Святой праведный Филарет Милостивый Около 780 года, в царствование императрицы Ирины, матери юного императора Константина VI, в пафлагонском городе Амнии жил богатый земледелец по имени Филарет. Бог в изобилии даровал ему всякого рода имение: поля, виноградники, стада скота; в его обширном хозяйстве трудилось множество работников и слуг. Будучи уже в преклонных летах, он жил весьма счастливо, окруженный многочисленной семьей, не имея иной заботы, как только угождать Господу, употребляя свои богатства на благо ближнего. Любящий добродетель, соответственно своему имени, Филарет питал столь великую любовь к людям, ближним и дальним, знакомым и незнакомым, что сердце его не могло спокойно взирать на человека, находящегося в какой-либо нужде. Он, не скупясь, раздавал помощь всем нуждающимся, кто бы ни приходил к нему, и, подобно Аврааму, сам выходил навстречу каждому страннику, почитая за честь оказать ему гостеприимство. Поэтому Господь благоволил к нему, умножая его богатства в той же мере, в какой праведный раб Божий расточал их во благо ближнему. Однако же, завистью бесовской и попущением Божиим, Филарет был, подобно праведному Иову, подвергнут великому испытанию. Грабители расхитили его имущество, и он оказался в совершеннейшей бедности, так что у него не осталось ничего, кроме клочка земли, пары волов, осла, лошади, коровы с теленком и нескольких ульев. Несмотря на столь нежданное и великое несчастье, угодник Божий не проронил ни одной жалобы, ни одного упрека. Напротив, он пребывал в радости и благодарил Бога за избавление от бремени богатства, вспоминая слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24). С тех пор он принужден был возделывать землю собственными руками, чтобы прокормить семью. Как-то раз по дороге к своему полю он встретил бедного крестьянина, у которого только что пал один из его волов и который громко жаловался и сетовал по этому поводу. Позабыв о собственной нужде и движимый лишь голосом сострадания, святой тотчас отдал ему одного из своих волов, а несколько дней спустя и второго, тем самым лишив себя скудного урожая, который приносила его земля. Узнав об этом поступке, жена и дети Филарета стали со слезами и стенаниями упрекать его за то, что он обрек их на неминуемый голод. В ответ верный ученик Христов, исполненный надежды на Промысл Божий и веры в слова Спасителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25, 33), увещевал родных набраться терпения и обещал вскоре открыть сокровище, некогда им спрятанное.

http://pravoslavie.ru/58091.html

13-е Свв. мучч. Евстратия, Аввсентия, Евгения, Мардария и Ореста Сии мученики пострадали за исповедание Христа во время гонения при Диоклитиане. Евстратий, один из знатнейших сановников в г. Саталионе, образованный и всеми уважаемый христианин, видя, с какой твёрдостью идут на мучение за веру многочисленные исповедники Христа, и сам не захотел скрываться от преследования гонителей. Узнав, что и праведный пресвитер Авксентий вместе с другими, после истязаний был заключён в темницу, Евстратий пришёл к ним туда и сказал: – «прошу вас Христа ради помолитесь обо мне, потому что я хочу быть участником вашего подвига», – и вместе с осуждёнными усердно помолясь, сам объявил себя христианином. После жестоких истязаний он был препровождён в Севастью Армянскую (нын. Сиваш), и там, после новых испытаний, среди которых чудным образом он долго оставался невредимым, осуждён на сожжение. Готовясь к казни, Евстратий в молитвенном воодушевлении произнёс: – «Величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих; но спасл еси от нужд душу мою! И ныне, Владыко, да покроет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго моего и сквернаго телесе сего: да не когда лукавый супостата совет срящет и препнет ю во тме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшия мя грехи. Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов, но да приимут ю ангели Твои светлии и пресветлии. Даждь славу имени Твоему Святому, и Твоею силою возведи мя на Божественное Твое судище: внегда судитися ми, да не приимет мя рука князя мира сего, еже исторгнути мя грешника во глубину адову, но предстани ми и буди ми Спас и заступник: телесная бо сия мучения – веселия суть рабом Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чистую покаянием и исповеданием приими, яко благословен еси во веки веков, аминь» 177 . – И перекрестясь вошёл в разожжённую печь, в которой, предав свою душу Богу, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С благоговейною признательностью и горячею любовью посвящается духовной руководительнице и мудрой наставнице. Иг. Магдалине. 10-го февраля, 1912 г. Молитвою начинай, в молитвенном настроении продолжай и молитвою кончай. Е.Ф. Вместо предисловия. О милосердии Какой это краткий путь и как далеко достигает! Какой тихий, пеший ход и как высоко возводит, быстрее колесницы, с мыслью о Христе подаешь укрух хлеба, и тебе даруется право небесного царствия, одеваешь нагого тленною одеждою, и благодать отдаривает тебя нетленною ризою правды, идешь встретить странника, навестить больного или узника и теми же самыми шагами идешь на десную страну грядущего во славе Христа Судии, в собор благословенных Отца Небесного. Если с любовию утешаешь нищего и благотворишь ему, то хотя мало, хотя ничтожно, однако споспешествуешь Господу хранящему и спасающему нищего. Вот каким образом твое благотворение переходит ко Господу. Впрочем, сей благословенный жребий может принадлежать только тому, кто поступает осмотрительно с рассуждением. Дело благотворительности, сделанное без рассудительного и сердечного участия к бедствующим есть тело без души. Для того, чтобы дела человеческие были чисты, достойны Господа, оправдательны, блаженнотворны, надо, чтобы они в лице человека были сделаны Самому Господу. Помни, что дела милосердия только тогда и будут Богу приятны, когда ты будешь совершать их в глубоком смирении сердца, так что и сама ты их за добро не станешь считать, не будешь видеть цены этого добра, как и праведники на Суде Божием сами удивятся за что их милует праведный Судия? Не напрасно Господь в своей нагорной беседе прежде сказал: блаженни нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, а потом уже присовокупил – блаженны милостивии, яко тии помиловани будут. Впрочем, в деле спасения все добродетели так тесно связаны между собою, что одна ведет к другой и одна без другой не может быть спасительна. Филарет Митроп. Московский. Что благонастроенная арфа, то мирная община, воздающая Господу согласную песнь хвалы и дружную дань единомыслия и единоначалия. Что многоцветная нива, то добрая община воздающая Господу согласную песнь хвалы и дружную дань единомыслия и единоначалия. Что сад разнородный, то трудолюбивая община, богатая обилием дел любви и взаимности. Таковыми являйте себя, сестры, одна перед другою, ревнуя преуспеть в послушании, миролюбии, в прощении случайных оскорблений, нещадном труде для других, в неосуждении, во взаимопопечении, хранении чести общины пред внешними, в любви нелицемерной ко всем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Такая реакция жены на поступок мужа кажется странной, но вспомним противоположный пример — старуху из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. Лично вам какая из старух симпатичнее? Есть еще одна литературная героиня, во всем согласная с предметом своей любви, — чеховская «Душечка». Вы встречали женщин, которым она служит примером для подражания? Даже жены святых не во всем с ними соглашались. Часто роптала на мужа, праведного Филарета милостивого, его жена Феозва. Филарет был богатым вельможей, но враги, напавшие на его страну, разграбили имущество Филарета. У него остались пара волов, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, — отвечал он родным, — которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь». И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. Жития святых, впрочем, являют нам немало примеров кротких женщин — например, мать блаженного Августина , святая Моника. Именно кротостью, молчанием и терпением удавалось ей смягчать нрав своего вспыльчивого и жестокого мужа, язычника Патрикия, перед которым трепетали все остальные. Когда к ней приходили подруги с жалобами на своих мужей, она говорила: «Вы на каждое оскорбительное слово отвечаете взаимным оскорблением и тем больше их огорчаете. А я, когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце». Но это не значит, что она во всем с ним соглашалась: выбрав тихую минутку, Моника умела подойти к нему и спокойно объяснить, в чем он был неправ. Эта мера всегда имела успех. Вспыльчивый, но любящий свою жену Патрикий покорно выслушивал от Моники тихие упреки и старался загладить нанесенные в гневе оскорбления. Женская гордыня и солнышко зеленое

http://azbyka.ru/semya/semejnaja-zhizn-k...

Филарет прославился нищелюбием 14 декабря. ПРАВМИР. Церковь отмечает память праведного Филарета Милостивого. Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. И Филарет прославился нищелюбием. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. В то время византийская императрица Ирина (797 – 802) искала невесту для сына – будущего соправителя Константина Багрянородного (780 – 797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и его жена Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Так вернулись к Филарету слава и богатство. Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжатсльности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 января, 2021 6 июня, 2020 26 октября, 2023 19 августа, 2023 19 августа, 2022

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pamy...

В день памяти праведного Филарета Милостивого Патриарх Кирилл поздравил митрополита Минского и Слуцкого Филарета с днем тезоименитства 15 декабря, 2010. Редакция " Правмира " 14 декабря 2010 года, в день памяти святого праведного Филарета Милостивого, митрополит Филарет возглавил служение Божественной литургии в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе 14 декабря 2010 года, в день памяти святого праведного Филарета Милостивого, митрополит Филарет возглавил служение Божественной литургии в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископы и епископы Белорусского экзархата. Во время малого входа иеромонах Антоний (Доронин) был возведен в сан игумена. От лица епископата Белорусской Православной Церкви владыку Филарета поздравил архиепископ Витебский Димитрий и передал в дар Патриаршему экзарху список Иверской иконы Божией Матери. От лица духовенства Минской епархии правящего архиерея поздравил настоятель столичного храма равноапостольной Марии Магдалины протоиерей Иоанн Хорошевич и преподнес жезл и мантию. По окончании богослужения со словами поздравления с днем тезоименитства к митрополиту Филарету обратились уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко и мэр города Минска Н.А. Ладутько. Также с днем тезоименитства митрополита Минского и Слуцкого Филарета поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Праведный Филарет Милостивый, святой покровитель митрополита, жил в VIII веке в Малой Азии. Будучи богатым и знатным вельможей, он прославился нищелюбием. Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно роздал бедным. Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. Внучка Филарета, Мария, стала женой соправителя императора Константина Багрянородного. Император щедро одарил Филарета, но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню, устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Так, не приемля почестей, он достиг 90 лет. Скончался старец в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

http://pravmir.ru/v-den-pamyati-pravedno...

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо 14 декабря. ПРАВМИР. Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва, была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын – Иоанн и дочери – Ипатия и Еванфия. Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о «малых сих» (Мф. 25, 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием. Однажды израильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось 2 вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, – отвечал он родным, – которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь». И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. В то время византийская императрица Ирина (797–802) искала невесту для сына – будущего соправителя Константина Багрянородного (780–797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии все для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pra...

Москва. Домовая церковь Филарета Милостивого при бывшем Филаретовском женском епархиальном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Некогда здесь располагалось подворье кремлевского Чудова монастыря. В 1676 г. подворье было выкуплено монастырем у дворянина С. Заборовского. В период XVII-XIX вв. на этом месте находились деревянные постройки для монастырских служителей. В 1832 г. здесь отрылось училище под именем воспитательного отделения при Горихвостовском доме призрения. В 1861-1864 гг. по проекту архитектора А.О. Вивьена здесь возводится здание, которое сохранилось до наших дней. Спустя год, в середине главного корпуса была устроена Филаретовская церковь на месте прежнего Петропавловской, а еще ранее - церкви Апостола Тимофея, располагавшаяся в разобранном старом деревянном доме. Стоит отметить, что при строительстве нового здания митрополит Филарет преследовал также интересы своего ведомства, поэтому училище в основном было для девиц духовного звания. Чуть позже, в 1878 г. арх. М.Г. Пиотрович выполнил надстройку третьего этажа здания, а архитектор П.А. Голосов выполнял шестиколонный портик (1929 г.). Храм после революции 1917 г. закрыли. Находившая здесь церковная утварь была передана в действующие храмы осенью 1919 г., а интерьеры уничтожены. В это время в здании располагалось Управление внутренней охраны НКВД. Сейчас здесь находится военно-морской штаб. http://www.apartment.ru/Article/48793941.html Филарета Милостивого, праведного, в Филаретовском женском епархиальном училище церковь (Малый Харитоньевский переулок, дом 5; уничтожена). Владение Чудова монастыря – Заборовское подворье – в середине XIX века украсило двухэтажное, в псевдоклассическом духе творение архитектора А.О. Вивьена, позже надстроенное архитектором М.Г. Пиотровичем. Здание немного отодвинуто в глубь двора от красной линии переулка. Центральную часть трехэтажного сооружения подчеркивает мощный шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Классные комнаты, рекреации, столовая, спальни, церковь – вот основные назначения помещений постройки, предназначенной для размещения на полном содержании девочек – сирот священнослужителей. Здесь располагалось женское епархиальное училище, основанное по инициативе и при горячем участии митрополита Московского Филарета (Дроздова). По имени основателя училище было названо Филаретовским, а церковь посвятили небесному покровителю учредителя – праведному Филарету Милостивому. За обучение и пансион воспитанниц родственники вносили посильную плату. Училище давало среднее образование. По воспоминаниям выпускниц, жизнь в стенах училища проходила интересно. Некоторое время среди них была сестра А.П. Чехова – Мария Павловна, обучение которой оплачивал благодетель – земляк, таганрогский купец Сабенников.

http://sobory.ru/article/?object=25754

Вопрос: Сейчас много говорят о «христианском социализме». Хотелось бы знать мнение Русской Православной Церкви по этому вопросу? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Христианство является Богооткровенной религией спасения в Царстве Небесном. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36), – сказал Господь Пилату. Социализм (фр. socialisme; от лат. socialis – общественный) представляет собой идеологию, которая ставит целью достижение на земле идеального общества, основанного на справедливости и равенстве. Священномученик Иоанн Восторгов точно заметил: «Трудно представить себе такое, можно сказать, противоестественное сочетание понятий, какое мы видим в ныне распространенном термине “христианский социализм”: по самому существу, по природе своей они взаимно исключают друг друга. Термин этот, столь двусмысленный и неудобный, представляющий в себе наглядное contraditio in adjecto, естественно, способен оттолкнуть и устрашить как истинно-верующего христианина, так и правоверного социалиста нашего времени. Неудачный термин – пережиток старого времени. Возник он гораздо ранее того времени, когда новейший социализм в обработке Маркса, Моста, Бебеля, Энгельса, Лафарга и других еще не явил себя как откровенно атеистическое и материалистическое учение» (Иоанн Восторгов, протоиерей. Полн. собр. соч. Т. 5. М., 1913. С. 156–157). Когда пытаются сблизить христианство и социализм, то обнаруживают совершенное непонимание сущности учения Спасителя. Источником зла является не богатство, не высокое положение в обществе, а порочное устроение души. Во все времена были люди богатые и знатные, которые жили праведно и делали добро. Святая Библия и история дает много примеров: патриарх Авраам, царь Давид, святой Иосиф Аримафейский, святой Филарет Милостивый (VIII в.) и многие другие. А среди бедных и простых людей много озлобленных и ведущих греховную жизнь. Хотя проекты создания идеального общества, основанного на гармонии интересов всех людей, выдвигались в разные эпохи («Государство» Платона, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов Э.-Г. Морелли, «О законодательстве, или Принципы законов» Г.-Б. Мабли), социализм как идеология сформировался в первой половине XIX века. Сам термин «социализм» впервые появился в 1834 году в статье Пьера Леру (1797–1871). Этот политический писатель считал, что история проходит три стадии прогресса: освобождение от семейного рабства, от рабства государству и от тирании собственности. У него не было и тени догадки, что через 100 лет введение социализма (о котором он писал в «Revue Encyclopédique») на практике станет самым жестоким экспериментом в истории, стоившим более сотни миллионов жизней людей в России, Китае, Албании и других странах.

http://pravoslavie.ru/7134.html

Затем состоялось отпевание почившего иерарха. По 6-й песне канона архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн огласил Надгробное слово Синода и всех верных чад Белорусской Православной церкви по случаю кончины почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева): «Дорогие братья и сестры! В эти дни, когда Святая Церковь продолжает праздновать Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, верим, родился для вечности Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Филарет. Веруя, что Владыка слышит нас, дерзаем от имени всех верных чад Белорусской Православной Церкви обратиться к нему со словом любви и благодарности. Дорогой наш Авва, все мы — Ваши дети во Христе. Подражая подвигу праведного Филарета Милостивого, имя которого было Вам дано в монашеском постриге, Вы преподали нам яркий пример всецелого посвящения себя Богу. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113:9), — эти слова Псалмопевца Вы произносили как свой девиз. Поистине, у Вас не было частной жизни: все, что Вы делали, было служением единому Царю царствующих и Господу господствующих (1 Тим. 6:15), неотделимым от служения любимому творению Божию — человеку. Вашими ревностными трудами возрождалась после долгих лет «вавилонского пленения» Церковь на Белой Руси. Восстановление исторических епархий, возвращение прославленных святынь, установление почитания Собора Белорусских святых и канонизация множества подвижников, развитие богословского образования, благотворительности, миссионерства, — вот плоды Ваших деяний, принесенные в дар Христу от щедрот нашего Отечества. Вы войдете в историю как блаженный миротворец (см. Мф. 5:9), неустанно созидавший мир везде, где по Промыслу Божию Вам доводилось служить и трудиться. Стоя у истоков церковно-общественного, церковно-государственного, межрелигиозного диалога в Беларуси, Вы стремились воплотить в жизнь библейское восклицание: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс. 132:1). Всевышний наделил Вас дивным талантом общения, и Вы во сто крат преумножили серебро Господа своего (см. Мф. 25:18), видя в общении с людьми милость Божию и повод возблагодарить Творца.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5751714...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010