В эортологическом цикле К. м. представлены отдельные литургические праздники, к-рые указывают на достаточно древнюю иерусалимскую богослужебную практику. Такими, в частности, являются Рождество св. Иоанна Предтечи, Атенагеноба и Воздвижение Св. Креста. 53 чтения К. м. представляют собой собрание сочинений переводной гомилетики. В сборник включен ряд чтений, известных только в груз. переводе: это гомилия свт. Мелетия , еп. Антиохийского, на Воскресение Господне, гомилия прп. Ефрема Сирина о прор. Илии и арх. Михаиле, анонимный апокриф на Успение Пресв. Богородицы и др. Исследование редакционных особенностей переводных гомилий показывает, что К. м. является ценнейшим материалом для изучения методов переработки гомилий св. отцов (выделение отдельных частей одной гомилии в виде самостоятельных чтений, объединение 2 или более гомилий в одно чтение и др.). В ряде чтений сборника были выявлены пласты древнейших и сравнительно поздних переводов греч. редакций, это позволяет восстановить более полную картину гомилетической лит. традиции IX-X вв. ( Мгалоблишвили. 1989. С. 17). Ист.: Ханметный многоглав/Сост.: А. Шанидзе//Моамбе (Бюллетень)/ТГУ. Тифлис, 1926. Вып. 7. С. 98-157 (на груз. яз.); Синайский многоглав 864 г./Сост.: А. Шанидзе. Тбилиси, 1959. (Шромеби (Труды)/ТГУ. Каф. древнегруз. языка; Вып. 5) (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Церк. музея: Колл. А/Сост.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1976. Т. 1. Ч. 2 (на груз. яз.); Кларджетский многоглав/Сост.: Т. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Многоглав пустыни/Сост.: А. Шанидзе и др. Тбилиси, 1994. (Шромеби (Труды)/ТГУ. Кафедра древнегруз. языка; Вып. 28) (на груз. яз.); Афонский многоглав: Проповеди Иоане Болнели/Сост.: М. Майсурадзе и др. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.). Лит.: Ингороква П. Краткий обзор истории груз. лит-ры//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1939. 4. С. 94-138 (на груз. яз.); Tarchnisvili M. Zwei georgische L ektionfragmente aus dem 5. und 8. Jh.//Le Muséon. Louvain-la-Neuve, 1960. Vol. 73. Fasc. 3/4. P. 261-296; Барамидзе Р. Иоане Болнели. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Esbroeck M., van. Les plus anciens homéliaires géorgiens: Études descriptive et historique. Louvain, 1975; он же. Палимпсестный многоглав из Ленинграда//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1978. Т. 6. С. 81-87 (на груз. яз.); idem. Un Mravalthavi dans le codex A 737//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1980. Вып. 7. С. 18-21; Мгалоблишвили Т. Кларджетский многоглав - древнейший гомилетический сб.: [АКД]. Тбилиси, 1989.

http://pravenc.ru/text/1841255.html

Говорить о возникновении собственно Б. п., имевших устав и четко сформулированные задачи деятельности, можно с кон. XVI в. Первым получило организационное оформление Львовское Успенское братство, устав к-рого в 1586 г. был утвержден Антиохийским Патриархом Иоакимом. В 1590 г. братство было изъято из юрисдикции Львовского епископа и подчинено Киевскому митрополиту. В 1593 г. стало Патриаршей ставропигией. К кон. XVI в. можно говорить о существовании на украинско-белорус. землях по меньшей мере 38 Б. п., координировавших свою деятельность в рамках братского движения (далеко не все существовавшие в то время братства участвовали в этом движении). Большинство братств на западнорус. землях в XVI в. создавалось при приходских храмах, в XVII в.- при мон-рях. В отличие от католич. братств при правосл. храмах основывался только 1 союз. Б. п. назывались по храму или мон-рю, при к-ром существовали, большинство братчиков было прихожанами данного храма, хотя вступить в братство могли представители всех сословий вне зависимости от места жительства. Братчики были обязаны заботиться о содержании храма и причта и обладали определенными правами по отношению к храму. При вступлении в братство братчик под страхом церковного отлучения всей семьи клялся исполнять все решения братства и возложенные на него обязанности. В случае смерти братчика или члена его семьи все члены союза обязаны были участвовать в похоронах, дважды в год в церкви служились заупокойные службы. Ежемесячно братчики собирались для решения текущих дел и чтения духовной лит-ры. Др. встречи имели место во время главных церковных праздников (Пасха, Рождество Христово, Успение Пресв. Богородицы и др.), по случаю к-рых устраивался пир вскладчину - братчина. Ежегодно происходили перевыборы руководства братства: старших братчиков (их могло быть от 2 до 6 чел.), др. должностных лиц (казначея, писаря, сборщиков милостыни, попечителей храма, богадельни, школы) и ревизия братской казны. Казна состояла из вступительного и ежегодных взносов братчиков, штрафов за проступки, добровольных пожертвований, в т. ч. завещаний, средств от аренды или продажи братского имущества и книгоизд-ва. Размер казны колебался от неск. десятков до неск. тысяч польск. злотых в разных объединениях.

http://pravenc.ru/text/153359.html

дворце 9 сент. в среду и 18 окт. в воскресенье ( Const. Porphyr. De cerem. II 15), что допускает 2 возможные даты приезда О. в К-поль: 946 г. (Г. Г. Литаврин , К. Цукерман) или 957 г. (А. В. Назаренко , Дж. Федерстоун). Исходя из общеисторических соображений, 2-я дата представляется более предпочтительной, т. к. в первом случае получается, что О. надолго оставила Киев сразу же после войны с древлянами. Происхождение датировки 6466 г. в части летописей новгородско-софийской группы (Новгородской IV, Новгородской Карамзинской; см.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 41; Т. 42. С. 37), которая была бы верной, если бы имела в виду византийский сентябрьский 957/8 г., остается невыясненной. Контекст известия о крещении О. в К-поле из визант. хроники Иоанна Скилицы (кон. XI в.) не дает надежных хронологических опор: «Супруга архонта Руси, некогда приводившего флот против ромеев, по имени Эльга, после смерти своего мужа прибыла в К-поль. Крестившись и явив свою преданность истинной вере, она была почтена по достоинству этой преданности и вернулась восвояси» ( Ioannis Scylitzae. 1973. P. 240.77-81). Несмотря на то что в заголовке (быть может, вторичном) гл. II 15 трактата Константина VII Багрянородного О. именуется языческим именем - Эльга Русская (Ελγα Ρωσνη), само описание приемов склоняет к мысли, что к тому времени княгиня была уже крещена: она не совершает обязательной проскинесы - земного поклона перед императором, а лишь слегка склоняет голову; стоит рядом с троном императрицы в ходе представления своей свиты; во время торжественного обеда жен. части посольства у императрицы сидит за имп. столом вместе с 2 зостами (ζωστα) - ближайшими придворными дамами; удостаивается особой аудиенции во время десерта в кругу имп. семьи, имея возможность «говорить, о чем хотела»; в рус. делегации присутствует священник (хотя и не уточняется, что он сопровождает именно О.); и проч. Можно догадываться, что О. приняла крещение на Рождество Пресв. Богородицы, 8 сент., накануне 1-го приема во дворце (Федерстоун, Назаренко); менее вероятным представляется предположение о крещении на праздник Воздвижения Честного Креста - 14 сент.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Зобова Оренбургского у. свящ. И. Маскаева, болевшая брюшным тифом, в янв. 1911 г. исцелился Григорий, сын крестьянина Корочанского у. Ф. В. Валуйского (см. подробнее: Жевахов Н. Д. Чудеса свт. Иоасафа. Пг., 1916). С весны 1909 г. И. входил в состав учрежденной Святейшим Синодом комиссии для подготовки канонизации святителя. В мае 1910 г. в числе др. архиереев освидетельствовал, а позже переоблачал мощи подвижника. В сент. 1911 г. И. вместе с митр. Московским сщмч. Владимиром (Богоявленским) , архиеп. Харьковским Арсением (Брянцевым) и др. участвовал в торжествах прославления святителя, много проповедовал. Составил краткое сказание о жизни, подвигах и чудесах свт. Иоасафа, к-рое прочитал в Свято-Троицком соборе по окончании всенощного бдения 2 сент. 1911 г., накануне прославления. В дни торжеств краткое Житие свт. Иоасафа (Горленко) раздавалось бесплатно всем паломникам. По ходатайству И. уже в 1-ю годовщину прославления святителя было дозволено устроить престол в его честь. 19 авг. 1912 г. И. освятил Иоасафовский придел в белгородском Владимирском (Сергиевском) храме. Будучи председателем Белгородского Иоасафовского миссионерского братства, способствовал проведению воскресных чтений, обеспечению самых отдаленных приходов брошюрами и листками, на собственные средства приобретал книги для миссионерских б-к. И. проживал на покое в путивльском Молченском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастытыре . Покончил жизнь самоубийством. «Случаем небывалым» назвали смерть архиерея старцы Оптиной пуст. (Летопись скита. 2008. Т. 2. С. 481). По свидетельству общавшегося с И. курского свящ. Владимира Одинцова, епископ жаловался на бессонницу, «что не спит уже 28 ночей, но в то же время в праздничные дни (15, 22, 25 и 29 декабря, 1 и 6 января) служил Божественную литургию». Утром 10 янв. 1914 г. И. «что-то писал, но затем исписанный листок разорвал, бросил в топившуюся печь». Ок. 10 ч. утра заперся в одном из помещений. После окончания литургии настоятель иером. Анастасий и старший келейник иеродиак.

http://pravenc.ru/text/577968.html

К числу первых произведений, созданных К. на болг. земле, относится цикл стихир на Богоявление. В акростихе из начальных букв стихир читается фраза «Хвальные песнопения Константиновы». Т. к. стихиры на предшествующий Богоявлению праздник - Рождество Христово написал равноап. Климент Охридский , исследователи полагают, что оба автора ок. 886 г. работали вместе в Плиске. К этому же периоду относят и создание азбучных стихир для Праздничной Минеи (на пред- и попразднство Рождества Христова и Богоявления), их акростихи передают последовательность букв слав. глаголич. алфавита. Имя Константин содержал и акростих трипеснца на предпразднство Успения Пресв. Богородицы. Перед Преславским Собором (893), провозгласившим правителем Болгарии кн. Симеона, К. составил «Учительное Евангелие», в к-рое включил 51 беседу - толкования евангельских чтений в воскресные дни триодного цикла и первостепенные праздники. Большинство бесед являются переводами катен свт. Иоанна Златоуста и свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Оригинальной считается 42-я беседа, в к-рой К. просит у Господа благословения. Евангелие сыграло большое значение в слав. книжности, т. к. стало первым гомилетическим произведением на славянском языке. Тексту предшествуют 2 вступления (поэтическое и прозаическое) и 2 статьи. «Учительное Евангелие» сопровождает 40-стишная «Азбучная молитва» (1-я буква каждой фразы соответствует последовательности глаголич. алфавита) к Господу о помощи недавно крестившемуся народу в сохранении духовных ценностей, а автору - в продолжении дела учителей. В рус. сборнике 1-й трети XII в. (ГИМ. Син. 262) помимо «Учительного Евангелия» и «Азбучной молитвы» включены дополнительные статьи: «Церковное сказание» (перевод сочинения патриарха К-польского Германа, с разъяснениями смысла Литургии и символики храма) и «Историкии» (первый в старослав. лит-ре хронологический перечень событий от Сотворения мира до начала правления болг. кн. Симеона). Хотя принадлежность этих текстов К. вызывает споры, исследователи полагают, что они являются составной частью первоначальной книги, а впосл. стали распространяться по отдельности.

http://pravenc.ru/text/2056992.html

Месяцеслов вс. св. Мес. В. Преп. Мины, монаха горы Синайской. Подвизался в иночестве 50 лет, во второй половине 6 века. Во время отпевания, из ног его истекло благовонное миро. Пролог. ( Иоанн Лествичник в З4 статье 4 степени). 7 Собор пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. На другой день великих праздников церковь , большей частью, воспоминает те лица, которые ближайшим образом послужили таинству, прославляемому в предшествующий день. Мес. В. Зачатие Предтечи 23 сент. Рождество 24 июня. Усекновение 29 авг. 1 и 2 Обретение главы 24 февр. 3 Обретение 25 мая. Пренесение десной его руки из Мальты в Гатчино 12 окт. В службе канон Феофана. 8 Препп. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. След. Псалтирь относит обоих ко временам Никифора Геника (802–811 г.) – В рукописи X века, находящейся в Пар. Имп. Библиотеке (Cod. Coisl. 303.) есть пространное житие преп. Георгия, писанное, как кажется, учеником его Антонием. В нем сказано, что преподобный был родом из Кипра, по смерти родителей удалился сперва в обитель, где игуменствовал его дядя, потом в лавру Каламона, близ Иордана, к брату своему Ираклиду; сей перевел его, еще безбрадого, в обитель Пресв. Богородицы, именуемой Хозевитскою, в которой он и скончался, незадолго до нашествия Персов. – Обитель Хозевитская находилась между Иорданом и Иерусалимом, и основана преп. Иоанном. (3 окт.). Св. матери Домники. Родилась в царствование Феодосия Великого, в Карфагене. Приняв крещение от патриарха Нектария в Константинополе, подвизалась диакониссою в монастыре Захарии пророка до времен Зинона (474–491). Чет. Минея по Прол. и службе. (Act. SS. iann. 1in notia ad Kal. gr. Мес. В. 10 янв.). В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Иулиана и Василиссы, и прочих с ними. Пострадали при Диоклетиане и Максимиане, по одним в Антиное египетском, по другим, в Антиохии сирийской. К дружине их принадлежат: Келсий, сын Маркиана игемона, производившего суд, Марионилла, мать Келсия, пресвитер Антоний, Анастасий, воскрешенный Иулианом, 20 воинов и 7 отроков братий, родственников импер. Карина (уб. 285 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Награжден церковными орденами св. Владимира 3-й и 2-й степени и прп. Сергия Радонежского 2-й степени. Мн. годы являлся старостой храма во имя апостолов Петра и Павла на Преображенской пл. в Москве. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве. Соч.: Образ Святейшего Патриарха Сергия по его письмам//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 92-98; О церк. календаре. М., 1948, 1996п; То же//Календарный вопрос: Сб. М., 2000. С. 61-77; Чинопоследование Божественной литургии. М., 1951. Н. Новг., 1995. К., 2000; Пасхальное богослужение//ЖМП. 1953. 4. С. 54-59; 1996. 4/5. С. 82-87; Служба праздника Рождества Пресв. Богородицы//Там же. 1953. 9. С. 36-38; Смысл обряда//ВРЗЕПЭ. 1955. 21. С. 76-86; Об исповеди перед причащением Св. Таин по свидетельству древнехрист. письменности//ЖМП. 1970. 1. С. 68-73; О Поместном Соборе 1945 г.: Из восп. участника Собора//Там же. 1971. 2. С. 18-21; О воскресении мертвых в связи с Евхаристией, в свете учения Свящ. Писания//БТ. 1976. Сб. 16. С. 33-45; Святейшая Евхаристия в связи с учением о Церкви Православной//ЖМП. 1977. 6. С. 74-75; 7. С. 75-78; Церковная свеча и ее символика//Там же. 9. С. 78-80; Догмат о Воскресении в эпоху Вселенских Соборов//БТ. 1984. Сб. 25. С. 321-336; Искусство над эпохой: О коллекции икон Павла Корина//Лепта. 1993. 3. С. 185-190; Ученый облик о. Павла Флоренского//Энтелехия. 2000. 2. С. 99-101. Лит.: Смирнов В. , свящ. Чествование маститого профессора//ЖМП. 1974. 6. С. 28-29; Заслуженный проф. МДА А. И. Георгиевский: [Некролог]//ЖМП. 1985. 6. С. 24-26; Георгиевский Н. С. «Да ведают потомки православных…»//Моск. журнал. 2001. 12. С. 24-26. С. И. Георгиевский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (10.06.1906, с. Черкизово Московского у. и губ.-22.11.1989, Москва), сотрудник различных учреждений МП, брат А. И. Георгиевского. Получив среднее специальное образование, до 1932 г. работал техником-чертежником, а затем старшим техником-инспектором отдела подземных сооружений Моссовета. В 1937 г. окончил математический фак-т Московского городского педагогического ин-та. С 1928 по 1953 г. преподавал математику в средних учебных заведениях Москвы.

http://pravenc.ru/text/162159.html

Особое значение для К. имеет чтение Свящ. Писания. В 1980-1990 гг. по вечерам в течение часа он читал Библию и объяснял трудные места студентам духовной школы, преподавателям, братии лавры. К. советовал «всем православным больше читать Евангелие» ( Ганьжин С. Троице-Сергиева лавра: день сегодняшний//ЖМП. 2003. 3. С. 27). Он часто проповедовал во время богослужений в праздники и будние дни, после акафистов. Его проповеди были проникновенны и отличались большой насыщенностью текстами из Свящ. Писания. К., пока позволяло здоровье, любил служить панихиды на могилах иноков ТСЛ. Мн. студенты доверяли ему выбор своего жизненного пути: принятие монашества или вступление в брак. К. продолжает путь великих русских старцев. Его духовный опыт, кротость и смирение позволяют ему быть наставником многих епископов, священников, монахов и мирян. К нему обращаются за советом братия лавры, монашествующие, духовенство и миряне. К. отвечал на ежедневно приходившие в большом количестве письма. После закрытия Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пустыни ее старцы многих благословляли обращаться к К. за советами и приходить к нему на исповедь. Он состоял в духовном общении со священноисп. Афанасием (Сахаровым) , с глинским старцем митр. Зиновием (Мажугой) , с глинским схиархим. Серафимом (Романцевым) , с патриархом Алексием II и др. К. участвовал в отпевании и погребении еп. Афанасия, а в 2000 г.- в открытии его мощей. В последние годы К. жил в келье в патриаршей резиденции в Переделкине. К нему за молитвой и духовным советом приезжали люди со всего мира. Он принимал всех, лишая себя отдыха, но неизменно служа Богу и людям. В 2003 г. К. перенес инсульт с последующими тяжелыми осложнениями. Скончался 20 фев. 2017 г. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре. Награжден набедренником (1956), крестом с украшениями (1957), орденом вел. кн. Владимира 3-й степени (1971), патриаршей грамотой (1973), правом ношения 2-го креста с украшениями (1979), орденом прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1999), Патриаршим наперсным крестом (1999), а также грамотой «За вклад в духовное просвещение россиян» (1999); имеет награду «За вклад в духовное возрождение Отечества» (2005).

http://pravenc.ru/text/1840335.html

Пантелеимона (1295-1315) и вмц. Екатерины (кон. XIII - 10-е гг. XIV в.): крестово-купольный храм с 3 сторон обстроен галереями (амбулаторием). Юж. придел во имя апостолов Петра и Павла и часть юж. галереи относятся к визант. периоду; сев. придел, сев. и зап. галереи пристроены в 1801 г., во время реконструкции храма, предпринятой крупным фессалоникийским торговцем И. Г. Кафтандзоглу. Портик с юж. стороны храма и крыльцо у зап. входа сооружены в 1907 г. архит. Д. Грекосом под рук. П. Папагеоргиу на средства прихожанина С. Спиридоноса. 8-гранный барабан с вост. стороны поддерживают не колонны, а 2 простенка, к-рые отделяют алтарь от диаконника и протесиса (жертвенника), и 2 столпа - с зап. стороны. По мнению А. Ксингопулоса, это характерная особенность храмов Юж. Греции IX-XII вв. Когда в нач. 80-х гг. ХХ в. в ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты фресок XI в., стало ясно, что здание XIV в. включало в себя фрагменты более древней постройки. Древние здания монастырского комплекса не сохранились. В кон. XIX в. игум. Каллиником Георгиадисом были построены сев. ворота, в 1926 г. игум. Иоакимом Ивиритом - резиденция игумена, в 1937 г.- ризница с б-кой и храм в честь Успения Пресв. Богородицы. С 1968 г. началось возведение комплекса зданий Патриаршего института патристических исследований (К-польский Патриархат). До 1972 г. на территории мон-ря существовала древняя ц. во имя свт. Григория Паламы. Живопись Икона Божией Матери «Одигитрия». 60–70-е гг. XIV в. (Музей мон-ря Влатадон) Икона Божией Матери «Одигитрия». 60–70-е гг. XIV в. (Музей мон-ря Влатадон) Фрески наоса, раскрытые во время реставрационных работ 1981-1982 гг., были созданы между 1360 и 1383 гг. фессалоникийскими мастерами. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в барабане - пророки (под записью), росписи алтаря не сохранились. На подпружных арках - сцены двунадесятых праздников («Рождество», «Крещение», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие» и «Сошествие во ад»), на стенах - изображения святых в 2 яруса (напр., прп.

http://pravenc.ru/text/155027.html

По благословению прп. Серафима в Дивеево для обустройства св. канавки (тропы), по к-рой, по словам преподобного, каждую ночь проходила Божия Матерь, рядом с Казанской общиной устраивалась новая Мельничная община, и М. вместе с девицей Прасковьей Степановной Шаблыгиной (мон. Пелагеей) принимали в этом непосредственное участие. 9 дек. 1825 г., в праздник Зачатия Пресв. Богородицы, прп. Серафим, вышедший из затвора, посетил Дальнюю пустынь Саровской обители. Здесь преподобный с Шаблыгиной и М. более часа молился перед Распятием с зажженными свечами. Считается, что эта совместная молитва положила начало созданию Мельничной общины. Шаблыгина стала 1-й старшей сестрой в общине, а М., по словам о. Серафима,- «начальницею над дивеевскими сиротами в царствии небесном». Земли, предназначенные для устроения Мельничной общины, принадлежали заводчикам Баташёвым. Шаблыгина вспоминала, что за 3 года до кончины прп. Серафим «благословил зарывать канавку, рыли мы ее три года и зимою и летом. Так мы жили на чужой земле». По поручению преподобного М. с Прасковьей ходили пешком (ок. 15 км в одну сторону) на Илевский чугунолитейный и железоделательный завод к А. Стребулаеву, приказчику Баташёвых, «но милости нам он никакой не сделал». Только когда в Саров приехала генеральша В. А. Посникова (урожд. Баташёва) и пообещала прп. Серафиму оформить эту землю, как свою долю наследства, в кон. апр. 1828 г. необходимые бумаги на землю Дивеевской обители были получены (Там же. С. 185-186). В течение 4 лет М. трудилась, помогая прп. Серафиму в устроении Мельничной общины. Преподобный рассказывал мон. Мелитине, что при строительстве Рождественских храмов (1829-1830) в Дивеево «девушки сами носили камушки, кто по два и по три», а М. «наберет пять или шесть и с молитвою на устах молча, возносила свой дух горящий любовию к Господу, вскоре с больным животиком преставилась к Богу». По письменным свидетельствам дивеевских сестер, прп. Серафим постриг Марию в великую схиму с именем Марфа, вероятно за год до ее кончины.

http://pravenc.ru/text/2562492.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010