Родившийся 15 ноября 1955 года, Виктор Егорович Рыжко прожил неполных 67 лет! Для такого воина, как Рыжко, это самый расцвет, самая зрелость, самая мощь! И в эту Войну 2022 года он ушёл от нас во время боя, то есть во время съёмок очередной серии своего последнего фильма. На рабочем столе его всегда были книги двух Сербских Златоустов – Святителя Николая (Велимировича) и Преподобного Иустина (Поповича). Фильм о Достоевском «Возвращение пророка» мистически связан с Преподобным Иустином, защитившим богословскую диссертацию, посвящённую великому Русскому пророку, Фёдору Михайловичу Достоевскому. В дневниках Рыжко мы находим выписанные цитаты и изречения любимых людей: «Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке», – святой благоверный князь Александр Невский. Георгий Константинович Жуков – Константину Константиновичу Рокоссовскому: «Мы их освободили, и они нам этого никогда не простят». «Ты настолько Русский, насколько ты Православный, и настолько Православный, насколько ты монархист», – Ф. М. Достоевский. «Верная служба Родине ценнее в дни Её падения, чем в дни Её величия», – Царь-Мученик Николай II. «Самый опасный враг — это не колонизатор и оккупант, а слабоумный соотечественник, прикормленный оккупантом», – Махатма Ганди. «Мечты должны быть либо безумными, либо нереальными, иначе это просто планы на завтра». Вот и я, подобно герою «Белых ночей» Достоевского, стану мечтать о том времени, когда фильмы Виктора Егоровича Рыжко и его великую Судьбу будут изучать в школьных программах наряду с лучшими фильмами Артавазда Пелешяна, Романа Кармена, Бориса Карпова и многих других классиков Великого Русского-Советского кинематографа. А ещё я верю, верю, Господи, что, по святым молитвам к Царственным Мученикам, верный соратник, светлая другиня, супруга благоверная – Елена Рыжко завершит его великий труд, и мы увидим вершину-венец Пути Виктора Егоровича Рыжко – фильм «Тайну Цареву храни»! Я верю, верую в это так же, как верую в нашу Святую Победу! Лина Мкртчян , русская певица, 4 июля Великой Отечественной Войны 2022 года

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/04/po...

Я никогда не пойду на это, никакой ценой! " Епископ Артемий родился 15 января 1935 года в Леличе близ Валева. По благословению архимандрита Иустина (Поповича) поступил в Православную семинарию Святого Саввы в Белграде. В 1960 году поступил на Православный богословский факультет Белградского университета. 20 ноября того же года в монастыре Челие архимандритом Иустином (Поповичем) был пострижен в монашество. В 1964 году, по окончании богословского факультета, рукоположён в сан иеродиакона епископом Шабацко-Валевским Иоанном (Велимировичем) и направлен в монастырь Крка преподавателем вновь открытой семинарии Трёх Святителей. В этом монастыре епископом Далматинским Стефаном (Боцей) рукоположён в сан иеромонаха. В 1968 году он поехал для прохождения аспирантуры сначала в Париж, затем поступил на богословский факультет Афинского университета, который окончил, защитив докторскую диссертацию на тему «Тайна спасения по святому Максиму Исповеднику». В 1977 году назначен профессором семинарии святых Кирилла и Мефодия в Призрене. С 1978 года подвизался в монастыре преподобного Иоанникия Девичского на Чёрной Реке. В мае 1991 года Архиерейским собором Сербского патриархата избран епископом Рашско-Призренским и Косовско-Метохийским. 23 июня того же года в Печском патриаршем монастыре состоялась его епископская хиротония. 4 мая 2010 года Архиерейский собор Сербского патриархата большинством голосов почислил епископа Артемия на покой, формально заподозрив его в финансовых злоупотреблениях. Решения собора Артемий не признал, и 19 ноября на следующем Архиерейском соборе был лишён сана. Сторонники епископа Артемия быстро распространились по территории Сербии, и его юрисдикция стала крупнейшей " альтернативной " православной юрисдикцией в стране. К середине 2013 года под омофором епископа Артемия действовали несколько храмов, всего под юрисдикцией епископа Артемия находятся более трёх десятков священников. 28 мая 2015 года Архиерейский собор Сербского патриархата предъявил Артемию ультиматум о покаянии и возвращении в лоно канонической церкви, в противном случае пригрозив усилить канонические прещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/23/ne...

В отличие от него арнаут - плохой земледелец. Он горец, кочевник, а пахарь - лишь поневоле. Когда у него кончается хлеб, он выходит на большую дорогу " . Еще 25000 сербов проживают сегодня в Косовском Поморавье. Это американский сектор, самая восточная часть Косова. Гогочущие негры распивают кока-колу и сплевывают жвачку на развалинах православных храмов. Юркие картавые выходцы с Брайтона (зачисляемые в оккупационные войска за знание русского языка, который, как известно даже американцам, похож на сербский) убеждают православных славян жить в дружбе с албанцами. В этом им активно помогают сотрудники российского консульства в Приштине, глава которого, грассирующий московский комсомолец Сергей Баздникин, хорошо знаком автору этих строк еще со студенческих времен. Американцы выбрали себе восточную часть еще и потому, что она непосредственно граничит с районами Прешева и Буяновца, находящимися за пределами Косова, но также в значительной степени заселенными албанцами (есть албанское население и в Черногории, в общинах Плав и Гусине, на побережье, особенно возле Улциня, и в некоторых других местах). Два года назад сербские силы безопасности и полиция разгромили возглавляемую американскими инструкторами " Армию освобождения Прешева и Буяновца " . Однако янки, и опекаемые ими бандиты, и наркоторговцы не оставляют попыток дестабилизировать ситуацию на юго-востоке Сербии. От Прешева и Буяновца рукой подать до Враня, родины преподобного Иустина Поповича и святого Прохора Пчиньского. Мировая закулиса своим пархатым нутром чует, что для окончательной победы над славянами и полного захвата этих территорий необходимо уничтожить главные святыни, историческую и национальную память сербов, и, подобно бешеной собаке, рвется к самым священным для православных местам. И все же, несмотря на густое кольцо врагов и изменнические кордоны " миротворцев " , регулярно пропускающие по ночам в славянские села шиптарских убийц, сербские анклавы в англо-американской зоне оккупации, где сосредоточена большая часть славянского населения края, оказавшегося за пределами Северного Космета, продолжает жить своей нелегкой, полной героических будней жизнью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Другими словами, если оставить Евангелие, а остальное убрать, это и будет как раз то, к чему в конце концов придет человечество. Последнее слово науки – это первое слово Библии. – Отец Валериан, вы часто приводите цитаты сербского преподобного Иустина (Поповича) о том, что любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку – это самообман. Получается, высшая христианская добродетель любви напрямую связана с верой? – Конечно. От человека – подвиг веры, от Бога – дар любви. На самом деле, духовная жизнь требует подвига. Старец Сергий (Орлов) говорил: «Для спасения нужен подвиг. А без подвига не спастись». – А как веру укрепить? В детях, в себе? – Во-первых, нужно молиться, чтобы Господь укрепил веру. Отец мой, который прошел и тюрьму, и войну, говорил мне: «Веру нужно укреплять». Я получил эту заповедь от своего отца, когда ему было 80 с лишним лет. Нужно говорить с детьми, рассказывать – что-то все-таки у них остается, что-то с ними происходит. Дети есть дети. – Отец Валериан, в январе 2019 года исполнилось 50 лет вашего служения в сане священника. Какой самый главный вывод можно сделать по итогам минувших 50 лет? – За минувшие 50 лет произошло то, что невозможно было себе представить. Вера стала открытой – она ведь была гонимой в наше время. Помню свой разговор со старцем Сергием (Орловым) около 45 лет назад. Говорю: «Батюшка, скоро конец, наверное». А он отвечает: «Кто его знает, может, сто лет еще… У Бога столько средств – может вот так все перевернуть». Протоиерей Валериан Кречетов      То, что произошло, – это, конечно, чудо. Я 51-й год служу в Акулово, и не мог представить себе, что там, где когда-то в древности был храм и кое-как сохранялось это место за счет колодца, где была маленькая часовенка, теперь стоит церковь Святых новомучеников и исповедников Российских с приделами преподобного Серафима и святого апостола Иоанна Богослова. То, что произошло, – это чудо, данное для укрепления веры, по молитвам новомучеников и исповедников Российских. Господь целую страну повернул – вещи невероятные! Раньше мы тайком ходили в церковь, прорывались, отпрашивались, до службы я забегал… А сейчас – пожалуйста. И некоторые не понимают, насколько это ценно, что все свершилось милостью Божией.

http://pravoslavie.ru/126614.html

– Застрелили его. Есть свидетельства, что сам человек так не может застрелиться. Конечно, когда человек удаляется от Бога, он начинает мертветь. Сербский святитель Иустин (Попович) размышляет: «Здание европейской культуры, построенное без Христа, должно разрушиться очень быстро, пасть. Это проникновенно предвидел Достоевский за сто лет до нашего времени, а также и печальный Гоголь более века тому назад… Ведь на наших глазах сбываются эти предсказания славянских пророков. Десять столетий строится европейская вавилонская башня, и вот пришла наша участь – лицезреть эту жуткую картину: мы видим, как построен огромный ноль. Наступило общее замешательство: один человек не понимает другого, душа не разумеет душу, один народ утратил здравое отношение к другому. Восстал человек на человека, царство на царство, народ на народ и даже континент на континент» (Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Толкование на Евангелие от Матфея. С. 508.). Беседа отца Валериана с детьми      – У нас, в России, разве не та же культура без Христа? – Ну мы же не на другой планете живем. С кем поведешься, от того и наберешься. Тем более что они лезут, навязывают эту культуру. Воспитание, знаете, в чем заключается? То, что пытаются воспитывать, накладывается на то, что есть. Как хорошо сказал отец Димитрий Смирнов, воспитание – это процентов 10, а 90 – свое. Это личный выбор. Когда что-то преподается, если есть какая-та база у того, кто учится, то воспитание умножает знания. Если там ноль, воспитание бесполезно. Но если там протест, воспитание увеличивает глубину отрицания. Мы все от одного Адама. И все наши страсти – во всех народах одинаковые. Везде есть и апостолы, и иуды, понимаете? – Но все наши СМИ охотно рассказывают о недостатках Запада. И тут же показывают программы, которые отупляют, развращают население. – Однажды одного из руководителей телевидения спросили: зачем вы это показываете? «А вы, – говорит, – не смотрите». Но, простите, если вам будут присылать только отравленные продукты, чем вы будете питаться? Хорошо тем, кто питается своими, а остальные? А у некоторых ни своих продуктов, ни воли просто нет. Вот у нас решили построить храм. Знаете, какую землю нам отвели? Помойную канаву – для строительства храма. Больше не нашлось места. Говорят, собак негде выгуливать.

http://pravoslavie.ru/111285.html

1 . Идею Богочеловечества. 2 . Идею всеединства во Христе. 3 . Идею целостного знания во Христе. 4 . Критику дехристианизированной западной культуры. 5 . Идею Церковности 2 . Современная церковно-историческая наука знает Поповича – ревнителя ортодоксии, забывая о том, что именно он – единственный православный мыслитель, решившийся ввести дискуссионные, незнакомые отеческому любомудрию понятия «всеединство», «Богочеловечество» в курс догматического богословия 3 . Причем ключевые понятия Владимира Соловьева в контексте патристически ориентированной системы воспринимаются не как инородные тела. Богословие прп. Иустина (Поповича) действительно является богословием всеединства и Богочеловечества. Что же мешает преодолеть стереотипное восприятие наследия преподобного? Прежде всего, мифологизация его образа. В современной иустинологии все разнообразие жизненного и творческого поведения святого сводится исключительно к охранительному аспекту, что, в свою очередь, связано с отсутствием систематического описания его мысли. На первый взгляд, все основные идеи Поповича собраны в его opus magnum «Догматика Православной Церкви» («Православная философия истины»). На самом деле «Православная философия» – только часть системы или система в системе. Мысль аввы Иустина развивается не линейно, как, например, в случае Булгакова или Бальтазара, но преимущественно спиралеобразно. Различные варианты системы мы встречаем в таких трудах, как «Философия и религия Достоевского», «Святосаввье как философия жизни», «Православная Церковь и экуменизм». Благодаря подобному «вечному возвращению» ключевые интуиции Поповича на каждом новом витке не просто повторяются, но и наполняются новым содержанием. Соответственно, исследователь, пытающийся описать учение прп. Иустина на основании только одного из вариантов системы, неизбежно упрощает его мысль. Так, например, нельзя назвать удачным опыт реконструкции иеромонаха Нектария (Радовановича), обратившегося в статье «По страницам богословских трудов архимандрита Иустина (Поповича) » только к «Догматике», а точнее, к ее отдельным положениям 4 . В результате подобного сокращения учение преподобного лишилось столь необходимых и оригинальных (в данном контексте) элементов, как учение о логосах и всеединстве. Внимание отца Нектария сосредоточено на традиционном в наследии прп. Иустина, в то время как оригинальное и своеобразное не стало предметом авторской рефлексии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вскоре после пострига по благословению Митрополита Сербского Димитрия (впоследствии Святейший Патриарх Сербский) отец Иустин отправился в Петербург, где поступил в Духовную академию. За время обучения в академии отец Иустин хорошо узнал и горячо полюбил православную Россию. Здесь он приобрел обширные богословские знания. Здесь возрастал духовно, знакомясь с русскими святынями и творениями святых. С того времени и на всю жизнь у отца Иустина сохранилась глубокая любовь к Преподобному Сергию Радонежскому и другим русским святым; особая духовная, молитвенная близость соединяла отца Иустина с преподобным Серафимом Саровским. Уже тогда отец Иустин понял, что душа народа, его дух сокрыты в подвиге святых, ибо истинное Православие — это и есть стяжание Духа Святого. В июне 1916 года отец Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет. Он учился здесь до 1919 года, затем возвратился на родину. В том же году отправился в Афины, где до 1921 года работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому», которую успешно защитил в 1926 году в Афинах (часть диссертации была впоследствии издана в журнале «Богословие, правда и жизнь», Афины, 1962. С. 153-175). Все эти годы укреплялся молитвенный подвиг отца Иустина, о чем свидетельствуют его духовные размышления: «Сколько лет должен человек вносить в тесто существа своего благоухание Неба, сколько лет должен переделывать себя евангельскими добродетелями! Из пещеры тела своего зрю Тебя, Господи, и гляжу, и никак не могу увидеть вполне. А знаю, чувствую и знаю, что Ты единственный Зодчий, Господи, Который может построить вечный дом души моей. Каменщики же суть молитва, слезы, пост, любовь, смирение, кротость, терпение, надежда, сострадание…» С 1921 года отец Иустин преподает в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию. В 1922 году он был рукоположен во иеромонаха и с того времени стал духовным отцом многих пасомых. В 1930 году Священный Синод Сербской Православной Церкви назначил отца Иустина помощником епископа Битольского Иосифа. Совместной задачей Владыки Иосифа и его помощника стала организация православных приходов в Чехословакии, особенно в области Прешова и так называемой Карпатороссии, где в то время началось возвращение униатов в лоно Православия.

http://pravmir.ru/po-stranicam-bogoslovs...

Вскоре после пострига по благословению Митрополита Сербского Димитрия (впоследствии Святейший Патриарх Сербский) отец Иустин отправился в Петербург, где поступил в Духовную академию. За время обучения в академии отец Иустин хорошо узнал и горячо полюбил православную Россию. Здесь он приобрел обширные богословские знания. Здесь возрастал духовно, знакомясь с русскими святынями и творениями святых. С того времени и на всю жизнь у отца Иустина сохранилась глубокая любовь к Преподобному Сергию Радонежскому и другим русским святым; особая духовная, молитвенная близость соединяла отца Иустина с преподобным Серафимом Саровским . Уже тогда отец Иустин понял, что душа народа, его дух сокрыты в подвиге святых, ибо истинное Православие – это и есть стяжание Духа Святого. В июне 1916 года отец Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет. Он учился здесь до 1919 года, затем возвратился на родину. В том же году отправился в Афины, где до 1921 года работал над докторской диссертацией “Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому ”, которую успешно защитил в 1926 году в Афинах (часть диссертации была впоследствии издана в журнале “Богословие, правда и жизнь”, Афины, 1962. С. 153–175). Все эти годы укреплялся молитвенный подвиг отца Иустина, о чем свидетельствуют его духовные размышления: “Сколько лет должен человек вносить в тесто существа своего благоухание Неба, сколько лет должен переделывать себя евангельскими добродетелями! Из пещеры тела своего зрю Тебя, Господи, и гляжу, и никак не могу увидеть вполне. А знаю, чувствую и знаю, что Ты единственный Зодчий, Господи, Который может построить вечный дом души моей. Каменщики же суть молитва , слезы, пост, любовь, смирение, кротость, терпение, надежда, сострадание…” С 1921 года отец Иустин преподает в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию. В 1922 году он был рукоположен во иеромонаха и с того времени стал духовным отцом многих пасомых. В 1930 году Священный Синод Сербской Православной Церкви назначил отца Иустина помощником епископа Битольского Иосифа. Совместной задачей Владыки Иосифа и его помощника стала организация православных приходов в Чехословакии, особенно в области Прешова и так называемой Карпатороссии, где в то время началось возвращение униатов в лоно Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

А 25 мая 2015 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви отлучил монаха Артемия от Церкви. В начале этой истории, потрясшей весь православный мир, архипастырь дал интервью «Русской народной линии». Владыка тогда поблагодарил РНЛ за «то внимание, которое она оказывает происходящему в Сербской Православной Церкви и особенно событиям на Косово и Метохии». Архипастырь также высказался о причинах гонений на него: «Так называемый финансовый вопрос, который преподносится в качестве повода или причины моего снятия, ничем не подтвержден, - ни гражданским расследованием, ни показаниями свидетелей, которые были выслушаны по этому делу. Напротив, эти слушания показали, что такого рода обвинения просто необоснованны и являются обычной клеветой, а не истиной. Но мы сейчас ничего не можем сделать, остаётся только ожидать, что все кончится так, как кончится. Думаю, что на решение повлияла моя позиция в вопросе борьбы за сохранение Косова и Метохии, выживания нашего народа на этой нашей святой земле, нашей колыбели духовности». Примечательно, что на днях один за другим скончались основные участники событий десятилетней давности: 30 октября - митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , 20 ноября - Патриарх Сербский Ириней , а на следующий день, 21 ноября, - бывший епископ Рашко-Призренский Артемий. Архипастырь был одним из самых известных учеников преподобного Иустина (Поповича). 20 ноября 1960 года преподобный Иустин постриг Марко Радосавлевича в монашество с именем Артемий в честь великомученика Артемия. Через полвека судьбы их вновь пересеклись. 29 апреля 2010 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви канонизировал архимандрита Иустина (Поповича). А через пять дней после этого знаменательного события, 4 мая 2010 года, Собор большинством голосов принял решение о почислении епископа Артемия на покой. По свидетельству отца Жарко Гавриловича, преподобный Иустин однажды предсказал: «Малый, малый, такой малый, но будут у тебя большие муки от своих школьных друзей». Митрополит Амфилохий, епископ Афанасий, епископ Бачский Ириней (Булович) наряду с бывшим епископом Артемием были любимыми учениками прп. аввы Иустина.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/23/ne...

Достаточно высоко оценил дебют отца Иустина – книгу «Философия и религия Достоевского» – Лев Зандер. В своей рецензии он отметил, что труд Поповича «является не только глубоким анализом религиозного творчества Достоевского, но и прекрасным «Введением в православное миросозерцание " » 5 . При этом рецензент указал и на недостатки работы: «Систему о. Поповича можно назвать радикальным дуалистическим трансцендентизмом. Бог и дьявол предстоят ему в такой силе святости и ужаса, что природа, тварь, человек остаются совершенно подавленными, незаметными, ничтожными. Теология и демонология делают ненужными антропологию и биологию… имея своей единственной и исключительной точкой опоры Богочеловека Христа-Бога, о. Попович забывает о твари, о ее святости, о ее пределе – который и явлен людям в образе Богорождающей природы – в лице Приснодевы Марии. Говоря языком философии, в его системе совершенно отсутствует учение о природе, натурфилософия: для богослова же в его системе нет места для Мариологии» 6 . Возможно, в дальнейшем преподобный Иустин учел критику Зандера, поскольку для его учения как целого характерно иное, куда более просветленное, восприятие твари: «Евангелие непрестанно пишется. Каждая тварь как логосное творение непрестанно пишет Евангелие Слова – Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый цветок, каждая травинка, каждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек – Богообразное, Христообразное существо» 7 . Действительно, система всеединства, предлагаемая преподобным, не допускает возможность существования автономной тварной природы: «На самом деле суть самой видимой природы – сверхъестественна; сверхъестественность – это душа естественного, душа природы… Естественное сверхъестественно и сверхъестественное естественно для безгрешного» 8 . Порой отец Иустин вовсе отказывает твари в возможности обладать собственным содержанием. В ней «нет ничего конечного, ничего собственно своего, все таинственно и бесконечно» 9 . Но в целом он не столь радикален. Тварное наделено определенной степенью самостоятельности. Подчеркивая асимметрию в соотношении сверхъестественного и естественного («человек на девяносто девять процентов с неба и лишь на один процент от земли» 10 ) или отказывая твари в самостоятельном содержании, отец Иустин не ничтожит ее как пустоту, а величит как вместилище Божества. Посему и наблюдение Льва Зандера, возможно и актуальное для «Философии и религии Достоевского», теряет свою актуальность в контексте всего учения прп. Иустина.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010