Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. ( ΘΕΟΛΟΓА A­ ΠΑ). 1. О Боге в самом себе. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.» 1 Иоанн 5:7. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Цер­ковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: “Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, – настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия”. 151 Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого ра­зума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим. 6:16 ); 152 б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных не­ведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11:33–34 ; срав. Иоан. 1:18 ; 1Иоан. 4:12 ; Сирах. 18:3,4 ), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Неви­димый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям – а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:20 ; срав. Пс. 18:2–5 ; Прем. 13:1–5 ), а еще более – б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1:1–2 ; срав. Прем. 9:16–19 ), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти ( 1Тим. 3:16 ), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан. 5:20 ), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа исти­ны, который все проницает, и глубины Божии ( Иоан. 14:16–18 ; 1Кор. 2:10 ). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда ( Иоан. 1:18 ), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти ( 1Кор. 13:12 ), и ныне мы верою ходим, а не в и дением (2 Kop. 5:7). 153 Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Лекция первая. Вводная Требования к миссионеру. Основные принципы проповеди : цели и задачи. Главная весть миссионера. Объект миссии. Принцип свидетельствования. Сила миссионера. Духовный смысл миссии. Критерии истинности информации и правильности ее интерпретации. Истинность Священного Предания. Решения Церковных соборов. Требование к миссионеру. Миссионер должен изучить Православное вероучение на основании Священного Писания и знать, как правильно его преподать современному человеку. Миссионер должен свободно ориентироваться в составе и содержании Библии. Миссионеру всегда необходимо иметь с собой Библию. Первое домашнее задание для начинающих миссионеров – выучить наизусть оглавление Библии . От обычного человека, просто желающего что-нибудь изучить, миссионер отличается тем, что его цель – передать информацию другим. Основные принципы проповеди: цели и задачи. Миссионер опирается прежде всего на Священное Писание , но не так, как ему хочется, а в соответствии с толкованиями Отцов Церкви. Основная задача миссионера – нести весть Иисуса Христа о прощении грехов ( Лк. 24,46–49 ). Это является и самой главной вестью – «прощение грехов во всех народах» ( Лк. 24, 47 ). Обычно говорят, что у христиан все очень легко: покаялся – и грехи тебе прощаются. Мы соглашаемся, что у нас все легко! И говорим: «Попробуйте, и сами увидите!» В этом немыслимая новизна Евангелия: рвутся причинно-следственные связи, мое прошлое больше мной не управляет, я могу начинать с чистого листа, я попадаю в первый день творения, и все мои пути начинаются от аналоя с Крестом и Евангелием. Мы начинаем жить с чистого листа благодаря милости Бога, за которую очень дорого заплачено – Кровью Господней. Весть о прощении грехов является сердцевиной вести о христианстве. Мы возвещаем покаяние. Покаяние – это перемена мировоззрения. Мы требуем от всех народов изменения мировоззрения. Бог утверждает, что человеку в естественном состоянии принять Евангелие невозможно, если он не изменит своего мировоззрения. Евангелие нельзя механически приложить к существующему мировоззрению. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7, 21–23 ). В этом отрывке говорится о том, что есть воля Божия, что она отличается от мнения человека. Господь прямо говорит: нельзя совместить старые, ветхие «мехи» обычного человеческого мировоззрения с новым «вином» Евангелия ( Мф. 9, 16–17 ). Наша задача – требовать заменить старое языческое мировоззрение христианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

... «еще раз поколеблю не только землю, но и небо... чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля Царство Непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу...» ( Евр.12:26–28 ) Содержание От составителя Мысли к предисловию Часть первая. Подвиг постижения первообраза Пути богословской аскезы Богословие как молитва и как состояние нашего духа Единство Церкви по образу Святой Троицы Тайна Святой Троицы Откровение и догматическое сознание Антиномии Троического богословия Обожение Путь единства Часть вторая. Образ и подобие О человеке Человек – персона Христианское величие человека Предвосхищение царства О современном человечестве Часть третья. Становление Слово о монашестве Об основах православного подвижничества О необходимости трех отречений у преп. Иоанна Кассиана Римлянина и преп. Иоанна Лествичника О некоторой параллели между браком и монашеством О двух родах смирения: нетварном-Божественном и тварном-аскетическом О послушании О молитве О покаянии Из аскетических записок О подобии Христу О прощении грехов О монашеском «здоровье» О благодати О всеобщем спасении Завещание Часть четвертая. На вершине Фавора О созерцании Слово на Преображение. О Свете Фаворском Сокращения     ОТ СОСТАВИТЕЛЯ «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» ( Ин.17:3 ). Познание Бога, о котором молился Христос в Гефсиманскую ночь, не есть «осведомленность», но живое общение с Богом. Жаждой именно такого Богопознания отмечен весь жизненный путь схиархимандрита Софрония (†1993). Для тех многих, кто уже соприкоснулся с его духовным наследием всякое предисловие, возможно, покажется излишним. Его книги сами красноречиво свидетельствуют о богатстве его духовного опыта. Отец Софроний – наш современник. Его слово о Боге во многом является ответом на духовные искания нашей эпохи. Жизненный путь отца Софрония охватывает почти все столетие. Каким бы поворотом событий ни была отмечена история нашего века, слово отца Софрония было и остается верным свидетельством тому, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Святоотеческие толкования на слова Христа: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин 14:13) Источник Содержание Ошибка Оригена Устойчивый библейский оборот Святоотеческие толкования Тринитарное прочтение Богословие имени и личности Использованные источники:     Православный подход к толкованию Священного Писания обязует нас согласовать его с тем, как изложили его уже прежде «светила и учители Церкви в своих писаниях» (Правило 19 VI Вселенского Собора, 3, с. 280). История протестантского движения, которое недавно отметило свое 500-летие, ярко демонстрирует, что произвол в толковании Писания приводит к бесконечному множеству индивидуальных, или «личных» мнений, которые толкуют одни и те же священные тексты не только не в согласии с Преданием Церкви, но и разделяя самих протестантов на сотни разнящихся суждений и экзегетических направлений. Но и в православной среде отход от атмосферы боговдохновенных святоотеческих мыслей очень быстро приводит к разного рода заблуждениям 1 . Слова Господа Иисуса Христа «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Ин 14:13 ) могут быть неверно истолкованы (и на самом деле неверно толкуются современными сектантами), как якобы показывающие, что Сын Божий не равночестен Богу Отцу по Божеству. Ошибка Оригена В древней Церкви такую серьезнейшую догматическую ошибку совершил знаменитый своими обильными экзегетическими трудами Ориген (почему александрийского дидаскала некоторые даже признавали за своеобразного предтечу еретика Ария). Ложное толкование Оригена повторяют нередко и современные еретики. Причем, если для Оригена можно найти хотя бы некоторое смягчающее его вину обстоятельство, а именно, что учение Церкви о Святой Троице на период жизни александрийского дидаскала еще не было полностью артикулировано, то наша информационная эпоха позволяет практически каждому прикоснуться к драгоценному наследию святых богословов, не оставляя таким образом сомнения в гордом еретичествующем упрямстве лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

I. Отношение Бога Промыслителя к духам добрым § 40. Сохранение и управление Божие миром ангельским Промышление Божие об ангелах, как и о всех сотворенных существах, состоит в сохранении их бытия и в управлении ими, или направлении их к цели их бытия. Что ангелы сохраняются в бытии Богом, это понятно само собою. Хотя они духовны по своей природе, но как не имеющее живота в себе ( Ин.5:26 ), а получившие бытие от Источника жизни ( Пс.35:10 ), необходимо нуждаются в помощи всесохраняющей силы Божией для продолжения своей жизни и, подобно всем тварям, от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу ( Пс.103:27 ). Бог держа все, следовательно и ангелов, словом силы Своей ( Евр.1:3 ), все животворящим ( 1Тим.6:13 ), в Его руке душа всего живущего ( Иов.12:10 ), значит и ангелов. Бессмертие их есть бессмертие не по естеству, а по благодати, ибо все имеющее начало по естеству имеет и конец. Посему они одинаково со всеми прочими созданиями призываются к прославлению Бога Вседержителя: хвалите Его, все Ангелы Его ( Пс.148:2 ). В зависимости же от Бога находится и такое нравственное состояние оставшихся верными Ему ангелов, что они не могут отпасть от Него и вообще грешить. Бог есть производящий все во всех ( 1Кор.12:6 ), а посему не по естеству, а по благодати Божией ангелы пребывают и будут пребывать в неизменно добром нравственном состоянии (Прав. Испов. 20 вопр.). Управление Божие миром ангельским состоит в том, что Бог направляет и содействует ангелам в достижения цели их бытия – совершенства и блаженства. Откровение в подробных чертах изображает действия управления Божия миром ангельским. Оно учит, что они премудростью Божьею ведутся к достижению цели их бытия прямыми и косвенными путями: прямо – чрез употребление их Богом соответственно их назначению на непосредственное служение Самому Себе, и косвенно – чрез употребление их на служение людям и природе, в качестве орудий промышления Божия о вселенной и о человеческом роде. § 41. Служение ангелов Богу Ангелы служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, покланяются Ему и прославляют Его. Так, пр. Исаии видел, что вокруг Него стояли Серафимы… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! ( Ис.6:2, 3 ; сн. Иез.3:12 ). Св. Иоанн Богослов свидетельствует о горних силах, что они ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр.4:8; 7:11–12 ). Пр. Даниил так же удостоился видеть Ветхого днями, сидящего на престоле небесном, и тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним ( Дан.7:10 ). И по словам Спасителя, ангелы всегда (δι παντς) видят лице Отца Моего Небесного и исполняют на небесах Его волю ( Мф.18:10; 6:10 ). Они служат и Сыну Божию, пребывающему одесную Бога Отца ( 1Пет.3:12 ; Еф.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В.И. Добротворский V. О Боге Освятителе человека Искупление совершилось; в Лице Иисуса Христа, Богочеловека, явился на земле человек, удовлетворивший правде Божией, понесший наказание за грехи человечества и восторжествовавший над смертью. Но все, что совершил Иисус Христос, совершил «нас ради человек и нашего ради спасения и искупления, – нас ради воплотился и вочеловечился, совершил служение пророческое, первосвященническое и царское», почему Он именуется «Начальником спасения», «перворожденным всей твари», первенцем из мертвых», «новым Адамом », «Спасителем» и «Искупителем». Чтобы быть искупленным, каждому человеку надлежит быть в таком же неразрывном союзе с Искупителем, Богочеловеком Иисусом Христом, в каком каждый состоит с первым Адамом, но не по плоти, а по духу, тем не менее – в союзе также действительном и как бы органическом. «Я есмь лоза», сказал Иисус Христос, «а вы ветви: кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). В этом же смысле теснейшего союза Иисус Христос именуется «Главою», а все люди, соединенные с Ним, «телом Его», или все вместе называются: «Телом Христа», а порознь «членами единого тела». Учение о союзе человека с Иисусом Христом, Начальником и Совершителем веры, есть существенная и характерная особенность христианской религии, отличающая ее от всех других. Это учение в порядке устроения искупления человеческого называется учением об усвоении каждому человеку дела искупления, совершенного Иисусом Христом, или: учением об освящении человека, потому что через союз с первым Адамом – всем людям усвояется грех, а чрез союз с новым Адамом, Господом Иисусом Христом, всем усвояется Его праведность, – Бог избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним ( Еф. 1:4 ). Усвоение человеку искупления, или освящение его совершается благодатию Божиею, которая действует посредством церкви и таинств: отсюда три пункта учения об освящении человека: учение о благодати Божией, о церкви и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

архим. Захария (Захару) VI. Путь безмолвия 1. Иисусова молитва Молитва Иисусова является кратким призыванием, которое непрестанно повторяется верующими во имя Господа Иисуса. Сему деланию отдается преимущество среди монахов. Для них и всех православных христиан оно является средством освящения. После воскресения Христова и появления Церкви христианами стали называться «призывающие имя» Христово. Новое «избрание» для себя Бога отождествлялось с решением «возвещать имя Его» 882 . Как, согласно слову Господню, мы не можем «жить во век», если «не будем есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его» 883 , так и свидетели Его воскресения очень рано убедились, что «нет другого имени под небом, данного человеком, которым бы надлежало нам спастись» 884 . Таким образом, призывание имени Господа Иисуса и причастие Его Тела и Крови стали двумя главными основами жизни, вокруг которых осуществляется спасение нового народа, искупленного «претерпением Им смерти» 885 . Молитва во имя Иисуса, замечает Старец, была известна еще Апостолам со времен земной жизни Господа 886 . Она имеет в качестве догматической основы слова Господа, произнесенные Им незадолго до Голгофы: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтоб радость ваша была совершенна... Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» 887 . Эти слова Христовы являются одновременно и заповедью, и обетованием. Призывающий имя Иисуса Христа исполняет заповедь. Кто призывает это имя непрестанно, поставляет себя на путь заповедей, на путь Господень, который ведет к освящению и соединению с Богом. Христос Своим распятием и воскресением исполнил великую заповедь, полученную от Отца 888 , и дал верным «благодать на благодать» 889 . Призывающий имя Иисусово посвящается в таинство Христа и Воскресения Христова и становится храмом Божества. Поскольку наследие, которое Бог дал призывающим имя Его, столь велико, мы, как подчеркивает Старец, обязаны углубиться в свойство и природу Божественного имени, чтобы стяжать через молитву совершенный плод спасения и совершенную радость 890 . Понимание этого приходит постепенно, а мера совершенства достигается тогда, когда радость сердца и свет ума способствуют созреванию в познании и любви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Царство Духа и Царство Кесаря» — одна из главных книг Бердяева. Книга о двух силах, борющихся за мир или о двух состояниях мира: свободы и необходимости, любви и власти, Распятого и палачей, Духа и Кесаря. «Царство Духа и Царство Кесаря» Бердяева — гениальная разработка новозаветной темы «царства не от мира сего» в его противостоянию князю мира сего. Критики (с православных позиций) философии Бердяева, часто упускают одну вещь. Конечно, в философии Бердяева, действительно много того, что можно счесть догматическими огрехами. Но Бердяев и не писал курс по догматической теологии. Главное — все творчество Бердяева проникнуто подлинным новозаветным духом: духом свободы и любви, отречения от мира сего, устремления к Новому Иерусалиму, преданностью Распятому. Не в формулировках дело, а в духе. Этого не скажешь о многих «кристально чистых» с догматической точки зрения богословах. Книга «Царство Духа и Царство Кесаря» — прекрасный пример такой «новозаветной» мысли. В конце концов Бердяев лишь на языке экзистенциальной философии толкует новозаветный эпизод о третьем искушении Христа: — …Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. — отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. Это искушение будет вечно повторятся, пока история не закончится. Ситуация первых мучеников: поклонись обожествленному императору или умри. Это ситуация повторилась в XX веке — Бердяев понимал в каком историческом контексте он пишет о двух царствах. Читаемость: Язык: Объём текста: Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/carstvo-du...

митрополит Макарий (Булгаков) Содержание Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и ... 1. О Боге в самом себе     Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви    Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума.    Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33-34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -    а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20; срав. Пс. 18:2-5; Прем. 13:1-5), а еще более -    б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2; срав. Прем. 9:16-19), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти (1 Тим. 3:16), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного (1 Иоан. 5:20), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа истины, который все проницает, и глубины Божии (Иоан. 14:16-18; 1 Кор. 2:10). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда (Иоан. 1:18), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти (1 Кор. 13:12), и ныне мы верою ходим, а не видением (2 Kop. 5:7). Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

< >< назад > Торжество православия На другой день захотел Он идти в Галилею и находит Филиппа. И говорит ему Иисус: следуй за Мною. Был же Филипп из Вифсаиды, из города Андрея и Петра. Находит Филипп Нафанаила и говорит ему: Того, о Ком написал Моисей в Законе и Пророки, мы нашли: Иисуса, сына Иосифа, из Назарета. И сказал ему Нафанаил: из Назарета может ли быть что доброе? Говорит ему Филипп: иди и посмотри. Увидел Иисус Нафанаила, идущего к Нему, и говорит о нем: вот воистину израильтянин, в котором нет притворства. Говорит Ему Нафанаил: откуда Ты меня знаешь? Ответил Иисус и сказал ему: прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Ответил Ему Нафанаил: Раввй, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Ответил Иисус и сказал ему: оттого что Я сказал тебе: Я видел тебя под смоковницей, — ты веришь? Увидишь больше этого. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: увидите небо отверстым, и ангелов Божиих восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. (Ин. 1. 43-51) Перевод епископа Кассиана (Безобразова) Весной 843 года в Константинополе крестный ход, возглавляемый патриархом, с крестами и иконами, подошел к самому главному храму империи – Святой Софии. Этим торжественным действом было отменно восстановление иконопочитания, догматически утвержденное еще Седьмым Вселенским Собором в 787 году. Число «семь» в символике Священного Писания и церковного учения означает полноту (за семь дней сотворил Господь Бог мир, семь Таинств соединяют человека с Богом) и Семь Вселенских Соборов в истории определили полноту православного вероучения. А в центе всех споров, происходивших с IV по VIII век, стояла Личность Господа Иисуса Христа. Ведь Господь, по слову Писания, есть «камень преткновения и соблазна». Сначала споры велись о Божестве Спасителя, затем о Его человечестве и вот, как кульминация и итог, – вопрос иконопочитания. Иконобрцы вели борьбу с православием не на уровне богословских тезисов – это была настоящая война против Христа: разорялись монастыри, уничтожались памятники церковного искусства, появились жертвы и среди защитников икон. Икона есть свидетельство о православии, о том что Бог вочеловечился! В Рождестве от Девы Марии Невидимый становится видимым и значит изобразимым. И, поклоняясь иконам Спасителя, мы поклоняемся Тому, Кого они изображают: «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу», восходит к Господу нашему Иисусу Христу, в Единой Личности Которого «неслитно», но и «нераздельно» пребывают две природы: невидимая Божественная и видимая человеческая. А почитая иконы Богородицы или святых, мы также прославляем «Дивного во Святых своих Бога» благодать которого освящает человека. И тропарь праздника Торжества православия, тот же, что и в день прославления Нерукотворного образа Спасителя: «Пречистому образу Твоему покланяемся Владыко, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия, тем же благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедший спасти мир».

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010