Владислав Петрушко Священноисповедник Василий (Богдашевский), архиепископ Каневский, и Киевская духовная академия в годы послереволюционной смуты на Украине Источник Скачать epub pdf Архиепископ Василий (в миру Дмитрий Иванович Богдашевский) родился 19 октября 1861 г. в с. Завидово Волынской губернии в семье православного священника Волынской епархии. Первоначальное образование Дмитрий Богдашевский получил дома, под руководством отца. В 1871–1876 гг. обучался в Мелецком духовном училище. По окончании училища был направлен в Волынскую Духовную семинарию, где продолжал учебу до 1882 г. После окончания семинарии как лучший выпускник был рекомендован к продолжению обучения в Киевской Духовной академии (КДА). В КДА Д.И.Богдашевский был принят по результатам приемных испытаний 3-м по списку, «на казенный кошт». Обучался на богословском отделении Академии. Уже в годы учебы в КДА Д.И.Богдашевский начал заниматься церковно-научной деятельностью. В 1885–1887 гг. в «Волынских епархиальных ведомостях» опубликовал свои первые работы – «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII–XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием». В 1886 г. Д.И.Богдашевский окончил КДА со степенью кандидата богословия и был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1887 г. назначен исполняющим должность доцента КДА по кафедре Истории древней и новой философии. 17 августа 1889 г. представил в Совет КДА магистерскую диссертацию «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна» (работа издана в Киеве в 1890 г.). За эту работу Д.И.Богдашевский был удостоен Советом Академии степени магистра богословия, в которой утвержден указом Святейшего Синода от 17 ноября 1890 г. Вскоре после утверждения в звании магистра богословия Д.И.Богдашевский был назначен доцентом КДА. В период с 1891 по 1896 г. опубликовал многочисленные научные работы в «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА). В 1897 г. по собственному прошению был переведен с кафедры Истории философии на кафедру Священного Писания Нового Завета, где с 1902 г. являлся экстраординарным профессором. В 1904 г. Д.И.Богдашевский был удостоен степени доктора богословия за труд «Послание Апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование». С 1905 г. – сверхштатный ординарный профессор КДА по первой кафедре Священного Писания Нового Завета. С 1907 г. являлся штатным ординарным профессором по той же кафедре. С 1909 г. – инспектор КДА, а с 1910 г. – главный редактор «Трудов КДА».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опубликована программа конференции «500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного» 17.09.2015 805 Время на чтение 3 минуты 19 сентября 2015 года Санкт-Петербургская общественная организация «Собор православной интеллигенции», «Императорский Александровский лицей», информационно-аналитическая служба «Русская народная линия», «Русское собрание» проводят Межрегиональную научно-практическую конференцию на тему: « 500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного ». Программа конференции Колледж «Императорский Александровский лицей». Адрес: Каменноостровский проспект, 21, ауд. 213. Начало регистрации в 10:30. Молебен преп. Иосифу Волоцкому. 10:30. Часть первая (11:00 – 14:00). Приветственное слово участникам конференции. Председатель совета СПИ свящ. Алексий Мороз, директор колледжа «Императорский Александровский лицей» В.И.Кочетков, руководитель РНЛ А.Д.Степанов. 1. «Русское время преподобного Иосифа». Коняев Н.М. (писатель, секретарь СПР). 2. «Ересь жидовствующих в современном мире». Свящ. Алексий Мороз (гранд доктор психологии, профессор богословия, к.п.н.). 3. «Обезличивание как проявление ереси жидовствующих и способ построения глобальной антицеркви». Филимонов В.П. (писатель-агиограф, публицист). 4. «Влияние ереси жидовствующих на искажение православного богословия в богослужебной практике и текстах РПЦ на примере чина Крещения и Миропомазания». Иеромонах Рафаил (Мишин) (магистр богословия). 5. «Православие как основа образования». Кочетков В.И. (директор Александровского лицея, к.п.н.). 6. «Начало дальнейшего». Митрополит Константин (Горянов) (профессор богословия, митрополит Петрозаводский и Карельский). 7. «Митрополит Иоанн и российская идеология: " белые " , " красные " и " голубые " ». Семёнов В.Е. (д.пс.н., профессор, заслуженный деятель науки России). 8. «Об исторических корнях ереси жидовствующих». Козлов А.Ю. (член правления СПб отделения Союза писателей России).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/17/op...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный ли диакон или жрец Ваала, занимающийся культовой мужской проституцией? Советник патриарха Варфоломея и богослов Фанара раскритиковал Элладскую Церковь за протесты против однополых «браков» 04.03.2024 609 Время на чтение 8 минут Советник патриарха Варфоломея и богослов Константинопольского патриархата архидиакон Иоанн Хрисавгис раскритиковал протесты Элладской Церкви против принятого греческим парламентом закона о ЛГБТ-браках. Статья Хрисавгиса опубликована на ресурсе Центра православно-христианских исследований Фордхэмского университета Public orthodoxy, сообщает «Союз православных журналистов». Комментируя решение Синода Элладской Церкви против закона о содомитских «браках», а также протесты отдельных священнослужителей, Хрисавгис заявил, что «православные иерархи и круги чувствуют необходимость выражать непропорциональный пыл и чрезмерную тревогу по поводу текущих дебатов вокруг законопроекта об однополых браках». По его мнению, «мораль – это одно, а нормы закона – другое». Хрисавгис отметил, что именно государство предоставило Церкви «право придерживаться консервативных и, по ее мнению, однозначных правил или незыблемых предписаний». Богослов Фанара уверен, что сферу веры и законодательства роднит то, что они все еще развиваются. «Точно так же, как сфера веры или духовности предполагает непрерывный процесс, так и демократия или современность находится в стадии разработки. Ни один из них не является статичным или исключительным; оба стремятся и стремятся к зрелости и целостности», − убежден Хрисавгис. Он убежден, что утверждения «Нельзя быть геем и членом Церкви» недопустимы, а заявление 40 игуменов Афона против закона об ЛГБТ-браках – это «лицемерие и анахронизм». «Вызывает сожаление то, что Церковь выглядит " примитивной " в вопросах, касающихся науки и права (включая такие вопросы, как гражданские браки и цифровая идентичность) – а именно, в отношении всего, что появилось в последние десятилетия, даже столетия. Но при этом является " новаторской " в распространении теорий заговора. И хотя мы живем в XXI веке, некоторые иерархи все еще настаивают на отождествлении гомосексуализма с патологическими симптомами, требующими психотерапии или конверсии!», − возмущается богослов Фанара.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/pr...

Игра. Церковь Иоанна Богослова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приход с. Игра открыт по указу Св. Синода от 20 сентября 1861 г. 3003. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Чутырь: с. Игра, поч. Утемский, поч. Шундышурский, поч. Прилозинский, д. Бачкеевская, поч. Вверх по речке Утемке, поч. Пойловский, поч. Валамазский, поч. Гозешурский, д. Сулдур-ская, поч. Чумашурский, д. Гереевская, поч. Кулюгурт, поч. Вверх-Кулюгурт, поч. Верх-Сеп, поч. Кузьмовыр, поч. Большой Вяз, д. Камешницкая, д. Лучинская, поч. Юлайгурт, поч. Салинский, д. Малая Саля, д. Кушвинская, д. Сектырская. Вначале богослужения совершались в молитвенном доме. В 1862 г. была построена на средства прихожан деревянная церковь и освящена во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 12 ноября 1862 г. В 1907 г. на средства прихожан построен каменный храм с одним престолом в честь Св. Иоанна Богослова, освящен 12 ноября 1907 г. Старая деревянная церковь была перенесена на приходское кладбище . 26 октября 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, а в 1873 г. – церковно-приходская школа. Иоанно-Богословская церковь закрыта на основании постановления президиума ЦИК УАССР от 22 апреля 1938 г. Здание передано под клуб. Архивная служба Удмуртии Иоанно-Богословская церковь каменная, построена в 1907 г. расстоянием от г. Вятки в 324 верстах, от уездного города в 114 верстах, от благочиния в 44 верстах. Приписная ветхая церковь деревянная, построена в 1862 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры казенные у священников Анисимова и Сильвинского, а у псаломщика Чемод., и у диакона дома свои. Земли: усадебной 4 десятины 600 сажень, пахотной и сенокосной 61 десятина 1800 сажень, пахотной землей пользуются крестьяне. Братский денежный доход: священника 405 руб. 75 коп., диакона 270 руб. 50 коп., псаломщика 135 руб. 25 коп. Содержание от казны священника 300 руб., диакона 150 руб., псаломщика 100 руб. Прихожан: православных русских 717 муж. пола, 753 жен. пола, приход состоит из 25 селений расстоянием до 15 верст.

http://sobory.ru/article/?object=02842

Какие у души зубы? Отношения между Богом как Отцом и человеком как его чадом, основаны не на кодексах, а на Любви 6 декабря, 2017 Отношения между Богом как Отцом и человеком как его чадом, основаны не на кодексах, а на Любви Настоятель Калачёвского Свято-Никольского собора отец Димитрий рассказывает про учение о загробной жизни в современном богословии — Во времена средневековых богословов и Данте верующие знали, что если будут вести себя правильно, то после кончины попадут в рай, где ангелы и вечное блаженство, а если наоборот – в ад, со сковородками, котлами со смолой и чертями. Изменилось ли что-либо с тех пор?  Современное богословие рассматривает загробную жизнь как нечто объективно существующее, или всё же как некую аллегорию?  — Богословие бывает разное. Либеральные течения протестантизма, могут рассматривать вечную жизнь и как аллегорию, но в традиционных православных взглядах на этот счёт не поменялось ничего. Только сколько я ни читал святых отцов, нигде там о сковородках речи не идёт. Может, в схоластическом католическом средневековом богословии такие образы и приводились, для упрощения. Но схоластическое богословие специально упрощало всё до примитивизма, чтобы стало понятно даже самому необразованному человеку. Святоотеческое богословие изначально формировалось для людей определённой культуры, но в средневековье общий уровень образования значительно понизился, и говорить с людьми, опираясь на философские и традиционно богословские термины смысла не было. И может, для того, чтобы донести до простых, невежественных людей, каковых тогда было большинство, основополагающие религиозные идеи о посмертном воздаянии и справедливости, и использовались такие примитивные термины и образы, которых, конечно, в писаниях Отцов Церкви нет. Напротив, в них есть очень тонкое понимание человеческой природы. То, о чём больше чем через тысячу лет писал в своих произведениях Достоевский, про тьму человеческой души, или, наоборот, её счастье, можно встретить уже в «Добротолюбии». И посмертные состояния души у них напрямую увязывались с её состоянием во время земной жизни.

http://pravmir.ru/kakie-u-dushi-zubyi/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЕЩАТИЦКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черновицкой и Буковинской епархии УПЦ), находится в с. Крещатик Заставновского р-на Черновицкой обл. (Украина), на склоне высокого правого берега р. Днестр, покрытого лесом. История К. м. мало исследована. По преданию, основан в кон. XVII - нач. XVIII в. братией Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита , бежавшей из Галиции от притеснений униатов. Иноки подвизались в пещерах у целебного источника на склоне Днестра. В ночь перед праздником ап. Иоанна Богослова они увидели некое свечение. Решив, что это Божие благословение, монахи установили над источником крест, а затем возвели часовню, при которой, вероятно, и сложился небольшой скит. От креста, стоявшего над источником, местность стала называться Крещатик. Строительство монастырского каменного храма во имя ап. Иоанна Богослова (ок. 1765-1768) и башни-колокольни связано с преданиями о серб. купце Федоре Преда-Хаджи (Прида-Хаджи). Однажды ночью, возвращаясь из Львова, он сбился с пути и мчался на повозке прямо к крутому оврагу, но увидел впереди яркий свет. Решив, что это чей-то дом, он остановился. Пройдя неск. шагов вперед, Федор внезапно оказался у края обрыва и в благодарность Господу за спасение от неминуемого падения обещал построить храм. Возможно, сначала он возвел небольшую часовню над источником, а затем - каменную Иоанно-Богословскую ц. В 1768 г. братья Михаил, Георгий и Константин Талпа передали насельникам часть своих земель, построили кельи, проложили дорогу в Черновцы. Братия владела значительными земельными наделами, официально закрепленными за К. м. господарем Молдавского княжества (1761-1764; 1767-1769) Григорием Каллимаки. После включения в 1774-1775 гг. Буковины в состав Австро-Венгерской империи указом имп. Иосифа II в 1786 г. К. м. был закрыт. Монастырская собственность передана в т. н. религ. фонд, средства к-рого использовались кроме прямого назначения и на др. нужды в зависимости от требований австр. власти. Часть монастырского имущества была распродана во время финансового кризиса 1811-1812 гг. в интересах австр. правительства.

http://pravenc.ru/text/2459041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Н. А. Елеонский. Фотография. Нач. XX в. Николай Александрович (11.11.1843, Калужская губ.- 25.10.1910, Москва), прот., проф. Московского ун-та, библеист. Род. в семье сельского священника Калужской губ. Окончил Калужскую ДС, в 1868 г.- МДА 2-м магистром (1-м стал И. Д. Мансветов ). В магист. соч. «Св. Евангелие от Марка: Против Баура», написанном под рук. архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский), доказывал апостольское происхождение Евангелия от Марка, полемизируя с Ф. К. Бауром . По словам прот. Иоанна Соловьёва , Е. был самым талантливым учеником еп. Михаила (Лузина), но «не рабски подчинился своему учителю в своих дальнейших трудах, а пошел в них гораздо дальше и глубже» (Заслуженный проф. богословия... С. 716). В 1868 г. назначен преподавателем в Харьковскую ДС. В 1869 г. переведен в МДС, преподавал гомилетику и литургику. В 1870 г. избран доцентом кафедры Свящ. Писания ВЗ МДА. В 1879 г. определен профессором богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию. В том же году рукоположен во иерея и стал настоятелем церкви при академии. В 1891-1892 гг. состоял членом Московского духовного цензурного комитета. В 1892 г., после смерти протопр. Н. А. Сергиевского , определен вместо него профессором богословия Московского ун-та (возглавил кафедру богословия) и настоятелем университетской ц. мц. Татианы. В 1897 г. удостоен звания заслуженного профессора. В 1904 г. возведен в сан протоиерея. В МДА занимался преимущественно библейской исагогикой и экзегетикой. Печатал большинство своих произведений в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» . Посвятил ряд статей толкованию начальных глав кн. Бытие, опирался на данные протестант. библеистов: К. Ф. Кейля , Франца Делича и др. Переводил на рус. язык и готовил к изданию «Историко-критическое введение в канонические и неканонические книги Ветхого Завета» Кейля (перевод не закончен; опубл.: ЧОЛДП. 1875. Т.

http://pravenc.ru/text/189765.html

На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня Святая Православная Церковь светло празднует день отшествия ко Господу одного из первых Апостолов, одного из любимых учеников Христовых, святого Иоанна Богослова. Святой Иоанн, сын галилейского рыбаря Зеведея и Саломии, до своего обращения ко Христу был учеником Иоанна Предтечи. После же обращения ко Христу святой Иоанн никогда уже не отходил от Господа, потому что полюбил Его своим чистым сердцем больше всего на свете. Во время земной жизни Спасителя Иоанн в числе трех ближайших учеников Его удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, присутствовал при воскрешении дочери Иаира; на Тайной Вечере Господь открыл ему Своего предателя – Иуду. Проникнутый любовью к своему Господу и Небесному Учителю, Иоанн один из всех учеников стоял у Креста во время страданий Господних, и ему, как чистому девственнику, Господь со Креста поручил в предсмертные Свои минуты заботу о Своей Пречистой Матери. До Успения Божией Матери Апостол жил в Иерусалиме, а после Ее Успения – в городе Ефесе, где и проповедовал Евангелие Христово. За проповедь эту он был сослан сперва в Рим, где его подвергли пыткам. Когда же яд и кипящее масло не повредили ему, император Домициан сослал его на остров Патмос, где он и написал Апокалипсис, в котором изложена будущая судьба Христианской Церкви и всего мира. При добром преемнике Домициана, Нерве, святой Иоанн был освобожден и опять возвратился в Ефес, где и скончался мирно, едва ли не один из всех Апостолов. Кроме Апокалипсиса, им написано Евангелие и три соборных послания. Апостола Иоанна Богослова обычно именуют Апостолом Любви, потому что он преимущественно проповедовал взаимную друг ко другу любовь. Святой Иоанн, сам проникнутый глубокой любовью к жившим при нем христианам и ко всем христианам вообще, очень желал, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть. Он придавал заповеди о любви самое высокое значение и считал, что исполнения ее одной достаточно для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова Архиепископ Аверкий (Таушев) (1906—1976) — епископ РПЦЗ; с 17 августа 1961 года — архиепископ Сиракузский и Троицкий. По утверждению его духовных чад, был выдающимся проповедником. «Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова» архиепископа Аверкия (Таушева) — краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность заключается в опоре на святоотеческие толкования. Здесь о. Аверкий по порядку разбирает, проводит экзегезу (истолкование текста), и комментирует текст книги Откровения апостола Иоанна Богослова. Архиепископ Аверкий был духовником первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), преподавал пастырское богословие, Новый Завет, литургику и гомилетику, читал лекции о духовной жизни, организовывал религиозно-просветительные собрания. Жил в России, Югославии, Австрии, Германии и США. Был членом Архиерейского Синода РПЦЗ, председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. ЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И ИНТЕРЕС К НЕМУ Апокалипсис, или в переводе с греческого Откровение Святого Иоанна Богослова, есть единственная пророческая книга Нового Завета. Она является естественным завершением всего круга новозаветных священных книг. В книгах законоположительных, исторических и учительных христианин почерпает знания об основании и историческом росте жизни Церкви Христовой и руководство для своей личной жизнедеятельности; в Апокалипсисе же верующему уму и сердцу даются таинственные пророческие указания о будущей судьбе Церкви и всего мира. Апокалипсис – книга таинственная, весьма трудно поддающаяся правильному пониманию и истолкованию, вследствие чего уставом церковным не положено чтений из нее во время Богослужения. Но вместе с тем именно этот таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры и верующих христиан, и просто пытливых мыслителей, на протяжении всей новозаветной истории человечества пытающихся разгадать смысл и значение загадочных видений, описанных в ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Презентация словаря " Богословская антропология " 7 февраля 2013 г. 18:32 Словарь " Богословская антропология " представлен широкой общественности В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация русско-православного/римско-католического словаря " Богословская антропология " . Книга подготовлена под редакцией протоиерея Андрея Лоргуса и католического священника Бертрама Штубенрауха. В презентации участвовали представители академической науки, богословы, переводчики, духовенство, издатели. Участников мероприятия приветствовал в своем послании митрополит Волокаламский Иларион, которое зачитал протоиерей Димитрий Сизоненко. " Прошло то время, когда Православная и Римско-католической Церкви могли позволить себе воспринимать друг друга как соперники. Перед лицом вызовов современности многие люди приходят к трезвому убеждению, что мы должны действовать как союзники, прежде всего в Европе, - отмечается в послании. - И эта книга, этот богословский проект свидетельствует как раз о таком альянсе, результате совместного труда православных и католических авторов. А антропология – это благодатное поле для взаимодействия наших Церквей, потому что сегодня христианские Церкви являются, может быть, единственным островком, оазисом человечности в современном обществе. Мы свидетели духовного кризиса, когда с одной стороны развиваются технологии и технические науки, а с другой человечество все более охватывает ощущение кризиса смыслов " . Разъясняя участникам презентации, что словарь отнюдь не попытка проповеди католичества среди православных читателей, редактор-составитель Бертрам Штубенраух пояснил: " В этой книге не идет речь о том, чтобы заставить другого стать как мы, а нам стать как другие, чтобы свалить все в кучу. Мы говорим о том, чтобы научиться слышать и понимать друг друга " . Развивая эту мысль, протоиерей Андрей Лоргус рассказал, что идея написать словарь родилась после богословских встреч между католическими и православными антропологами в Вене (2002 и 2005 гг.) и в Москве (2003 г.). Все эти конференции были посвящены антропологическим проблемам, в том числе темам жизни и смерти, личности, свободы, правам человека и т. д. Таким образом, богословский антропологический словарь является результатом длительного богословского диалога.

http://e-vestnik.ru/culture/slovar_bogos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010