— Почтенный муж, есть ли супруга у тебя? — Есть, — ответил Филарет. — А это — дети мои и внуки. Когда Феозва вошла и поприветствовала гостей почтенным поклоном, они спросили, нет ли у неё дочерей-девиц? И она ответила, что у неё есть три внучки и что они находятся у себя, на женской половине дома. Тогда послы рассказали, с какой целью они явились, и попросили показать им девиц. Когда же девицы вошли, вельможи, поражённые их красотой, воскликнули: — Благодарим Господа, давшего нам счастье найти то, чего ищем. Несомненно, одна из этих девиц станет супругой нашего императора: прекраснее их мы вряд ли уже найдём. Тотчас же всему семейству блаженного Филарета велено было собираться в путь. В столицу же к этому времени съехалось со всей империи множество девиц, которые мечтали стать супругой молодого императора. Одну за другой вводили к Ирине девиц, блиставших молодостью, красотой и великолепными нарядами. Константин и вельможа, ведавший императорским двором, оба любовались девицами и каждой задавали несколько вопросов. Когда же ввели внучек Филарета, то старшая из них Мария приглянулась более других и императору и его матери своим кротким видом и разумными ответами. Её-то и выбрал Константин в жёны себе, а её сестёр в скором времени выдали замуж за богатых и знатных вельмож. Всю семью Филарета оставили в столице и наградили домами и всевозможным добром. Тогда-то и вспомнились слова Филарета о сокрытом сокровище, которого должно хватить им на многие годы. Став вновь богатым, святой Филарет по-прежнему не забывал убогих, — он получил возможность благотворить им ещё больше. Часто Филарет собирал их у себя в доме, сам прислуживал им за трапезой и, отпуская их, давал каждому по золотой монете. И не было во всём Константинополе такого нищего, которых не изведал бы щедрость блаженного Филарета. Когда же Господь открыл Филарету близость кончины, тот призвал всех своих детей и внуков и сказал им: — Дети мои, вы видели, как провёл я жизнь! Я не жил чужим трудом, но сам зарабатывал свой хлеб. Я не превозносился богатством, дарованным мне Богом, избегал гордости и возлюбил смирение. Когда я обнищал, я не скорбел, не хулил Бога, а благодарил Его за то, что Он наказал меня. Потом Господь ещё более возвысил меня, но и тут я не превознёсся, а богатства, посланные мне Богом, снова передал через убогих Небесному Царю. Так и вы живите. Не дорожите мимотекущим богатством, посылайте его в ту страну, куда я сейчас отбываю. Не забывайте успокаивать странников, заступаться за вдовиц, помогать сиротам, навещать больных и сидящих в темнице, будьте усердны к церкви, не присваивайте себе чужого, не обижайте никого, не говорите и не мыслите зла, не радуйтесь ничьим бедствиям, даже врагов, погребайте мертвых и поминайте их в церкви. И меня, недостойного, в молитвах своих поминайте, покуда сами не перейдёте в блаженную жизнь.

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

Нет слов, чтобы описать все блага, которые Господь там приготовил для любящих Его. Там родственник Филарета увидел праведных, облеченных в белые одежды и наслаждавшихся благами небесными. Между ними был один старец, которого он вдруг не узнал, – сидел он на престоле золотом; с одной стороны окружали его дети новопросвещенные, держа в руках свечи, с другой – множество нищих толпилось, чтобы подойти к нему поближе. И родственник спросил у одного юноши: «Кто сей старец, сидящий на престоле посреди этих пресветлых мужей? Не Авраам ли? А он ему в ответ: «Это Филарет Амнийский, который за любовь свою к нищим и убогим водворяется здесь» («Четьи-Минеи», 1 декабря). 5 . Однажды в Александрии преподобный Серапион Синдонит встретил нищего, который был наг и дрожал от холода. Преподобный подумал: «Как я считаю себя постником и ношу одежду, а этот нищий погибает от холода, и я не сжалюсь над ним?» Снявши с себя плащ, преподобный отдал его нищему и остался нагим, держа при себе св. евангелие, которое носил. Потом он встретил человека, которого вели за долг в темницу. Сожалея о нем и не имея, что подать ему, он продал евангелие и отдал долг за того человека. Придя в хижину нагим, он был спрошен учеником: – Где риза твоя? – Я отдал ее! – отвечал преподобный. – А где евангелие? – Я, – отвечал преподобный, – продал его и дал требующему («Четьи-Минеи», 14 мая). Ответ Иоанна милостивого на вопрос о подаянии милостыни Один из домоправителей спрашивал Иоанна милостивого: «Должно ли уважать просьбы людей, которых одежда не показывает нищеты?» Человек Божий отвечал: «Если ты раб Христов, то подавай милостыню так, как повелел Христос, не взирая на лица требующих. Мало ли есть сребролюбцев, одетых в раздранные рубища? и мало ли есть бедных, достойных всякого сожаления, одетых опрятно? Встречаются тысячи случаев, что тот, кто вчера хотя с нуждою мог обойтись без помощи других, сегодня поневоле требует пособия. Наипаче береги осиротевших девиц: сама природа заставляет одеваться их по возможности опрятно. Заметь сие и не мудрися излише» (из «Жития св. Иоанна милостивого»). Сожалеющий о поданной милостыне теряет награду свою Один житель Константинополя был тяжко болен и, страшась смерти, роздал бедным тридцать златниц. Но, когда выздоровел, стал жалеть о деньгах и поведал свое горе одному знакомому. Этот уговаривал его и угрожал гневом Божиим; но он не переставал жалеть о деньгах. Тогда знакомец говорит ему: «Если уже не хочешь слушать меня, то пойдем в церковь . Там только скажи: «Господи, не я подавал милостыню, а вот этот человек, – и я тут же отдам тебе деньги». Несчастный сребролюбец охотно на то согласился. И вот, только что он взял в руки деньги и сказал упомянутые слова, как тут же в церкви упал и умер («Троицкий листок», 191).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тогда Максимиан отдал его во власть Тивериану трибуну, и самому трибуну поручил идти во Фракию изыскивать и преследовать христиан. Тивериан же, подвергши его сначала пыткам (строганию железом) на дереве (equuleus – деревянная кобыла), велел вести за собой во Фракию. Мать святого, Пимения, извещённая о подвиге сына, с упованием на Бога последовала за ним в путном шествии его. Шествие трибуна из Италии к Византии было продолжительно; следовавшего за ним Александра подвергал он мукам и пыткам в разных местах своих остановок (особенно в Сардике, Филиппополе, Веррее) и наконец, пройдя Адрианополь, близ города Дризипера, у реки Еригона сделан последний допрос ему. «Александр! вот смерть перед тобой; говори, принесёшь жертву богам или нет? Ибо иначе здесь казнят тебя и тело бросят в реку». Святый отвечал: «никогда не принесу жертвы богам твоим, хотя бы ты грозил мне и тысячами смертей». Тогда трибун приговорил отсечь ему голову и тело бросить в реку. Воины остались исполнить приговор, а сам Тивериан отправился в путь. Множество народа из окрестностей сошлось туда, – большей частью христиане. Святой просил спекулатора (палача, исполнителя казни) повременить и позволить совершить молитву. И, умыв руки и лицо, оградил себя крестным знамением и, помолившись, сказал предстоявшим христианам: «отцы и братия! Поминайте труды мои; потому что я не ленился страдать за Господа нашего, да будет милостив ко мне и всем христианам. Сами знаете, как я прошёл от Рима до сего места в узах и оковах, с лишениями, муками и пытками; и всё это я мужественно претерпел не моей силой, а помощью Господа нашего Иисуса Христа. Теперь же отхожу предстать Владыке моему, а вы помолитесь о мне, чтоб я обрёл милость у Него». После казни тело мученика брошено в реку. По смотрению же Божию, четыре пса извлекли тело на берег и сидели при нём, отгоняя зверей и птиц, пока не прибыла мать святого. Она предала его честному погребению, а верные создали на том месте, уже в царствование Константина, и церковь . См. об этой церкви сказанное под 20 августа в житии св. Филиппа Ираклийского. † Память о праведной Гликерии девице

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После кончины святителя Филарета архимандрит Антоний просил нового архипастыря Московского митрополита Иннокентия освободить его от наместнического послушания, но святитель Иннокентий не удовлетворил эту просьбу, и отец Антоний продолжал быть наместником, даже находясь на одре болезни. Его глубоко почитали два архипастыря, причтенные ныне к лику святых, – святитель Филарет и святитель Иннокентий. Все трое были погребены рядом в приделе, созданном незадолго до кончины митрополита Филарета (придел во имя святого праведного Филарета Милостивого Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. – Ред.). Впоследствии придел этот был разрушен. Власти заверяли нас в том, что захоронения митрополитов Московских и наместника Троице-Сергиевой Лавры не были тронуты, однако, когда в 1994 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы начали раскопки, то обнаружили, что все могилы в период большевистского правления и закрытия Троице-Сергиевой Лавры были порушены и останки осквернены. С Божией помощью, ведущими антропологами, а также преподавателями и студентами Московских Духовных школ, имеющими медицинское образование, останки двух великих святителей и наместника Троице-Сергиевой Лавры были опознаны. В наше время, на нашей памяти совершилось прославление в лике святителей Московских Иннокентия и Филарета. А сегодня мы совершили прославление в лике местночтимых святых Радонежской земли преподобного Антония Радонежского, который сорок шесть лет нес подвиг наместничества, вел высоко духовную жизнь, был духовником святителя Филарета. Мы верим, что преподобный Антоний Радонежский всегда предстательствует за Лавру Преподобного Сергия, потому что он унаследовал дух преподобного Серафима Саровского , который завещал ему быть не только отцом, но и матерью для насельников Лавры. Мы верим, что он молится за всех, кто сегодня несет здесь свой подвиг служения Церкви, Отечеству и народу земли нашей в сложное время, которое мы переживаем. В сонме Радонежских святых прибавился новый угодник Божий – преподобный Антоний Радонежский, который много трудов положил здесь и который, верим, своими молитвами укрепляет и нынешнего отца наместника, и братию обители, и тех, кто получает здесь образование и воспитание. Перед нами всегда должен быть образ для подражания и один из них – это преподобный Антоний, духоносный пастырь, молитвенник, стяжавший дух мудрости, которой он щедро делился со всеми, приходившими к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слишком строго судившие и осуждавшие Серапиона по видам человеческим испытали на себе суд Божий, как видели это современники 180 . В тот самый час, когда Иосиф переходил в жизнь вечную, блаженный Серапион встал и сказал вслух бывших с ним: «брат наш Иосиф преставился; да простит его Бог»; потом, смотря на икону Богоматери, прибавил: «бывает подобное и с праведными». Блаженный страдалец и строгий подвижник, приняв схиму, мирно почил 16 марта 1516 г. 181 . Святые мощи его обретены нетленными в следующем году, апреля 7 дня, и остаются под спудом в так называемой Серапионовой палатке лавры 182 . В 1608 г., во время осады лавры ляхами, св. Сергий, как видели лучшие старцы, будил иноков и звал в храм молитвы; сюда вошёл «святой архиепископ Серапион в одежде святительской и стал в алтаре, перед образом Пресвятые Богородицы. Чудотворец Сергий, обратясь к нему, сказал: «отче Серапионе! не медли вознесть моление к милостивому Спасителю и Пресвятой Богородице». Святой архиепископ с поднятыми к небу руками воззвал: «о! всепетая Мати! от всякия избави напасти всех» 183 . Вместе с другими прославленными Новгородскими святителями святой Серапион призывается на помощь в церковных грамотах 1628 и 1654 г. 184 . 171 Ркп. житие св. Серапиона, описанное учеником его игум. Иаковом, в сборнике Сергиевой Лавры 105 и 7. У Румянцева 371. 172 Пролог 16 марта: „приходит в монастырь Пресв. Богородицы, честнаго Ея Успения, на остров, иже есть на Дубенке“. Дубенская общежительная пустынь находилась на острове, омываемом Дубенкой, Дубной и Быстрицей, на границах Тверской и Владимирской губерний, на северо-востоке от Сергиевой Лавры. – В с. Заболотье, находящемся в 6 верст. от Дубенского острова, сохраняется икона Спасителя, с надписью: „сия святая икона поступила из бывшего Успенского, Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавпикине, от строителя старца Леонтия, в 1765 г.“. Чтен. Общ. Ист. 1860 г., кн. 1. 173 Ркп. житие преп. Иосифа, соч. неизвестного: „в сих совопрошениях Троицкий Сергиева монаст.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тогда Ерван со всем множеством Евреев просил архиепископа исцелить ослеплённые очи их и подать им святое крещение. Святитель спросил их, истинно ли веруют в Господа Иисуса Христа? И все свидетельствовали, что веруют несомненно. И так, огласив их и приготовив к таинству Крещения, сам с бывшими при нём епископами и пресвитерами сподобил их святого Крещения. И во святой купели прозирали они вместе телесными и душевными очами, сердцем и устами исповедуя Господа нашего Иисуса Христа во своё спасение. Ервану восприемником от купели был сам царь, который и сделал его, как мужа благоразумного и достойного чести, приближённейшим к себе вельможей, а имя, во святом крещении данное ему, было Лев. Так страна Омиритская вся просветилась светом святой веры, и приняли крещение по всем городам и селениям не только Евреи, но и язычники. И великая радость была по всей земле той, но и ангелы радовались о толиком покаянии и обращении душ. И везде славим был Бог, Который хочет, чтобы все люди спасались и достигали познания истины ( 1Тим.2:4 ). Святейший же архиепископ Григорий дал совет царю повелеть, чтобы дома и жилища Евреев не были скучиваемы вместе, а рассеяны между жилищами давних христиан, и таким образом предупреждались тайные между ними сборища и совещания. Издан был царём и закон о том, чтобы никто из новообращённых не выдавал дочерей своих за мужей из рода Еврейского, а брал зятя из христиан, равно и сыны Евреев женились только на девицах христианских. Это сделано было для того, чтобы род Еврейский, слившись с христианами, забыл свою веру и обычаи. Святой Григорий, утвердивши веру на основании Апостолов и пророков и сотворивши многие знамения и чудеса во славу Божию, оставил свою временную жизнь месяца декабря в 19-й день (552 года), и честное тело его положено было в усыпальнице кафедральной церкви при торжественном собрании епископов, священников, диаконов, отшельников и бесчисленного множества народа – людей, оплакивавших лишение такого отца. Потому что был благ и милостив, любезен людям и благоприятен Богу, Которому и предстоит в лике святых иерархов, с ними славя Отца и Сына и Святого Духа во веки, аминь. Свв. муч. Бонифатия и праведной Агдаиды

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Факты, о которых теперь говорится, взятые именно вместе с самыми воспоминаниями Высокопр. Филарета, свидетельствуют несомненно, что и пасека, и конопляник, и огород, и опушка леса и пр. служили для отрока Феодора истинными питомниками, в которых он не только почерпал первые уроки, но совершал уже втайне и опыты, как бы пробуя свои силы, насколько он мог взяться за ярем Господень от юности своея и взявшись не озираться вспять. И потому всё это, как увидим в своём месте, совершалось им в уединении и втайне от других. А это-то самое, говоря словами церковного панегирика 16 , «бывает тогда, когда благоволит Господь по предведению Своему избрать кого в особенное орудие Своего Промысла для какого-либо высокого служения, хотя в то же время Сам же Господь устрояет так, что эти избранные сосуды благодати облагает как бы закровом, подобно как пчёлы свой улей от праздно-любопытных взоров наблюдателей, поучая и приготовляя этим самым избранников своих к хранению себя и своего избраннического состояния в сокровенности и через это полагая и утверждая в них краеугольное основание для всякого истинного духовного возрастания и преуспеяния – смирение». «Так и было, – говорил тот же церковный оратор, – с в Бозе почившим, великим святителем-отцом нашим. Его, ещё юного отрока, посылал нередко отец его на домашний пчельник стеречь рои пчёл и давал ему читать там Четьи Минеи. И вот здесь-то, под жужжанием пчёл – делательниц сота и мёда, невинное отроческое сердце Феодора увлекалось чтением житий Святых и услаждалось ими паче меда и сота. В один же из этих разов сердце его особенно усладилось и восхитилось при чтении жития праведного Филарета Милостивого; и юный Феодор тогда же решается и даёт обет принять на себя имя этого угодника, чтобы всю жизнь идти по следам его. Вот где и как положено было в сердце в Бозе почившего начало и основание тех великих духовных подвигов, в коих подвизался он в течение всей своей жизни, – начиная с осуществления, возродившейся в нём при настоящем случае, решимости принять имя Филарета, – или что то же – принять иноческое звание».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Я думаю, что ни жертвенной любви, ни милосердию, ни смирению, ни кротости, ни терпению, ни самоотречению, словом, никакому духовному деланию, телесная аскеза не повредит. И если мы все же так настойчиво превозносим духовное в посте, то не потому ли, что нам просто не хочется совершать телесных, да и вообще никаких, трудов? Нам вообще все – лень. Если мы телесно ничего не делаем – это сразу видно. А кто увидит, что мы там духовно несем, внутри себя? Может, и ничего, просто самообманом занимаемся? Поэтому дух противоречия и толкает нас выступать против всякого, кто проповедует какое-нибудь дело . В первую очередь против апостола Иакова, сказавшего: «И вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2: 17). Только сейчас грех стал таким наглым и назойливым, только сейчас стало можно, не выходя из дома, приобщиться к любым видам греха Говорят, в современной Церкви слишком много узаконено постов, что не было такого в апостольские времена. Да, действительно, система праздников и постов складывалась столетиями, и в древней Церкви постных дней было гораздо меньше. Но ведь и соблазнов было меньше в десятки раз! Это раньше можно было вырастить дочь вне контакта с миром до замужества, как например, делал праведный Филарет Милостивый . Сейчас подобное практически невероятно. Только сейчас грех стал таким наглым и назойливым, что кидает удочки искушений изо всех щелей. Только в современном мире стало можно, не выходя из дома, приобщиться к любым видам греха. А когда умножается количество соблазна, должны умножаться и усилия к их преодолению. Поэтому нужно верить, что Церковь развивает свое мировидение, ведомая Духом Святым, а не досужими праздными умами. Только молитвою и постом, сказал Спаситель, можно изгнать демонов из нашей жизни. Молитва – это меч, который держим в правой руке и поражаем им неприятеля, а пост – щит, которым отражаем вражеские выпады. Поэтому, братья и сестры, с великой радостью будем начинать каждый пост. А еще будем стараться смотреть на все глазами святых отцов, и чтобы стяжать это видение – как можно больше читать их трудов.

http://pravoslavie.ru/75465.html

Наталия 14 декабря 2019, 09:07 Отче Филарете! Смилуйся надо мной! Пошли хорошего мужа, с которым мы родим здоровых детей! Руслан Боровик 13 декабря 2019, 18:56 Все время вспоминаю житие этого святого!Потому ,что это Правда Божия,по которой мы должны жить!!! Будем же справедливы,милосердны и праведнны,каким был Филарет Милостивый! Светлана 2 ноября 2019, 20:40 Святой праведный Филарет, услышь меня грешную и моли Бога о мне,чтобы я была такой же милостивой к людям как и ты и не судила их, не делила их на достойных и недостойных, а ко всем относилась с почтением и любовью и не скупилась для них на милостыню и чтобы не ожидала я никакой благодарности ни от Бога, ни от людей, а жертвовала бескорыстно. И ещё, помоги пожалуйста моему мужу в работе, чтобы на месте потерянного клиента у него появился новый, такой же платежеспособный как и прежний, а мне до лета погасить кредит. Спасибо тебе за помощь. Василиса 25 января 2019, 10:21 Милостивый Филарет, помолись за меня Господу Богу. Попроси у него для меня хорошую работу с хорошей зарплатой, чтобы она сама меня нашла. Пусть новая работа будет соответствовать моему образованию и восприятию мира. Благодарю тебя и Бога нашего. Антонина 14 августа 2018, 05:07 Милостивый Филарете, помолись Богу о детях, Пусть они будут здоровы и счастливы. Аминь. Ольга 14 декабря 2016, 18:03 Спасибо за все, Милостивый Филарет! lyudmila Toll 14 декабря 2016, 08:49 Святой Праведный Филарете Милостивый помолись о нас грешных помоги нам очистить сердца наши от гнева от самолюбия и научи нас подражать тебе наполнившись такой же безмерной любовью ко Господу Алиллуйя Алиллуйя Алиллуйя Слава Тебе БОЖЕ Вадим 13 декабря 2016, 13:40 Святый Угодниче Божий Филарете моли Бога о нас,чтоб хоть немножко,хоть чуточку,хоть в промыслах быть похожим на тебя! Фаина 12 декабря 2016, 20:24 Святой Праведный Филарет Милостивый! Помоги семье нашей и особенно сыну моему Андрею, он испытывает нужду в здоровье душевном и телесном, а также в учебе! Помоги ему научиться вести себя с людьми с любовью, помоги ему в любви ко Господу, помоги найти свое призвание в жизни во славу Господу! Аминь.

http://pravoslavie.ru/58091.html

Один из друзей Филарета, прослышав о его крайней бедности, послал ему 40 мер пшеницы. Феозва очень обрадовалась этой милости Божией и сказала Филарету: — Господин мой, дай мне и детям нашу долю, отдай долги соседям, а со своей частью поступай, как знаешь. Филарет сделал всё так, как посоветовала жена, а свою часть в два дня раздал он убогим. Видя, что муж неисправим, Феозва решила не звать его за общий стол, и стали они есть тайно от Филарета. Но однажды, когда мать и дети обедали, к ним зашёл и Филарет. — Примите меня, дети, — попросил Филарет, — если и не как отца, то хоть как странника. Дети засмеялись и сказали: — Садись, папа! Хоть и скудно на столе, но на твою долю хватит! Во время обеда Феозва сказала мужу: Почему же до сих пор ты не показываешь нам сокровища, о которых говорил. Если ты не обманываешь нас, покажи, где спрятаны они, — мы сможем накупить всего и ты вновь будешь обедать с нами. — Потерпите немного, — ответил Филарет. — Скоро вы получите великое богатство! _______________________________ В то время правила Греческой империей благочестивая Ирина со своим сыном Константином. Когда Константину пришло время жениться, Ирина послала своих вельмож по всей империи искать для своего сына достойную невесту. Случилось вельможам побывать и в той стране, где жил св. Филарет. Издали увидали они дом Филарета, отличавшийся высотой и красотой. И хотя сказали им, что в доме том живут бедные люди, заходить к которым не имеет смысла, вельможи всё же велели предупредить хозяина о своём визите. Филарет принял высоких гостей с радостью, выйдя навстречу им и поклонившись до земли со словами: Великая честь для меня принимать таких гостей в моём доме. — Затем велел он жене приготовить хороший обед для императорских слуг, но Феозва возразила ему: — А из чего же приготовить хороший обед? Ведь в доме нет и цыплёнка. Разве что, сварить лебеды, да и то — без масла, поскольку едва упомню и запах его. Она ещё не окончила своей фразы, как открылась дверь, и вошли богатые соседи, неся в дар Филарету и мясо, и птицу, и вино, и хлеб — всё, чем бы он мог угостить знатных гостей. Из всего этого Феозва приготовила вкусное угощение и накрыла на стол в верхней горнице. Когда послы императрицы вошли туда, их поразил вид самой горницы и большой стол из слоновой кости с позолоченными украшениями, весьма искусано отделанный. Прислуживали за столом сын и внуки Филарета. Чинное служение их удивило даже вельмож, и они спросили его:

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010