Не менее Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и окрестности ее: Корбуха, Вифания и другие места, где Филарет нередко бывал в 1800–1808 годах, ознаменованы были для него также многими весьма приятными воспоминаниями. Здесь, на Корбухе, вместе с своими товарищами по семинарии, он проводил рекреационное время в скромных играх и забавах. Здесь, близ Корбухи и Вифании, он «потешался ловлею рыбы: смело с рыбачьей сетью, впереди своих товарищей, на заводи, или, как говорится у рыбаков, на крыле, носился юноша по вифанским глубоким прудам. Как кстати это занятие рыбной ловлей, это содружество с любезной благословенным рыбарям-апостолам стихией в преемнике их, по рукоположению святительства! Позже, покинув отроческие забавы и устраняя праздность от головы и сердца, даже в краткие часы отдыха от молитв и уроков он употреблял их обыкновенно то в головоломную игру в шахматы, – это для упражнения ума, то на извлечение стройных звуков из дедовских гуслей, – это для занятия души. С детства прислушивался внук к игре на них своего деда и перенял от него искусство бряцать по струнам царя-пророка». 25 Любовь «питомца к своему духовному тайно-наставнику» святому Сергию, к месту своего окончательного воспитания и к освященным окрестностям Лавры, к Вифании и Гефсимании, основанной на месте и отчасти близ прежней Корбухи, к учителю и покровителю своему митрополиту Платону и другим лицам, имена которых связаны с воспоминаниями о тех местах, выражается и в проповедях его. Мы не будем говорить о составленном им на первых же порах святительства в Москве, по примеру митрополита Платона, Житии преподобного Сергия, присоединенном к проповедям его, произнесенным за первый год управления Московскою паствою (издание 1822 года). Равно так же мы только укажем на множество (26) проповедей Филарета, сказанных в честь и память преподобного Сергия, ряд коих начинается 1821 годом и кончается 1858 годом. Мы приведем отрывки из тех проповедей его, которые прямо касаются воспоминаний его жизни за 1800–1808 годы. Сюда ближе всего относятся следующие слова из произнесенной 27 сентября 1860 года «Беседы по освящении храма святого праведного Филарета Милостивого, в Гефсиманском ските», воздвигнутом, как мы заметили выше, на месте и отчасти близ прежней Корбухи, представляющие собой начало этой Беседы: «Место, где мы теперь находимся, в продолжении шестидесяти лет знаю, как очевидец: и сверх того, когда пришел я сюда в первый год текущего столетия, встретил здесь ясные следы и воспоминания прошедшего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Можно сказать, что вся жизнь святого праведного Алексия была монашеством в миру. Проведя всю жизнь в суете и толчее Москвы, душой святой праведный Алексий непрестанно пребывал с Богом, молясь о всем мире. Недаром один из оптинских подвижников, посетив его, сказал, что такое служение свыше человеческих сил и лишь Божия помощь позволяет святому нести этот крест. Представленная книга содержит жизнеописание святого праведного Алексия, историю его прославления, историю мечевской общины, духовное наследие святого – отрывки из его проповедей, а также историю храма святителя Николая в Кленниках. В книге даны три приложения: первое – воспоминания очевидцев о святом праведном Алексии, второе – слова о нем современных священнослужителей и церковных деятелей, третье – небольшое исследование о. Павла Флоренского о святом праведном Алексии. Анна Маркова Житие святого праведного Алексия Мечева Рождение Святой праведный Алексий родился в Москве 17 марта 1859 года. Семья будущего святого находилась под покровительством Московского митрополита святителя Филарета. Отец будущего святого, Алексей Иванович Мечев, еще в детстве стал певчим митрополичьего хора. Впоследствии, по окончании семинарии, он по благословению святителя Филарета становится регентом митрополичьего Чудовского хора. Как регент хора, он получил небольшую квартиру при Троицком подворье, где была резиденция Московского митрополита. Там же, при подворье проживали и певчие митрополичьего хора. Вскоре Алексей Иванович вступил в брак – его супругу звали Александра Дмитриевна. Роды первенца были очень тяжелыми и затянулись, жизнь матери и ребенка оказалась в опасности. В большом горе Алексей Иванович поехал помолиться в Алексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил святитель митрополит Филарет. Увидев своего регента в смятенном состоянии, святитель подошел к нему и спросил: «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?» – «Ваше Преосвященство, жена в родах умирает». с. 10] Святитель осенил себя крестным знамением: «Помолимся вместе… Бог милостив, все будет хорошо» с. 11], – сказал он. Потом подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». с. 11]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Безпримесная радость не дана никому. Каждое сердце имеет свою скорбь, каждый день свое горе, каждый дом свой крест. Страдания праведных – весенние .заморозки, – предвестники тепла. Страдания грешных – осенние морозы, предтечи зимней стужи. „Лучше страдать брюхом, нежели духом». (Пословица). „Только сухие листья легко уносятся ветром». (Послов.). „Пройди до Кракова, – беда одинакова». (Пословица). „Не выросла та яблонька, чтобы ее черви не точили». „Беда не спит, а по людям ходит». (Пословица). „Силен враг, да милостив Бог». (Посл.). „Люта зима, да сладок рай». (Посл.). „Кто без крестов, тот не Христов». (Посл.). „Добродетели рождаются обыкновенно от страданий и безчестия; так, напротив, пороки – от наслаждения и тщеславия». ( Марк Подвижник ). „Иногда посылается болезнь для очищения от согрешений; иногда же, – чтобы смирить везнесшуюся мысль». ( Иоанн Лествичник ). „На напасть – не напрясть». (Посл. XVIII в.). Есть люди, похожие на ласточек, которые в дурную погоду летают низко, а в хорошую – высоко. „Когда случится и небольшое несчастие, тотчас падаем духом и обращаемся к человеческим утешениям». (Фома Кемпийский). „Кто не изнемогает верою под ударами несчастия, тот несет истинный крест». (Иннокентий, а. Херс.). „Бедствие человека непорочного (относительно) и доброго есть одна из трудных загадок, какия предлагает вселенная человеку размышляющему» (Филарет, м – т М.). Можно ли молиться от бед, когда беды – не без воли Божией? Не только можно, но и должно. „Молитеся, учил Спаситель, да не внидете в напаст». И Сам Он молился пред страстями Своими. Посмотрите на детей: когда им грозит опасность, они бросаются к матери, ищут спасения в ее объятиях. Так и ты, христианин, в минугу скорби и искушений спеши под покров святой матери Церкви, в ее объятиях ищи помощи и утешения. Облако заслоняет солнце, но не уничтожает его. Человек может избежать тех несчастий, которые посылаются ему Богом, но от тех несчастий, которые он сам себе причиняет дурною жизнию, нет спасения. „Никакое горе не так велико, как страх перед ним». (Гокке).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Двенадцати лет отрок удалился в один из монастырей, близкий к месту рождения его, и принят был игуменом в число братии; здесь он был послушным во всём духовному отцу; окрепши силами, носил воду на плечах, мыл братские власяницы, зимой и летом не оставляя своего послушания: первый по звону церковному приходил в церковь и в храме стоял, не прислоняясь к стене. – По воле настоятеля, удостоен он диаконства и потом пресвитерства. Он научился и писанию св. икон. Это было для него занятием весьма приятным. Занимаясь изображением святых, проливал он слёзы молитвы и умиления, при мыслях о своей нищете и высоте святости Божией. – Человек Божий усердно писал иконы, а настоятель раздавал братии и христолюбивым мирянам, посещавшим обитель; одних это утешало и ободряло к молитве, других располагало благодетельствовать обители пожертвованиями нужного для жизни. После многолетних подвигов в общежитии, по благословению настоятеля, вышел он из обители на подвиги уединения. «Обойдя окрестности, нашёл он безмолвное место на р. Рате. – Тут поставил он себе келью и много перенёс трудов. Тут воздвиг церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа и поставил кельи для приходящей к нему братии 289 . – Не мало иноков в короткое время собралось к нему; как чадолюбивый отец, заботился он о их спасении, наставляя их не только словом, но ещё более примером, выставляя из себя не старейшину братии, а последнего из всех. – Никогда не раздражался он на согрешавших, но тихо увещевал умилительным словом. – Он был так милостив, что никогда просящего именем Божиим или странника не отпускал с пустыми руками, а всё подавал, что только обреталось у него. Если не имел чего другого, то раздавал свои иконы, или отдавал свою власяницу. – Слава о праведной жизни его дошла до князя и вельмож страны Волынской и Галицкой, которая тогда цвела славой и богатством. – Князь и бояре дивились человеку Божию и с любовью приходили слушать наставление его. – Когда митрополит Максим из Владимира посещал Русскую землю, поучая народ по уставу, – пришёл и человек Божий Пётр со своей братией принять благословение у святителя и принёс ему образ Успения Владычицы, который сам писал; святитель с любовью принял образ Пречистой, украсил его золотом и дорогими камнями и до конца жизни благоговейно хранил у себя в кельи, днём и ночью молясь сей иконе о спасении вверенной ему земли Русской».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение. Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви. Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце. Любовь как главное сокровище сердца. Высшими формами жертвенности являются мученичество и смерть во имя Бога. Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах. Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение. Преподобный Павел Препростый Святитель Спиридон Тримифунтский Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться. Терпение оскорблений и гонений. Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания. (Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению. «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Преподобный Амвросий Оптинский . Жертвенное служение Богу и людям. Зрение в ближних образа Божия. (Отсутствие страха). Плод любой добродетели – умножение любви. Христианская любовь – деятельная и жертвенная. Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды. Деятельное проявление милосердия. Св. Иоанн Златоуст : «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь». Праведный Филарет Милостивый

http://azbyka.ru/shemy/dobrodeteli.shtml

знал священные книги, благотворил нищим и сиротам, без боязни говорил правду князьям и вельможам. Он пережил благотворителя своего Ярослава, заложил, при сыне и преемнике его князе Михаиле, соборный храм в Твери и мирно почил 3 февраля 1289 года (Рассказы из Ист. Рус. Церк., стр. 136). Памятники древности передают нам разговор блаж. епископа Симеона с Полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), сказал за обедом святителю: «где будут наши тиуны на том свете?» – Симеон отвечал: «тиун будет там же, где и князь». Князю это не понравилось, и он сказал: «тиун судит не праведно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?» – Владыка объяснил ему: «если князь добрый и богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна – человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, только бы доставлял ему деньги, пускает его, как голодного пса на падаль, губить людей: то и князь будет в аду и тиун его с ним». (Этот разговор внесен в Мерило праведное. Правосл. Собесед. 1850. I, 91). 357. Святый Акакий епископ, преставися в лето 7075 месяца генваря в 14 день Постриженник преп. Иосифа Волоцкого , с 1522 г. епископ Тверский. Когда блаж. Максим Грек , по определению Собора, был послан в Тверь, Акакий принял его милостиво, обходился с ним приветливо и даже приглашал его к своей трапезе. Ум. 14 января 1567 г. в Москве, а погребен в Желтиковом монастыре (Филарет, «Р. Св.», январь, стр. 95. – А.Ф. Бычков, Описание Сборников Им. Публ. Библ. I, 3). Не канонизирован. 358. Преподобный Саватий игумен преставися в лето 7000 Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается с. Савватеево. В храме бывшей пустыни стоит гробница преп. Савватия, с иконою его. Вериги его, найденные в пещере, находящейся близ села, показывают подвижничество его против плоти; а пещера – свидетельница чистых, безмолвных молитв его (Журн. Мин. Внутр. Дел V, 505. – Буслаев, Слов. и искусство II, 357). Преп. Савватий ум. около 1434 года. Пустынь его

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

И. Хитрова «Св. праведный Филарет милостивый». В 1901 г. издано исследование иером. Фаддея (Успенского) (впосл. архиепископ, сщмч.) «Единство книги пророка Исайи». Также издавались труды святителей Василия Великого (1900-1902), Афанасия Великого (1902-1903), прп. Макария Египетского (1904), различные исследования по истории Троице-Сергиевой лавры. Н. сотрудничал со многими авторами, среди которых были С. А. Нилус , А. П. Лебедев и др., чьи труды он публиковал в виде статей в журналах и отдельными изданиями. Книгоиздательская деятельность Н. позволила Троице-Сергиевой лавре на скопленный от продажи этих изданий капитал открыть собственную типографию. Позднее, находясь на Вологодской кафедре, Н. продолжал издательскую деятельность. С 1906 по 1912 г. он печатал Жития святых, в т. ч. Жития учеников прп. Сергия Радонежского преподобных Павла Обнорского, Арсения Комельского, Димитрия Прилуцкого, также вышли Жития преподобных Игнатия Прилуцкого, Евфросина Синозерского, Нила Сорского, Иоанна Устюжского, Феодосия Тотемского, Галактиона Вологодского и прав. Анны Кашинской. 26 февр. 1908 г. Н. было предоставлено право «самому быть цензором своих изданий и ответственным за них лицом» (РГБ НИОР. Ф. 765. К. 1. Ед. 6). В 1917 г. он издал книгу Нилуса «Близ есть при дверех». Сочинения Н. явились значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую и публицистическую деятельность. В 1885 г. вышла книга Н. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Это издание было удостоено Синодом премии митр. Макария в 1885 г. и до 1917 г. выдержало 5 изданий. В 1897 г. Н. напечатал популярное «Толковое Евангелие от Матфея». Он активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в т. ч. в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др. Свои сочинения он печатал в редактируемых им изданиях. Статьи Н., к-рые в 1910-1915 гг. публиковались практически в каждом номере ж.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

Наследят землю выражение, взятое от наследования земли Обетованной Иудеями, значит получить великие блага и здесь на земле, и особенно на небе (Мих.). Так кроткие христиане, вместо того, чтобы быть истреблёнными от язычников, наследовали вселенную, которою прежде обладали язычники. Наследие же кротких на небе, это земля живых ( Пс.26:13 ), т.е. вечное райское блаженство (филар. м.м.). 6. Блжени и правды: к насыттс. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся Алчущие и жаждущие правды, это желающие сильно, подобно как голодные и жаждущие желают пищи и питания, быть праведными, т.е. оправданными перед судом Божиим. Правда это чистая, непорочная, добродетельная жизнь и оправдание от грехов верою во Христа Спасителя мира ( Рим.3:21–25 ), через участие в спасительных таинствах Христовой церкви. Насытятся, т.е. сею правдою действительно будут оправданы, достигнут вечного спасения. Пример – святые, желавшие и получившие спасение. 7. Блжени к помиловани бдтъ. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут Милостивии, это те, которые трогаютя несчастием ближних и стараются помочь им, чем могут: и имением своим, и советами, и снисхождением к их немощам, вообще всем, в чём ближние могут иметь нужду по своей душе или по телу (Мих.). Милостивые алчущих питают, жаждущих напояют, нагих одевают, странных успокаивают, больных и заключённых в темницах посещают и утешают; они сирот питают, вдовицам помогают, престарелым и увечным приют дают, милостивые неверующих и заблудших на путь истинный наставляют, неведущих истине и добру поучают, от опасности предостерегают, добрым советом помогают, злом за зло не воздают, обиды прощают; молятся за ближнего; не оставляют и умерших: нищих погребают, за умерших милостыню подают и на литургии их поминают (Троиц. лист.). Пример особенной милости – св. Филарет Милостивый (1 дек.) и Иоанн милостивый (12 нояб.). Помиловани будут – и здесь от людей, так как кто сам оказывал милость, но пришёл в бедность, тому будут помогать другие (Феоф.); особенно же на небе от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Слава Богу, что за минувшие годы силами многих неравнодушных людей удалось построить и восстановить немало храмов и обителей, в том числе и в Первопрестольном граде, который действительно преобразился за последнее время и украсился десятками православных церквей, где люди могут получить духовное утешение и поддержку, укрепиться в вере и найти нравственную опору. В этом отношении Москва является уникальным примером в мировом масштабе: в наше время, почти апостасийное, когда многие храмы закрываются, в нашей Святой Руси и ее столице храмы строятся, восстанавливаются и, что самое главное, наполняются верующими людьми. Надеюсь, что и впредь не оскудеет земля наша боголюбивыми доброхотами, благодаря которым мы сможем продолжать сии важные для жизни народа дела и нести свет истины Христовой ближним и дальним. Представляя Церковь в столь непростой области, как финансово-хозяйственные отношения, ты должен быть образцом честности и аккуратного расходования средств. С осознанием возложенной на тебя ответственности помни о том, что каждая материальная жертва людей, отданная Церкви, принадлежит Богу, а тот, кто похищает Божие, святотатствует. Твоя епископская хиротония свершилась в день памяти святителей Московских в главном кафедральном соборе Русской Церкви — в Храме Христа Спасителя, где своими честными мощами почивает один из выдающихся иерархов — святитель Филарет Московский. Воспринимай это знамение как великую честь и особую милость Божию, как сугубое напоминание о высоте и ответственности возложенного на тебя служения. Ходатайством сих угодников Христовых, людей к богоразумию наставивших (кондак святителей Московских), заступничеством мученика Никандра Египтянина — твоего небесного покровителя, да укрепит тебя Милостивый Спаситель в предстоящем тебе нелегком пути. Многое еще имею сказать тебе, однако не всё можешь вместить ныне, поскольку великое служение сие постигается лишь опытом. Итак, опираясь на жезл сей, который вручаю тебе как символ архиерейской власти и апостольского преемства, препоясав чресла истиной и облекшись в броню праведности (Еф. 6:14), гряди с миром на предлежащее тебе поприще епископских трудов — и да будут они угодны в очах Божиих. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/6068631.ht...

Этот подвижник прожил в пустыне 95 лет... С радостными слезами встретил он по прошествии почти столетия впервые посетившего его человека – авву Серапиона, отшельника Египетского, ученика Иоанна, из внутренней Антониевой пустыни; благословив и поцеловав своего гостя, пришедшего к нему по указанию в сновидении, преп. Марк так рассказал ему о себе: «родился я в Афинах и учился разным наукам, проходил и философское учение. Потом, когда родители мои умерли, я отказался от этого мира, где всему предстоит смерть, и предал себя на служение вечному Богу... Сбросив одежды, я на доске бросился в море и приплыл, куда принесло меня волнами по изволению Божию... Первые тридцать лет провёл я здесь в великой нужде и в страдании; терпел и голод, и холод, и наготу, а главное терзали меня искушения... Но в последующие годы плоть моя изменилась... Господь излил на меня Свою благодать... Я видел явления Царствия Небесного... Я постиг духом блаженство праведников... Теперь же наступил предел жития моего, и Господь послал тебя сюда, чтобы ты предал земле тело моё» ... Побеседовав ещё с Серапионом до наступления вечера, сделав и ему некоторые вопросы о мире, о состоянии веры в мире, старец Марк сказал ему: «брате, пробудь эту ночь без сна – ради кончины моей!» И тогда, став на молитву, оба старца начали петь псалмы Давидовы. И опять, после некоторого молчания, Марк обратился к посетителю своему: «брате, велик для меня сегодняшний день, величайший из всех дней жизни моей! Сегодня разрешается душа моя от страданий плотских, от уз земных и идёт успокоиться в обители небесной», – и, взяв за руку Серапиона, прибавил: «пусть тело моё, это вместилище болезней, нужд и трудов, пребудет до общего воскресения в пещере этой, в которой пребывал я во временной моей жизни... Ты же, Господи, отдели от него душу мою, так как ради Тебя терпел я и голод, и жажду, и наготу, и зной, и мороз, и всякие тяготы... Усните, глаза мои, не знавшие дремоты во время ночной молитвы! Отдохните, ноги мои, потрудившиеся в ночном стоянии! Душой же отхожу я от временной жизни и всем, остающимся на земле, желаю спастись! Спаситесь, постники, скитающиеся в горах и пещерах Господа ради! Спаситесь, узники Христовы, заточённые, изгнанные правды ради и не имеющие утешения, кроме единого Бога! Спаситесь, иноки, трудящиеся для Бога день и ночь! Спаситесь, священники Господни, ходатаи перед Богом о людях! Спаситесь, христолюбцы, принимающие странников, как Самого Христа! Спаситесь, милостивые, достойные помилования! Спаситесь, богатые, благоподатливые и богатеющие перед Богом в Богоугодных делах! Спаситесь, обнищавшие Господа ради! Спаситесь, благоверные цари и князья, праведный и милостивый суд творящие! Спаситесь, подвижники поста и трудолюбия, спаситесь, любящие друг друга о Господе! Да спасена будет вся земля и все живущие на ней в любви и мире!..

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010