеевскую пуст., рассказала подвижнику о 3 мон-рях Русского Севера, удобных для пустынножительства, в их числе были Нилова Сорская пуст., Успенский мон-рь прп. Гурия Шалочского и Александров Ошевенский монастырь . Написав названия обителей на бумаге, Никон положил записки перед келейной иконой и молитвенно просил Богородицу указать ему место спасения. Он извлек записку с названием Ниловой пуст., к-рую с тех пор называл своим Богоданным жребием. Та же странница рассказала об иером. Никоне настоятелю Кириллова Белозерского мон-ря архим. Иннокентию (Рудневу), и последний пригласил подвижника посетить его обитель. В 1836 г. Никон, исполняя давний обет, отправился на богомолье к Тихвинской иконе Божией Матери, на обратном пути из Тихвина заехал в Кириллов. Архим. Иннокентий предложил ему стать настоятелем Ниловой Сорской пуст. После долгих сомнений и чудесного явления прп. Нила Сорского, разрешившего их, иером. Никон дал согласие: «Я принял на себя управление пустынею, хотя еще не был переведен из Костромской в Новгородскую епархию» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 11 об.). 24 янв. 1837 г. Никон был официально назначен строителем Сорской пуст. «Убогие ея храмы, священная гробница ея основателя - преподобнаго Нила - духовно пленили собою боголюбивую душу отца Никона» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 314). Иером. Никон ввел в обители общежительный устав; церковная служба совершалась ежедневно знаменным распевом. Новый настоятель запретил употребление вина на трапезе. За 3 года в обители были построены новые деревянные братские кельи, трапезная, келарня и др. хозяйственные службы, а также гостиница для паломников. Вокруг Ниловой пуст.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Правою Своею рукою Господь благословляет именословно, а в левой держит свиток. Тут же на полях иконы изображены св. Богоотцы Иоаким и Анна, как бы созерцающие славу своей дщери, сподобившейся быть Матерью Господа Своего и держать Его на Своих руках. Икона эта отличается правильностью своего рисунка и прекрасною иконописью, так называемого древнерусского стиля. На внутренней стороне этой св. иконы находятся следующие надписи: 1) посвящается в Русский Святогорский монастырь святая икона сия, по благоволению Пресвятой Богородицы; 2) сия св. икона, написанная в 1825 г. от воплощения Бога Слова, в Великой России, в Кривоезерской общежительной пустыни, грешным иеромонахом Никоном, и ныне еще находящимся в Нило-Сорской пустыни, который и усердствует, по особенному Промысла Божия внушению, благодати причастную икону сию, в святую обитель св. великомученика Христова и целителя Пантелеимона Русскую, что на св. горе Авонской, в вечное наследие, благоволением Бога и Пресвятой Богородицы. Аминь. В лето 1850-е, месяца ноября в 8-й день сие подписал убогий старец Нило-Сорской пустыни иеромонах Никон. После сих надписей помещен портрет отца Никона со свитком в руке, в коем написано: " Помяни мя, о Владычице Богородице, во жребии Твоем, раба Твоего Никона! " В конце ещё 3-я надпись: " Виждь, Владычице, усердное исполнение воли Твоей; благоволи удостоити мя недостойного спасаемых доли, матерски о сем умоляющи Твоего Сына и всех Творца! " По получении в Русском монастыре св. Пантелеимона сей Иерусалимской иконы Божией матери послано было из монастыря письмо иеромонаху отцу Никону, в коем просили, чтоб он объяснил, по мере возможности, какое особенное внушение и благоволение Божие и Царицы Небесной было в препровождении в монастырь св. иконы? Отец Никон в письме от 12-го декабря 1852 г. объясняет следующее: " Святая эта Владычицы икона писана моим недостоинством около 30-ти лет назад, когда я был еще иеродиаконом и жил в Кривоезерской пустынной обители, где находится чудотворная икона Божие Матери Иерусалимской, которую сподобился я недостойный возобновить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/148/...

Место «пустынное и жестокое» выбрал для своего поселения и преподобный Нил Сорский , а его монастырь чаще всего называли Нило-Сорской пустынью. «Среди... различных угодий, которыми так изобильна здешняя светлая, счастливая природа, – отметил в своих записках С.П.Шевырев, – трудно отыскать убежище, более грустное и уединенное, чем эта пустынь. Вид этого места с первого раза дает представление о том, чего искал здесь святой, и полностью соответствует характеру его духовных созерцаний, которые известны нам из его творений» 36 . Воспоминания русских паломников и путешественников, побывавших в Нило-Сорском скиту, созвучны с описаниями египетского скита. Иной природный ландшафт, но тот же суровый характер унылой пустыни виден в них. Диак Иван Плешков в своей «Повести о Нило-Сорском ските» так охарактеризовал жизнь монахов скита: «А елика им бе скорбь случается от уныния и человеческаго ради нивидения, сего словом сказати немощно есть или познати от плотская мудрствующих» 37 . Чудо «О явлении во сне царю Иоанну Васильевичу» (известно по списку 1836 г., но имеет, как будет показано ниже, характер более раннего происхождения) так рассказывает о богомолье царя в Сорской пустыни: «И прииде к Нилу чудотворцу, и молебное соверши пение, и виде пустынное место уныло и плачевно, и велие душеполезно, и прославив Бога, и житию чудотворца почудився» (РНБ. Кир.-Бел., 61/1300, л. 15 об.). Планировка скита Принципы планировки Нило-Сорского скита, как и его местонахождение, повторяли планировку древних скитов, где кельи стояли на некотором удалении друг от друга и от храма. Этот принцип строго соблюдался, чтобы не нарушать «безмолвие» и созерцание иноков – дабы «не слышно было, как кто к Богу подвизается» 38 . Некоторые подвижники древнего скита, как сообщает патерик, кроме основных келий имели для еще большего уединения дальние тайные пещеры. Так, преподобный Макарий Великий «сотворив изнутрь келиа своея под землю исход молвы ради народа. И егда не хотяше собратися к ним, внутрь ходя оходяше в пещеру никому же не ведущу. Глаголаху же ученици его, яко отходящу творяше 24 молитвы и идущу оттуду другыих 24 (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Иннокентий (Охлябинин), Комельский, Вологодский Иннокентий (Охлябинин), Комельский, Вологодский (+ 1491), преподобный. Ученик преподобного Нила Сорского, основатель Комельского монастыря, игумен, чудотворец. Один из последователей Нила Сорского, живший с ним на Святой Горе Афон       Память игумену Иннокентию отмечается 13/26 марта.   Сказание О ПРЕПОДОБНОМ ОТЦЕ НАШЕМ ИННОКЕНТИИ, КОМЕЛЬСКОМ И ВОЛОГОДСКОМ ЧУДОТВОРЦЕ Сей преподобный отец наш Иннокентий родился в царствующем граде Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых, который был в свойстве с князьями Хворостиниными. Он был верным, преданным учеником препо­добного Нила Сорского. Еще раньше основания Сорской пустыни святой Иннокентий путешествовал по Востоку вместе с преподобным Нилом: был в Палестине, в Константинополе, на Афоне и вместе с ним возвратился на Русь. Есть предположение, что святой Ин­нокентий принял иночество в Белозерской обители святого Кирилла. Затем святой Иннокентий удалился в скит к преподобному отцу Нилу, на речку Сору. С ним он пожил лета благоугодные в посте, бдении и страхе Бо­жием. Подробных сведений о совместном пребывании святого Иннокентия с преподоб­­ным Нилом в Сорской пустыни не сохранилось. Известно только, что препо­добный Нил, предвидя скорое свое к Богу отхождение, послал ученика своего, святого Иннокентия, в Вологодский уезд на Нурму реку и предсказал ему: «Бог тебя про­славит там, и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустынь после смерти моей останется такою же, как при моей жизни, и братия по од­ному будут жить в келлиях своих». По преставлении преподобного старца Нила пришел ученик его, святой Инно­кен­тий, в Вологодские пределы на речку Еду, в селение так называемой Комель­ской волости, поселился здесь и положил основание обители. Это место было почти недоступно — непроходимые леса и дебри. По Божию изво­лению собралось у святого Иннокентия множество братии, и был он им настав­ником, учителем и вождем ко спасению. Так прожил он много лет.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=144...

Тропарь и Кондак общие. Сказание о преподобном отце нашем Иннокентии Комельском, Вологодском (в миру князе Охлябинине) 1 Память его празднуется месяца марта в 19-й день † 1521 Сей преподобный отец наш Иннокентий родился в царствующем граде Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых, который был в свойстве с князьями Хворостиниными. Он был верным, преданным учеником преподобного Нила Сорского . Еще раньше основания Сорской пустыни, святой Иннокентий путешествовал по Востоку, вместе с преподобным Нилом был в Палестине, в Константинополе, на Афоне и вместе с ним возвратился на Русь. Есть предположение, что святой Иннокентий принял иночество в Белозерской обители святого Кирилла. Затем святой Иннокентий удалился в скит к преподобному отцу Нилу, на речку Сору. «Дико, пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит, – писал известный исследователь Русской старины С. П. Шевырев. – Почва ровная, но болотистая, кругом лес, более хвойный, чем лиственный. Речка Сорка, давшая прозвище и угоднику Божию, не вьется, а тянется по этому месту и похожа более на стоячее болото, нежели на текучую воду. Среди различных угодий, которыми изобильна счастливая природа стран Белозерских, трудно отыскать место более грустное и уединенное, чем эта пустыня… Вид этого места с первого раза дает понять о том, чего искал здесь святой, и совершенно соответствует характеру его духовных созерцаний». Вместе со святым Нилом преподобный Иннокентий пожил лета богоугодные в посте и во бдении и в страхе Божием. Подробных сведений о совместном пребывании святого Иннокентия с преподобным Нилом в Сорской пустыни не сохранилось. Известно только, что преподобный Нил, предвидя скорое свое к Богу отхождение, послал ученика своего, святого Иннокентия, в Вологодский уезд на Нурму реку и предсказал ему: «Бог тебя прославит там, и обитель у тебя будет общежительная. Моя же пустыня после смерти моей останется такою же, как при моей жизни, и братия по одному будут жить в келиях своих». По преставлении преподобного старца Нила, пришел ученик его святой Иннокентий в Вологодские пределы на речку Еду, в селение так называемой Комельской волости, поселился здесь и положил основание обители. Это место было почти недоступно – непроходимые леса и дебри. Святый Иннокентий, погрузясь в глубину Комельского леса, избирает место для своей обители на реке Еде, или Елде, впадающей в реку Пежу, в 10-ти верстах от реки Нурмы. От Вологды обитель находилась к юго-востоку в 55-ти верстах, а от Грязовца – в 12-ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)) НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

Акафист преп. Муромским Петру и Февронии писан мною уже довольно давно, по просьбе преосвященного Иакова, писан вкратце. Преосвященный Иаков остался, однако, им вполне доволен, что доказывает теперь и его желание видеть его в печати. Господь да совершит в сем волю свою, мне же остается благодарить его благость, что моими грешными трудами славословятся Святые Божии, и при соединить к просьбе Преосвященного Иакова и мою смиренную к Вам просьбу – оказать возможное содействие к разрешению Св. Синодом акафиста прет. Муромским. Не чудное ли это совпадение воистину: Вы начали служение свое св. Церкви при св. мощах Муромских чудотворцев, и Вам же теперь приходится принять участие к вящему Их прославлению! В этом году Бог помог мне прославить акафистною похвалою еще двух угодников Божиих отечественных – преп. Нила Сорского первоначальника Скитского жития в России, и преп. Корнилия Комельского, о чем просили меня Настоятели Нило-Сорской пустыни Новгородской губ. и Корнилиева Комельского монастыря Вологодской губ. Оба акафиста писал по древнему образцу, икосы о 13 радуйся, и, благодарение Господу Богу, оба вышли довольно удачно и приняты с утешением Отцами Настоятелями. На счет Владыки 1158 нашего, много слышно шумного, звонкого и нравящегося людям века сего. Начинание его o сборе капитала для открытия закрытых церквей, буде увен- —7— 1883 г. чается оно успехом, действительно очень возвысит его в лице иерархов наших, но успех-то, кажется, сомнителен, и образ сбора подчас не совсем удачен по приемам своим. Живя уединенно, вдали мира и его сует, в Харькове не был я со времен вашего там пребывания, почему и не видел доселе служения и не слышал поучения Владыки нашего, мало знаю и о его управлении епархиею, но от души благодарю его за то, что исходатайствовать нам нового викария. Нового нашего викария – Преосвященного Геннадия 1159 – очень полюбили в Харькове, и начинания его по Куряжскому монастырю заслуживают похвал: озабочивается собрать братию и уплатить долги, просил и у Святогорского Отца Архимандрита надежных людей, и вообще видно в нем ревнование поправить положение обители, за что нельзя его не благодарить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В это время должность строителя (настоятеля) пустыни выполнял переведенный сюда из Новоезерского монастыря иеромонах Серапион, вместе с которым жили также священник и три послушника. Вскоре Серапиона сменил иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Варсанофий. Денежная сумма при передаче составляла девяносто три рубля. В ведомстве Кирилло-Белозерского монастыря в этот раз пустынь оставалась почти полвека. Кирилловский настоятель назначал управляющих пустынью обычно из состава своей монастырской братии " с полным доверием в хозяйственных распоряжениях " . Восстановление в XIX веке Общий хозяйственный и духовный упадок обители беспокоил настоятеля Кириллова монастыря Иннокентия который в 1837 году он уговорил принять на себя обязанности строителя пустыни иеромонаха Никона (Прихудалова) , прибывшего сюда в поисках уединенного жительства. Впервые приехав в Нило-Сорскую пустынь он нашел что " Во всех церквах обители все было ветхо и убого, требовало обновления и улучшения. Ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие кельи настоятельские стояли боком, близкие к падению... скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах... " . Кроме того, его смутило, что в обители явно преобладали недуховные радости. По дороге к месту нового служения ему встретилась толпа женщин, возвращавшихся с веселыми песнями из пустыни, где они рубили капусту для братии и где их " хорошо угостили " . Вместе с тем, в самом воздухе иеромонах Никон почувствовал " тонкое духовное благоухание " , которое взяло верх над другими чувствами. Никон решил посвятить свою жизнь восстановлению обители. Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837 - 1842 годах. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание. Возросло число благотворителей, вкладчиков, доходы пустыни стали расти. Отец Никон ввел ежедневную службу, следил за выполнением монастырского устава, боролся с нетрезвостью. Все это способствовало укреплению авторитета пустыни и увеличению числа ее насельников.

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

389 Суздаль, подобно Ростову, давно утратил свое политическое значение. Старшие князья жили и погребались не в Суздале и не в Городце, а в Н. Новгороде, значительном по своей торговле (Соловьев. I, III, 959). 390 Ник. Лет., IV, 9–10. Преосв. Макарий говорит, что Алексий, заведывавший Н. Новгородом и Городцом, лишен этих городов за привязанность к Борису. (Истор. Рус. Ц., IV, 49–50). Ниоткуда не видна эта привязанность. Присоединение суздальских городов к митрополичьей области было общей мерой ослабить суздальское княжество. 391 Рус. Истор. Библиотека, II, прил. XXXIV. П. Соб. Рус. Лет. I, 109; VIII, 48; Никонов. лет. IV, 131. 392 Русск. Истор. Библиотека, VI, Прил. XLI. Полн. Собр. Русск. Летоп. VIII. Никон. лет. IV. 318. V. 2. Строев называет их суздальскими и тарусскими (Списки.... 654.) По ярлыку на Нижегородское княжество Василий Димитриевич, кроме Нижнего, приобрел Городец, Муром, Мещеру и Тарусу. (Соловьев. Ист. Рус. I, IV, 1009–1010). 398 Там же, III, 109. Московская Синод. Библиотека, сборник 276, л. 406–410. В Торопецкой митрополичьей десятине были Кокошский и Подборовский станы, волость Осення, Чурилова, Рясна, Боросянина и Горышина. 399 Акт. Юрид. I, 386. В конце XVI в. Торопец являлся очень значительным городом. В нем было городских 3 церкви, посадских 10 и два монастыря. (Н. Чечулин. Города моск. государства XVI в., стр. 56–57). К Торопецкой десятине, как можно видеть из позднейших документов, принадлежали некоторые церкви Велколуцкого уезда, и самая десятина называлась Торопецкой и Великолуцкой (Арх. М. Юст. Каз. Пр. 2 (1628 г.). Тут на самое короткое время (1563–1579 г.) образовывалась Полоцкая и Великолуцкая епархия, с которой и граничила митрополичья епархия (Акт. Зап. Рос. III, прим. 25.). 401 Соловьев, Ист. России, I, VI, 1010, 1117–1128. Неволин, Полн. Собр. Сочин. VI, 36, 62, 86. В геогр.-стат. словаре П. Семенова время основания Темникова не указано. На теперешнее место он перенесен в 1536 г., раньше стоял тоже на Мокше (V, 97). 403 Истор. обозрение Ряз. иерархии. Москва. 1820 г., стр. 46. Автор известия о соборе против Матвея Бакшина и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря, о Кассиане епископе рязанском и муромском, ученике Исаака Белобаева, обвиненного вместе с Бакшиным, иначе объясняет ссылку Кассиана, рассказывая трогательную историю наказаний и страданий владыки. Один Кассиан защищал уличенных в еретических мыслях последователей Нило-Сорской школы, отрицавшей владельческий характер церковных учреждений, и порицал книгу Иосифа Волоцкого (Просветитель), доказывая, что в ней собраны неверные свидетельства... За то, по словам автора сказания, его постигло наказание свыше: у Кассиана отнялись язык, руки и ноги. Вынужденный оставить епископство удалился в монастырь, где с ним случилась новая беда: у него повернулась назад голова, в таком виде он скончался. (Московское соборы на еретиков. – Чтен. Моск. общ. истор. и древ. 1847 г. III, ст. 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Молдавская-Румынская Сия икона, находящаяся на Афоне в Молдаванском скиту, прославилась в 1863 году. Этот скит находится в области лавры святого Афанасия. Иерусалимская Иерусалимская В 1825 году написана сия икона иеромонахом Нило-Сорской пустыни Никоном и препровождена им в монастырь св. Пантелеймона, где и находится над царскими вратами Покровского храма. Икона имеет 81/2 вершков вышины и 61/2 верш, ширины. Празднование в честь чудотворной иконы Иерусалимской совершается 12 октября очень торжественно. Находящаяся над вратами 144 На Афоне, над вратами Ватопедского монастыря, находится икона Божией Матери. На иконе и доныне видна рана от выстрела нечестивого агарянина в 1822 году. Балыкинская Явление сей иконы известно с 1711 года. Она явилась в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии и на месте явления празднуется Великим постом в субботу акафиста. Икона малороссийского письма отличается некоторыми особенностями, которых нет на других известных изображениях Пресвятой Богородицы. Праздник в честь св. иконы совершается 30 июня и в 10-ю пятницу по Пасхе. Не сгоревшая во время пожара Не сгоревшая во время пожара В 1722 году страшный пожар истребил половину Хилендарской обители; много сгорело драгоценностей в ризнице; но святая икона осталась невредимою и доныне находится в дохиарной. Не сгоревшая в огне В Григориатском монастыре, на Афоне, находится сия чудотворная икона, которая два раза подвергалась опасности во время страшных пожаров и не сгорела. Вразумившая экклесиарха Вразумившая экклесиарха Сия икона находится на Афоне в Хилендарском монастыре. Экклесиарх старался затеплить пред нею лампаду, но не мог от сквозного ветра из притвора. Потеряв терпение, он возроптал и хотел уйти, не засветивши лампады. Братия нашла его без чувств. Придя в себя, он сам поведал своё безумие. Избавление от бед страждущих Избавление от бед страждущих Дектоурская Дектоурская Не рыдай Мене, Мати Не рыдай Мене, Мати Споручница грешных Сия икона находится в мужском монастыре Одрине в ловской епархии. О, Всепетая Мати

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010