Взглянув на жену свою, блаженный Филарет с кротостью ответил ей: – Послушай, что говорит Сам Бог, богатый милостью: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф. 6:26 ); ужели не пропитает Он нас, несравненно более дорогих Ему, чем птицы? Он сторицею обещает воздать тем, кои ради Его и Евангелия раздают свое имущество бедным. Итак, подумай: если за одного вола мы приобретем сто, то зачем нам скорбеть о том воле, которого я во имя Господа отдал нуждающемуся? Говорил же сие милостивый муж не потому, что он утешал себя надеждою на воздаяние сторицею в земной жизни, но для того, чтобы успокоить свою малодушную жену. И она замолкла, не находя возражений на благоразумные слова своего мужа. Не прошло после того и пяти дней, как и тот вол, которого подарил поселянину блаженный Филарет, наелся ядовитого растения и пал. Это привело в недоумение поселянина и, снова придя к Филарету, он сказал ему: – Господин! Согрешил я пред тобою и перед детьми твоими, что разлучил пару волов твоих; верно, потому и не допустил меня праведный Бог получить пользу от вола твоего, ибо он объелся какого-то зелия и издох. Не промолвив ни одного слова, блаженный Филарет быстро привел своего последнего вола и, отдав его поселянину, сказал: – Возьми брат, этого вола и уведи его; я же должен отбыть в дальнюю страну и не хочу, чтобы рабочий вол оставался без меня в дому моем праздным. Сказал же сие блаженный ради того, чтобы человек тот не отказался принять от него и другого вола. Поселянин же, приняв вола, возвратился в дом свой, удивляясь великому милосердию блаженного мужа. Между тем в доме Филарета скоро все узнали об его поступке. Дети принялись плакать вместе с матерью и говорили: – Поистине немилосерден отец наш и не любит детей своих, потому что расточает наше последнее имущество; только и осталось у нас, что два вола, чтобы нам не умереть с голоду, и тех отдал он чужому человеку. Видя скорбь и слёзы детей своих, блаженный Филарет обратился к ним с такими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С широкой императорской руки семья стала жить так же богато, как и прежде. Но Филарет променял императорские подарки на деньги, которые стал раздавать на улицах столицы. При этом он, подавая милостыню, вглядывался в лица нуждающихся и так приговаривал: «Богатые, впав в нужду, часто по привычке ходят в роскошной одежде, но, тем не менее, голодают и нуждаются. Но есть и такие, кто прикидывается нищим и, имея в доме своем деньги, не оставляет прежних привычек бедности, носит лохмотья и ходит собирать подаяние». Обнищавшим богачам он жертвовал много, а тем, кто прикидывался нищим, – подавал мелкие медные монеты. Досточудный старец к концу жизни стал предвидеть то, что свершится в будущем с его внуками. Он предвидел и свою кончину. На смертном одре он наставлял детей такими словами: «Вы знаете, как с самой молодости прожил я с вами, возлюбя дела милосердия, и творил их за счет трудов своих, а не из награбленного… Будьте странноприимны, заступайтесь за вдов, опекайте сирот, не оставляйте страждущих, не отриньте содержащихся в темнице, одевайте и хороните мертвых, не пропускайте служб церковных, не желайте чужого добра, никем не гнушайтесь, не радуйтесь несчастию врага, поминайте в церкви умерших братьев и меня, пока не отойдете к вечному покою…» Как пишет автор жития, после этих слов Филарет скончался. Его смерть повлияла на жену и детей, которые с этого момента стали вести исключительно добродетельную жизнь. У гроба святого стали совершаться чудеса. Чему нас учит жизнь святого Филарета Милостивого? Она показывает нам пример щедрого человека, которого не оставили в беде друзья во время голода. Обедневший праведник был восстановлен Господом в своем чине за то, что не возроптал на жизнь в минуту несчастья. Причина такой безропотности – исключительно твердая вера в Бога. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23) – в эти слова псалма Давида Филарет верил до глубины души. Далеко не каждый из нас благодушно перенесет общественную несправедливость и воровство личного имущества; далеко не каждый из нас, потеряв хороший заработок, возьмется за грязную работу; далеко не каждый из нас рискнет поставить под угрозу благосостояние семьи, раздавая милостыню бедным.

http://pravoslavie.ru/75840.html

Чем назидает, братия и сестры, к чему зовёт житие святого Филарета? Если евангельский самарянин зовёт нас до конца доводить каждое начатое нами дело милосердия, то праведный Филарет зовёт нас быть непреклонными, постоянными в добре, милосердствовать при всех обстоятельствах нашей жизни, помогать людям из последнего, из того немногого, что у нас имеется под руками. И тогда-то Сам Господь будет помогать нам, будет милосердствовать нашими руками. Ведь это Он расположил сердце одного богатого человека послать 40 мер пшеницы Филарету в критический момент его жизни, чтобы он, питаясь сам, поделился и с нуждающимися бедняками. Это Он, – Господь Бог, – расположил боголюбивую царицу Ирину отыскать юную, скромную внучку Филарета, чтобы не только вознаградить его за прошлое милосердие, но и создать возможность нового милосердия. Братия и сестры! Нередко бывает, что оказав кому-либо какую-либо разовую помощь, мы на этом и заканчиваем своё милосердие. А между тем нам следовало бы продолжать и дальше оказывать эту помощь. Касается ли дело ухода за больной, лежащей в соседней комнате, или помощи слабому, недостаточно подготовленному к жизни человеку, или в каком-либо другом виде помощи, – везде нужна деятельная, заботливая помощь, доводящая до конца раз начатое дело. Что, прежде всего, для этого нужно делать? Нужно возгревать в себе отзывчивость, внимание к человеку участие в жизни его, заботу о нём. Нужно возгревать в себе милующее, милосердное сердце, памятуя, что все мы чада Божии, члены одной божьей семьи, рождённые друг от друга через любовь к Богу и людям, через взаимную помощь делами милосердия. Завещание праведного Филарета к членам семьи своей, – быть благочестивыми и милосердными, – касается всех христиан. И нам необходимо вспомнить о нём именно сегодня, в день памяти этого угодника Божия. Будем молить Филарета Милостивого, а также Матерь Божию «отверзти двери» нашего сердца и на дела милосердия. И тогда в этих делах Сам Господь будет оказывать нам помощь. В делах милосердия Спаситель зовёт нас подражать Самому Отцу Небесному: Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный и через это милосердие уподобляться Ему: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Своим сыновьям он приказал прислуживать им за столами. Четыре последних года своей земной жизни Филарет Милостивый прожил в столице, после чего с миром отошел ко Господу. Перед кончиной он, извещенный о ее приближении свыше, собрал свою большую семью у одра, попросил все оставшееся у него имущество раздать обездоленным и обратился к близким со словами наставления: «Дети мои, не забывайте гостеприимства, навещайте больных и заключенных в тюрьмах, призирайте на вдов и сирот, давайте погребение умершим в нищете, не пренебрегайте частым посещением церкви, не желайте чужого имущества, никого не хулите и не радуйтесь несчастью ваших врагов, поступайте со всеми так, как я сам поступал во все время моей жизни, и Бог не оставит вас Своим заступлением». Удивительные перемены в обстоятельствах жизни Филарета дают повод сравнивать его с праведным Иовом Автор жития уподобляет своего деда библейскому Аврааму не только по его щедрости и гостеприимству, но и по его облику. Удивительные перемены в обстоятельствах жизни Филарета дают повод сравнивать его с праведным Иовом. Исследователи текста жития как литературного памятника находят в этих параллелях своего рода литературный прием агиографа, сравнивают участь Марии с фольклорным образом Золушки, которая выходит замуж за принца. Текст жития дает поводы для таких и, может быть, иных литературных ассоциаций, но мастерство агиографа заключалось в концентрации внимания на определенных моментах в житии святого, на ярком их выделении, а писал он все-таки не роман и не сказку, в которых позволителен и уместен вымысел, но достоверное жизнеописание человека, которого он хорошо знал, и элемента произвольного сочинительства в этом выдающемся литературном памятнике просто не могло быть. Присутствие общих мест в житиях – это черта позднейшей агиографии, когда авторы, подобно одному из самых выдающихся среди них – Симеону Метафрасту, по большей части занимались литературной переработкой житий святых, живших задолго до них, по выработанным к тому времени стилистическим и отчасти сюжетным приемам агиографического жанра.

http://pravoslavie.ru/144078.html

Можно представить себе, каково было нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на паперти Устюжского собора. Терзаемый морозом, он пытался войти в хижины нищих, бывшие при храме, чтобы сколько-нибудь погреться; но одни запирали дверь, другие прогоняли даже палкой Прокопия. Прогнанный страдалец нашёл сарай, где в углу лежали собаки; он лёг около собак, чтобы от них согреться, но и собаки ушли от него. Не тяжко ли не найти защиты от смерти у людей и даже у псов? «Буди имя Господне благословенно», сказал Прокопий и воротился на паперть; дрожа всеми костями и ожидая смерти, молился он, да примет Бог душу его. И вот, он чувствует какую-то теплоту; взглянув, видит перед собой ангела Божия с прекрасной веткой в руке; небесный гость, коснувшись веткой лица Прокопия, оживил страдальца; приятная теплота разлилась по всему телу его. Это было точно то же, что испытал бл. Андрей в подобном положении. Об этом бл. Прокопий рассказал любимому клирику Симеону, отцу св. Стефана Пермского, под условием – не говорить о том другим до смерти юродивого. Любимое место, где часто и долго сиживал Прокопий, был камень на берегу р. Сухоны. Здесь, смотря на плывущие мимо суда, молился он молча за вверивших судьбу свою неверной стихии. Он так любил это место, что в последние годы жизни своей говаривал, чтобы погребли его тут 114 . От Богобоязненных людей Прокопий принимал пищу, которую вкушал не каждый день; а от богачей, нажившихся неправдой, не брал ничего. – За тяжкие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес ещё на земле. Бог наш, – Бог милости и любви, бывает за грехи наши Богом отмщения. Мор и голод, трус и потоп льются из фиала гнева Божия на нечестивых. Кто уцелеть может под тяжестью десницы Всемощной? Но Господь милостив и в гневе Своём. Он обещал пощадить виновные города для десяти праведников и даже для одного великого праведного. – Исполнение этого обещания видим в жизни блаженного Прокопия, тогда как люди не понимали сего праведника. В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «покайтеся, братия, во грехах ваших; умилостивляйте Бога постом и молитвами; иначе город погибнет от града огненного».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У Адама и Евы было два сына. Пришедши в возраст, они оба принесли жертвы Богу. Каин, который занимался земледелием, принес Господу плодов земных, а Авель – первородных из своего стада: Господь милостивым оком призрел на Авеля и на дары его, но не воззрел на Каина и на дары его. Каин пришел в негодование и потупил взоры. Господь обличал его: но он, нечувствительный к словам Господа и снедаемый завистью, вызвал брата своего Авеля в поле и там бросился на него, и убил его. Тогда Господь сказал Каину: «Где брат твой Авель?» – Он отвечал: «Не знаю! Разве я страж моего брата?» Господь сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко мне от земли! С сей минуты, проклят будешь ты на земле, которая пила кровь, пролитую твоей братоубийственной рукой; земля не воздаст тебе плодов, когда ты будешь ее возделывать; ты будешь изгнанником и странником на земле». Назидательные размышления Первородный грех есть камень преткновения, о который сокрушается гордость нечестия; а между тем нет истины более очевидной в глазах разума, более твердой для веры, как несчастное падение наших прародителей. Все в нас и вокруг нас напоминает нам о нем; но, особенно, оно ощутительно в превратностях нашей жизни, в переходах от счастия к несчастию, от здоровья к болезни, от веселья к страданиям, словом – от жизни к смерти. Мы чувствуем, что душа наша слаба, особенно когда бывает поставлена в необходимости выдерживать страшную борьбу, делая выбор между обязанностью и удовольствием, добродетелью и пороком, любовью и ненавистью. Отсюда те бесчисленные преступления, которые со смерти Авеля ужасают, тяготят и оскверняют человечество. Мир во зле лежит. Но какое гибельное торжество зла, когда человек считает себя в праве создавать сам себе и религию, и правила нравственности, хочет сам быть верховным судьей своей совести, своих действий! А это-то и проповедуют, этого-то и хотят, к этому-то и ведут философы без Бога, умствователи безумные. Потоп Когда Ной построил ковчег и исполнил все, что ему было повелено от Господа, Бог сказал ему: «Войди в ковчег со всем твоим семейством; потому что из всех живущих на земле, тебя одного вижу Я праведным предо Мною. Возьми также по паре всех животных и всех птиц – по одному мужского пола и по одному женского, и по семи из чистых животных, чтобы сохранить племя их на земле: потому что через семь дней Я наведу дождь на землю в продолжение сорока дней и сорока ночей и истреблю на ней все, сотворенное Мною». Ной исполнил повеление Господа: он вошел в ковчег, а с ним и его сыновья – Сим, Хам и Иафет, жена его и жены сыновей его; он взял также, по повелению Божию, по паре всех животных; сам Господь затворил дверь ковчега.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

С 1997 по 2000 годы архиепископ Калужский и Боровский Климент представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению празднования. 26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской патриархии и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 2004 года архиепископ Климент возведен в сан митрополита. С октября 2005 года митрополит Калужский и Боровский Климент - член Общественной палаты Российской Федерации. C января 2006 года - председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации. Митрополит Калужский и Боровский Климент награжден государственными наградами: в 1988 году - орденом Дружбы народов, в 2000 году - Орденом Почета, в 1997 году – медалью 850-летия Москвы; многими церковными наградами Русской Православной Церкви и орденами Поместных Православных Церквей. В 2001 и 2003 годах удостоен национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года». В 2006 году митрополиту Клименту была объявлена благодарность Правительства РФ за вклад в подготовку и проведение церемонии переноса из Королевства Дания и захоронения в Петропавловском соборе города Санкт-Петербурга праха вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, супруги Императора Александра III. Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет (в миру Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) родился 21 марта 1935 года в Москве, в семье служащих. В 1953 году поступил в Московскую духовную семинарию, в 1957 году – в Московскую духовную академию. В 1961 году окончил полный курс Московской духовной академии со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». В апреле 1959 года принял монашеский постриг под именем Филарет в честь святого праведного Филарета Милостивого, рукоположен в сан иеродиакона.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. РСв. Отд. 1. С. 5-12; Описание о российских святых. С. 245-247; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 282-283; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 22-23; Евгений (Мерцалов), еп. О церк. прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской: (Ист. очерк). Муром, 1910; Тагунова В. И. Муромские списки «Повести об Иулиании Лазаревской»//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 414-418; Кротов М. Г. Новое об авторе «Жития Улиянии Лазаревской»//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 16-18; Сухова О. А. Града Мурома святые//Первый Муромский сб. Муром, 1993. С. 34-68; Руди Т. Р. , Соколова Л. В. Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 429-433 [Библиогр.]; Милостивая, прав. Иулиания Муромская (Лазаревская): К 400-летию со дня преставления. Муром, 2004. С. 48-53; Сказания о прав. Иулиании Муромской (Лазаревской) чудотворицы: Житие с акафистом. Муром, 2004. А. В. Кузьмин, мон. Мелетия (Панкова), игум. Серафим (Питерский) Иконография Праведные Георгий, Иулиания и прп. Феодосия Лазаревские. Икона. 2004 г. Мастер И. В. Сухов (ц. во имя арх. Михаила в с. Лазареве) Праведные Георгий, Иулиания и прп. Феодосия Лазаревские. Икона. 2004 г. Мастер И. В. Сухов (ц. во имя арх. Михаила в с. Лазареве) Ранних изображений Г. не сохранилось; об их существовании известно из лит-ры нач. XX в. ( Евгений (Мерцалов), еп. С. 25-26). В принадлежавшем Г. Д. Филимонову сводном иконописном подлиннике XVIII в. приводится описание древней иконы праведной семьи Осорьиных: «Святыя праведныя Иулиании Муромския на реке Илевне; подобием аки Елисавет, на главе плат зеленой, верхняя риза баканная, исподняя голубая, десница прижата, в шуйце лестовка. А муж ея Георгий надсед, брада аки Григория Богослова, шуба княжеска киноварная, исподняя зеленая, в шапке; а дщерь ея, инока схимница Феодосия; на иконе на старой писаны. А сын ея Димитрий, у него ныне сын Аврамий в Стародубском уезде» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 43). Чудотворная икона прав. Иулиании из ц. Успения Богородицы погоста Муська Муромского у., к-рая «в глубокой древности явилась на озере Святе, отстоявшем от погоста на 4-5 верст, откуда и была принесена в храм», имела 6 житийных клейм, причем в 2 из них - «Бракосочетание» и «Благопопечительное служение мужу» - был изображен Г. Подобное житийное произведение 1925 г., созданное Д. С. Стеллецким, находится в ц. прп. Сергия Радонежского в Париже.

http://pravenc.ru/text/164229.html

Не прошло после того и пяти дней, как и тот вол, которого подарил блаженный Филарет поселянину, съевши в поле ядовитое растение (называемое чемерица-еллевор), пал и издох. Это привело в недоумение поселянина, и снова придя к Филарету, он сказал ему: «Господин, согрешил я пред тобою и перед детьми твоими, что разлучил пару волов твоих; верно, потому и не допустил меня Праведный Бог получить пользу от вола твоего: вот, объелся он какого-то зелья и издох… Ничего не отвечал на это поселянину боголюбивый и милостивый нищелюбец, блаженный Филарет, но поспешил привести к нему оставшегося вола и, отдав его ему, сказал: «Возьми, брат, этого вола и уведи его; я же должен отбыть в дальнюю страну и не хочу, чтобы рабочий вол оставался без меня в дому моем праздным». И сказал это блаженный ради того, чтобы тот человек не отказался принять от него и другого вола. И принял вола поселянин и возвратился в дом свой, удивляясь милосердию великому блаженного человека. Когда же узнали об этом домашние Филарета, то стали горько плакать дети его и мать их и говорили: «По всей правде не милосерд отец наш и не любит детей своих, потому что он расточает наше последнее имущество; один только вол оставался у нас в доме, чтобы не умереть нам от голода, и того отдал он чужому человеку». Видя скорбь и слезы детей своих, почтенный отец обратился к ним с такими словами: «Что скорбите вы, дети мои, и себя и своё сердце надрываете? Зачем называете меня безжалостным и думаете, что я хочу уморить вас голодом? А я, между тем, сохраняю в одном месте, которое неизвестно вам, такое богатство и такие сокровища, которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживёте без труда и не заботясь ни о чём, так как и сам я не знаю и счета тому сокрытому богатству… И говоря это, не обманывал детей своих праведник, но по истине прозирал своим духовным зрением то, чему предстояло сбыться впоследствии. В это время последовало царское повеление, чтобы всем воинам собраться в свои полки и выступить против нечестивых варваров, восставших на Греческую империю, и чтобы всякий воин имел хорошее вооружение и по два коня. Причислен был к одному из тех полков и один бедный воин, именем Мусилий, у которого был только один конь, и тот за день до представления в полк заболел и пал. Не имея средств купить коня, бедный воин явился к Филарету и сказал ему: господин мой Филарет, сжалься надо мною, помоги мне. Знаю я, что ты сам обнищал и у тебя самого только один конь, но все-таки прошу тебя, умилосердись надо мною, дай мне и того твоего коня, чтобы не попасться мне в руки тысящника, и чтобы не избил он меня жестоко…

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сам обнищал питалец всех убогих, – И рад бы дать, да нечего. Что делать?!... Ну, все равно пойду я к Филарету: – Хоть делом он и пособить не может, За то поможет лаской и любовью: Со мною он поплачет, погорюет И укрепит мой дух он мудрым словом И сладкою беседой и любовью Мою печаль и душу прояснит». И он пошел, не медля, к Филарету. Застав его на пашне, рассказал он Свою беду, – и Филарет мгновенно Отпряг вола, подвел его к соседу И с радостной улыбкою сказал: – «Возьми скорей, веди к себе на ниву! Когда-ж ее допашешь, взборонуешь, – Вола отдай соседу твоему. Что-ж ты стоишь? Иди скорей на пашню И торопись теперь с своей работой, Пока Господь нам ведро посылает!» Но перед ним в глубоком изумленье Поселянин растроганный стоял. – «Муж праведный», сказал он со слезами, «Что делаешь? Опомнись ты и вспомни. Что ты бедняк такой же, как и я, Что потерял ты все свои богатства, Что у тебя не тысячи волов, А только два! Что будешь делать ты С одним волом, отдавши мне другого?..». – «Ты думаешь, что беден я. Напрасно!..». Прервал его с усмешкой Филарет, – «Послушай, я тебе открою тайну – Ведь я богат!... Богаче несравненно Чем прежде был... Есть у меня богатства Несметные – их станет мне на век, Но до поры до времени я должен От всех скрывать сокровища мои... Об участи моей ты не печалься: – Я человек запасливый и хитрый – Кормя других, себя не забываю – И думаю о будущем всечасно... Бери вола и отправляйся с миром! И селянин поверил простодушно Правдивому и праведному мужу, Облобызал его он со слезами, И взяв вола, на пашню поспешил. А Филарет с волом своим и плугом Пошел домой, и выйдя на дорогу, Другого он соседа повстречал, И слезы на глазах его заметив, Он вопросил его, о чем он плачет – «Как мне не плакать!» отвечал сосед, «Ты знаешь, никогда богат я не был, Когда-ж на нас напали Агаряне И все кругом пожгли и разорили, То у меня осталась лишь корова, И всю семью мою одна кормила; Но и она сегодня утром пала, И мы теперь без всего остались: Жена моя совсем убита горем, Кричат и плачут маленькие дети –

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010