В основе структуры Древнего И. лежит структура доиконоборческого Лекционария Иерусалимской Церкви. В него входят календарь, службы, песнопения различных жанров, основанные на псалмах и поэтических монострофах (см.: Leeb. 1970). Выделение Тропология-И. из Лекционария, вероятно, было вызвано формированием нового типа гимнографии - многострофных стихир и канона . Как и в Лекционарии, календарь Древнего И. открывается Рождеством Христовым (25 дек.), однако перед ним, в самом начале сборника, помещены песнопения праздника Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта). Подобная особенность цикла неподвижных праздников, когда перед его началом выписаны благовещенские тексты, встречается и в древних груз. рукописях Евхология и Многоглава (сборник учительных чтений); М. ван Эсбрук связывал возникновение этой особенности с окончательным отделением праздника Рождества Христова от Богоявления в VI в. (см.: Esbroeck, van. 1968; Idem. 1994). Др. особенность календаря Древнего И.- наличие предварительного поста ниневитян в пятницу мясопустную (он упом. и в календаре Sinait. iber. 34), широко известного у нехалкидонитов. Кроме того, в Древнем И. в отличие от Лекционария сдвинут счет великопостных воскресений: мясопустная неделя названа 1-й, а Неделя ваий - 8-й. Как и в Лекционарии, песнопения подвижных периодов Великого поста и Пятидесятницы помещены в одном ряду с текстами неподвижных памятей - между мартом и апрелем. После праздников Обновления иерусалимского храма Воскресения и Богоявления следуют 7-дневные праздничные периоды (ср. ст. Попразднство ). Структура церковного года сохраняет традиц. деление на 7-недельные периоды. Календарь памятника краток: он в основном включает последования Господских и др. великих церковных праздников, составляющих ядро литургического года Лекционария, и неск. памятей святых (первомч. Стефана, св. Або Тбилисского, вмч. Георгия Победоносца, вмч. Феодора Тирона, 40 Севастийских мучеников, св. Феклы). Однако краткость календаря Тропология не обязательно является свидетельством его большей древности по сравнению с Лекционарием. Последования нек-рых праздников (вмч. Феодора Тирона в 1-ю субботу Великого поста, сщмч. Афиногена в 7-е воскресенье по Пятидесятнице, св. отцов 28 янв., архангелов 14 нояб. и др.) использовались в качестве общих песнопений, относящихся к тем или иным ликам святых.

http://pravenc.ru/text/Иадгари.html

Г. п. состоит из 3 отделов, включавших 36 глав. В 1-м определен порядок богослужения и трапезы. С 24 ч. в Г. п. читались утренние молитвы и полунощница, совершались утреня, лития, с 6 ч. читался Акафист Пресв. Богородице, с 8 ч. совершалась литургия, с 16 ч.- вечерня, лития, с 18 ч.- повечерие с 3 канонами, читались молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) 5 ч., а в проч. праздники - 4 ч. В воскресенье, в 5 ч. утра, совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему. В мон-ре был введен особый Глинский распев, партесного пения прп. Филарет не допускал. После литургии насельники попарно шли в трапезную, служился чин панагии. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В 1-ю неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Г. п. было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками). 2-й и 3-й отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу, к-рый назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Среди старцев, подвизавшихся в Г. п. при игум. Филарете, известны иеромонахи Василий (Кишкин) , Анастасий , духовниками братии были иеромонахи Аввакум, Варсонофий, принявший постриг на Афоне иеросхим. Пахомий (Сковородка), с 1824 г. иеросхим. Порфирий (Мамчич), с 1826 г. иеросхим. Пантелеимон Отшельник ( 1831). Помимо существовавших послушаний духовника и казначея прп. Филарет ввел в Г. п. должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25-й гл., братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни.

http://pravenc.ru/text/165143.html

Много и долго молились Иоаким и Анна, наконец дали обещание, если Господь окажет им Свою милость, посвятить своего младенца Богу. Молитва их была услышана: Бог даровал им дочь, которую они назвали Марией. Так как Дева Мария сделалась Матерью Господа, то день Ее рождения – большой праздник для нас. В тропаре на день Рождества Божией Матери говорится: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». По-русски это значит, что рождение Пресвятой Девы принесло радость всему миру, потому что из Нее воссияло праведное солнце – Христос Бог наш, Который возвратил людям Божие благословение и, уничтожив смерть, дал нам вечную жизнь. В этот же праздник на утрени святая Церковь поет величание, или краткую песнь славословия в честь Божией Матери и Ея святых родителей: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое». Рождество Богородицы празднуется 8-го сентября. Недолго оставалась Пресвятая Дева в доме своих родителей. Когда Ей исполнилось три года, благочестивые родители Ее поспешили исполнить обет, данный ими еще до рождения их возлюбленной дочери. Ничто не удержало их: ни горячая любовь к Ней, ни боязнь опять остаться одинокими, ни слишком ранние годы Ее. Любовь к Богу и желание угодить Ему своей жертвой помогли им по возможности удержаться от горя при разлуке со своей единственной дочерью. Они собрали своих родственников, нескольких юных девиц – сверстниц Марии и, в сопровождении их, торжественно повели Ее во храм Иерусалимский. Когда Мария была приведена во храм, родители поставили Ее на первую ступень лестницы, которая вела в самый храм. Пресвятая же Дева, укрепленная Духом Святым, прошла все 15 ступеней и была введена первосвященником не только во Святилище, куда допускались одни священники, но, по вдохновению Духа Святаго, и в самую главную часть храма – Святая Святых, куда только раз в год мог входить первосвященник; «Ангелы Божии – по словам отца церкви, Григория Никомидийского, – невидимо окружали Ее и служили Ей». Потому и мы, в день славного Введения во храм Пресв. Девы, празднуемого Церковью 21-го ноября, воспеваем Ей: «Сегодня вводится в дом Господень Пречистый Храм Спасителя, драгоценный дворец и Дева, священный источник Божией славы, и вместе с Собою приводит благодать Св. Духа. Ангелы Божии поют Святой Марии, что Она – небесное селение». Святая Церковь воспевает Ей во время всенощной на день Введения хвалу в трогательных словах канона, т. е. песней, которые поются и читаются на всенощной в то время, когда верующие прикладываются ко Святой Иконе после чтения Св. Евангелия: «Отверзу уста мои и они исполнятся Духа и изреку слово Царице-Матери; явлюсь светлоторжествующим и в радости буду воспевать Ее вхождение». Это первая песнь канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

1) См. о построении нынешней соборной церкви и братского корпуса там же, стр. 114–125, г) «Оказание о Почаевской лавре», арх. Амвросия; «Потоцкий, как фундатор Почаевского монастыря», стр. 82–87. Архива Почаевской лавры дело 697. 2) Там же А: 872. Домашевскими Свято-Троицкая церковь была сломана и вошла в состав новой церкви 1). Здесь же, в той же временной церкви, в братской трапезе, находилась св. икона и до 1791 года, пока в новом храме не окончены были все работы и не воздвигнут великолепный киот на горнем месте для ее помещения, куда в том же 1791 году она торжественно и была перенесена 8-го сентября в праздник Рождества Пресв. Богородицы, и затем оставалась до последних времен, до получения нового царского иконостаса в Почаевской лавре (1861 года2). Что касается до коронации Чудотворной иконы Почаевской, то мысль об этом, главным образом, принадлежит фундатору Почаевской лавры графу Николаю Потоцкому, который, питая особенное уважение к этой иконе, «умыслил в житии своем сицево достопамятное совершили дело, Матери Божией в почесть и прислугу, якового дела, яковой прислуги, никтоже ин чрез толь долгое время на Горе Почаевской исполнили помыслил бяше»3). Поводом к этому, как говорит предание, между прочим, послужило следующее чудесное событие в жизни Потоцкого. В молодости вообще он вел жизнь разгульную и своевольную. Предаваясь самым уродливым причудам, Потоцкий, но одной прихоти, умерщвлял своих крестьян и находил приятнейшее удовольствие в преследовании евреев, которых стрелял, как дичь. Однажды, в разгаре неистовства, он ехал в коляске, по ровной дороге, и вдруг был опрокинут на пол, в виду Почаевской обители. Лошади с коляской умчались, а упавший с козел кучер остался на месте со своим паном. Взбешенный оплошностью кучера, Потоцкий выхватил из-за пояса пистолет и с словом: умри злодей, опустил курок к груди его. «Сказание о Почаевской лавре», арх. Амвросия, стр. 114, прим. 1-е. 2) «Преславная Гора Почаевская», стр. 17. 3) «Гора Почаевская», стр. 153 на обор. Сравн. также «Сказание о Почаевской лавре» архиман. Амвросия, стр. 103. «Преславная Гора Почаевская», стр. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

20 сент. 1908 г. А. по собственному прошению был уволен на покой «по преклонности лет и слабости здоровья». Вскоре в связи с 50-летним служением в священном сане император пожаловал его знаками ордена св. кн. Александра Невского с бриллиантовыми украшениями. Местопребыванием А. был назначен Донской иконы Божией Матери московский мон-рь , но по прошению архиепископа, желавшего поселиться в Кишинёвской епархии рядом с родственниками, его направили в Гербовецкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , где он скончался. Многолетнее служение А. было отмечено наградами: бронзовой медалью на Андреевской ленте в память Крымской войны 1853-1856 гг., орденом св. Анны 3-й, 2-й и 1-й ст. (1871, 1874, 1888), орденом св. кн. Владимира 4-й, 3-й и 2-й ст. (1877, 1883, 1894), серебряной медалью на Александровской ленте в память имп. Александра III (1896), орденом св. Александра Невского (1906), серебряной медалью в память имп. Николая I (1898). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 163 [Формулярные списки архиеп. Афанасия]; ГА Ростовской обл. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11561 [Формулярный список архиеп. Афанасия от 6 окт. 1908 г.]. Соч.: Речь, произнесенная 4 февр. 1895 г. перед открытием Донского очередного дворянского собрания//Донские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 107-111; Слово, произнесенное в первый день св. Пасхи на вечерне в Новочеркасском кафедральном Вознесенском соборе. 1 апр. 1901 г.//Там же. 1901. 10/11. С. 207-213; Слово в день Рождества Христова, произнесенное в Новочеркасском Вознесенском соборе, 25 дек. 1901 г.//Там же. 1902. 1. С. 1-7; Слово в первый день Св. Пасхи//Там же. 10. С. 183-190; Речь при открытии Донского епархиального миссионерского съезда//Там же. 26. С. 559-573; Слово на светлый праздник св. Пасхи//Там же. 1906. 36. С. 1034-1041; Поучения перед выборами в Гос. Думу. 6 февр. 1907 г.//Там же. 1907. 5. С. 113-117; Поучения пред открытием церковно-учительской школы в г. Александровско-Грушевске//Там же. 28. С. 801-805. Лит.: К-в А. Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Донской//Донские ЕВ. Отд. неофиц. 1903. 22. С. 553-563; 23. С. 585-593; 24. С. 617-623; Юбилейное торжество//Там же. С. 773-793; 30. С. 801-824; 31. С. 846-866; 32. С. 888-913; Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Донской//Там же. 1908. 26. С. 681-692; Курдиновский В. Памяти архиеп. Афанасия, бывшего Донского//Кишинёвские ЕВ. Отд. неофиц. 1910. 37. С. 1294-1301.

http://pravenc.ru/text/76920.html

6 нояб. 1907 г. был награжден набедренником. С 1907 по 1910 г. Н. возглавлял хождение по окрестным уездам с чудотворным образом прп. Сергия, о чем написал в 1910 г. очерк «Кое-что о чудотворной иконе Сергия Радонежского». Свидетельством профессионализма Н. явилось приглашение его в 1910 г. в Синодальную комиссию по вопросам церковного пения. Ввиду предстоящих торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых (1912-1913), и посещения лавры имп. Николаем II (с 12 марта 1912 по 6 нояб. 1913) Н. был назначен регентом 1-го лаврского хора (Троицкого собора). 9 июля 1912 г. за труды во время празднеств по случаю открытия в Москве памятника имп. Александру III он был награжден золотым крестом «из Кабинета Его Императорского Величества». 24 мая 1913 г., во время посещения лавры имп. семьей, под упр. Н. была исполнена сочиненная им кантата в честь 300-летия царствующего дома Романовых. После закрытия ТСЛ 4 нояб. 1919 г. Н. до 1925 г. служил в с. Боркове Александровского у. Владимирской губ. В 1925-1927 гг. был регентом в с. Новосергиевский Погост Покровского у. (ныне Новосергиево Ногинского р-на Московской обл.). В 1927 г. переехал в Москву, где в течение месяца был регентом ц. свт. Николы на Болвановке, 4 месяца - регентом Троицкой ц. в Кожевниках. Затем недолгое время руководил хором в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад), в течение 7 месяцев был регентом в московском Богоявленском мон-ре. В 1927 г. по приглашению Орехово-Зуевского еп. Никиты (Делекторского) Н. стал клириком единственной действовавшей в Орехово-Зуеве ц. Рождества Пресв. Богородицы. Через год из-за доноса на Н. Синод предложил ему оставить этот храм и выбрать любой др. приход. В том же году Н. вступил в Драмсоюз, из Московского отд-ния к-рого иногда получал выплаты за свои муз. рукописи. Уставший от постоянных переездов 62-летний Н. ушел на покой и остался жить в Орехово-Зуеве. К этому времени он купил здесь дом и обзавелся небольшим хозяйством. Чтобы прокормиться, он был вынужден просить милостыню на паперти. По праздникам его духовные чада собирались у него дома, вместе молились и пели. Так продолжалось до 1930 г. 29 янв. 1930 г. в ОГПУ на Н. и 6 монахинь было заведено уголовное дело (ст. 58.10 УК) по обвинению в агитации против налоговой политики советской власти и в «возбуждении религиозных масс» по поводу закрытия церквей. Они были арестованы, в доме был произведен обыск, началось следствие. После месячного ареста в марте особое совещание ОГПУ г. Москвы постановило освободить осужденных из-под стражи, лишить избирательного права и права проживания в Московской, Ленинградской и ряде других областей. Дальнейшая судьба Н. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

В 1229 г. переяславский кн. св. Ярослав (Феодор) Всеволодович , «слушая некыих льсти», замыслил «противиться» своему старшему брату вел. кн. Георгию Всеволодовичу и вступил в союз с племянниками Васильком, Всеволодом и Владимиром Константиновичами. Угроза усобицы не осуществилась благодаря действиям вел. князя, устроившего в Суздале съезд, где князья «исправивше все нелюбье межю собою» и признали политическое первенство Георгия Всеволодовича. 7 сент. 1229 г. князья целовали крест, на следующий день участвовали в торжествах по случаю праздника Рождества Пресв. Богородицы у Владимирского еп. Митрофана. Поскольку владения большинства князей, выступивших против Георгия Всеволодовича, входили в состав Ростовской епархии, К. скорее всего должен был участвовать в разрешении конфликта. Однако источники об этом не сообщают. Более того, 7 сент. 1229 г., в день княжеского съезда, над Ростовским епископом состоялся суд. По решению переяславского кн. Ярослава Всеволодовича К. был лишен большей части своего имущества: «...все богатьство отъяся от него некакою тяжею» (по-видимому, на территории Переяславского княжества, входившего во Владимиро-Суздальскую епархию, находились владения Ростовского архиерея). В ходе суда выяснилось, что К. был не просто «богат зело кунами, и селы, и всем товаром, и книгами», но «так бе богат всем, как ни един [е]пископ быв в Суждальстеи области». К. оставил кафедру и вернулся в суздальский Димитриевский монастырь, желая «лечити свою немочь, яже бе ему внутрь» (у него «лице изменилося, акы почернело от недуга, устне отолстели и нос»). 16 сент. 1229 г. епископ принял схиму с именем Кириак, оставшееся у него имущество раздал «любимым и нищим» (Там же. Стб. 452). Возможно, уход К. с кафедры был обусловлен тем, что Ростовский епископ являлся одним из инициаторов выступления князей во главе с Ярославом Всеволодовичем против Владимирского вел. князя, и после разрешения конфликта архиерей лишился епархии. Очевидно, после ухода К. Ростовская епархия временно была подчинена Владимирскому еп. Митрофану, сыгравшему важную роль в примирении князей. К. умер в суздальском Димитриевском мон-ре и там же был похоронен. (В Тверской летописи 30-х гг. XVI в. сообщается, что К. управлял Ростовской епархией «40 лет без трехь» - ПСРЛ. Т. 15. Стб. 481; по-видимому, это утверждение вызвано ошибочным прочтением переписчиками кириллической цифири.)

http://pravenc.ru/text/1840427.html

В июле 1808 г. в К-поле произошел дворцовый переворот, виновник к-рого Мустафа Байрактар, посадив на престол Махмуда II, стал фактическим распорядителем гос. дел. По его инициативе Г. был низложен и удален на о-в Принкипо, где прожил не менее года. Оттуда он был отправлен на Афон, в Иверский мон-рь. 14 дек. 1818 г. Г. был снова избран патриархом и 14 янв. 1819 г. вступил на престол. Он придерживался той же программы, к-рая определилась в первые 2 Патриаршества. В 1819 г. Г. основал специальное благотворительное учреждение - Κιβτιον το λους (Кивот милости) с целью оказывать денежную помощь нуждавшимся христианам. Выдача субсидий производилась 4 раза в год - перед праздниками Рождества Христова, Пасхи, апостолов Петра и Павла и Успения Пресв. Богородицы. Источниками доходов для «Кивота милости» служили ежегодный взнос из патриаршей казны, пожертвования патриарха и вел. драгомана, архиереев, греч. аристократии, купцов, ремесленных цехов, господарей Молдавии и Валахии и т. д. Это учреждение существовало в период Патриаршества Г. и было закрыто в янв. 1823 г. К-польским патриархом Анфимом III. В янв. 1820 г. на имя митрополитов была издана грамота о метрических книгах. Предписывалось всем приходским священникам завести специальный кодекс для записи крестившихся и отмечать в нем время рождения, год, месяц и день совершения крещения, имена восприемников и священника. Г. много содействовал восстановлению рус. мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне. В июле 1819 г. патриарх почтил схоларха и архидидаскала Смирнской филологической гимназии Константина Икономоса достоинством главного и всеобщего иерокирикса Великой Христовой Церкви с правом произносить поучения не только в церквах Смирны, но и повсюду, предпочтительно перед проповедниками и дидаскалами. Г. разделял идеи греч. ученого К. Кумаса, представившего в 1819 г. доклад о школьной реформе, согласно к-рой преимущественное внимание должно уделяться изучению богословия и философии. В особом окружном послании Г. призывал свою паству к просвещению в духе Православия, а также указывал на то, что христиане должны давать своим детям только христ. имена, и порицал распространившуюся в то время моду называть детей древними языческими именами.

http://pravenc.ru/text/166699.html

В конхе алтарной апсиды размещено изображение в рост Богоматери «Оранта» с надписью «Богоматерь Ахиропиитос» (Богоматерь Нерукотворная), что, возможно, имеет отношение к чтимому образу, находившемуся, согласно традиции, в фессалоникийской ц. Богоматери Ахиропиитос. По сторонам от Пресв. Богородицы - предстоящие архангелы Михаил и Гавриил в лоратных одеждах, каждый со скипетром в одной руке, другая молитвенно протянута к Божией Матери. Под фигурой Богоматери - 4 святителя в рост (Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов) совершают Божественную литургию, они стоят со свитками в руках, развернувшись к престолу, на к-ром лежит Младенец Христос на дискосе (Мелизмос Амнос). Рядом с центральной группой святителей - образы, к-рые соотносятся с литургическим и евхаристическим циклами (2 архангела в одеждах диаконов с рипидами, святые Николай Чудотворец, Кирилл Александрийский, Иоанн Милостивый). Замыкают эту группу святых Богоматерь «Параклесис» (слева, со свитком) и св. Иоанн Креститель (справа, в иконографическом типе Ангел пустыни); напротив Богоматери «Параклесис» - Иисус Христос с Евангелием в левой руке. По сторонам от алтаря, на вост. стене,- композиция «Причащение апостолов», в которой Иисус Христос Великий Архиерей представлен дважды: в крещатом саккосе он стоит перед престолом, под киворием; слева Он подает апостолам Свое тело под видом хлеба (эта часть композиции сильно разрушена), справа - Свою кровь в чаше. На щеке арки над апсидой расположен Нерукотворный образ Спасителя. Богоматерь «Параклесис». Христос Вседержитель. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Богоматерь «Параклесис». Христос Вседержитель. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В наосе в верхнем ярусе помещены изображения 12 праздников. Повествование начинается на вост. стене и опоясывает весь храм. В цикл входят композиции: «Благовещение» (сильно повреждена), «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» (одно из изображений, по мнению Ксингопулоса, является автопортретом художника), «Сретение» (2-частная, разделена окном), «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» (большие утраты авторской живописи), «Вход Господень в Иерусалим» (представлена на юж.

http://pravenc.ru/text/2566144.html

В Обиходе 1700 г. (ГИМ. Син. певч. 375) содержатся 3 многолетия 3- и 4-голосных, Н. пишется на нижней или на 2-й снизу строчке партитуры (Л. 73 об.- 74, 120-120 об., 177 об.- 178). Многоголосное демество диссонантного склада изредка встречается в 4-голосных партесных Обиходах-поголосниках, при этом Н. записывается в кн. «Бас» (ГИМ. Син. певч. 658-г. Л. 10 об.: «Всенощное демественное низ»). Характерно название «Начало Всенощнаго бдения разных роспевов четверогласного пения» в нотном Обиходе московского происхождения, от к-рого сохранилась только партия баса (ГЦММК. Ф. 283. 519. Л. 3). В партесных обработках этой рукописи бас насыщен фигурами эксцелентования, кварто-квинтовыми ходами, а в песнопениях, озаглавленных «демественная настоящая», представляет собой Н. демественного многоголосия (Л. 16 об., 54, 76 об.). Др. нотная партия Н. из несохранившегося комплекта Обихода содержит троестрочную всенощную с задостойниками и демественную литургию (РНБ. О. I. 334) с включением отдельных партесных обработок демественного распева, обозначенных ремаркой «к деместву приклад» (Л. 34). Троестрочие в посл. четв. XVI - нач. XVII в. записывается в неполной форме казанской (путевой) нотацией. Чаще всего фиксируется только основной голос - путь, насыщенный сокращенными графическими формулами попевок и фит путевого осмогласия, о существовании др. голосов можно лишь догадываться по встречающимся в середине песнопений ремаркам: «верх», «низ», «захват», «захват верхом», иногда - «путь» (напр., РГБ. Ф. 354. 140). Известен также ранний пример поголосной неполной записи троестрочия в рукописи 80-90-х гг. XVI в., в к-рой поочередно выписаны путь и Н. великого славословия (РГБ. Ф. 304/I. 427. Л. 694-696 об.). Видимо, поголосная форма записи троестрочия возникла под влиянием ранних форм записи демественного пения. Верх, путь и низ в записи стихиры на Рождество Пресв. Богородицы «Днесь иже на разумнех престолех» строчного распева. Певч. рукопись «Праздники». 80-е гг. XVII в. (РГБ. Ф. 299. 115. Л.

http://pravenc.ru/text/2565240.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010