Духовная, или Коллегиум Духовный . См. Святейший Правительствующий Синод . Иностранных Дел . Доставляет сведения о числе находящихся в России церквей и духовенства иностранных христианских исповеданий. 107 . Требование присылки из неё в Св. Синод копий с грамот Восточных патриархов о разрешении патриарха Никона . 146 . Передача во оную копии с письма гетмана Запорожских войск Скоропадского с жалобою на сотника Лисовского, у которого производится в Св. Синоде дело. 160 . Передаёт провинившихся за границею духовных лиц православного исповедания в Св. Синод к суду и наказанию. 161 . Доставляет по требованию Св. Синода сведение о числе иноземцев римско-католического исповедания, состоящих на службе и торгующих. 176 . Выдача ею прогонов, содержания и паспорта иеромонаху, определённому к герцогине Мекленбургской. 282 . Камер-Коллегия . Из неё переводятся в Св. Синод служители и подьячие Монастырского и патриарших Дворцового и Казённого приказов, состоявшие при делах упомянутых Приказов. 13 . Ей подсудно духовенство по внутренним торгам, промыслам, откупам и проч. (п. 3 стр. 105). 76 . Требование скорейшего доставления ею книг и ведомостей о сборах и недоимках по вотчинам бывшим патриаршим, архиерейским и монастырским. 147 . Извещается об отсылке сборов с вотчин духовного ведомства в Штатс-Контор Коллегию. 273 . Ведение в ней сборов с мельниц, пошлин и прочих промыслов. 313 . Коммерц-Коллегия . Ей подсудно духовенство по иностранным торгам (п. 3 стр. 105). 76 . Требование от неё сведений, сколько и где живёт в России купцов римско-католического исповедания. 204 . Штатс-Контор Коллегия . В неё отсылаются сборы с вотчин духовного ведомства при перечневой ведомости с счётчиками. 273 . Производить ружную дачу Нило-Сорской пустыни. 338 . Юстиц-Коллегия . В ней духовные лица ищут удовлетворения по обидам, нанесённым им светскими лицами; сомнения в завещаниях знатных лиц заявляются в Св. Синоде и Юстиц-Коллегии для совокупного рассуждения и определения (п. 10–11 стр. 29). 1 . Требование присылки ею копий с состоявшихся после Уложения указов и статей по исковым и вотчинным делам. 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и Сорская пустынь, ок. 14801508 гг.), а также идей и мировозрений, распространенных в его окружении. Для того чтобы приблизиться к умственной среде Нила, я последовал смелому методу современного исследователя педагогики в Кириллове XV в. Р. Романчука (Robert Romanchuk) и его теории относительно взаимно дополняющих – «пустынного (desert)» и «академического» – направлений иноческого воспитания и тройного монастырского курса обучения: «этика» (основы христианства и иночества), «физика» (действительный мир) и «эпоптика» («умственно-духовное» мастерство). Я следую за Е. В. Беляковой, Е. Э. Шевченко и Е. В. Романенко, подчеркивая значение Сорской пустыни как места и частичного сосредоточения самой зрелой деятельности Нила и кульминации его жизни. Поэтому я перевожу Нилову редакцию Скитского устава. Я также следую предложенному Т. Лённгрен определению капитальной идейной и педагогической функции Нилова Соборника вместе с Уставом. Исходя при определении подлинности из стиля и построения словосочетаний, я почти столь же ограничителен, как и Островски, но при этом считаю Завещание аутентичным, как и Предание, Устав, четыре изданных Прохоровым Послания, а также Предисловие и Послесловие Соборника. Вслед за Прохоровым и Шевченко я включил Завет Иннокентия, поскольку он дополняет Предание. Помимо этого, я сделал перевод двух небольших статей о причастии без священника, которые также представляют собой дополнения Нила к Преданию. Что касается общественной деятельности Нила, то я, исходя из замечаний Лурье и Островского и не найдя никаких солидных причин для приписывания Нилу умеренности по отношению к «Новогородским еретикам», ни просьбы о конфискации или законном ограничении монастырских земель, выстраиваю систематический подход к Нилу и Иосифу как к союзникам. В отдельных статьях мною рассматриваются (подробнее, чем Я. С. Лурье) части Просветителя, переписанные Нилом, а также распределение и характер его приверженцев и почитателей в Иосифовом монастыре по 1580е гг.– по крайней мере, 20 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

В виду того, что в законе этот размер не установлен и вместе с тем не сказано, чтобы рыбные ловли отводились монастырям в неограниченном количестве, следует признать, что подлежат исключению из раскладки рыбные ловли в том же количестве, как это установлено относительно земель в ст. 462 Зак. Меж. себе подтверждение в редакции ст. 458 Зак. Меж., где сказано: «равным образом снабдить их рыбными ловлями»; выражение «равным образом» может быть истолковано в смысле «на одинаковых основаниях». Поэтому Губернская Управа положила исключить из раскладки кирилловского уезда часть озер Сиверского и Зауломского принадлежащих Кирилло – Белозерскому монастырю, а также Бородаевско – Ферапонтавского и Спасского, принадлежащих Нило-Сорской пустыни, в количестве 33 дер. у каждого монастыря. С таким исключением Губернское Собрание признало обложение озер в остальных частях правильными. (Ц. В. 1884 г. 36.) 242 Под действие этого закона, без расширения круга его применения, не могут быть подводимы недвижимые имущества, составляющие личную собственность священно церковнослужителей, а не тех духовных учреждений, при которых они состоят на службе, ибо по точному смыслу этого закона воспрещается земским учреждениям облагать сборами всякого рода, не могущие приносить дохода недвижимые имущества, (кроме земель) принадлежащие церквам, монастырям и другим духовным учреждениям. (Отнош. М. В. Д. 14 Октября 1878 г. 4159.) 243 Основания данному распоряжению заключаются в следующем: Земские учреждения одной губернии обложили поземельным сбором земли, принадлежащие церквам, сверх обыкновенной пропорции 33 десятин. Вследствие этого, в виду ст. 13 времен. прав. для зем. учрежд. и пунк. 5 прилож. к ст. 55 Уст. о Земск. Повин., местная Консистория относилась в уездные и губернскую Земские Управы об освобождении всех вообще церковных земель от поземельного сбора. На это Управы отозвались, что на основании ст. 13 врем. прав., земские учреждения не могут налагать поземельного сбора на земли, данные Правительством на содержание церквам и церковным причтам; но как пропорция земли церковным причтам, на основании ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

По одному из первых декретов Советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти. В 1918 г, специальная комиссия произвела учет имущества и ценностей Нило-Сорской пустыни, которые теперь стали «народным достоянием». Однако декрет о свободе совести не препятствовал использованию церковно-религиозными организациями (общинами) зданий и предметов, предназначенных для богослужения, поэтому в апреле 1919 г. братия пустыни и жители окрестных деревень заключили договор с Вогнемским советом, а в сентябре того же года Кирилловский исполком, рассмотрев устав Нило-Сорской общины, зарегистрировал ее. Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления, но такое положение продолжалось недолго. Подлинным хозяином всех построек и имущества являлся, конечно, не народ, а губернские и уездные власти; по их инициативе в 1924 г. договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Возникшая угроза хищения церковных ценностей заставила местные власти хлопотать об их «изъятии для сохранения». В 1927 г. Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для «культурных нужд» населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 г., сменил инвалидный дом, а затем психоневрологический диспансер, существующий там и поныне. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 г. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились до наших дней. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920–1930-е гг. в музей. 60 В настоящее время интерес к исторической судьбе, устройству и традициям скита не иссякает. История Нило-Сорской пустыни еще ждет своего продолжения. Слишком велик вклад святого Нила Сорского в историю духовного становления нашего Отечества, чтобы не доходили сюда руки и средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления на некоторое время, но по инициативе губернских и уездных властей в 1924 году договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Возникшая угроза хищения церковных ценностей заставила местные власти хлопотать об их " изъятии для сохранения " . В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для " культурных нужд " населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а в 1961 году - психоневрологический диспансер. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи. Возрождение обители 3 декабря 2018 года закрылся находившийся на территории пустыни почти 60 лет Пустынский психоневрологический интернат. В том же месяце началось полноценное возрождение обители. Первоначально Нило-Сорская пустынь была возрождена как архиерейское подворье Вологодской епархии и его настоятель, иеромонах Евфимий (Ершов) , начал заниматься оформлением документов по передачи имущества, находящегося в областной собственности, в собственность возрождаемой обители. 30 мая 2019 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Нило-Сорская пустынь была возрождена как епархиальный монастырь, а отец Евфимий был назначен её игуменом . Настоятели Документы, литература Использованные материалы   По ряду данных пустынь была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю в 1764 году. Возможно этим указом было лишь подтверждено уже существовавшее положение. См. Булгаков, С. В., " Сорская Нилова пустынь " , ;   Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил, Кириллов, 1891, 38-39.   Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии, Москва, 1913, 18-20.   Рисунок для гравюры " Вид Нило-Сорской мужской общежительной пустыни " сделан с натуры Е. Панфиловским.   Калинин, Иоанн, " Памяти сердца о. схиигумена Нила " , Русский инок, 1914, 1.    " Журнал 66 " , ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 мая 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5444198.html Редакция текста от: 01.06.2019 17:10:47 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Никитин Глеб; 1833, с. Судьбицы Череповецкого у. Новгородской губ.- 27 окт. 1913, Нилова Сорская пуст.), игум., настоятель Ниловой Сорской во имя Сретения Господня муж. пуст. и Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пуст. Род. в крестьянской семье. В 1849 г. вместе с отцом Никитой и братьями Иоанном, Моисеем и Петром поступил в Сорскую пуст., мать Евдокия приняла постриг в Горицком в честь Воскресения Господня жен. мон-ре . В 1861 г. Глеб был принят в число послушников, 12 дек. 1865 г. пострижен в монашество, в 1866 г. рукоположен во диакона и определен келейником к подвижнику Ниловой Сорской пуст. иеросхим. Нилу (Прихудайлову). Вместе со старцем жил в Успенском скиту пустыни. По словам насельника Сорской обители мон. Иоанна (Калинина), Г. «унаследовал от своего старца Нила строгий взгляд на иноческую жизнь и всю свою жизнь старался быть точным исполнителем и неуклонным последователем заветов своего мудрого наставника». По воспоминаниям сподвижников, Г., не получивший никакого образования, «был очень начитан, обладал твердою памятию и замечательно светлым проницательным умом». Сохранился записанный Г. рассказ об иеросхим. Ниле, построенный в форме беседы «благодетеля» и «ученика старца», т. е. самого Г. (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 139. Л. 14 об.- 17; Оп. 2). В 1873 г. Г. был назначен казначеем Ирапской пуст., в 1874 г. по собственному прошению вернулся в Сорскую пуст., в 1877 г. переведен в Кириллов Белозерский мон-рь . В 1878 г. Г. был рукоположен во иерея и указом Св. Синода назначен настоятелем Ирапской пуст., в 1879 г. награжден набедренником. По прошению в 1883 г. Г. был переведен в Валдайский Святоозерский мон-рь , в 1885 г.- в Сорскую пуст., в 1888 г.- в Кириллов Белозерский мон-рь, в 1889 г. назначен строителем Ирапской пуст., в 1890 г. по ходатайству братии - настоятелем Сорской пуст. В 1896 г. возведен в сан игумена, в 1903 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/164585.html

Предтеченский скит при Нило-Сорской пустыни. Этот скит приписан к Нило-Сорской пустыни и находится с ней в самой тесной связи; в 1852 г. схимонахом Нилом сюда перенесена была из Сорской пустыни церковь Иоанна Предтечи, и тем положено начало существованию скита. Здесь находится колодец, вырытый прп. Нилом Сорским . Успенский скит при Нило-Сорской пустыни находится недалеко от нее. Устроен в 1861 году схимонахом Нилом вместе с часовнями Голгофской и Успенской. Старорусский Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе расположен на северо-восточной окраине города Старой Руссы, близ правого Берега реки Полисти. Основан монастырь в 1192 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче священноиноком Мартирием, впоследствии архиепископом новгородским. В продолжение своей истории монастырь подвергался многоразличным бедствиям и испытаниям; не раз терпел разорения и разграбления от литовских и польских шаек, но. по усердию благочестивых людей; не оставлявших без попечения св. обитель в годину ее скорбей, она сохранила свою деятельность и самостоятельность до наших дней и теперь зачислена в разряд первоклассных, т. е. лучших русских монастырей. Управление архимандричье. Храмов три, и все двухэтажные. Главный храм соборный, холодвый, в честь Преображения Господня; другие два – во имя Рождества Христова и во имя Сретения Господня. Главную святыню монастыря составляет Старорусская икона Божией Матери, перенесенная сюда из Тихвина, где она находилась около 300 лет. Другая святыня – серебряный ковчег с 50 частицами свв. мощей, принесенными в дар из новгородского Софийского собора. В монастырской ризнице хранятся несколько старинных вещей церковной утвари, несколько старопечатных книг, из которых обращают на себя внимание несколько напрестольных Евангелий и одно рукописное. Крестные ходы совершаются в Фомино воскресенье в городской Воскресенский собор, 5 июля в Кречовский монастырь, в первое воскресенье по Воздвижении из Воскресенского собора в Старорусский монастырь. Возле монастыря имеется бесплатная гостиница для странников и богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране. По одному из первых декретов Советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти, В 1918 году специальная комиссия произвела учет имущества и ценностей Нило-Сорской пустыни, которые теперь стали " народным достоянием " . Однако декрет о свободе совести не препятствовал использованию церковно-религиозными организациями (общинами) зданий и предметов, предназначенных для богослужения, поэтому в апреле 1919 года братия пустыни и жители окрестных деревень заключили договор с Вогнемским советом, а в сентябре того же года Кирилловский исполком, рассмотрев устав Нило-Сорской общины, зарегистрировал ее. Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления, но такое положение продолжалось недолго. Подлинным хозяином всех построек и имущества являлся, конечно, не народ, а губернские и уездные власти; по их инициативе в 1924 году договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Возникшая угроза хищения церковных ценностей заставила местные власти хлопотать об их " изъятии для сохранения " . В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для " культурных нужд " населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а затем психоневрологический диспансер, существующий там и поныне. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились до наших дней. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи. Смирнова Альбина Васильевна, Нило-Сорская пустынь. http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2152 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=14688

Но, привыкнув на все испрашивать благословение Божие, он, отпустив Татиану Павловну, стал усердно молить Господа Бога, указать ему Свою волю насчет того, какую из трех сказанных ему обителей избрать. Призывал он в молитве своей и угодников Божиих, почивающих в тех обителях преподобных отец: Нила Сорского , Гурия Шалоцкого и Александра Ошевенского, прося их испросить ему от Господа верное указание, кому из них послужить ему на месте их посмертного покоя. После молитвы этой сделал он три жребия, на которых написал имена обителей – Нило-Сорской, Шалоцкой и Александро-Ошевенской, и положил их пред иконой Божией Матери, прося Ее всеблагую указать ему ту обитель, где будет воля Божия ему обитать. По взятии жребия им от святой Богоматерней иконы, оказалось в нем имя Нило-Сорской обители, и так было сряду три раза, после чего отец Никон вполне убедился, что есть воля Божия жить ему именно в Нило-Сорской пустыни, которую с тех пор и звал он своим Богом данным жребием. Призвав Татиану Павловну, рассказал он ей подробно, как молился об указании воли Божией, где ему подвизаться из трех указанных ею обителей, как бросил об этом жребий, как жребий трижды пал на Нило-Сорскую пустынь, и просил ее лучше разузнать касательно Нило-Сорской обители и ему сообщить, чтобы ему со временем туда переселиться. Татиана Павловна, отправлявшаяся в Белозерский край, обещала ему это. Когда пришла она в Кирилло-Белоезерский монастырь и посетила настоятеля этого монастыря, архимандрита Иннокентия, старца благочестивого, подвижнического настроения, то он спросил ее: «вот ты, раба Божия, ходишь по всем монастырям и все их хорошо знаешь, знаешь, верно, и старцев в них хороших; не укажешь ли ты мне старца пустыннолюбивого, способного переселиться в зависящую от нашего монастыря Нило-Сорскую пустынь и привести ее в лучший порядок?» – «Знаю такого старца», отвечала странница: «который жаждет подобного уединенного места и давно желает туда переселиться». – «Кто же он, и где его мне найти?» спросил ее архимандрит Иннокентий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Иоано-Предтеческом скиту при Нило-Сорской пустыни в уединении и безмолвии жили схимники. В 1860 году в 50 метрах к югу от Предтеченского скита иеросхимонах Нил устроил еще более уединенный Успенский скит и прожил здесь последние 10 лет своей жизни, до 1870 года. Нила уважали и почитали в пустыни, многие подвижники монастыря начинали свою монашескую жизнь под его духовным руководством. 4 Запустение и возрождение В ХХ веке мирная жизнь монастыря, как и большинства обителей в стране, закончилась. По одному из первых декретов советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти. В 1919 году описали ризницу, храмы, все движимое и недвижимое имущество. В 1924 году церковь и имущество передали под охрану милиции волостного исполкома, а вскоре в пустыни разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Нило-Сорская пустынь в 1931 г. 8 августа 1927 года президиум Череповецкого губисполкома с согласия Главнауки принял решение о закрытии Нило-Сорского монастыря и передаче его для культурных нужд населению Кирилловского уезда (до 1930 года здесь размещалась колония) в ведение Главнауки; «как исторический памятник» был оставлен Иоанно-Предтеченский скит со всем имуществом. С 1 октября 1927 года Череповецкий окружной музей сдал скит в арендное пользование без права богослужения монахам. Этот договор действовал до 1 октября 1930 года. Последний настоятель Нило-Сорской пустыни архимандрит Иларион после изгнания насельников из обители скитался по деревням, начал юродствовать. Осенью 1937 года он пришел умирать в родное Есипово. Попросил похоронить его тайно на картофельном поле, как когда-то просил о тайном безвестном захоронении основатель Нило-Сорского монастыря. Просьбу архимандрита Илариона исполнили. Архимандрит Илларион – последний настоятель Нило-Сорской пустыни. Фото из архива о. Сергия Телицына Почти 60 лет в Нило-Сорской пустыни располагался Пустынский психоневрологический интернат. Сейчас Нило-Сорская пустынь, каменный архитектурный ансамбль середины XIX — начала ХХ веков, статуса памятника архитектуры не имеет, ветшает и разрушается.

http://sever.foma.ru/nilo-sorskaja-pusty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010