При чтении притчи Христа о двух сыновьях возникает вопрос, что заставляет одного из сыновей действовать наперекор своим желаниям? Ведь наверняка он спешил по своим делам, желал исполнить задуманное, когда отец вдруг обратился к нему с просьбой. Поэтому у него и вырвался резкий ответ: «Не хочу» (Мф. 21, 29). Неожиданные просьбы, нарушающие наши планы, всегда возникают так не вовремя, некстати. И первая реакция — отказаться, отмахнуться: только не сейчас, потом как-нибудь. Это «потом» можно много раз повторять, давая себе отсрочку до тех пор, пока за давностью делать уже ничего не придется. Но сын, сгоряча отказавший отцу, все же, изменив свои планы, пошел трудиться. Переломным моментом, в корне изменившим его решение, было покаяние. Об этом прямо сказано в притче: он пошел в виноградник после того как раскаялся (см. Мф. 21, 29). По словам преподобного Иустина Поповича, «в покаянии главное — покаянное расположение и дела этого расположения». Сын не просто осознал свою неправоту, то есть пришел в покаянное расположение, но пошел и сделал то, о чем просил отец, то есть на деле реализовал свое расположение. Покаяние — это реальное изменение человека, который не только понял, в чем был неправ, но и постарался исправить ситуацию. Как блудный сын, который встал и пошел к отцу просить прощения (см. Лк. 15, 17—20), а не остался киснуть в раздумьях о своем печальном положении. Ничто не остановило его в исполнении решения, которое он осознал как единственно правильное: ни стыд, который надо было претерпеть, ни насмешки рабов отца, ни даже их возможное презрение. Так же и распятый рядом с Господом благоразумный разбойник, если бы его сняли с креста, уже не вернулся бы к разбою, но пошел бы за Христом, стал бы Его апостолом. Ведь в те предсмертные минуты он понял, что смысл жизни заключается в том, чтобы быть с Богом, ибо в Боге человек обретает вечную жизнь, и ничто другое с этим сравниться не может. Иначе, если бы он по своему внутреннему устроению остался нераскаянным грешником (как другой разбойник, распятый слева от Христа), Господь не взял бы его в рай. Смысл покаяния заключается не только в признании своей неправоты и сожалении об этом, но и в решимости исправить ситуацию.

http://pravoslavie.ru/106279.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Продолжение краткого изложения современного православного учения о личности (ипостаси) Ответы на комментарии 30.03.2017 528 Время на чтение 11 минут Целью моей краткой статьи « Краткое изложение современного православного учения о личности (ипостаси) » было рассмотреть некоторые утверждения многоуважаемого митрополита Иерофея (Влахоса), показывающие кризис современного богословия, в первую очередь русского. Вот его высказывания: «Сегодня предпринимаются многочисленные анализы в отношении « личности человека » и, конечно же устанавливаются ее характеристики, которым являются самопознание, отличие и экстаз - (эротическая любовь)... Мнение, что человек является персоной, личностью восходит к русскому богослову Владимиру Лосскому... Действительно, Отцы делали анализ понятий лицо-ипостась в Троичном Боге, но они не говорили о человеке как личности . Но в святооотеческой традиции такое разделение между личностью и индививдуумом не существует .» ( http://apologet.spb.ru/ru/2832.html , статья: «Богословский кризис и случаи его в современной церковной жизни»). В качестве комментария приведу высказывания современного Святого Отца преподобного Иустина (Поповича). Книга Догматика православной Церкви. Экклесиология: «Это возрастание всякой человеческой личности в Церкви бывает от главы Церкви - Господа Христа» - стр.15, «...всей жизнью Церкви в целом и жизнью всякого члена Церкви в отдельности руководит и управляет Сам Господь, так что ничего не бывает без Него, но в то же время и без нашего труда, личного подвига и старания» - стр. 33, «...только в Церкви совершенным образом решена и проблема личности, и проблема общества; и только в Церкви реализована и совершенная личность, и совершенное общество. По сути, вне Церкви нет ни настоящей личности, ни настоящего общества» - стр.34. Как видно из цитат, не только современные богословы (и греческие, кстати, тоже - Христос Яннарас), но и современные Святые Отцы употребляют термин «человеческая личность».

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/31/...

Игорь Рысин Скачать epub pdf Осмысление догмата об Искупительной Жертве Иисуса Христа в творениях Ефрема Сирина Догматическое учение святого Ефрема Сирина не становилось предметом тщательного исследования ни в русском, ни в зарубежном богословии, – к такому предварительному выводу можно прийти после прочтения статьи « Ефрем Сирин » в Православной энциклопедии: к небольшому разделу, посвященному богословию сирийского Отца Церкви, не прилагается ни одного (!) источника литературы. Возможно, это объясняется тем, что, как пишут авторы раздела Н. Н. Селезнев и С. Брок, «Мысль Е.С. отвергает намеренную систематизацию, и даже систематическое изложение его богословия несет в себе опасность придания ей несвойственных форм» (Православная энциклопедия. Т. 19). Однако попытки описать догматическое учение святого Ефрема и в русском, и в зарубежном богословии все же предпринимались (краткая историография приводится, например, в книге прот. Г. В. Флоровского «Восточные Отцы Церкви», значительно более обширная – в книге Игнасио Ортиса де Урбины «Сирийская патрология»). В своей статье из зарубежных работ мы остановимся только на вышеупомянутой «Сирийской патрологии» и «Догматике» преподобного Иустина (Поповича) . Из отечественных исследований рассмотрим сначала труды по патрологии, затем труды по догматическому богословию, а именно приведенные в них в разделе о деле нашего спасения цитаты из творений святого Ефрема Сирина , и напоследок некоторые другие материалы по этому предмету. Заранее скажем, что в первую очередь нас интересует вопрос о том, есть ли в творениях святого Ефрема слова, ясно и недвусмысленно доказывающие истинность церковного учения об Искуплении, получившего в модернистских сочинениях название «юридической теории Искупления». Архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает, что «почти нет ни одного догматического предмета, которого не касался бы св. Ефрем» ( Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви, с. 119) и указывает свойство догматических творений святого: «Св. Ефрем не входит в намеренное рассмотрение оснований, на которых утверждается истина, а только указывает на эти основания при излиянии чувств и благоговейных мыслей» (Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви, с. 119). Непосредственно о раскрытии догмата об Искуплении Ефремом Сирином архиепископ Филарет ничего не пишет.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/do...

     Случайно увидел в сети ролик с интригующим названием: «Я не верю в Бога. Редкое интервью Брюса Ли». Никогда раньше не слышал о религиозных взглядах этого легендарного актера и бойца. В голове сразу промелькнули возможные варианты: китаец, конфуцианская философия, дзен, учение о дао, протест против западных ценностей… Но в действительности все оказалось намного проще и в то же время — намного интереснее. Ролик представлял из себя короткую аудиозапись телефонного разговора американского журналиста с Брюсом Ли, сделанную примерно за год до его смерти. О Боге и религии там было всего несколько фраз: — Если ты не захочешь отвечать — не отвечай. Какая у тебя религия? — Никакой. — Никакой… Ты веришь в Бога? Вот здесь и произнес Брюс Ли слова, которые были вынесены в заголовок интервью. Но прозвучали они в очень неожиданном контексте. Чувствовалось, что прямой вопрос застал Брюса врасплох. Подумав, он ответил: — Я в Него не верю, чтобы Он нашел меня. Что-то удивительно трогательное и по-детски чистое увиделось мне в этой противоречивой фразе. Как будто маленький мальчик спрятался от родителей в кустах рядом с домом и ждет, когда они, обеспокоенные его пропажей, отправятся на поиски. И вовсе не озорство или жестокость движут им, а наивное желание убедиться в том, что родители его действительно любят. Что они готовы бросить все свои взрослые дела, обыскать всю округу, лишь бы найти своего пропавшего сына. И если говорить о человеческом роде, то разве не оказались мы все в положении такого мальчика, одновременно – и прячущегося от Бога в свое неверие, и – надеющегося, что Бог нас обязательно найдет? Конечно, я не знаю, какой смысл вкладывал в эту фразу Брюс Ли. Возможно, он имел ввиду что-то совсем иное. Но сама мысль о том, что человек, считающий себя неверующим, все же верит в любовь Бога и надеется на встречу с Ним, показалась мне очень красивой и созвучной Евангелию. Ну а напоследок – слова преподобного Иустина (Поповича), которые звучат как прямой ответ всем ожидающим, что когда-нибудь Бог их найдет:

http://pravoslavie.ru/104641.html

По благословению Патриарха Сербского Иринея, владыка Милутин объявил о предстоящем обретении мощей святого Иустина. 10 апреля. ПРАВМИР. В Сербии состоится обретение мощей прп. Иустина (Поповича). В этом году исполняется 120 лет со дня рождения и 35 лет — со дня смерти богослова и проповедника, понесшего свой подвиг в безбожное коммунистическое время, преподобного Иустина (Поповича), — сообщает Православие.Ru По благословению Патриарха Сербского Иринея, владыка Милутин объявил о предстоящем обретении мощей святого Иустина, которое состоится 14 июня 2014 г. Затем мощи прп. Иустина будут перенесены в монастырский храм. О грядущем обретении мощей было объявлено на Праздник святого Благовещения — в день, когда в 1979 году отошел ко Господу преподобный Иустин, — в сербском монастыре Челие, где он подвизался и проповедовал своими богословскими трудами Христову веру, а также 31 год был духовником этого женского монастыря, епископом Вальевским Милутином в сослужении епископа Афанасия (Евтича) была совершена Божественная Литургия. По ее окончанию на могиле преподобного отслужили панихиду. Преподобный Иустин был канонизирован решением Архиерейского собора Сербской Православной Церкви 2 мая 2010 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 сентября, 2021 17 марта, 2021 18 февраля, 2021 18 января, 2021 19 ноября, 2020 5 ноября, 2020 14 мая, 2020 1 января, 2020 27 декабря, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/serbskaya-tserkov-obre...

15 тысяч паломников приняли участие в перенесении мощей преподобного Иустина Поповича 17 июня, 2014. Новостная служба Церковь, в которой будут находиться мощи святого, была выстроена в соответствии с его завещанием и по его собственным чертежам на средства, вырученные от продажи изданий его многочисленных книг, переведенных на десятки языков. 17 июня. ПРАВМИР. В числе 15 тысяч паломников, принявших участие в перенесении мощей преподобного Иустина Поповича, были Афонские монахи. Рака с мощами святого была торжественно установлена в новой церкви женского монастыря Челие в Сербии, — сообщает Путеводитель по Афону со ссылкой на пресс-службу Сербской Православной Церкви. По информации Сербской Православной Церкви, на торжества в Челийский монастырь, духовником которого Иустин (Попович) был более 30 лет, в прошедшие выходные приехали церковные делегации и простые верующие из России, Греции, Грузии, Румынии, Кипра, Швейцарии, Германии, Черногории, боснийской Республики Сербской, США и других стран, а также со Святой Горы Афон (делегацию возглавил проигумен монастыря Хиландар архимандрит Мефодий). Божественную литургию служил патриарх Сербский Ириней, которому сослужили 20 епископов – представители всех поместных Православных Церквей, а также большое число священнослужителей и диаконов. Церковь, в которой будут находиться мощи святого, была выстроена в соответствии с его завещанием и по его собственным чертежам на средства, вырученные от продажи изданий его многочисленных книг, переведенных на десятки языков. «Пораженный числом верующих и официальных лиц, съехавшихся по этому поводу в монастырь Челие, патриарх Сербский Ириней охарактеризовал перенесение мощей аввы Иустина как событие вселенского масштаба для Церкви», — отмечается в сообщении. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/15-tyisyach-palomnikov...

После войны святитель спас многие покинутые сербские монастыри от разрушения, посылая туда монахинь вместо замученных, заключенных. Он подвизался как архиерей и духовный наставник в Америке и скончался в Свято-Тихоновском монастыре в Южном Кэнане, штат Пенсильвания. Будущий святитель родился 23 декабря 1880 года в крестьянской семье в самом центре Сербии. Его родители всегда прекращали работу для ежедневной молитвы и соблюдали церковный постовой и богослужебный круг. С младенчества вскормленный этим небесным хлебом, святитель Николай впоследствии стал «новым Златоустом», известным и любимым повсюду в православном мире за свои проповеди, наставления и писания. Он стал монахом, затем иеромонахом, и впоследствии епископом Жичским в возрасте 39 лет. Во время Второй мировой войны принял страдания в концлагере в Дахау. После войны спас многие покинутые сербские монастыри от разрушения, посылая туда монахинь вместо замученных, заключенных или призванных на военную службу иноков. Он подвизался как архиерей и духовный наставник в Америке и скончался в Свято-Тихоновском монастыре в Южном Кэнане, штат Пенсильвания. Его мощи были перенесены в 1991 году в его родную деревню Лелич, чтобы почивать близ мощей преподобного Иустина (Поповича). По материалам сайта Православие.Ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 декабря, 2021 14 октября, 2021 26 октября, 2023 19 августа, 2023 5 мая, 2023 3 мая, 2023 19 августа, 2022 17 декабря, 2021 14 декабря, 2021 13 декабря, 2021 14 октября, 2021 26 октября, 2023 19 августа, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Протоиерей Валериан Кречетов поделился своим опытом общения со многими подвижниками благочестия нашего времени. В частности, священник рассказал, что в ограде храма Покрова Божией Матери в с. Акулово, многолетним настоятелем которого он является, похоронен епископ Стефан (Никитин), который отошел ко Господу после совершения Божественной литургии во время произнесения проповеди на амвоне перед прихожанами. Отец Валериан привел в пример слова известного сербского святого преподобного Иустина (Поповича): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». Также батюшка рассказал, как беседовал с группой обычных современных школьников, пришедших на экскурсию в храм, а также о том, какие удивительные отзывы дети написали об этой встрече. «Учитесь растить в себе любовь. Без подвига не спастись, но не ищите подвига, а смиренно несите тот крест, который Господь вам определил для вашего спасения», — заключил духовник. В.Ю. Малягин кратко рассказал собравшимся о личности святителя Николая Сербского, чьи творения являются кладезем духовной мудрости. Писатель отметил, что святитель Николай Сербский имел несколько высших образований, владел не одним иностранным языком и являлся одним из образованнейших людей своего времени. Также В.Ю. Малягин рассказал о двух современниках, с которыми имел живое личное общение, и книги о которых представил слушателям. Это епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) (+2010) и протоиерей Геннадий Огрызков (+1997) — священнослужители, которые своей жизнью и духовным наставлением явили пример подлинной жертвы Богу и ближним. В заключение мероприятия состоялась церемония вручения благодарственных писем от Издательского Совета организаторам проведения выставки-форума в Одинцовской епархии. В дар Одинцовской епархии от Издательского Совета были переданы книги, среди которых, в частности, представлены: Евангелие для детей, составленное В.Ю. Малягиным (издание, позволяющее с помощью современных технологий «оживить» картинки и познакомиться с аудиоверсией) и сборник «Серебряный луч», куда вошли работы финалистов детско-юношеского литературного конкурса имени И.С. Шмелева «Лето Господне».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5918188...

Из уст друзей я узнал, что владыка Афанасий (Евтич) посетил Санкт-Петербугскую духовную академию и очень порадовался за ребят. В связи с этим событием хочу поделиться своими воспоминаниями о приезде владыки Афанасия в Московскую духовную академию в 2010 году. С тех пор прошло уже 4 года, кое-что забылось, конечно, но многое врезалось глубоко в память. Преподобный Иустин (Попович) и будущий епископ Афанасий (Евтич)      Если святой Иустин (Попович) является духовным отцом владыки Афанасия, то святителя Николая Сербского можно именовать его духовным дедушкой Преосвященный Афанасий имел радость быть учеником святого Иустина Челийского (Поповича) и ныне очень ценит это. Владыка на сей день не является правящим архиереем. Заботы, связанные с устроением епархии, возложены на молодого епископа, сам же владыка обитает в монастыре, молится, да издаёт наследие своего духовного отца – преподобного Иустина. Издано уже около 27 томов из того огромного наследия, что оставил преподобный Иустин. Владыка Афанасий имел хороших учителей, ведь если святой Иустин является духовным отцом преосвященного Афанасия, то святителя Николая Сербского можно именовать его духовным дедушкой. Широко известный святитель Николай, который уже многим полюбился, был в некоторой мере учителем преподобного Иустина. Невозможно представить авву Иустина без духовной традиции святителя Николая, а владыку Афанасия без аввы Иустина. Каждый из них является не только признанным во всем православном мире учёным, но и доступным для малограмотных людей пастырем; уединенным молитвенником и активным деятелем, богословствующим схоластом и мистическим богословом; прозаичным философом и лиричным поэтом; блаженным счастливцем и великим страдальцем. Ранее, когда я читал труды владыки Афанасия, я не мог и подумать, что встречусь с этим уединенным богословом вживую. Я был безмерно рад, когда узнал, что владыка Афанасий приехал в Россию. В 2010 году он делал доклад в Москве о нравственности и православном вероучении, а затем, 19 ноября посетил Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. Сербский студент Александр защищал в этот день диссертацию на тему «Антропология преподобного Иустина Поповича». Эта защита отличалась от большинства наших сухих исследований тем, что Александр с неподдельным трепетом относился к имени и наследию святого Иустина. Владыка Афанасий был приглашён как внешний оппонент.

http://pravoslavie.ru/73879.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иустин Сербский (Попович), прп. - житие ИУСТИН (ПОПОВИЧ), ПРП. (1894-1979) Наиболее яркая и величественная фигура, появившаяся на сербско-русском духовно-культурном горизонте - это фигура выдающегося сербского богослова и философа, архимандрита Иустина (Поповича), прославленного Сербской Православной Церковью в 1993 году Прп. Иустин (Попович) родился 6 апреля 1894 года в мест. Врание (Сербия). Учился в России, Греции и на Западе. Защитил диссертацию в Афинах о преподобном Макарие (1929). Профессор догматического богословия в Белграде. Автор многочисленных духовных произведений. Скончался 7 апреля 1979 года в мест. Селие (Югославия). Канонизирован Сербской Православной Церковью. Об этом выдающемся человеке, одном из преданных деятелей вселенского Православия, епископ Банатский Амфилохий (Радович) так сказал (выделяя наряду с преп. Иустином и таких великих подвижников нового времени, как владыку Петра II Негоша и владыку Николая (Велимировича), пустынножителей Цетиньского и Орхидского): «Исключительность и неповторимость этой богомудрой троицы состоит преимущественно в том, что каждый из них, по-своему, соединил в себе философа, богослова и поэта. Такой сплав – редчайший, но и самый благоуханный цветок, что приносит земля. Соединить в себе философа, богослова и поэта – значит осознать глубину бытия и твари, опытно встретиться с Тайной, на которой почивают все существа и вещи, и к чьей полноте стремятся; перелить это знание и этот опыт в самое образцовое, самое красивое человеческое слово – поэтическое. «Философские пропасти» — это неоспоримое доказательство наличия этого тройственного соединения в вулканической и богопламенной душе и христолюбивом сердце отца Иустина». Сказано сколь точно, столь и великолепно. В современных учебниках и энциклопедиях по философии отсутствует имя преп. Иустина. Но именно ему удалось раскрыть философские глубины бытийной проблематики, обналичить коренные, исконные запросы человеческого духа о смысле и назначении человеческой жизни, о Тайне Бытия. Поражает также проникновенное отношение к русской культуре, понимание ее смысла и значения.

http://pravicon.com/info-2617

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010