проф. Константин Скутерис Скачать epub pdf а) Вопрос об эсхатологии В 1964 г. немецкий профессор Jürgen Moltmann издал важный труд под названием «Богословие Надежды» 1 (Theologie der Hoffnung). В этой книге Moltmann вновь поднял, но уже в новом свете, вопрос о христианской эсхатологии, сам же он был для своей эпохи проводником и горячим защитником так называемой «динамической» эсхатологии. Эсхатология в его труде представлена как динамический фундамент для понимания как домостроительства Божьего о человеке и мире, так о всем историческом пути. Основным началом «динамической " эсхатологии является то, что взгляд на Историю через призму эсхатологии являет глубину, достоинство и динамику исторической действительности. Протестант профессор Jürgen Moltmann в своей работе о Богословии Надежды, связал эсхатологию как с Христологией, так и с исторической действительностью, понял общую дискуссию о надежде в ее тесной связи с философской мыслью своей эпохи. Идею написания Богословия Надежды дал ему труд немецкого философа Ernst Bloch «Das Prinzip Hoffnung», вышедший в 1959 г. Идеи, представленные в книге Moltmann о Надежде, послужили толчком не только к оживлению дискуссии об эсхатологии ( περ των εσχτων), но и для оценки исторических процессов в свете эсхатологического совершенства, Так, известное «богословие восстания», а также известное «политическое богословие " признали в большой степени то, что история толкуется и утверждается своим концом. Конец истории дает смысл, обогащает и просвещает настоящее. Исполнение времени ( το εσχατον) 2 является совершенным исполнением истории. Идея Надежды как категория эсхатологии дала толчок к последующим богословским дискуссиям и не только в среде богословов и реформистских церквей, но и, в общем, во всех христианских кругах. Так, комитет «Вера и Порядок», то есть богословский комитет Всемирного Совета Церквей, в котором принимают участие Православные, Римокатолики и Протестанты, под председательством блаженной памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа и при участии также почившего профессора Никоса Нисьотиса, выбрал как тему исследования на период с 1971 по 1974 гг. «Ответ о вашем уповании» 3 3 . Эта тема своим агиографическим основанием имеет фразу из Первого Послания ап. Петра (3, 15): «готови же присно ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Святой Григорий и три святителя Богословие святого Григория Паламы рассматривают с двух различных позиций. С одной стороны, святитель считается консервативным богословом, который сохранил традиционное толкование духовной жизни и поддерживал неграмотных монахов-исихастов, а с другой стороны, Григория Паламу считают богословом, который привнес в учение Церкви новые догматы и понятия. Однако истина заключается в том, что святой Григорий является по преимуществу традиционным богословом, носителем православного Предания. Консерватизм и Предание – это разные вещи. Консерватизм сохраняет некоторые модели прошлого, а Предание представляет откровение в формах прошлого. Предание динамично. Мы ясно видим это во всех трудах святого Григория Паламы . Григорий Акиндин называет святого Григория «новым богословом», а его учение «новым богословием». Иоанн Кипариссиотис, один из противников Григория Паламы , считал святителя «странным в отношении религии» и «безрассудным». Святой Григорий же утверждал, что он не разрабатывает новое учение, но верно следует святоотеческой традиции и славит Бога святых отцов «голосами святых отцов» 736 . Святой Филофей Коккин говорит, что солунские зилоты не приняли святого в качестве своего митрополита на основании того, что он якобы внес изменения в православные догматы . «Некоторые люди были введены в сомнение слухами, распространяемыми нечестивыми, о его мнимых нововведениях в божественных догматах». На самом деле, это был только предлог 737 . Как мы показали, святой Григорий Палама не ввел новое богословие, он только подробно истолковал православное Предание и богословие Церкви исходя из собственного опыта. Святитель не только цитировал святых отцов, как это делали его противники, но и толковал их в истинно православном духе. Поэтому он и является великим святым отцом и учителем Церкви. Жизнь Церкви – это общественная жизнь. Это означает, что все, кто обретает просвещение ума и видение славы Божией в человеческой природе Христа, имеют одно и то же богословие. Достигшие обожения не могут иметь разных мнений о Христе. Арий, утверждавший, что Господь тварен, свидетельствовал о себе, что он вне Церкви и вне общения со святыми отцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Состоялись годичный акт и открытие ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского университета 20 ноября, 2010. Редакция " Правмира " 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. В этот день Божественную литургию в университетском храме в честь Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке совершили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и клириков храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе при ПСТГУ. Вечером в конференц-зале 1-го Гуманитарного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся торжественный акт Свято-Тихоновского университета. Протоиерей Владимир Воробьев рассказал о наиболее важных событиях в жизни вуза в 2010 году, одним из которых стало открытие студенческого городка со своей инфраструктурой — часовней, общежитием, учебным корпусом, библиотекой и столовой. Также значимым событием стало создание диссертационного совета на базе ПСТГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Почетный гость актового дня архиепископ Верейский Евгений огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам торжественных мероприятий. Митрополит Горийский и Самтависский Андрей (Грузинская Православная Церковь) передал приветствие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

http://pravmir.ru/sostoyalis-godichnyj-a...

Старая Русса. Церковь Иоанна Богослова. Кладбищенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Богослова Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1817 и 1823. новая колокольня 1898. Год утраты:1951 (разобрана) Адрес: Новгородская обл., Старорусский район, г. Старая Русса, на Симоновском кладбище Координаты: 57.978835, 31.343271 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кирпичная кладбищенская церковь в стиле классицизма, сооружённая в 1817-1823. Высокий четверик, завершённый небольшим пятиглавием, с небольшой трапезной, в которой помещался Живоносовский придел. Новая высокая колокольня пристроена в 1898. Закрыта в 1937, в годы войны повреждена, в 1951 разобрана. Ядрышников В. А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 311-315 Иоанно-Богословская церковь.   Прошлое Симоновщины. Церковь св. Духа. Иоанно-Богословгкая церковь. Перестройки ее и икона Богослова.   Симоновщина — место, знакомое для каждого коренного старорусца. — Это тихий, мирный уголок города, поросший березками плакучими и всякими иными деревьями. А внизу под деревьями стоят кресты да памятники намогильные. Не слышно здесь шума и смеха игривого, все здесь объемлет покой... И только пение надгробное, порою вопли, или тихий плач, удары заступа и стук замерзших комьев земли о крышку гроба нарушают покой; да нет, не нарушают — это только отзвук охватывающего все покоя. На большом пространстве раскинулись могилки усопших православных христиан на тех как раз местах, где когда-то кипела жизнь... Целый ряд преданий сохранился об них из древних времен. По одним преданиям (Полянский), эта земля издавна принадлежала Московскому Симо­нову монастырю. Здесь будто бы стояла и монастырская варница. По другим преданиям, она принадлежала богатому солепромышленнику, московскому купцу Симонову, и вся была застроена варницами да амбарами.

http://sobory.ru/article/?object=48499

Статистика Геннадий Нефедов, прот. Протоиерей Геннадий Нефедов родился 12 апреля 1942 года в Москве. Воспитывался в семье деда — Андрея Козьмича Нефедова, бывшего одно время казначеем храма Преображения Господня в Богородском. В годы учебы в средней общеобразовательной школе 368 города Москвы прислуживал в алтаре и читал за Богослужениями в храме Воскресения в Сокольниках. После переезда семьи на жительство в Богородское пономарил в храме Преображения Господня в Богородском, а затем — в храме Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. Закончив в 1959 году общеобразовательную школу, в 1961–1964 годах служил в рядах Вооруженных сил СССР. После возвращения из армии был алтарником и чтецом в храме Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. В 1965 году поступил во 2-й класс Московской Духовной семинарии. С весны 1966 года нес иподиаконское послушание при епископе (ныне митрополите) Ювеналии (Пояркове), а затем — исполнял послушание келейника и иподиакона при митрополите Никодиме (Ротове). В 1969 году, закончив семинарию, поступил в Московскую Духовную академию. В связи с перенесенной болезнью и поступлением в Академию освобожден от исполнения обязанностей келейника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима с 1 сентября 1969 года. С 1969 по 1971 годы совмещал обучение в Академии с нештатным сотрудничеством в Журнале Московской Патриархии. Весной 1971 года участвовал в подготовке и проведении Поместного Собора Русской Православной Церкви — 17 августа 1971 года Советом Московской Духовной Академии была выражена благодарность за понесенные труды. С 1971 года нес иподиаконское послушание при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Пимене. В 1973 году закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию по кафедре Пастырского богословия на тему: «Значение опыта Церкви в жизни и служении пастыря» (руководитель — профессор протоиерей Алексий Остапов). 5 августа 1973 года вступил в брак с Ксенией Анатольевной Правдолюбовой. После окончания Академии оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Нравственного богословия (руководитель — профессор протоиерей Александр Ветелев) и назначен на должность дежурного помощника Инспектора семинарии. В этом же 1973 году начал преподавательскую деятельность в Московской Духовной семинарии как преподаватель Общецерковной истории во 2 классе, а с января 1974 года — Нравственного богословия в 3 и 4 классах.

http://lib.cerkov.ru/authors/1380

Требуховцы. Церковь Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:Между 1812 и 1818. Адрес: Украина, Хмельницкая область, Летичевский район, с.Требуховцы Координаты: 49.431762, 27.415076 Проезд:Церковь расположена недалеко от трассы Винница-Хмельницкий, рядом с замком в с.Меджибож. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм существует уже около 200 лет. Предполагаемая дата строительства – между 1812 и 1818 годами. Церковь возвели на месте более раннего деревянного храма. Отдельная 3-ярусная колокольня была построена в 1840-х годах. За всю свою историю церковь всегда была действующей, только в советские времена была закрыта. Сегодня храм открыт для всех прихожан православного вероисповедания. Небольшое село Требуховцы, которое давно бы слилось с Меджибожем, если бы не небольшая пойма Южного Буга - оба населённых пункта всю историю сосуществования шли рядом, хотя последний и выступал в качестве доминирующего, предоставляя крестьянам первого в случае опасности кров и защиту в стенах могучей крепости. Здесь порознь сосуществовали свои администрации, свой жизненный уклад, свои святыни. Видимо, изначально в Требуховцах существовала собственная православная церковь (скорее всего униатская), так как подавляющее большинство их полуторатысячного населения всегда составляли крестьяне. Хотя с какого именно времени существовал в селе храм и сколько реинкарнаций пережил - о том информация теряется где-то в глубинах времён. Известно лишь, что уже в XVIII столетии местная церковь, освящённая в честь Иоанна Богослова была деревянной, а уже к концу века настолько обветшала, что требовала немедленного ремонта. На сходе православной общины решено было, что вместо ремонта старого храма, нужно выстроить на том самом месте церковь из кирпича, что в то время было дорогим удовольствием. Именно поэтому работы по возведению святыни (начало было положено в 1812 г.) продолжались до 1818 года, а первоначальный проект этого храма не предусматривал возведение колокольни, что ещё больше бы повысило бы его стоимость.

http://sobory.ru/article/?object=38440

Цель документа — «напомнить нашей пастве об основных принципах, на которых в течение веков строилась православная экклезиология, и засвидетельствовать всей православной Полноте нашу верность этим непреложным принципам». Именно нарушение их Константинопольским Патриархом Варфоломеем , как подчеркивается в документе, стало причиной раскола в мировом Православии. Работа над общецерковным документом, посвященным оценке новой экклезиологии Константинопольского Патриархата, началась в 2019 году по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В рамках Синодальной библейско-богословской комиссии была создана рабочая группа в составе: протоиерей Николай Балашов (руководитель группы),  епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней ( Русская Зарубежная Церковь ), протоиерей Владислав Цыпин, протоиерей Валентин Асмус, протоиерей Андрей Новиков, иерей Михаил Желтов, Сергей Леонидович Кравец , Илья Николаевич Попов. К подготовке текста были привлечены сотрудники секретариата по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей , возглавляемого протоиереем Игорем Якимчуком . Всем участникам процесса, а также всем членам Библейско-богословской комиссии, принявшим участие в работе над документом, хотел бы выразить сердечную благодарность. В структуру документа заложена оценка новой экклезиологии Константинополя с богословской, канонической и исторической точек зрения. Рабочая группа собрала и проанализировала значительный корпус материалов, в который вошли ключевые документы, отражающие экклезиологическую позицию Константинополя и ее критику различными авторами. В результате нескольких этапов работы был подготовлен документ, в максимально лаконичной, но фактологически полной форме раскрывающий и оценивающий экклезиологические идеи и деяния Константинополя. Данный документ был рассмотрен и принят с поправками на пленарном заседании Синодальной библейско-богословской комиссии 29 сентября 2021 года. Затем документ был рассмотрен Святейшим Патриархом и утвержден с поправками для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. В силу эпидемической обстановки, а впоследствии — международных событий, проведение Архиерейского Собора было отложено. Вместе с этим откладывалось и рассмотрение документа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6043881...

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ РАЗДЕЛ I. ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ КАК НАУКА Глава 1. Понятие о догматическом богословии 1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах Православное догматическое богословие – наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви. Термин «догмат» (греч. τ δ γμα, множественное число τ δ γματα) происходит от греческого глагола δοκ ω (думать, считать, полагать). Этот термин имеет дохристианскую историю. В античной философии им обозначались аксиомы (постулаты), не требующие доказательств, лежащие в основе той или иной системы. Например, Платон в своем труде «Государство» (IV в. до P. X.) называл догматами правила и нормы, относящиеся к понятиям о справедливости и о прекрасном 34 . Сенека (I в. по P. X.) этим же термином обозначал основы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек 35 . И, наконец, в связи с присутствием в термине некоего оттенка обязательности, его применяли и по отношению к постановлениям высшей государственной власти 36 . По этой причине и христианские писатели, имея в виду античных языческих авторов, могли говорить о «греческих догматах» (δ γματα λληνικ ) 37 . В Новом Завете слово «догмат» употребляется в нескольких значениях. Например, оно может обозначать некоторое постановление. Так, в Евангелии от Луки словом «δ γμα» назван указ кесаря Августа Октавиана о проведении переписи в восточных провинциях Римской империи (см.: Лк.2:1 ). В Книге Деяний «τ δ γματα» названы постановления Первого Иерусалимского Апостольского собора (см.: Деян.16:4 ). В посланиях ап. Павла (см.: Кол.2:14 ; Еф.2:15 ) данный термин употреблен либо для обозначения постановлений закона Моисея, либо для обозначения христианского учения во всей полноте 38 . В этом смысле данный термин употреблялся сщмч. Игнатием Антиохийским , мч. Иустином Философом , Климентом Александрийским и Оригеном , и именно такое его понимание было в целом характерно для христианских авторов II – начала IV вв. 39

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Печать антихриста» и 13-я глава Откровения Иоанна Богослова Предлагаем вторую часть программы «Неслучайные беседы», посвященной итогам Архиерейского Собора 2013 года 02.03.2013 3018 В эфире программы «Неслучайные беседы» состоялось обсуждение итогов Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прошедшего со 2 по 5 февраля 2013 года. В беседе принял участие известный ученый, кандидат богословия, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик. Передачу вел заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев. Первая часть программы . Предлагаем вниманию вторую часть программы, в ходе которой обсуждаются следующие темы: 1. Документ о позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. 2. Решения Архиерейского Собора, связанные с церковным управлением: «Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви», «Положение об избрании состава Общецерковного суда Русской Православной Церкви», «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси», «Проект внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви в связи с уточнением полномочий Поместного и Архиерейского Собора». 3. Решения Архиерейского Собора, касающиеся внутрицерковной жизни: «Положение о наградах Русской Православной Церкви» и «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». 4. Утверждение общецерковного прославления преподобного Далмата Исетского, который был прославлен в лике местночтимых святых Курганской епархии в 2004 году. 5. Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»; свобода частной жизни; т.н. «печать антихриста» и 13 глава Откровения Иоанна Богослова. 6. Навстречу Архиерейскому Собору 2015 года; Современный Катехизис Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2015/06/21/pec...

Пн Положення про курсах для Церкви 13 липня 2015 р. 21:49 Документ принят на заседании Высшего Церковного Совета 29 апреля 2015 года и утвержден Священным Синодом 13 июля 2015 года ( журнал ). Архиерейский Собор 2013 года, констатировав расширение практики получения насельниками и насельницами монашеских обителей богословского образования, постановил продолжить работу в данной сфере и поручил Синодальному отделу по монастырям и монашеству при взаимодействии с Учебным комитетом Русской Православной Церкви «разработать и представить на рассмотрение Священного Синода систему получения монашествующими богословского образования не только в ставропигиальных, но и в епархиальных монастырях с учетом их возможностей» (см. пункт 26 Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 5 февраля 2013 года). Во исполнение данного постановления Архиерейского Собора 2013 года разработано данное Положение. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о создании и организации образовательных курсов для монашествующих Русской Православной Церкви (далее — Положение) определяет порядок создания и деятельности образовательных курсов для монашествующих и готовящихся к постригу в ставропигиальных и епархиальных монастырях Русской Православной Церкви (далее — образовательные курсы). 1.2. Образовательные курсы могут быть созданы в качестве структурного подразделения без образования юридического лица: 1) духовных образовательных организаций (семинария, академия); 2) образовательных организаций высшего образования (Российский православный университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет); 3) иных образовательных организаций, учредителями которых являются централизованные религиозные организации Русской Православной Церкви. 1.3. Образовательные курсы обеспечивают процесс получения базового богословского образования послушниками и монашествующими Русской Православной Церкви (далее — учащиеся) в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви и действующим государственным законодательством.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4221697...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010