Итак, несомненно, что помазание елеем заповедано Духом Святым, что и исполняет Церковь с самой древности и поныне. Поэтому баптисты и другие протестанты, не совершающие елеопомазания, противятся Евангелию и отвергают ясную Божественную заповедь, в чём их обличают даже их же собратья, например, некоторые харизматы и отделённые баптисты, практикующие помазание елеем 617 . Одним словом, Церковь утверждена на семи столбах (см. Введение, абз. 17–19), и если у протестантов не было бы одного лишь Таинства Елеопомазания, то только по этой причине они не могли бы быть Церковью. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 46. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 467–468. Там же. Т. II, с. 468. Там же. Т. II, с. 468–469. Глава 18. О Таинстве Брака Вопрос Брака, как и Елеопомазания, в православно-протестантском диспуте не имеет такой остроты, как другие вопросы. Протестанты в данном вопросе не согласны с православными по большому счёту лишь в том, что брак нужно считать Таинством. Один баптистский пастор говорил мне, что брак у них не считается таинством, так как он не имеет прямой связи со Христом, как крещение и хлебопреломление. На самом же деле брак имеет самую прямую связь с Господом, ибо он есть прообраз брака Жениха Христа и Невесты Церкви: «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» ( Откр.19:7 ). В Еф.5:31–32 христианский брак напрямую связывается с браком Христа и Церкви, причём брак буквально называется тайной (таинством), по греч. μυστριον – мистирион: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Посему своей брачной жизнью христианские муж и жена должны пророчествовать и самим делом проповедовать об отношениях Христа и Церкви: как Христос любит Церковь , так муж должен любить жену ( Еф.5:25 ); как Церковь повинуется Христу, так жена должна повиноваться мужу ( Еф.5:24 ). Вот эти святейшие отношения муж и жена и призваны явить Церкви, ангелам и миру. И поскольку задача эта весьма сложная и самому человеку непосильная, то для этого в Таинстве Брака и подаётся брачующимся особая благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Итогом продолжительного процесса дробления Западного общества стало духовное истощение, а сегодня это уже самая настоящая агония, отражающаяся в небывалом расцвете всевозможных агрессивный оккультных практик, сектантской истерии и откровенного сатанизма, победным шествием покоряющих сегодня уже и просторы Святой Руси. О «тайном знании» православных христиан Крестная жертва Христа открыла перед каждым из людей уникальную способность, являющую собой бесценный и поистине царский дар Творца своему возлюбленному творению, - это способность быть причастным к божественной Любви. Здесь подразумевается сверхъестественная (в полном значении этого слова, т.е. сверх собственного человеческого естества) способность личного существа «любить кого-то больше собственной своей природы, больше собственной своей жизни. Таким образом, личность, этот образ Божий в человеке, есть свобода человека по отношению к своей природе...» (Лосский В.Н. «Догматическое богословие...»). Что значит победить собственное эго, что значит оказаться над своей собственной природой, выше ее, выше рабства греху? Не это ли и есть самая сокровенная и самая сакральная «сверхспособность» человека, которая воистину больше всех даров Святого Духа: больше даров откровения - мудрости, знания, умения различать духов; даров вспоможения - веры, чудес и исцеления; даров управления - пророчества, говорения на иных языках и их толкования? В Первом соборном послании св. Ап. Павла к Коринфянам написаны слова, в тысячи крат превышающие возможность простого человека вместить их содержание, ибо истинное их значение открывается только совершенным, и то «отчасти», по выражению Апостола, «как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно». Вот эти слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/13/...

   4. Ложных учений касательно первородного греха известно два.    Одно — тех, которые совершенно отвергают действительность этого греха, говоря, что все рождаются такими же чистыми и невинными, каким создан был Адам, и что болезни, смерть есть естественные следствия человеческой природы, а не следствия первородного греха — так учили в древности пелагиане, а в новейшие времена учат социане и вообще рационалисты.    Другое учение — реформаторов, которые впадают в противоположную крайность, слишком преувеличивая в нас следствия первородного греха: по этому учению, прародительский грех совершенно уничтожил в человеке свободу, образ Божий и все духовные силы, так что самая природа человека сделалась грехом, все, что ни желает, что ни делает человек, есть грех, самые добродетели его есть грехи, и он решительно не способен ни к чему доброму. Первое из указанных ложных мнений Православная Церковь отвергает своим учением о действительности в нас первородного греха со всеми его последствиями (т.е. первородный грех понимаемый в обширном смысле); последнее — отвергает своим учением о следствиях. §92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения    Прародительский грех, учит Православная Церковь, со своими следствиями распространился от Адама и Евы на всех их потомков путем их естественного рождения, и следовательно, несомненно существует.    1). Это учение имеет твердые основания в Священном Писании. Относящиеся сюда места Писания можно подразделить на два класса: одни выражают преимущественно мысль о действительности и всеобщности первородного греха в людях; а другие преимущественно мысль о действительности и способе его распространения.    Из мест первого рода:    1.1.Самое главное и ясное находится в пятой главе послания святого апостола Павла к Римлянам. Делая здесь сравнение между Адамом и Господом Иисусом Христом по отношению к роду человеческому, Апостол пишет между прочим: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили (12). Ибо если преступление одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека Иисуса Христа, переизбыточествует для многих (15). Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушание одного сделались праведными многие (17—19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Ап. Павел обращается к христианам: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). 3) В смысле самом употребительном Церковь Христова означает собственно одну лишь Церковь новозаветную и воинствующую, или благодатное Царство Христово. В «Послании Патриархов православной кафолической Церкви о православной вере», чл. 10, говорится: «Веруем, как и научены верить, в так именуемую и в самой вещи таковую, то есть, Святую, Вселенскую, Апостольскую Церковь , которая объемлет всех и повсюду, кто бы они ни были, верующих во Христа, которые ныне, находясь в земном странствовании, не водворились еще в отечестве небесном». Русское слово « церковь », производное от греч. κυριακς (δμος) – «Господень (дом)», является заменой греческого слова κκλησα, которое происходит от глагола κκαλω, что означает «собирать, вызывать на собрание». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные. Чтобы быть участником этого собрания, принимать участие в управлении городом, нужно было соответствовать определенным требованиям. В христианстве изначально под Церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный (греч. γνος κλεκτν)» ( 1Пет.2:9 ). Свт. Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», беседа 18) говорит, что «Церковью, т. е. созванием или собранием называется соответственно самой вещи, поскольку всех созывает и вместе собирает». Однако Церковь невозможно свести к обществу верующих, потому что при таком определении невозможно уяснить, чем отличается Церковь от других религиозных обществ и организаций, например, от Церкви ветхозаветной. Господь Иисус Христос, Основатель христианской Церкви, есть Богочеловек и находится в отношении Своей Церкви в совершенно ином положении, чем все прочие основатели религиозных сообществ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

О значении догматов говорит тот факт, что, с древних времен и поныне, перед вступлением в церковную общину крещаемый должен во всеуслышание прочесть Символ веры, т.е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины Православия. Апостол убеждает уверовавших твердо держаться евангельского учения, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). Кто отступает от однажды принятой апостольской веры, тот лишает себя спасения. История Православной Церкви знает множество примеров, когда ради сохранения чистоты своей веры святые подвижники шли на жестокие страдания и смерть. Христова Церковь прославляет их, как поборников православной истины. Догматы - незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними - строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения. Мы имеем строгое указание Апостола: " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден " (Тит. 3, 10-11). Аналогично, против отвергающих основной христианский догмат - о Богочеловечестве Христа Спасителя, свидетьльствует Апостол Иоанн: " Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста " (1 Ин. 4, 3). Если любой грех - следствие слабости воли, то ересь - " упорство воли " Ересь - упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна. В постановлениях Шестого Вселенского Собора говорится: " Аще кто не содержит и не приемлет догматов благочестия и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема по определению, прежде составленному святыми и блаженными отцами " 3. Богословское мнение Опыт Церкви шире и полнее догматических определений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/7/fb...

От соединения с благодатью происходит преображение тварного мира. Свт. Ириней Лионский учит: «Как дикая маслина, если не будет привита, остаётся бесплодною для владельца по своему дикому свойству и как бесплодное древо посекается и в огнь бросается: так и человек, пока не примет он чрез веру привития Духа, продолжает быть тем, чем был прежде; будучи плоть и кровь, он не может наследовать Царствия Божия» 629 . Св. Макарий Великий даёт такое сравнение: «Как тело без души мертво и ничего не может делать: так и душа, без небесной души, без Божественного Духа, мертва для Царствия, и без Духа Святаго не может совершить ничего угодного Богу» 630 . В другом месте он говорит: «Если душа не получит в сем мире духовного освящения посредством твердой веры и молитвы; если не соделается причастною Божественного естества и не приимет благодати, при содействии коей могла бы исполнять все заповеди свято и неукоризненно, то останется неспособною к Царствию Небесному» 631 . Благодать необходима на всех этапах жизни человека. Она «вживляет» его в Бога. В прощальной беседе с учениками Господь говорит: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). Из всего сказанного можно заключить, что благодать есть божественная сила, возрождающая, укрепляющая и совершенствующая человека. Она освящает человека и действует во внутреннем единстве с его духовной природой, совместно с естественными силами и способностями человека. Благодать не изменяет сущности человеческой природы, но преображает способ её существования. Спасение без благодати невозможно. Вопросы: 1. Почему после совершения Искупления каждый отдельный человек ещё не является спасенным? 2. Что такое освящение, чем оно отличается от магических ритуалов? 3. Как соотносятся благодать и божественная природа? 4. Что такое благодатные дары и плоды, как соотносятся эти понятия? 5. Является ли благодать исключительным достоянием Бога Духа Святого? Задание: Посредством доступной вам православной догматической литературы выясните итоги богословских споров свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

1472 Другое учение – реформаторов, которые впадают в противоположную крайность, слишком преувеличивая в нас следствия первородного греха: по этому учению, прародительский грех совершенно уничтожил в человеке свободу, образ Божий и все духовные силы, так что самая природа человека сделалась грехом, все, что ни желает, что ни делает человек, есть грех, самые добродетели его есть грехи, и он решительно не способен ни к чему доброму. 1473 Первое из указанных ложных мнений Православная Церковь отвергает своим учением о действительности в нас первородного греха со всеми его последствиями (т.е. первородный грех понимаемый в обширном смысле); последнее – отвергает своим учением о следствиях. § 92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. Прародительский грех, учит Православная Церковь , со своими следствиями распространился от Адама и Евы на всех их потомков путем их естественного рождения, и следовательно, несомненно существует. 1). Это учение имеет твердые основания в Священном Писании. Относящиеся сюда места Писания можно подразделить на два класса: одни выражают преимущественно мысль о действительности и всеобщности первородного греха в людях; а другие преимущественно мысль о действительности и способе его распространения. Из мест первого рода : 1 .1. Самое главное и ясное находится в пятой главе послания святого апостола Павла к Римлянам. Делая здесь сравнение между Адамом и Господом Иисусом Христом по отношению к роду человеческому, Апостол пишет между прочим: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили (12). Ибо если преступление одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека Иисуса Христа, переизбыточествует для многих (15). Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О значении догматов говорит тот факт, что, с древних времен и поныне, перед вступлением в церковную общину крещаемый должен во всеуслышание прочесть Символ веры , т.е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины Православия. Апостол убеждает уверовавших твердо держаться евангельского учения, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4, 13 ). Кто отступает от однажды принятой апостольской веры, тот лишает себя спасения. История Православной Церкви знает множество примеров, когда ради сохранения чистоты своей веры святые подвижники шли на жестокие страдания и смерть. Христова Церковь прославляет их, как поборников православной истины. Догматы – незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними – строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения. Мы имеем строгое указание Апостола: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит. 3, 10–11 ). Аналогично, против отвергающих основной христианский догмат – о Богочеловечестве Христа Спасителя, свидетельствует Апостол Иоанн: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин. 4, 3 ). Если любой грех – следствие слабости воли, то ересь – «упорство воли» 45 . Ересь – упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна. В постановлениях Шестого Вселенского Собора говорится: «Аще кто не содержит и не приемлет догматов благочестия и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема по определению, прежде составленному святыми и блаженными отцами» 46 . 3. Богословское мнение

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

О богообразности ангелов прямо свидетельствовал прп. Иоанн Дамаскин : «Создатель и Творец ангелов, приведший из не сущего в бытие и создавший их по образу Своему, бестелесными по естеству...» (Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 3). Св. Анастасий Синаит и св. Григорий Палама уточняли, что богообразность ангелов несколько отличается от человеческой, поскольку люди имеют тела, а ангелы бесплотны. 272   Господь сказал Самуилу: Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце ( 1Цар. 16:7 ); Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( 1Пет. 3:4 ). 273  Прп. Марк Подвижник : «Если ты грешишь, то не обвиняй ни тело, ни душу, а ум» (PG. 65, 933). Прп. Антоний Великий : «Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум течёт впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные» (Наставления о доброй нравственности. Гл. 94//Добротолюбие. Т. 1, стр. 69). «Душа есть в мире рожденная, а ум выше мира, не рожденный» (Там же. Гл. 136, стр. 74). 275  Свт. Феофан Затворник : «Душа составляет низшую сторону внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, богоподобная, равноангельская сила – которая и составляет характеристическую черту человека» (Собрание писем. Вып. 1. M., 1898, стр. 98). 278  Протопресв. Василий Зеньковский полагает, что необходимо в человеческой личности различать два уровня её бытия, изменяемую и неизменную часть, эмпирическую надстройку и богоданный фундамент: «Начало личности непроизводно, невыводимо; если эмпирическое «я» как центр нашего эмпирического самосознания бесспорно питается из социального опыта, то само возникновение эмпирического «я» предполагает более глубокое «я» – данное в непосредственном самосознании до всякого опыта... Необходимо различать это глубокое «я» как лоно самосознания, как центр духовной жизни, как непроизводный фактор самовидения, и эмпирическое «я» (Основы христианской антропологии. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38280.php ). 279  В связи с этим у В.Н. Лосского есть такое высказывание: «Понятие личности предполагает свободу по отношению к природе, личность – свободна от своей природы, она своей природой не определяется. Человеческая ипостась может самоосуществляться только в отказе от собственной воли, от того, что нас определяет и порабощает естественной необходимостью» (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, стр. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Виды приобщения Богу. Приобщение божественному уму, возможно только через догмат. Приобщиться Христовой (Божественной) воли возможно исполнением воли Божией (через заповеди). Приобщиться же Всего Бога возможно только в Святом Причастии. Поэтому к Святому Причастию не могут быть допущены те, кто предварительно не подготовил свой ум и волю к Таинству. Именно поэтому у нас сначала читается Писание (Литургия Слова), исповедаются догматы, человек предварительно должен раскаяться в своих грехах, исповедать их и очистить свое сердце. В Православной Церкви сегодня есть две традиции Причащения. В Русской Православной Церкви Причастию обязательно предшествует исповедь, а в восточных православных Церквях эта традиция разведена, человек является сам себе судьей перед Причастием, но предварительная подготовка через разум и волю все равно необходима. Предсказание о Причастии. «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс. 115, 4 ). «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» ( Мал. 1, 11 ). Говорится о великой жертве, которую даст Господь. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума " » ( Прит. 9, 1–6 ). Премудрость – здесь Иисус Христос ( 1Кор. 1, 24 ). Дом – это Тело и это Церковь . Семь столбов – семь даров Святого Духа (семь таинств). Жертва и вино – Тело и Кровь. Слуги – Апостолы и их преемники. Провозглашение с возвышенностей городских – обоснование уличной проповеди. Причастие для неразумных – кто считает себя умней Господа, тому причастие не нужно. Причастие дает жизнь, истинное познание, дает возможность ходить путем Божественного разума. Антипричастие, антицерковь (мировое сообщество).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010