Мы назвали лишь главный научный труд А. А. Дмитриевского , составивший славу ему и русской литургической науке. Полный список книг и статей учёного включает более двухсот публикаций по самым разным церковно-историческим и богословским проблемам 18 . В последнее время предпринимаются усилия по изданию неопубликованных, хотя вполне готовых к печати трудов учёного 19 . К их числу относится и предлагаемая читателю монография «Архимандрит Леонид (Кавелин) – третий начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Рукопись органично входит в ряд многочисленных научно-биографических публикаций А. А. Дмитриевского о русских деятелях в Иерусалиме и на православном Востоке 20 . По происхождению – это большой неопубликованный раздел из известной монографии «Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века» 21 . Рукопись была обнаружена покойным протоиереем о. Анатолием Просвирниным (впоследствии архимандритом Иннокентием) во время работы над научным наследием архимандрита Леонида (Кавелина) 22 . Отец Иннокентий надеялся опубликовать рукопись и успел проделать первоначальную работу по подготовке её к печати. Но издание не состоялось. В 1997 году иеромонах (ныне игумен) Сергий (Данков) предложил рукопись для публикации в подготовлявшемся тогда юбилейном сборнике «Богословских трудов», посвящённом 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Но по соображениям объёма публикацию пришлось отложить до настоящего выпуска. На творческую историю рукописи проливает свет хранящаяся в Архиве внешней политики Российской Империи переписка А. А. Дмитриевского с членами Совета ИППО в связи с работой над упомянутой исторической запиской «Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века» 23 . Глубокий и вдумчивый исследователь, А. А. Дмитриевский считал, что историю деятельности непосредственно Палестинского Общества необходимо должно предварить не менее подробной историей правительственных и церковных учреждений, предшествовавших появлению Общества в Святой Земле: Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возникшей в 1847 году; Палестинского Комитета, созданного в 1859 году; и Палестинской Комиссии при Азиатском департаменте МИДа, существовавшей в 1864–1889 гг. Руководители Совета Общества торопили историка, опасаясь, что разраставшаяся по хронологии и объёму рукопись не будет окончена к сроку. Скажем сразу, что так оно и случилось: история Палестинского Общества была доведена А. А. Дмитриевским лишь до 1889 г. – времени его слияния с Палестинской Комиссией. Наиболее существенным для истории нашей рукописи является письмо А. А. Дмитриевского вице-председателю Общества Н. М. Аничкову от 15 мая 1906 г. 24 , которое по его важности мы рискуем, несмотря на объём, воспроизвести здесь полностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Таким образом, номинально Афанасий Иванович с 1 июля 1888 г. вступил в ряды постоянных сотрудников Палестинского Общества и оставался им до самой смерти, хотя фактически его первый труд в изданиях Общества был напечатан в «Палестинском Сборнике» (Т IX Вып. 2) лишь в 1890 г. под заглавием «Описание Св. Земли безымянного (автора) конца XIV в.» (Перевод Г. С. Дестуниса). Пребывание В.Н. Хитрово в Иерусалиме летом 1888 г. имело целью, между прочим, и вывести Иерусалимскую Патриархию из крайне тяжелого финансового кризиса и тем поддержать сильно колебавшийся трон Патриарха Никодима. Средством для этого признавалось заключение Патриархией займа в полтора миллиона рублей при посредничестве и даже поручительстве за Патриархию со стороны Палестинского Общества. Но Патриарх Никодим, опасавшийся попасть «под начальство Палестинского Общества», поддерживаемый в этом опасении и своими близорукими сторонниками, отклонил предложенные ему посредничество и услугу Общества и заем не состоялся. «Я, – писал В.Н. Хитрово к русскому послу в Константинополе А.И. Нелидову от 21 июня 1888 г., – Патриарха и Патриархию оставил в самом грустном и безотрадном состоянии. Для меня вопрос низложения Его Блаженства самовольного или вынужденного есть только вопрос нескольких дней много – месяцев. Неудовольствие местного православного населения возросло до максимума, и взрыв его тоже не заставит себя долго ждать». За последнее красноречиво свидетельствовал и преступный выстрел, направленный в Патриарха во время посещения им прииорданских монастырей. При таком положении дел в Иерусалиме Патриарху Никодиму естественно было думать лишь о самом себе и стараться выговорить для себя у святогробского духовенства всевозможные выгодные и почетные условия на случай уже решенного им добровольного отречения от престола св. апостола Иакова. Думать о меценатстве, когда распущена была Крестная Богословская школа, и закрыты госпиталь и народные школы Патриархии, мечтать об издании на средства Патриархии описания рукописей Патриаршей библиотеки А.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В отчете Палестинского общества за 1897 г. читаем: " Благо мы говорим о Востоке, позвольте употребить кстати восточную аллегорию, которая, по нашему убеждению, нагляднее всего объяснит нам настоящее положение: мы (Общество) — 0, туземные православные — 0, патриарх — 1, в Иерусалимской патриархии патриарху угодно было поставить нули справа, в Антиохийской — слева. " Такой математической формулой определяет само Общество симпатизирование ему Антиохийского патриархата по сравнению с Иерусалимским. При этом то же Общество возлагает большие надежды на пример доброжелательных отношений к нему указанного патриархата, полагая, что он не останется без благих последствий. В том же отчете говорится: " Может быть, пример Антиохийской патриархии послужит к устранению тех глубоко для нас прискорбных недоразумений, которые существуют против Палестинского общества, его целей и деятельности в Иерусалимской патриархии. " Замечательную сторону в деятельности Палестинского общества представляют его печатные издания, посвященные изучению церковного Востока, и в особенности Св. Земли. Развивая этого рода деятельность, Общество руководствуется следующими параграфами своего устава: " Общество заботится о приведении в известность и сообщении таких сведений (о св. местах Востока), которые остаются без употребления в частных руках и в архивах разных мест " (§3); причем " собирание и распространение сведений Обществом совершаются посредством чтений в собраниях Общества, а также печатных записок, периодических и других сочинений и сборников " (§7). Общество уже и в настоящее время много и даже чрезвычайно много сделало в этом отношении, поставив дело очень широко и не щадя издержек. Чтобы достойным образом оценить ученые заслуги Общества по части " собирания, разрабатывания и распространения в России " (§1) вышеозначенных сведений, нужно принять во внимание то, в каком положении еще недавно находилось у нас церковное палестиноведение и востоковедение. Книг, на основании которых можно было бы составить себе понятие о Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Средства на осуществление своей широкой программы члены общества собирали в России по подписке. На эти деньги приобретались небольшие земельные участки для строительства школ. Русская миссия в Иерусалиме была обязана отчислять Палестинскому обществу на церковно-просветительную работу значительные суммы из своих церковных сборов. На первых порах архимандриту Антонину пришлось нелегко. Но он сумел урегулировать сложную проблему финансирования активно развивающейся деятельности Палестинского общества. В Палестине, Сирии и Ливане к началу XX века в общей сложности было организовано около ста русских школ для детей из арабских православных семей. В школах обучалось более 5,5 тысяч мальчиков и свыше 6 тысяч девочек. «Медресе москобийе» - так называло местное население эти школы. В 1908 г., сразу после окончания Петербургского университета, на Ближнем Востоке побывал молодой арабист, будущий советский академик и президент Российского Палестинского общества, автор популярной книги «Над арабскими рукописями» (1945) И.Ю.Крачковский. он уделил внимание не только библиотекам, но и школам. В городах (Бейруте, Триполи, Назарете и др.) в школах преподавали русские учителя.   В деревнях учителя-арабы свободно разговаривали с Крачковским на русском языке. Их обучали в двух местных русских семинариях. Ученики тоже говорили с гостем по-русски, но с акцентом. В комнатах учителей Крачковский видел томики сочинений Тургенева и Чехова, комплекты журнала «Нива», сборники «Знание» и даже запрещенную в России литературу. Подводя итоги, он написал: «Велико было значение этих маленьких, часто бедно обставленных школ. Сюда проникали через учительские семинарии великие заветы Пирогова и Ушинского с их высокими идеалами. По своим педагогическим установкам русские школы в Палестине и Сирии часто оказывались выше богато оборудованных учреждений разных западноевропейских или американских миссий. Прикосновение к русской культуре оставляло неизгладимый след на всю жизнь. много интеллигентов и творцов, сказавших свое слово для всего арабского мира, вьнпло из школ Палестинского общества».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=289...

Икона Святой Троицы на доске из дерева мамврийского дуба Среди экспонатов – предметы из личных коллекций и церковных музеев: Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, Новоспасского монастыря, Николо-Берлюковской пустыни, Марфо-Мариинской обители милосердия и многих других. Ряд документов, как, например, устав Палестинского общества с собственноручной пометкой обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, а также автографы первого председателя общества великого князя Сергея Александровича впервые представлены широкой публике. На стендах также размещены труды членов Палестинского общества начиная с 1882 года до настоящего времени. Современный раздел выставки отражает деятельность общества по восстановлению российского присутствия в Святой Земле за последние годы: передачу России Сергиевского подворья в Иерусалиме, возведение на участке Палестинского общества в Иерихоне музейно-паркового комплекса, строительство Культурно-делового и образовательного комплекса в Вифлееме, – а также по развитию научных, просветительских и общественных программ и проектов. В этом разделе помещены работы современных московских художников – действительных членов Палестинского общества. В экспозицию также включена художественная выставка детского и юношеского творчества на тему «Русские памятники в Святой Земле глазами юных художников». Каждый из дней работы выставки, а она продлится до 14 июня, будет посвящен истории и современности одной из стран библейского региона: Палестины, Израиля, Сирии, Иордании, Ливана и Египта. Посетители смогут присутствовать на круглых столах с участием представителей дипломатических кругов этих государств, деятелей Палестинского общества, специалистов-востоковедов. Начало мероприятий – в 12 часов дня. В день открытия выставки в Манеже состоялся международный форум «Россия на Ближнем Востоке: народная дипломатия, политика и культура. К 130-летию Императорского Православного Палестинского общества», где выступили представители России и стан Ближневосточного региона. Завершающим событием первого дня выставки стал концерт классической музыки, программу которого составили любимые произведения великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елисаветы Феодоровны – первых председателей Палестинского общества. Культурная программа каждого дня также включает выступления мастеров искусств стран Ближневосточного региона. Завершающим событием культурной программы станет круглый стол «Научное служение и общественная деятельность Императорского Православного Палестинского общества: в память члена-корреспондента РАН Я.Н. Щапова», участие в котором примут ученики и сотрудники известного российского историка, являвшегося председателем Палестинского общества в 2003–2007 годах.

http://pravoslavie.ru/54109.html

Москва, 18 декабря 1909 г. Подлинник. Ваше Превосходительство, Милостивый Государь Михаил Петрович, В Общем Собрании членов Московского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества, происходившем 29 прошедшего ноября сего года, в присутствии Августейшего Председателя Палестинского Общества, Её Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, единодушно и единогласно постановило – в непрестанную молитвенную память по в Бозе почившем Первом Председателе Палестинского Общества, Великом Князе Сергии Александровиче, изготовить и поставить у Святого Живоносного Гроба Господня, в Иерусалиме, неугасаемую лампаду, и на её возжжение ежегодно ассигновать из средств Московского Отдела 25 рублей. В настоящее время лампада эта уже изготовлена. Посему Московский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества обращается к Вашему Превосходительству с покорнейшей просьбой оказать своё содействие к осуществлению вышеизложенного постановления Отдела, именно – поручить представителям Палестинского Общества, находящимся в Иерусалиме, испросивши согласие Свято-Гробского Братства и благословение Святейшего Патриарха Иерусалимского, поставить неугасимую лампаду в память Великого Князя на приличном месте у Святого Гроба Господня и иметь наблюдение за её возжжением. Призывая на Вас благословение Божие, с совершенным почтением и проч. (Подп.) Анастасий, епископ Серпуховский 227 АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 195, л. 160–160 об. 111. Письмо генерального консула в Иерусалиме А. Ф. Круглова вице-председателю ИППО князю А. A. Ширинскому-Шихматову Иерусалим, 15 марта 1910 г. Подлинник. Милостивый Государь князь Алексей Александрович, Вследствие письма Вашего Сиятельства от 12 февраля 1910 г. за 1591, касательно желания Московского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества поставить у Святого Живоносного Гроба Господня неугасимую лампаду, я не преминул переговорить с Блаженнейшим Дамианом, Патриархом Иерусалимским, который сообщил мне, что Управляющий Подворьями Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме уже вёл переговоры по данному предмету, и по окончании их г. Михайлову было выяснено, что по положению, подводимому православными, латинянами и армянами под общее status quo, у Святого Живоносного Гроба Господня должно находиться 13 традиционных лампад, и что Его Блаженство, идя навстречу желанию, выраженному Московским Отделом Императорского Православного Палестинского Общества, постарается заменить одну из этих лампад, числящихся за православными, новой, подходящей к прочим, в каковых видах г-ну Михайлову и переданы были размеры и рисунки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010