Биографический справочник Святитель Филарет Московский (1782–1867), церковный иерарх, яркий богослов и проповедник XIX века (в миру – Василий Михайлович Дроздов) родился в г. Коломне в семье диакона Михаила (позже – священника) кафедрального собора в честь Успения Божией Матери. В младенческие годы его воспитанием занимались родные бабушка и дедушка – соборный протоиерей Никита Филиппов. В девять лет Василий начинает обучение в Коломенской семинарии. В 1800 году он был принят в философский класс Троицкой семинарии в Сергиевом Посаде. Показав незаурядные способности к языкам, будущий святитель обратил на себя внимание устроителя семинарии Московского митрополита Платона (Левшина) . Окончив семинарию в ноябре 1803 года, он становится преподавателем греческого и еврейского языков, позже – учителем поэзии и высшего красноречия и риторики. С августа 1806 года Василий Михайлович назначается лаврским проповедником. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры Василий был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого). 21 ноября 1808 года митрополит Платон рукоположил его в иеродиакона. В 1809 году он был переведен в Петербург. В 1811 году он становится архимандритом, и в 1812 году занимает пост ректора Санкт-Петербургской Духовной академии, становится профессором Богословских наук. В 1810–1817 гг. святитель разработал практически полный курс богословских и церковно-исторических наук, которые преподавались в Академии. Впервые в стенах Петербургской академии он читал лекции на русском языке. В 1817 году его возводят в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В марте 1819 году в сане архиепископа владыку назначают на Тверскую кафедру, а 3 июля 1821 года – на Московскую, где святитель служил почти полвека – до 1867 года – и пользовался большим авторитетом у современников. В 1826 году святитель Филарет был возведен в сан митрополита. В 1823 году была издана его первая книга – «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Тираж быстро разошелся, появилось второе издание, и книга была переведена на греческий, английский и другие языки. Основным трудом его жизни можно считать начало перевода на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Филарет, до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, митрополит киевский и галицкий, род. 17 апр. 1779 г., ум. 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, кромского уезда, орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич. После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы орловско-севской семинарии, и резиденция преосвященных орловских. В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество. Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ орловский и севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. – в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. – ректора севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории. Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему. По неудовольствию на него со стороны преосвященного орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Архив Пн В Минске прошли торжества по случаю дню тезоименитства митрополита Филарета и 35-летия его служения в Белоруссии 15 декабря 2013 г. 14:27 14 декабря 2013 года, в день памяти праведного Филарета Милостивого, в Минске прошли торжества, посвященные дню тезоименитства Предстоятеля Белорусской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета и 35-летию его служения на Минской кафедре . Накануне праздника викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. В день торжества Божественную литургию в Свято-Духовом соборе возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин , архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан , архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий , управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий , епископ Могилевский и Мстиславский Софроний , епископ Брестский и Кобринский Иоанн , епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Борисовский Вениамин, епископ Смоленский и Вяземский Исидор , наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), а также сонм духовенства из епархий России, Украины и Белоруссии. В храме молились настоятельницы монастырей Белорусского экзархата, многочисленные гости и прихожане собора. На богослужении присутствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко. По окончании Литургии епископ Смоленский и Вяземский Исидор огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой о Господе владыка! В день памяти Вашего небесного покровителя — праведного Филарета Милостивого — примите сердечные поздравления вкупе с пожеланиями крепости сил и бодрости духа на многая и благая лета.

http://patriarchia.ru/db/text/3441377.ht...

25 декабря Священный Синод удовлетворил прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета об уходе на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в Москве, в семье служащих. Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 года являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II степени. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ. Осенью 1953 года Кирилл Вахромеев окончил среднюю школу 557 и параллельно музыкальную школу Бауманского района города Москвы по классу хорового пения и контрабаса. После окончания школы поступил в Московскую духовную семинарию. На втором году обучения в семинарии начал церковное служение в числе иподиаконов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В 1957 году Кирилл Вахромеев завершил курс обучения в семинарии и поступил в Московскую духовную академию. Будучи на втором курсе академии, он решил принять монашество, чтобы всецело посвятить себя служению Церкви Христовой. 3 апреля 1959 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский; скончался в сане архиепископа Саратовского) совершил над послушником Кириллом монашеский постриг с наречением ему имени в честь святого праведного Филарета Милостивого. С этого дня обитель преподобного Сергия Радонежского стала для него духовным домом. «Спасти хотя душу твою, в юности возраста своего, отреклся еси воли своея, и во знамя отсечения ея, постригл еси власы главы своея, и был еси монах, покоривый себе воли Божией и начальником, от Него поставленным: ихже веления тако слушал еси, яко Самаго Господа, никогда же прекословля, но слову веления исполнением дела отвещевая», — эти слова акафистного пения преподобному Сергию Радонежскому всегда напоминали монаху Филарету, иноку Лавры Сергиевой, о данном обете послушания Матери-Церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-i-s...

62. Наше духовное сиротство и бездерзновение веры Еще на заре христианства один вдумчивый философ-христианин сказал, что душа человеческая по природе христианка. В самом деле, отчего так тоскливо живется на свете в наши смутные, безверные дни? Не оттого ли, что все дальше и дальше улетают от нашего сознания истинные христианские идеалы? Не от того ли, что мы все больше и больше духовно сиротеем? Оглянешься назад, вспомнишь сравнительно недавнее прошлое: митрополиты Филарет премудрый и Иннокентий препростый – Московские, Филарет милостивый, Филофей подвижник и другие – Киевские, святители-затворники Феофан и Иеремия, старцы-подвижники Макарий и Амвросий Оптинские , Варнава Гефсиманский , Иероним и Макарий Афонские, пастырь-молитвенник о. Иоанн Кронштадтский , и много-много других имен, с любовью произносимых православным народом русским. И тепло было на душе сознавать, что они с нами и мы с ними, что во всяком горе можно прибегнуть к ним, в простоте сердца поведать им свои думы, заботы и недоумения, в уверенности, что получишь у них и ответ, и успокоение. А теперь где они – сии светлые носители Духа Христова, сии светочи веры православной? К Богу ушли. А мы осиротели. Может быть, да, конечно, это так и есть: без праведников свет не стоит. Может быть, и теперь есть рабы Божии, за грешный мир молящиеся, но как-то мало слышно о них, будто не открывает их нам Господь за недостоинство наше. И грустно, и сиротливо себя чувствует православный русский человек. И душа просит общения с теми, которых уже не видно среди нас; и идешь в храм Божий, как в дом Отчий, чтобы согреть свою скорбящую, томящуюся духовным одиночеством душу: ведь в храме Божием небо всегда отверсто, ведь там – врата небесные, там можно всегда войти в благодатное общение с теми, по ком грустит сердце. И счастлив ты еще, русский православный человек, что там, на небе, у тебя столько родных тебе по плоти святых Божиих, которые с такою любовью смотрят на тебя с высоты небесной, молятся за тебя, с готовностью принимают твою слабую молитву и несут ее к Престолу Всевышнего! Только не оскудела бы твоя вера, а их любовь неоскудеваема! Счастлив ты, брат мой возлюбленный, что можешь не только взирать на святые лики их здесь, но в разных уголках твоей родной Руси можешь с любовью и детской простотой припадать и к нетленным останкам их, и у подножия их выплакивать горе твое, оплакивать духовное сиротство твое!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Филарет, святитель, митрополит Московский и Коломенский (Дроздов Василий Михайлович) † 1867; память 19 ноября/2 декабря, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых Родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье соборного диакона (впоследствии священника). До девяти лет воспитанием ребёнка занимались его благочестивые родители. В 1791 году он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до её закрытия в 1799 году, после чего перешёл в Троице-Сергиеву лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина ; † 1812). Личность митрополита Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митрополита Филарета. В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 года по 1803 год. 21 ноября 1803 года, по окончании семинарии, после проведённого лично митрополитом Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и древнееврейского языков в той же лаврской семинарии. 30 августа 1806 года перемещён на высший класс пиитический и назначен проповедником при лавре. Митрополит Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808 года утверждает учителем высшего красноречия и риторики. Митрополит Платон писал о своём любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Митрополит Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Но Василий не сразу согласился. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 года подал прошение о пострижении в монашество. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым; 1824, впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский) он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь праведного Филарета Милостивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

16 октября 1799 года указом Святейшего Синода учреждается Слободско-Украинская и Харьковская епархия. Первым епископом нашего края стал преосвященный Христофор (Сулима; +1813), который был достойным владыкой, и имя этого архипастыря харьковчане почтительно хранят до нашего времени. За все последующие годы на Слобоской земле были построены прекрасные храмы, ставшие украшением городов и сёл, местные художники и скульпторы создали настоящие шедевры, связанные с христианской тематикой, поэты и прозаики в своих произведениях воспевали христианские добродетели и продемонстрировали нам множество примеров человеческого достоинства и преданности праотеческой вере. Золотыми буквами в сокровищницу церковной истории вписаны имена многих наших земляков. Среди этих славных имён угодников Божиих следует упомянуть харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), уже при жизни его почитали праведником, а простой верующий народ за кротость и благочестие именовал «Милостивым». С 1841 по 1848 годы епархией управлял святитель Иннокентий (Борисов) . Знаменитый проповедник, «русский Златоуст XIX столетия», учёный-богослов и выдающийся архипастырь, трудами которого в Харьковской епархии восстановлена закрытая в годы правления Екатерины II Свято-Успенская Святогорская Лавра и Свято-Троицкий Ахтырский монастырь. Преемником святителя Иннокентия был епископ Филарет (Гумилевский; +1866). Истинный почитатель монашеской аскезы и один из первых русских церковных историков, автор фундаментального «Историко-статистического описания Харьковской епархии». Знаменитый митрополит Московский Макарий (Булгаков; +1882), с 1859 по 1868 годы — архиепископ Харьковский и Ахтырский. На многих стезях церковного служения владыка Макарий был первопроходцем: в учреждении монастырей и новых крестных ходов, в деле издания газет и журналов духовного содержания, материальной поддержке богословских исследований и трудов светских историков. Харьковскую епархию, как и всю Православную Церковь, не минули горькие плоды воинствующего безбожного наступления в начале XX столетия. В переломные для жизни государства и общества 1914—1918 годы правящим владыкой епархии Господь судил стать выдающемуся иерарху Вселенского Православия - приснопамятному митрополиту Антонию (Храповицкому; +1936) , ставшему впоследствии Первоиерархом Русской Православной Церкви за границей.

http://azbyka.ru/palomnik/Харьков

Зачем мы постимся? Этот вопрос нам, христианам, многократно задает мир. И многократно мы задаем его сами себе. Зачем мы постимся, если мы не меняемся? Входим в пост и выходим из него одни и те же? Зачем нам поститься, если наша жизнь не натягивается, как тетива, чтобы стрелой изрыгнуть из себя молитву Богу? История говорит нам, что в древней Церкви не было такого количества постов. Некоторые ухватываются за этот тезис, как за спасательный круг, и проповедуют глобальное послабление поста, его пластичность и приспособляемость к разным эпохам. Дескать, раньше носили платье, а теперь – джинсы. Но и то, и другое – одежда. Что ж, это сущая правда, что в древней Церкви не было такого количества постов… В ней, кроме этого, не знали интернета, скайпа, телевидения, рекламы. Грехи и пороки были те же, что и сейчас, только не принято было их демонстрировать с каждой кровли и относиться к ним как к норме жизни. Современный школьник 6–7-го класса знает грехов больше, чем взрослый человек I века. Праведный Филарет Милостивый не позволял своим внучкам гулять на улице, чтобы сохранить их в целомудрии, а мы «улицу» привели к себе в дом. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что юноши и девушки сейчас подобны полю пшеницы, по которому прошло стадо свиней: сплошь все вытоптано, только отдельные колоски торчат в разных местах. Так и целомудрие сохранено в молодых людях: хорошо, если хоть отдельные пары входят в брак в телесной чистоте. Подумать только: еще 50 лет назад все было иначе! Одна бабушка на моем приходе рассказывает, что уже была молодой девушкой, а все еще не знала подробностей интимной жизни. Как-то сосед в шутку поцеловал ее, и она пришла домой в слезах и объявила маме, что у нее будет ребенок, так как сосед чмокнул ее в щеку. Сейчас все по-другому. Конечно, можно сказать, что мы пытаемся оградить своих детей от всеобщего растления. Ну да, пытаемся. Но насколько это вообще возможно сделать, отдавая ребенка в обычную школу? И насколько мы сами избежали этого растления, воспитываясь в атеистических семьях в безбожное время? В протухшей колбасе, возможно, есть и нормальные куски, но выкидывают ее всю целиком.

http://pravoslavie.ru/92289.html

Место, где расположен скит, издавна принадлежащее Лавре, в прежнее время было известно под названием “Корбухи”, и еще в начале нынешнего столетия, до времени основания здесь скита, служило местом уединенных прогулок для учеников и наставников, как Троицкой Лаврской семинарии, помещающейся внутри стен Лавры, и заменившей эту семинарию Московской духовной академии, так и Вифанской семинарии. А ранее того, в прошлом столетии, в царствование императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, здесь был летний, художественной архитектуры дворец, устроенный Лаврой для пребывания в нем царственных Особ во время приездов их в Лавру на богомолье. Вокруг дворца был разбит великолепный сад, достойный своего назначения, как места отдохновения таких высоких посетительниц. Вот как изображает прежнее состояние этой местности приснопамятный святитель Филарет, митрополит Московский, в слове при освящении в Гефсиманском скиту храма во имя праведного Филарета Милостивого: ”Место, где мы теперь находимся, в продолжении шестидесяти лет знаю, как очевидец; и сверх того, когда пришел я сюда в первый год текущего столетия, встретил здесь ясные следы и воспоминания прошедшего столетия...Здесь был дом изящного зодчества, который устроением своим показывал, что он назначен был не для постоянного жительства, только для летних увеселительных посещений. Здесь был сад, в котором растительная природа сильно много страдала от искусства, ухищрявшегося дать ей образы, ей несродные… Урочище сие было украшено для царских посещений. Тогда как высота царская смирялась пред смирением святого; тогда как благоговение меньших сынов преподобного Сергия соединялось с благоговением державных, в молитве о спасении душ их, верноподданническая любовь желала проявить себя в том, чтобы предоставить царским взорам некие черты обычного для них благолепия и великолепия… (Со временем) внешние обстоятельства Сергиевой Лавры изменились. Ее древнее достояние вземлется от нее, и через то снимаются с нее многие мирские обязанности и заботы. Прежнее великолепие становится ненужным, так как и невозможным. Здешний царский дом и сад делаются местом скромного отдохновения наставников и учеников духовного училища, которое Лавра основала в своих стенах, на своем иждивении, во дни своего изобилия. По времени увеселительного дома не стало: сад, уступленный искусством природы, обратился в лес. Таким образом преподобный Сергий достиг того, что упразднялось здесь мирское, допущенное на время; и как бы желая вознаградить себя за сие допущение, благоизволил, чтобы здесь водворилось духовное… Родилась мысль, в уединении сего урочища устроить малый храм, при котором поселилось бы несколько братий, особенно расположенных к безмолвию и к более строгому отречению от своих желаний и собственности, и в котором сверх обычных молитвословий, псалтырь Давидова день и ночь издавала бы свои святые и освящающие звуки, сопровождаемые молитвою о мире и благе Церкви, Царя, отечества, великой обители и благотворящих ей“ …

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Праведный Алексий Московский (Мечёв) (1859–1923) О своем рождении отец Алексий рассказывал так: когда наступили роды, покойная мать почувствовала себя очень плохо. Роды были трудные и так затянулись, что родильница была близка к смерти, за благополучный исход доктора не отвечали. В горе и тоске Алексей Иванович, отец батюшки, который служил регентом митрополичьего хора, поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую служил сам святитель Филарет. Алексей Иванович вошел в алтарь и стал молиться, полный печали. Святитель, горячо любивший регента своего хора, заметил Алексея Ивановича и, подзывая к себе, благословил и спросил: «Что ты сегодня такой печальный? Что у тебя?» – «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». – «Бог милостив. Помолимся вместе. Все будет хорошо. Родится мальчик. Назови его Алексием, в честь святого Алексия, человека Божия, сегодня ведь как раз память его в Алексеевском монастыре». Когда, отстояв обедню, Алексей Иванович вернулся домой, то его встретили с радостью: родился мальчик, – это был отец Алексий. Отец Алексий всегда с живейшей благодарностью, иногда со слезами вспоминал заботу и ласку святителя Филарета к их семье, и к нему самому, маленькому мальчику. Митрополит находил время и охоту входить во все нужды и заботы их семьи. Отец Алексий чтил в святителе Филарете великого подвижника, вдохновенного проповедника, и особенно святителя, полного любви и жалости к низшим себя, несмотря на кажущуюся его замкнутость и даже суровость. В характере отца Алексия были подлинно Филаретовские черты: как тот, так и другой были необыкновенно, до безжалостности требовательны к себе и исполнительны во всем, что касалось их служения и долга. Оба были великие воздержники. Про святителя Филарета известно, что, будучи наделенным острой наблюдательностью, он замечал мгновенно все погрешности и опущения при его служении, но, в отличие от многих достойных служителей Церкви, никогда никому не делал никаких замечаний в церкви, не желая смущать служителей алтаря. Также поступал и отец Алексий. Великолепный знаток устава и службы, он все замечал, все видел, все погрешности, ошибки и опущения в службе, особенно у той молодежи, с которой служил за последние годы (и любил служить с ними), но было такое впечатление, что он ничего не видит и ничего не замечает. Через много времени, в удобные и наиболее благоприятные для того минуты, он скажет бывало и поправит. Ошибки же слишком вопиющие, или отражающиеся на ходе богослужения, поправлял сам и незаметно для ошибившегося и тем более для богомольцев: сам запоет как надо, сам совершит то, что нужно сделать другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010