Какую цель ставит перед собой христианская антропология? Эта богословская дисциплина сформировалась в середине XX века. Она выделилась, прежде всего, из догматического богословия, отчасти пересекается с аскетикой, патрологией, агиологией, нравственным богословием. И цель у нее простая, но очень важная системно изложить церковное богооткровенное учение о человеке, его природе, личности и способе существования. Эта цель пока еще не достигнута, потому что сокровенное знание о человеке представлено во множестве сочинений, но бессистемно. И людям, имеющим богословское образование, с большим трудом при чтении даже святоотеческой литературы удается составить целостное представление о том, кто есть человек, к чему он предназначен, как он может стать лучше. Какие источники вы используете, преподавая курс? Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, которые Духом Святым изрекали истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum. Обобщая, можно сказать, что мы черпаем антропологические знания из Священного Предания Православной Церкви. А Священное Предание это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение. Не могли бы вы назвать наиболее удачные, на ваш взгляд, труды современных исследователей антропологии. К сожалению, с публикацией работ по христианской антропологии пока еще не так хорошо обстоят дела, но, тем не менее, действительно, уже есть ряд весьма примечательных и важных работ. Прежде всего, это работа архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы», изданная в середине XX века и сначала защищенная как магистерская диссертация, а затем распространенная отдельной книгой. Затем я бы выделил некоторые работы современных авторов вне России: преподобного Иустина (Поповича), Жана-Клода Ларше, Панайотиса Мневаса, Георгия Мандзаридиса, архимандрита Иерофея (Влахоса). Мне кажется, они заслуживают внимания, большинство из них переведены на русский язык и доступны современному читателю. Я считаю, что труды этих авторов нужно обязательно изучить тому, кто серьезно интересуется христианской антропологией.

http://patriarchia.ru/db/text/2902233.ht...

Мне тоже нужно измениться. Можно мне креститься?”» Так этот человек, неверующий, даже настроенный против веры, совершенно переменился от одного пребывания в храме. Потому что в храме присутствует и действует живой Господь! Храм никогда не бывает пустым! О преподобном Иустине (Поповиче) рассказывают, что он нередко произносил проповеди в храме даже и тогда, когда в нем не было людей. Сестры говорили ему: «Авва, зачем вы говорите проповеди в пустом храме?» И он отвечал: «Храм никогда не бывает пустым! Он всегда полон ангелов!» И, наверно, каждой из нас случалось, когда нас что-то тревожило или заботило, прийти в храм, немного помолиться, постоять перед иконами – и вот, мы обретали утешение, внутренний мир, благодатные силы. Все это свидетельствует, что в храме присутствует и действует Бог, в храме – ангелы и святые, которые стеной ограждают нас. У преподобного Иустина есть такие слова: «Каждый святой храм – это частица неба на земле. И когда ты в храме, то, смотри, ты уже на небе. Когда земля измучит тебя своим адом, ты поспеши в храм, войди в него, и вот – вошел ты в рай. Если люди досадят тебе своим злом, ты прибегни к храму, припади к Богу, и Он примет тебя под Свою благую и всемогущую защиту. И если случится, что на тебя нападут целые легионы демонов, ты беги в храм – стань среди святых Ангелов, ибо храм всегда полон Ангелов, и Ангелы Божии охранят тебя от всех демонов мира сего. И ничто не сможет тебе повредить. Не забывайте, братья: мы, христиане, сильны Богом. Кто тогда может быть сильнее нас? Никто, никто!» Храм – это наше самое главное прибежище. И если мы получаем духовную пользу, даже когда просто ненадолго зайдем в храм, то тем более мы освящаемся, когда присутствуем на богослужении. Потому что в эти моменты небо сходит на землю, отверзаются райские врата, время изменяет свое течение! И будь мы даже маловерными, немощными душой, нерадивыми, богослужение потрясает наше существо. На богослужении все содействует тому, чтобы мы освятились и изменились. Во-первых, этому содействует красота богослужения.

http://pravoslavie.ru/119510.html

О священстве: De sacerdotio. Libri 1–6 II PG 48, 623–692. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О священстве II Творения. Т.1. Кн.2. СПб., 1895. С.403–484. Толкование на послание к Филиппийцам: Homiliae in Epistolam ad Philippenses II PG 62, 177–298. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Толкование на Послание к Филиппийцам//Творения. Т.11. Кн.1 С.219–355. Толкование на святого Матфея-евангелиста: Homiliae in Mattheum, 1–90//PG 57–58. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Толкование на святого Матфея-евангелиста//Творения. Т.7. Кн.1–2. СПб., 1901. Иоанн Кронштадтский , праведный Моя жизнь во Христе. Т.1–2. М., 1998. Иоанн Синайский, преподобный Лествица: Scala Paradisi//PG 88, 631–1164. Русский перевод: Иоанн, игум. Синайский. Лествица. М., 2002. Ипполит Римский , священномученик О Христе и антихристе: Demonstratio de Christo et Antichristo//PG 10, 725–787. Русский перевод: Ипполит Римский , сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. В кн.: Русский перевод: Ипполит Римский , сщмч. О Христе и антихристе. СПб., 2008. С.200–256. Ириней Лионский , священномученик Против ересей: Adversus haereses. Libri I-V//SC263–264; 293294; 210–211; 100; 152–153. Русский перевод: Ириней Лионский , сщмч. Творения/пер. прот. П. Преображенского . СПб., 1900. М., 1996р. Исаак Сирин , преподобный Слова подвижнические: MarIsaacus Ninivita. De perfectione religiosa/ed. P. Bedjan. Paris, 1909. Русский перевод: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/пер. под ред. С.И.Соболевского. Сергиев Посад, 1911. Второе собрание: «The Second Part», Chapters IV-XLI//ed. S.P.Brock//CSCO 554–555. Русский перевод: Исаак Сирин , прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты/пер. митр. Илариона (Алфеева) . СПб., 2003. Иустин (Попович) , преподобный Толкование на Евангелие от Матфея//Собрание творений преподобного Иустина (Поповича) . Толкование на Евангелие от Матфея. Святосаввье как философия жизни. М., 2014. Иустин Философ , мученик Диалог с Трифоном: Dialogus cum Triphone//PG 6, 481–800. Русский перевод: Иустин Мученик , св. Разговор с Трифоном иудеем//Творения/пер. прот. П. Преображенского . М., 1892, 1995р. С.132–362.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отношение к доктринам других религий Святые отцы отмечали некоторые положительные стороны в других религиях. Например, преподобный Феофан Исповедник свидетельствовал, что Мухаммед учил «сострадать друг к другу и помогать обижаемым», а святитель Григорий Палама говорил, что “считает хорошим ритуал” мусульманского погребения. Святитель Николай Японский писал: «Буддизм — самая глубокая из языческих религий», и отмечал, что эта религиозная традиция воспитала в японцах взаимную любовь, став «учением-нянькой» японского народа, а преподобный Иустин (Попович) определял буддизм как «наиболее точную из нехристианских религий». Однако, несмотря на это, все святые отцы, писавшие об иных религиях, констатировали принципиальное отличие их учений от христианской истины и даже противоречие ей. Поэтому общее отношение к доктринам других религий определяется тем фактом, что все они в той или иной степени не принимают вести о спасении рода человеческого от проклятия, греха и смерти, совершенном через крестную жертву Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека. Слово Божие последовательно утверждает, что без принятия Иисуса Христа как Сына Божия невозможно подлинное богопознание: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2, 23), «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» (Ин. 5, 23), «никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). Сам Господь говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6), «видевший Меня видел Отца Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14: 9, 11). По свидетельству преподобного Иустина (Поповича), «связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней». В силу этого нельзя принять суждения, согласно которому верующие самых разных религий поклоняются «одному Богу» и идут к Нему разными путями. Представления о Боге у многих нехристианских народов были сформированы отчасти под влиянием Его естественного откровения, проявляющегося в тварном мире, однако такие представления сами по себе недостаточны для познания истины, и именно поэтому Бог дал людям сверхъестественное откровение — Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Более того, представления о Боге, не основанные на Священном Писании, а тем более противоречащие ему, являются в лучшем случае неполными, а в худшем — попросту ложными. Так, например, учения, которые говорят о Личном Боге, ближе к христианству, чем учения, говорящие о существовании безличного Абсолюта, а эти, в свою очередь, ближе, чем те, что вообще отрицают существование Бога.

http://e-vestnik.ru/analytics/o_pravosla...

По мысли сербского богослова преподобного Иустина Поповича, уже в раю человечество было задумано как Церковь: каждый человек так сильно связан с другими людьми богоподобной церковной природой, что в будущем он будет иметь возможность осуществиться как Церковь. Развитие способностей и добродетелей каждого человека является естественным созиданием всего человечества, как богоподражательного Адама, который становится новым человеком, а новое человечество – осуществленной Церковью. Но подобная связь страшным образом проявляется в падшем человечестве: грех, в природе которого заложено свойство распространения, разрушает не только человека, он разрушает все человечество в целом. Через Адама приходят в мир грех и смерть: грех одного человека и его смертность становятся уделом всех. Адам виноват перед всем человечеством, перед каждым из нас. Но тогда и каждый из нас через свой грех виноват перед всеми. Если мы хотим начать борьбу со злом, для этого необходимо прежде всего искоренить зло в себе, и только если нам удастся победить сатану в самих себе, нам удастся это сделать и вокруг себя. Но если мы не начали эту борьбу, то имеет ли смысл спрашивать тогда: «Почему существует страдание? Почему умирают дети? Почему торжествует ненаказанное зло? Почему так много несправедливости в мире?» Если человек будет честен перед самим собой, он должен будет ответить: «Это мой грех искажает мир, и мое зло ко мне же возвращается». По ком звонит колокол? Он звонит по тебе. Протоиерей Алексий Уминский, Тайна примирения (главы из книги) Аудиофайлы предоставлены «Библиотекой Предание» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 марта, 2023 7 августа, 2021 29 ноября, 2014

http://pravmir.ru/pochemu-bog-ne-unichto...

Сразу возникает вопрос: а разве эти вопросы не были решены на предыдущих Вселенских соборах и надо ли для их решения собирать новый Вселенский собор? По этому поводу можно привести слова святого преподобного Иустина (Поповича): «Историческая реальность очевидна: святые и Богом созванные Соборы святых отцов всегда имели перед собой один или, самое большее, два-три вопроса, остро поставленных им великими ересями и расколами, извращавшими Православную веру, раздиравшими Церковь и серьезно грозившими опасностью для спасения человеческих душ, спасения православного народа Божиего и всего творения Божиего. Поэтому Вселенские соборы всегда имели христологический, характер, то есть их центральной темой – единственной темой и главным благовестием – всегда был Богочеловек Иисус Христос и наше спасение в Нем». Таким образом, Вселенские соборы защищали чистоту и правильность веры, поэтому обсуждаемые на них вопросы в основном были догматическими. Предстоящий же Восьмой Вселенский собор не имеет на повестке дня догматических вопросов, по которым ранее не было принято решений на предыдущих Соборах. Для православных проведение Восьмого Вселенского собора было бы полезно лишь в одном случае: если бы на нем последовала правильная экклезиологическая оценка и осуждение ереси экуменизма, которая готовит приход антихриста. Но такая тема подниматься не будет, так как цель этого собора – узаконить эту ересь ересей, как называл ее преподобный Иустин (Попович). И собирают его экуменисты, чтобы оправдать свое вероотступничество, свои изменнические действия по отношению к Православной вере. Они надеются большинством голосов на этом «соборе» изменить каноны, которые мешают сломить перегородки между Православной Церковью и учениями псевдохристианских конфессий. А затем, ссылаясь на авторитетность Восьмого Вселенского, заставить православных под предлогом послушания подчиняться и выполнять их волю, которая будет направлена на объединение всех религий в единую религию нового миропорядка. Что касается первых четырех пунктов, то все они обсуждались на Семи Вселенских соборах и святыми отцами приняты постановления, которые нам лишь необходимо исполнять.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

«Христиане – это люди, через которых из поколения в поколение, до конца мира и века, продолжается святая, богочеловеческая жизнь Христова, и все они составляют одно тело, Христово тело=Церковь, они сотелесники Христовы и друг другу члены», – говорит преподобный Иустин (Попович). По словам святителя Григория Паламы, когда осуществляется обожение, человек становится бесконечным, вечным, бессмертным, он входит в течение вечной Божественной жизни, происходит взаимное проживание этой жизни. Это то, о чём говорит святой Апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). И именно в этом заключается смысл и значение святости как дара общей жизни – жизни совершеннейшей, вечной и прекрасной по меркам не земным, а Божественным, о которых «не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Kop. 2, 9), пока он живёт на земле. Но уже здесь, на земле, мы можем, имея залог святости, предвкушать и предпроживать, если можно так выразиться, эту жизнь Церкви, находясь уже в Церкви, которая не есть лишь образ будущего Царства Божиего, а уже реальное Царство Отца, Сына и Святаго Духа. Но для нас это ещё лишь пока предвкушение, начаток, процесс возрастания нашего в это Царство. И молитва наша: «дай нам истее ( более тесно, более полно ) Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» – именно об этом. Но и здесь, на земле, святость не только реальна как возможность, она является предназначением человека на его жизненном пути, который проживается не просто как средство к достижению цели, а как сама жизнь любви и единства с Богом, своим Отцом. «Человек делается сыном Божиим, только когда становится святым», – говорит святитель Григорий Нисский. И в этом смысле святость – не просто желательный сверхидеал христианской жизни, а единственное и реальное наше задание, единственный путь. По словам преподобного Иустина (Поповича), жизнь по Евангелию, жизнь святая, жизнь Божественная – это естественная и нормальная жизнь для христиан. Ибо христиане по своему призванию – святые. Это благовестие и заповедь звенит, как колокол, через всё Евангелие Нового Завета. Стать целиком святыми, и душой и телом, – вот наше призвание. Это не чудо, но норма, правило веры, логика и природа евангельской веры. Ясна и предельно ясна заповедь Святого Евангелия: «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1, 15). [Господь говорит нам в Евангелии: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя ми подобает привести» (Ин. 10, 16).

http://pravoslavie.ru/157615.html

– Артель – это просто естественно найденный способ сообща сделать сложную работу. По пословице: «Один мужик храм не срубит». И сейчас артельно люди работают: дом строят или коровник. В артели есть разделение труда и разный заработок по уговору. Ничего специфически христианского я здесь не вижу. Насчет повсеместного применения этого опыта в сегодняшнем производстве я сильно сомневаюсь. Кооперативы – это несколько другое дело. За ними стоит неплохо проработанная теория – спасибо земцам, создавшим ее. Но… знаете, мы часто пытаемся вернуться в потерянный рай, смотрим назад, а не вперед. А общество развивается только вперед и никогда не возвращается назад. Недавно я прочитал у преподобного Иустина (Поповича) одну мудрую мысль: когда небо «свернется, яко свиток», мы попадем не в рай, а в Новый Иерусалим. К тому времени все известное уже пройдет, в том числе и рай – возврата к нему не будет. Так смотрит вперед теология, которую светская наука часто считает самой косной вещью на свете. В экономике надо тоже смотреть вперед, приспосабливая общество к принципам христианства, а не наоборот. – Советская практика хозяйствования ограничивала нашу свободу, в том числе свободу индивидуальной хозяйственной инициативы, но в то же время сдерживала излишнее потребление отдельными людьми, не давая повода для такой социальной вражды, как сегодня. Актуален ли, на ваш взгляд, такой дискурс для завтрашнего дня? – Я прожил 40 лет при советской власти и не очень хорошо понимаю, как по-другому она ограничивала личную свободу, кроме как законодательно и, самое главное, 58й статьей, которая, правда, уже в 1960е годы была отменена. Свобода потребления? Ну да, было 5, а не 25 видов колбасы. По-моему, подавляющее большинство наших сограждан это никак не ущемляло. Практически все, включая пенсионеров, могли себе позволить покупать и эту колбасу, и многие другие вещи, а сегодня, при сверкающем изобилии прилавков, большинство работников этого себе позволить не могут. А тут уже вопрос социальной справедливости. Идеи христианской справедливости никогда не умирали, они будут актуальны всегда – до конца этого мира. Вот, собственно, и весь дискурс.

http://azbyka.ru/xristianstvo-i-ekonomik...

Его пространные рассуждения напомнили мне монологи героев «Бесов», а сам критик – тех самых героев. В ненависти к Достоевскому неоднократно признавались и видные современные деятели, подтвердив свое духовное родство с теми, кто привел Россию к кровавой катастрофе, которую предвидел Федор Михайлович. Либеральные критики, рассуждая о том, что Достоевский проигрывает другим знаменитым писателям по части художественных изысков, упрекают его в том, что он труден для понимания и совершенно не актуален и не интересен современному человеку. Эти критики не увидели, а вернее, не хотят видеть и признавать то, что такого масштаба гении, как Достоевский, появляются не в каждом веке. Именно сегодня, когда человечество растерялось и потерялось в мире потребления, где во главу угла человеческих ценностей поставлены деньги и удовольствия, Федор Михайлович Достоевский (возможно, единственный писатель) показывает путь выхода из цивилизационного тупика. Он дает ответ на «проклятые вопросы»: есть ли Бог? в чем смысл жизни? есть ли бессмертие души? что делать со злом, и какова его природа? что есть истинная свобода? Воплотить идею цикла регулярных передач на протяжении всего года оказалось очень непросто. Одно дело – несколько лекций в академическом литературоведческом ключе, другое – выходить каждую неделю в эфир, да так, чтобы не наскучить зрителям. Нужно было готовить иллюстративный материал для каждой передачи, но, главное, найти ведущего, который смог бы столь долго удерживать внимание. Тут, помимо обширных литературоведческих и исторических знаний нужен артистизм и особый талант повествователя. Режиссер Лариса Смирнова обратилась не к университетским профессорам, а к человеку, который много лет на курсах при Духовной академии читал лекции по истории Церкви и увлекательно говорил о Достоевском и русской религиозной философии. Лариса посещала эти лекции и надолго их запомнила. Николай Кузьмич Симаков – член Международного общества Достоевского. Он издал книгу преподобного Иустина (Поповича) «Достоевский и славянство».

http://pravoslavie.ru/143569.html

Для нашего времени более понятным будет другой пример: придет господин и отключит интернет злому рабу, лишит его пароля вай-фая. Подобное «рассечение» с компьютером будет большим ужасом для современного человека, чем участь изгоя. У него будет такой же стресс от невозможности жить полной «компьютерной» жизнью, как у древнего римлянина, лишенного права жить в обществе. Рассечение злого раба означает обнаружение его истинной сущности. Он будет отсечен Господином от вечной жизни в Царстве Небесном и подвержен одной участи с лицемерами, но не с пьяницами — людьми мира сего. Эти «пьяницы» не были рабами Божьими, не знали Христа в подлинном смысле познания — не приобрели опыта богообщения. Злого раба ожидает участь лицемеров, ибо всю жизнь он только изображал прилежного раба Христова, а в действительности поступал против Его воли. По толкованию преподобного Иустина Поповича, «свою земную жизнь злой раб проживает себялюбиво и самолюбиво, грешно и грехолюбиво, почему Господин и посылает его в царство вечного эгоизма и самолюбия, греха и грехолюбия». В истинном смысле слова «лицемеры» — это бесы. Злые духи принимают на себя образ светлых ангелов, стараются представиться не теми, кто они есть, иначе ведь никто не захотел бы с ними общаться. Если диавол будет пропагандировать абсолютное зло, за ним никто не пойдет, и он делает это скрытно, под благовидным предлогом, то есть лицемерит. Господь говорит злым рабам: «Где будут бесы, там и ваше место, потому что вы вели себя так же». Открывая участь злого раба, Спаситель акцентирует мысль, что время земной жизни человека предназначено для соединения с Богом. «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17), — говорит апостол Павел из собственного опыта. Его же слова: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Но это вершина христианской добродетели, а как это соединение можно осуществить в нашем несовершенном состоянии? Необходимо стараться всегда, даже в самых обыденных ситуациях выбирать путь, указанный в Евангелии. Оказываясь перед выбором между грехом и добродетелью, надо предпочитать добродетель и сопротивляться страсти ради Христа.

http://pravoslavie.ru/107982.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010