Получив вольную у Шереметевых, он 26 мая 1822 г. был определен послушником Кривоезерской пуст. и 18 февр. 1823 г., в 1-ю субботу Великого поста, пострижен в рясофор. 25 дек. того же года, в праздник Рождества Христова, удостоился пострига в мантию с именем Никон (в честь Киево-Печерского прп. Никона Сухого). Его духовником в то время был игум. Феодосий (Крюков). Для Н. игум. Феодосий навсегда остался примером настоятеля обители, к-рому он старался подражать. Игумен хорошо знал древние знаменные распевы, пел на клиросе; он ввел в мон-ре общежительный устав, построил каменный храм с 2 приделами; при новом настоятеле число братии увеличилось до 100 чел. После его кончины в 1827 г. мон. Никон записал в дневнике: «Преставился достопамятный игумен Феодосий, ревностный пастырь, много попекшийся о благосостоянии обители и о устроении оныя и братии» (Там же. Л. 51 об.). 31 авг. 1824 г. мон. Никон был рукоположен во диакона. В качестве послушания игумен благословил молодого иеродиакона совершать богослужения в приписной Надеевской Никольской пуст., находившейся на расстоянии 90 верст от мон-ря. Великим постом, когда в лесу еще лежал глубокий снег, монах пошел из мон-ря в пустынь в кожаных ветхих и весьма тесных сапогах (другие он попросить в мон-ре не решился). Уже в начале пути иеродиак. Никон в кровь стер ноги и решил взять у своего спутника иером. Павла благословение идти босым. Тот после долгого размышления дал согласие. Чудесным образом Н. избежал обморожения. Его духовником в Надеевской пуст. стал прп. Тимон (Фёдоров) , ученик прп. Серафима Саровского. 9 мая 1828 г. еп. Костромской и Галичский Самуил (Запольский) рукоположил мон. Никона во иерея. В 1829 г. новый игум. Кривоезерского мон-ря Макарий благословил его на постоянное жительство в Надеевской пуст. Здесь на средства родственников иером. Никон построил себе келью. Вскоре он был назначен строителем пустыни и оставался им на протяжении 8 лет. В Надеевской обители иером. Никон построил каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, колокольню и др. здания; «украсил храмы иконами своих трудов, много приобрел... священной утвари и ризницы и, вообще, после старца Тимона, много послужил к внутреннему и внешнему благоустройству этой обители» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 306-307). Однако в период настоятельства иером. Никона резко ухудшились его отношения со старцем Тимоном, к-рый добивался независимости Надеевской пуст. от Кривоезерского мон-ря. Ситуацию усугубил случай с келейником, о к-ром подвижнику было тяжело вспоминать даже в конце жизни. Пользуясь излишней доверчивостью иером. Никона, его келейник от имени настоятеля собрал значительную сумму денег у родных и знакомых Никона и скрылся из обители. После этого происшествия иером. Никон передал настоятельские обязанности старцу Тимону и стал жить уединенно.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

После чудного видения прошло несколько времени, как Угличский князь Андрей Васильевич просит преп. Макария отпустить к нему Паисия в Углич, для основания обители. Преподобный рад был доброму желанию князя и отпустил ученика. Паисий поселился в хижине, на левом берегу р. Волги, в 3 верстах от Углича и на первый раз построил из дерева храм Богоявления с несколькими кельями. – К Паисию собралось 10 братий, – и он ввёл строгое общежитие. Разлив реки разрушил недавние постройки, и труженик Божий поставил на другом месте, в 3 верстах от Углича, кельи и храм Покрова Богоматери. По настоянию князя, подвижник принял сан игумена. Благочестивый князь щедро подавал пособия для новой обители. В грамоте 1476 г. писал он: «я князь Андрей Васильевич жалую Покровского игумена Паисия или кто по нём будет, – дозволяю Покрову Пресв. Богородицы на сей стороне Волги, на берегу, от Рождественского оврага строить слободу, и кого призовут в эту слободу на житье из иных княжений, а не из моей отчины, те свободны от моих податей на 20 лет» 48 . В 1479 г. по желанию и с пособиями набожного князя Паисий начал строить каменный храм, и в 1482 г. новый храм освящён был в честь Покрова Богоматери 49 . Со стороны князя это был памятник благодарности Богу за рождение двух сыновей Димитрия и Иоанна, которых принимал от купели преп. Паисий 50 . Князь любил и уважал Паисия. «В дом Пречистой, Покрову её, и игумену Паисию» грамотой отдал он «на городище монастырь Николая» с 10 деревнями и земли, выкупленные «у Воскресенского архимандрита Нафанаила» с 11 деревнями 51 . – Но ни уважение князя, ни сан игумена не ослабляли подвижнической строгости в Паисии. Он сам копал землю, носил воду и в жестокие морозы ходил в одной власянице. Светская ветреность смеялась над трудолюбивым старцем, но к своему вреду. Раз молодой боярин ехал мимо обители и, увидав старца, заступом копающего землю, посмеялся над ним; но вдруг лошадь сбросила его с себя, и он упал без чувств; блаженный Паисий привёл его в чувство и кротко сказал: «не осуждай иноков». Печальная участь любимого князя Андрея, скончавшегося в темнице (в 1493 г.), и детей его, сосланных в заточение, только оживила в душе преподобного мысль, что в Царствие Божие входят путём скорбей многих. Преподобный просил в. князя за невинных детей, но это не облегчило участи их. – В скорбях времени и глубокой старости передал он управление обителью ученику своему Геннадию, после которого был и ещё, при жизни преподобного основателя, игумен Иона 52 . Преподобный продолжал подвиги молитвы. Немощи старости не удерживали его от участия в молитвах храма; каждый воскресный день и каждый праздник сам он совершал литургию и в глубокой старости. Когда же наконец ноги отказались служить, ослабленные дряхлостью и подвигами, он сидя совершал келейное правило. Преподобный почил от трудов на 107 году своей жизни, июня 6-го 1504 г. 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Праздничные З. м. наиболее часто встречаются в древнейших рукописях. Они имеются во мн. известных греч. Евхологиях позднее XII в., в частности: в рукописях из б-ки Ватикана Vat. Barber. gr. 336, кон. VIII в. (см. Барберини Евхологий ), и Vat. gr. 1833, X в. (см.: Jacob. 1966); в Евхологиях X в. из б-ки мон-ря Гроттаферрата Crypt. Γ. β. IV, VII, X; в Евхологиях XI в. из б-ки Синайского мон-ря Sinait. gr. 958, 959, 961, 962 и др. В Евхологии РНБ. Греч. 226, X в. (см. Порфирия Евхологий ) содержится 28 праздничных З. м., среди них 3 З. м. на Успение Пресв. Богородицы, 2 - на Рождество Христово, 2 - на Богоявление, З. м. на каждое из воскресений Великого поста, на Пасху, Антипасху, Вознесение Господне, Пятидесятницу, Сретение Господне и др. праздники ( Jacob. 1972). Греч. рукописи, сохранившие праздничные З. м., как правило, появились на периферии византийского мира; в рукописях к-польского происхождения праздничных З. м. нет, исключение составляет знаменитый к-польский Евхологий Paris. Coisl. 213, 1027 г. (см. Стратигия Евхологий ), содержащий неск. таких молитв. С течением времени праздничные З. м. встречаются в рукописях все реже и постепенно выходят из употребления; к XV в. они оставались известны лишь среди греков Юж. Италии, причем в нек-рых поздних итало-греч. манускриптах отмечен широкий набор праздничных З. м. Такое разнообразие может свидетельствовать о том, что З. м. составлялись в рамках этой локальной традиции до XV-XVI вв. Большинство праздничных З. м. сохранилось в единичных списках, лишь нек-рые (в первую очередь З. м. на Пасху) известны сразу по мн. рукописям. С повсеместным распространением печатных изданий богослужебных книг чтение праздничных З. м. окончательно вышло из практики. В XX в. нек-рые исследователи истории богослужения призывали возродить традицию использования праздничных З. м., но она была воспринята только отдельными общинами. Наряду с греч. оригиналами праздничные З. м. сохранились в груз. и слав. рукописях. В частности, среди слав. Служебников праздничные З.

http://pravenc.ru/text/заамвонная ...

При обители периодически действовали испосницы Пресв. Богородицы, св. прор. Илии (XV-XVI вв.), 4 испосницы св. Гавриила Лесновского (в одной из них, испоснице Облов-Врв, были обретены его мощи), арх. Михаила (XIV в.) и скиты - Вознесенский, св. бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Димитрия. Лит.: В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 169-173; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683. г. Београд, 1984. С. 123-127; М. Enuckonuje и мumponoлuje Српске цркве у веку. Београд, 1985. С. 123-127; Српски jepapcu. С. 20, 224, 240, 497; Поп-Атанасов Велев И., М. Скрипторски центри во средновековна Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 145-170. Н. В. Радосавлевич Архитектура и росписи Ц. архангелов Михаила и Гавриила относится к крестово-купольному типу, сложена из тесаного камня (1341). Трехчастный алтарь оканчивается полуциркульной внутрицентральной апсидой, которая снаружи имеет 6-гранную форму; 2 боковые апсиды полукруглые, соответствуют диаконнику и жертвеннику. Купол опирается на 4 столба. В 1349 г. к наосу был пристроен притвор с куполом, в 1558 г. еще один притвор с 2-скатной крышей. Росписи наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила, вероятно, были начаты в 1341 и закончены в 1346/48 гг. (годы, когда Йован Оливер носил титул севастократора); росписи притвора датируются 1349 г. Христос Пантократор. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Христос Пантократор. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Христос Архиерей. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В скуфье купола храма помещен образ Христа Пантократора. Медальон, внутри к-рого находится оплечное изображение Христа, окружен лучистым сиянием, напоминая об образе Христа «Солнца Правды», который используется в песнопениях (тропарях) праздников Рождества Христова и Сретения. Медальон с изображением Христа несут, поднимая вверх, 8 ангелов. Ниже расположена композиция «Небесная литургия»: 10 ангелов в диаконских одеждах с богослужебными сосудами, тканями и свечами в руках образуют процессию, в которой также участвуют другие небесные силы: серафимы, тетраморфы и престолы.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Св. источник в Кичевском мон-ре. Фотография. 2012 г. Св. источник в Кичевском мон-ре. Фотография. 2012 г. К. м. был духовным центром Зап. Македонии; на проходивших соборах во время престольных праздников - Рождества и Успения Пресв. Богородицы - обычно объявляли помолвки. На рубеже XIX и ХХ вв. игумен обители считался кумом (крестным отцом) всех местных жителей. По традиции, родители тяжело больных детей давали обет, что по выздоровлении их ребенок некоторое время будет жить в монастыре и учиться в монастырской школе. Поэтому в обители «по обету» обычно жили неск. детей в возрасте 10-15 лет. Мон-рь играл важную экономическую роль в регионе, оказывал помощь населению при неурожаях и природных бедствиях. В 1868 г. в К. м. проживали 6 монахов, в 1896 г.- 7 ( Снегаров. 1932. С. 449). В мон-ре укрывались участники восстаний, а во время первой и второй мировых войн размещался госпиталь. В 1936-1937 гг. сюда переселились ок. 30 монахинь, эмигрировавших из России после революции во главе со схиигум. Марией (Дохторовой). В 1945 г. из-за давления СССР на власти Югославии схиигум. Мария и большинство сестер были вынуждены переселиться в мон-рь св. Петки близ Софии (Болгария), а некоторые - в Горненский монастырь в Иерусалиме. С 1951 по 1988 г. игуменией К. м. была рус. схим. Салафиила (Линдебанова), постриженица Леснинской обители. На монастырском кладбище похоронены 8 рус. монахинь ( Николай (Трайковский), игум. Русские монахи в Македонии. Скопье, 2012. С. 52-59). 21 окт. 2007 г. в К. м. прошли торжества в честь 40-летия провозглашения автокефалии МПЦ и 40-летия учреждения Дебарско-Кичевской епархии, 2 авг. 2012 г.- торжества в честь канонизации преподобномучеников Евнувия, Паисия и Аверкия, в ходе к-рых был заложен фундамент келейного корпуса с домовой часовней во имя этих святых. Комплекс зданий, образующих квадрат (с воротам в вост. стене), состоит из келейных корпусов, училища, трапезной, пекарни и магазина. В центре широкого двора расположен храм, с юж. стороны к нему примыкает параклис свт.

http://pravenc.ru/text/1841175.html

Соч.: Вклад РПЦ в победу над фашизмом//ЖМП. 1975. 5. С. 39-43; Учение св. Киприана, еп. Карфагенского, о пастырстве//Там же. 1977. 2. С. 69-73; Таинства и их значение в деле спасения//StdO. 1979. 12. С. 54-64; Благодать Божия, вспомоществующая человеку на пути ко спасению//Там же. 1980. 3. С. 53-63; Значение надежды в деле спасения человека//Там же. 8. С. 42-48; Правосл. понимание о поминовении усопших//Там же. 1981. 4. С. 58-64; 5. С. 60-64; Значение чтения Слова Божия для спасения человека//Там же. 9. С. 54-64; Церковь, ее историческое развитие и назначение: (Ангельский собор и человеческий род)//Церковный вестн. Варшава, 1989. 4/6. С. 54-59; Значение благодатного мира в деле преобразования общества//Там же. 10/12. С. 67-71; Воплощение Христово и его значение в деле спасения человека//Там же. С. 76-84; Избр. ст. М., 1993; Прп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993, 20083; Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 1994, 2007; Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси//ЖМП. 1994. 1. С. 73-77; Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении: Магист. дис., ст. разных лет. М., 1995; Не поднимет народ на народ меча: Избр. ст. М., 1996; Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 1996, 2003; Глинский патерик. М., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. изречения старца Амвросия Оптинского, извлеченные из разных источников. М., Церковь Христова - место спасения человека: Статьи разных лет. М., 1997; Без тайны Рождества Христова - нет смысла жизни на земле. М., 1999; Крещение Господне - воссоздание человеческого естества. М., 1999, 2006; «От пастыря зависит благополучие общества». М., 1999; Великий пост. М., 2000; Об епитимиях: Избр. ст. и проповеди. М., 2000; Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. М., 2000; Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, 2007; Пасха: Светлое Христово Воскресение: Избр. статьи, лекции. М., 2001, 20042; Слово перед исповедью: Избр. ст., проповеди, лекции. М., 2001; Лекции по литургике. М., 2002, 2007; Избр. письма и проповеди. М., 2003; Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. К., 2003; Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: Избр. ст. и лекции. М., 2004; Алфавит духовно-нравственный. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/469510.html

Становление Д. в. и его развитие проходило в тесном контакте с руководством Приднестровья. Д. в. наладило активное взаимодействие с силовыми структурами и с Черноморским казачьим войском. Для духовного окормления казаков были определены: Никольская (Тирасполь), Успенская (пос. Слобозия), вмц. Параскевы (Дубоссары), Вознесенская (пос. Григориопол) и прав. Лазаря Четверодневного (Рыбница) церкви. Несмотря на сложное финансовое положение, Д. в. активно занималось благотворительной деятельностью. 1 окт. 1998 г. при Покровской ц. в Тирасполе открылось благотворительное кафе для малоимущих горожан. Клирики вик-ства окормляли детские дома и дома престарелых, совершали литургии в лечебных и исправительно-трудовых учреждениях. Уделялось большое внимание духовно-просветительной работе. При 8 приходах были открыты воскресные школы. В 1998 г. совместно с Приднестровским гос. ун-том им. Т. Г. Шевченко Д. в. провело научно-просветительную конференцию «Покровские чтения», приуроченную к 200-летию освящения тираспольской Покровской ц., уничтоженной в 1931 г. В 1998 г. была открыта б-ка при ц. во имя апостолов Петра и Павла в Бендерах. В февр. того же года начала выходить газ. «Православное Приднестровье» (1-3 тыс. экз., 2 раза в месяц). Было налажено сотрудничество со светскими средствами массовой информации. С 1995 г. каждое воскресенье на гос. телеканале выходит в эфир передача «Слово пастыря», к-рую ведет еп. Юстиниан. Еженедельно демонстрируются репортажи о событиях правосл. жизни Приднестровья, готовятся передачи о правосл. праздниках. Аналогичная работа ведется совместно с республиканским радио. Налажено взаимодействие с учреждениями культуры: музеи Д. в. неоднократно проводили выставки совр. и старинной правосл. иконы. В праздники Рождества и Воскресения Христова, Покрова Пресв. Богородицы совместно с Управлением культуры Тирасполя на общегородских выставках осуществлялся показ детского творчества «Православие и дети». 19 окт. 1998 г. решением Свящ. Синода РПЦ Д. в. было преобразовано в Тираспольскую и Дубоссарскую епархию Кишинёвско-Молдавской митрополии.

http://pravenc.ru/text/180527.html

Т. Бу-Мансур предложил методику атрибуции произведений корпуса на основании анализа их ритмики, стилистики, тематики и христологической позиции автора. Вслед за Беджаном он атрибутировал Исааку, автору мемры о попугае, большинство произведений изданной части корпуса, 3 произведения, к-рые в рукописной традиции приписываются прп. Ефрему Сирину: 2 мемры об отшельниках и послание к аскетам, живущим на горе (изд.: Des Heiligen Ephraem des Syreres Sermones IV/Hrsg., überz. E. Beck. Louvain, 1973. [Bd. 1: Text]. S. 1-43. (CSCO; 334. Syr.; 148); [Bd. 2: Überz.]. S. 1-52. (CSCO; 335. Syr.; 149)), а также значительное число неизданных сочинений из рукописей Vat. syr. 120 (VII в.), Lond. Brit. Mus. Add. 14591 (VI в.), 14607 (VI в.) и др. Тематика произведений корпуса разнообразна: они посвящены толкованию отдельных эпизодов и стихов Свящ. Писания, нравственно-аскетическим вопросам, церковным праздникам, историческим событиям, эсхатологическим темам, полемике с иудеями, обличению языческих обычаев и проч.; в них затрагиваются различные стороны литургической практики (крещение младенцев, таинство Покаяния, молитвы за усопших, службы часов и навечерий праздников; 16 мадрашей посвящено обоснованию необходимости частого причащения). Стилистически корпус обнаруживает близость к поэтическим трудам прп. Ефрема Сирина, но отличается меньшей красочностью языка, обилием повторов и длиннот, резкостью выражений, обличающих безнравственность. Бу-Мансур характеризует поэтический стиль Исаака Амидского как более тяжеловесный и искусственный, а Исаака Антиохийского - как более гармоничный и легкий. В целом авторам корпуса несвойственно рациональное осмысление богословских проблем. Христологические вопросы подробно рассматриваются лишь в немногих произведениях, к-рые можно разделить на 2 группы. К текстам умеренной монофизитской направленности наряду с мемрой о попугае можно отнести мемры о вере ( Bedjan. 1903. P. 712-725), о страстности и бесстрастности воплощенного Бога Слова (Ibid. P. 725-737), 3 мемры о Рождестве (ркп. 1/37 из Мосула) и с меньшей долей уверенности мемру против еретиков Нестория и Евтихия (Ibid. P. 800-804), а также согиту о Пресв. Богородице ( Bickell. 1873. Vol. 1. P. 78-84) и ряд отрывков (Ibid. P. 176-179; Lond. Brit. Mus. Add. 14535. Fol. 5a). Православное богословие отчетливо присутствует в 2 мемрах о вере ( Bedjan. 1903. P. 789-800, 805-813) и в 2 отрывках (Ibid. P. 814-815).

http://pravenc.ru/text/674143.html

Указания Мессинского Типикона 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 68) на 9 дек. имеют по сравнению с Евергетидским Типиконом незначительные отличия: на утрене стихословится кафизма, поются 2 канона праздника (1-го и 2-го гласов) без канона Октоиха; на литургии - прокимен из Пс 45 со стихом, Апостол Гал 5. 23-27, аллилуиарий из Пс 44, Евангелие то же, что и в Евергетидском Типиконе. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 69) предлагается такой же устав службы З. А. Б., как в Евергетидском и Мессинском Типиконах. Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР) Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР) В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древних рукописей (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 35) и до совр. печатных изданий, в последовании З. А. Б. сохраняется большинство элементов из богослужения по Типиконам студийской традиции, однако используется иной отпустительный тропарь 4-го гласа Σμερον τς τεκνας δεσμ (      ); служба З. А. Б., как правило, имеет статус славословной (в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) 9 дек. отмечено знаком «красный крест», что указывает на совершение в честь З. А. Б. полиелейной службы, в издании Типикона 1631 г.- знаком шестиричной службы («3 точки в полукруге» черного цвета) и только начиная с исправленного издания 1682 г. 9 дек. отмечается знаком славословной службы («3 точки в полукруге» красного цвета)); литургические чтения заимствуются из службы св. праведным Богоотцам Иоакиму и Анне 9 сент; в греч. богослужебных книгах последование З. А. Б. может соединяться со службой Обновления храма. Последование З. А. Б., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Σμερον τς τεκνας δεσμ (      ) и кондак 4-го гласа Εορτζει σμερον (    ) (указан уже в Студийско-Алексиевском Типиконе) с икосом (икосы разные в греч. и слав. Минее); каноны: 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Ωδν πινκιον (    ), нач.: Τν σλληψιν σμερον (    ), авторства Андрея Критского (этому гимнографу принадлежат также канон на Рождество Пресв.

http://pravenc.ru/text/182729.html

Ее устойчивая графическая форма сложилась к посл. четв. XV в. и существовала практически без изменений на протяжении ок. 100 лет (ГИМ. Епарх. 174, посл. четв. XV в.; РГБ. Ф. 379. 12, кон. XV - нач. XVI в.; Ф. 113. 240, нач. XVI в.; Ф. 304. 412, кон. XV в.; 421, сер. XVI в.; 415, 3-я четв. XVI в., и др.). Она содержит множество тайнозамкненных начертаний лиц и фит. Примерно в 80-х гг. XVI в. в русле характерной для позднего периода тенденции к детализации записи мелоса был произведен развод этой редакции дробным знаменем (2 самых ранних известных списка, содержащих эту форму записи: ГИМ. Единоверч. 37, 1584 г., и РГБ. Ф. 304. 427, 80-е - 90-е гг. XVI в.). В последующие десятилетия дробнознаменная форма записи повсеместно распространилась в рукописях и полностью вытеснила тайнозамкненную (РГБ. Ф. 304. 429, 1-я пол. XVII в.; 449, 1-я пол. XVII в.; Ф. 379. 23, 2-я четв. XVII в.; 29, 2-я четв. XVII в.; 44, 1-я четв. XVIII в.; ГИМ. Син. певч. 100, сер.- 3-я четв. XVII в.; 219, кон. XVII в., и др.). В XVII в. были созданы мелодические редакции др. песнопений в стиле большого распева. Это циклы задостойников (ГИМ. Син. певч. 105, кон. XVII в.; 135, кон. XVII в.; 219), догматиков на великой вечерне (РГБ. Ф. 379. 4, посл. четв. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 105; 219), богородичнов на стиховне (ГИМ. Син. певч. 105), воскресных ипакои (РНБ. Кир.-Бел. 663/920, 2-я пол. XVII в.), избранные праздничные стихиры и славники: славник Рождеству Пресв. Богородицы «Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог» (ГИМ. Син. певч. 332, 1682-1696 гг.; 333, кон. XVII в.); славник Преображению Господню «Прообразуя воскресение» (ГИМ. Син. певч. 52, кон. XVII в.; 1244, 2-я пол. XVII в.); стихира Преображению Господню по 50-м псалме «Божества Твоего Спасе» (ГИМ. Син. певч. 52; 1244); славник Рождеству Христову «Августу единоначальствующу» (ГИМ. Син. певч. 1244). Эти песнопения известны по поздним пометным спискам и не обнаружены в рукописях предшествующего периода. Они были записаны сразу же дробным знаменем, поэтому для них не существует тайнозамкненной графической формы, подобной древним редакциям евангельских стихир, светильнов и богородичнов.

http://pravenc.ru/text/2562882.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010