В Сербии состоялось обретение мощей преподобного Иустина (Поповича) 19 июня 2014 г. 18:37 12 июня 2014 года в сербском монастыре Челие были обретены мощи прп. Иустина (Поповича) . 14 июня, в день памяти святого, в обители была совершена Божественная литургия, которую возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней . Его Святейшеству сослужили митрополиты Лимасольский Афанасий, Месогийский и Лавреотикский Николай ( Кипрская Православная Церковь ), архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ( Русская Православная Церковь Заграницей ) и сонм архиереев Сербской Православной Церкви , в том числе митрополит Черногорский Амфилохий , епископ Афанасий (Евтич) , епископ Челийский Милутин и другие. Поклониться мощам преподобного прибыли тысячи жителей Сербии и других республик бывшей Югославии, а также паломники из России, Греции, Германии, Швейцарии, США, Австралии и др. По окончании богослужения мощи прп. Иустина были перенесены с монастырской площади, где совершалась Литургия, в храм свт. Саввы Сербского, построенный по завещанию преподобного на средства от продажи написанных им книг. До завершения росписи этого храма мощи святого будут временно находиться в старом храме святого Архангела Михаила. Прп. Иустин (Попович) Челийский родился в г. Вране на юге Сербии в семье священника 25 марта (6 апреля) 1894 г., в день Благовещения Пресвятой Богородицы. В честь праздника он был назван именем Благое. В 1905-1914 гг. обучался в семинарии свт. Саввы Сербского в Белграде. 1 января 1916 г. принял монашеский постриг с именем Иустин в честь мч. Иустина Философа. После принятия монашества был направлен в Санкт-Петербург для обучения в духовной академии. В июне 1916 г. уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет и учился в нем до 1919 г. Затем на богословском факультете Афинского университета работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по св. Макарию Египетскому», которую защитил в 1926 г. С 1921 г. преподавал в семинарии в Сремских Карловцах (Королевство Югославия) Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию.

http://patriarchia.ru/db/text/3676255.ht...

«Авва Иустин сказал мне служить в Которе, где лежит голова змеи» Беседа со священником Сербской Православной Церкви Момчило Кривокапичем Протоиерей Момчило Кривокапич, наместник митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) , настоятель храма святителя Николая в городе Котор, проповедник, педагог, психолог, частый гость передачи «Спрашивайте священника» на радио Светигора – один из самых известных и любимых священников Черногорско-Приморской митрополии. Отец Момчило родился в 1945 году в семье военного священника. Желание продолжить служение отца появилось у него уже в детстве. Судьба семьи была трудной, но это только укрепило отца Момчило в решении посвятить свою жизнь Церкви. Протоиерей Момчило Кривокапич      После окончания богословского факультета, по благословению духовного отца, преподобного аввы Иустина (Поповича), он возвращается на родину, с которой была когда-то была изгнана его семья, чтобы служить в Которе, так как именно там, по словам отца Иустина, «лежит голова змеи». О том, что значили эти слова старца, о своем христианском пути, об истории Церкви Христовой в годы безбожия, о встречах с Патриархами Германом и Павлом, преподобным Иустином и другими подвижниками благочестия наших дней корреспонденту портала Православие. Ru рассказывает отец Момчило. – Отец Момо, можно ли сказать, что вы родились верующим человеком? – Я сын священника, значит человек, верующий с детства. Мой отец был военным священником, после окончания Цетиньской семинарии в 1937 году до 1941 года служил недалеко от Рисно. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы какой-то коммунист-фанатик ворвался в алтарь, бросился на него, но убийцу удалось остановить. После этого оставаться там было опасно, и тогдашний Боко-Которский наместник протоиерей Джордже Самарджич перевел отца к себе в Котор. Поскольку церковный устав позволяет архиерейскому наместнику иметь помощника, он использовал эту возможность, потому что дать ему приход он не мог. – Почему? – Не было свободного прихода, а наместник был слаб здоровьем, и отец помогал ему, помогал всем которским священникам. Они были пожилыми людьми, а отцу в 1941 году исполнилось тридцать. В Которе он оставался до 1944 года, и таким образом избежал преследований и со стороны коммунистов, и со стороны фашистских оккупантов. В 1944 году в Белой, недалеко от Герцег-Нови, понадобился приходской священник, и отец отправился на новый приход, где в 1945 году я и родился. Но и там отец мешал коммунистам, ведь он был очень образованным, открытым человеком, люди тянулись к нему. Тогда, в 1945-м коммунисты убивали священников, которые пытались эмигрировать. Сто двадцать священников, которые уходили с митрополитом Иоанникием , были убиты по дороге. Они шли по направлению к Австрии через Словению и были убиты в Быстрице, у моста Зидан. Сейчас о тех событиях написана книга.

http://pravoslavie.ru/74426.html

«Авва Иустин сказал мне служить в Которе, где лежит голова змеи» (версия для печати)/Православие.Ru «Авва Иустин сказал мне служить в Которе, где лежит голова змеи» Православие.Ru , 20 октября 2014 г. С протоиереем Момчило Кривокапичем беседовала Светлана Луганская Фото и автоперевод с сербского Светланы Луганской Протоиерей Момчило Кривокапич, наместник митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) , настоятель храма святителя Николая в городе Котор, проповедник, педагог, психолог, частый гость передачи «Спрашивайте священника» на радио Светигора – один из самых известных и любимых священников Черногорско-Приморской митрополии. Отец Момчило родился в 1945 году в семье военного священника. Желание продолжить служение отца появилось у него уже в детстве. Судьба семьи была трудной, но это только укрепило отца Момчило в решении посвятить свою жизнь Церкви. Протоиерей Момчило Кривокапич      После окончания богословского факультета, по благословению духовного отца, преподобного аввы Иустина (Поповича), он возвращается на родину, с которой была когда-то была изгнана его семья, чтобы служить в Которе, так как именно там, по словам отца Иустина, «лежит голова змеи». О том, что значили эти слова старца, о своем христианском пути, об истории Церкви Христовой в годы безбожия, о встречах с Патриархами Германом и Павлом, преподобным Иустином и другими подвижниками благочестия наших дней корреспонденту портала Православие. Ru рассказывает отец Момчило. – Отец Момо, можно ли сказать, что вы родились верующим человеком? – Я сын священника, значит человек, верующий с детства. Мой отец был военным священником, после окончания Цетиньской семинарии в 1937 году до 1941 года служил недалеко от Рисно. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы какой-то коммунист-фанатик ворвался в алтарь, бросился на него, но убийцу удалось остановить. После этого оставаться там было опасно, и тогдашний Боко-Которский наместник протоиерей Джордже Самарджич перевел отца к себе в Котор. Поскольку церковный устав позволяет архиерейскому наместнику иметь помощника, он использовал эту возможность, потому что дать ему приход он не мог.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

О Православии и экуменизме ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск О ПРАВОСЛАВИИ И ЭКУМЕНИЗМЕ Святой Савва Сербский Доклад преподобного Иустина (Поповича) Священному Синоду Сербской Церкви в ответ на сделанный ему запрос о его мнении в связи с формальным приглашением югославянской римо-католической иерархии принять участие в совместной молитве и службах в течение " Недели молитвы о соединении Христиан " в период с 18 по 25 января. Напечатан в греческой газете " Ортодоксос Типос " от 1 июня 1975 г. Архимандрит Иустин - доктор богословия. Был профессором догматики Белградского университета. До того, как послать ответ на это предложение, сербская иерархия попросила о. Иустина дать свой отзыв о нем, каковой и печатается ниже. На основании этого отзыва и других докладов Священный Синод Сербской Православной Церкви ответил отказом участвовать в экуменических молениях. 1. Преосвященнейшие Владыки, Позиция Православной Церкви в отношении еретиков - т.е. всех, кто не является православным, - была установлена раз и навсегда Св. Апостолами и Святыми Отцами, т. е. боговдохновенным Преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14-15). По 45 апостольскому правилу: " Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви; да будет извержен " . Это священное правило Святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную ( " с еретиками молившийся токмо " ).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/iu...

поиск:   разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Биография Артемий (Радосавлевич) (род. 1935), монах, б. епископ Рашско-Призренский и Косово-Метохийский. В миру Радосавлевич Марк, родился 15 января 1935 года в селе Лелич около Вальева на родине святителя Николая Жичского. Закончил начальную школу в родном селе, а затем учился в гимназии в Вальево, по окончании которой поступил в Белградскую духовную семинарию. В юные годы познакомился с известным сербским богословом и исповедником преподобным Иустином (Поповичем) и стал его духовным чадом. Отец Иустин в это время жил в монастыре Челие, расположенном в окрестностях Вальево, неподалёку от родного дома владыки Артемия. После окончания семинарии, 20 ноября 1960 года в Челие, отцом Иустином пострижен в монахи с именем Артемий. По благословению духовника продолжает образование на Богословском факультете в Белграде. Во время учёбы на факультете был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1964 году с успехом заканчивает учёбу в Белграде, и с 1964 по 1968 год преподает в семинарии при монастыре Крка. Впоследствии учится в аспирантуре в Афинах и защищает докторскую диссертацию на тему: " Тайна спасения по учению св. Максима Исповедника " . По возвращении на родину назначен профессором Призренской семинарии, но уже через год, по благословению отца Иустина и владыки Рашско-Призренского Павла, удаляется в монастырь Црна Река, расположенный неподалеку от Нови Пазара. В течение 13 лет несёт послушание настоятеля этого монастыря. За это время он собрал вокруг себя около 20 молодых монахов. Вверенная ему обитель пережила настоящее духовное возрождение. Некоторые из насельников Црна Реки впоследствии становятся настоятелями монастырей Рашко-Призренской епархии, а один из первых духовных чад архимандрита Артемия – иеромонах Иустин (Стефанович) был впоследствии избран епископом Тимокским. В мае 1991 года был избран епископом Рашско-Призренским. Под руководством епископа Артемия в одной из древнейших сербских епархий происходит активное возрождение церковной жизни, развивается издательская деятельность, выходит в свет епархиальный журнал " Святой князь Лазарь " . Активно занимался богословской научной работой и переводом святоотеческой литературы. В своих богословских взглядах опирался на исихастскую традицию Святых Отцов и духовное наследие святителя Николая (Велимировича) и преподобного Иустина (Поповича).

http://religare.ru/25_361_110_1.html

Память 24 сентября/7 октября Память о святом короле Владиславе Сербском особенно близка русской церковной традиции потому, что его своим небесным покровителем считают многие наши соотечественники. Действительно, в русских святцах мы находим только одного святого с этим именем, и именно в честь него крещены все наши близкие, знакомые и друзья Владиславы. В этом смысле его почитание и духовная связь среди чад Русской Церкви намного сильней, чем даже на родине святого – в Сербии. Святой Владисла. Современная икона. Автор: Елена Хинич Имя Владислав тоже нередко встречается среди православных сербов, но оно не привязано к памяти или почитанию святого короля. Имя, дающееся при крещении в Сербской Церкви, как правило совсем не связано с каким-то конкретным святым, а особо почитается святой – покровитель рода, или, как еще это называют, Крестная слава. Интересно, что до недавнего времени даже в сербской литературе трудно было найти пространное житие святого Владислава. Так, в «Житиях святых», принадлежащих перу преподобного Иустина (Поповича), этому святому посвящена лишь пара абзацев. Отсутствовала и отдельная служба святому Владиславу. Действительно пространной житийной литературы о нем не сохранилось. Однако в житии святого Саввы, принадлежащем монаху Феодосию, находится интересное и занимательное описание событий, активным участником которых был король Владислав. Опираясь на этот текст, постараемся восстановить именно эту часть биографии святого, одной из главных заслуг которого стал перенос останков святителя Саввы, архиепископа Сербского, из Болгарии в Сербию. Первые годы правления Святой король Стефан-Владислав стал еще одной благородной ветвью на славной лозе династии Неманичей, подарившей миру множество святых мужей и подвижников благочестия. Он жил в годы становления и укрепления сербской государственности и был вторым сыном святого Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы, архиепископа Сербского, и внуком родоначальника династии сербских правителей Стефана Немани, известного под именем преподобного Симеона Мироточивого. И дед, и отец, и дядя благоверного Владислава достигли своими трудами и подвигами подлинной святости, удостоившись от Господа нетленных венцов славы.

http://pravoslavie.ru/40269.html

Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации об УМК «Приходская школа “под ключ”» Источник: Православное образование В октябре 2021 года в православном сегменте Интернета развернулась дискуссия относительно учебно-методического пособия для воскресных школ за авторством диакона Илии Кокина. Отрадно видеть, что неравнодушие к христианскому долгу свидетельства о Христе и желание возвещать Слово Божие подвигло одного предпринять труд по созданию образовательных материалов, а других помочь ему исправить и улучшить созданное. Однако то, что должно созидаться и совершенствоваться в духе если не любви, то уважения — не избегло досадных искушений. Лишь Священное Писание может быть абсолютным и безгрешным, произведения же рук человеческих несут на себе печать унаследованных от Адама и лично приобретенных искажений. Учитывая резонанс, вызванный как учебно-методическим пособием диакона Илии Кокина, так и публикациями, ему посвященными, Отдел религиозного образования и катехизации взывает к христианскому долгу тех, кто наделен даром слова и ведения, продолжить участие в соборном труде по исследованию пособия, его совершенствованию и исправлению. Мы надеемся, что талант каждого, кто хочет послужить Святой Церкви и народу Божию своей доброй созидательной мыслью, вполне проявится в работе специальной группы, которую мы создаем, а не будет растрачиваться на поле бесплодных интернет-баталий, тешащих тщеславие, но бесполезных для дела Церкви. Напоминаем всем участникам обсуждений пособия в интернет-пространстве, что немирный дух спора обесценивает дискуссию, целью которой для нас должна быть не победа над оппонентом, а торжество Истины, ведь Истина есть слово Божие (Евангелие от Иоанна 17:17). Призываем продолжить диалог вокруг упомянутого пособия для церковной пользы в духе братской любви, ибо, по слову преподобного Иустина (Поповича), «над созиданием Тела Церкви трудится каждый член Церкви, неся какой-либо евангельский подвиг». Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

http://pravoslavie.ru/142578.html

Митрополит Черногорский Амфилохий: «Сегодня происходит расчеловечение человека» 18 октября 2010 г. 12:46 Митрополит Черногорский и Приморский, Зетско-Брдский и Скендерийский Амфилохий , прибывший в Россию на торжества , посвященные 15-летию Международного фонда единства православных народов , ответил на вопросы заместителя главного редактора портала «Православие и мир»  Марии Сеньчуковой. — Владыка, Вы только что приехали из Сербии, братской для нас страны. Скажите несколько слов о сегодняшней жизни Сербской Церкви . — Как и в России после коммунизма, у нас, слава Богу, возобновляется духовная жизнь. Территория бывшей Югославии: Сербия, Черногория, Македония (здесь, правда, есть определенные юрисдикционные трудности), Босния и Герцеговина, Хорватия — является канонической территорией Сербской Церкви. У нас и до этого, в 80-х годах, началось большое духовное движение и большой духовный подъем под влиянием трудов ныне прославленного святого преподобного Иустина (Поповича) и святого Николая (Велимировича). — Мы в России его очень почитаем. — Да, владыка Николай между двумя войнами много сделал для русских. Ну а теперь его роль растет все больше и больше. Возобновляются новые епархии. Например, в Черногории была только Черногорская и Приморская митрополия. А теперь у нас возобновлена епархия Будимльская, есть новые епархии в Боснии и Герцеговине. Теперь у нас стало больше образованных священников. Наши семинарии, слава Богу, работают хорошо. У Сербской Церкви есть три богословских факультета: один в Белграде, другой в Фоче (Босния), а третий — в Америке. Возобновлены многие монастыри, приходская жизнь. Кроме того, печатается много книг, появляются новые церковные журналы. Есть несколько православных радиостанций. К сожалению, пока нет своего телеканала, но попытки его открыть уже предпринимаются, есть надежда, что они увенчаются успехом в близком будущем. Во всем этом есть заслуга нашего Патриарха — блаженной памяти Павла . Он был человеком очень глубокой духовной жизни. И, конечно, его личность сыграла очень важную роль сначала для Косово и Метохии, где он был епископом 34 года, а потом и в качестве Патриарха.

http://patriarchia.ru/db/text/1300737.ht...

Председатель Синодального отдела по благотворительности провел первое занятие курсов для сестер милосердия по уходу за тяжелобольными 19 марта 2020 г. 20:31 18 марта 2020 года начались курсы для сестер милосердия по уходу за тяжелобольными. Первый вебинар, в котором участвовало более 250 человек из 72 сестричеств, провел председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Открывая вводный семинар курса, владыка напомнил об основе социального служения. «Для православных христиан незыблемой основой милосердия является вера в Господа Иисуса Христа. Общение с Ним в Таинствах Церкви, исполнение Его заповедей является основой для дел милосердия». «По слову преподобного Иустина Поповича, милосердие — это милость Божия, которая входит в сердце человека и преобразуется в милосердие. Память о своих грехах и осознание себя первым грешником являются важнейшими условиями действия благодати Божией. Когда человек смиренно признает свою немощь перед Богом, он может получить помощь Божию в борьбе со своими страстями», — сказал викарий Святейшего Патриарха. Главное дело в жизни каждого христианина — участие в Литургии, отметил он. «Во время этого Таинства нам наиболее понятно и явно становится то, что Господь с нами. Совершение Литургии помогает нам приблизиться к познанию Истины. Она открывается в словах, священнодействиях, Причастии Святых Христов Таин. Переоценить важность Литургии невозможно», — подчеркнул архиерей. Председатель Синодального отдела по благотворительности также отметил, что утвердиться в делах милосердия помогает, таинство Исповеди, вдумчивое чтение Евангелия и трудов святых отцов, молитва. Епископ Пантелеимон напомнил о том, что исторически сестры милосердия, прежде всего, занимались уходом за тяжелобольными нуждающимся людьми. Сегодня в различных епархиях не всегда сестры милосердия участвуют в этой деятельности. Для того чтобы обучить сестер милосердия основам ухода, и организованы эти курсы, отметил председатель Синодального отдела.

http://patriarchia.ru/db/text/5609780.ht...

Сербский преподобномученик диакон Аввакум (версия для печати)/Православие.Ru Сербский преподобномученик диакон Аввакум Православие.Ru , 4 июня 2004 г. Преподобномученик диакон Аввакум В «Житиях святых», принадлежащих перу известного сербского богослова и подвижника XX века преподобного Иустина Поповича мы находим следующие строки: «Церковь Божия, основанная на фундаменте апостолов и пророков и залитая кровью святых мучеников, разрослась как ветвистое дерево, покрывшее всю вселенную. С первого дня своего существования Церковь была, есть и будет мученической. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда явным и открытым, иногда скрытым и вероломным... Чем богоносней бывал народ, тем более дивные плоды приносил он в лице наилучших детей своих; и наоборот, чем больше плодов посылал народ в житницы Небесного Домовладыки в лице святых мучеников, тем богоносней и милей для Бога этот народ становился. И наш многострадалный народ сербский, посаженый как «дерево при потоках вод» (Пс. 1, 3), приносил изобильные плоды «во время свое». На протяжении веков он наполнял и наполняет небесные житницы многоценными плодами, которые ничем ни хуже приношений остальных христианских народов. Кровь христианских мучеников обильно лилась с того времени, когда сербский народ был просвещен Святым Крещением, и льется до сего дня. Целые стаи святых душ, когда-то большие, а когда-то меньшие, воспаряли в Небесную Сербию, убеленные кровью Агнца и своей. Их число было особенно великим во времена всенародного страдания, как мы говорим, во время пятивекового турецкого рабства, когда Бог предал сербский народ, ради его грехов, в руки агарян, с тем чтобы тело его подвергалось мучениям, а душа очистилась. В это время сербский народ словно многоценными дорогими камнями украсился великим сонмом мучеников и новомучеников ... Мало тех, которых мы знаем по имени, а еще меньше тех, чей мученический подвиг описан в сербском мартирологе. Один их этих последних, чьему подвигу мы смиреннно покланяемся и чью память радостно празднуем, есть святой преподобномученик диакон Аввакум, который мученически пострадал от турок во время восстания Хаджи-Продана в 1814 году, вместе с остальными новомучениками».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010