Свойство «неизменность» указывает на незыблимость догматов. Священное Писание подтверждает этот принцип, называя Бога «неизменным в слове» ( Тит. 1:2 ). Никто не имеет права искажать («усовершать») догматы по своему усмотрению или отменять. «Умоляю вас, братия, – пишет апостол Павел, – остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим.16:17 ); «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). От понятия «догматическая истина» следует отличать сопряженное с ним, но не равное ему по значению понятие «догматическая формулировка». В то время как под догматической истиной подразумевается объективное, независящее от сознания человека смысловое содержание, под формулировкой – лексическое выражение этой истины, составленное или одним человеком, или группой людей, или соборно. Несмотря на то, что по смысловому наполнению догматические истины непреложны и неприкосновенны, выражающие их догматические формулировки могут уточняться, дополняться и изменяться. Свойство «законообязательность» («общеобязательность») указывает на то, что определяемые, проповедуемые и трактуемые Вселенскою Церковью догматы имеют достоинство и силу законоположений, безусловно обязательных для всех христиан. Поскольку догматы преподаются Кафолической Церковью не самопроизвольно, а от имени Святого Духа во имя Христово, по заповеди и власти, дарованной ей свыше, постольку тот, кто осознанно и упорно не принимает хотя бы один догмат, не может именоваться православным христианином. Церковь готова терпеть в своем лоне нарушителей заповедей, но отлучает противников догматов. «Еретика, – наставляет Писание, – после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит. 3:10–11 ); .«а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ) Итак, догматы – это неизменные истины христианского вероучения, открытые Богом, подтверждённые, соблюдаемые и проповедуемые Церковью, безусловно обязательные для каждого верующего . Можно ли быть христианином без знания догматов?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Сообразно этому «сидение» вознесшегося Сына Человеческого «одесную Отца» указывает на получение Им славы, достоинства и власти над искупленным им миром... О восприятии такой власти свидетельствовал и Сам Он, когда говорил: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). Утверждали это и апостолы. «Бог, – учит апостол Павел, – воскресив Его из мертвых, посадил одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф.1:20–21 ; ср. 1Пет.3:22 ; Флп.2:8–10 ). Сидение это, являясь прославлением Сына Человеческого, вместе с этим является и продолжением Его служения делу спасения мира, – делу восстановления и утверждения Царства Божия» (Малиновский, Н., протоиерей. Царское служение Иисуса Христа (§ 113)/протоиерей Н. Малиновский //Счерк православного догматического богословия. Книга первая. – Москва: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. – С. 483. Так же думал и свт. Макарий: «Во всей славе Он явился царем в состоянии Своего прославления, ...когда Бог, действительно, посадил Его одесную Себя» (Макарий, (Булгаков)! митрополит. С царском служении Христа (§ 157)/митрополит Макарий (Булгаков) //Православно-догматическое богословие. Т. 2. – Санкт-Петербург, 1857. – С. 127). Наиболее, кажется, удачное объяснение догматического понятия славы дал свт. Филарет Московский в своей проповеди на Рождество Христово: «Слава есть откровение, явление, отражение, облачение внутреннего сОвершенства. Бог от вечности открыт Самому Себе в вечном рождении Сына Своего, и в вечном исхождении единосущного Духа Своего. И таким образом единство Его во Святой Троице сияет существенною, непреходящею и неизменяемою славою. Бог Отец есть Отец славы ( Еф.1:17 ); Сын Божий есть Сияние славы Его ( Евр.1:3 ) и Сам имеет у Отца Своего славу прежде бытия мира ( Ин.17:5 ); равным образом, Дух Божий есть Дух славы ( 1Пет.4:14 ). В сей собственной внутренней славе живет блаженный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких участников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   Священное Писание и после воплощения Бога Слова называет Его Единородным Сыном Божиим: Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14); Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... (Ин.3:16). Называет Его также Сыном Божиим истинным: Да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе (1 Ин.5:20). Называет Его Сыном Божиим в собственном смысле слова, а не усыновленным: [Бог Отец] Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим.8:32). Слову «Своего» в греческом тексте соответствует «δου», что буквально означает «собственного». Свят. Иларий Пиктавийский (IV в.) в своей работе «О Троице» писал, указывая на различие в употреблении термина «Сын Божий» по отношению ко Христу и по отношению ко всем прочим людям, что «Бог, любящий мир, отдал Сына не усыновленного, но Своего и Единородного. Здесь имеется личное свойство, рождение и истина, а не творение и усыновление». 2.4.6. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Деве Марии    «Все догматическое учение о Владычице нашей выражено в двух Ее именах: Богородица и Приснодева».     Дева Мария именуется Богородицей (греч. Θεοτ κος)    Это наименование является следствием учения об ипостасном единстве природ во Христе и общении свойств. Когда говорится, что Дева Мария родила Христа, Сына Божия, то имеется в виду, что Она родила не Божество, не Божественную природу саму по себе, потому что Божественная природа вечна и никакого рождения во времени претерпеть не могла, — Она родила Бога Слова по человечеству. Мы именуем Божию Матерь Богородицей, поскольку Родившимся от Нее является именно Сын Божий, а не какое-то другое Лицо (Ипостась). Сам Бог Слово был субъектом бессеменного зачатия и девственного рождения, потому что во Христе, в силу единства Лица, нет никого другого, кто мог бы родиться от Нее.    Даже при обычном физическом рождении очевидно, что рождается не «что», а «кто», не природа, а ипостась. Преп. Анастасий Синаит писал, что «рождение в собственном смысле слова есть добавление ипостаси...», в случае же Христа единственной Ипостасью, которую родила Дева Мария, была Ипостась Бога Слова, родившегося от нее по человечеству, т. е. воспринявшего в единство Своего Лица совершенную человеческую природу, в результате чего Божественная Ипостась Бога Слова стала Ипостасью для воспринятого человечества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Арий утверждал, что Христос – «Сын Божий не по существу, а по усыновлению», что «мы, как и Христос, можем сделаться Сынами Божиими, но только по имени». Все эти рассуждения мало чем отличаются от толстовства и очень напоминают вопли киплинговских бандерлогов, впервые увидевших Маугли: «Он такой же, как и мы! Только – без хвоста!». К чему мы призваны? «Не всякому, говорю вам, можно философствовать о Боге, не всякому! Это вещь не дешевая и не для пресмыкающихся по земле! ...Итак, не всем это доступно, а только тем, которые испытали себя и провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили душу и тело, или, по крайней мере, очищают. Ибо для нечистого может быть небезопасно прикоснуться к чистому, как для слабого зрения – к солнечному лучу». Эти грозные слова Григория Богослова , сказанные им во времена арианских волнений, и в наши дни не утратили своей актуальности. Православному христианину не нужно смущаться сложностью догматического учения Церкви, поскольку он совсем не обязан знать это учение во всех подробностях. Догматика – это наука. И заниматься ею, как и любой другой наукой, должны специалисты. Для неспециалиста же – вполне достаточно знания того догматического минимума, который Церковь признала обязательным для всех своих членов. Этот минимум – Символ Веры , который христианин читает при крещении, а потом ежедневно повторяет в утренних молитвах. Для того, чтобы пользоваться компьютером, совсем не обязательно изучать программные коды, а любитель симфонической музыки далеко не всегда разбирается в политональных наложениях. Так и православный Символ Веры – надежное догматическое оружие христианина для отражения ложных мнений о Боге и свидетельства своей верности Церкви. Православие не тождественно учебнику по догматическому богословию, а внутреннее содержание христианской веры не сводится к ее оборонительным рубежам, как московский Кремль не сводится к кремлевской стене. Поэтому теоретическое знакомство с православной догматикой мало что может дать человеку, желающему понять, наконец, в какого же Бога веруют христиане. В Церкви для истинного познания Христа всегда существовал совсем иной путь и иные критерии: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин. 2, 4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По православному учению, с момента Воплощения Господь подвержен всем тем безгрешным страстям, которым подвержен каждый человек. В.Н. Лосский пишет о Человечестве Христа, что оно «обладало бессмертием и нетленностью природы Адама до грехопадения, но Христос добровольно подчинил его условиям нашей падшей природы. Не только человеческая природа, но и то, что было противоприродно – последствия греха, – были приняты на Себя Христом, Который тем не менее оставался вне первородного греха в силу Своего девственного рождения» 31 . Современный греческий богослов митр. Иерофей (Влахос) пишет: «Зачатие Иисуса Христа произошло посредством творящей силы Пресвятого Духа, а не через восприятие семени, потому что Христос должен был принять природу чистую и непорочную – природу Адама до грехопадения. Однако для одержания победы над тленностью и смертью плоть Христа должна была быть смертной и подверженной страстям, какой она стала после падения Адама. Т. о., Тело Христа было совершенно непорочно и безгрешно, как тело Адама до падения. Что же касается тленности и смертности – как тело Адама после падения» 32 . Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 103–105; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 139–145; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 140–150; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 392–406. Вопрос 39. Соединение Божественной и Человеческой природ во Христе: действительность и образ соединения (Ин.3:13; 1Кор.8:6; Флп.2:6–8; Рим.9:5), орос Халкидонского Собора. Следствия соединения природ (Ин.3:13; 1Кор.2:8; Рим.5:10; 1Кор.15:47; Ин.5:22–23; Лк.22:42) Ответ. Наиболее ясное и полное свидетельство Иисуса Христа о Себе, как Сыне Божием, мы видим в беседе Христа по случаю исцеления Им расслабленного при овчей купели, совершенном в субботу. Евангелист Иоанн, повествующий об этом чуде, замечает, что иудеи, узнав об этом чуде, искали убить Иисуса Христа, «зане сия творяше в субботу». Иисус Христос в оправдание Свое говорит им: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю». Этот ответ иудеи поняли буквально, т. е. в том смысле, что Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим, в собственном смысле, и усвояет Себе равенство с Богом: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» ( Ин.5:18 ). В дальнейшем Иисус Христос не только не указал иудеям, что они неправильно поняли Его слова, но напротив, с новой силой стал говорить о Своем Богосыновстве, указывая на Свое внутреннее единение с Богом Отцом: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин.5:19 ). В беседе в притворе Соломона Христос Спаситель сказал: «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

232 Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 166. 239 Самый великий Человек, Который когда-либо жил. 1991. П.11. Любопытно, что богословские построения данной секты практически не отводят места для покаяния. 240 Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995.С.150 271 Макария архиепископа Харьковского Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб. 1857. с. 251. 274 В начале было Слово… “Источник жизни”. Заокский. 1993.С. 214. – Все это мы слышали еще 2000 лет назад. – Сразу после этих слов Спасителя, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» ( Ин. 6, 66–67 ) Точно также и сейчас сектанты, как те неверующие иудеи, говорят: «какие странные слова! кто может это слушать? " ( Ин. 6, 60 ) Но как тогда, так и сейчас Христос настаивает на буквальном смысле Своих слов. Он никому не давал права толковать их символически! Если в Ветхом Завете спасло Израиль вкушение реального пасхального агнца, как же в Новом он заменяется лишь мыслью об Агнце Божием, берущим на Себя грех мира ( Ин.1, 29 )? Что же касается символического смысла выражения «есть плоть», то действительно он существует. Иов, оскорбляемый друзьями, взывает: «Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои!... Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться ? " ( Иов. 19, 21–22 ) Так неужели мы будем иметь жизнь вечную, если будем оскорблять и издеваться над Господом?! 286 Но ведь для того, чтобы они были теми же самыми реками, должно сохранятся их русло. Иначе это были другие реки, связанные с теми только по омонимии. Таким же руслом реки, согласно учению христиан является бессмертная душа, которая помнит свое тело соберет его себе, силой Христа в последний день. 288 «Нечестивые воскреснут в конце тысячи лет, и тогда сатана вновь сможет их обольщать, освободившись из своего заключения «на малое время» ( Откр. 20:3 ). В своей последней попытке бросить вызов правлению Божьему, он «выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли» ( Откр. 20:8 ). Поскольку нечестивые воскреснут с тем же мятежным духом, с которым они умерли, ему будет нетрудно сделать это. Нападение на город. В последний раз обольщая нечестивых, сатана попытается вселить в них надежду на то, что царство Божие можно захватить силой. Собрав народы земли, он направит их против «города возлюбленного» ( Откр. 20:8,9 ). «Нечестивые, упорно отвергавшие приглашение войти в Город Божий посредством достоинств искупительной жертвы Христа, теперь решают осадой и приступом попасть в город и овладеть им». (В начале было Слово… “Источник жизни”. Заокский. 1993.с.370–371).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ожидание смерти и воздушных мытарств не должно ввергать душу православного христианина в уныние Ожидание смерти и воздушных мытарств не должно ввергать душу православного христианина в уныние. Ибо подобное всегдашнее памятование о смерти и мытарствах может увенчаться радостью их прохождения и счастливого вхождения в Царство Небесное. Преподобный Исаия Отшельник: «Каждодневно имейте пред очами смерть и заботливо помышляйте о том, как имеете выйти из тела, миновать власти тьмы, встречающие нас в воздухе, и беспреткновенно предстать пред Бога, простирая взор и ко страшному дню последнего суда Его и воздаяния каждому за дела, слова и помышления» . Сказано: «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4, 13–14). Веруя в «прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего», ибо мы исповедуем Его не только «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес», но и «нас ради человек и нашего спасения», «восшедшаго» в теле «на Небеса», обеспечив верующим в Него облегчение в прохождении воздушных мытарств. Преподобный Исаия Отшельник также пишет: «Какая же, думаешь, радость будет душе того, кто, начав работать Богу, успешно окончит это дело свое? При исходе его из мира сего такое дело его сделает ему то, что с ним будут радоваться Ангелы, увидев, что он освободился от властей тьмы. Ибо когда изыдет душа из тела, ей сшествуют Ангелы; навстречу же ей выходят все силы тьмы, желая схватить ее и изыскивая, нет ли в ней чего ихнего. Тогда не Ангелы борются с ними, а дела, содеянные душою, ограждают ее, как стеною, и охраняют ее от них, чтоб не касались ее. Когда дела ее одержат победу, тогда Ангелы (идя) впереди ее поют, пока не предстанет она Богу в радование. В час тот забывает она о всяком деле мира сего и о всем труде своем» . Так что же такое учение о мытарствах – богословские фантазии или согласное учение святых отцов? Сейчас многие уверовавшие из числа неофитов, и не только они, ставят под подозрение учение о мытарствах. Они говорят, что это апокрифическое учение, не имеющее под собой основания в Священном Писании и Предании. Однако недавно в Санкт-Петербурге вышел в свет пятитомник трудов епископа Сильвестра, где о мытарствах говорится в положительном смысле. Несколько раз переиздавался двухтомник «Православно-догматическое богословие» святителя Макария (Булгакова), где также положительно говорится о мытарствах. Книга преподобного Иустина (Поповича) содержит догматическое учение о мытарствах. И только горстка теологов-реформаторов в нашей стране пытается модернизировать церковное учение под влиянием западных теологов-рационалистов, исповедующих «суицидальную сотериологию».

http://pravoslavie.ru/94136.html

Как решается вопрос о предопределении и свободе выбора человека в Православии? Вопрос этот весьма сложный, и ответить на него исчерпывающе нельзя, поскольку нам не дано здесь на земле проникнуть в тайну свободной воли человека и понять, как можно согласовать её с предопределением Божиим. Можно сказать лишь о главнейших положениях, которых придерживается православное богословие по данному вопросу. Православие признаёт, что Бог есть существо абсолютно всемогущее и свободное, Который предопределил все события в мире до малейших подробностей, как написано: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» ( Мф.10:29 ); «А у вас и волосы на голове все сочтены» ( Лк.12:7 ). Если же Господь предопределил такие ничтожные события, как падение птички и количество волос на голове каждого человека, то тем более Он предопределил спасение и погибель людей, и если бы что-то могло совершиться не по Божьему предопределению, то Бог не был бы абсолютно всемогущим и свободным. Но при этом Православие признаёт, что человек совершенно свободен в своём выборе, и каждый спасается или погибает только согласно тому, что он избрал. Как же совместить эти два положения? В том всё и дело, что совместить логически, нашим ограниченным умом, эти понятия невозможно, но мы должны верить и признать как одно положение, так и другое, ибо оба они – истинны! Мы не можем эти истины совместить только по своей ограниченности, но Бог совмещает несовместимое . Как известно, догматическое богословие состоит из катафатического (положительного) и апофатического (отрицательного). Катафатическое богословие описывает Бога и положительно утверждает, что Бог есть дух, что Он вечный, всемогущий, вездесущный, всезнающий, милосердный, милующий, благой, любящий и т.д. Апофатическое же богословие говорит о Боге только отрицательно, то есть о том, кем Бог не является; о Боге мы не можем сказать ничего утвердительного, и Бог не есть ни вечный, ни всемогущий, ни вездесущий, ни милосердный и т.д., ибо все эти слова и понятия – человеческие, взятые из нашего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 207–222; Воронов Ливерий , прот. Догматическое богословие. Клин, 2002. С. 24; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 57–90; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 96–103. Вопрос 28. Назначение человека. Важность учения о происхождении человеческого рода от Адама и Евы (Деян.17:26; Рим.5:12). Попечение Божие о человеке до грехопадения Ответ. Выделяют три аспекта: назначение по отношению к Богу, назначение по отношению к самому себе и назначение по отношению ко всему прочему творению. По отношению к Богу назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом (религии), к которому призвал его Вседобрейший при самом сотворении, запечатлев в нем Свой образ, чтобы вследствие такого призвания постоянно стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т. е. чтобы человек познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним. «Исполнил их проницательностью разума», – говорит премудрый сын Сирахов о Боге и первых людях, – «положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославят они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои» ( Сир.17:6–10 ). Соответственно этому, и Спаситель заповедал нам: «так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Заповедали и свв. апостолы: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ); «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался постоянно развивать и усовершенствовать эти силы через упражнение их в добрых делах, и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

история «дебатов о Св. Духе свидетельствует о том, что фарисейский буквализм, полемический задор и апологетическая горячность гораздо чаще выступают движущими мотивами любой из сторон диалога». А богословие святых отцов «эстетически безвкусно, интеллектуально бесплодно и морально сомнительно» и традиционно банально, а богословские споры об Истине – это «столкновения гордынь» и за редким исключением «орудие схизматического духа»… Видно, что О. Давыдову невыносимо тесно в святоотеческом Предании Получается, по Давыдову, что святыми отцами руководила не апостольская заповедь «храни переданное тебе» (1 Тим. 6: 20) и наставление, данное верным в лице апостола Тимофея: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4: 1–2), а человеческие страсти, поэтому исповедники веры, по Давыдову, – это люди, проникнутые схизматическим духом. Однако Давыдов счел возможным обойти апостольскую заповедь и «фарисейский буквализм», как он именует учение святых отцов, с помощью богословского «гения» прот. Сергия Булгакова и личного догматического волюнтаризма. V. Догматический и литургический волюнтаризм Поскольку богословие Церкви и святых отцов в глазах О. Давыдова безнадежно негодно, то молодой реформатор церковной веры призывает игнорировать Филиокве как ересь на уровне литургическом и церковно-практическом и по сути предлагает переступить через веру в Единую Святую Православную Церковь: «В литургической и евхаристической жизни общин, как католических, так и православных, совершенно невозможно найти различия, о которых можно было бы сказать прямо, что они зависят от приверженности к различным теологуменам. Именно это “низовое единство” представляется тем основанием, на котором возрастет иная, неапологетическая пневматология, допускающая разномыслия, но не взыскующая тоталитарного единомыслия».

http://pravoslavie.ru/131999.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010