Поздним весенним вечером четыре девчонки и старший брат одной из них шли гуськом по пыльной дорожке, ведущей к лесу. Мы были подготовлены по полной и очень похожи друг на друга: накрученные локоны зафиксированы лаком с блестками, джинсы-«мальвины» едва доходят до щиколоток, в руках – по непонятному куличику, а в душе – неописуемый праздник.   Праздник — от того, что вот она, ночь, вот он, лес, а мы идем и болтаем весело и беспрерывно. Это было самое удивительное приключение за всю «такую долгую» жизнь. Ночью стало жутко холодно, а нам от этого было еще веселее. У церкви толпилось много людей, самых разнообразных: благочестивые бабушки в красных праздничных платочках и подвыпившая шумная молодежь. Людей среднего возраста почти не было. Мы увидели кое-кого из одноклассников и старших знакомых. Оживленно общались, смеялись, а бабушки вздыхали и уходили в сторонку. Мы были теми, кто портил этот Праздник. Но вскоре нам захотелось замолчать… Я жадно наблюдала за всем, что происходит. Мне казалось, что участвую в потрясающей театральной постановке, где мне посчастливилось играть одну из ролей. Память на всю жизнь оставила мне этот подарок: вспышку света в темном лесу, звон колоколов, ликование людей, когда старушки обнимались с нами и плакали от радости, громкий голос священника в необыкновенном, почти светящемся облачении: «Христос Воскресе!», и радостный людской многоголосый ответ: «Воистину Воскресе!». Правда, я почти не знала тогда, кто такой Христос, но думала: Он потрясающий, если о Нем так радуются. Я не помнила дороги назад, я закрывала глаза и вспоминала яркий свет, возгласы: «Христос Воскресе!». Было неведомое чувство: когда улицы, деревья, дома были не привычными, а совсем новыми, яркими. Сонный город просыпался, а я бежала домой. Увидела склонившуюся у окна маму, задремавшую после бессонной ночи, крепко обняла ее и сказала: «Спасибо тебе, ты у меня необыкновенная!». И с улыбкой, напевая незнакомые ранее мелодии, услышанные ночью, рухнула в кровать. Сквозь сон услышала папин голос: «Что это с ней?». «Она влюблена», — тихо сказала мама. И я поняла, что это чистая правда.

http://pravmir.ru/chistaya-pravda/

– Мне тогда надо мебель передвигать? А у меня кошка. Как я буду передвигать? Да и силы рабочей у меня нет. А ещё боится, что не сможет оплатить долги. Это её скорлупа, её убежище, нора. Заваленная хламом квартира, чёрная дыра ванной комнаты, отсутствие электричества. Одинокое, бедное, вонючее – но наконец-то спокойствие, лишь изредка нарушаемое воспоминаниями о прошлом и достоинстве, страхами, болью. Апатия измученного морально и физически человека – оледенелость человека, который больше не хочет почти никаких перемен, со знаком ли плюс или со знаком минус. Хрупкая ледяная фигурка, которая в любую минуту готова разбиться. Одна наша знакомая старушка живёт у знакомой уже много лет, потому что её жильё не восстановлено. Мы советуем ей писать заявления и обращения, настаивать, добиваться – она машет рукой, опускает глаза: «До этого десять лет как-то прожила – и ещё, даст Бог, проживу». Может, это и правда в нашем, русском, характере – нежелание или неумение суетиться, биться, хлопотать о чём-то для себя? Или это – крайняя степень апатии и отчаяния? Недостаток чувства самоценности и собственного достоинства? Извращённая гордость себе в ущерб? Горько. Если осмотреться в квартире, в которую мы приходим следом, невозможно понять, кто в ней живёт — мужчина или женщина – и какого человек возраста. На стене цветное фото женщины топлесс, вырезанное из журнала; напротив, за стеклянными створками шкафа, – иконки. На тумбочке среди канцелярии и мелочей портрет престарелого великого актёра, вырезанный из газеты; сверху аккуратно от руки подписано – «Депардье». Выкрашенная жёлтым стена напротив окна, на ней выцветшая репродукция картины Журавлёва «Перед венцом». Правда, возраст жильца определить проще, чем пол, – стену на кухне горизонтально режет жирная широкая чёрная полоса. Мы уже видели такие полосы в домах старичков. Когда больному пожилому человеку тяжело передвигаться самостоятельно, он опирается о стену. Любовь Григорьевна, живущая в квартире, глядит подозрительно, раздражённо, будто не узнаёт. Мы уже приходили к ней полтора года назад, напоминаем об этом. Тогда она жаловалась, что трудно ездить за пенсией в другой регион (во время войны пенсии в Чечне не выплачивали и жители переводили их в другие регионы) – здоровье уже не то, болят ноги. Юрист из «Мемориала» помог, чтобы пенсию перевели в Грозный. Правда, в пути часть пенсии «потерялась».

http://pravmir.ru/russkie-starichki-v-gr...

Пожалуй, никакая иная проблема не озадачивает нас, сегодняшних, так, как вопросы отношений полов – «тайна сия велика» (Еф. 5, 32). Легионы глянцевых журналов, мастерски подогревая неуемный читательский голод, обещают привести к победе в непрекращающейся войне полов ту или иную половину человечества. Психологи всех школ и направлений наперебой предлагают решение личных проблем за умеренную или неумеренную плату. Вся эта, казалось бы, старая как мир информация не перестает пользоваться повышенным спросом, потому что служит путеводителем по одному и тому же порочному кругу. Попадают в эту безвылазную колею следующим образом: вначале человек мечтает о счастье в «личной жизни» и усердно пытается выяснить, как же его, желанного, достичь. И, поскольку всякому искренне вопрошающему правильный ответ обязательно дается, нашему соискателю счастья непременно открывается истина об отношениях полов. А правда эта такова, что иной формы счастья в любви, кроме единобрачия, человеку не дано. Эта простая истина не обязательно открывается через Священное Писание или творения Святых Отцов – Божия правда разлита повсюду в мире, и ее доказательством могут послужить люди и явления совершенно светские, как-то добрая супружеская пара, отметившая золотую свадьбу, герои классической литературы или даже участники телевизионного ток-шоу. Казалось бы, что может быть проще – останься с одним человеком, храни ему верность, и душевный мир гарантирован. Но на деле для большинства из нас даже естественный супружеский союз оказывается подвигом непосильным. Происходит так потому, что брак – одно из тех жизненных предприятий, что требуют от человека беспристрастно заглянуть в себя. А для многих из нас страшнее этого ничего не придумаешь. Познакомиться поближе с самим собой – это как для человека, привыкшего считать себя здоровым и не нуждающимся во врачебной помощи, вдруг узнать о своем диагнозе, при котором требуется операция. Тем, кто набирается смелости и рискует заглянуть в собственную душу, открываются такие бездны греха, что даже слова покаянного канона о «свиние, лежащей в калу» покажутся ему по отношению к себе слишком мягкими. А разве много среди нас найдется желающих принять столь ужасную правду о себе? Вот почему подавляющее большинство наших современников сейчас, едва заслышав или разглядев что-то там о нравственности и целомудрии, мгновенно затыкают уши, отводят глаза и опрометью несутся прочь от того источника информации, который еще пять минут назад сами же искали со тщанием. Как в песне Бориса Гребенщикова:

http://pravoslavie.ru/339.html

— Почему мое? — Я вижу. — Не ваше ли, полно, рисоваться эксцентричностью и распущенностью? — А может быть, — равнодушно заметил Марк, — что ж, если б это подействовало, я бы постарался… — Да, я думаю, вы не задумались бы! — сказал Райский. — Это правда, — заметил Марк. — Я пошел бы прямо к делу, да тем и кончил бы! А вот вы сделаете то же, да будете уверять себя и ее, что влезли на высоту и ее туда же затащили — идеалист вы этакий! Порисуйтесь, порисуйтесь! Может быть, и удастся. А то что томить себя вздохами, не спать, караулить, когда беленькая ручка откинет лиловую занавеску… ждать по неделям от нее ласкового взгляда… Райский вдруг зорко на него взглянул. — Что, видно, правда! Марк попадал не в бровь, а в глаз. А Райскому нельзя было даже обнаружить досаду: это значило бы — признаться, что это правда. — Рад бы был влюбиться, да не могу, не по летам, — сказал Райский, притворно зевая, — да и не вылечусь от скуки. — Попробуйте, — дразнил Марк. — Хотите пари, что через неделю вы влюбитесь, как котенок, а через две, много через месяц, наделаете глупостей и не будете знать, как убраться отсюда? — А если я приму пари и выиграю, чем вы заплатите? — почти с презрением отвечал Райский. — Вон панталоны или ружье отдам. У меня только двое панталон: были третьи, да портной назад взял за долг… Постойте, я примерю ваш сюртук. Ба! как раз впору! — сказал он, надевши легкое пальто Райского и садясь в нем на кровать. — А попробуйте мое! — Зачем? — Так, хочется посмотреть, впору ли вам. Пожалуйста, наденьте: ну чего вам стоит? Райский снисходительно надел поношенное и небезупречное от пятен пальто Марка. — Ну что, впору? — Да ничего, сидит! — Ну так останьтесь так. Вы ведь недолго проносите свое пальто, а мне оно года на два станет. Впрочем — рады вы, нет ли, а я его теперь с плеч не сниму, — разве украдете у меня. Райский пожал плечами. — Ну что ж, идет пари? — спросил Марк. — Что вы так привязались к этой… извините… глупой идее? — Ничего, ничего, не извиняйтесь — идет? — Пари не равно: у вас ничего нет.

http://azbyka.ru/fiction/obryv-goncharov...

Тема преодоления разрыва между учением о бытии и этикой обозначена в заглавии книги владыки Каллиста (Уэра): “Внут­рен­нее Царство”. В сердце человека внутреннее Царство Христово являет неразрывную связь живых и умерших. Владыка Каллист приводит пример: его русская прихожанка в Оксфорде «упорно отказывается от того, чтобы называться вдовой. Несмотря на то, что ее муж преставился много лет назад, она не перестает говорить: “Я ему жена, а не вдова”. И она права» 29 . 6. Правда другого: к переосмыслению экзистенциализма Жажда правды — центральный мотив этики Левинаса, в которой “человеческое — это возвращение к раненой совести, к способности бояться неправды больше смерти” 30 . Одно из определений правды по Левинасу — это право другого, предшествующее моим правам. В этике Левинаса присутствуют две традиции, два способа истолкования правды. Библейская правда — “источник права другого, предшествующий моему”. Греческая правдаправосудие, в котором право другого устанавливают после расследования и суда, оно предшествует праву третьего лица. Греческий источник и источник библейский (Афины — Иерусалим) настолько тесно связаны в левинасовском понимании правды-справедливости, что он не разграничивает их на всем протяжении своего трактата “Тотальность и бесконечное”. “Великим трактатом о правде” назовут его критики. В предисловии к немецкому переводу Левинас специально отметит это неожиданное для многих решение: «…в “Тотальности и бесконечном” нет никакой терминологической разницы между сочувствием или милосердием, источником права другого, предшествующего моему, с одной стороны, и справедливостью — с другой, где право Другого — после следствия и суда — предшествует праву третьего. Общее этическое понятие правды (justice) в обеих ситуациях рассматривается без различения» 31 . Риск “между-нами” — это замыкание отношения Я — Ты в “эго­изм вдвоем”. Гедонистическая пара образует простейшую частицу, молекулу “закрытого общества”, которую зачастую упускают из виду его критики и теоретики.

http://pravmir.ru/problema-razryiva-mezh...

«Через год ЕГЭ, а сын вообще не хочет учиться». Что делать родителям «Правмир» отвечает на вопросы читателей 10 июня, 2023 «Правмир» отвечает на вопросы читателей Сын был отличником, побеждал на олимпиадах, а к 10-му классу неожиданно забросил учебу. «Куда-нибудь да поступлю», — небрежно бросает он. До ЕГЭ остался год, надо бы думать о подготовке, а ребенок и слышать ничего не хочет. Что делать родителям, отвечает семейный и подростковый психолог Евгения Курашвили. Вопрос. Сын всегда был отличником, победителем олимпиад и музыкальных конкурсов. Учился сам, никто его не заставлял: «Я такой счастливый, когда хожу в школу». Много читал. Сейчас в 10-м классе. Не хочет ни учиться, ни думать о будущем. Даже программу по литературе мы теперь читаем вместе, сам не хочет. Убежден: все сдаст и куда-нибудь поступит. Хочу разобраться, что с ним, в чем моя ошибка? Как помочь сыну не потерять себя? Евгения Курашвили Ответ. Когда родители рассказывают, как меняются предпочтения, вкусы и взгляды ребенка, то в этом слышится много тревоги. Но описывают они естественный для подростков процесс поиска себя. Еще некоторое время назад ценности сына полностью совпадали с родительскими. Он старательно учился, искренне и с самоотдачей работал на олимпиадах, много читал. Почему? Возможно, потому что маме это было важно. Активность и успехи в учебе поддерживала и одобряла семья. Сын и правда был счастлив, что шел в школу. Неизвестно, правда, от чего: в школе было хорошо или потому что мама довольна? Любая мать хочет, чтобы ребенок хорошо учился. Мечтает о его прекрасном будущем, лучшем образовании, престижной профессии. Но обязательно наступает время, когда подросток вдруг задумывается: «Это вообще мои ценности или мама навязала? Чего я сам-то хочу? Того же, что и родители? Мне важны олимпиады, музыкальная школа, пятерки по математике?» Пытаясь отыскать собственные мотивы и цели, подросток зависает и протестует. Так делает каждый нормальный ребенок. «Куда-нибудь поступлю», — говорит он. Тревожная мама слышит в словах равнодушие, безразличие и наплевательское отношение. Но звучит в них и другое: «Спокойно, я разберусь. Держу руку на пульсе. У меня хорошая база, я уверен, все сдам и поступлю». Это так непривычно — слышать голос ребенка, видеть, как он поднимает голову, убирает вашу руку со своего плеча, двигается вперед в поисках собственных ценностей, смыслов, решений.

http://pravmir.ru/cherez-god-ege-a-syn-v...

Я же тем временем долетел из Тбилиси в Цюрих и сел в следующий самолёт, чтобы лететь в Южную Америку. Самолёт уже начал разгоняться, и тут у одного из пассажиров случился эпилептический припадок, и воздушное судно остановили. Пока больному оказывали первую помощь и эвакуировали с самолёта, прошло минут сорок. Лайнер стал разгоняться снова и почти уже оторвался от земли, как вдруг заглохли двигатели и погас свет! Капитан объявил пассажирам о том, что случилась серьёзная поломка в электрической части самолёта. Мы вылетели примерно через час-полтора, и, как выяснилось потом, если бы не припадок пассажира, то поломка произошла бы уже в воздухе. Так бедный эпилептик, сам того не подозревая, спас всех от гибели. Когда я через несколько месяцев вернулся домой, то рассказал матери об истории с самолётом, а она вдруг стала плакать и поведала свою историю с юродивой. Самое поразительное то, что мы с матерью сравнили время этих событий – молебен обо мне служили именно тогда, когда я был в том злосчастном самолёте... Молебен обо мне служили именно тогда, когда я был в том злосчастном самолёте Так ваш покорный слуга был спасён милостью Божией, помощью юродивой матушки, молитвами матери и православного священника. Я много лет общался с монахиней Инной – она была много лет чадом отца Виталия, – так вот, она много раз мне говорила, что Катя является даже не просто монахиней – схимонахиней. Не знаю, насколько правда. Я матушке Инне верю, для неё тот храм был родным, и она месяцами там жила в послушании. Ещё она говорила, что Катю привёз сам отец Виталий и всегда говорил, что она будет там после него помощницей. Наталья: – Лет 15 назад стояла моя подруга в храме на службе, к ней подошла Катя и погладила ее по голове, приговаривая: бедная девочка, голова все время болит у тебя, и жить негде тебе». В этот же день ее выгнали из дома, и она пришла жить ко мне, а голова у нее действительно болела постоянно после травмы. Ирина: – А еще с братом моим тоже была такая история. Он как-то работал много лет назад в этом храме. Велись ремонтные работы. Брат периодически во дворе включал болгарку. Катя несколько раз подходила и выключала. Он включит, она выключит. Так продолжалось какое-то время, пока брат не накричал на Катю. И буквально через несколько минут из-под болгарки вылетает камень – и прямо вдоль щеки брата. Было так явно, что она его предупреждала. С Божьей помощью пронесло, и все хорошо закончилось.

http://pravoslavie.ru/136926.html

Профессор Анатолий Алексеевич Спасский: к характеристике его ученой деятельности как историка древней церкви Источник Над церковно-исторической наукой в нашем отечестве как будто тяготеет какой-то рок: самые выдающиеся её представители у нас сходят со сцены преждевременно. 16 лет тому назад русская церковно-историческая наука понесла тяжёлую и надолго незаменимую утрату в лице преждевременно – только 46-ти лет от роду – скончавшегося профессора С-Петербургской (ныне Петроградской) Духовной Академии В.В. Болотова († 5 апреля 1900 г.). От этой потери наша наука не оправилась и до сих пор и оправится не скоро. В. В. Болотов представлял собой такую учёную силу, каких не много встречается и на западе. У нас же он был прямо феноменом. – Теперь и наша Московская Духовная Академия понесла в лице, скончавшегося 8 августа 1916 года, профессора Анатолия Алексеевича Спасского утрату, правда, не такую тяжелую, как та, какую понесла Петроградская Академия в 1900 году, и не неожиданную, но почти столь же преждевременную и – говоря безотносительно – очень тяжёлую. Покойный Анатолий Алексеевич Спасский не был учёным феноменальным, но он был во всяком случае учёным и высоко даровитым и весьма серьёзным. Умер он не 46-и, а 50-и лет от роду. Но уже несколько лет тому назад тяжёлая, неизлечимая болезнь лишила его возможности приносить любимой им науке всю ту пользу, какую он приносил ей раньше. Фактически и его учёная деятельность продолжалась не дольше, чем деятельность В. В. Болотова, а если принять во внимание, что кафедру общей церковной истории в нашей Академии А. А. Спасский занял не сразу по окончании академического курса, как В. В. Болотов, то даже и меньше 1 . Однако и за это сравнительно недолгое время (около 20-ти лет) А. А. Спасский сделал для нашей церковно-исторической науки настолько много, что имя его никогда не исчезнет со страниц истории этой науки в России, и некоторые из его церковно-исторических трудов еще очень не скоро будут (или и никогда не будут) заменены другими, им равноправными.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

В разговорах, что мы все так уж плохо живём, слышно некоторое лукавство. Столько колбасы съедается, столько новых телефонов покупается, в каждом доме стиральная машина. Это не назовешь нищетой. То есть мы от жадности не рожаем, как правильно говорит протоиерей Димитрий Смирнов. Да, всего 100 лет назад в России малодетные семьи встречались так же редко, как сейчас многодетные. То есть мы традиционно чадородны и многоплодны, должна же быть у народа генетическая память. Но, скажем честно, кое-что изменилось. У нас семеро детей, старшей – 20, младшему – 8. Сто лет назад у нас уже было бы семеро помощников, сегодня – семеро нахлебников, и это ещё надолго. Это все понимают. Быть многодетным не так, чтобы «престижно и модно». Быть многодетным – значит быть маргиналом, впахивать больше многих, и быть беднее многих… (Ну да, и счастливее многих, только этого не объяснишь). Правда и то, что демографическая ситуация на грани – можем вымереть, если не начнем рожать, много и срочно. Хорошо, что наши власти всерьёз хотят поправить положение. Нужно менять сознание общества и поддерживать материально многодетных, только по-честному. фото: gettyimages.com Хотелось бы, что бы отцовство и материнство вновь были признаны почётным трудом на благо Родины. Ведь мы воспитываем для государства граждан – главный капитал. Пусть звание родителей-героев будет у каждой семьи, воспитывающей 5 и более детей. Без ложной скромности – это подвиг. Не надо бояться, что героев будет много. Надо надеяться на это. Надо, как можно чаще, лучше в каждом выпуске новостей показывать просто хорошие семьи, просто лица отцов и матерей, принимающих на руки своих 4-х, 5-х, 6-х и далее деток. Пусть все видят, как выглядит счастье. А реалии этого счастья таковы: Сегодня можно наблюдать со стороны властей действия, явно противоположные идее поддержке семьи. Наш папа получает белую зарплату (80 тысяч рублей до выплаты налогов). До недавнего времени мы получали около 11 тысяч рублей пособий (как многодетные и как малообеспеченные).

http://pravmir.ru/vvodim-modu-na-mnogode...

- Недавно я увидела сразу семь медведей одновременно, они правда были на большом расстоянии от нас, но все равно было страшно — они ведь очень быстро бегают. Взрослые особи просто шли, медвежата игрались в сугробах и катались на животе по льду озера, агрессии я не заметила, мне показалось, что они хотят есть, потому что были какие-то вялые. Хотя я слышала, что медведь гонял наших мужчин, все в итоге остались живы, просто сильно напуганы. Других подробностей про этот случай я не знаю — меньше знаешь, лучше спишь, —   рассказывает жительница поселка Белушья Губа Надежда Вольф. В соцсетях жители Белушьей Губы и те, кто много лет назад жили в этих местах,  обсуждают особенности поведения медведей, отмечая, что никогда раньше не видели, чтобы медведи ходили вместе, сбившись в “стаю”: — Меня больше всего поражает момент массовости медведей, это же исключительно одиночка по жизни, лучше убьёт сородича, но рядом находиться не будет с ним, поэтому самки и прячутся с медвежатами, растерзают свои же… Что толкнуло их сбиться в «стаю»? Всегда были холода, всегда была эта свалка… Но чтоб вот так, против собственной природы… Вот что страшно…, — пишет бывшая жительница поселка на странице архипелага Новая Земля. Ледовая ситуация в Арктике меняется уже 20 лет, а мы все надеемся на авось Анатолий Кочнев , старший научный сотрудник Института биологических проблем Севера Дальневосточного отделения  РАН, в интервью “Правмиру” объяснил, чем вызвано столь нехарактерное поведение медведей: — Медведи действительно сами по себе одиночки, им не нужны другие медведи рядом, а уж тем более  люди. Но у них есть одна особенность: когда на ограниченной территории их становится много, их социальное поведение мгновенно меняется: они становятся толерантными друг к  другу, они перестают конфликтовать, они бок о бок питаются, как мы видим на видео. И к человеку начинают относиться не как жертве или врагу, а как к другому медведю. Три года назад Анатолий Кочнев написал в своем Живом журнале целую серию  смелых и правдивых статей с пошаговыми инструкциями о том, как надо менять жизнь в Арктике. По его мнению, люди, осваивающие Арктику, не хотели прислушиваться к серьезным сигналам и “звоночкам” о том, что ситуация с белыми медведями постепенно выходит из-под контроля:

http://pravmir.ru/mishki-na-severe-poche...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010