профессор Андреев И.М. Содержание Введение    Православная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения.    Наука апологетика (основное богословие) носит еще и другие названия: введение в богословие, общее богословие, умозрительное богословие, апологетическое богословие, энциклопедия богословия; иногда эту науку называют философией религии, философией христианства, христианским мировоззрением и т. п.    Мы будем называть наш курс апологетикой или основным богословием, так как главная цель нашего курса будет защита основных богословских истин Православной Церкви. Давая систематическое изложение основ православного богословия, апологетика (основное богословие) вместе с тем является и основой органически целостного православного христианского мировоззрения.    Под именем православного богословия обычно разумеется систематическое изложение христианской религии на основании изучения Слова Божия, т. е. Священного Писания и Священного Предания, под руководством Православной Церкви.    Слово «православный» (ортодокс) значит правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правильно славящий Бога. Слово «богословие» (теология), по учению святых отцов и учителей Церкви, имеет несколько значений: «слово о Боге», «слово от Бога», «слово к Богу», «слово для Бога». Митрополит Московский Макарий (Булгаков) определил богословие как «слово Божие о Боге во славу Божию».    Согласно общему учению Православной Церкви, богословие можно определить как учение о Боге, Его свойствах и о всем относящемся к богопочитанию.    Первым христианским богословом был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, в своем Евангелии преимущественно показавший, что Иисус Христос есть Сын Божий или Слово Божие, Бог Слово. Из святых отцов и учителей Церкви преимущественно богословом именуется святой Григорий Богослов и святой Симеон Новый Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4142...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Отношение Православия к инославию Вниманию читателей предлагается работа, как актуальная, так и интересная. Тема ее — отношение Православной Церкви к инославию в аспекте благодатности инославных сообществ. Почему мы не перекрещиваем инославных христиан, если не считаем их сообщества частью истинной Церкви?.. А если считаем протестантские общины частями Церкви, то как это возможно при отрицании теми же протестантами Евхаристии и многих основ Православия?.. Поговорим об этом. Вопрос о благодатности инославных сообществ никак нельзя отнести к разряду решенных. Об этом спорили отцы Церкви в разные периоды церковной истории, преимущественно тогда, когда возникала проблема присоединения к Церкви инославных христианских сообществ. Святые отцы не были единодушны в вопросе: признавать ли благодатность не принадлежащих Церкви христианских сообществ. Мнения колебались от самых ригористичных до либеральных. Но ответ так и не был найден. Наиболее приемлемой казалась модель св. Василия Великого (об этом ниже), которая и использовалась и на Востоке, и на Западе. Однако система святителя Василия, при том даже, что она была включена в сборники Канонов Православной Церкви, не считалась неоспоримой и общеобязательной. Достаточно упомянуть, что у православных Греции перекрещивали всех инославных, в Русской же Церкви к инославию подходили более лояльно. По-настоящему эта тема заинтересовала богословов около двухсот лет назад. Можно выстроить цепочку имен мыслителей и богословов, вплотную занимавшихся этим вопросом. В XIX веке это митр. Филарет (Дроздов), А. С. Хомяков, на рубеже XIX–XX веков — архим. Иларион (Троицкий) (впоследствии архиепископ и священномученик) и митр. Антоний (Храповицкий). Двадцатый век, с его массовыми экуменическими контактами, с обширными межконфессиональными знакомствами (особенно среди эмигрировавших в Европу русских богословов), принес новое понимание многих традиционных вопросов.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otnoshenie-...

Скачать epub pdf Январь Программа конкурса на соискание вакантной в С.-Петербургской Духовной Академии кафедры (второй) Священного Писания Ветхого Завета//Богословский вестник 1911. Т. 1. 1. С. I (1-я пагин.) -I- 1 . Применительно к §§ 70 и 71 ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного Устава православных духовных Академий, Совет С.-Петербургской Духовной Академии, с утверждения ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО Митрополита С.-Петербургского и Ладожского, объявляет конкурс для желающих занять свободную в сей Академии кафедру второго преподавателя Священного Писания Ветхого Завета. 2 . Предметом академических занятий второго преподавателя Священного Писания Ветхого Завета, согласно с объяснительною запискою к Уставу Духовных Академий, имеют быть учительные, пророческие и неканонические книги Ветхого Завета. 3 . Преподаватели Академии могут быть только лица православного исповедания, строго православного образа мыслей и церковного направления, предпочтительно состоящие в священном сане (§ 65). 4 . Кандидаты на кафедру Священного Писания Ветхого Завета должны иметь ученую богословскую степень и обладать знанием еврейского языка. 5 . Лица, желающие занять названную кафедру, должны заявить о сем Совету Академии не позже 15 марта 1911 года и представить в Совет свой ученый аттестат, curriculum vitae и ученые труды, если таковые имеются. 6 . Те из кандидатов на кафедру Священного Писания Ветхого Завета, которые неизвестны Совету своими преподавательскими способностями, должны, прежде окончательного избрания, прочитать в присутствии Совета Академии две пробные лекции: одну на тему по собственному выбору, другую – по назначению Совета (§ 82). Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: гл. 1 (Ин. 20, 27–21, 6)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1911. Т. 1. 1. С. 273–288 (2-я пагин.) —273— этого схождение всех их в один дом? Поэтому в виду этой тщательной и удивительной точности скажем, что и через это Христос ясно указывал нам время собраний ради Него. Ведь Он приходит без сомнения и некоторым образом сожительствует с собранными ради Него, в осмый день особенно, то есть в воскресенье. Докажем это, если угодно. Однажды явился Он другим ученикам, а потом опять является им в присутствии Фомы. Так немного прежде написано: «когда же было поздно, в день тот, в первый день недели, и при дверях заключенных стал посреди» ( Ин.20:19 ). Пойми отсюда, что в первый день недели, то есть в воскресный день недели, Он явился собранным ученикам и опять точно также является воссиявшим им в следующий восьмой день. Из того, что евангелист сказал «после дней осми», нельзя думать, что он указывает на девятый день, но говорить так, присоединяя к этому числу и самый восьмой день, в который Он явился.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваши Преподобия, досточтимые Отцы, дорогие братья и сестры! С большой радостью приветствую вас – участников настоящей научно-богословской конференции, посвященной многовековым связям Православной России и Святой Горы Афонской. Думаю, что причины этой радости понятны всем, здесь присутствующим. Ибо мы собрались именно для того, чтобы снова пережить то, что святой апостол Павел называет единством духа в союзе мира ( Еф.4:3 ). Духовное единство Православия – вот главная тема нашей конференции. Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что эта тема имеет первостепенную важность для Церкви, живущей и свидетельствующей в современном мире. В мире Церковь призвана явить Истину Христову и силу благодати Святого Духа. Эта сила проявляется в нищете духовной, то есть в том состоянии духа, которому чужды всякая самонадеянность и гордыня. И потому нет лучшего пути для размышлений о единстве Православия, чем обращение к опыту православного подвижничества. И нет лучшего примера, являющего единство православного аскетического предания, чем тысячелетняя история Афона. Афон – это не только уникальное место на земле, один из уделов Божией Матери, который процвел подвигами сонма православных подвижников. Афон – это еще и уникальное историческое явление. Ибо в течение многих столетий, несмотря на изменения политической карты, смену внешних правителей, войны и нашествия, на фоне чередования исторических эпох он продолжал и продолжает жить своей, особой жизнью. Историческое время как будто не властно над ним. Почему так происходит? Не потому ли, что Святая Гора Афонская в лице ее насельников являет собой не прерванное преемство опытного Богопознания? Не потому ли, что этот оазис непрестанной молитвы и аскетического подвига в пустыне мира сего есть одно из свидетельств силы и действенности Церковного Предания, восходящего к Святым Отцам и апостолам?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Социологический анализ религиозного состояния общества См. также: Религия и общество 2854–2866). 1613. Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет страны//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 195–205. 1614. Мчедлов М. П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 225–236. 1615. Цеханская К. В. Россия: тенденции религиозности в ХХ в. (некоторые статистические данные)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 170–182. См. также 2857. Религия, Церковь и культура 1616. Алабин Л. Н. Слово, богослужение и театр//РЧ, 6-е. 1998. С. 287–296. Воцерковление культуры. 1617. Балабанов В. Н. Образ души православной//РЧ, 4-е. 1996. С. 132–143. Творчество рус. художественной интеллигенции и идеалы российского государства. 1618. Доброхотов А. Л. Культура и христианство//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 3–13. 1619. Журавлев В. К. Русский язык и русский национальный характер//РЧ, 4-е. 1996. С. 316–341. Формирование национальной идеологии в России и ее отражение в языке. 1620. Зеньковский В. В., прот. Идея православной культуры//АиО. 1997. 3(14). С. 325–345. 1621. Иоанн (Экономцев), архим. Православие как первооснова и оправдание русской культуры/Игум. Иоанн (Экономцев)//РЧ, 6-е. 1998. С. 24–36. 1622. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Благовестие и культура: Докл. на Всемирной миссионерской конф. (Сальвадор, Бразилия, 24 нояб. – 3 дек. 1996)//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 15–34. 1623. Константин (Горянов), архиеп. Тихвинский. Православие и культура: [Докл. на Междунар. форуме рус. интеллигенции «Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия». Санкт-Петербург, 18–21 мая 2000 г.]/Еп. Константин (Горянов)//ХЧ. 2000. 19. С. 3–20. 1624. Круглый стол «Богословие культуры». 7 июня 1996, Москва//Страницы. 1996. 2. С. 157. 1625. Круглый стол «Богословие культуры» (июнь 1996, Ин-т искусствознания РАН)//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 103–104. Диалог богословов (ББИ) со специалистами по важнейшим проблемам мировой культуры. Обзор основных направлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Торжества в Санкт-Петербурге посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения, возглавил Святейший Патриарх Кирилл 9 октября, 2009. Редакция " Правмира " 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. Утром в домовом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волгоградский и Камышинский Герман, Днепропетровский и Павлоградский Ириней; архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Верейский Евгений, Берлинский и Германский Феофан, Брюссельский и Бельгийский Симон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Новгородский и Старорусский Лев, Тульчинский и Брацлавский Ионафан, Иркутский и Ангарский Вадим, Элистинский и Калмыцкий Зосима, Бориспольский Антоний; епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Выборгский Назарий, духовенство Санкт-Петербургской епархии, выпускники и гости в священном сане, прибывшие на юбилей в духовную академию. За богослужением молились епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), митрополит Доростольский Иларион (Болгарская Православная Церковь), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, представители делегаций Поместных Православных Церквей, делегаций Московской, Минской, Кишиневской, Киевской, Свято-Владимирской духовных академий и других духовных школ России, ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravmir.ru/torzhestva-v-sankt-pet...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Пути русского богословия» Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского Игумен Кирилл (Сахаров)   10:31 13.02.2024 201 Время на чтение 8 минут Фото: из личного архива автора Часть 1. Книга о.Георгия «Пути русского богословия» является непревзойденной. В предисловии к ней известный зарубежный православный деятель о.Иоанн Мейендорф писал, что с рядом выводов в этой книге можно не соглашаться, но нельзя просто их отбросить за ненужностью. Это касается его оценки Раскола середины XVII века и оценки малороссийского влияния на нашу церковную жизнь.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/13/pu...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_53499.html 25 апреля 2008 К 40-ому дню со дня кончины пятого первоиерарха РПЦЗ Высокопреосвященнейщего митрополита Лавра (Шкурлы) Источник:  http://bogoslov.ru/text/297237.html Богослов. ру Специально для портала " Богослов.Ru " в память о почившем первоиерархе – интервью с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом (Капралом), протоиереем Петром Бурлаковым и иереем Даниилом Маршалом. За 40 дней со дня кончины митрополита Лавра было много сказано в память о новопреставленном. С пятым первоиерархом уходит целая эпоха: 7 лет руководства Русской Православной Церквовью Заграницей, 31 год настоятельства в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле и ректорства в семинарии, 41 год архиерейского служения, 61 год монашества и 80 лет жизни. Какая из этих цифр может охарактеризовать человека и его служение? Верно сказать о нем смогут только те люди, которые находились рядом с этим подвижником в прошедшие годы. За время настоятельства владыки в центре Зарубежной Церкви – Свято-Троицком монастыре – прошло и воспиталось не одно поколение церковнослужителей. Авторитет почившего митрополита Лавра бесспорен, и его труды по воссоединению Русской Церкви бесценны – их невозможно переоценить. В связи с кончиной первоиерарха, специально для " Богослов.Ру " дали интервью: архиепископ Иларион (Капрал) Сиднейский и Австралийско-Новозеландский, первый заместитель первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, вероятный кандидат в первоиерархи РПЦЗ. Владыка Иларион уже 24 года в архиерейском сане и представляет второе поколение эмигрантов (его родители вынуждены были эмигрировать из Западной Украины в 1929 году). Владыка Иларион знал владыку Лавра не только как митрополита, но и как монаха митрофорный протоиерей Петр Бурлаков, клирик Святосергиевского кафедрального собора в Кливленде, Огайо. Родился в Белграде, закончил Первый русский кадетский корпус великого князя Константина Константиновича. Родители прот. Петра уехали с Кубани после революции; он стал представителем поколения, получившего царское образование за границей и обучавшегося у лучших преподавателей Российской империи. Находясь 40 лет в священном сане, отец Петр знал всех первоиерархов РПЦЗ;

http://religare.ru/2_53499_1_21.html

“Вызов биоэтики сегодня”: католический симпозиум по биоэтики в России Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 11 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 Вещь в себе и для себя? В конце мая в Санкт-Петербурге проходил Международный симпозиум “Семья и биоэтика”. Его организаторы — католики из местной духовной семинарии “Мария — царица апостолов”. Согласно программе с приветственным словом в конференц-зале гостиницы “Советская” к участникам должны были обратиться кардинал Лопес Трухильо и архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Православные российские специалисты по биоэтике и известные отечественные ученые-медики не были приглашены на симпозиум; насколько это известно из средств массовой информации, Русская Православная Церковь была представлена протоиереем Георгием Митрофановым, выступление которого, однако, в программе симпозиума не значилось. Тем не менее документы симпозиума — тексты докладов — были доступны для тех, кто хотел ознакомиться с его работой. Безусловно, информация в докладах представляет огромный интерес. Вот как были сформулированы темы основных выступлений — “Размышления по поводу демографической проблемы”, “Ради истинного полового воспитания”, “Истина семьи” (кардинал Лопес Трухильо), “Естественная структура брака”, “представление Vademecum 1 для духовников” (доктор богословия епископ Жиль Хеллин), “Опасность аборта”, “Учение Цер­к­ви о контрацепции” (доктор богословия священник Григорий Кашак), “Биологический статус человеческого эмбриона”, “Эвтана­зия”, “От оплодотворения in vitro до клонирования” (доктор медицины монсеньор Жак Судо), “Пасторское попечение семьи сегодня”, “Под­го­товка к браку” (доктор богословия епископ Станислав Стефанек) и т. д. Информация, представленная в докладах, носит предельно объективный характер. Объективный не в смысле беспристрастного анализа происходящих в России процессов — демографического кризиса, правовой незащищенности человека как объекта биомедицинских исследований, морально-мировоззренческого и духовного кризиса нашего общества, но в смысле не имеющий отношения, независимый по отношению к тому, что происходит в России.

http://pravmir.ru/vyizov-bioetiki-segodn...

А.А. Кострюков Предисловие На всем протяжении складывания и существования «России в изгнании», центральное место в идейно-политических воззрениях русской эмиграции занимало осмысление судьбы Родины и её будущего. То, что советская власть неизбежно рухнет, сомнения не вызывало ни у кого. Однако, в ответах на вопросы «кто виноват» и «что делать», единодушия не было. Свой взгляд на эту проблему высказали представители всех слоев и течений русской эмиграции, представившей собой «сколок» с большой России. Особое место среди трудов эмигрантской философской мысли занимают произведения русских мыслителей – богословов, поскольку Русская Православная Церковь в изгнании была выразителем национального самосознания значительной части русской диаспоры. Труды многих иерархов Русской Православной Зарубежной Церкви и, прежде всего, богословов парижских центров, сегодня уже знакомы российскому читателю. Менее известны жизнь и дело архиепископа Серафима (Соболева) , одного из крупнейших богословов 20 века. И дело не только в том, что с 1921 года он жил в эмиграции в Болгарии, где и скончался в 1950 г. Главная причина умолчания – его взгляды на прошлое и будущее России, его видение русской идеологии, которые шли вразрез с «типичным для русской интеллигенции рационалистическим взглядом», его труды, в которых он отстаивал чистоту Православия, боролся против еретических и модернистских учений, против экуменизма. Между тем, сочинения архиепископа Серафима – не только важная часть русского духовного наследия, без которой невозможно составить полную картину мировоззренческих поисков русского Зарубежья. Они, как никогда, актуальны сегодня, когда здоровые силы нашего общества задаются вопросами, какой мы хотим видеть Россию, какими мы должны быть, чтобы добиться процветания нашего Отечества. Труды архиепископа Серафима важны и в деле решения вопросов, стоящих сегодня перед Русской Православной Церковью . Книга, которую читатель держит в руках, по существу, первое глубокое и обстоятельное исследование жизни и наследие архиепископа Серафима, предпринятое на основе изучения широкого круга, как опубликованных, так и архивных материалов, мемуаров его современников, учеников и духовных чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010