Ангелы являются орудиями промысла Божия о мире вещественном. В Писании есть упоминание об ангелах, имеющих власть над огнем ( Откр.14:18 ), о четырех ангелах, стоящих на четырех углах земли и держащих четыре ветра земли ( Откр.7:1 ), или об Ангеле вод (16:5), готовых исполнить над сими стихиями волю Мироправителя. Эти и подобные указания Писания ведут к заключению, что Бог поставил некоторых из ангелов блюстителями частей и стихий мира видимого. Такое учение не есть догмата веры, но как мнение оно было высказываемо и допускаемо с древних времен. Афинагор, напр. писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром и всем, что в нем и благоустройством их.» 255 По словам Григория Богослова , «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему». 256 Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенной управление». 257 В откровении указываются и примеры действования ангелов, как исполнителей велений Божиих, в мире чувственном. Так, при посредстве ангелов совершено Господом разрушение Содома и Гоморры ( Быт.19:13 ) и поражение язвою при Давиде жителей Иерусалима ( 2Цар.24:15, 17 ; 1Пар.21:14, 16 ); ангел Господень в одну ночь поразил 185 тысяч ассирийского войска ( 4Цар.19:35 ; 2Пар.32:21 ; Ис.37, 36 ). В новом завете говорится: Ангел Господень по временам (κατ καιρν) сходил в купальню (в Исрусалиме, при доме милосердия) и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин.5:4 ). Ангел при воскресении Спасителя сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ), а камень был весьма велик ( Мк.16:4 ); ангел освобождал апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7–10 ); ангел поразил смертною болезнью Ирода ( Деян.12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В чем причины этих затруднений? Очевидно, что эти трудности могут быть  связаны,  как с огромной сложностью всей совокупности процессов, которые имели место при таком событии планетарного масштаба, как ВП, так и с какими-то преградами концептуального характера, которые препятствуют такому моделированию. Попробуем ответить на вопрос о том, что же может обуславливать недостаточную эффективность моделирования ВП учеными-креационистами протестантского направления. Для ответа на этот вопрос привлечем данные как Св.Писания, так и Св.Предания. Некоторые сведения о событиях Всемирного Потопа, взятые из Св. Писания и Св. Предания В 6-8 главах книги Бытия, в которых повествуется  о событиях, связанных с ВП, несколько  раз говорится о действиях Божиих, связанных с событиями Потопа. Это: И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт.6,13). И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть (Быт.6,17). Чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей (Быт.7,4). И истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли (Быт.7,4). И затворил Господь за ним (Быт.7,16). Имеется в виду – вход в ковчег за Ноем. Навел Бог ветер на землю, и воды остановились (Быт.8,1). И не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал (Быт.8,21). Как следует понимать значение вышеприведенных цитат? Православное богословие выделяет два способа Божественного управления событиями, происходящими в мире: естественный и сверхъестественный. ”Первый бывает там, где судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, однажды от Бога установленному, только под ведением и промыслительным надзором Божиим”. При этом под естественным течением вещей пониматься могут как события, происходящие  по законам природы, так свободные человеческие действия. “Сверхъестественному же действию всеуправляющего Промысла принадлежат все чудеса” – §91]. В текстах Библии, говорящих о действиях Божиих, могут иметься в виду первый или второй из двух вышеуказанных видов промыслительного управления Божия. Приведем примеры. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.  Итак не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45,7-8)  – слова св.прав.Иосифа своим братьям (естественный способ управления). Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян.2,32) (сверхъестественный).  Иногда словами о действиях Божиих в Библии обозначаются сложные комбинации из естественных и сверхъестественных ситуаций управления. Пример – слова, сказанные  тем же Иосифом: Бог поставил меня господином над всем Египтом (Быт. 45,7-8). Как мы помним из Библии, Иосиф становится во главе Египта в результате сложной комбинации из естественных и сверхъестественных событий.

http://pravoslavie.ru/37613.html

Но при этом мы должны иметь в виду, братие, что Милосердный Господь нередко исправляет случающееся с нами зло и обращает к добрым последствиям. Так напр., мы знаем, что когда дети Иакова задумали погубить своего брата Иосифа из ненависти и с этою целью продать его в Египет, в чужую землю, к чужим людям, Господь попустил эту продажу. Но праведный Иосиф не погиб в Египте. Здесь он явился спасителем египтян от голодной смерти, и не только их, но и всей семьи своего отца. Когда случился голод в земле Ханаанской, где жил его отец Иаков, последний, по предложению Иосифа, переселился в Египет и с радостью был принят царем египетским. Таким образом, Господь обратил зло, которое нанесли Иосифу братья, к добру. Это заметил братьям и сам Иосиф по смерти отца своего Иакова. «Вот», говорил он им, «вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» ( Быт.50:20 ). Так Бог направляет зло к добрым последствиям. Это замечено и народом и выражено в известной поговорке: «нет худа без добра». Наконец, рассуждая о постигающих нас несчастьях, мы должны верить, братие, что Милосердный Господь подаст нам помощь к перенесению их и не попустит нам несчастий более, чем мы перенести можем. «Верен Бог», писал Коринфянам апостол Павел, «Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Таким образом Сам Господь подаст нам помощь в несчастье, подаст силу к перенесению его. Будем поэтому, братие, верить в Промысл Божий, не будем роптать на Бога, если какое-либо бедствие постигает нас, но будем твердо верить, что Господь направляет все к вашему благу и спасению. Во всех трудных обстоятельствах жизни будем следовать совету св. Давида: Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит ( Пс.36:5 ). Аминь. 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Утверждение о невозможности видения Бога преподобный Симеон называл самой худшей ересью, совмещающей в себе все существующие ереси. 292 Он утверждал, исходя из собственного опыта, что Бог открывается человеку и становится видимым, причем не в будущей жизни, но уже здесь, на земле: «Откуда я знал, что Ты являешь Себя приходящим к Тебе, еще пребывающим в мире?.. Откуда я знал, Владыко, что Ты, будучи невидимым и невместимым, бываешь видимым и вмещаешься внутри нас?.. Ибо слыша, как Твои проповедники говорили об этом, я полагал, что это бывает в будущем веке и только по воскресении, и не знал, что это и теперь... совершается». 293 Каким образом невидимый Бог может быть видим, и как с Неприступным можно общаться? Не устраняя изначальной антиномичности проблемы боговидения, святитель Григорий Палама разрешает ее при помощи различения между «сущностью» (ousia) и «энергией» (energeia – действие) Бога: «Божественная сущность приобщима не в самой себе, а в своих энергиях». 294 Он пишет: «Сущность Божия непричастна и некоторым образом причастна. Мы приобщаемся Божественного естества и вместе с тем нисколько его не приобщаемся. Итак, нам нужно держаться того и другого утверждения». 295 Сущность Божия остается цельной и неизменной, и божественная благодать не является излиянием сущности Бога, но проявлением Его энергии. И человек, созерцая Бога, не сливается с сущностью Созерцаемого, а становится причастным Его энергии. В этом контексте понимается повествование о Моисее, который не мог увидеть лицо Бога, но мог увидеть «Бога сзади»: « [Моисей] сказал: «покажи мне славу Твою». И сказал [Господь]: «...Я проведу пред тобою всю славу Мою... лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых... когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо " » ( Исх. 33:18–20, 22–23 ). «Лицо Бога» – это Его сущность, которая невидима и неприступна, а «увидеть сзади» означает приобщиться к Его энергии. Впрочем, боговидение в Ветхом Завете было частичным и неполным, в Новом Завете оно полнее и ярче: люди видят лицо Христа, воплощенного Бога. Об этом апостол Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ), то есть Сын Божий открыл Бога людям, сделал Его видимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В житиях святых и в творениях Отцов Церкви описано множество случаев, когда во время молитвы ум человека бывал «восхищен» в иной мир, где он созерцал Бога, ангелов, Царство Небесное. Апостол Павел пишет: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:1–4 ). Преподобный Исаак Сирин пишет о созерцаниях и откровениях, которые случались со святыми во время молитвы: «Когда священник приготовится, станет на молитву, умилостивляя Бога, молясь и собирая свой ум воедино, тогда Дух Святой нисходит на хлеб и вино, предложенные на жертвеннике. И Захарии во время молитвы явился ангел и предвозвестил рождение Иоанна. И Петру, когда во время шестого часа молился в горнице, явилось видение... И... архиерей однажды в год, в страшное время молитвы... входил во Святое святых и повергался на лицо свое, и слышал Божьи глаголы в страшном и неизреченном видении. О, как страшно сие таинство, которому служил при этом архиерей! Так и все видения святым бывают во время молитвы. Ибо какое другое время так свято и по святыне своей столь прилично принятию дарований, как время молитвы, в которое человек собеседует с Богом? В это время... человек... погружается мыслью в единого Бога, и сердце его наполнено бывает Богом, и оттого уразумевает он непостижимое... и ум поражается и поглощается изумлением... и бывает он вне мира сего... И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении, при созерцании непостижимого – того, что за пределами мира смертных, и умолкает в незнании всего здешнего. Сие-то незнание называется лучшим знанием. О сем-то незнании говорится: блажен постигший незнание, неразлучное с молитвой». 296 Опыт боговидения для человека является столь личным и сокровенным, что редко кто из святых говорил о нем подробно. Апостол Павел ограничился несколькими фразами о неизреченных глаголах, которые «человеку нельзя пересказать». В этом смысле исключительным и единственным во всей святоотеческой литературе представляется преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), который в своих произведениях с невиданной дотоле откровенностью рассказал о встречах с Богом, о тайнах созерцания, о многочисленных видениях и откровениях, которые он имел. Преподобный Симеон часто во время молитвы созерцал Бога как свет:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

в) Усвоение человеку дела искупления совершается не по заслугам человека и не по делам его, а по благодати, то есть туне, или даром, иначе благодать не была бы уже благодатью ( Рим. 11:6 ). Действие благодати Божией сопоставляется Ап. Павлом с действием греха. Как непослушанием одного человека люди сделались грешными, так и послушанием одного они сделаются праведниками ( Рим. 5:19 ); как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного всем – оправдание (ст. 18); как преступлением одного царствовала смерть, так через праведность одного благодать воцарилась к жизни вечной (17:21); как через первого Адама вошел в мир грех и действовал во всех потомках его, так через второго Адама Господа Иисуса Христа, все могут принимать обилие благодати и дар праведности ( Рим. 5:17 ) по единству природы человеческой в Богочеловеке Искупителе и в нас, людях. г) Вменение дела искупления каждому человеку совершается благодатью Божьей, свободно принимаемой человеком. Как первородный грех вменяется каждому человеку, когда человек свободно соглашается на грех, так и благодать Божия вменяет каждому искупление, когда человек свободно покоряется ей. Для принятия благодати Божьей со стороны человека необходимы вера и добрые дела. Ибо сказано: благодатью вы спасены через веру ( Еф. 2:8 ), но вера необходима живая и деятельная, потому необходимы и добрые дела, как выражение и плод веры, потому что «вера без дел мертва есть» ( Иак. 2:20 ); уже сама по себе вера есть дело свободного желания человека, выражает его решимость отстать от греха и обратиться к Богу, эта решимость выражается самим делом. Благодать Божия не стесняет человеческой свободы, напротив, предполагает ее, как при обращении человека к Богу, так и при всех действиях освящения в продолжение всей его жизни. Неправильно учат об отношении благодати Божией к свободе человека: α) – рационалисты, которые все дело спасения человека приписывают его свободе, разумея под именем благодати вообще творческие и промыслительные действия Божьи, как то: естественные силы и дарования, нравственный закон и пример Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

О благодати Божией а) Под именем благодати Божией вообще разумеется дар благости и любви Божией к человеку, каковы все творческие и промыслительные действия Божии по отношению к человеку, словом, всё получаемое им от Бога без всяких заслуг со своей стороны. Но все дело искупления человека, усвоение искупления каждому человеку и освящение его, есть дело благодати Божией в собственном и частнейшем смысле. В этом смысле Ап. Павел говорит: «благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас; Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф. 2:8–9 ). Искупительное действие благодати Божией принадлежит всем Лицам Пресв. Троицы, но в собственном смысле, как действие усвоения искупления и освящения, благодать Божия есть действие Св. Духа. В Ветхом Завете Бог обещал послать в мир Св. Духа: «излию от Духа Моего на всякую плоть и будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Ин. 2:28, 32 ). Иисус Христос сказал о том же обетовании: «Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин. 14:16–17 ). Это обетование исполнилось в день пятидесятницы. б) Благодать Божия необходима как для искупления человека, так и для усвоения дела искупления или для освящения его. Многие видели Иисуса Христа во время Его земной жизни, слышали Его учение, были свидетелями Его дел, но не уверовали в Него, не усвоили себе виденного и слышанного, даже Его ученики, пока не получили Св. Духа. Для усвоения искупления необходимо новое чрезвычайное действие Божие, именно освящающее действие благодати Духа Святого. Слово о кресте и о всем деле искупления, совершенного Иисусом Христом, для одних людей соблазн, для других безумие ( 1Кор. 1:23 ), потому никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), и без благодати Божией невозможно ни начало, ни продолжение, а тем более усовершенствование в духовной жизни. – Освящение человека состоит в полном и совершенном обновлении его, или в претворении ветхого, греховного человека в нового, созданного по Богу в праведности и святости истины ( Еф. 4:24 ), имеет целью, чтобы человек достиг в меру полного возраста Христова и исполнился всею полнотою Божией ( Еф. 3:19 ). Как грех , вошедши в мир, царствовал к смерти, выражаясь во всех видах преступлений и беззаконий, так и благодать воцарилась к жизни вечной, внося в мир начало новой жизни, открывающееся во всех видах и плодах духовного совершенства. Потому всякое духовное добро в человеке есть действие благодати Божией. Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению ( Фил. 2:13 ), в противоположность тому, как грех, живущий в человеке, направляет все помышления сердца его на зло. Об этом действии благодати Божией выразительно говорит Ап. Павел: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во Мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со Мною» ( 1Кор. 15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Далее, предыдущие твари являлись как нечто совершенно отличное от Творца своего, и хотя на них отражались бесконечные совершенства Создателя, но ни одно из них не получило такого свойства, чтобы выражать саму природу Божию. В лице же человека, по определению Творца, должно было явиться на земле существо богообразное и богоподобное, т. е. в самой природе своей имеющее некоторое сходство со своим Создателем: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (26 ст.). Наконец, по совету Своему Бог творит человека не так, как прочие твари, единым словом и единократным действием Своего всемогущества, а некоторым особенным действием, именно: Сам вземлет персть земную и из нее образует тело человека: И создал Господь Бог человека из праха земного; потом в приуготовленное таким образом тело вводит душу, и не просто творческим – да будет, или повелением земле извести душу живую, но Сам вдыхает ее дуновением уст Своих: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт.2:7 ). Спустя некоторое время по сотворении Адама, Бог, также по особому определению «совета» во Св. Троице, и особым творческим действием создал жену, образовав ее тело, в знамение единства ее с мужем, из ребра его. Бытописатель о создании жены повествует так: и сказал Господь Бог (Elohim): не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку ( Быт.2:18, 21–22 ). Такова богооткровенная история сотворения человека. При возвышенной простоте и краткости изложения, рассказ богопросвещенного историка отличается глубиною и обширностью своего содержания. Сопоставляя эту историю со всеми древними и новыми учениями о происхождении человека, нельзя не видеть великого превосходства содержащегося в оной учения пред измышленными самим человеком гаданиями о своем первоначальном происхождении и достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Древнее предание говорит о том, что евреи в эпоху после вавилонского плена не произносили имя Яхве – Сущий из благоговейного трепета перед этим именем. Только первосвященник один раз в год, когда входил для каждения во Святое святых, мог там внутри произнести это имя. Если же простой человек или даже священник в храме хотел сказать что-либо о Боге, он заменял имя Сущий другими именами или говорил «небо». Была и такая традиция: когда требовалось сказать «Бог», человек замолкал и прикладывал руку к сердцу или показывал рукой на небо, и все понимали, что речь идет о Боге, но само священное Имя не произносилось. На письме евреи обозначали Бога священной тетраграммой (YHWH). Древние евреи прекрасно сознавали, что на человеческом языке нет такого имени, слова или термина, которым можно было бы поведать о сущности Бога. «Божество неименуемо, – говорит святитель Григорий Богослов . – Не один разум показывает это, но и... мудрейшие и древнейшие из евреев. Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтобы одними и теми же буквами были записаны и имя Божие, и имена тварей... могли ли когда-нибудь решиться рассеянным голосом произнести Имя естества неразрушаемого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум совершенно не вмещал, ни голос не обнимал Божьей сущности». 17 Воздерживаясь от произнесения имени Бога, евреи показывали, что к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание... Божественные имена В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века «О Божественных именах», приписываемый Дионисию Ареопагиту , является первым христианским систематическим изложением этой темы, хотя до того она развивалась и другими писателями, в частности святителем Григорием Богословом . Некоторые имена, усвоенные Богу, подчеркивают Его превосходство над видимым миром, Его власть, господство, царское достоинство. Имя Господь (греч. Kyrios) обозначает верховное господство Бога не только над избранным народом, но и над всей Вселенной. Сюда же относятся имена Господь Саваоф, то есть Господь воинств (небесных), Господь сил, Господь веков, Владыка, Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле – Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей укрепить все» ( 1Пар. 29:11–12 ). Имя Вседержитель (греч. Pantokrator) означает, что Бог все держит в Своей руке, поддерживает Вселенную и порядок в ней: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» ( Ис. 48:13 ); Бог «держит все словом силы Своей» ( Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010