Один бедный земледелец тоже пахал свое поле, как вдруг его бык свалился и издох. Не в силах снести эту потерю, принялся он горевать и рыдать, проливая горькие слезы и обращаясь к Богу: «Господи, ничего у меня не было, кроме этой пары быков, а ты и ее лишил меня; как стану кормить я свою жену и девять детей–несмышленышей? Чем внесу подать царю? Из чего уплачу своим кредиторам? Ты же, господи, знаешь, что сдохший бык дан был мне в долг! Что делать – не знаю! Остается покинуть свой дом и скрыться в далекой стране, пока не узнали мои кредиторы и не накинулись на меня, словно дикие звери. О, господи! Если б ты не поверг в нищету нищелюбца Филарета из Амнии, я бы смело пошел к нему и взял другого быка, запряг бы его в свою упряжку и забыл о своем сдохшем быке; но теперь и Филарет нуждается в чужой помощи!» Так думал он, а потом сказал себе: «А все же пойду–ка я к Филарету и поведаю о своем несчастье тому, кто прежде кормил странников; он поплачет со мною, и я получу хоть какое–нибудь утешение в горе. Правда, я знаю, что ему не из чего дать мне что–либо, но ведь не позабыл же он своего прежнего милосердия…» И вот пошел земледелец к Филарету и застал праведника за пахотой, принялся со слезами рассказывать ему о сдохшем быке. Едва только услыхал праведник про быка, тотчас поспешил отдать земледельцу быка из своей упряжки, полагая, что чем плакать вместе с этим человеком, лучше утешить в его потере даянием. Тогда земледелец говорит Филарету: «О, господин мой! Я знаю одно – что другого быка у тебя нет! Как же ты станешь обрабатывать свое поле?» Тот ответил ему: «Есть у меня дома другой бык, преогромный и сильный; он сможет прокормить всю мою семью. Бери себе вот этого быка и беги скорее, чтобы другой твой бычок не стоял без дела и чтоб домашние твои не узнали, и супруга твоя не плакала больше, чем ты». Взял земледелец быка и отправился, радостный, в путь, славя Бога и молясь за Филарета. А честный праведный муж погнал своего единственного быка, положив ярмо себе на плечо; радуясь, он возвращался домой; увидала жена Филарета, что он идет с одним быком, а на плече ярмо возложено, говорит ему: «Господин мой, а где же другой бык?» Филарет ответил: «Утомившись, присел я на солнцепеке, а быков развязал, – пусть себе пасутся, да и я передохну немного; но я задремал, а бык отвязался и убежал в поле».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Имение обладает потрясающей силой и властью. Вот, казалось бы, нет ничего — и ладно. А появляется что-то, и человек сразу за это цепляется. Нужно быть к себе внимательным, суметь уловить момент, когда сердце начинает срастаться с имением, и разрубать эту связь. Господь и Сам посылает ситуации, когда человек может эту страсть побороть естественным образом, но так бывает, что она, эта страсть, столь велика, что человек отметает все, что Богом посылается… — Но ведь чем больше отдаешь, тем больше возвращается! Однако на это корыстно рассчитывать ни в коем случае нельзя… — Да, если человек решает именно из таких побуждений и с такими целями отдавать кому-то то, что имеет, он должен быть готов к тому, что цель эта может остаться недостижимой. — И еще один закон: если у тебя в кармане 20 копеек, с ними расстаться гораздо проще, чем с двадцатью рублями. — Да, ведь ты уже начинаешь рассчитывать на них, планировать, что на них купишь, и вдруг их у тебя кто-то просит… И с ними очень трудно расстаться. Но! Не всегда и надо расставаться, на самом деле. Вопрос в том, кто просит, зачем просит и почему просит. Апостол Павел говорил, что наш избыток должен служить в восполнение чьего-то недостатка (2 Кор. 8, 14). С нас спросится не по тому, чего мы не имеем, а по тому, что у нас есть. Да, были подвижники, которые настолько пренебрегали любым имением, что, глядя на них, кажется, что они жили за гранью — не только общечеловеческой, но даже и общехристианской нормы. К примеру, праведный Филарет Милостивый раздавал все, а у него была достаточно большая семья, которая тоже нуждалась в пропитании. И члены его семьи находились в том состоянии, что уже им надо было что-то давать. В конце концов Господь возвратил святому Филарету все сторицей: его дочь стала супругой императора. Был и такой удивительный подвижник схиархимандрит Виталий (Сидоренко) из Тбилиси, который постоянно раздавал все, что у него появлялось. Сначала он жил в келье в горах, и понятно, что там у него ничего не было. А потом он переселился в город, и ему дарили то одеяло, то ботинки, то еще что-то — он все раздавал и очень плакал: «Я им говорю: раздавайте, раздавайте! Они мне тащат…». Но такие подвиги — из ряда вон выходящие. У преподобного Варсонофия Великого даже есть такой совет: когда приходит к тебе кто-то и просит у тебя что-либо, а тебе самому это необходимо, ты имеешь право отказать. Потому что если человек может расстаться с чем-то и не терзаться, расстаться и не причинить неудобства своим близким, которые вместе с ним имеют права на это имущество, то отдать можно. Если же ты отдаешь последнее, ты обязательно должен подумать о тех, кто находится рядом с тобой, и о том, что потом будешь делать ты. Потому что если ты отдашь последнее и пойдешь сам у кого-то просить в свою очередь, то вряд ли в этом будет смысл.

http://pravoslavie.ru/64804.html

26 апреля 1959 года, в Неделю ваий, Святейший Патриарх Алексий I за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе города Москвы рукоположил монаха Филарета во иеродиакона. Иеродиакон Филарет продолжал заниматься в духовной академии и служил в храмах Троице-Сергиевой Лавры, всякий раз совершая богослужения с благоговейной торжественностью и истинным смирением перед величием Таин Божиих. Весной 1961 года иеродиакон Филарет окончил полный курс Московской духовной академии со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Личность выдающегося иерарха глубоко почиталась Святейшим Патриархом Алексием I, который был инициатором проведения в Московских духовных школах Филаретовских вечеров. Всегда выступая на них со своим мудрым словом, Святейший Патриарх прививал студенчеству любовь к духовному облику Московского святителя. Поэтому отец Филарет с душевной радостью и трепетом работал над этой темой. Решением Ученого совета академии иеродиакон Филарет был удостоен степени кандидата богословия и был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций по истории и разбору западных исповеданий на III курсе академии, а позже ему было поручено преподавание гомилетики в академии и семинарии. 14 декабря 1961 года за Божественной литургией в освященной в честь святого праведного Филарета Милостивого Крестовой церкви в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Алексий I рукоположил иеродиакона Филарета во иеромонаха. В сентябре 1962 года иеромонах Филарет был назначен старшим помощником инспектора, а в июне 1963 года — инспектором Московских духовных академии и семинарии. 4 августа 1963 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры по благословению Его Святейшества Преосвященный Питирим (Нечаев), епископ Волоколамский (скончался в сане митрополита Волоколамского и Юрьевского), возвел иеромонаха Филарета в сан игумена с возложением палицы и креста с украшениями.

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-i-s...

Из Саровской пустыни Феодор перешел в московский Симонов монастырь, где проходил послушание его старший брат Архипп. Здесь Феодор 4 апреля 1786 г. был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого; память 1 декабря). 8 мая 1787 г. он был рукоположен в иеродиакона. Во время пребывания в Симоновом монастыре Филарет оказывал благотворное влияние на свою мать, которая была послушницей Новодевичьего монастыря. Он убедил ее принять постриг, от которого она отказывалась из смирения и неуверенности в своих силах. После принятия ею монашества сын застал ее плачущей. Она сказала, что не может в точности исполнять все свои обязанности. «Тогда Филарет ее утешил и обещался молиться за нее, чтобы Господь даровал ей Свою благодатную силу вынести все трудности и искушения» . В 1788 г. митрополит Гавриил (Петров) вызвал иеродиакона Филарета как монаха строгой жизни в Санкт-Петербург и поместил в число братии Александро-Невского монастыря (с 1794 г. – лавра). В следующем 1789 г. преосвященный Гавриил рукоположил его в иеромонаха. «Как много ценил преосвященный Гавриил духовную опытность и знание иноческой жизни в отце Филарете при личном знакомстве с ним, доказывает то обстоятельство, что когда после долгих ожиданий получил он из Молдавии сделанный старцем Паисием перевод с греческого книги “Добротолюбие” и отдал его для пересмотра и исправления ученым Александро-Невской духовной семинарии, то поручил им обращаться за советами к духовным старцам, проходившим самим делом высокое учение о духовной созерцательной жизни и умной молитве, предлагаемое в “Добротолюбии”. В числе этих старцев был отец Филарет» . В феврале 1791 г. иеромонах Филарет был поставлен управлять подворьем новгородского Юрьева монастыря, расположенного в Китай-городе. Священнослужение он совершал в церкви святого пророка Илии, принадлежавшей подворью. Управление подворьем, сопряженное со многими житейскими попечениями, мало соответствовало духовно-молитвенному настроению отца Филарета. 7 июля 1794 г. он был уволен от управления подворьем согласно его прошению.

http://pravoslavie.ru/2526.html

Однако это новое счастье даже на мгновение не ослепило святого старца: он немедленно велел приготовить роскошное угощенье, на которое созвал нищих, стариков и калек со всей столицы. С тех пор праведный Филарет всегда обходил улицы Константинополя в сопровождении слуги, несшего в руках три сумы: одну – полную золотых монет, другую – серебряных и третью – медных. И каждый раз, когда навстречу ему попадался какой-нибудь бедняк, он наугад опускал руку в одну из них и таким образом равно оделял милостыней достойных и недостойных, никогда не отмеряя ее по собственному рассуждению, но будучи лишь орудием милосердия Божия, которому ведомы нужды каждого из людей . Возведенный в достоинство консула, но все столь же смиренный и кроткий, святой Филарет заранее был извещен о своей предстоящей кончине. Тогда он собрал всю большую семью у своего одра, подобно патриарху Иакову (ср.: Быт. 49), и просил без сожаления раздать все оставшееся имущество бедным и обездоленным, прибавив при этом такое поучение: «Дети мои, не забывайте гостеприимства, навещайте больных и заключенных в тюрьмах, призирайте на вдов и сирот, давайте погребение умершим в нищете, не пренебрегайте частым посещением церкви, не желайте чужого имущества, никого не хулите и не радуйтесь несчастью ваших врагов, поступайте во всем так, как я сам поступал во все время моей жизни, и Бог не оставит вас своим заступлением». Вслед за этим, произнеся слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли» (Мф. 6: 10), он с радостным и просветленным лицом предал душу Богу (792) 14 декабря 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Елена 15 декабря 2023, 09:17 Святой Праведный Филарет Милостивый, моли Бога о мне! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь Екатерина 14 декабря 2021, 17:38 Святый Отче Филарете, прошу тебя помолись ко Господу Иисусу Христу о моей тяжело болящей мамочке Валентине с просьбой об исцелении. Благодарю тебя и Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и его Пречистую Матерь Пресвятую Богородицу. Аминь

http://pravoslavie.ru/58091.html

Святой праведный Филарет Милостивый жил в VIII веке в Византии. Был он богат, имел семью, детей, но в некоторой степени даже стыдился своего благополучия и старался как можно больше угождать людям. В его доме постоянно кормились нищие, он много жертвовал в пользу обездоленных. Тогда Господь наслал на него испытание: будет ли он столь же милостив, когда богатства его уменьшатся? Благополучие Филарета пошатнулось, но он продолжал свои благодеяния. Нашествие арабов полностью разорило Филарета, но он роздал и то, что у него оставалось, поскольку у соседей и того не было. Теперь он сам возделывал поле, имея для этого двух волов. Потом и вола одного отдал соседу, у которого пал единственный вол. Жена укоряла его, как некогда библейского Иова, но вскоре он и последнего своего вола отдал и все имущество роздал, поскольку душа его уже пребывала в блаженном состоянии. Но Господь не оставил семью Филарета – император Константин Багрянородный влюбился в его старшую внучку, высокую и статную красавицу Марию, и взял ее в жены. Семья, за исключением самого Филарета, переселилась в Константинополь, в царские хоромы. Отныне он мог не беспокоиться о благополучии жены и детей. Получая дорогие царские подарки, дедушка императрицы Марии продолжал все раздавать нищим, и Бог послал ему долгую и счастливую жизнь, девяноста лет от роду блаженный Филарет скончался и был причислен к лику святых. «Отдал бо еси дольная и кратковременная, взыскуя горних и вечных», – поется о Филарете Милостивом в посвященном ему кондаке. Тема, излюбленная Дроздовым, о чем свидетельствуют его проповеди , предшествовавшие принятию монашеского пострига. Здесь и нужно искать ответ на вопрос, почему он стал отныне Филаретом. Пострижение происходило во время литургии в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры, в которой он доселе постоянно прислуживал. Перед началом пострига он снял все свое одеяние и предстал перед постригающим в одной длинной рубашке – власянице. Состоялся опрос, призванный получить ответ о том, что постригаемый намерен стать монахом по своей воле и твердому намерению. Зазвучали молитвы о даровании новому иноку благодатной силы для успешного несения его подвига. Начался постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2009-2022 От 5 февруари 2009 г.  е личен секретар на Светейшия Патриарх Кирил. От 5 март 2009 г.  Светейшият Патриарх Кирил го подстригва за расофорен монах с името Антоний в чест на преподобномъченика Антоний Валаамски в домашния храм «Свети праведни Филарет Милостиви» в Патриаршеските покои на Свято-Троицката Сергиева лавра. На 8 март 2009 г.  Светейшият Патриарх Кирил го ръкополага за йеродякон в катедралния храм «Христос Спасител» в Москва. От април 2009 г.  до  8 април 2011 г.  е ръководител на личния секретариат на Патриарха Московски и на цяла Русия. На 3 април 2010 г.  в храма «Христос Спасител» Светейшият Патриарх Кирил го ръкополага за йеромонах с възлагане на набедреник. На 5 юни 2010 г.  завършва Санкт-Петербургската духовна академия с отличен успех. С решение на Светия Синод от  22 март 2011 г.  (журнал 32) е назначен за клирик на ставропигиалната енория «Свети Николай» в Рим. С решение на Светия Синод от  30 май 2011 г.  (журнал 62) е освободен от длъжността клирик на храма «Свети Николай» в Рим и е назначен за предстоятел на ставропигиалния храм «Света великомъченица Екатерина» в Рим. На 12 юли 2011 г.  с указ на Светейшия Патриарх Кирил е назначен за секретар на енориите на Московската Патриаршия в Италия. На 18 юли 2013 г.  по време на богослужение в Троице-Сергиевата лавра Светейшият Патриарх Кирил го възвежда в сан архимандрит. На 7 октомври 2015 г.  Светейшият Патриарх Кирил в домашния храм «Свети праведни Филарет Милостиви» в Патриаршеските покои на Свято-Троицката Сергиева лавра го подстригва за мантиен монах с името Антоний в чест на преп. Антоний Римлянин. С решение на Светия Синод от  22 октомври 2015 г.  (журнал 62) е избран за епископ Богородски, викарий на Патриарха Московски и на цяла Русия, възложено му е архипастирското обгрижване на енориите на Московската Патриаршия в Италия, и е назначен за ръководител на Управлението на Московската Патриаршия по въпросите на задграничните учреждения. Наречен за епископ на  23 октомври 2015 г.  в храма «Въведение Богородично» на манастира «Оптина пустош». Ръкоположен на 26 октомври по време на Литургията в Новодевичия манастир в Москва. Богослуженията оглавява Светейшият Патриарх Кирил.

http://mospat.ru/bg/chairman/

Отец автора жития, Иоанн, был старшим сыном праведного Филарета. Детство Никита провел в доме своего деда в пафлагонской деревне Амнии. Около 788 года, после того как их семья породнилась с императорским домом, он вместе с родителями и дедом переселился в столицу империи, а в 18 лет ушел в монастырь и принял там постриг. 20 лет спустя Никита был сослан в Кариуполис, расположенный на юге Пелопонесского полуострова, и вскоре после этого, в изгнании, составил житие Филарета Милостивого. Время кончины Никиты осталось неизвестным. Пострадавший, судя по времени его ссылки, за почитание икон, гонения на которые были возобновлены императором Львом Армянином, он, повествуя о своем деде, не затрагивает эту тему. Хотя его дед оказался ввиду брака внучки в тесной близости со двором, перипетии политической жизни империи не входят в поле зрения агиографа. В своем сочинении он даже не упомянул о той буре политических страстей, которая возбуждена была разводом Константина с двоюродной сестрой Никиты Марией. Удивительное приключение в истории его семьи не потревожили душевный мир автора жития. Он до конца оставался смиренным христианином, лишенным и тени превозношения и гордыни. Святой праведный Филарет Милостивый Когда Филарет разорился вконец, участь его семьи внезапно изменилась, и самым кардинальным образом. Как рассказывает Никита, в ту пору, когда его внучки вошли в возраст, устраивались смотрины девушек, из которых надлежало выбрать будущую супругу юного императора Константина. Посланники двора объезжали империю в поисках красавиц. Заехали они и в Амнию и там остановились в доме Филарета, который хотя и обеднел, но в селе его жилище было все же самым просторным. Из этого видно, что Филарет не был крестьянином, как считают некоторые комментаторы текста его жития, но обедневшим землевладельцем, благородным (эвгенис), кем-то вроде российских разорившихся мелкопоместных помещиков. Гостей надо было угостить, а в хозяйстве не оставалось даже курицы, и Феосево на призыв мужа приготовить трапезу для посланцев царя предложила не без укора мужу за его расточительность подать на стол дикие овощи – зелень.

http://pravoslavie.ru/144078.html

В августе 1804 года Василию Михайловичу представился случай побывать в родном городе. В Коломенском Успенском соборе заканчивалась роспись, и туда ожидали на обновление храма Митрополита Платона. " Казалось бы, чем больше росло в нем самосознание взрослого человека, тем сильнее должно было бы возрастать чувство самостоятельности, но наблюдается нечто обратное… и всякий раз, когда перед ним встают те или иные материальные или моральные затруднения, он немедленно обращается за советом к своему родителю. " — Один из составителей биографии святителя Филарета. С августа 1806 года Василий Михайлович был назначен проповедником. Монашеский постриг В 1806 году митрополит Платон, верный своему обыкновению склонять учащихся и наставников к принятию монашества, советовал Дроздову принять постриг. Василий Михайлович долго колебался, советовался с родителем, который отвечал: «…Всё зависит от способностей и склонностей каждого. Их можно знать самому…» " Батюшка! Василья скоро не будет; но вы не лишитесь сына: сына, который понимает, что Вам обязан более, нежели жизнью, чувствует важность воспитания, знает цену Вашего сердца. " — Письмо родителю 100-е 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном был пострижен в монашество с именем Филарет, в честь праведного Филарета Милостивого. Хиротония и ректорство 21 ноября 1808 года митрополитом Платоном рукоположен во иеродиакона. В 1809 году, уже в сане иеродиакона, был переведён в Петербург; 28 марта того же года рукоположён во иеромонаха. 30 июня 1811 года «Всемилостивейше пожалован, за отличие в проповедывании Слова Божия» наперсным крестом с драгоценными камнями. 8 июля 1811 года возведён в сан архимандрита. 11 марта 1812 года определён ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и профессором Богословских наук; оставался в должности до 1819; радикально модернизировал программу преподаваемых дисциплин. Был близким помощником и союзником митрополита Новгородского и С.-Петербургского Амвросия (Подобедова), что вызывало недружелюбие другого влиятельного при царском дворе иерарха того времени — честолюбивого и светски образованного архиепископа Калужского (впоследствии Рязанского) Феофилакта (Русанова), домогавшегося столичной кафедры и бывшего с 29 ноября 1807 года членом новоучреждённого при Святейшем Синоде «Комитета о усовершении духовных училищ» (с 26 июня 1808 году «Комиссии духовных училищ»), который находился в фактическом ведении влиятельного реформатора М. М. Сперанского.

http://lib.cerkov.ru/authors/395

Забыв про свои изнеженные руки и преклонный возраст, праведник закатал рукава и сам пошел с парой волов пахать на поле. «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10), – напоминал он себе слова апостола Павла. А также приговорил и другое: «Трудясь, надобно поддерживать слабых» (Деян. 20: 35). Как-то раз к известному в округе сердобольцу пришел поплакаться бедный крестьянин, у которого умер вол, взятый в кредит, из-за чего под угрозой оказалось пропитание девятерых малолетних детей. Зная, что он теперь не в состоянии рассчитаться с кредиторами и заплатить налоги государству, несчастный земледелец уже хотел было вдаваться в бега, но напоследок решил посоветоваться с Филаретом. Неожиданно для всех, движимый голосом сострадания, Филарет отдал несчастному своих последних волов, позабыв о собственной нужде. Жена святого по этому поводу закатила истерику. Она называла Филарета потатчиком лентяев, ленивцем, безжалостным и бессердечным. Сорвав с головы повязку, она рвала волосы и в сердечной тоске кричала с плачем мужу: «Да, тебе не жаль меня, несчастную, [но ты] пожалел хотя бы детей!» В ответ благочестивый старец цитировал Писание: «Взгляните на птиц небесных – они не сеют, не жнут, не собирают в житницу, и Отец наш Небесный питает их» (Мф. 6: 26); «не заботьтесь о завтрашнем дне, что будете есть, и что пить, и во что оденетесь. Потому что всего этого ищут язычники», «ищите прежде всего Царствия Божия… и это всё приложится вам» (Мф. 6: 31–33) и так далее. «Унаследуют жизнь вечную те, кто ради Христа и Евангелия (см.: Мк. 10: 30) раздавали свое добро бедным», – так он говорил, чтобы уврачевать малодушие супруги. Услышав проповедь мужа, она замолчала. Но это молчание было недолгим. Вскоре между супругами разыгрался настоящий бразильский сериал. После того, как Филарет отдал своих волов и лошадь, начался голод, и он вынужден был сам взять взаймы около 50 килограммов зерна. Он привез это зерно издалека, изрядно утомившись. Дети и жена ликовали от радости. Но как только старец присел отдохнуть с дороги, к нему пришел нищий и попросил пригоршню зерна.

http://pravoslavie.ru/75840.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010