Восточного института и Папского университета Грегориана (Рим, Италия). Священник и монах Ордена иезуитов. Оригинальное название представленного доклада: La structure litteraire de la priere eucharistique. Избранные публикации: http://lectioliturgica.splinder.com/ Джонсон Максвелл ( Maxwell E . Johnson ) – Ph. D., профессор Богословского отделения Университета Нотр-Дам (штат Индиана, США). Пастор Евангелической Лютеранской Церкви в Америке. Оригинальное название представленного доклада: Baptism and Chrismation in Third and Fourth-Century Egypt. Список публикаций: Джордж К. М. ( K . M . George ) – Ph. D., профессор и ректор Коттаямской духовной семинарии (Индия). Священник Маланкарской Церкви. Оригинальное название представленного доклада: Sacramentology in the Malankara (Indian) Orthodox Church. Димитрий (Капалин), архиепископ Тобольский и Тюменский – кандидат богословия, ректор Тобольской Православной духовной семинарии. Дионисий (Шленов) , игумен – кандидат богословия, доцент Московской Духовной Академии. Избранные публикации: http://www.bible-mda.ru/info/dionisy.html Дунаев Алексей Георгиевич – кандидат исторических наук, научный редактор-консультант Издательства Московской Патриархии. Список публикаций: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/opera.htm Евгений (Решетников), архиепископ Верейский – кандидат богословия, ректор и профессор Московской Духовной Академии, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Емельянов Николай , священник (ныне протоиерей) – заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Ермилов Павел Владимирович – преподаватель Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Желтов Михаил , диакон (ныне священник) – кандидат богословия, доцент Московской Духовной Академии и Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой Церковно-практических дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой Литургического богословия ПСТГУ, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Студенты РПИ просят Медведева помочь в ситуации с храмом на Новой площади 21 октября, 2010. Редакция " Правмира " Студенческий совет Российского православного института обратился к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой помочь разрешить ситуацию с домовым храмом вуза – церковью Иоанна Богослова на Новой площади, до сих пор занимаемой Музеем истории Москвы. Коллективное обращение студентов РПИ к Д.Медведеву было передано руководителями студенческих советов факультетов института в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. Обращение к президенту России подписали председатель Студенческого совета РПИ Кирилл Стаханов, председатель студсовета факультета экономики и права РПИ Анна Манькова, председатель студсовета философско-богословского факультета РПИ Мария Назаренко, председатель студсовета историко-филологического факультета РПИ Елена Подчуфарова. Ниже приводится текст обращения. Президенту Российской федерации Медведеву Дмитрию Анатольевичу ОБРАЩЕНИЕ Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Мы, студенты Православного института святого Иоанна Богослова, просим Вас как Президента России и гаранта Конституции РФ защитить наше конституционное право на свободу совести и вероисповедания в ситуации с домовым храмом нашего вуза. С 1992 года храм Святого апостола Иоанна Богослова (Новая площадь, 12), согласно Постановлению Правительства Москвы от 25.07.92, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование. В должном порядке были оформлены свидетельства о праве Церкви на безвозмездное пользование всеми храмовыми строениями, охранный договор и иные правоустанавливающие документы. 16 сентября 2010 года храм Иоанна Богослова указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был передан православной общине Православного института св. Иоанна Богослова. В течение вот уже 18 лет, с 1992 года и по настоящий момент, помещения храма продолжает незаконно занимать Музей истории Москвы. И сегодня Музей отказывается освобождать храмовые строения под предлогом отсутствия альтернативных помещений для размещения музейных экспонатов. Однако еще четыре года назад, в 2006 году, Музею истории Москвы властями столицы были переданы здания Провиантских магазинов для размещения всего экспозиционного комплекса.

http://pravmir.ru/studenty-rpi-prosyat-m...

Алфавитный список Членов Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 года Скачать epub pdf (В этом списке обозначены: а) фамилия, имя и отчество, б) для духовенства и монашествующих – сан, в) должность или постоянное занятие и особое положение на Соборе, г) основание полномочий, д) возраст, е) образование и ж) место постоянного жительства). 1 . Аббати Андрей Иванович – Лесничий Абинского войскового лесничества, Кубанского войска – По избранию – Мирянин от Ставропольской епархии – 34 – Ученый лесовод [Петроградский Лесной Институт] – Станица Крымская, Кубанской области. (Признан выбывшим из состава Собора). 2 . Абрамов Николай Матвеевич – Профессор Донского Политехнического Института – По избранию – Мирянин от Донской епархии – 41 – Инженер Путей Сообщения – Новочеркасск. 3 . Авдиев Александр Васильевич – Псаломщик с. Орехова, Владимирской епархии – По избранию – Клирик от Владимирской епархии – 25 – Кандидат богословия – С. Орехово Покровского уезда Владимирской епархии. 4 . Аверкий – Епископ Острожский, третий викарий Волынской епархии – По приглашению Собора – 39 – Кандидат богословия – Житомир. 5 . Агапит – Епископ Екатеринославский и Мариупольский, Председатель Хозяйственно-Распорядительного Совещания при Соборном Совете [до декабря 1917 года] – По должности – 50 – Кандидат богословия – Екатеринослав. 6 . Агафангел – Архиепископ, с 28-го ноября 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский, Присутствующий в Святейшем Синоде, Член Предсоборного Совета – По должности – 62 – Кандидат богословия – Ярославль. 7 . Агафодор – Архиепископ Кавказский и Ставропольский – По должности – 80 – Студент семинарии – Ставрополь на Кавказе. 8 . Аггеев Константин Маркович – Протоиерей, председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – Член Предсоборного Совета – 49 – Магистр богословия – Петроград. 9 . Александров Павел Иоаннович – Священник, благочинный Ишимского уезда – По избранию – Клирик от Тобольской епархии – 41 – Духовная семинария – С. Рынки, Ишимского уезда, Тобольской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведу список некоторых авторов «Русской народной линии»: архиереи: Предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), епископ Рашко-Призренский Артемий (ныне на покое), архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, викарий Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), викарий Витебской епархии епископ Друцкий Петр; ученые и богословы: доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов, заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии и семинарии кандидат богословия Алексей Константинович Светозарский, преподаватель истории Католической церкви и католического богословия в Московской Духовной академии, заведующий Издательским отделом Учебного комитета Русской Православной Церкви и МДА, кандидат богословия иеромонах Евфимий (Моисеев), доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, член Союза писателей России Александр Аркадьевич Корольков; маститые священники: настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников), наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов), председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин, известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин, ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина, доктор экономических наук, профессор протоиерей Александр Миняйло, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректор некоммерческого Института русской культуры протоиерей Николай Головкин, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Бельков, член Союза писателей России, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе ( Москва ) протоиерей Артемий Владимиров, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов), старейший клирик Русской Зарубежной Церкви протопресвитер Валерий Лукьянов и многие другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/14/ot...

II. Евхаристическая экклезиология 1. Афанасьев обладал редким даром рассуждения и ясного изложения своих мыслей 32 . Особенно удавалось ему рассмотрение выбранных им ключевых для его богословия деталей. Не было чуждо о. Николаю и умение излагать пространные темы. Однако систематического изложения всей своей евхаристической экклезиологии он не оставил. Это объясняется прежде всего первопроходческим характером его труда. Тот «радикальный и систематический» 33 пересмотр экклезиологии на основе предания Древней церкви, который предпринял о. Николай, вызывал необходимость сосредоточиться на ключевых проблемах, а иногда и вернуться к одной и той же проблеме несколько раз. Примером тому служит важное для его мысли противопоставление евхаристической и универсальной экклезиологии, к которому с 1934 г. он возвращался неоднократно. Еще одним примером может быть рассмотрение двух разных аспектов тезиса «местная Церковь есть вся Церковь » в двух разных статьях, помещенных в этом сборнике, – «Кафолическая церковь » и «Церковь Божия во Христе». Наследие Афанасьева, как, впрочем, и любое наследие творческого человека, мыслителя, нуждается в некоторой систематизации и толковании. Не существует и не может существовать какого-либо одного, бесспорного изложения его идей. Следующий ниже кратчайший очерк евхаристической экклезиологии Афанасьева не претендует ни на какую полноту. Он призван лишь обозначить для читателя сборника некоторые ключевые понятия богословия Афанасьева и указать на их связь, иными словами, дать некий остов его богословия, в который помещаются идеи опубликованных здесь статей и который читатель может заполнить деталями, читая произведения самого о. Николая. Другие очерки богословия Афанасьева включают краткую анонимную статью в Православной энциклопедии 34 и более пространные труды Петера Планка 35 , Эйдана Ничолса 36 и Джозефа Арианкалайила 37 . Впрочем, даже ни одна из трех последних названных работ не дает сколько-нибудь полного изложения и анализа взглядов о. Николая: все они сосредоточены на отдельных аспектах его богословия. 2. Евхаристическая и универсальная экклезиология

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Александр Кырлежев: Почему митрополит Антоний Сурожский не считал себя богословом «Я не богослов»: почему владыка Антоний Сурожский так о себе говорил и можно ли найти у него особую антропологию, экклезиологию и т.п. 16 июня, 2014 «Я не богослов»: почему владыка Антоний Сурожский так о себе говорил и можно ли найти у него особую антропологию, экклезиологию и т.п. Александр Кырлежев – член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, инициатор издания первой книги митрополита Антония в России. – Владыка Антоний часто говорил о себе: «Я не богослов». Как это понимать? – Я думаю, что он имел в виду совершенно конкретную вещь: у него не было специального богословского образования. Одно из значений термина «богослов» – человек, получивший систематическое богословское образование, в рамках которого освоил весь набор соответствующих дисциплин. В результате такой человек знает, чего он не знает в области богословской науки, но при этом владеет специальной терминологией. Митрополит Антоний не получил систематического религиозного образования, даже на уровне школьного курса закона Божия. Есть и другой – высокий аскетический – смысл термина «богослов»: это «тот, кто чисто молится», то есть обладает непосредственным духовным опытом. Думаю, что этого владыка Антоний не имел в виду, хотя, наверное, отрицал бы свою причастность к высокой степени аскетической духовности. Просто из скромности или, так сказать, по смирению. Например, он рассказывал, что когда, обратившись к вере, стал думать о священническом служении, то пришел к протоирею Георгию Флоровскому, а тот ему сказал: «Иди, читай святых отцов, придешь через 15 лет, и тогда посмотрим». И владыка говорил, что так и сделал – пошел и стал читать. Интересно, что сам протоиерей Георгий стал патрологом и богословом именно таким образом, поскольку тоже не имел богословского образования, хотя его отец был ректором семинарии и он сам с детства находился в церковной среде. Уже в эмиграции протоиерей Сергий Булгаков предложил ему читать патрологию во вновь созданном Богословском институте святого Сергия в Париже. У Флоровского были уникальные способности к освоению языков и вообще нового материала, что накладывалось на философскую и общегуманитарную подготовку. Он стал изучать святых отцов и патрологию, и в результате появились его знаменитые курсы 1930-х годов и он выступил с призывом к созданию так называемого «неопатристического синтеза». Таким образом, вполне можно богословствовать даже без минимального систематического богословского образования – просто через вхождение в церковную традицию.

http://pravmir.ru/aleksandr-kyirlezhev-u...

«Богослов Троицы», как нарекло его Предание. В тринитарном богословии Церкви Григорий Богослов занимает главное место — никто не писал о Троице так проникновенно, так прекрасно, так поэтично, но и так точно и богословски выточено, как он. Григорий Богослов — автор мистических и автобиографических поэм и стихов. Если подход Василия к триадологии можно назвать «формальным» (на глубине это, конечно, не так), то подход Григория Богослова — личный, интимный, скорее молитва, чем рассуждение. Тайна единосущия Лиц, триединства Бога была для него драгоценнейшей и очевиднейшей истиной: «Троица воистину есть Троица», — это основная мысль Григория Богослова. «Имя Троицы, — говорит он, — означает не счет вещей неравных — но совокупность равных и равночестных», соединенных по естеству и в естестве. Со всею силою Григорий всегда подчеркивает совершенное единство Божественного бытия и жизни: «совершенная Троица из трех совершенных… Не успеваю помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому». Каждое из Трех, созерцаемое по Себе, есть Бог, и все Три, созерцаемые вместе, суть также единый Бог. «Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы». Назианский богослов не объясняет тайну, а прямо фиксирует ее как антиномию: «Бог разделяется, так сказать, неразделимо, и сочетавается разделенно, — потому что Божество есть Единое в Трех, и Единое суть Три». Созерцание единосущия и неслиянности Троицы — бесспорный факт личного духовного опыта Григория Богослова. Единство и равночестие Лиц по Григорию держится на трансцендентности и вневременности Троицы. Бог вечен по природе и выше всякой последовательности и разделения. Недостаточно сказать: Бог всегда был, есть и будет, — лучше сказать: Он есть, так как он сосредоточивает в Себе Самом целое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Здесь представлены все шесть томов собрания творений святителя Григорий Богослова. [Аудиокнига создана порталом «Предание.ру». Слово 20-е в ней начитал диакон Олег Петроченко, волонтер.]

http://predanie.ru/book/67845-tvoreniya/

В предыдущих статьях уже показывал, что богословие по вопросу об участи некрещёных младенцев делится на пессимистическое (арх. Лазарь (Абашидзе) с его книгой «Грех Адама», иерей Даниил Сысоев, о.Георгий Максимов, о.Рафаил (Карелин) и другие ревнители и борцы против модернизма) и «оптимистическое» (профессор А.И.Осипов и его единомышленники). И хотя я признаю, что у А.И.Осипова есть ошибки богословского порядка, однако вижу ошибки и у его оппонентов. Кстати, вопрос: почему многие батюшки м архиереи прошли духовное обучение у А.И.Осипова? Видимо, по Промыслу Божию, потому что наряду с неточностями у него есть что-то и положительное. Так, например, он напомнил нам, что Бог есть Любовь. Он увёл богословие от жёсткой диктатуры рационализма и сухих схоластических схем в область, где много неизведанного, незаконченного, непроясненного. Так вот о незаметной ереси. Противники А.И.Осипова впадают в другую крайность, которую можно назвать ересью рационализма. Это совершенно новая ересь, характерная для нашего последнего времени, когда знания и схемы чуть ли не обожествляют. Наука и научные методы проникли в богословие и современные богословы даже не стесняются об этом говорить. Но надо понять, что схоластика была чужда святым отцам. По сути, единственный святой св.Иоанн Дамаскин попытался изложить богословие в виде стройной, если можно так сказать, научной системы и использовал частично схоластику, но даже в его творении «Точное изложение православной веры» его схоластика не вырождается в замкнутую логическую рациональную схему и содержит выходы в мистическое богословие, содержит то, что не может быть объяснено логикой. И даже приснопоминаемый иерей Даниил Сысоев говорил, что «Бытие Бога сверхлогично» (хотя он же и положил первый соблазн ереси рационализма своей книгой «Спасутся ли некрещёные?»), но, увы, уже его последователь иерей Г.Максимов всё пытается втиснуть в прокрустово ложе логических схоластических схем. Однажды, разговаривая с профессором В.В. Медушевским, я посетовал ему на это абсолютное правило богословов пессимистического лагеря «Кто не крестится – тот не спасётся». И он ответил мне: «А всемогущество Божие?»… И вот прошло несколько лет, и у меня самого чётко обозначилась эта мысль. Ведь идя против всемогущества Божия, богословы пессимистического лагеря идут против догмата, это ведь догмат (абсолютная истина), то есть исповедуют ересь. Да, святые отцы (некоторые) тоже говорили, что некрещёные не спасутся, но говорили это больше дидактически, педагогически, а не догматически. Просто нет такого догмата «некрещёные не спасутся», и богословы пессимистического лагеря обманывают своих слушателей, представляя это догматом, нарушают другой, настоящий, догмат (Догмат о всемогуществе Божием).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/02/ob...

Д.И. Глазистов Определение границ Церкви на основании творений русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века Скачать epub pdf Введение В настоящей работе будет выполнен обзор исследований русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века по настоящей проблеме с целью наиболее точного определения понятия «границы Церкви», и будет осуществлена попытка оценки правомочности этих определений. Для этого будут использованы как непосредственно труды русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века , так и критические работы, посвященные их трудам. На основе полученных результатов будет проведен их сравнительный анализ и критическая оценка. Тема исследования: Определение понятия границ Церкви на основании творений русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века . Актуальность исследования: В настоящее время существуют критически или враждебно настроенные организации, группы людей, высказывающие суждения, игнорирование которых со стороны Православной Церкви может привести к нежелательным для нее последствиям. К этим суждениям относятся т.н. теории «ветвей» или «невидимой Церкви». Суть данных высказываний сводится к следующему: Мы не можем четко определить границы Церкви. Из этого делается вывод, что любой человек, какого вероисповедания бы не придерживался в настоящий момент, после смерти, к собственному удивлению, может быть опознан как принадлежащий к Церкви. Это утверждение приводит к религиозному плюрализму, что прямо наносит вред проповеди православия, мешает людям придти в Церковь , и тем самым обрести спасение. Дополнительной проблемой является то, что в самой Церкви не утверждено четкое учение о границах Церкви. 1 Таким образом, необходимость тщательного изучения этой проблемы становится очевидной. Краткий обзор источников по теме: Тема церковности и границ Церкви подробно рассматривается в отечественной богословской науке второй половины XIX – первой половины XX века. В настоящей работе будут рассмотрены исследования А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, свт. Филарета (Дроздова) , митр. Макария (Булкакова), свт. Илариона (Троицкого) , патр. Сергия (Страгородского) , прот. Георгия (Флоровского).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/opr...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Богослужения Страстной Седмицы 1. Какая Литургия служится в каждый из дней Страстной седмицы? 1 Преждеосвященных Даров во все дни 2 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт. Василия в Четверг и Пятницу, свт. Иоанна Златоуста в Субботу 3 Свт. Василия в первые 3 дня, далее свт. Иоанна Златоуста 4 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт.... Тест: Литургический язык Русской Церкви 1. Как называется язык, на котором совершаются богослужения в Русской Православной Церкви? 1 древнеславянский 2 старославянский 3 древнецерковный 4 церковнославянский 5 русскославянский 6 церковно-славянский Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: О церковнославянском языке Комментарий: Церковнославянский язык — язык славянского богослужения, созданный святыми братьями первоучителями Кириллом и Мефодием, во всех его исторических и региональных формах... Тест: О Святой Троице 1. Что общее у всех трёх Лиц Святой Троицы? 1 проявление в мире 2 воля 3 действие 4 честь 5 ум Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Святая Троица Комментарий: В Боге мы созерцаем Три Личности, абсолютно тождественные по природе и силам, но различные по образу своего бытия.... Тест: Христианская символика 1. Что является главным символом христианства? 1 Крест 2 Иконы 3 Купол храма Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Крест Ответить Пройти весь тест 2. Количество куполов православного храма обычно символично. Сколько куполов символизирует число ангельских чинов? 1 3 2 6 3 9 4 12 Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Ангелы Комментарий:... Тест: Нравственное богословие 1. В настоящее время вопросы нравственности в православном богословии: 1 рассматривает специальная дисциплина 2 не рассматриваются особо, но только как вспомогательные, в составе различных дисциплин 3 не рассматриваются: Церковь учит не нравственности, но духовности Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Нравственное богословие Ответить Пройти весь тест 2. Нравственный закон (золотое правило нравственности) данный Христом...

http://azbyka.ru/test/page/14

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010